Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 03-03/89–2013 по признакам нарушения админ... от 3 мая 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена 27 февраля 2014 года

В полном объеме решение изготовлено 5 марта 2014 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:< --- >

рассмотрев дело № 03-03/89–2013 по признакам нарушения администрацией  муниципального образования Воловский район (301570, Тульская область, п. Волово, ул. Ленина, д. 48) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

УСТАНОВИЛА:

Настоящее дело было возбуждено в рамках проведения контрольного мероприятия в муниципальном образовании Воловский район с целью выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства в актах и действиях администрации муниципального образования Воловский район, в ходе которого были установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства в пункте 2 статьи 2.6 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством», утвержденного постановлением администрации муниципального образования Воловский район от 07.11.2011 года № 576 «Об утверждении административного регламента оказания муниципальной услуги «Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством» (далее – регламент).

В ходе рассмотрения дела установлено следующее.

Пункт 2 статьи 2.6 регламента устанавливает, что для  предоставления  муниципальной услуги заявитель представляет в управление муниципальной службы контроля и делопроизводства заявление, к которому прилагаются следующие документы, которые предоставляются в  Комитет экономики и имущественных отношений администрации муниципального образования Воловский район:

  1. личный паспорт (для обозрения) + копия, удостоверяющий личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица (1 экземпляр подлинный для ознакомления, 1 экземпляр копии);
  2. свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) (1 экземпляр подлинный для ознакомления, 1 экземпляр копии);
  3. документ, удостоверяющий право (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей) (1 экземпляр подлинный для ознакомления, 1 экземпляр копии);
  4. выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок (при наличии) (1 экземпляр подлинный, 1 экземпляр копии);
  5. утвержденная схема расположения земельного участка на кадастровом плане, с нанесенными границами отвода, рассчитанной площадью, существующими границами земельных участков смежных землепользователей, красными линиями застройки, подземными коммуникациями и подъездными путями, выполненная на откорректированной графической подоснове масштаба М 1:500, заверенная подписью руководителя и печатью организации, выполнившей проект границ;
  6. решение органа местного самоуправления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане с указанием разрешенного использования земельного участка;
  7. проект границ земельного участка в масштабе М 1:1000, 1:2000, 1:5000;
  8. кадастровый паспорт на испрашиваемый земельный участок;
  9. отчет независимого оценщика об определении рыночной стоимости арендной платы за пользование  данным земельным участком или его рыночной выкупной цены;
  10. выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на испрашиваемый в собственность земельный участок, выданная Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области.

При этом статья  2.7 регламента уточняет, что основаниями для отказа в предоставлении услуги, является:

  • отсутствие одного из перечисленных документов;
  • несоответствие представленных документов акту обследования земельного участка;
  • наличие прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок;
  • несоответствие испрашиваемого целевого назначения основному виду разрешенного использования соответствующей территориальной зоны;
  • отсутствие заблаговременной публикации в средствах массовой информации о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством.

Заинтересованное лицо в установленном порядке уведомляется о необходимости устранения замечаний в месячный срок (при возможности их устранения), в случае не устранения в указанный срок землеустроительное дело списывается в архив.

Статья 34 Земельного кодекса Российской Федерации, регламентирует порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, а именно:

  • Заявители, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, в котором должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
  • Орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
  • Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю.
  • Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.

Исходя из вышеизложенного, земельным законодательством не предусмотрено для органов местного самоуправления полномочий по требованию с хозяйствующих лиц, желающих получить муниципальную услугу предоставления в аренду или в собственность земельного участка для целей, не связанных со строительством, иных документов и информации, кроме как указанных в статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 210-ФЗ от 27 июля 2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 210-ФЗ от 27 июля 2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.

Следовательно, администрация муниципального образования Воловский район не вправе требовать с хозяйствующих субъектов, желающих получить указанную муниципальную услугу следующие документы:

  • свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) (1 экземпляр подлинный для ознакомления, 1 экземпляр копии);
  • выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок (при наличии) (1 экземпляр подлинный, 1 экземпляр копии);
  • утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровом плане, с нанесенными границами отвода, рассчитанной площадью, существующими границами земельных участков смежных землепользователей, красными линиями застройки, подземными коммуникациями и подъездными путями, выполненная на откорректированной графической подоснове масштаба М 1:500, заверенная подписью руководителя и печатью организации, выполнившей проект границ;
  • решение органа местного самоуправления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане с указанием разрешенного использования земельного участка;
  • проект границ земельного участка в масштабе М 1:1000, 1:2000, 1:5000;
  • кадастровый паспорт на испрашиваемый земельный участок;
  • отчет независимого оценщика об определении рыночной стоимости арендной платы за пользование  данным земельным участком или его рыночной выкупной цены;
  • выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на испрашиваемый в собственность земельный участок, выданная Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области.

 

II. Согласно части 4 статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации, порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, в том числе земельных участков для целей не связанных со строительством, определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.

Постановлением Правительства Российской Федерации №808 от 11.11.2002 года «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков» утверждены правила организации и проведение торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков (далее – Правила).

Пункт 10 Правил регламентирует, что для участия в торгах претендент представляет организатору торгов (лично или через своего представителя) в установленный в извещении о проведении торгов срок заявку по форме, утверждаемой организатором торгов, платежный документ с отметкой банка плательщика об исполнении для подтверждения перечисления претендентом установленного в извещении о проведении торгов задатка в счет обеспечения оплаты приобретаемых на торгах земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков и иные документы в соответствии с перечнем, опубликованным в извещении о проведении торгов. Заявка и опись представленных документов составляются в 2 экземплярах, один из которых остается у организатора торгов, другой - у претендента.

При подаче заявки физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий личность. В случае подачи заявки представителем претендента предъявляется доверенность.

Юридическое лицо дополнительно прилагает к заявке нотариально заверенные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации юридического лица, а также выписку из решения уполномоченного органа юридического лица о совершении сделки (если это необходимо в соответствии с учредительными документами претендента и законодательством государства, в котором зарегистрирован претендент).

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 210-ФЗ от 27 июля 2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 210-ФЗ от 27 июля 2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.

В связи изложенным выше, у заявителя при проведении торгов по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков для целей не связанных со строительством,  не могут быть затребованы следующие документы, истребованные администрацией муниципального образования Воловский район:

  • свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей);
  • выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок (при наличии) (1 экземпляр подлинный, 1 экземпляр копии);
  • утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровом плане, с нанесенными границами отвода, рассчитанной площадью, существующими границами земельных участков смежных землепользователей, красными линиями застройки, подземными коммуникациями и подъездными путями, выполненная на откорректированной графической подоснове масштаба М 1:500, заверенная подписью руководителя и печатью организации, выполнившей проект границ;
  • решение органа местного самоуправления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане с указанием разрешенного использования земельного участка;
  • проект границ земельного участка в масштабе М 1:1000, 1:2000, 1:5000;
  • кадастровый паспорт на испрашиваемый земельный участок;
  • отчет независимого оценщика об определении рыночной стоимости арендной платы за пользование  данным земельным участком или его рыночной выкупной цены;
  • выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на испрашиваемый в собственность земельный участок, выданная Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области.

Кроме того, буквальное толкование статьи  2.7 регламента указывает на установление администрацией муниципального образования Воловский район обязанности для лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка за личные средства публиковать извещение в средствах массовой информации о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, что не предусмотрено действующим законодательством и является обязанностью собственника земельного участка, а, следовательно, влечет наложение на хозяйствующих субъектов незаконных и необоснованных обязанностей.

Таким образом, установление в пункте 2 статьи 2.6 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством», утвержденного постановлением администрации муниципального образования Воловский район от 07.11.2011 года №576 «Об утверждении административного регламента оказания муниципальной услуги «Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством», норм о предоставлении: 1) свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) (1 экземпляр подлинный для ознакомления, 1 экземпляр копии); 2) выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок (при наличии) (1 экземпляр подлинный, 1 экземпляр копии); 3) утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, с нанесенными границами отвода, рассчитанной площадью, существующими границами земельных участков смежных землепользователей, красными линиями застройки, подземными коммуникациями и подъездными путями, выполненная на откорректированной графической подоснове масштаба М 1:500, заверенной подписью руководителя и печатью организации, выполнившей проект границ; 4) решения органа местного самоуправления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане с указанием разрешенного использования земельного участка; 5) проекта границ земельного участка в масштабе М 1:1000, 1:2000, 1:5000; 6) кадастрового паспорта на испрашиваемый земельный участок; 7) отчета независимого оценщика об определении рыночной стоимости арендной платы за пользование  данным земельным участком или его рыночной выкупной цены; 8) выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на испрашиваемый в собственность земельный участок, выданной Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области,- налагают необоснованные требования о предоставлении документов, не предусмотренных действующим законодательством, а так же установление в статье 2.7 указанного регламента нормы, обязывающей лиц,  заинтересованных в предоставлении земельного участка за личные средства публиковать извещение в средствах массовой информации о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, налагает необоснованное требование по совершению хозяйствующими субъектами действий, не предусмотренных действующим законодательством, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и является нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещающей органам местного самоуправления осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Оценив доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1–4 статьи 41, статьей 49, статьей 50, Федерального закона от 26.07.2006 № 135–ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать администрацию муниципального образования Воловский район нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции».
  2. Выдать администрации муниципального образования Воловский район предписание об изменении акта в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства.
  3. Оснований для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не усматривается.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

Примечание: за невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 24

 

5 марта 2014 года                                                                                                                           г. Тула

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:< --- >,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135–ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 05.03.2014 года по делу № 03-03/89-2013 о нарушении администрацией муниципального образования Воловский район (301570, Тульская область, п. Волово, ул. Ленина, д. 48) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

  1. Администрации муниципального образования Воловский район в срок до 11 апреля 2014 года прекратить нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135–ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в установлении в  пункте 2 статьи 2.6 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством», утвержденного постановлением администрации муниципального образования Воловский район от 07.11.2011 года № 576 «Об утверждении административного регламента оказания муниципальной услуги «Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством», норм о предоставлении: 1) свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) (1 экземпляр подлинный для ознакомления, 1 экземпляр копии); 2) выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок (при наличии) (1 экземпляр подлинный, 1 экземпляр копии); 3) утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, с нанесенными границами отвода, рассчитанной площадью, существующими границами земельных участков смежных землепользователей, красными линиями застройки, подземными коммуникациями и подъездными путями, выполненная на откорректированной графической подоснове масштаба М 1:500, заверенной подписью руководителя и печатью организации, выполнившей проект границ; 4) решения органа местного самоуправления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане с указанием разрешенного использования земельного участка; 5) проекта границ земельного участка в масштабе М 1:1000, 1:2000, 1:5000; 6) кадастрового паспорта на испрашиваемый земельный участок; 7) отчета независимого оценщика об определении рыночной стоимости арендной платы за пользование  данным земельным участком или его рыночной выкупной цены; 8) выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на испрашиваемый в собственность земельный участок, выданной Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области, а так же нормы, установленной в пункте 2.7 указанного регламента обязывающей лиц,  заинтересованных в предоставлении земельного участка за личные средства публиковать извещение в средствах массовой информации о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, что налагает необоснованное требование по совершению хозяйствующими субъектами действий, не предусмотренных действующим законодательством, что могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, путем приведения в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства выше указанных норм.
  2. О выполнении настоящего Предписания сообщить в Тульское УФАС России не позднее пяти дней со дня его исполнения.

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны