Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 04-07/106-2018 о рассмотрении жалобы ООО ... от 13 июня 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

08.06.2018                                                                                                             г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «АВТОБАН-99» (далее – Общество, Заявитель) от 01.06.2018 б/н (вх. № 2449 от 01.06.2018) на действия муниципального учреждения «Управление капитального строительства города Тулы» (далее - Заказчик), администрации муниципального образования город Тула (далее - Уполномоченный орган), государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок» (далее - специализированная организация) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по перекладке инженерных систем, благоустройству территории (включая устройство фонтана, устройство освещения) и ремонту автомобильных дорог по объекту: "Проект Тульская набережная" (закупка № 0166300024718000382) (далее – Электронный аукцион), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент), в присутствии:

- представителя специализированной организации по доверенности,

- представителей Уполномоченного органа по доверенности,

-  представителей Заказчика по доверенности,

в отсутствие представителя Заявителя, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела,

УСТАНОВИЛА:

В Тульское УФАС России поступила жалоба Общества на действия Заказчика, Уполномоченного органа, специализированной организации при проведении Электронного аукциона.

В жалобе Общество указывает, что Заказчиком в аукционной документации при описании объекта закупки допущены следующие нарушения требований Закона.

Заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона и постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99) в аукционной документации (п. 15) установлены дополнительные требования к участникам закупки, а именно:

«наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных (работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка».

Таким образом, по мнению Общества,  «установлением в аукционной документации вышеприведенных дополнительных требований к участникам закупки Заказчик подтверждает, что выполнение работ, входящих в предмет электронного аукциона, относится либо к строительству, либо к реконструкции, либо к капитальному ремонту объекта капитального строительства».

Заявитель считает, что участник электронного аукциона должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства с соблюдением условий, предусмотренных ч. 3 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку выполнение работ, входящих в предмет электронного аукциона, относится либо к строительству, либо к реконструкции, либо к капитальному ремонту объекта капитального строительства.

Между тем Заказчиком вышеуказанные требования к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в извещении о проведении аукциона и аукционной документации не установлены.

Общество также считает, что предусмотренный Заказчиком в проекте контракта срок окончания работ («в течение 60 календарных дней с момента заключения контракта») значительно короче срока, предусмотренного проектом организации строительства (13 месяцев), и вводит участников закупки в заблуждение, не позволяя считать достоверным составленное Заказчиком описание объекта закупки. В этой связи, по мнению Заявителя, установление в проекте контракта сокращенного срока выполнения работ, относительно сроков выполнения работ, предусмотренных проектной документацией, способно негативно повлиять на качественные характеристики результата работ, являющегося предметом электронного аукциона, а также исходя из проектной документации не позволяет участникам закупки определить объективные сроки выполнения строительных работ.

Представители Заказчика, Уполномоченного органа, специализированной организации, присутствующие на заседании Комиссии, не согласились с доводами жалобы Заявителя, считая, что документация об электронном аукционе полностью соответствует требованиям Закона, представили письменные возражения на рассматриваемую жалобу.

Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком, Уполномоченным органом, специализированной организацией требований Закона при проведении вышеуказанного электронного аукциона, Комиссия пришла к следующим выводам.

Извещение и документация об электронном аукционе на выполнение работ по перекладке инженерных систем, благоустройству территории (включая устройство фонтана, устройство освещения) и ремонту автомобильных дорог по объекту: "Проект Тульская набережная" (далее -  документация об электронном аукционе) размещены 16.05.2018 в единой информационной системе в сфере закупок.

17.05.2018 были внесены изменения в извещение и в документацию об электронном аукционе.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 506217122,62 рублей.

Довод Заявителя об отсутствии в извещении и документации об электронном аукционе требования к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства Комиссия считает необоснованным ввиду следующего.

Установлено, что объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по перекладке инженерных систем, благоустройству территории (включая устройство фонтана, устройство освещения) и ремонту автомобильных дорог.

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.

Согласно 4 статьи 31 Закона в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99.

Пунктом 2 приложения N 1 к постановлению Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн рублей, установлено дополнительное требование, а именно наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона в извещении о проведении электронного аукциона должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона.

Аналогичные требования к участнику закупки должны находить отражение в документации об аукционе в силу части 3 статьи 64 Закона.

Согласно пункту 15 части  I «СВЕДЕНИЯ О ПРОВОДИМОМ АУКЦИОНЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ» документации об электронном аукционе к участникам данной закупки предъявляются следующие требования:

«- отсутствие в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица;

– непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;

– неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;

– отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;

- отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;

- участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

– отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;

- участник закупки не является офшорной компанией;

– в соответствии с постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных (работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка».

Осуществление закупки  на выполнение работ по перекладке инженерных систем, благоустройству территории (включая устройство фонтана, устройство освещения) и ремонту автомобильных дорог по объекту: «Проект Тульская набережная» отнесено к ОКПД 2 42.99.29.100 работы строительные по строительству гражданских сооружений, не включенные в другие группировки, кроме работ по сохранению и воссозданию объектов культурного наследия.

В соответствии с возражениями Заказчика, Уполномоченного органа указанные работы не относятся к работам по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.

Согласно примечанию к пункту 2 приложения N 1 к постановлению Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 требуется наличие опыта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт.

При этом используются следующие группы работ строительных:

- по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

- по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

Таким образом, дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих* работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке установлено в документации в связи с тем, что начальная максимальная цена контракта превышает 10 млн. рублей и предусмотрено выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки), что не противоречит положениям действующего законодательства РФ.

Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.

В случае осуществления закупки на выполнение работ по перекладке инженерных систем, благоустройству территории (включая устройство фонтана, устройство освещения) и ремонту автомобильных дорог по объекту: «Проект Тульская набережная» положения, указанные в ч. 2 ст. 52 ГрК РФ, не применимы ввиду того, что работы, указанные в закупке №0166300024718000382, не относятся к работам по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, следовательно, участник закупки не должен являться членом саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

С учетом вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о законности действий Заказчика при установлении указанных требований в документации об электронном аукционе.

В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.

Заявителем не представлены объективные доказательства и документально не подтверждены доводы, изложенные в жалобе, свидетельствующие о нарушении Заказчиком, Уполномоченным органом норм Закона и невозможности формирования заявки на участие в электронном аукционе ввиду установления таких требований.

 Ввиду изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеперечисленные положения документации об электронном аукционе не противоречат Закону и не нарушают прав и законных интересов потенциальных участников данной закупки, в том числе Общества.

Довод Общества об установлении в документации о закупке необъективных сроков выполнения строительных работ Комиссия считает несостоятельным в связи со следующим.

В пункте 3 части II « ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ  на выполнение работ по перекладке инженерных систем, благоустройству территории (включая устройство фонтана, устройство освещения) и ремонту автомобильных дорог по объекту: "Проект Тульская набережная"», а также в пункте 3.1 части III «ПРОЕКТ КОНТРАКТА» документации об электронном аукционе Заказчиком установлены следующие сроки (периоды) выполнения работ: начало работ - с момента заключения контракта; окончание работ - в течение 60 календарных дней с момента заключения контракта.

Представители Заказчика на заседании Комиссии сообщили, что срок выполнения работ является реальным и исполнимым, установлен Заказчиком исходя из его потребности.  Возможность соблюдения установленного срока должна обеспечиваться производственными мощностями и иными ресурсами подрядчика.

Из возражений, представленных Заказчиком, Уполномоченным органом,  следует, что в плане-графике предусмотрен планируемый срок окончания исполнения контракта декабрь 2018 года.

Пунктом 13.1 проекта контракта предусмотрено, что срок действия контракта: с момента заключения контракта по 31.12.2018 года (срок действия контракта включает срок выполнения работ, период приемки результатов выполнения работ, в том числе экспертизы результатов исполнения обязательств подрядчиком по контракту, оплаты за выполненные работы). Окончание срока действия контракта не влечет прекращение обязательств сторон по контракту.

Таким образом, срок окончания исполнения контракта, указанный в плане-графике, не противоречит положениям аукционной документации, так как срок исполнения контракта включает в себя выполнение обязательств, как Подрядчиком, так и Заказчиком в целом.

В ходе заседания Комиссии представитель Уполномоченного органа также пояснил, что  проект, размещенный в составе документации о закупке, не является проектом в понимании ГрК РФ, не проходил государственную экспертизу  и является визуализацией архитектурных и технических решений. В связи с чем, расчетные сроки выполнения работ, указанные в проекте, носят рекомендательный характер.

В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.

Из приведенных положений Закона следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.

Учитывая, что в действующем законодательстве не содержится норм, позволяющих определить минимальный срок для выполнения указанных в документации об электронном аукционе работ, а также то, что на участие в спорной закупке была подана заявка, Комиссия приходит к выводу, что Заявителем не доказан факт включения Заказчиком в документацию об электронном аукционе условия, нарушающего положения Закона и ограничивающего, в связи с этим конкуренцию.

Соответственно, вывод Общества о том, что Заказчиком в документации установлены сроки, в которые заявленный объем работ выполнить невозможно, носит предположительный характер.

Таким образом, требование к срокам выполнения работ, установленное в документации об электронном аукционе, не является нарушением Закона, не создает преимущественных условий участия отдельным участникам закупки, поскольку относится ко всем участникам закупки без исключения.

Следует также отметить, что договорные правоотношения сторон, являющиеся доводом жалобы, регулируются нормами, закрепленными гражданским законодательством, в связи с чем рассмотрение указанного вопроса не входит в полномочия Комиссии.

Следовательно, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «АВТОБАН-99» от 01.06.2018 б/н (вх. № 2449 от 01.06.2018) на действия муниципального учреждения «Управление капитального строительства города Тулы», администрации муниципального образования город Тула, государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок» при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по перекладке инженерных систем, благоустройству территории (включая устройство фонтана, устройство освещения) и ремонту автомобильных дорог по объекту: "Проект Тульская набережная" (закупка № 0166300024718000382) необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны