Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 04-07/176-2018 о рассмотрении жалобы ЗАО «... от 16 августа 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

13 августа 2018 года

г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе: «…», рассмотрев жалобу закрытого акционерного общества «Медтехника» (далее – Заявитель, ЗАО «Медтехника») исх. № 07 от 03.08.2018 (вх. № 3594 от 06.08.2018) на действия государственного учреждения здравоохранения «Тульский областной онкологический диспансер» (далее – Заказчик), государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок» (далее – ГКУ ТО «ЦОЗ») при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту компьютерного томографа для ГУЗ «ТООД» (закупка № 0366200035618004111) (далее – Закупка, Электронный аукцион), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент), в присутствии:

- – представителя ГКУ ТО «ЦОЗ» по доверенности,

- – представителя Заказчика по доверенности,

- в отсутствие представителей Заявителя, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела,

УСТАНОВИЛА:

В Тульское УФАС России поступила жалоба ЗАО «Медтехника» на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, документация Электронного аукциона составлена с нарушениями Закона, так как содержит следующие положения:

- наличие у подрядчика специалистов, аттестованных на проведение данного вида работ;

- подрядчик должен уведомить заказчика о точном времени и дате проведения работ телефонограммой или по факсимильной связи.

02.08.2018 в адрес Заказчика был направлен запрос на разъяснение по вышеуказанным положениям. 03.08.2018 в ответе Заказчик указал, что наличие специалистов, аттестованных на проведение данного вида работ, подтверждает компетентность сотрудников подрядчика, выполняющих ремонт компьютерного томографа, являющегося сложным медицинским оборудованием. Обучение с учетом тонкостей и индивидуальных особенностей оборудования возможно только на предприятиях-производителях. Прохождение обучения подтверждается предоставлением документа (сертификат, диплом, удостоверение, свидетельство и т.п.). По второму требованию Заказчик разъяснил, что с целью организации работ подрядчик должен уведомить Заказчика о точном времени и дате проведения работ телефонограммой или по факсимильной связи. Данные виды связи являются доступными способами связи, позволяющими подтвердить как Заказчиком, так и подрядчиком факт отправки и получения сообщения.

С данными доводами Заказчика Заявитель не согласен ввиду следующего.

1. Наличие у подрядчика специалистов, аттестованных на проведение данного вида работ.

Согласно части 3 статьи 33 Закона, не допускается включение в документацию о закупке требования к квалификации участника закупки. Данное требование включено в документацию с нарушением Закона.

Согласно пункта 4.1.4 методических рекомендаций, утвержденных письмом Минздрава РФ от 27.10.2003 N 293-22/233 "О введении в действие Методических рекомендаций "Техническое обслуживание медицинской техники" (вместе с "Методическими рекомендациями...", утв. Минздравом РФ 24.09.2003, Минпромнауки РФ 10.10.2003) специалисты по техническому обслуживанию медицинской техники должны пройти обучение на предприятиях-производителях соответствующих видов (наименований) медицинской техники или в организациях и учреждениях, имеющих право осуществлять соответствующие виды образовательной деятельности (обучение, профессиональную подготовку, повышение квалификации по техническому обслуживанию соответствующих видов медицинской техники), с получением документа установленного образца.

Таким образом, по мнению Заявителя, любое юридическое лицо, имеющее действующую лицензию на обслуживание медицинской техники и имеющее в своем штате обученный персонал на предприятиях-производителях медицинской техники или в организациях, имеющих право осуществлять образовательную деятельность соответствующего вида, имеет право осуществлять техническое обслуживание и ремонт медицинской техники.

Следовательно, законодательством Российской Федерации для потенциальных подрядчиков закреплена возможность выбора прохождения обучения на предприятиях-производителях соответствующих видов (наименований) медицинской техники или в организациях и учреждениях, имеющих право осуществлять соответствующие виды образовательной деятельности. Заказчик не имеет права ограничивать выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность.

2. Подрядчик должен уведомить заказчика о точном времени и дате проведения работ телефонограммой или по факсимильной связи.

Таким требованием, по мнению Заявителя, Заказчик ограничивает выбор более доступных и современных способов связи, например, электронной почты. Электронная почта является доступным способом связи, позволяющим подтвердить как Заказчиком, так и подрядчиком факт отправки и получения сообщения. Факсимильная связь доступна не каждому потенциальному подрядчику (для этого необходимо иметь факсимильный аппарат), а телефонограмма является редко используемым способом связи.

В силу изложенного, Заявитель просит приостановить проведение Электронного аукциона до рассмотрения жалобы по существу и признать такую жалобу обоснованной.

Представители ГКУ ТО «ЦОЗ», Заказчика, присутствующие на заседании Комиссии, не согласились с доводами жалобы Заявителя, считая действия ГКУ ТО «ЦОЗ», Заказчика при проведении Электронного аукциона соответствующими Закону, при этом представив письменные возражения на рассматриваемую жалобу.

В обоснование правомерности своих действий представитель Заказчика пояснил следующее.

1. Техническое задание, являющееся частью документации об Электронном аукционе, содержит общие требования к выполнению работ, их качеству. В состав таких требований входит наличие специалистов, аттестованных на проведение данного вида работ, а также обязанность подрядчика уведомить Заказчика о точном времени и дате проведения работ телефонограммой или по факсимильной связи.

Согласно части 3 статьи 33 Закона, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом.

Вместе с тем, требование о наличии у подрядчика специалистов, аттестованных на проведение работ по ремонту компьютерного томографа, предъявляются к описанию самих работ и не относится к перечню требований, предъявляемых к участнику закупки, так как на момент подачи заявки на участие в Электронном аукционе нет необходимости предоставлять документы, не предусмотренные действующим законодательством, участник лишь должен подтвердить соответствие требованиям документации и дать свое согласие на выполнение работ. Такое требование установлено к исполнителю контракта, а не к участнику закупки.

Кроме того, данное требование установлено Заказчиком в связи с тем, что компьютерный томограф является сложным и дорогостоящим оборудованием, выполнение работ на данном оборудовании должен проводить прошедший обучение сертифицированный инженерный состав.

Таким образом, наличие специалистов у подрядчика, аттестованных на проведение работ по ремонту оборудования является законным, обоснованным и не ограничивающим конкуренцию.

2. Действующее законодательство не накладывает на Заказчика обязательства использовать определенные виды связи для уведомления поставщиком (исполнителем, подрядчиком) о точном времени исполнения своих обязательств. В связи с этим наиболее распространенным методом уведомления с точки зрения Заказчика является телефонограмма или факсимильная связь, позволяющие подтвердить как Заказчиком, так и подрядчиком факт отправки и получения сообщений.

Исходя из вышеизложенного, Заказчик считает свои действия, связанные с включением в техническое задание требований к выполнению работ, их качеству, таких как наличие специалистов, аттестованных на проведение данного вида работ, а также обязанность подрядчика уведомить Заказчика о точном времени и дате проведения работ телефонограммой или по факсимильной связи, не противоречащими положениям Закона.

Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона внеплановой проверки по вопросу соблюдения ГКУ ТО «ЦОЗ», Заказчиком требований Закона при проведении Электронного аукциона, Комиссия пришла к следующим выводам.

Приказом ГКУ ТО «ЦОЗ» от 19.07.2018 № 4740 объявлен электронный аукцион на выполнение работ по ремонту компьютерного томографа для ГУЗ «ТООД» (закупка № 0366200035618004111); создана аукционная комиссия по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок», определен ее состав.

Извещение и документация о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту компьютерного томографа для ГУЗ «ТООД» (закупка № 0366200035618004111) (далее – документация об электронном аукционе) 20.07.2018 размещены в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система). 26.07.2018 в единой информационной системе были размещены изменения в извещение и документацию об электронном аукционе.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 457 153,50 рублей.

