Решение б/н Р Е Ш Е Н ИЕ по делу № 03-03/03-2016 по признакам нарушен... от 2 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена 21 июля 2016г.                                                       г.Тула

В полном объеме решение изготовлено 02 августа 2016г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства ,

рассмотрев дело № 03-03/03-2016 по признакам  нарушения МУП МО г. Тула «Ремжилхоз» (300004, г. Тула, ул. Кутузова, д. 22 А; ИНН 7105027644) частей 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", а также администрации города Тулы (300041, г. Тула, пр. Ленина, д. 2; ИНН 7107030032) и комитетом имущественных и земельных отношений администрации города Тулы (300034, Тульская обл., г. Тула, ул. Гоголевская, д. 73; ИНН 7102005410; далее – Комитет, КИиЗО г. Тулы) статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

в присутствии на заседании:

представителя МУП МО г. Тула «Ремжилхоз» (доверенность от 20.03.2016г. № б/н),

представителя АО «Тулагорводоканал» (доверенность от 26.05.2016г. № 103-юр);

в отсутствие представителей администрации города Тулы, АО «Тулатеплосеть», ООО «ПремьерЭнерго», комитета имущественных и земельных отношений администрации города Тулы, извещенных надлежащим образом,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тульское УФАС России поступили заявление гр. < --- > (от 21.12.2015г.) и  ООО «ПремьерЭнерго» (от 01.02.2015г.) о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях МУП «Ремжилхоз» (300004, г. Тула, ул. Кутузова, д. 22 А;  ИНН 7105027644), выразившихся в несоблюдении предусмотренных законодательством публичных процедур при передаче во владение и/или пользование недвижимого муниципального имущества (объектов теплоснабжения, централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения).

Анализ представленных документов и сведений позволил установить следующее:

На основании постановлений Администрации от 13.02.2015 г. № 622,  от 18.03.2015 г. № 1330, от 17.12.2015 г. № 6340,  от 24.09.2015 г. №4 986, от 07.10.2015 г.  № 5228  за МУП «Ремжилхоз» на праве хозяйственного ведения были закреплены объекты инженерной инфраструктуры (объекты водоснабжения и водоотведения), имущество теплосетевого назначения, модульная котельная в п. Барсуки и т.д. в соответствии с приложениями (в том числе – муниципальное имущество, ранее находившееся в пользовании ООО «Рождественское предприятие коммунального хозяйства»).

Между МУП «Ремжилхоз» и ОАО «Тулагорводоканал» были заключены дополнительные соглашения от 03.03.2015г. №7/2015‚ от 23.03.2015г. № 8/2015, от 27.03.15г. № 9/15,  от 05.05.2015г. № 16,   от 21.12.2015г. № 18/2015,  от 21.12.2015г. № 20/2015,  от 21.12.2015г. № 21/2015, к действующему договору аренды систем водоснабжения и водоотведения от 3 марта 2009 г. № 9208 (согласовав их заключение с  КИиЗО г. Тулы).

Также МУП «Ремжилхоз» заключило с ЗАО «Тулатеплосеть» дополнительные соглашения на аренду вышеуказанного имущества теплосетевого назначения от 01.10.2015г. № 15/2015, от 18.11.2015г. № 19/2015г. к действующему договору аренды движимого и недвижимого имущества теплосетевого назначения № 30-АР/08/63-08 от 14.02.08 г. (согласовав их заключение с  КИиЗО г. Тулы).

В соответствии со статьей 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В результате заключения дополнительных соглашений, изменяющих предмет договора, размер арендной платы, целевое назначение объекта и другие существенные условия договора у сторон возникают новые правоотношения, которые должны соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (согласно пункту 1 статьи 422 ГК РФ).

С учетом того, что сведений о проведении публичных процедур в отношении указанного в данных соглашениях имущества, официальный сайт торгов в сети Интернет (http://torgi.gov.ru) не содержит, заключение дополнительных соглашений, изменяющих существенные условия договора без проведения торгов, является нарушением требований, предусмотренных статьей 17.1 Закона о защите конкуренции, поскольку указанные условия согласованы в момент заключения договора на торгах (часть 5 статьи 448 ГК РФ).

Согласно письменным пояснениям МУП «Ремжилхоз» от 15.01.2016г. (вх. № 172) вышеуказанное имущество является частью сети инженерно-технического обеспечения водоснабжения и водоотведения территории МО г. Тула (находящейся в аренде и эксплуатации ОАО «Тулагорводоканал») и сети инженерно-технического обеспечения тепловой энергией территории МО г. Тула (находящейся в аренде и эксплуатации ЗАО «Тулатеплосеть»), и является технологически связанными с ними. Согласно пункту 8 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды может быть осуществлено без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, в случае предоставления его лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Аналогичный довод содержится в письменных пояснениях администрации МО г. Тула (от 27.04.2016г. вх. № 1807) КИиЗО г. Тулы (от 21.04.2016г. вх. № 1717), ЗАО «Тулатеплосеть» (от 06.04.2016г. вх. № 1467, от 25.04.2016г. вх. № 1754) и ОАО «Тулагорводоканал» (от 22.04.2016г. вх. № 1745).

Однако в ходе рассмотрения настоящего дела Комиссия установила, что ранее вышеуказанное муниципальное имущество функционировало независимо от сети инженерно-технического обеспечения водоснабжения и водоотведения территории МО г.Тула, сети инженерно-технического обеспечения тепловой энергией территории МО г.Тула, обслуживалось иными организациями и участвовало в теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении на территории других муниципальных образований. Кроме того, на обслуживание и оплату работы данного муниципального имущества распространялись иные тарифы.

Исходя из изложенного, после изучения представленных в материалы настоящего дела сведений и документов, Комиссия пришла к выводу о том, что технологическая связь вышеуказанного муниципального имущества с вышеперечисленными сетями на территории МО г. Тула – отсутствует.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и частью 1 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) предусмотрено, что передача прав владения и (или) пользования централизованными системами теплоснабжения, а также горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" объектами концессионного соглашения являются системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, объекты, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социального обслуживания населения.

При этом частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении установлено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям.

Аналогичное положение содержится в пункте 3 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Кроме того, в соответствии с пунктом 5 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» договоры аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам проведения конкурсов на право заключения этих договоров в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, указанных в конкурсной документации и в заявках на участие в таких конкурсах, поданных участниками торгов, с которыми заключаются эти договоры.

Договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, также заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор (часть 6 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении).

Из анализа вышеуказанных норм следует, что передача прав в отношении данных систем и их отдельных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться исключительно на основании публичных процедур с последующим заключением договоров аренды или концессионных соглашений.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Кроме того, в соответствии с частями 5 и 6 статьи 5 Закона Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 103-ФЗ) с 08.05.2013 и до 01.01.2015 допускалась передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения без учета требований, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении и частями 3 и 4 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, по договору аренды объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если данные объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.

С учетом изложенного передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, при условии, что срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию объекта теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет, до 01.01.2015г. могло осуществляться посредством заключения договора аренды данных объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения. Таким образом, законодательством Российской Федерации был установлен переходный период, позволяющий до 01.01.2015г. заключать договоры аренды на срок до 3 лет по правилам, предусмотренным, в том числе, Законом о защите конкуренции.

В настоящее время законодательство Российской Федерации не предусматривает возможности передавать объекты теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения без проведения соответствующих публичных процедур.

После принятия Комиссией Тульского УФАС России 24.06.2016г. заключения по делу № 03-03/03-2016 лица, участвующие в деле, дополнительных пояснений не представили.

На основании вышеизложенного, в ходе рассмотрения дела № 03-03/03-2016 Комиссией было установлено, что в действиях администрации города Тулы – нарушение антимонопольного законодательства отсутствует, однако МУП «Ремжилхоз», передав вышеуказанные объекты инженерной инфраструктуры (объекты водоснабжения и водоотведения) и имущество теплосетевого назначения в аренду ОАО «Тулагорводоканал» и ЗАО «Тулатеплосеть», а также КИиЗО г. Тулы, согласовав передачу вышеуказанного имущества в аренду ОАО «Тулагорводоканал» и ЗАО «Тулатеплосеть», нарушили части 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", в соответствии с которыми заключение соответствующих договоров может быть осуществлено только по результатам проведения  публичных процедур на право заключения этих договоров.

Оценив доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле о нарушении антимонопольного законодательства, и руководствуясь статьей 23, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 2 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

РЕШИЛА:

  1. Прекратить рассмотрение дела № 03-03/03-2016 в отношении администрации города Тулы, в связи с отсутствием в его действиях (бездействии) нарушения антимонопольного законодательства.
  2. Признать комитет имущественных и земельных отношений администрации города Тулы нарушившим части 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции».
  3. Признать МУП МО г. Тула «Ремжилхоз» нарушившим части 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции».
  4. Выдать комитету имущественных и земельных отношений администрации города Тулы обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
  5. Выдать МУП МО г. Тула «Ремжилхоз» обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
  6. Оснований для принятия иных мер в отношении администрации города Тулы, комитета имущественных и земельных отношений администрации города Тулы и МУП МО г. Тула «Ремжилхоз» по пресечению и/или устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не имеется.

ПРЕДПИСАНИЕ № 11

02.08.2016г.                                                                                                                          г. Тула

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 02.08.2016г. по делу № 03-03/03-2016 о нарушении МУП МО г. Тула «Ремжилхоз» (300004, г. Тула, ул. Кутузова, д. 22 А; ИНН 7105027644)  и комитетом имущественных и земельных отношений администрации города Тулы (300034, Тульская обл., г. Тула, ул. Гоголевская, д. 73; ИНН 7102005410) частей 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

в присутствии на заседании:

представителя МУП МО г. Тула «Ремжилхоз»  (доверенность от 20.03.2016г. № б/н),

представителя АО «Тулагорводоканал»  (доверенность от 26.05.2016г. № 103-юр);

в отсутствие представителей администрации города Тулы, АО «Тулатеплосеть», ООО «ПремьерЭнерго», комитета имущественных и земельных отношений администрации города Тулы, извещенных надлежащим образом,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

МУП МО г. Тула «Ремжилхоз»  в срок до 15.12.2016 года совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, прекратив нарушение частей 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в передаче в аренду муниципального имущества (объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения) ОАО «Тулагорводоканал» и ЗАО «Тулатеплосеть» с нарушением установленных законодательством Российской Федерации публичных процедур, а именно:

-переход права владения и/или пользования муниципальным имуществом (объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения) осуществлять в строгом соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".

О выполнении настоящего Предписания сообщить в Тульское УФАС России не позднее пяти дней со дня его исполнения.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

ПРЕДПИСАНИЕ № 12

02.08.2016г.                                                                                                                          г. Тула

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 02.08.2016г. по делу № 03-03/03-2016 о нарушении МУП МО г. Тула «Ремжилхоз» (300004, г. Тула, ул. Кутузова, д. 22 А; ИНН 7105027644)  и комитетом имущественных и земельных отношений администрации города Тулы (300034, Тульская обл., г. Тула, ул. Гоголевская, д. 73; ИНН 7102005410) частей 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

в присутствии на заседании:

представителя МУП МО г. Тула «Ремжилхоз». (доверенность от 20.03.2016г. № б/н),

представителя АО «Тулагорводоканал». (доверенность от 26.05.2016г. № 103-юр);

в отсутствие представителей администрации города Тулы, АО «Тулатеплосеть», ООО «ПремьерЭнерго», комитета имущественных и земельных отношений администрации города Тулы, извещенных надлежащим образом,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Комитету имущественных и земельных отношений администрации города Тулы в срок до 15.12.2016 года совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, прекратив нарушение частей 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в согласовании передачи МУП МО г. Тула «Ремжилхоз» в аренду ОАО «Тулагорводоканал» и ЗАО «Тулатеплосеть» муниципального имущества (объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения) с нарушением установленных законодательством Российской Федерации публичных процедур, а именно:

-переход права владения и/или пользования муниципальным имуществом (объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения) осуществлять в строгом соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".

О выполнении настоящего Предписания сообщить в Тульское УФАС России не позднее пяти дней со дня его исполнения.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны