Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 02-03/30-2015 по признакам нарушения ООО ... от 4 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

27 июля 2015 года                                                                                                                       г. Тула

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:< --- >, рассмотрев дело № 02-03/30-2015 по признакам нарушения ООО «МигКредит» Федерального закона от 13 марта 2006 г.  № 38-ФЗ «О рекламе» в присутствии:

представителя по доверенности ООО «МигКредит» < --- > (доверенность № 15-06/15 от 15.06.2015г.),

УСТАНОВИЛА:

     Письмом от 16.06.2015 г. № АК/29731/15 «Об обращении гр. < --- >» ФАС России наделило Тульское УФАС России полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела по признакам нарушения рекламного законодательства РФ» в отношении ООО «МигКредит» по факту распространения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» рекламы финансовых услуг следующего содержания:

            «Возьми деньги - получи планшет! Займ до 50 000 рублей за 1 день – планшет в подарок! Акция до 30 апреля! migcredit.ru Адрес и телефон Тула», «Займ в МигКредит в Туле / migcredit.ru реклама migcredit.ru Адрес и телефон До 50тр.! Повторный заем до 120 000р.! Только по паспорту. Дарим планшеты! +7 (800) 100-34-91 Круглосуточно», содержащей признаки нарушения законодательства о рекламе.

            Указанная информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке и, в силу статьи 3 Федерального Закона «О рекламе», является рекламой.

Согласно пункту 3 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.

В нарушение данной нормы реклама Общества содержит недостоверные сведения о сумме кредита (в рекламе указано 50 000 рублей, фактически дают – 30 000 рублей),  сроке обработки заявки на получение кредита (в рекламе указано: в течение 1 дня, фактически – до 5 дней), количества представленных в подарок планшетов (не указано).

Отсутствие в рекламе части существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы, влечет нарушение части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В нарушение данной нормы указанная реклама не содержит условия при выполнении которого возможно получение планшета в подарок, а именно: необходимость выполнения трех платежей по графику.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона «О рекламе» в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующего мероприятия (акции), условием участия в которых является приобретение определенного товара, должны быть указаны: сроки проведения такого мероприятия; источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

В вышеуказанной рекламе отсутствуют сроки проведения акции «планшет в подарок», источник информации об организаторе акции, о правилах ее проведения, количестве призов или выигрышей по результатам акции, сроках, месте и порядке их получения.

 В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование).

            В соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму.          Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

В рекламе ООО «МигКредит» в нарушение части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» отсутствует наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму).

Согласно частям 6, 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за данные нарушения несут рекламодатель, рекламораспространитель.

В силу пункта 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации является ненадлежащей.

Из письменного пояснения ООО «МигКредит» следует, что в соответствии с пунктом 3.1.4 договора № А-14-05 от 23.06.2014г., заключенного между ООО «МигКредит» и ООО «Диджитал Брэнд» о предоставлении услуг в сети Интернет ООО «МигКредит» самостоятельно определяет содержание рекламных материалов и несет ответственность за соответствие их действующему законодательству.

Против нарушения требования части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» ООО «МигКредит» возразило, пояснив, что согласно приложениям к договору № А-14-05 от 23.06.2014 реклама в системе «Яндекс.Директ» размещается на рекламном месте «Сверху и справа от результатов выдачи по поисковому запросу в формате «Текстовый блок (33 знаков заголовок и 75 знаков текст)».

Согласно сведениям с сайта «Яндекс» (http://help.yandex.ru/direct/qanda/limitations.xml), количество знаков в подобных рекламных объявлениях не должно превышать соответственно 33/75 знаков.

Таким образом, указание в одном объявлении всех условий предоставления займа и проведения акции технически невозможно.

В тоже время клиент, который нажимал на рекламу переадресовывался на сайт http://migcredit.ru/dengi3/, на данной странице были размещены  все существенные условия акции, также на данной странице имелась ссылка на страницу http://migcredit.ru/news/01646/, где имеется ссылка на Правила проведения маркетинговой акции http://migcredit.ru/news/01646/pravila_18.02.2015.pdf.

Таким образом, ООО «МигКредит» предоставляло потребителю возможность обращения к информационному ресурсу (официальному сайту рекламодателя) для ознакомления со всеми необходимыми сведениями об объекте рекламирования. То есть реклама имела контекстный характер и была направлена на предоставление потребителю ссылки на конкретный источник информации об услуге.

Данный довод не находит подтверждения в виду следующего.

В соответствии с пунктом 28 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" (далее постановление Пленума ВАС РФ № 58), рассматривая дела о привлечении лиц к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.3 КоАП РФ, за размещение рекламы, в которой отсутствует часть необходимой информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, суды учитывают следующее.

Рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые ФЗ «О рекламе» к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниям.

ООО «МигКредит» не согласилось с нарушением статьи 9 Федерального закона «О рекламе», указав на то, что при проведении маркетинговой акции «Планшет в подарок» отсутствуют элементы розыгрыша или случайности, потребителем акции автоматически становится каждый 20-й заемщик, выплативший по договору займа не менее 3-х платежей.

По мнению Общества, данное мероприятие не подпадает под понятие стимулирующего мероприятия, предусмотренного статьей 9 Федерального закона «О рекламе», и на рекламу такого мероприятия не распространяются требования данной статьи.

Данный довод не находит подтверждения в виду следующего.

Из рассматриваемой рекламы следует, что потребитель может получить подарок (планшет) только заключив с ООО «МигКредит» договор займа на сумму до 50 000 рублей.

Исходя из цели проведения стимулирующего мероприятия - побуждения потребителей к совершению пробной или повторной покупки рекламируемого товара в период, ограниченный по времени, для признания рекламы стимулирующим мероприятием необходимо установить такой признак как выполнение его участником обязательного условия - приобретения определенного товара.

Как следует из разъяснений, данных в пункте 27 постановления Пленума ВАС РФ № 58, нормы статьи 9 ФЗ «О рекламе» применяются к стимулирующим мероприятиям, условием участия в которых является приобретение определенного товара и которые проводятся на конкурсной основе с розыгрышем призов или получением выигрышей.

Из письма ФАС России от 16.06.2015 г. № АК/29731/15 «Об обращении Кремнева О.И.», следует что в статье 9 ФЗ «О рекламе» в качестве отдельного объекта, к рекламе которого установлены специальные требования, выделяет стимулирующее мероприятие - стимулирующую лотерею, конкурс, игру, иное подобное мероприятие, условием участия в которых является приобретение определенного товара и возможность получения выигрыша (приза, подарка).

Из статьи 9 Федерального закона «О рекламе» следует, что реклама стимулирующего мероприятия в любом случае должна содержать указание на сроки проведения такого мероприятия и источник необходимой информации, в то же время требования об указании в полном объеме иных обязательных сведений о данном мероприятии Федеральный закон «О рекламе» не устанавливает.

Следовательно, такие сведения (об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения) не требуется указывать непосредственно в рекламе, они  могут быть доведены до потребителя – потенциального участника стимулирующего мероприятия, рекламодателем иным способом (путем размещения в средствах массовой информации, на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо предоставления информации по конкретному адресу и т.п.), однако в рекламе должен быть указан источник получения таких сведений (название соответствующего средства массовой информации, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», адрес офиса рекламодателя либо иные адреса, по которым потребитель лично может ознакомиться с информацией о стимулирующем мероприятии и т.п.). При этом такая реклама должна содержать полный перечень сведений, с которыми потребитель может ознакомиться при помощи соответствующего источника информации, то есть должно быть указано, где можно получить информацию об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

ООО «МигКредит» возразило против нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», пояснив, что отсутствие в спорной рекламе указания на организационно-правовую форму не может расцениваться, как введение потребителей в заблуждение, так как наименование организации было отражено в общеупотребляемом, понятном для обычного потребителя виде – «Заем в МигКредит».

Кроме того, по мнению Общества,  во всех рекламных объявлениях имеется ссылка на официальный сайт ООО «МигКредит», где в разделе «контакты» имеется указание на полное наименование организации, оказывающей финансовые услуги.

Данный довод не находит подтверждения в виду следующего.

Согласно пункту 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Потребителю важно знать, какое лицо делает предложение о финансовых услугах. Поэтому в рекламе банковских, страховых и иных финансовых услуг в обязательном порядке следует указывать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги.

Следовательно, указание правильных (полных) реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

ООО «МигКредит» признало нарушение пункта 3 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

На момент распространения рекламы ООО «МигКредит» не предоставляло первичным клиентам займы до 50 000 рублей, а повторным до 120 000 рублей.

Представитель ООО «МигКредит»Ткачева Н.В. пояснила, что нарушение произошло ввиду несогласования макета рекламы департаментом маркетинга ООО «МигКредит» с юридическим департаментом ООО «Мигкредит».

На рассмотрении дела представитель ООО МигКредит Ткачева Н.В. пояснила, что на данный момент указанная реклама не размещается.

Из протокола согласования цены на услуги и параметры размещения рекламы, являющимся приложением № 18 от 16.04.2015г. к договору № А-14-05 от 23.06.2014г. следует, что срок размещения рекламы услуг, предоставляемых ООО «МигКредит» закончился 30.04.2015г.

Комиссия Управления приходит к выводу о нецелесообразности выдачи предписания.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

                                                                            РЕШИЛА:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу ООО «МигКредит», размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», поскольку данная реклама содержит нарушение  пункта 3 части 3, части 7 статьи 5, статьи 9, части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
  2. Признать ООО «МигКредит» нарушившим пункт 3 части 3, часть 7 статьи 5, статью 9, части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
  3. Предписание ООО «МигКредит» не выдавать в связи с добровольным устранением правонарушения.
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении юридического лица ООО «МигКредит» к административной ответственности по статье  14.3 Кодекса РФ.

 

 

Решение изготовлено в полном объеме "4" августа 2015г.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке,  предусмотренном  статьей  198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны