Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 02-02/25-2015 по признакам нарушения ПАО ... от 22 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

8 декабря  2015  года                                                                                                      г. Тула

Резолютивная часть решения оглашена 8 декабря 2015г.

В полном объеме решение изготовлено 21 декабря 2015г.                          

Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:< --- >                               

в присутствии:

< --- > – представителя ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиала «Тулэнерго» по доверенности б/н от 10.07.2015г.,

в отсутствие гражданина < --- >,  уведомлен  надлежащим образом (уведомление о вручении почтового отправления от 05.11.2015г.), заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие (вх. № 6599 от 04.12.2015г.),

рассмотрев дело № 02-02/25-2015 по признакам нарушения ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в лице филиала «Тулэнерго»  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г.  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон «О защите конкуренции»),

УСТАНОВИЛА:

3 августа 2015г. в  Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области поступило заявление гр. < --- > по вопросу нарушения ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в лице филиала «Тулэнерго» антимонопольного законодательства, путем не выполнения  условий договора по технологическому присоединению.

 В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона «Об электроэнергетике» технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащего сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. № 861 (далее – Правила № 861) независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя, к числу которых относятся и физические лица,  максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику), сетевая организация обязана заключить с такими физическими лицами, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами (пункт 6 Правил № 861).

19 февраля 2015г. между гр. < --- > и филиалом «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья»  заключен договор № 80/Н-15 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее – Договор), условиями которого установлено:

  • срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяца (ев) со дня заключения Договора  (пункт 5 Договора);
  • размер платы за технологическое  присоединение определяется в соответствии с Постановлением комитета Тульской области по тарифам от 29.12.2014г. № 50/1 и составляет 550,0 (Пятьсот пятьдесят) рублей 00 копеек, в том числе НДС 83,90 (Восемьдесят три) рубля 90 копеек (пункт 10 Договора).

            Спустя 5 месяцев  после подписания договора, 30.07.2015г. (исх.36/10-9832) филиал «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» направил в адрес гр. < --- > дополнительное соглашение №1 к Договору, содержащее следующие изменения:

  • в пункт 5 Договора «срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 4 месяца со дня заключения Дополнительного соглашения» (пункт 1  Дополнительного соглашения);
  • в пункт 10 Договора «Размер платы за технологическое присоединение определяется в соответствии с Постановлением комитета Тульской области по тарифам № 50/1 от 29 декабря 2014 года и составляет 588537 (пятьсот восемьдесят восемь тысяч пятьсот тридцать семь) рублей 28 копеек, в том числе НДС 18% в сумме 89776 (восемьдесят девять тысяч семьсот семьдесят шесть) рублей 87 копеек.

Гр. < --- > указанное дополнительное соглашение не подписано, в связи с его несоответствием действующему законодательству.

 Изменение стоимости технологического присоединения  объекта гр. < --- > филиал «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» объясняет (пояснения филиала от  18.08.2015г. вх. 4679, от 30.09.2015г. вх.5415) следующим:

- заявитель намерен осуществить техприсоединение на уровне низкого напряжения 0,4 кВ и ниже, а при проведении проектно-изыскательских работ, установлено, что фактическое расстояние от границ участка Заявителя до ближайшей опоры ВЛ- 0,4кВ, принадлежащей ПАО «МРСК Центра и Приволжья», составляет 827м., что превышает 500м., определенное  пунктом 17 Правил.

- плата в размере 550 рублей, устанавливается  только в случае, выполнения Заявителем в совокупности всех требований пункта 17 Правил, в частности, требования об уровне класса напряжения, необходимого ему.

Однако, требования о строгом соответствии класса напряжения заявки Заявителя, в данном случае гр. < --- >, классу напряжения сетей сетевой организации  законодательством не установлены.

Согласно пункту 17 Правил № 861 плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при присоединении заявителя, владеющего объектами, отнесенными к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Под электрическими сетями необходимого класса напряжения следует понимать любые электрические сети, необходимые заявителям, указанные в пунктах 12 (1), 14 и 34 Правил технологического присоединения, класс напряжения которых составляет до 20 кВ (например: 0,4кВ,6кВ, 10кВи пр.) и в случае, если энергопринимающие устройства  заявителей расположены на расстоянии от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20кВ включительно, плата за такое технологическое присоединение не может превышать 550 рублей (Позиция ФАС России (http://fas.gov.ru/citizens/list-of-questions-and-answers/?theme=3), ранее Федеральной службы по тарифам (письмо № ЕП-7333/12 от 26.06.2015г.).

Кроме того,  подпунктом «Б» пункта 16 Правил № 861 установлено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению для заявителей  - физических лиц не может превышать 6 месяцев в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

            Таким образом, указанный в заявке гр. < --- > уровень напряжения - 0,4кВ полностью соответствует Правилам № 861 и плата за такое присоединение должна составлять 550 рублей.

             28.09.2015г.  гр. < --- > обратился в филиал «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья»  с просьбой предоставить информацию о наличии объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевой организации на расстоянии до 500 метров от границ его участка.

 Письмом от 14.09.2015г. (исх.36/10-5323) ПО «Новомосковские электрические сети» филиала «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» предоставило информацию о наличии у сетевой организации объектов электросетевого хозяйства на расстоянии:

  • 267 м. ЛЭП-6кВ отп. «Белоозеро» ф. «Краснополье»;
  • 290 м. ЛЭП-6кв. отп. «Белозерский хутор» отп. «Белоозеро» ф. «Краснополье».

Следовательно, у филиала «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» имеется возможность подключить объект гр. < --- > за установленную Правилами № 861   плату в размере 550 руб.

            Как уже отмечалось выше, пунктом 5 Договора (от 19.02.2015г.) установлен срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению – 6 месяцев со дня заключения договора, т.е. до 19.08.2015г.

 Однако ни в период действия договора (до 19.08.2015г.), ни в период рассмотрения Управлением заявления гр. < --- > (с 03.08.2015г. по 30.10.2015г.) филиал «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» не предпринимал действий по исполнению условий Договора, мероприятия по технологическому присоединению сетевой организацией не были исполнены.

  Частью 1 статьи 10 Федерального закона от  26.07.2013г.  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

 При этом, согласно правовой позиции Пленума ВАС РФ, отраженной в постановлении от 30.06.2008г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»  (пункт 4), для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Из содержания статьи 3, пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»  следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в лице филиала «Тулэнерго», являющееся в силу статьи 4 Федерального закона «О естественных монополиях» субъектом естественной монополии, оказывая услуги по передаче электрической энергии и технологическому присоединению потребителей к своим сетям, занимая доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии в границах балансовой принадлежности своего электрооборудования и сетей, не вправе нарушать  требования Правил № 861, в том числе сроки технологического присоединения, установленные  ими (Правилами № 861) и  Договором.

Действия (бездействие) филиала «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья», как лица, занимающего доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии, путем необоснованного уклонения от осуществления мероприятий по технологическому присоединению в срок, установленный Правилами № 861 и договором, заключенным с гр. < --- >, привело к ущемлению интересов последнего, и как следствие, к нарушению части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

В письменных пояснениях (вх. 6321 от 23.11.2015г.) филиал «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» указал, что в антимонопольный орган в соответствии со статьей 39.1. Федерального закона «О защите конкуренции» обязан был направить в адрес сетевой организации  предупреждение о прекращении нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 названного Федерального закона.

Комиссия не может принять данный довод сетевой организации.

В соответствии со статьей 39.1 Закона «О защите конкуренции» предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3 и 5 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

В настоящем деле рассматривается нарушение филиалом «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» условий Договора в части ущемления интересов заявителя путем не соблюдения срока технологического присоединения, нарушения, предусмотренные пунктами 3 и 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, обществу не вменяются.

Направление  сетевой организацией, гр. < --- > дополнительного соглашения  об увеличении платы за технологическое присоединение, в данном случае не может расцениваться, как навязывание невыгодных условий договора, поскольку данное дополнительное соглашение им не подписывалось (с учетом замечаний, протокола разногласий, иное), спор по нему отсутствовал, фактически гражданин отказался его принимать (подписывать). В силу статей 160, 434 Гражданского кодекса РФ, договор (письменная сделка) в отсутствие подписи стороны  является ничтожным.

 В ходе подготовки настоящего дела к рассмотрению 04.12.2015г. (вх.6599) от гр. < --- > поступила информация о достигнутом с филиалом «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» соглашении о выполнении технологического присоединения к электрическим сетям по договору № 80/Н-15 от 19.02.2015г., в срок до  30 декабря 2015г. что подтверждается подписанным с обеих сторон дополнительным соглашением № 1  от 23.10.2015г., а также гарантийным письмом филиала. не позднее 30 декабря 2015г.,

08.12.2015г. на рассмотрение дела представителем ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в лице его филиала «Тулэнерго» < --- > также представлена копия данного дополнительного соглашения №  1 от 23.10.2015г., пунктом 1  которого предусмотрено – изменение срока осуществления действий по фактическому присоединению энергоустановок Заявителя к электрическим сетям сетевой организации, не позднее 30 декабря 2015г., все остальные условия Договора остаются неизменными (пункт 3 соглашения).

Подписание дополнительного соглашения от 23.10.2015г. свидетельствуют о необоснованном нарушении филиалом «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» подпункта «Б» пункта 16 Правил № 861, части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», в части ущемления интересов гр. < --- >, поскольку в период с 19.08.2015г. (последний день выполнения сетевой организацией мероприятий по технологического присоединению  объекта заявителя)  по 23.10.2015г. (дата подписания дополнительного соглашения № 1 Договору №80/Н-15) сетевая организация бездействовала, нарушая условия, заключенного Договора.

Между тем, Комиссия принимает во внимание, что на момент рассмотрения настоящего дела сторонами достигнута договоренность, подписано дополнительное соглашение к договору, свидетельствующее о добровольном устранении ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в лице его филиала «Тулэнерго» нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, статьями 48 - 49, Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

  1. Признать ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в лице его филиала «Тулэнерго» занимающим доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии в географических границах, определенных балансовой принадлежностью его энергооборудования  и электрических  сетей, с долей 100 процентов.
  2. Признать ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в лице его филиала «Тулэнерго» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  3. Дело в отношение ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в лице его филиала «Тулэнерго» прекратить в связи с добровольным устранением нарушения  антимонопольного законодательства. 
  4. Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении ответственного должностного лица филиала «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» к административной ответственности по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны