Решение б/н Решение по делу № 02-02/26-2015 по признакам нарушения ООО ... от 12 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена 25 апреля 2016г.

В полном объеме решение изготовлено 12 мая 2016г.      

                           Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 02-02/26-2015, возбужденное по признакам нарушения ООО «Союзпроммонтаж» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции), пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. № 861 (далее – Правила).

в присутствии  на заседании:

– директора ООО «Союзпроммонтаж» (паспорт РФ);

– представителя ОАО «РЖД» по доверенности 77 АБ № 1883212 от 13.03.2014г.;

– представителя ОАО «РЖД» по доверенности  77 АБ № 1883214 от 13.03.2014г.;

в отсутствии представителей филиал «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья», уведомленных надлежащим образом,

УСТАНОВИЛА:

1 октября 2015г. в  Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области поступило заявление филиала ОАО «РЖД» Трансэнерго Московская дирекция по энергообеспечению по вопросу ограничения ООО «Союзпроммонтаж» электроэнергии на объекты Заявителя.

ООО «Союзпроммонтаж» на праве собственности принадлежит сооружение, электросиловая сеть протяженностью 1550м., расположенное по адресу: Тульская обл., Щекинский р-он, пос. Первомайский, ул. Административная, д.12 (свидетельство о государственной регистрации права № 380221 серия <...> -АА от 17.12.2003г.) 

Объекты железнодорожного транспорта (компрессорная и мастерские ПЧ-21, внутренне освещение и электроотопление поста ЭЦ и вокзала), принадлежащие филиалу ОАО «РЖД» Транэнерго Московская дирекция по энергообеспечению и расположенные на  станции Казначеевка Щекинского района Тульской области, имеют технологическое присоединение к электрическим сетям ООО «Союзпроммонтаж», что подтверждается актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности № 4 от 29.05.2006г.

По указанной точке поставки филиалом  с энергосбытовой организацией - ООО «Русэнергосбыт» заключен договор энергоснабжения № 176/011-Р/144Д-05 от 30.08.2005г., который в надлежащем порядке исполняется сторонами.

30.04.2015г. ООО «Союзпроммонтаж» ограничило подачу электроэнергии на объекты филиала ОАО «РЖД» Транэнерго Московская дирекция по энергообеспечению.

ООО «Союзпроммонтаж» мотивировало ограничение перетока на объекты ОАО «РЖД»  ненадлежащим состоянием электрической линии последнего  и самой  распределительной ячейки № 6.

Из объяснений ООО «Союзпроммонтаж» (вх. 5859 от 26.10.2015г.) следует, что неудовлетворительное состояние сетей ОАО «РЖД» приводит к  периодическим отключениям (ограничениям) ОАО «Щекиноазот» электроэнергии на объекты ООО «Союзпроммонтаж». Однако ни одного документа, подтверждающего данный довод, ООО «Союзпроммонтаж» не представило.

Кроме того,  ООО «Союзпроммонтаж» заявляет, что ОАО «РЖД» не участвует  в ремонте электролинии 6 кВ, принадлежащей ООО «СПМ» (исх. № 08.09.2015г.  от 08.09.2015г.).

   Согласно статье  210 Гражданского Кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

   ООО «Союзпроммонтаж» ссылается также на отсутствие в настоящее время технической возможности на подключение дополнительных потребителей при существующем сечении проводов ВВ Фидера, однако никаких подтверждающих документов не представило.

  В соответствии с абзацем 3 части  4 статьи 26 Федерального закона «Об электроэнергетике» сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства. Указанное лицо в установленном порядке также обязано осуществлять по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) действия по введению полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии такими энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики и оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.

Пунктом 1 Преамбулы к постановлению Правительства от 27.12.2004г. № 861 установлено, что в  целях содействия развитию конкуренции на рынке производства и сбыта электрической энергии, защиты прав потребителей электрической энергии и в соответствии со статьями 20, 21, 25 и 26 Федерального закона "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации постановило утвердить:

  • Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг;
  • Правила  недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг;
  • Правила недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг;
  • Правила  технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого  хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

Согласно пункту 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. № 861 (далее – Правила 861), собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Частью 1 статьи 25 Федерального закона «Об электроэнергетике» определено, что Антимонопольное регулирование и контроль на оптовом и розничных рынках осуществляются антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, и принятыми в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации актами федерального антимонопольного органа.

Федеральная антимонопольная служба определена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению государственного контроля за соблюдением правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам администратора торговой системы (пункт 2 преамбулы Правил 861).

Подпунктом «Д» пункта 6.1.3. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утв. Приказом ФАС России от  23.07.2015г. № 649/15 установлено, что территориальный орган осуществляет контроль за соблюдением требований обеспечения доступа на рынки услуг естественных монополий и оказанием услуг субъектами естественных монополий, осуществляющими свою деятельность на территории региона, на недискриминационных условиях.

В соответствии с пунктом 66 Правил 861 рассмотрение дел о нарушении требований настоящих Правил в части предоставления доступа к услугам по передаче электрической энергии и принятие по ним решений (предписаний) осуществляются в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом.

Таким образом, Тульское УФАС России в рамках предоставленных полномочий вправе возбуждать и рассматривать дела о нарушении хозяйствующими субъектами Правил 861.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от  26.07.2013г.  № 135-ФЗ «О защите конкуренции», (в ред. Федерального закона от 05.10.2015г. № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон о защите конкуренции» и отдельные законодательные акты РФ») установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

При этом, согласно правовой позиции Пленума ВАС РФ, отраженной в постановлении от 30.06.2008г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»  (пункт 4), для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.

Пунктом 19 Правил 861 установлено, что по окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют следующие документы: акт об осуществлении технологического присоединения; акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон; акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон.

Имеющийся в материалах дела акт разграничения сетей по балансовой и эксплуатационной ответственности к договору энергоснабжения № 4 от 29.05.2006г., подписанный между ООО «Союзпроммонтаж» и ОАО «РЖД», свидетельствует о надлежащем технологическом присоединении объекта ОАО «РЖД» к сетям ООО «Союзпроммонтаж».

Кроме того, вывод о надлежащем технологическом присоединении подтверждается и действующим договором № 176/011-Р/144Д-05 купли-продажи электрической энергии (мощности) в границах ОАО «Тулэнерго» от 30.08.2005г., подписанным между ОАО «РЖД» и ООО «Русэнергосбыт», неотъемлемым приложением к которому является «Акт разграничения эксплуатационной ответственности» (приложение № 1).

ООО «Союзпроммонтаж», владея объектами электросетевого хозяйства, через которые опосредованно филиал ОАО «РЖД» Транэнерго Московская дирекция по энергообеспечению присоединен к электрическим сетям сетевой организации, неправомерно ограничило подачу электроэнергии на объекты последнего, тем самым нарушило его законные правила и интересы, и допустило нарушение антимонопольного законодательства.

Осуществляя в границах балансовой принадлежности своего электрооборудования и сетей переток электрической энергии, ООО «Союзпроммонтаж фактически занимает доминирующие положение на данном товарном рынке, в географических границах своего энергооборудования, с долей 100% 

В материалы антимонопольного дела представлен протокол «Совещания по вопросу электроснабжения ж.д. объектов по ст. Казначеевка от ООО «Союзпроммонтаж» от 22.09.2015г., согласно которому ООО «Союзпроммонтаж» предлагается выполнить определенные  мероприятия для восстановления  электроснабжения объектов ОАО «РЖД», а именно:

  • обратиться в филиал «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья»  с целью передачи в аренду высоковольтного электротехнического оборудования (высоковольтного ввода 4км, трансформаторную подстанцию);
  • после заключения арендного договора с филиалом «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» восстановить электроснабжение технических устройств ОАО «РЖД».

Данные действия ООО «Союзпроммонтаж» выполнены не были.

Согласно ответу филиала «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» (вх. 112 от 14.01.2016г.) ООО «Союзпроммонтаж» не обращалось в сетевую организацию с заявлением о намерении заключить договор аренды электрических сетей.

ООО «Союзпроммонтаж» не предпринимает никаких действий по восстановлению перетока электрической энергии на объекты ОАО «РЖД».

Исходя из вышеизложенного, ООО «Союзпроммонтаж», являясь собственником объектов электросетевого хозяйства, посредством которых осуществляется электроснабжение  объектов ОАО «РЖД», необоснованно прекратило переток электрической энергии, тем самым ущемило интересы последнего, вынужденного изыскивать альтернативные  источники питания.

23.03.2016г. всем лицам, участвующим в деле, направлено заключение по обстоятельствам дела № 02-02/26-2015 (исх. № 2/1404 от 31.03.2016г.) согласно статье 48.1 Федерального закона «О защите конкуренции».

Со стороны указанных лиц в адрес Управления (Комиссии по рассмотрения настоящего дела) письменные пояснения, возражения,  дополнительные доказательства не поступали.

21.04.2016г. в Управление поступили документы ООО «Союзпроммонтаж», согласно которым последний обратился в филиал «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» с заявлением о передаче в аренду ВВ эл.линии.

Согласно пояснениям сетевой компании филиал «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» вопрос целесообразности/нецелесообразности приобретения имущества требует тщательной предварительной подготовки соответствующего пакета документов, изучения технических характеристик объекта, его осмотра.

25.04.2016г. на заседании Комиссии по рассмотрению дела №  02-02/26-2015 представители ОАО «РЖД», ООО «Союзпроммонтаж» сообщили об отсутствии письменных пояснений, возражений,  дополнительных доказательств к заключению об обстоятельствах дела.

 При таких обстоятельствах действия ООО «Союзпроммонтаж» являются не только противоправными в силу нарушений пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861,  но также ущемляют права и интересы филиала ОАО «РЖД» Трансэнерго Московская дирекция по энергообеспечению, имеющего законные основания на пользование электрической энергии, что является нарушением части  1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Учитывая изложенное, руководствуясь  статьей  23, частью  1  статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей  48частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать ООО «Союзпроммонтаж» занимающим доминирующее положение на товарном рынке услуг  по перетоку электрической энергии в географических границах, определенных балансовой принадлежностью его электрооборудования  и электрических  сетей, с долей 100 процентов.
  2. Признать ООО «Союзпроммонтаж» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г № 135-ФЗ «О защите конкуренции», пункт 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. № 861 путем ограничения перетока электрической энергии на объекты ОАО «РЖД» (станция Казначеевка).
  3. Выдать ООО «Союзпроммонтаж»  предписание о прекращении нарушений части 1 статьи 10 Федерального  закона  «О защите конкуренции», пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. № 861.
  4. Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении ответственного должностного лица ООО «Союзпроммонтаж»  к  административной ответственности по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ.                                                                                                                                   

    Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в арбитражный суд.

 

    Примечание. За  невыполнение  в  установленный  срок  законного решения антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

                                           Предписание

25 апреля 2016  года                                                                                                              г. Тула

Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьёй 50 Федерального закона от 26 июля 2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 25 апреля 2016 года по делу 02-02/26-2015 о нарушении ООО «Союзпроммонтаж» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции), пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. № 861

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ООО «Союзпроммонтаж»  с момента  получения настоящего предписания прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. № 861,  а именно:  возобновить переток электрической энергии на объекты ОАО «РЖД» - станция  Казначеевка Щекинского района, Тульской области, имеющие надлежащее технологическое присоединение к сетям ООО «Союзпроммонтаж».

2.  О выполнении настоящего предписания ООО «Союзпроммонтаж»  сообщить в антимонопольный орган не позднее  пяти дней со дня его выполнения.

Предписание  может  быть  обжаловано  в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание.  За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

Привлечение   к   ответственности,   предусмотренной  законодательством Российской  Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.     

Связанные организации

Связанные организации не указаны