Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 02-02/24-2015 по признакам нарушения АО "... от 1 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена 16 февраля 2016г.

В полном объеме решение изготовлено 29 февраля 2016г.      

                           

Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 02-02/24-2015 по признакам нарушения АО «Областной единый информационно-расчетный центр» (далее – АО «ОЕИРЦ») – г. Тула ул. Л. Толстого д. 114 «А» 300041, части 1  статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  выразившегося в ущемлении интересов ООО «Управляющая компания «Домоуправсервис» (далее – ООО «УК «Домоуправсервис»)  при выставлении платежных документов (квитанций) на оплату жилищно - коммунальных услуг собственникам многоквартирных домов, находящихся в управлении (обслуживании) последнего,

в присутствии  на заседании:

представителя АО «ОЕИРЦ»  по доверенности б/н от 01.12.2015г.;

представителя ООО «УК Домоуправсервис» по доверенности б/н от 14.10.2015г.,

в отсутствии представителей ООО «ИВЦ ЖКХ», уведомленных надлежащим образом,

УСТАНОВИЛА:

19 августа 2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области поступило заявление ООО «УК «Домоуправсервис» по вопросу ущемления его интересов действиями АО «ОЕИРЦ» путем  выставления платежных  документов на оплату жилищно-коммунальных услуг собственникам помещений многоквартирных домов, управление которыми осуществляет Общество, в отсутствие договорных отношений.

13 октября 2015 года по аналогичному вопросу в Управление поступили заявления гр. < --- >, собственника  помещения в многоквартирном доме 112 «А» по улице Болдина, и  гр. < --- >, собственника помещения в многоквартирном доме 20 «А» по улице Дм. Ульянова.

ООО «УК «Домоуправсервис» осуществляет управление многоквартирными домами, расположенными г. Туле по адресам:

  • ул. Болдина, дома 112 «А», 114 «А»;
  • ул. Белкина, дома 6 «А», 25, 29 «Б»;
  • ул. Жаворонкова, дом 4;
  • ул. Д.Ульянова, дома 12, 12 корпус 2, 16, 18, 20, 20 «А», 22;
  • ул. Демонстрации, дома 138, 146 «А»;
  • ул. 9 Мая, дом 5;
  • ул. Кауля, д. 27;
  • ул. Степанова, д. 33.

1 февраля 2015г. между ООО «УК Домоуправсервис» (принципал) и ОАО «ОЕИРЦ» (агент) заключен агентский договор № 11/2015, согласно которому (пункт 1.1.1 Договора), Агент обязуется совершать юридические и иные действия от своего имени, но за счет Принципала:

- ведение аналитического учета операций по расчетам за жилищно-коммунальные услуги (начисление, учет, обработка) с собственниками жилых помещений многоквартирных домов, заключающегося в составлении и хранении первичных документов (квитанций, ведомостей, актов выполненных работ) и сводных (сводных отчетов по принятым и перечисленным платежам) учетных документов, осуществлении  расчетных функций при составлении указанных документов в программе для ЭВМ «Система автоматизации расчетов в сфере жилищно-коммунального хозяйства»;

- изготовление единого платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг.

Указанный договор, действует на территории муниципального образования город Тула в отношении многоквартирных домов, находящихся в управлении Принципала согласно приложению № 2 к данному Договору (пункт 1.3. Договора).

Приложением № 2 (от 01.02.2015г., 01.03.2015г., 01.07.2015г., 01.08.2015г., 01.09.2015г.) установлено, что данный договор действует только в отношении многоквартирных домов (спорных), расположенных по адресам г. Тула, ул. Жаворонкова, д. 4 и ул. Дм. Ульянова, д. 16.

18 июня 2015г. ООО «УК Домоуправсервис» (Принципал) заключен агентский договор № 49-15 с ООО «ИВЦ ЖКХ» (Агент),  в соответствии с пунктом 1.1. которого, Агент по поручению, от имени, в интересах и за счет Принципала совершает все необходимые действия по учету расчетов за жилищно-коммунальные и другие услуги по жилищному фонду, принятому в управление Принципалом, в порядке и на условиях, определенных настоящим договором. Перечень домов, принятых в управление Принципалом, приведен в приложении № 1 к договору.

Многоквартирные дома, обслуживаемые ООО «УК Домоуправсервис» и расположенные г. Туле по адресам: ул. ул. Болдина, дома 112 «А», 114 «А»; ул. Белкина, дома 6 «А», 25, 29 «Б»; ул. Д.Ульянова, дома 12, 12 корпус 2, 18, 20, 20 «А», 22; ул. Демонстрации, дома 138, 146 «А»; ул. 9 Мая, дом 5; ул. Кауля, д. 27; ул. Степанова, д. 33, включены  в Приложение № 1 к агентскому договору № 49-15 от 18.06.2015г.

Пунктом 63 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ № 354 от  06.05.2011г. (далее – Правила) установлена обязанность потребителя своевременно вносить плату за коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 03.06.2009г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – Федеральный закон о приеме платежей) деятельностью по приему платежей физических лиц  признается  деятельность по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

В соответствии с пунктом 67 Правил плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.

Платежным агентом ООО «УК Домоуправсервис» по вышеуказанным многоквартирным домам является ООО «ИВЦ ЖКХ» и, соответственно, именно оно вправе выставлять платежные документы от имени  Общества.

Но,  несмотря на наличие у управляющей компании (ООО «УК Домоуправсервис») договорных отношений с другим хозяйствующим субъектом (ООО «ИВЦ ЖКХ»), и  на отсутствие данных многоквартирных домов, в агентском договоре № 11/2015г. от 01.02.2015г., АО «ОЕИРЦ» в период с июня по август (включительно) 2015г. неправомерно выставляло собственникам многоквартирных домов  (г. Тула: ул. ул. Болдина, дома 112 «А», 114 «А»; ул. Белкина, дома 6 «А», 25, 29 «Б»; ул. Д.Ульянова, дома 12, 12 корпус 2, 18, 20, 20 «А», 22; ул. Демонстрации, дома 138, 146 «А»; ул. 9 Мая, дом 5; ул. Кауля, д. 27; ул. Степанова, д. 33) платежные документы (квитанции) на содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг от имени ООО «УК «Домоуправсервис».

Пунктом 69 Правил определен перечень информации, который подлежит указанию в платежном документе на оплату жилищно – коммунальных услуг:

  • наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет (подпункт «Б»);
  • указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах) (подпункт «В»);
  • сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды (подпункт «З»).

Согласно пункту 71 Правил примерная форма платежного документа для внесения платы за коммунальные услуги и методические рекомендации по ее заполнению устанавливается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по согласованию с Федеральной антимонопольной службой.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29.12.2014г. № 924/пр, зарегистрированным в Минюсте России 28.05.2015 № 37413, утверждена примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг и методические  рекомендации по ее заполнению, из которых следует, что:

  • в разделе 1 "Сведения о плательщике и исполнителе услуг" указываются обязательные сведения, в соответствии с пунктом 69 Правил, а именно:

- наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет (подпункт «Б» пункта 6 Методических рекомендаций);

оплачиваемый месяц (подпункт «В» пункта 6 Методических рекомендации).

  • в разделе 2 "Информация для внесения платы получателю платежа (получателям платежей)" указываются наименование, номер банковского счета и банковские реквизиты организации - исполнителя услуг и каждой из организаций - исполнителей других услуг, если платежный документ содержит информацию по расчету платежей в адрес нескольких исполнителей услуг, а также суммы, предъявленные потребителю исполнителем (исполнителями) к оплате за расчетный период (пункт 8 Методических рекомендаций).

Общая сумма задолженности (оплаченная в счет будущих расчетных периодов) за предыдущие расчетные периоды отражается в разделе 2 "Информация для внесения платы получателю платежа (получателям платежей)" согласно подпункту "г" пункта 65 и подпунктам "з" и "л" пункта 69 Правил (пункт 10 Методических рекомендаций).

В нарушение указанных требований в платежных документах (квитанциях) для внесения платы за содержание и ремонт помещения и предоставления коммунальных услуг, выставляемых АО «ОЕИРЦ» в июне – августе 2015 года жителям вышеуказанных многоквартирных домов в разделе 1 «Сведения о плательщике и исполнителе услуг» (левый верхней угол)  содержалась  информация об исполнителе услуг – ООО «УК Домоуправсервис», в то время как, в разделе 2 «Информация для внесения платы получателю платежа» (правый верхний угол) в графе «Содержание и ремонт жилья» указывались хозяйствующие субъекты, ранее осуществляющие управление данными многоквартирными домами (ЗАО «Хороший дом», ЗАО «Партнер», ЗАО «Домоуправсервис», ЗАО «Градсервис», МУП «Ремжилхоз»).

Сведения о начислении задолженности, образовавшей за предыдущие периоды перед  предыдущими управляющими компаниями, в разделе 2 «Информация для внесения платы получателю платежа»,  АО «ОЕИРЦ» не указывало, тем самым вводило в заблуждение собственников помещений в многоквартирных домах. 

Указание в разделе 1 квитанции информации  об управляющей компании  ООО «УК Домоуправсервис» создает впечатление у граждан, что в разделе 3 приведены расчеты платы за услуги, оказываемые именно этой управляющей компанией, тем самым создается определенное недопонимание о каких долгах идет речь,  кому и за что нужно платить.           Кроме того, частью 11 статьи 4 Федерального закона «О приеме платежей» прямо установлено, что платежный агент при приеме платежей обязан иметь соответствующий договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренный настоящей статьей. Деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по приему от физического лица денежных средств без заключения указанного договора, соответствующего требованиям настоящего Федерального закона, либо договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренного Федеральным законом "О банках и банковской деятельности", запрещена.

По многоквартирным домам, расположенным в городе Тула по адресам: ул. Болдина, дома 112 «А», 114 «А»; ул. Белкина, дома 6 «А», 25, 29 «Б»; ул. Д.Ульянова, дома 12, 12 корпус 2, 18, 20, 20 «А», 22; ул. Демонстрации, дома 138, 146 «А»; ул. 9 Мая, дом 5; ул. Кауля, д. 27; ул. Степанова, д. 33, у платежного агента – АО «ОЕИРЦ» отсутствовали договорные отношения с управляющей организацией – ООО «УК Домоуправсервис», в связи с чем он (платежный агент) не вправе был указывать Общество в качестве исполнителя услуг в платежных документах, направленных собственникам в июне – августе 2015г.  

ООО «УК Домоуправсервис» и собственники помещений в многоквартирных домах   неоднократно  (письма Общества  от 17.07.2015г. (исх. 263), 23.07.2015г. (исх.272), 07.07.2015г. (исх.232), обращения граждан от 07.09.2015г.)  обращались в адрес АО «ОЕИРЦ» с заявлениями о прекращении выставлений платежных документов (квитанций) в отсутствие договорных отношений.

 Согласно заявлениям собственников помещений вышеуказанных многоквартирных домов  по ул. Болдина д. 112 «А» (гр. < --- > (вх. 5660 от 13.10.2015г.) и ул. Дм. Ульянова, д. 20 «А» (гр. < --- > (вх. 5661 от 13.10.2015г.),  денежные средства, оплаченные ими по квитанциям, выставленным ОАО «ОЕИРЦ», на капитальный ремонт, перераспределялись Обществом  в адрес МУП «Ремжилхоз», тогда как у них отсутствовала задолженность перед предприятием.

АО «ОЕИРЦ» неправомерно, в отсутствие договорных отношений с ООО «УК «Домоуправсервис», выставляло собственникам помещений в  многоквартирных домах, расположенных г. Туле по адресам: ул. ул. Болдина, дома 112 «А», 114 «А»; ул. Белкина, дома 6 «А», 25, 29 «Б»; ул. Д.Ульянова, дома 12, 12 корпус 2, 18, 20, 20 «А», 22; ул. Демонстрации, дома 138, 146 «А»; ул. 9 Мая, дом 5; ул. Кауля, д. 27; ул. Степанова, д. 33, платежные документы на содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг, что повлекло ущемление интересов последних.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. Федерального закона от 05.10.2015г. № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон о защите конкуренции» и отдельные законодательные акты РФ») установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Пунктом 2 Распоряжения Правительства Тульской области от 01.07.2013г. № 673-р «Об определении уполномоченной организации Тульской области по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт, оператора электронных приложений и систем универсальной электронной карты» установлено, что ОАО «ОЕИРЦ» осуществляет функции оператора единой автоматизированной системы начислений и организации сбора за жилищно-коммунальные услуги.

Указанным актом Правительства Тульской области определена единственная организация, уполномоченная на осуществление сбора денежных средств от собственников многоквартирных домов, за оказанные (ресурсоснабжающими и иными порядными организациями) жилищно-коммунальные услуги, путем  выставления им (собственникам) квитанций на оплату ЖКХ, и заключения агентских договоров с обслуживающими (управляющие компании, товарищества собственников жилья, иное) и ресурсоснабжающими  (подрядными) организациями.

Анализ и оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг по обработке данных (код ОКЭВД 72.30), связанных приемом платежей  от физический лиц и осуществлением расчетов за оказанные жилищно-коммунальные услуги, свидетельствует о том, что АО «ОЕИРЦ» является хозяйствующим субъектом, который в 2015 году оказывал данные услуги в географических границах города Тулы, и его доля на рынке составила более 50 %.

В силу части 1 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50%,  признается доминирующим.

АО «ОЕИРЦ», являясь практически единственной уполномоченной организацией – оператором единой автоматизированной системы начислений и организации сбора за жилищно–коммунальные услуги на территории города Тулы и Тульской области,  занимающим долю указанном товарном рынке более 50 %, неправомерно, в отсутствие договорных отношений с управляющей компанией – ООО «УК Домоуправсервис»,  направляло собственникам помещений в многоквартирных домах, расположенных по вышеуказанным адресам, квитанции на содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг, тем самым ущемляло интересы последнего.

29.01.2016г. всем лицам, участвующим в деле, направлено заключение по обстоятельствам дела № 02-02/24-2015 (исх. № 2/422 от 29.01.2016г.) согласно статье 48.1 Федерального закона «О защите конкуренции».

Со стороны указанных лиц в адрес Управления (Комиссии по рассмотрения настоящего дела) письменные пояснения, возражения,  дополнительные доказательства не поступали.

16.02.2016г. на заседании Комиссии по рассмотрению дела №  02-02/24-2015 представители АО «ОЕИРЦ», ООО «УК «Домоуправсервис» сообщили об отсутствии письменных пояснений, возражений,  дополнительных доказательств к заключению об обстоятельствах дела.

Учитывая изложенное, руководствуясь  статьей  23, частью  1  статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей  48частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать АО «Областной единый информационно - расчетный центр» занимающим доминирующее положение на товарном рынке услуг  по обработке данных, связанных с приемом платежей  от физических лиц и осуществлением расчетов за оказанные жилищно-коммунальные услуги на территории города Тулы, с долей более 50 процентов.
  2. Признать АО «Областной единый информационно-расчетный центр» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем ущемления интересов ООО «УК «Домоуправсервис».
  3. Выдать АО «Областной единый информационно-расчетный центр» предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
  4. Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении АО «Областной единый информационно-расчетный центр»  к  административной ответственности по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ.                                                                                                                                   

    Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в арбитражный суд.

    Примечание. За  невыполнение  в  установленный  срок  законного решения антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

Предписание

16 февраля 2016  года                                                                                                           г. Тула

            Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьёй 50 Федерального закона от 26 июля 2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 16 февраля 2016 года по делу 02-02/24-2015 о нарушении АО «Областной единый информационно-расчетный центр» (далее – АО «ОИЕРЦ») – г. Тула, ул. Л.Толстого, д. 114 «А», 300041, части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006  № 135 – ФЗ  «О защите конкуренции»

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. АО «ОЕИРЦ» с момента  получения настоящего предписания прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно:  не допускать действия, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, путем размещения в платежных документах (квитанциях) на оплату жилищно-коммунальных услуг, направляемых собственникам многоквартирных домов, информации о хозяйствующем субъекте, осуществляющим управление (обслуживание) данными многоквартирными домами, исключительно в соответствии с действующими договорными отношениями.

2.  О выполнении настоящего предписания АО «ОЕИРЦ»  сообщить в антимонопольный орган не позднее  пяти дней со дня его выполнения.

 

Предписание  может  быть  обжаловано  в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание.  За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

Привлечение   к   ответственности,   предусмотренной  законодательством Российской  Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.                       

Связанные организации

Связанные организации не указаны