В силу статьи 8 Закона запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Часть 1 статьи 31 Закона содержит единые требования к участникам закупки, устанавливаемые заказчиком при осуществлении закупки.

Согласно части 6 статьи 31 Закона заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона.

В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта.

Пункт 15 части I «Сведения о проводимом аукционе в электронной форме» документации об электронном аукционе содержит кроме прочих требование к участникам, установленное в соответствии со статьей 31 Закона:

«…

9) наличие действующей лицензии по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники с обязательным указанием в приложении к лицензии следующего вида работ: ремонт медицинской техники (пункт 17 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Постановление Правительства РФ от 03.06.2013 №469 "Об утверждении положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники)».

При этом в указанном пункте 15 части I «Сведения о проводимом аукционе в электронной форме» документации об электронном аукционе отсутствует требование к участнику «наличие специалистов, аттестованных на проведение данного вида работ».

Согласно пункту 7 части I «Сведения о проводимом аукционе в электронной форме» документации об электронном аукционе наименование и описание объекта закупки, количество поставляемого товара, объем выполняемых работ, оказываемых услуг указаны в части II «Техническое задание» документации об электронном аукционе.

В соответствии с пунктом 8 части II «Техническое задание» документации об электронном аукционе установлены следующие общие требования к выполнению работ, их качеству:

- наличие специалистов, аттестованных на проведение данного вида работ;

- наличие у организации технических средств, ремонтной базы, включая ремонтное оборудование и испытательное оборудование, необходимое для качественного выполнения работ;

- при выполнении ремонтных работ должны использоваться новые оригинальные запасные части, поставляемые производителем оборудования, необходимо предоставить грузовую таможенную декларацию;

- подрядчик отвечает за соблюдение правил техники безопасности и охраны труда при производстве работ, а также правил пожарной и экологической безопасности на объекте;

- подрядчик должен уведомить заказчика о точном времени и дате проведения работ телефонограммой или по факсимильной связи.

Соответственно, требование о наличие аттестованных специалистов, указанное в пункте 8 части II «Техническое задание» документации об электронном аукционе, является качественной характеристикой выполнения работ и относится к описанию объекта закупки, а не к требованиям, установленным к участникам закупки.

В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

При этом пункт 1 части 1 статьи 33 Закона предоставляет исключительное право заказчику при необходимости излагать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность, поскольку заказчик является социально значимым субъектом и специфика его деятельности влечет за собой необходимость своевременного и качественного оказания пациентам медицинской помощи, в том числе посредством использования оборудования, работы по ремонту которого являются объектом закупки.

Из указанных выше положений Закона следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Установление в документации закупки требований к функциональным, техническим и качественным характеристикам объектам закупки прямо предусмотрено положениями Закона.

Законом не ограничивается возможность заказчика включать в документацию об электронном аукционе требований к товару, работам, услугам, являющихся значимым для заказчика.

В рассматриваемом случае, в документации об электронном аукционе установлены четкие и конкретные требования к выполнению работ по ремонту оборудования с учетом собственных потребностей Заказчика, исходя из специфики осуществляемого им вида деятельности, что не противоречит требованиям действующего законодательства. Предъявляемые Заказчиком требования к выполнению работ не нарушают нормы действующего законодательства. Доказательства обратного Комиссии не представлены.

На основании вышесказанного, Заказчиком в документации об электронном аукционе были правомерно установлены требования об обеспечении проведения работ по ремонту компьютерного томографа для ГУЗ "ТООД" специалистами, аттестованными на проведение данного вида работ (данного вида оборудования).

Заказчик вправе включить в документацию об электронном аукционе такие требования, которые отвечают именно его потребностям. Законом не предусмотрены ограничения по включению в документацию об электронном аукционе требований к процессу выполнения работ, их качественным и техническим характеристикам, являющимся значимыми для Заказчика, равно как и не предусмотрена обязанность Заказчика обосновывать свои потребности при установлении таких требований.

Заказчиком при описании объекта закупки учитывалась необходимость конечного результата – обеспечение Заказчика исправным медицинским оборудованием, необходимым для обеспечения прав граждан на своевременную, качественную и высокотехнологическую медицинскую помощь. При описании объекта закупки использовались объективные характеристики, соответствующие указанной потребности Заказчика.

Комиссия принимает во внимание тот факт, что установление Заказчиком определенных требований к работам может повлечь невозможность принятия участия того или иного потенциального участника в определении поставщика, ограничить число участников закупки, поскольку не все подрядчики имеют возможность выполнить работы, соответствующие всем условиям документации об электронном аукционе. Однако отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключение контракта, возможности выполнить работы, соответствующие потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничение Заказчиком числа участников закупки.

Положения статьи 6 Закона устанавливают, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных Законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, принципы обеспечения конкуренции и ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок являются равнозначными и подлежащими соблюдению в равной степени во всех случаях.

Более того, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов в целях удовлетворения государственных и муниципальных нужд, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. В торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. При этом для достижения указанной цели заказчик вправе в необходимой степени устанавливать требования к объекту закупки (его характеристикам) и в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Таким образом, включение в документацию об электронном аукционе условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах. Аналогичная правовая позиция нашла свое отражение в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009.

По вопросу установления в документации об электронном аукционе требования об уведомлении Заказчика подрядчиком о точном времени и дате проведения работ телефонограммой или по факсимильной связи Комиссией установлено следующее.

В силу пункта 1 части 1 статьи 1 Закона настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Установление указанных способов уведомления обусловлено потребностями Заказчика и является правом последнего. Такие способы уведомления позволяют подтвердить факт отправки и получения сообщений сторонами контракта и обусловлены особенностями документооборота Заказчика. Закон не предусматривает ограничений по включению в документацию об электронном аукционе требований, являющихся значимыми для Заказчика.

Таким образом, если Заявитель, считает способы уведомления, указанные в документации об электронном аукционе, неприемлемыми для себя, это не значит, что Заказчик умышленно ограничивает число участников аукциона. Включение в аукционную документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в электронном аукционе.

Таким образом, Заявителем не представлены доказательства, подтверждающие, что в документации об электронном аукционе установлены неисполнимые условия выполнения работ относительно способов уведомления Заказчика.

Ввиду изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеперечисленные положения документации об электронном аукционе не противоречат Закону и не нарушают прав и законных интересов потенциальных участников данной закупки, в том числе Заявителя.

Кроме того, необходимо отметить, что по окончании срока подачи заявок было подано 4 (четыре) заявки от участников Закупки, в отношении которых было принято решение об их допуске к участию в Электронном аукционе и признании всех участников закупки участниками такого аукциона.

Какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что сформулированные Заказчиком требования привели к нарушению принципов контрактной системы в сфере закупок, снизили потенциальную эффективность проводимого Электронного аукциона вследствие необоснованного ограничения круга его потенциальных участников и невозможности подачи заявки, в том числе, Заявителем, в материалах рассматриваемого дела отсутствуют. При этом установление Заказчиком в документации об электронном аукционе характеристик объекта закупки не только соответствует требованиям к описанию объекта закупки, установленным в соответствии с Законом, но и обусловлено объективными причинами.

Таким образом, с учетом изложенного, Комиссия не усматривает в положениях документации об электронном аукционе нарушений законодательства в сфере закупок.

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу закрытого акционерного общества «Медтехника» исх. № 07 от 03.08.2018 (вх. № 3594 от 06.08.2018) на действия государственного учреждения здравоохранения «Тульский областной онкологический диспансер», государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок» при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту компьютерного томографа для ГУЗ «ТООД» (закупка № 0366200035618004111) необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.

Связанные организации

Связанные организации не указаны