Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 04-07/185-2016 о рассмотрении жалобы на н... от 10 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

08.08.2016 года                                                                                                          г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «СТРОЙИНВЕСТ» (далее – Заявитель, ООО «СТРОЙИНВЕСТ») (вх. № 3486  от 02.08.2016 года)  на действия администрации муниципального образования город Донской (далее - Заказчик), государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок» (далее – Уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "Канализационный коллектор и канализационные очистные сооружения производительностью 1400 куб.м/сут" (закупка № 0366200035616004372) (далее – Электронный аукцион), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 годам № 727/14 (далее – Административный регламент),

в отсутствие представителей Заявителя, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела,

УСТАНОВИЛА:

02.08.2016 года в Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного учреждения при проведении Электронного аукциона (закупка № 0366200035616004372).

По мнению Заявителя, документация об электронном аукционе не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, а именно:

1. срок действия Контракта установлен Заказчиком в проекте Контракта несоразмерно сроку выполнения обязательств по Контракту;  

2. в документации об электронном аукционе установлено требование к участникам закупки только о наличии допуска к работам по организации строительства (генподряд) без указания на наличие свидетельства о допуске к конкретным видам работ, являющихся предметом закупки, что, по мнению подателя жалобы, исключает возможность самостоятельного исполнения работ и ограничивает таким образом круг потенциальных участников закупки;  

3.  в нарушение части 13 статьи 34 Закона Заказчик не включил в проект Контракта положения о порядке и сроках осуществления Заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным Контрактом.

 4. извещение о проведении электронного аукциона в нарушение пункта 7 части  5 статьи 63 Закона не содержит ограничение, установленное постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2015 г. № 1457 «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено» (далее - Постановление Правительства № 1457).

Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать обязательное для исполнение предписание об устранении выявленных нарушений.

Представитель Уполномоченного учреждения, присутствующий на заседании Комиссии, не согласился с доводами жалобы, считая доводы Заявителя необоснованными, а документацию об электронном аукционе соответствующей требованиям Закона, представил письменные возражения от 05.08.2016 года исх. № 01-13/340 на рассматриваемую жалобу. Представитель Заказчика поддержал позицию Уполномоченного учреждения.

Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком, Уполномоченным учреждением требований Закона при проведении вышеуказанного Электронного аукциона, Комиссия пришла к следующим выводам.

На основании приказа Уполномоченного учреждения от 07.07.2016 года № 5148 объявлен аукцион в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "Канализационный коллектор и канализационные очистные сооружения производительностью 1400 куб.м/сут", создана аукционная комиссия по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственного казенного  учреждения Тульской области «Центр организации закупок», определен ее состав.

Извещение и документация о проведении  Электронного аукциона (закупка № 0366200035616004372) (далее соответственно – извещение, документация об электронном аукционе) размещены 08.07.2016 года в единой информационной системе в сфере закупок.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 98 129 720 ,00 рублей.

 

 Относительно довода Заявителя о нарушении Заказчиком законодательства о контрактной системе, выраженного в несоразмерном увеличении срока действия Контракта, установленного Заказчиком в части III «Проект контракта» документации об электронном аукционе, Комиссией установлено следующее.

В пункте 3.1 раздела 3 части III «Проект контракта» документации об электронном аукционе установлен срок выполнения работ:

Начало выполнения работ: со дня заключения муниципального контракта.

Окончание выполнения работ: 01.07.2017г.

Согласно пункту 2.3 раздела 2 части III «Проект контракта» документации об электронном аукционе оплата выполненных работ производится в течение 30 календарных дней за фактически выполненные объемы работ ежемесячно, после подписания актов о приемке выполненных работ (форме КС-2) и справок о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), с предоставлением исполнительных схем, актов на скрытые работы, паспортов на материалы и оборудование, актов входного контроля строительных материалов и оборудования.

Окончательный расчет за выполненные работы производится только после сдачи заказчику всей исполнительной документации по объекту, подписания акта сдачи-приемки выполненных работ (приложение №3) и получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Пунктом 12.1 раздела 12 части III «Проект контракта» документации об электронном аукционе определен срок действия контракта: контракт вступает в силу с даты его подписания и действует до 31.12.2017г.

Как пояснил представитель Уполномоченного учреждения, срок действия контракта до 31.12.2017 года установлен с учетом исполнения Заказчиком обязательств по оплате выполненных работ, а также с учетом риска несвоевременного выполнения подрядчиком своих обязательств по контракту.

При этом, в жалобе Заявитель не указывает, каким образом установленный подобным образом срок действия контракта, нарушает его права и законные интересы. Равно как Заявителем на заседание Комиссии не представлены доказательства, того что указанные положения части III «Проект контракта» документации об электронном аукционе нарушают требования Закона, в связи с чем данный довод Общества является необоснованным.

 

Довод Заявителя о том, что требование к участнику закупки о наличии допуска к работам по организации строительства (генподряд) установлено в документации об электронном аукционе в нарушение требований Закона, Комиссия считает необоснованным в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона.

В пункте 15 части I «Сведения о проводимом аукционе в электронной форме» документации об электронном аукционе установлено, среди прочих следующее требование к участникам закупки: в соответствии со статьей 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществление деятельности по выполнению видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющие выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к видам работ в соответствии с перечнем, утвержденным приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 №624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства», включающее следующий разрешенный вид работ:

33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):

п. 33.7. Объекты водоснабжения и канализации.

Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009  №624 утвержден  Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

Согласно части 3 статьи 52 ГрК РФ, лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

В соответствии с частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 ГрК РФ перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 года № 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

В указанный перечень входит пункт 33 «Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)», включающий в себя, в том числе подпункт 33.7. Объекты водоснабжения и канализации.

 Учитывая вышеуказанные положения Градостроительного кодекса Российской Федерации, заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, а в закупках на выполнение работ по подготовке проектной документации - выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.

Следовательно, условием допуска к участию в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства является наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника закупки свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (за исключением работ по организации строительства), не соответствует статье 52 ГрК РФ и является нарушением части 6 статьи 31 Закона.

Статьей 706 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательства других лиц (субподрядчиков). В данном случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

Возможность привлечения подрядчиком к исполнению своих обязательств по контракту субподрядных организаций предусмотрена пунктом 1.2 раздела 1 части III «Проект контракта» документации об электронном аукционе.

Таким образом, требование о наличии у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства установлено в документации об электронном аукционе с соблюдением требований действующего законодательства Российской Федерации.

 

Относительно довода Заявителя о нарушении Заказчиком пункта 13 статьи 34 Закона, выразившегося в отсутствии в проекте Контракта положения о сроках осуществления Заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным Контрактом, Комиссией установлено следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации существенными являются условия о предмете договора и условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимыми для договоров данного вида.

Необходимые условия для договоров, заключенных в соответствии с Законом в форме контракта, определяются статьей 34 Закона, устанавливающей условия, подлежащие включению в контракт.

Так, согласно пункту 13 статьи 34 Закона в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

Таким образом, срок и порядок приемки выполненных работ относится к существенным условиям контракта.

В силу пункта 1 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации Заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.

Порядок сдачи и приемки работ определен в разделе 5 части III «Проект контракта» документации об электронном аукционе.

Согласно условиям пунктов 5.1 – 5.10 раздела 5 части III «Проект контракта» документации об электронном аукционе предусматриваются следующие условия:

5.1. Сдача результатов выполненных работ подрядчиком и принятие их заказчиком осуществляется путем подписания сторонами актов о приемке выполненных работ (форма КС-2), справок о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) и акта сдачи-приемки выполненных работ  по контракту.

5.2. По завершении всех работ, предусмотренных настоящим Контрактом, Подрядчик обязан в течение 3 (трех) рабочих дней письменно известить Заказчика о готовности Объекта к сдаче в эксплуатацию.

Заказчик, получивший сообщение Подрядчика, в срок не позднее 3 (трех) рабочих дней приступает к приемке результатов выполненных работ, назначает проведение комиссии и обеспечивает участие в них представителей Сторон и представителя организации, осуществляющей технический надзор по Объекту.

5.3. Сдача этапа выполненных работ по Объекту оформляется актом приемки выполненных работ (форма КС-2) и справкой о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3). Сдача Объекта Подрядчиком и его приемка оформляется актом приемки Объекта в эксплуатацию, подписанным Сторонами.»

«5.7. В случае досрочного выполнения работ подрядчиком заказчик вправе досрочно принять и оплатить результат выполненных работ, с учетом положений пунктов 2.3 настоящего контракта.

5.8. При приемке выполненной работы (ее результатов) заказчик обязан провести экспертизу для проверки выполненных подрядчиком работ, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5.9. В случае установления по результатам экспертизы факта ненадлежащего качества выполненной работы (ее результатов) подрядчиком последний должен компенсировать заказчику все возникшие в связи с проведением экспертизы расходы, по предъявлении заказчиком письменного требования и копии соответствующего заключения, других документов, подтверждающих затраты заказчика.

5.10. Результат выполненных работ переходит в собственность заказчика с момента подписания сторонами акта о приемке выполненных работ (форма КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) и акта сдачи-приемки выполненных работ по контракту, после чего заказчик берет на себя риск его случайной гибели или повреждения.

Проанализировав вышеизложенные условия части III «Проект контракта» документации об электронном аукционе о порядке и условиях приемки выполненных работ, Комиссия установила, что в них отсутствует указание на срок  осуществления Заказчиком приемки выполненной работы (ее результатов), что является нарушением части 13 статьи 34 Закона.

В  связи с изложенным доводы жалобы ООО «СТРОЙИНВЕСТ» в указанной части признаются обоснованными.

 

Относительно четвертого довода жалобы Комиссией установлено следующее.

Постановлением Правительства № 1457 утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).

В указанный Перечень включены, в том числе работы и услуги, выполняемые для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 5 Перечня).

В случае если Постановлением Правительства № 1457 установлены обязательные требования к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, заказчик, уполномоченное учреждение обязаны применять такие требования к участникам закупки.

Предметом контракта по рассматриваемому аукциону выступает выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "Канализационный коллектор и канализационные очистные сооружения производительностью 1400 куб.м/сут" (пункт 6 части I «Сведения о проводимом аукционе в электронной форме» документации об электронном аукционе).

В извещении о проведении электронного аукциона в графе «Информация об объекте закупки» установлено, что наименованием товара, работы, услуги является строительство очистных сооружений с кодом по ОКПД 2  42.21.23.000 «ОК 034-2014 (КПЕС 2008) Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности».

Работы с  кодом  ОКПД 2 42.21.23.000 включены в перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики с 1 января 2016 года запрещено.

В соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 63 Закона в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Комиссией установлено, что в разделе «Преимущества и требования к участникам» извещения о проведении электронного аукциона, размещенного в единой информационной системе, установлен в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 № 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" запрет на выполнение (оказание) работ (услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики".

Аналогичный запрет содержится в пункте 15 части I «СВЕДЕНИЯ О ПРОВОДИМОМ АУКЦИОНЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ» документации об электронном аукционе

Учитывая вышеизложенное, довод Заявителя об отсутствии в извещении ограничения, установленного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2015 г. № 1457,  является несостоятельным.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «СТРОЙИНВЕСТ» (вх. № 3486  от 02.08.2016 года) на действия администрации муниципального образования город Донской, государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок» при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "Канализационный коллектор и канализационные очистные сооружения производительностью 1400 куб.м/сут" (закупка № 0366200035616004372) обоснованной в части довода Общества о нарушении администрацией муниципального образования город Донской части 13 статьи 34 Закона.

2. На основании проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона внеплановой проверки признать администрацию муниципального образования город Донской нарушившей часть 13 статьи 34 Закона.

3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Закона выдать администрации муниципального образования город Донской, государственному казенному учреждению Тульской области «Центр организации закупок» обязательное для исполнение предписание об устранении нарушений пункта 13 части 34 Закона путем внесения изменений в извещение о проведении электронного аукциона и документацию об электронном аукционе на право заключения контракта на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "Канализационный коллектор и канализационные очистные сооружения производительностью 1400 куб.м/сут"  (закупка № 0366200035616004372). При этом в соответствии с требованиями части 6 статьи 63 и части 6 статьи 65 Закона срок подачи заявок на участие в данном электронном аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона и в документацию об электронном аукционе, до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней.

4.   В соответствии с частью 22 статьи 99 Закона выдать аукционной комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок» обязательное для исполнения предписание об отмене протоколов, составленных в ходе данной закупки  (закупка № 0366200035616004372).

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны