Решение б/н Р Е Ш Е Н ИЕ по делу № 03-03/14-2016 по признакам нарушени... от 16 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена 02 марта 2017г.                                                      г. Тула

В полном объеме решение изготовлено 16 марта 2017г.

Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия), рассмотрев дело № 03-03/14-2016 по признакам нарушения антимонопольного законодательства комитетом имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Алексинский район, администрацией муниципального образования Алексинский район, администрацией муниципального образования город Алексин частей 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствии на заседании:

представителя АО «ТНС энерго Тула».-  (доверенность от 21.11.2016г. № 01-118/2016-ТНС),

в отсутствие представителей АМО г. Алексин, КИиЗО АМО Алексинский район, АМО Алексинский район,  МКП «АРЦКО», извещенных надлежащим образом,

УСТАНОВИЛА:

В Тульское УФАС России 01.06.2016 года поступило обращение АО «ТНС энерго Тула» о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях Комитета имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Алексинский район (далее – Комитет, КИиЗО АМО Алексинский район) и АМО Алексинский район, выраженных в передаче муниципального имущества (объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения) на праве оперативного управления муниципальному казенному предприятию «Алексинский районный центр коммунального обслуживания» (далее – МКП «АРЦКО») с нарушением установленных процедур, а именно – в не проведении конкурса или аукциона на право заключения договора аренды или иного договора, предусматривающего  переход права владения и (или) пользования вышеуказанным имуществом.

Анализ представленных документов и сведений позволил установить следующее.

В качестве документов, подтверждающих законные права владения и пользования объектами водоснабжения  представлены договоры между Комитетом (в лице заместителя главы Администрации Егорова В.В.) и МКП «АРЦКО» о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления от 14.05.2014г. № 46/2014 и от 26.05.2014г. № 58/2014.

Сведений, о проведении публичных процедур в отношении указанного в приложении к вышеуказанным договорам от 14.05.2014г. № 46/2014 и от 26.05.2014г. № 58/2014 имущества, официальный сайт торгов в сети Интернет (http://torgi.gov.ru) не содержит, что свидетельствует о том, что данные договоры был заключены без проведения конкурса.

Указанные договоры были заключены в связи с принятием АМО Алексинский район постановлений от 14.05.2014 № 867 «О закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за муниципальным казенным предприятием «Алексинский районный центр коммунального обслуживания» и от 26.05.2014 № 976 «О закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за муниципальным казенным предприятием «Алексинский районный центр коммунального обслуживания».

17.03.2013г. между МКП «АРЦКО» и АО «ТНС энерго Тула» был заключен договор № 7417793 на снабжение электрической энергии объектов тепло- и водоснабжения, расположенных на территории ряда населенных пунктов муниципального образования Алексинский район, а именно -  Александровка, Спас-Конино, Суходол, Шелепино, Авангард, Сенево, Поповка, Пластово, Борисово.

Объекты муниципальной собственности, перечисленные в приложениях к вышеуказанным договорам между Комитетом и МКП «АРЦКО», относятся к централизованным системам тепло-, водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с пунктом 3.1. Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (указанный пункт введен Приказом ФАС России от 24.12.2013 N 872/13), утвержденных Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса", заключение договоров аренды в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только путем проведения торгов в форме конкурса с учетом положений, предусмотренных статьей 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

В соответствии с пунктом 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и частью 1 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (введены Федеральным законом от 07.05.2013 N 103-ФЗ) предусмотрено, что передача прав владения и (или) пользования централизованными системами теплоснабжения, а также горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" объектами концессионного соглашения являются системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, объекты, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социального обслуживания населения.

При этом частью 3 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) установлено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям.

Аналогичное положение содержится в пункте 3 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Кроме того, в соответствии с пунктом 5 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» договоры аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам проведения конкурсов на право заключения этих договоров в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, указанных в конкурсной документации и в заявках на участие в таких конкурсах, поданных участниками торгов, с которыми заключаются эти договоры.

Договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, также заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор (часть 6 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении).

Из анализа вышеуказанных норм следует, что передача прав в отношении данных систем и их отдельных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться исключительно на основании договоров аренды или концессионных соглашений.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Комиссия также считает необходимым отметить, что в соответствии с частями 5 и 6 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 08.05.2013 и до 01.01.2015 допускалась передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения без учета требований, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении и частями 3 и 4 статьи 41.1 Закона о водоснабжении, по договору аренды объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если данные объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.

С учетом изложенного, передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, при условии, что срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию объекта теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет, до 01.01.2015 могло осуществляться посредством заключения договора аренды данных объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Таким образом, законодательством Российской Федерации был установлен переходный период, позволяющий до 01.01.2015 заключать договоры аренды на срок до 3 лет по правилам, предусмотренным, в том числе, Федеральным законом от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

При этом в указанный трехлетний период необходимо было проводить мероприятия по подготовке к заключению концессионных соглашений.

В ходе рассмотрения настоящего дела, Комиссия установила, что АМО Алексинский район и КИиЗО АМО Алексинский район не предпринималось действий, направленных на заключение договоров аренды и/или концессионных соглашений и указанное муниципальное имущество, в нарушение данных требований, было закреплено на праве оперативного управления МКП «АРЦКО».

Согласно письменным пояснениям АМО г. Алексин от 30.06.2016г. исх. № 4023, муниципальные образования Алексинский район, город Алексин Алексинского района и др. были объединены в одно вновь образованное муниципальное образование – город Алексин, в соответствии с Законом Тульской области от 11.06. 2014 № 2140-ЗТО «О преобразовании муниципальных образований, расположенных на территории Алексинского района Тульской области».

В соответствии с вышеуказанным законом АМО г. Алексин стало правопреемником АМО Алексинский район (утратившего статус муниципального образования), что также устанавливается решениями Собрания депутатов МО г. Алексин  от 22.09.2014 № 1(1).8, от 30.09.2014 № 2(2).2, от 24.12.2014 № 7(7).9, от 13.01.2015 №1(9).2 и подтверждается письменными пояснениями АМО г. Алексин от 24.01.2017г. исх. № 364.

Кроме того, согласно письменным пояснениям АМО г. Алексин от 24.01.2017г. исх. № 364 «с 21.01.2015г. юридические лица – администрация муниципального образования Алексинский район и комитет имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Алексинский район, находятся в стадии ликвидации», а председатели ликвидационных комиссий не вправе отменять ранее принятые АМО Алексинский район постановления, в связи с тем, что «ими, в соответствии с ч. 4 ст. 62 ГК РФ, выполняются полномочия, непосредственно обусловленные проведением ликвидационных мероприятий».

После принятия Комиссией Тульского УФАС России 01.02.2017г. заключения по делу № 03-03/14-2016 дополнительных письменных пояснений от лиц, участвовавших в рассмотрении настоящего дела, не поступало.

С учетом вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу о том, что в действиях АМО г. Алексин, АМО Алексинский район и КИиЗО АМО Алексинский район отсутствует нарушение части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», однако данными субъектами была нарушена часть 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которой действия данных органов местного самоуправления приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке и ущемляют интересы хозяйствующих субъектов в сфере заключения договоров аренды или иного договора, предусматривающего  переход права владения и (или) пользования вышеуказанным имуществом.

Комиссия отмечает тот факт, что в связи с ликвидацией АМО Алексинский район и КИиЗО АМО Алексинский район у антимонопольного органа отсутствует возможность выдачи предписаний и/или применения к данным субъектам иных мер, направленных на устранение допущенного нарушения действующего законодательства Российской Федерации.

Вместе с тем, АМО г. Алексин в письменных пояснениях от 24.01.2017г. исх. № 364 указала, что постановления АМО Алексинский район от 14.05.2014 № 867 «О закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за муниципальным казенным предприятием «Алексинский районный центр коммунального обслуживания» и от 26.05.2014 № 976 «О закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за муниципальным казенным предприятием «Алексинский районный центр коммунального обслуживания» «…могут быть отменены постановлениями администрации муниципального образования г. Алексин».

В соответствии с представленными в антимонопольный орган документами и информацией, вышеуказанные договоры, нарушающие порядок передачи объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения АМО г. Алексин не расторгались, постановления АМО Алексинский район от 14.05.2014 № 867 и от 26.05.2014 № 976 не отменялись. Кроме того, согласно письменным пояснениям АМО г. Алексин от 30.06.2016г. исх. № 4023 «публичные процедуры на право заключения концессионного соглашения на вышеуказанное муниципальное имущество не проводились».

С учетом изложенного, Комиссия делает вывод о необходимости выдачи АМО г. Алексин обязательного для исполнения предписания, предусмотренные пунктом 3 части 1 статьи  23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", отсутствуют.

Оценив доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле о нарушении антимонопольного законодательства, и руководствуясь статьей 23, частями 1-4 статьи 41, частью 2 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

РЕШИЛА:

1. Признать администрацию муниципального образования Алексинский район, комитет имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Алексинский район, администрацию муниципального образования город Алексин нарушившими часть 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Прекратить рассмотрение дела № 03-03/14-2016 в связи с отсутствием нарушения части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях/бездействии администрации муниципального образования Алексинский район, комитета имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Алексинский район, администрации муниципального образования город Алексин.

3. Выдать администрации муниципального образования город Алексин обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

4. Оснований для выдачи администрации муниципального образования Алексинский район, комитету имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Алексинский район обязательного для исполнения предписания не имеется.

5. Оснований для принятия иных мер в отношении администрации муниципального образования Алексинский район, комитета имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Алексинский район, администрации муниципального образования город Алексин по пресечению и/или устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не имеется.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд, а также в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

ПРЕДПИСАНИЕ № 12

 

16.03.2017г.                                                                                                                          г. Тула

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 16.03.2017г. по делу № 03-03/14-2016 о нарушении комитетом имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Алексинский район, администрацией муниципального образования Алексинский район, администрацией муниципального образования город Алексин (301361, Тульская область, г. Алексин, ул. Героев Алексинцев, д. 10; далее – АМО г. Алексин) части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

АМО г. Алексин в срок до 24.07.2017 года совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, прекратив нарушение части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в передаче по договорам от 14.05.2014г. № 46/2014 и от 26.05.2014г. № 58/2014 муниципального имущества (объектов централизованных систем теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения) в оперативное управление  МКП «АРЦКО» с нарушением установленных законодательством Российской Федерации публичных процедур, а именно:

- провести публичные процедуры, предусматривающие  переход права владения и (или) пользования вышеуказанным имуществом в соответствии с подпунктом 3.1 пункта 3 части I Приказа ФАС России от 10.02.2010 N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса", Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".

О выполнении настоящего Предписания сообщить в Тульское УФАС России не позднее пяти дней со дня его исполнения.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд, а также в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны