Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ о прекращении рассмотрения дела № 02-03/33-2017 от 5 февраля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

26 января 2018 года                                                                                                                  г. Тула

 

Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении рекламного законодательства,                                  

рассмотрев дело № 02-03/33-2017 по признакам нарушения АО «Телерадиокомпания РТР» (далее АО ТРК РТР») части 1 статьи 14, частей 2, 3 статьи 28  Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе»,

УСТАНОВИЛА:

 

29 марта 2017 года в промежутке времени c 1840 до 1845 и с 2215 до 2225 на телеканале «Первый Тульский», учредителем которого является АО «Телерадиокомпания РТР», в телеэфире под эмблемой «Новости компаний» транслировался рекламный видеоролик, в котором рассказывалось о предоставлении кредита в ПАО «Сбербанк» на льготных условиях. В частности, в видеоролике звучит следующая информация:

«Сбербанк снизил ставки по потребительским кредитам. Весенняя акция со сниженными процентными ставками стартовала в феврале. Оформить потребительский кредит туляки могут до конца апреля… Кредит по льготной ставке с возможностью получения денег в этот же день… Получить кредит Просто! Для тех, кто имеет зарплатную карту в Сбербанке, достаточно только паспорта. Взять от пятнадцати тысяч до полутора миллионов рублей можно без поручительства на срок от трёх до шестидесяти месяцев. Заявку оформят в любом отделении Тульской области без привязки к регистрации. Сотрудники банка рассчитают график платежей и расскажут о всех условиях кредитования… Максимальный срок кредитования по программе Сбербанка – 5 лет. Оформить потребительский кредит по привлекательной ставке от 12,9% туляки могут до 30 апреля».

В начале трансляции видеоролика на экране транслировалась информация: «ПАО «Сбербанк». Лицензия № 1481 от 11.08.2015 г.».

После завершения показа данного видеоролика на экране появляется надпись «На правах рекламы». В нижней части экрана надпись «© 2017 ГУ ТО «Телеканал «Тула» по заказу АО «Телерадиокомпания РТР».

В соответствии со статьёй 3 Федерального закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Указанная в видеороликах информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования –  возможности владельцам зарплатных карт ПАО «Сбербанк» получить кредит на льготных условиях, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке и, в силу статьи 3 Федерального закона «О рекламе», является рекламой.

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона «О рекламе» прерывание телепрограммы или телепередачи рекламой, то есть остановка трансляции телепрограммы или телепередачи для демонстрации рекламы, должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой.

В нарушение указанного требования сообщение «На правах рекламы» транслируется после завершения видеоролика, а не перед его показом.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Частью 3 указанной статьи Закона установлено, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее. Согласно пункту 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе"  к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

В нарушение данного требования в указанном рекламном видеоролике содержатся сведения о процентной ставке, сроке, возможной сумме предоставления кредита. Однако отсутствуют сведения об иных условиях, которые могут содержаться в условиях кредитного договора и повлечь дополнительные затраты потребителя при получении и использовании кредита.

Согласно части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» за нарушение статьи 14 вышеупомянутого закона ответственность несёт рекламораспространитель, в данном случае – АО «Телерадиокомпания РТР».

Ответственность за части 2, 3 статьи 28 Закона о рекламе несёт рекламопроизводитель, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине. С учётом того, что рекламный видеоролик представляет собой имитацию интервью, которое сотрудники телеканала «Первый Тульский» -  Галина Гуркина, Дмитрий Блохин берут у клиентов и сотрудников ПАО «Сбербанк», следует вывод о том, что видеоролик изготовлен сотрудниками телеканала «Первый Тульский», учредителем которого выступает АО «ТРК РТР».

АО «ТРК РТР» представлен рекламный видеоролик, в котором рассказывалось о предоставлении кредита в ПАО «Сбербанк» на льготных условиях из которого следует, что нормы законодательства о рекламе были Обществом соблюдены.

В ходе рассмотрения дела у Комиссии возникли сомнения в подлинности видеозаписи рекламного ролика, в связи чем принято решение о получении информации от специалиста.

Определением от 19.06.2017г. (исх. 2/2871г) рассмотрение дела настоящего дела  приостановлено  в связи с необходимостью получения заключения специалиста.

Согласно ответам ФГУП «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» (вх. № 3491 от 24.07.2017г.) данное предприятие не является вещателем телеканала «Первый Тульский», в связи с чем предоставить записи эфира не предоставляется возможным, ФГБУ «Государственный фонд телевизионных и радиопрограмм» (вх. 3961 от 21.08.2017г.) следует, что фонд находится в завершающей стадии ликвидации, производственная деятельность не осуществляется, дозапрашиваемая информация не может быть  представлена.

В связи с неустранимыми сомнениями в подлинности, представленной гр. Садыковым В. видеозаписи по настоящему делу, вина АО «ТРК РТР» не подтверждена.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508 (далее - Правила), производство по делу может быть прекращено в случае не подтверждения в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Учитывая вышеизложенное, и руководствуясь подпунктом «а» пункта 36 Правил, Комиссия 

                  

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела № 02-03/33-2017, возбужденное в отношении АО «ТРК РТР», в связи с не подтверждением в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны