Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 02-02/22-2015 по признакам нарушения АО «... от 1 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена 16 февраля 2016г.

В полном объеме решение изготовлено 29 февраля 2016г.        

 

       Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 02-02/22-2015 по признакам нарушения АО «Областной единый информационно-расчетный центр» (далее – АО «ОЕИРЦ») – г. Тула ул. Л. Толстого д. 114 «А», 300041, части 1  статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ущемлении интересов ООО «Управляющая компания «Управление многоквартирными домами» (далее – ООО «УК «ОМД»)  путем уклонения в переоформлении агентского договора, заключенного между хозяйствующими субъектами,

в присутствии  на заседании:

-представителя АО «ОЕИРЦ»  по доверенности б/н от 01.12.2015г.;

- представителя ООО «УК «ОМД» по доверенности б/н от 12.01.2016г.

в отсутствие представителей Государственной жилищной инспекции Тульской области, МУП «Ремжилхоз», уведомленных надлежащим образом,

УСТАНОВИЛА:

7 июля 2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области поступило заявление  ООО «УК «ОМД» по вопросу ущемления его интересов действиями АО «ОЕИРЦ» (ранее – ОАО «ОЕИРЦ») путем уклонения в переоформлении, заключенного раннее агентского договора.

01.10.2014 между АО «ОЕИРЦ» (Агент) и ООО «УК «ОМД» (Принципал) заключен агентский договора № 408 (далее – агентский договор), пунктом 1.2 которого предусмотрено, что Агент обязуется совершить действия по приему от плательщиков платежей за жилое помещение  и коммунальные услуги в целях исполнения денежных обязательств плательщиков  перед Принципалом по платежным документам для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг (платежный документ), изготовленным Агентом, а также  обязательств по осуществлению последующих расчетов с Принципалом.

Указанный агентский договор действует на территории муниципального образования город Тула в отношении жилых домов, находящихся в управлении Принципала (пункт 1.3. Агентского договора).

Пунктом 10.2  Агентского договора предусмотрено, что указанный договор может быть  изменен или прекращен  по соглашению сторон, а также в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Любые изменения и дополнения к настоящему Договору действительны при условии, если они совершены в письменной форме и подписаны надлежаще уполномоченными на то представителями Сторон (пункт 10.3 Договора).

Приложением 2 к агентскому договору определен перечень многоквартирных, находящихся в управлении ООО «УК «ОМД» по состоянию на дату его заключения – 01.10.2014г.

С момента заключения агентского договора по ноябрь 2015 года количество многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «УК «ОМД», увеличено с  13 до 125 домов. 

Согласно переписке, представленной сторонами, после выбора собственниками многоквартирных домов в качестве управляющей компании – ООО «УК «ОМД», последнее обращалось с уведомительными письмами (от 20.05.2015г. (исх. 181), 20.05.2015г. (исх. 185), 26.05.2015г. (исх. 205) 29.05.2015г. (исх. 220), 08.06.2015г. (исх. 258), 10.06.2015г. (10.06.2015г.) (исх. 270), 06.07.2015г. (исх. 354), 16.07.2015г. (исх. 386) в адрес АО «ОЕИРЦ», с просьбой осуществлять работы по расчетно-информационному обслуживанию указанных многоквартирных домов.

 Из устных и письменных пояснений  АО «ОЕИРЦ» (письмо исх. № 1709 от 20.07.2015г.) следует, что ранее многоквартирные дома, которые указывает в переписке ООО «УК «ОМД», находились во временном управлении МУП МО город Тула «Ремжилхоз», и квитанции продолжали выставляться жителям от его имени, поскольку данное предприятие своевременно не представило сведения об исключении домов из его управления.

 Письмом от 23.06.2015г. (исх. 1365), направленным в адрес ООО «УК «ОМД», АО «ОЕИРЦ» указало на невозможность подписания дополнительного соглашения, сославшись на пункт 3.4. Регламента проведения учета  начисления платы за жилищно-коммунальные услуги и информационные взаимодействия, согласованного  Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области, которым определено, что при смене управляющей организации АО «ОЕИРЦ» вправе направлять запросы  в Государственную жилищную инспекцию Тульской области с целью подтверждения перехода многоквартирных домов  под управление иной управляющей организации.

 Из заявления ООО «УК «ОМД» (вх. 3830 от 07.07.2015г.), направленного в Управление следует,  что АО «ОЕИРЦ» в нарушение жилищного законодательства оказывает давление при заключении агентских договоров и дополнительных соглашений к ним,  навязывая сугубо свои условия, выпуская квитанции, не учитывая факта перехода многоквартирных домов в управление ООО «УК «ОМД», и продолжая печатать платежные документы с отметкой получателя платежа в лице МУП «Ремжилхоз», утверждая, что фактом перехода многоквартирного дома из управления МУП «Ремжилхоз» в ООО «УК «ОМД» может служить только разрешение ГЖИ «Тульской области».

Вышеуказанные действия, по мнению ООО «УК «ОМД», ущемляют его  интересы и   свидетельствуют о нарушении  АО «ОЕИРЦ»  части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 1  статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции»   запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие).

Анализ и оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг по обработке данных (код ОКЭВД 72.30), связанных приемом платежей  от физических лиц и осуществлением расчетов за оказанные жилищно-коммунальные услуги, свидетельствует о том, что АО «ОЕИРЦ» является хозяйствующим субъектом, который в 2015 году оказывал данные услуги в географических границах города Тулы, и его доля на рынке составила более 50 %.

В силу части 1 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50%,  признается доминирующим.

АО «ОЕИРЦ»,  занимая доминирующие положение на товарном рынке услуг по услуг по обработке данных (код ОКЭВД 72.30), связанных с приемом платежей  от физических лиц и осуществлением расчетов за оказанные жилищно-коммунальные услуги, обязано соблюдать требования,  установленные антимонопольным законодательством.

Вместе с тем, пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» установлено, что оценивая действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Комиссия, рассматривая действия (бездействия) АО «ОЕИРЦ» на предмет соответствия  их части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», полагает,  что они (действия) совершены в допустимых пределах, осуществления гражданских прав, при этом Комиссия исходит из следующего:

В соответствии с часть 1 статьи 160 Гражданского кодекса РФ сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами.

 Законом, иными правовыми актами и соглашением сторон могут устанавливаться дополнительные требования, которым должна соответствовать форма сделки (совершение на бланке определенной формы, скрепление печатью и т.п.), и предусматриваться последствия несоблюдения этих требований. Если такие последствия не предусмотрены, применяются последствия несоблюдения простой письменной формы сделки (пункт 1 статьи 162).

Соглашением сторон (пунктом 10.3 агентского договора) предусмотрено, что любые изменения и дополнения должны совершаться в письменном виде и подписываться уполномоченными лицами сторон.

Документов, подтверждающих навязывание АО «ОЕИРЦ» невыгодных условий агентского договора, ООО «УК «ОМД»  в Управление не представило.

АО «ОЕИРЦ», являясь платежным агентом значительного количества хозяйствующих субъектов, занимающихся управлением многоквартирными домами города Тулы, не могло располагать  достоверными сведениями о «движении» данных многоквартирных домов от одного субъекта к другому (о переходе домов от одной управляющей компании к другой).

В целях недопущения, направления (выставления) двойных платежных документов (квитанций) собственникам многоквартирных домов  от разных управляющих компаний (возможно передавшей многоквартирный дом и возможно принявшей его в управление), АО «ОЕИРЦ» направляло письма - запросы в компетентные органы  - Государственную жилищную инспекцию Тульской области.  

Внутренний акт АО «ОЕИРЦ» - Регламент проведения учета  начисления платы за жилищно-коммунальные услуги и информационные взаимодействия, и само право платежного агента получать, подтверждающие документы  от компетентных органов, никаким образом не противоречат действующему законодательству, в том числе жилищному и/или антимонопольному.

После получения, подтверждающих сведений от Государственной жилищной инспекции по Тульской области, АО «ОЕИРЦ» осуществляло печать платежных документов от имени  ООО «УК ОМД».

Учитывая изложенное, руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьями 48-49 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать АО «Областной единый информационно - расчетный центр» занимающим доминирующее положение на товарном рынке услуг  по обработке данных, связанных с приемом платежей  от физических лиц и осуществлением расчетов за оказанные жилищно-коммунальные услуги на территории города Тулы, с долей более 50 процентов.
  2. Дело в отношении АО «Областной единый информационно - расчетный центр» прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействиях).

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны