Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е от 25 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:          «--»        – заместитель руководителя управления

Члены Комиссии:                     «--»        – начальник отдела

                                              «--»        – специалист-эксперт,

рассмотрев дело № 03-03/03-2015 по признакам нарушения администрацией муниципального образования город Новомосковск (301650, Тульская область, г. Новомосковск, ул. Комсомольская, д.32/32) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

УСТАНОВИЛА:

Основанием для возбуждения настоящего дела явились заявления индивидуальных предпринимателей о нарушении антимонопольного законодательства администрацией муниципального образования город Новомосковск (далее - Администрация) на товарном рынке, образующемся при решении вопросов местного значения по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения.

В ходе рассмотрения дела установлено следующее.

Индивидуальным предпринимателем (далее – Заявитель) с 2009 года осуществляется деятельность по оказанию ритуальных услуг населению на территории города Новомосковска Тульской области, в перечень которых входит доставка тел умерших и погибших граждан, в том числе граждан, не имеющих постоянного места жительства из общественных мест, мест происшествий, квартир в патологоанатомическое отделение больницы и бюро СМЭ город Новомосковск.

          25.09.2014г. Заявитель обратился в Администрацию с предложением о заключении на 2015 год договора на по транспортировке и доставке тел умерших и погибших граждан, в том числе граждан, не имеющих постоянного места жительства, из общественных мест, мест происшествий, квартир в патологоанатомическое отделение больницы и бюро СМЭ город Новомосковск, с оплатой договора на усмотрение муниципального образования город Новомосковск, в том числе безвозмездно.

В заключении вышеуказанного договора Администрация отказала, в связи с тем, что, ею уже заключен договор на выполнение работ по доставке и транспортировке тел умерших № 369-дн сроком выполнения работ с 1 января 2015 года до 31 декабря 2015 года с Новомосковским муниципальным унитарным предприятием «Ритуал».

В соответствии с подпунктом 3 пункта 4 раздела 3 Положения об организации похоронного дела в муниципальном образовании город Новомосковск (далее - Положение об организации похорон), утвержденного решением Собрания депутатов муниципального образования город Новомосковск от 23.08.2011 № 59-4, к числу субъектов похоронного дела в муниципальном образовании город Новомосковск относится специализированная служба: муниципальное казенное учреждение, не осуществляющее приносящей ему доход деятельности, и муниципальное унитарное предприятие, создаваемое муниципальным образованием город Новомосковск.

           Согласно подпункту 7 пункта 5 раздела 3 Положения об организации похорон специализированная служба – муниципальное казенное учреждение, осуществляющее оказание муниципальных услуг, выполнение работ в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органа местного самоуправления – Администрации.

НМУП «Ритуал» является специализированной службой по вопросам похоронного дела, то есть организацией, обязанной оказывать ритуальные услуги, включающие транспортировку тел умерших и погибших граждан, в том числе граждан, не имеющих постоянного места жительства из общественных мест, мест происшествий, квартир в патологоанатомическое отделение больницы и бюро СМЭ город Новомосковск, в том числе на безвозмездной основе, в то время как у иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по погребению умерших (оказанию ритуальных услуг) такая обязанность отсутствует.

Ранее между Администрацией и НМУП «Ритуал» заключались договоры на выполнение работ по доставке и транспортировке тел умерших:

  1. № 809 от 26 сентября 2012 года, сроком действия на 2013 год;
  2. № 717-дн от 17 сентября 2013 года, сроком действия на 2014 год.

Инициатором заключения данных договоров на безвозмездной основе было НМУП «Ритуал», обращавшееся в Администрацию письмами от 21.09.2012г. № 75, от 26.08.2013г. № 88, от 01.09.2014г. № 170.

Денежные средства на оплату услуг по доставке и транспортировке тел умерших и погибших граждан из бюджета Администрации в 2012г., 2013г, 2014г. и на 2015г. НМУП «Ритуал» не выделялись.

Пункт 8 статьи 5 Положения об организации похорон устанавливает, что к полномочиям администрации в области организации похоронного дела относится, в том числе, организация транспортировки тел умерших.

Заявитель отмечает, что на протяжении 2011-2014гг. Администрация не проводила конкурсные процедуры на заключение договора по транспортировке и доставке тел умерших и погибших граждан, в том числе граждан, не имеющих постоянного места жительства, из общественных мест, мест происшествий, квартир в патологоанатомическое отделение больницы и бюро СМЭ город Новомосковск.

В связи с этим Заявитель считает, что действия (бездействия) Администрации по отказу от проведения конкурсных процедур по заключению договора на выполнение работ, оказание услуг по транспортировке и доставке тел умерших и погибших граждан, не имеющих постоянного места жительства из общественных мест, мест происшествий, квартир в патологоанатомическое отделение больницы и бюро СМЭ город Новомосковск приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке оказания ритуальных услуг.

Заявитель отмечает в пояснениях к своему заявлению (от 06.04.2014г., вх. № 2100), что законом, регулирующим отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, является Федеральный закон от 05.04.2013 № 44- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Также Заявитель указывает на то, что Администрация осуществляла свои действия по заключению договора на выполнение работ, оказание услуг на 2015 год без учета требований вышеуказанного закона, а именно: фактически заказчик (Администрация) осуществил действие (бездействие) по передаче объема работ, оказания услуг, выполнение которых необходимо для Администрации единственному исполнителю – НМУП «Ритуал», что приводит к ограничению  конкуренции на товарных рынках, которые являются конкурентными в силу закона, ввиду недопущения Администрацией возникновения конкурентных отношений между потенциальными хозяйствующими субъектами на рынке оказания услуг, выполнения работ по транспортировке тел умерших и погибших граждан.

Аналогичные доводы содержатся в заявлении индивидуального предпринимателя.

Из представленных на заседании Комиссии 17.06.2015г. пояснений Администрации следует, что осуществлять закупку услуги по доставке тел умерших в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд» нет необходимости, так как в 2012,2013,2014 годах в Администрацию поступали письменные обращения НМУП «Ритуал» о готовности безвозмездного оказания услуг по доставке тел умерших в медицинское учреждение в 2012, 2013, 2014 годах. В бюджет муниципального образования город Новомосковск в 2012-2015 годах средства на оплату услуг по доставке тел умерших и погибших граждан не закладывались.

В 2012-2014 годах от Заявителя и ИП в Администрацию поступали предложения о заключении с ними аналогичного договора, что и с НМУП «Ритуал».

Анализ представленных в материалы настоящего дела документов позволил установить, что ни Администрация, ни НМУП «Ритуал» не препятствуют иным лицам (в том числе индивидуальным предпринимателям) осуществлять транспортировку тел умерших в Новомосковскую городскую клиническую больницу на своем транспорте, с использованием своего персонала и за свой счет, в том числе, в случае отсутствия у указанных лиц заключенного с Администрацией соответствующего договора.

С учетом вышеизложенного Комиссия пришла к следующему выводу. В соответствии с частью 1 статьи 423 Гражданского кодекса договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, является возмездным. В соответствии с частью 2 статьи 423 Гражданского кодекса безвозмездным признается договор, по которому одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления.

Положения Федерального закона от 05.04.2013 № 44- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» распространяются только на возмездные сделки.

То есть, заключение вышеуказанных договоров Администрации с НМУП «Ритуал» по доставке и транспортировке тел умерших (от 26.09.2012 № 809, от 17.09.2013 № 717-дн, от 01.10.2014 №369-дн) не подпадает под требования, установленные статьей 3 Федерального закона от 05.04.2013№ 44- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в виду безвозмездного характера их оказания (выполнения).

Норма права, обязывающая муниципального заказчика (Администрацию) заключать договор безвозмездного оказания услуг (безвозмездного выполнения работ) по результатам торгов или с соблюдением иных конкурсных процедур, отсутствует.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» признаки ограничения конкуренции – сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий  на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Заключение между Администрацией и НМУП «Ритуал» договоров на 2013, 2014, 2015 годы безвозмездного оказания услуг (выполнения работ) без проведения конкурсных процедур не может расцениваться как запрещенные частью статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Оценив доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Прекратить рассмотрение дела № 03-03/03-2015 в отношении администрации муниципального образования город Новомосковск, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства администрацией муниципального образования город Новомосковск.
  2. Оснований для принятия иных мер в отношении администрации муниципального образования город Новомосковск по пресечению и/или устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не имеется.

Председатель Комиссии:                                                                            

 

Члены Комиссии:            

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Примечание: за невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны