Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 02-02/32-2013 по признакам нарушения ООО... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена 26 декабря  2013г.

В полном объеме решение изготовлено 17 января  2014г.      

 

              Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: < --- >, в отсутствии заявителя, извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела;

в отсутствие представителя ответчика, извещенного должным образом о дате, времени и месте рассмотрения дела (уведомление о вручении определения 16.12.2013г. № 30001266058911),

рассмотрев дело № 02-02/32-2013 по признакам нарушения  ООО «Наш дом - Плавск» (301470 Тульская область, г. Плавск, ул. Коммунаров, д.45) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»),

УСТАНОВИЛА:

Дело возбуждено на основании обращения гр. < --- > о нарушении ООО «Наш дом - Плавск» антимонопольного законодательства  при принятии на коммерческий учет прибора учета холодной воды, выразившемся в незаконном требовании платы за приемку в эксплуатацию установленного прибора учета воды путем их опломбирования и составления соответствующего акта.

Согласно части 2 статьи 162 Жилищного Кодекса РФ управляющая организация оказывает гражданам - потребителям в рамках договора управления многоквартирным домом коммунальные услуги, приобретая их у поставщиков, а также выступая  от имени и в интересах своих потребителей в отношениях с ресурсоснабжающей организацией.

ООО «Наш дом - Плавск» осуществляет управление многоквартирными домами в г. Плавске, что подтверждается  заключенными договорами управления многоквартирными домами, согласно которым Общество предоставляет собственникам помещений услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и коммунальные услуги:  холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, канализация.

Следовательно, ООО «Наш дом - Плавск», являясь   для граждан, проживающих в домах, находящихся в управлении Общества, управляющей организацией,  одновременно является для них поставщиком коммунальных услуг, включая водоснабжение. Подтверждением данному факту является заключенный между ООО «Наш дом - Плавск» и ООО «Ресурс-Плавск» договор на поставку (отпуск) воды № 062-в от 01.01.2010 г., в соответствии с которым осуществляется поставка воды в систему холодного водоснабжения, входящей в состав общего имущества жилых многоквартирных домов находящихся в управлении данной управляющей компании.

Из представленных  в  Управление материалов и заявления < --- > следует, что в квартире по адресу: Тульская область, г. Плавск, ул. Победы  за свой счет установлены 4 прибора учета холодной и горячей воды.

15.07.2013г. заявительница  обратилась в ООО «Наш дом - Плавск» по вопросу регистрации установленных приборов учета воды, где ей было выдана квитанция на оплату регистрации водомера. Оплачивать регистрацию ИПУ воды < --- > отказалась.

По   мнению заявительницы такие действия управляющей компании неправомерны и ущемляют  интересы потребителя.

До настоящего времени ввод в эксплуатацию  регистрацию приборов учета холодной, горячей воды, установленных < --- > ООО «Наш дом - Плавск» не произвело, в связи с тем, что < --- > не оплатила данную услугу.

Из устных и письменных пояснений ООО «Наш дом - Плавск» (исх. № 5838 от 03.12.2013г.)  следует, что  постановка индивидуальных приборов учета (далее – ИПУ) на коммерческий учета осуществляется в  соответствии с Приказом об установлении платы за регистрацию ИПУ холодной и горячей воды № 85-п от 12 июля 2012 г. подписанного исполнительным директором ООО «Наш дом - Плавск» Сальниковым А.Н. плата за регистрацию ИПУ  составила 178 руб. (с НДС).

Согласно калькуляции стоимости работ по регистрации приборов учета в квартирах от 12.07.2012 г. к статьям затрат отнесено:

  1. Заработная плата – 73.62 руб.
  2. Отчисления – 22.23 руб.
  3. Общеэксплуатационные расходы – 22.09 руб.
  4. Материалы – 49.4 руб.

          В соответствие с Приказом № 86-и от 12.07.2012 г. утверждены тарифы, связанные с обследованием приборов учета в квартирах в сумме 178 руб. (с НДС).

По утверждению ООО «Наш дом - Плавск» при  предоставлении жителями  необходимых документов, Обществом оформляется акт приемки ИПУ на коммерческий учет, при этом опломбировка ИПУ воды осуществляется бесплатно.

Однако фактические обстоятельства свидетельствуют о том, что заявительница < --- > представила ООО «Наш дом - Плавск» документы об установке прибора учета воды, но несмотря на это, ей в бесплатной регистрации отказали.В силу части 9 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации»  установка приборов учета энергетических ресурсов является обязательной для потребителей.
Согласно пункту 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г.  № 354 (далее – Правила), оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.     

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.

Подпунктом «у» пункта 31 Правил  установлена прямая обязанность исполнителя – (в данном случае ООО «Наш дом - Плавск»)  осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.

При этом ни одним федеральным нормативным правовым актом не предусмотрено взимание отдельной платы с граждан за услугу по принятию на коммерческий учет (ввод в эксплуатацию) приборов учета воды, включая опломбирование приборов учета.

Более того, частью 5 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», вступившего в силу с 01.01.2013г.,  установлено, что приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.

         Таким образом, все действия управляющей компании по вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учета вытекают из функций этой компании по договору управления.

Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержденный приказом Министерства энергетики РФ от 7 апреля 2010 г. № 149, устанавливает, что технические условия должны содержать перечень мероприятий, осуществляемых заказчиком, по технической подготовке объекта для установки (замены) прибора учета (пункт 11).

С учетом изложенного, взимание платы за  регистрацию ИПУ воды ООО «Наш дом – Плавск» с  граждан незаконно.

Подпунктом «т» пункта 31 Правил на Исполнителя (в данном случае - ООО «Наш дом - Плавск») возложена обязанность не создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе прибора учета, функциональные возможности которого позволяют определять объемы (количество) потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток (установленным периодам времени) или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом.

Согласно аналитическому отчету ООО «Наш дом - Плавск» занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по управлению эксплуатацией жилого фонда на территории г. Плавска Плавского района Тульской области в период с 2012 по 2013гг. и его доля в указанный период составляла 80 %.

Согласно имеющимся в деле документам управляющая компания ООО «Наш дом - Плавск» обслуживает дом № 18 по ул.Победы г.Плавска Тульской области.

В соответствие с п. 3.2. Устава ООО «Наш дом - Плавск» основным видом деятельности Общества является управление жилищным фондом всех форм собственности, оказание жилищно-коммунальных услуг населению и юридическим лицам.

Ввод в эксплуатацию установленного в целях определения количества поданной абоненту воды индивидуального прибора учета должен осуществляться управляющей компанией по заявлению потребителя в рамках договора управления эксплуатацией жилого фонда, поскольку иных договоров с гражданами Общество не заключало, соответственно, данная услуга является составной частью услуг, оказываемых по договору управления.

Частью 1 статьи 10 Закона установлен запрет на действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Используя свое доминирующее положение на указанном товарном рынке, ООО «Наш дом - Плавск» не соблюдает требований вышеуказанных нормативных правовых актов, в результате чего ущемляются интересы потребителей услуг и, как следствие нарушаются требования части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Доводы представителя ответчика по доверенности < --- > о том, что в соответствии с п.81 (14) Постановления Правительства РФ от 19.09.2013 года № 824 исполнитель обязан осуществлять ввод в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета без взимания платы только после его ремонта, замены о поверки, Комиссия находит несостоятельным, поскольку ответчик избирательно толкует нормы Правил в свою пользу.

Ссылка ответчика в обосновании своей позиции на Федеральный закон РФ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ необоснованно, так как правила предоставления коммунальных услуг, в том числе установка ИПУ, данным законом не устанавливаются, а регламентировано Постановление Правительства РФ № 354 от 06.05.2011г. «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям  помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Исходя из вышеизложенного и руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.   Признать ООО «Наш дом - Плавск» занимающим доминирующее положение на рынке услуг    по управлению эксплуатацией жилого фонда на территории г. Плавска Плавского района Тульской области в период с 2012 по 2013гг. с долей 80 %.

2.   Признать ООО «Наш дом - Плавск» нарушившим  часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» путем ущемления интересов граждан, выразившегося в незаконном взимании платы за ввод в эксплуатацию (постановку на коммерческий учет) приборов учета холодной и горячей воды в помещениях собственников жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, находящихся в управлении вышеуказанной управляющей компании.

4.  Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия. 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны