Решение б/н ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 03-03/14-2016 от 2 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

01.02.2017г.                                                                                                                              г.Тула

 

Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия),  рассмотрев дело № 03-03/14-2016 по признакам нарушения антимонопольного законодательства Комитетом имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Алексинский район, администрацией муниципального образования Алексинский район (АМО Алексинский район), администрацией муниципального образования город Алексин (АМО г. Алексин) частей 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствии на заседании:

представителя АО «ТНС энерго Тула» – представителя АО «ТНС энерго Тула» . (доверенность от 06.07.2015г. № 01-30/2015-ТНС),

представителя АМО г. Алексин  (доверенность от 18.01.2017г. № 5),

в отсутствие представителей КИиЗО АМО Алексинский район, АМО Алексинский район,  МКП «АРЦКО», извещенных надлежащим образом,

УСТАНОВИЛА:

В Тульское УФАС России 01.06.2016 года поступило обращение АО «ТНС энерго Тула» о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях Комитета имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Алексинский район (далее – Комитет, КИиЗО АМО Алексинский район) и АМО Алексинский район, выраженных в передаче муниципального имущества (объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения) на праве оперативного управления муниципальному казенному предприятию «Алексинский районный центр коммунального обслуживания» (далее – МКП «АРЦКО») с нарушением установленных процедур, а именно – в не проведении конкурса или аукциона на право заключения договора аренды или иного договора, предусматривающего  переход права владения и (или) пользования вышеуказанным имуществом.

Анализ представленных документов и сведений позволил установить следующее.

В качестве документов, подтверждающих законные права владения и пользования объектами водоснабжения  представлены договоры между Комитетом (в лице заместителя главы Администрации Егорова В.В.) и МКП «АРЦКО» о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления от 14.05.2014г. № 46/2014 и от 26.05.2014г. № 58/2014.

Сведений, о проведении публичных процедур в отношении указанного в приложении к вышеуказанным договорам от 14.05.2014г. № 46/2014 и от 26.05.2014г. № 58/2014 имущества, официальный сайт торгов в сети Интернет (http://torgi.gov.ru) не содержит, что свидетельствует о том, что данные договоры был заключены без проведения конкурса.

Указанные договоры были заключены в связи с принятием АМО Алексинский район постановлений от 14.05.2014 № 867 «О закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за муниципальным казенным предприятием «Алексинский районный центр коммунального обслуживания» и от 26.05.2014 № 976 «О закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за муниципальным казенным предприятием «Алексинский районный центр коммунального обслуживания».

17.03.2013г. между МКП «АРЦКО» и АО «ТНС энерго Тула» был заключен договор № 7417793 на снабжение электрической энергии объектов тепло- и водоснабжения, расположенных на территории ряда населенных пунктов муниципального образования Алексинский район, а именно -  Александровка, Спас-Конино, Суходол, Шелепино, Авангард, Сенево, Поповка, Пластово, Борисово.

Объекты муниципальной собственности, перечисленные в приложениях к вышеуказанным договорам между Комитетом и МКП «АРЦКО», относятся к централизованным системам тепло-, водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с пунктом 3.1. Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (указанный пункт введен Приказом ФАС России от 24.12.2013 N 872/13), утвержденных Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса", заключение договоров аренды в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только путем проведения торгов в форме конкурса с учетом положений, предусмотренных статьей 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

В соответствии с пунктом 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и частью 1 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (введены Федеральным законом от 07.05.2013 N 103-ФЗ 03.11.2015 N 307-ФЗ) предусмотрено, что передача прав владения и (или) пользования централизованными системами теплоснабжения, а также горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" объектами концессионного соглашения являются системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, объекты, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социального обслуживания населения.

При этом частью 3 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) установлено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям.

Аналогичное положение содержится в пункте 3 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Кроме того, в соответствии с пунктом 5 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» договоры аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам проведения конкурсов на право заключения этих договоров в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, указанных в конкурсной документации и в заявках на участие в таких конкурсах, поданных участниками торгов, с которыми заключаются эти договоры.

Договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, также заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор (часть 6 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении).

Из анализа вышеуказанных норм следует, что передача прав в отношении данных систем и их отдельных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться исключительно на основании договоров аренды или концессионных соглашений.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Комиссия также считает необходимым отметить, что в соответствии с частями 5 и 6 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 08.05.2013 и до 01.01.2015 допускалась передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения без учета требований, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении и частями 3 и 4 статьи 41.1 Закона о водоснабжении, по договору аренды объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если данные объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.

С учетом изложенного, передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, при условии, что срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию объекта теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет, до 01.01.2015 могло осуществляться посредством заключения договора аренды данных объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Таким образом, законодательством Российской Федерации был установлен переходный период, позволяющий до 01.01.2015 заключать договоры аренды на срок до 3 лет по правилам, предусмотренным, в том числе, Федеральным законом от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

При этом в указанный трехлетний период необходимо было проводить мероприятия по подготовке к заключению концессионных соглашений.

В ходе рассмотрения настоящего дела, Комиссия установила, что АМО Алексинский район и КИиЗО АМО Алексинский район не предпринималось действий, направленных на заключение договоров аренды и/или концессионных соглашений и указанное муниципальное имущество, в нарушение данных требований, было закреплено на праве оперативного управления МКП «АРЦКО».

Согласно письменным пояснениям АМО г. Алексин от 30.06.2016г. исх. № 4023, муниципальные образования Алексинский район, город Алексин Алексинского района и др. были объединены в одно вновь образованное муниципальное образование – город Алексин, в соответствии с Законом Тульской области от 11.06. 2014 № 2140-ЗТО «О преобразовании муниципальных образований, расположенных на территории Алексинского района Тульской области».

В соответствии с вышеуказанным законом АМО г. Алексин стало правопреемником АМО Алексинский район (утратившего статус муниципального образования), что также устанавливается решениями Собрания депутатов МО г. Алексин  от 22.09.2014 № 1(1).8, от 30.09.2014 № 2(2).2, от 24.12.2014 № 7(7).9, от 13.01.2015 №1(9).2 и подтверждается письменными пояснениями АМО г. Алексин от 24.01.2017г. исх. № 364.

Кроме того, согласно письменным пояснениям АМО г. Алексин от 24.01.2017г. исх. № 364 «с 21.01.2015г. юридические лица – администрация муниципального образования Алексинский район и комитет имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Алексинский район, находятся в стадии ликвидации», а председатели ликвидационных комиссий не вправе отменять ранее принятые АМО Алексинский район постановления, в связи с тем, что «ими, в соответствии с ч. 4 ст. 62 ГК РФ, выполняются полномочия, непосредственно обусловленные проведением ликвидационных мероприятий».

С учетом вышеизложенного, Комиссия отмечает тот факт, что АМО Алексинский район и КИиЗО АМО Алексинский район были нарушены части 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», однако в связи с ликвидацией данных лиц, у антимонопольного органа отсутствует возможность выдачи предписаний и/или применения к АМО Алексинский район и КИиЗО АМО Алексинский район иных мер, направленных на устранение допущенного нарушения действующего законодательства Российской Федерации.

Вместе с тем, АМО г. Алексин в письменных пояснениях от 24.01.2017г. исх. № 364 указала, что постановления АМО Алексинский район от 14.05.2014 № 867 «О закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за муниципальным казенным предприятием «Алексинский районный центр коммунального обслуживания» и от 26.05.2014 № 976 «О закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за муниципальным казенным предприятием «Алексинский районный центр коммунального обслуживания» «…могут быть отменены постановлениями администрации муниципального образования г. Алексин».

С учетом изложенного, Комиссия отмечает, что вышеуказанные договоры, нарушающие порядок передачи объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения АМО г. Алексин не расторгались, постановления АМО Алексинский район от 14.05.2014 № 867 и от 26.05.2014 № 976 не отменялись. Кроме того, согласно письменным пояснениям АМО г. Алексин от 30.06.2016г. исх. № 4023 «публичные процедуры на право заключения концессионного соглашения на вышеуказанное муниципальное имущество не проводились».

Исходя из вышеизложенного, АМО Алексинский район, КИиЗО АМО Алексинский район были нарушены части 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которыми действия данного органа местного самоуправления приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке и ущемляют интересы хозяйствующих субъектов в сфере заключения договоров аренды или иного договора, предусматривающего  переход права владения и (или) пользования вышеуказанным имуществом

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны