Решение б/н Р Е Ш Е Н ИЕ по делу № 03-03/05-2017 по признакам нарушения... от 10 января 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена 25 декабря 2017г.                                                   г.Тула

В полном объеме решение изготовлено 10 января 2018г.

 

Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия), рассмотрев дело № 03-03/05-2017 по признакам нарушения администрации муниципального образования Яснополянское Щекинского района (301210, Тульская область, Щекинский район, п. Головеньковский, ул. Пчеловодов, д. 9; ИНН 7118816678) и администрацией муниципального образования Щекинский район (301248, Тульская область, г. Щекино, пл. Ленина, д. 1; ИНН 7118011747) части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

в присутствии на заседании представителя АО «ТНС энерго Тула» (доверенность от 21.11.2016г. № 01-118/2016-ТНС);

в отсутствие представителей администрации муниципального образования Яснополянское Щекинского района, администрации муниципального образования Щекинский район, ООО «Водо-канализационное хозяйство», извещенных надлежащим образом,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Основанием возбуждения дела № 03-03/05-2017 послужило заявление АО «ТНС энерго Тула» от 16.05.2017г. вх. № 2275  о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях администрации муниципального образования Яснополянское Щекинского района (301210, Тульская область, Щекинский район, п. Головеньковский, ул. Пчеловодов, д. 9; далее – АМО Яснополянское), выраженных в передаче муниципального имущества (объектов водоснабжения и (или) водоотведения) по договору аренды от 01.11.2012г. № 2 ООО «Водо-канализационное хозяйство» (далее – ООО «ВКХ») с нарушением установленных процедур, а именно – в не проведении публичных процедур на право заключения договора аренды или иного договора, предусматривающего  переход права владения и (или) пользования вышеуказанным имуществом.

В ходе рассмотрения дела установлено следующее:

Согласно письменным пояснениям АМО Яснополянское от 01.06.2017г. вх. № 2579 основанием заключения договора аренды от 01.11.2012г. № 2 с ООО «ВКХ» послужил акт приема-передачи социально-значимых объектов коммунальной инфраструктуры, безвозмездно переданных АМО Яснополянское конкурсным управляющим МП «Головеньковское ПЖКХ» от 05.10.2012г.

В соответствии с пунктом 1.4 договора аренды от 01.11.2012г. № 2 срок его действия – с 01.11.2012г. по 31.12.2012г.

Объекты муниципальной собственности, перечисленные в приложении к договору от 25.06.2014г. относятся к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения.

Сведений, о проведении публичных процедур в отношении указанного в приложении к договору имущества, официальный сайт торгов в сети Интернет (http://torgi.gov.ru) не содержит, что свидетельствует о том, что данный договор был заключен без проведения конкурса. Данные обстоятельства подтверждаются также письменными пояснениями АМО Яснополянское от 01.06.2017г. вх. № 2579.

Частью 1 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) предусмотрено, что передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 Закона о водоснабжении и водоотведении.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" объектами концессионного соглашения являются системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, объекты, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социального обслуживания населения.

При этом частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении установлено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям.

Договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор (часть 6 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении).

Из анализа вышеуказанных норм следует, что передача прав в отношении данных систем и их отдельных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться исключительно на основании договоров аренды или концессионных соглашений, закрепление указанных систем и (или) объектов за казенными предприятиями на праве оперативного управления действующим законодательством не предусмотрено.

Заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Комиссия также считает необходимым отметить, что в соответствии с частями 5 и 6 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 08.05.2013 и до 01.01.2015 допускалась передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения без учета требований, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 41.1 Закона о водоснабжении, по договору аренды объектов водоснабжения, водоотведения на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если данные объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.

С учетом изложенного, передача прав владения и (или) пользования объектами централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, при условии, что срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию объекта теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет, до 01.01.2015 могло осуществляться посредством заключения договора аренды данных объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Таким образом, законодательством Российской Федерации был установлен переходный период, позволяющий до 01.01.2015 заключать договоры аренды на срок до 3 лет по правилам, предусмотренным, в том числе, Федеральным законом от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

При этом в указанный трехлетний период необходимо было проводить мероприятия по подготовке к заключению концессионных соглашений.

Публичные процедуры для заключения концессионного соглашения в отношении муниципального имущества АМО Яснополянское, указанного в приложении к договору аренды от 01.11.2012г. № 2 с ООО «ВКХ»,  в период с 01.11.2012г. по 2014г. не проводились.

03.12.2014г. Собранием депутатов МО Яснополянское Щекинского района было принято решение № 4-25 «О передаче имущества в собственность муниципального образования Щекинский район, в порядке разграничения имущества, находящегося в собственности муниципального образования Яснополянское Щекинского района». Вместе с тем, согласно соглашению между МО Яснополянское Щекинского района и МО Щекинский район о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения от 30.12.2014г.  № 19 полномочия по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжению населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, были переданы МО Яснополянское Щекинского района до 31.12.2015г.

Согласно письменным пояснениям АМО Яснополянское от 01.06.2017г. вх. № 2579 концессионное соглашение в отношении вышеуказанного имущества не заключалось в связи с тем, что письмом от 10.11.2014г. № 005-06/4413 администрация МО Щекинский район (301248, Тульская обл., г. Щекино, пл. Ленина, д.1) рекомендовала АМО Яснополянское согласовывать все мероприятия, осуществляемые в рамках переданных с 01.01.2015г. полномочий, в связи с изменениями в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В течении 2012-2015 годов АМО Яснополянское производило работы по оформлению вышеуказанного имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С 01.01. 2016 года полномочия по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжению населения были отнесены исключительно к полномочиям МО Щекинский район.

25.02.2016г. распоряжением правительства Тульской области № 104-р «О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Яснополянское Щекинского района, между муниципальным образованием Яснополянское Щекинского района и муниципальным образованием Щекинский район» был утвержден перечень муниципального имущества (объектов коммунальной инфраструктуры), переданного в собственность МО Щекинский район.

В силу Закона Тульской области от 09.06.2008 № 1014-ЗТО «О порядке разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами» право собственности на вышеуказанное имущество возникло у МО Щекинский район с момента подписания акта приема-передачи имущества, т.е. с 06.06.2016г.

Согласно письменным пояснениям АМО Яснополянское от 16.06.2017г. вх. № 2843 вышеуказанный договор постоянно пролонгировался. Заявлений об уменьшении или увеличении срока аренды от ООО «ВКХ» не поступало. Размер арендной платы в период с 2012 года до момента передачи вышеуказанного муниципального имущества в собственность МО Щекинский район не изменялся. Информацию и документы, поясняющие каким образом и на основании каких документов рассчитывалась и устанавливалась сумма арендной платы по договору аренды от 01.11.2012г. № 2 АМО Яснополянское не представило. Оценку рыночной стоимости вышеуказанного имущества в период с 2012 года до момента передачи его в МО Щекинский район АМО Яснополянское не проводило. При этом ООО «ВКХ» арендную плату за вышеуказанное имущество с 2012 года и до момента передачи его в МО Щекинский район своевременно не вносило, в связи с чем задолженность ООО «ВКХ» перед АМО Яснополянское по решениям суда составила 229039,71 рублей.

В соответствии с письменными пояснениями администрации МО Щекинский район от 10.07.2017г. вх. № 3285 после передачи вышеуказанного имущества администрация МО Щекинский район оценку рыночной стоимости вышеуказанного имущества не производила, не перезаключала договор аренды от 01.11.2012г. № 2 с ООО «ВКХ», дополнительного соглашения к договору не подписывала, размер арендной платы не изменяла, указанный договор не пролонгировала, самостоятельно договоры по передаче указанного имущества не заключала. Арендная плата за пользование данным имуществом в бюджет МО Щекинский район (с 06.06.2016г.) или иные местные бюджеты не поступала.

Комиссия отмечает, что все вышеизложенные обстоятельства не освобождали АМО Яснополянское, администрацию МО Щекинский район от обязанности соблюдения вышеуказанных требований действующего законодательства Российской Федерации. Вместе с тем, ООО «ВКХ» фактически более года с момента передачи вышеуказанных объектов коммунальной инфраструктуры в собственность администрации МО Щекинский район без заключения какого-либо нового договора/соглашения безвозмездно пользуется данным муниципальным имуществом. Предоставление администрацией МО Щекинский район данного имущества ООО «ВКХ» в рассматриваем случае является незаконной преференцией.  Кроме того, администрацией МО Щекинский район не проведены предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации публичные процедуры по заключению концессионного соглашения.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления может быть осуществлено только по результатам проведения публичных процедур на право заключения этих договоров.

После принятия Комиссией Тульского УФАС России 18.01.2017г. заключения по делу № 03-03/05-2017 администрация муниципального образования Яснополянское Щекинского района, администрация муниципального образования Щекинский район дополнительных письменных пояснений (возражений) в антимонопольный орган не представила.

Таким образом, администрацией муниципального образования Яснополянское Щекинского района, администрация муниципального образования Щекинский район была нарушена часть 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которыми, действия данных органов местного самоуправления приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке и ущемляют интересы хозяйствующих субъектов в сфере заключения договоров аренды или иного договора, предусматривающего  переход права владения и (или) пользования вышеуказанным имуществом

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что администрацией МО Щекинский район в настоящее время активно совершаются действия, направленные на устранение нарушения действующего законодательства в отношении вышеуказанных объектов.

Оценив доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле о нарушении антимонопольного законодательства, и руководствуясь статьей 23, частями 1-4 статьи 41, частью 2 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать администрацию муниципального образования Яснополянское Щекинского района (301210, Тульская область, Щекинский район, п. Головеньковский, ул. Пчеловодов, д. 9; ИНН 7118816678) нарушившей часть 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Признать администрацию муниципального образования Щекинский район (301248, Тульская область, г. Щекино, пл. Ленина, д. 1; ИНН 7118011747) нарушившей часть 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  3. Выдать администрации муниципального образования Щекинский район обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
  4. Оснований для принятия иных мер в отношении администрации муниципального образования Яснополянское Щекинского района, администрации муниципального образования Щекинский район по пресечению и/или устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не имеется.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд, а также в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 01

 

10.01.2018г.                                                                                                                          г. Тула

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 10.12.2018г. по делу № 03-03/05-2017 нарушения администрацией муниципального образования Яснополянское Щекинского района (301210, Тульская область, Щекинский район, п. Головеньковский, ул. Пчеловодов, д. 9; ИНН 7118816678) и администрацией муниципального образования Щекинский район (301248, Тульская область, г. Щекино, пл. Ленина, д. 1; ИНН 7118011747) части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Администрации муниципального образования Щекинский район в срок до 31.05.2018 года совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, прекратив нарушение части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в передаче по договору аренды от 01.11.2012г. № 2 муниципального имущества (объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения) ООО «Водо-канализационное хозяйство» с нарушением установленных законодательством Российской Федерации публичных процедур, а именно:

- провести публичные процедуры, предусматривающие  переход права владения и (или) пользования вышеуказанным имуществом в соответствии с подпунктом 3.1 пункта 3 части I Приказа ФАС России от 10.02.2010 N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса", Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".

 

 

О выполнении настоящего Предписания сообщить в Тульское УФАС России не позднее пяти дней со дня его исполнения.

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд, а также в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны