Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 03–03/34–2014 по признакам нарушения Со... от 1 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена 3 июля 2014 года

В полном объеме решение изготовлено 9 июля 2014 года

 

Комиссия Тульского УФАС России, рассмотрев дело № 03–03/34–2014 по признакам нарушения Собранием представителей  муниципального образования Богородицкий район (301835, Тульская область, г. Богородицк, ул. Ленина, д. 3) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

УСТАНОВИЛА:

Настоящее дело было возбуждено в рамках проведения контрольного мероприятия в муниципальном образовании Богородицкий район с целью выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства в актах Собрания представителей муниципального образования Богородицкий район, в ходе которого были установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства в положении «О порядке управления и распоряжения земельными участками на территории муниципального образования Богородицкий район» (далее – положение), утвержденном решением Собрания представителей муниципального образования Богородицкий район №43-249 от 27.10.2011 года «Об утверждении Положения «О порядке управления и распоряжения земельными участками на территории муниципального образования Богородицкий район» (далее – положение).

В ходе рассмотрения материалов выявлено следующее.

I. Главой 4 положения установлен порядок рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков для строительства.

При этом в пункте 4.1. указано, что лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка  под строительство, а также для индивидуального жилищного строительства,  направляет заявление в Администрацию.  

Пункт 4.2. указывает, что к заявлению прилагаются:

  1. копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
  2. копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей);
  3. копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);
  4. копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
  5. кадастровый паспорт земельного участка. В случае если в отношении земельного  участка  не осуществлен государственный кадастровый учет,  к заявлению прилагается  мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный  в письменной форме органом, осуществляющим государственный кадастровый учет. Указанные сведения должны быть выданы  не ранее шести месяцев до даты подачи заявления. 
  6. сведения  органа, осуществляющего государственную регистрацию прав  на недвижимое имущество и сделок с ним   об отсутствии права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (мотивированный отказ в предоставлении информации);
  7. план расположения земельного участка (ситуационный план), выполненный в масштабе, позволяющем принять обоснованное   решение о предоставлении участка.

Абзацем 3 пункта 6.8 главы 6 положения указано, что предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объекта осуществляется в соответствии со ст.31 Земельного кодекса РФ на основании заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании мест размещения объекта по форме, установленной в ст.4   Порядка, с приложением к нему технико-экономического обоснования проекта строительства или необходимых расчетов.

I.I. Согласно части 3 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ, предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.

Частью 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, которое осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

Статья 31 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливает порядок выбора земельного участка:

  1. Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
  2. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
  3. Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
  4. Орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства. В случае, если в целях размещения объектов необходимо выкупить земельные участки для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, орган местного самоуправления информирует собственников этих земельных участков об их возможном выкупе. Порядок и условия предоставления такой информации могут быть установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
  5. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
  6. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
  7. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения. В случае обращения заявителя через многофункциональный центр копия указанного решения выдается через многофункциональный центр.
  8. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

Исходя из вышеизложенного, земельным законодательством, при предоставлении  органами местного самоуправления, земельного участка в аренду для строительства (за исключением жилищного строительства) путем предварительного согласования места размещения объекта, не предусмотрено требование от хозяйствующих субъектов иных документов и информации, кроме как указанных в статьях 30-31 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 210-ФЗ от 27 июля 2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 210-ФЗ от 27 июля 2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.

В связи изложенным выше, для получения указанной муниципальной услуги, у заявителя не могут быть затребованы истребованные в пункте 4.2 главы 4 положения следующие документы и информация:

  • копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей) (подпункт 2 пункта 4.2 главы 4 положения);
  • копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) (подпункт 3 пункта 4.2 главы 4 положения);
  • кадастровый паспорт земельного участка. В случае если в отношении земельного  участка  не осуществлен государственный кадастровый учет,  к заявлению прилагается  мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный  в письменной форме органом, осуществляющим государственный кадастровый учет. Указанные сведения должны быть выданы  не ранее шести месяцев до даты подачи заявления (подпункт 5 пункта 4.2 главы 4 положения). 
  • сведения  органа, осуществляющего государственную регистрацию прав  на недвижимое имущество и сделок с ним   об отсутствии права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (мотивированный отказ в предоставлении информации) (подпункт 6 пункта 4.2 главы 4 положения);
  • план расположения земельного участка (ситуационный план), выполненный в масштабе, позволяющем принять обоснованное   решение о предоставлении участка (подпункт 7 пункта 4.2 главы 4 положения).

Таким образом, подпункты 2, 3, 5, 6,7 пункта 2.4  главы 4, абзац 3 пункта 6.8 главы 6  положения «О порядке управления и распоряжения земельными участками на территории муниципального образования Богородицкий район», утвержденного решением Собрания представителей муниципального образования Богородицкий район №43-249 от 27.10.2011 года «Об утверждении Положения «О порядке управления и распоряжения земельными участками на территории муниципального образования Богородицкий район», налагают необоснованные требования о предоставлении документов, не предусмотренных действующим законодательством, что является нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещающей органам местного самоуправления осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

I.II. Согласно части 3 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ, предоставление земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объектов осуществляется в следующем порядке:

  1. проведение работ по формированию земельного участка: 1) выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; 2) определение разрешенного использования земельного участка; 3) определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение (технологическое присоединение)); 4) принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); 5) публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
  2. проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
  3. подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Исходя из вышеизложенного, земельным законодательством, при предоставлении  органами местного самоуправления, земельного участка в аренду для строительства (за исключением жилищного строительства) путем предварительного согласования места размещения объекта, не предусмотрено требование от хозяйствующих субъектов иных документов и информации, кроме как указанных в статьях 30-31 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 210-ФЗ от 27 июля 2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 210-ФЗ от 27 июля 2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.

В связи изложенным выше, для получения указанной муниципальной услуги, у заявителя не могут быть затребованы при предоставлении земельных участков без проведения торгов истребованные в пункте 4.2 главы 4 положения следующие документы и информация:

  • копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей) (подпункт 2 пункта 4.2 главы 4 положения);
  • копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) (подпункт 3 пункта 4.2 главы 4 положения);
  • кадастровый паспорт земельного участка. В случае если в отношении земельного  участка  не осуществлен государственный кадастровый учет,  к заявлению прилагается  мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный  в письменной форме органом, осуществляющим государственный кадастровый учет. Указанные сведения должны быть выданы  не ранее шести месяцев до даты подачи заявления (подпункт 5 пункта 4.2 главы 4 положения). 
  • сведения  органа, осуществляющего государственную регистрацию прав  на недвижимое имущество и сделок с ним   об отсутствии права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (мотивированный отказ в предоставлении информации) (подпункт 6 пункта 4.2 главы 4 положения);
  • план расположения земельного участка (ситуационный план), выполненный в масштабе, позволяющем принять обоснованное   решение о предоставлении участка (подпункт 7 пункта 4.2 главы 4 положения).

Таким образом, подпункты 2, 3, 5, 6, 7 пункта 2.4  главы 4 положения «О порядке управления и распоряжения земельными участками на территории муниципального образования Богородицкий район», утвержденного решением Собрания представителей муниципального образования Богородицкий район №43-249 от 27.10.2011 года «Об утверждении Положения «О порядке управления и распоряжения земельными участками на территории муниципального образования Богородицкий район», налагают необоснованные требования о предоставлении документов, не предусмотренных действующим законодательством, что является нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещающей органам местного самоуправления осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

I.III. В соответствии с частью 2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 4 статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации, порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением правительства Российской Федерации №808 от 11.11.2002 года «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков» утверждены правила организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков (далее – Правила).

Пункт 10 Правил регламентирует, что для участия в торгах претендент представляет организатору торгов (лично или через своего представителя) в установленный в извещении о проведении торгов срок заявку по форме, утверждаемой организатором торгов, платежный документ с отметкой банка плательщика об исполнении для подтверждения перечисления претендентом установленного в извещении о проведении торгов задатка в счет обеспечения оплаты приобретаемых на торгах земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков и иные документы в соответствии с перечнем, опубликованным в извещении о проведении торгов. Заявка и опись представленных документов составляются в 2 экземплярах, один из которых остается у организатора торгов, другой - у претендента.

При подаче заявки физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий личность. В случае подачи заявки представителем претендента предъявляется доверенность.

Юридическое лицо дополнительно прилагает к заявке нотариально заверенные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации юридического лица, а также выписку из решения уполномоченного органа юридического лица о совершении сделки (если это необходимо в соответствии с учредительными документами претендента и законодательством государства, в котором зарегистрирован претендент).

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 210-ФЗ от 27 июля 2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 210-ФЗ от 27 июля 2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.

В связи изложенным выше, для получения указанной муниципальной услуги, у заявителя не могут быть затребованы при предоставлении земельных участков путем проведения торгов истребованные в пункте 4.2 главы 4 положения следующие документы и информация:

  • копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей) (подпункт 2 пункта 4.2 главы 4 положения);
  • кадастровый паспорт земельного участка. В случае если в отношении земельного  участка  не осуществлен государственный кадастровый учет,  к заявлению прилагается  мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный  в письменной форме органом, осуществляющим государственный кадастровый учет. Указанные сведения должны быть выданы  не ранее шести месяцев до даты подачи заявления (подпункт 5 пункта 4.2 главы 4 положения). 
  • сведения  органа, осуществляющего государственную регистрацию прав  на недвижимое имущество и сделок с ним   об отсутствии права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (мотивированный отказ в предоставлении информации) (подпункт 6 пункта 4.2 главы 4 положения);
  • план расположения земельного участка (ситуационный план), выполненный в масштабе, позволяющем принять обоснованное   решение о предоставлении участка (подпункт 7 пункта 4.2 главы 4 положения).

Таким образом, подпункты 2, 3, 5, 6,7 пункта 2.4  главы 4 положения «О порядке управления и распоряжения земельными участками на территории муниципального образования Богородицкий район», утвержденного решением Собрания представителей муниципального образования Богородицкий район №43-249 от 27.10.2011 года «Об утверждении Положения «О порядке управления и распоряжения земельными участками на территории муниципального образования Богородицкий район», налагают необоснованные требования о предоставлении документов, не предусмотренных действующим законодательством, что является нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещающей органам местного самоуправления осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

II. Пунктом 10.9 главы 10 положения установлено, что граждане или юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного  назначения для целей, не связанных со строительством, подают заявление в администрацию муниципального образования. Требования к  содержанию заявления, прилагаемым документам  и порядок рассмотрения заявления изложены в  ст.4  Порядка.

Землями сельскохозяйственного назначения признаются, согласно пункта 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ, земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Статьей 78 Земельного кодекса Российской Федерации указаны цели использования земель сельскохозяйственного назначения, которой указано, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), в том числе крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

            Статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», установлено понятие конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке, при этом хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Таким образом, крестьянское (фермерское) хозяйство является хозяйствующим субъектом, в силу понятийного аппарата Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на которое распространяется действие норм антимонопольного законодательства.

Статьей 12 Федерального закона от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" установлено порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности (путем заявительного порядка):

1. Граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) заявления, в которых должны быть указаны:

1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);

2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);

3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);

4) срок аренды земельных участков;

5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);

6) предполагаемое местоположение земельных участков.

2. К заявлению может быть приложен документ о государственной регистрации фермерского хозяйства. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает по межведомственному запросу документы о государственной регистрации фермерского хозяйства (сведения, содержащиеся в них) в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, если указанные документы не были представлены заявителем по собственной инициативе (данная норма действует с 1 января 2014 года).

3. Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. В случае представления заявления через многофункциональный центр схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.

4. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.

5. Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного в пункте 4 настоящей статьи решения.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 210-ФЗ от 27 июля 2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 210-ФЗ от 27 июля 2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.

В связи изложенным выше, для получения указанной муниципальной услуги, у заявителя не могут быть затребованы истребованные в пункте 10.9 главы 10 положения следующие документы и информация:

  • копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей) (подпункт 2 пункта 4.2 главы 4 положения);
  • копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) (подпункт 3 пункта 4.2 главы 4 положения);
  • кадастровый паспорт земельного участка. В случае если в отношении земельного  участка  не осуществлен государственный кадастровый учет,  к заявлению прилагается  мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный  в письменной форме органом, осуществляющим государственный кадастровый учет. Указанные сведения должны быть выданы  не ранее шести месяцев до даты подачи заявления (подпункт 5 пункта 4.2 главы 4 положения). 
  • сведения  органа, осуществляющего государственную регистрацию прав  на недвижимое имущество и сделок с ним   об отсутствии права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (мотивированный отказ в предоставлении информации) (подпункт 6 пункта 4.2 главы 4 положения);
  • план расположения земельного участка (ситуационный план), выполненный в масштабе, позволяющем принять обоснованное   решение о предоставлении участка (подпункт 7 пункта 4.2 главы 4 положения).

Таким образом, пункт 10.9 главы 10  положения «О порядке управления и распоряжения земельными участками на территории муниципального образования Богородицкий район», утвержденного решением Собрания представителей муниципального образования Богородицкий район №43-249 от 27.10.2011 года «Об утверждении Положения «О порядке управления и распоряжения земельными участками на территории муниципального образования Богородицкий район», налагает необоснованные требования о предоставлении документов, не предусмотренных действующим законодательством, что является нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещающей органам местного самоуправления осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Оценив доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1–4 статьи 41, статьей 49, статьей 50, Федерального закона от 26.07.2006 № 135–ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать Собрание представителей муниципального образования Богородицкий район нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции».
  2. Выдать Собранию представителей муниципального образования Богородицкий район предписание об изменении акта в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства.
  3. Оснований для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не усматривается.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 Примечание: за невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

ПРЕДПИСАНИЕ № 65

9 июля 2014 года                                                                                                                г. Тула

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: < --- >,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135–ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 03.07.2014 года по делу № 03-03/34-2014 о нарушении Собранием представителей  муниципального образования Богородицкий район (301835, Тульская область, г. Богородицк, ул. Ленина, д. 3) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

  1. Собранию представителей муниципального образования Богородицкий район в срок до 1 октября 2014 года прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135–ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в установлении в подпунктах 2, 3, 5, 6,7 пункта 2.4  главы 4, пункте 10.9 главы 10  положения «О порядке управления и распоряжения земельными участками на территории муниципального образования Богородицкий район», утвержденном решением Собрания представителей муниципального образования Богородицкий район №43-249 от 27.10.2011 года «Об утверждении Положения «О порядке управления и распоряжения земельными участками на территории муниципального образования Богородицкий район», норм, налагающих необоснованные требования о предоставлении документов, не предусмотренных действующим законодательством, что могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, путем приведения в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства вышеуказанных пунктов.
  2. О выполнении настоящего Предписания сообщить в Тульское УФАС России не позднее пяти дней со дня его исполнения.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны