Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу от 9 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

06.09.2016 года                                                                                                        г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия), рассмотрев жалобы общества с ограниченной ответственностью «Юридическое агентство «Глобал»  (далее – ООО «ЮА «Глобал») от 29.08.2016 года исх. № 153 (вх. № 3869 от 30.08.2016 года) (дело №  04-07/203-2016), общества с ограниченной ответственностью «СТРОЙИНВЕСТ» (далее – ООО «СТРОЙИНВЕСТ») (вх. № 3872  от 30.08.2016 года) (дело №  04-07/204-2016) на действия администрации муниципального образования город Донской (далее -  Заказчик), государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок» (далее – Уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "Канализационный коллектор и канализационные очистные сооружения производительностью 1400 куб.м/сут"  (закупка № 0366200035616004372) (далее – Электронный аукцион), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 годам № 727/14 (далее – Административный регламент), в присутствии:

     – представителя Уполномоченного учреждения, аукционной комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственного казенного  учреждения Тульской области «Центр организации закупок»  по доверенности;

                 – представителей Заказчика по доверенности;

в отсутствие представителей ООО «ЮА «Глобал», ООО «СТРОЙИНВЕСТ», уведомленных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данных дел,

УСТАНОВИЛА:

30.08.2016 года в Тульское УФАС России поступили жалобы ООО «ЮА «Глобал», ООО «СТРОЙИНВЕСТ» на действия Заказчика, Уполномоченного учреждения при проведении Электронного аукциона.

Исходя из того, что проверке по указанным жалобам подлежат действия Заказчика, Уполномоченного учреждения при проведении Электронного аукциона (закупка № 0366200035616004372), решением Комиссии дела №№ 04-07/203-2016, 04-07/204-2016 объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением делу единого № 04-07/203-2016. Со стороны участников заседания Комиссии возражений не поступало.

Из жалобы ООО «ЮА «Глобал» следует, что Заказчиком в подпункте 4 пункта 6 части II «Техническое задание» документации об электронном аукционе для товара «Установка ультрафиолетового обеззараживания» установлены требования: Класс электробезопасности  по ГОСТ 12.2.007-80; Степень защиты оболочки от попадания пыли и влаги электрических шкафов по ГОСТ 14254-80.

Как полагает данный податель жалобы, ГОСТ 12.2.007-80 никогда не разрабатывался и не утверждался; ГОСТ 14254-80 с 01.01.1997 года отменен  ГОСТ 14254-96.

По мнению ООО «СТРОЙИНВЕСТ», документация об электронном аукционе не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, а именно:

1. В нарушение части 1 статьи 96 Закона в части III «Проект контракта» документации об электронном аукционе Заказчиком установлен конкретный размер обеспечения исполнения контракта без учета требований положений частей 1, 2 статьи 37 Закона.

2.  В нарушение части 6.1 статьи 34 Закона в части III «Проект контракта» документации об электронном аукционе отсутствует условие отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней).

3. Заказчиком в части III «Проект контракта» документации об электронном аукционе некорректно указаны условия об ответственности заказчика и поставщика  - вместо ключевой ставки Банка России заказчик указывает ставку рефинансирования.

4. В нарушение положений статьи 33 Закона, в подпункте 4 пункта 6 части II «Техническое задание» документации об электронном аукционе для товара «Установка ультрафиолетового обеззараживания» установлены требования к товару с указанием на недействующие нормы стандартизации.

Податели жалоб просят признать жалобы обоснованными, выдать обязательное для исполнение предписание об устранении выявленных нарушений.

Представитель Уполномоченного учреждения, присутствующий на заседании Комиссии, не согласился с доводами жалобы, считая доводы Заявителя необоснованными, а документацию об электронном аукционе соответствующей требованиям Закона, представил письменные возражения от 31.08.2016 года исх. № 01-13/374 на рассматриваемую жалобу. Представители Заказчика поддержали позицию Уполномоченного учреждения.

Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком, Уполномоченным учреждением требований Закона при проведении вышеуказанного Электронного аукциона, Комиссия пришла к следующим выводам.

На основании приказа Уполномоченного учреждения от 07.07.2016 года № 5148 объявлен аукцион в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "Канализационный коллектор и канализационные очистные сооружения производительностью 1400 куб.м/сут", создана аукционная комиссия по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственного казенного  учреждения Тульской области «Центр организации закупок», определен ее состав.

Извещение и документация о проведении  Электронного аукциона (закупка № 0366200035616004372) (далее соответственно – извещение, документация об электронном аукционе) размещены 08.07.2016 года в единой информационной системе в сфере закупок.

В извещение и документацию об электронном аукционе были внесены изменения, которые 18.07.2016 года, 15.08.2016 года размещены в единой информационной системе в сфере закупок.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 98 129 720 ,00 рублей.

1. Относительно довода ООО «СТРОЙИНВЕСТ» о нарушении Заказчиком части 1 статьи 96 Закона, Комиссией установлено следующее.

Частью 1 статьи 96 Закона определено, что Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно требованиям части 6 статьи 96 Закона размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.

В пункте 7.1 раздела 7 части III «Проект контракта» документации об электронном аукционе определено, что «Подрядчик  представляет заказчику обеспечение исполнения контракта в форме _________________________________________________, на сумму ____________ руб. (_______ рублей ______ копеек), эквивалентную 10 % от начальной (максимальной) цены контракта».

В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

Необходимо отметить, что требование статьи 37 Закона обеспечивает механизм защиты заказчиков от действий недобросовестных участников закупки в случае необоснованного снижения цены контракта такими участниками, и обязывает участников закупки предоставлять повышенный размер обеспечения в случае снижения цены контракта более чем на 25 % от начальной (максимальной) цены контракта.

Вместе с этим, в Законе отсутствует требование об указании в проекте контракта размера обеспечения исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Закона в случае, если предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта.

Комиссия считает необходимым обратить внимание данного подателя жалобы на тот факт, что в пункте 40 «Антидемпинговые меры» части I «Сведения о проводимом аукционе в электронной форме» документации об электронном аукционе содержится положение, в соответствии с которым, в случае если участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в настоящей документации, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). Указанное обеспечение контракта, предоставляется участником закупки, с которым заключается контракт, до его заключения. Участник закупки, не выполнивший данного требования, признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае уклонение участника закупки от заключения контракта оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

Таким образом, данный довод ООО «СТРОЙИНВЕСТ» является необоснованным.

2. Довод ООО «СТРОЙИНВЕСТ» о том, что часть III «Проект контракта» документации об электронном аукционе в нарушение требований Закона не содержит условие, предусмотренное частью 6.1 статьи 34 Закона,  Комиссия считает необоснованным в связи со следующим.

Согласно части 6.1 статьи 34 Закона в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.2016 года № 190 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)" (далее - Постановление № 190) определены случаи и порядок предоставления заказчиками отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случае завершения в полном объеме в 2016 году исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств.

Вместе с тем, положения Закона и Постановления № 190 не устанавливают обязанность государственных (муниципальных) заказчиков указывать в документации о закупке положения об отсрочке уплаты неустоек.

Кроме того, Комиссия считает необходимым отметить, что не указание в документации об электронном аукционе условия об отсрочке уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) не означает освобождение заказчика от исполнения указанных норм при исполнении контракта, не оказывает влияния на результат определения поставщика и не может являться нарушением требований Закона, предъявляемых к содержанию документации об электронном аукционе.

3. Согласно части 4 статьи 34 Закона в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В пунктах 8.1, 8.2 раздела 8 части III «Проект контракта» документации об электронном аукционе предусмотрены следующие условия об ответственности Заказчика: в случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом Подрядчик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. При этом размер пени устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.

В пунктах 8.5, 8.6 раздела 8 части III «Проект контракта» документации об электронном аукционе предусмотрены следующие условия об ответственности Подрядчика: в случае просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, Заказчик направляет Подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Подрядчиком, и определяется по формуле: П = (Ц - В) x С, (где Ц - цена контракта; В - стоимость фактически исполненного в установленный срок исполнителем обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке оказанных услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов; С - размер ставки).

Частью 7 статьи 34 Закона предусмотрено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством РФ, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Аналогичный порядок определения размера пени предусмотрен в пункте 6 "Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом", утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 года № 1063.

Постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 года № 1340 "О применении с 1 января 2016 г. ключевой ставки Банка России" установлено, что к отношениям, регулируемым актами Правительства РФ, в которых используется ставка рефинансирования Банка России, с 1 января 2016 г. вместо указанной ставки применяется ключевая ставка Банка России, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно Указанию Банка России от 11.12.2015 г. N 3894-У "О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России" с 1 января 2016 значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату.

Учитывая указанные нормативные акты, Комиссия не находит нарушений Закона в действиях Заказчика, связанных с установлением в проекте контракта условий ответственности сторон.

4. Относительно доводов жалоб ООО «СТРОЙИНВЕСТ», ООО «ЮА «Глобал», касающихся утверждения подателей жалоб о том, что в подпункте 4 пункта 6 части II «Техническое задание» документации об электронном аукционе для товара «Установка ультрафиолетового обеззараживания» установлены требования к товару с указанием на недействующие нормы стандартизации, Комиссия считает необходимым отметить следующее.

Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Закона заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: 

1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Данные правила предполагают описание объекта закупки путем указания тех требований к товарам, которые изложены в стандартах на данный товар. Кроме того, такие требования должны носить объективный характер. Одновременно установлен запрет требования информации, обязанность представления которой ведет к ограничению количества участников закупки.

Следовательно, требования документации об электронном аукционе к товару, с учетом целей и принципов контрактной системы, должны носить объективный характер, быть направленными на обеспечение обоснованной потребности заказчика, не выходить за рамки стандартных требований для таких товаров, не допускать ограничения круга участников закупки, в том числе по причине невозможности подтверждения их соответствия требованиям документации об электронном аукционе и действующим государственным стандартам.

В подпункте 4 пункта 6 части II «Техническое задание» документации об электронном аукционе к товару «Установка ультрафиолетового обеззараживания» установлены среди прочих следующие требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам используемого при выполнении работ товара:

 

№ п/п

 

Наименование показателей

Требуемое значение (диапазон значений) показателей

4.1.7

Класс электробезопасности  по ГОСТ 12.2.007-80

1

4.1.8.

Степень защиты оболочки от попадания пыли и влаги обеззараживающих секций  по ГОСТ  14254-80

IP 65

4.1.9

Степень защиты оболочки от попадания пыли и влаги электрических шкафов по ГОСТ 14254-80.

IP 54

Как пояснили представители Уполномоченного учреждения и Заказчика, действие ГОСТ 14254-80 «Изделия электро-технические. Оболочки. Степени защиты» в настоящее время прекращено. Указанный ГОСТ заменен на ГОСТ 14254-96 «Степени защиты, обеспечиваемыми оболочками (код IP)».

Вместе с тем, значения требуемых показателей поставляемого товара «Степень защиты оболочки от попадания пыли и влаги» по спорным позициям пункта 6 части II «Техническое задание» документации об электронном аукционе являются идентичными, как в соответствии с  ГОСТ 14254-80, так и в соответствии ГОСТ 14254-96.

Наименование показателя «Класс электробезопасности по ГОСТ 12.2.007-80», содержащиеся в подпункте 4.1.7 пункта 6 части II «Техническое задание» документации об электронном аукционе, было указано Заказчиком исходя из требований проектной документации, являющейся неотъемлемой частью документации об электронном аукционе. В соответствии с данной проектной документацией при выполнении работ, являющихся объектом рассматриваемой закупки, предусмотрено среди прочего использование установки ультрафиолетового обеззараживания воды. В технической документации производителя на данный товар имеется, в частности, ссылка на ГОСТ 12.2.007-80 при описании класса электробезопасности.

Ссылаясь на нормы ГОСТ 12.2.007-75 «Система стандартов безопасности труда. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности» представители Заказчика, Уполномоченного учреждения также пояснили, что требования к поставляемому товару, установленные в подпункте 4.1.7 пункта 6 части II «Техническое задание» документации об электронном аукционе, являются идентичными требованиям, указанным в ГОСТ 12.2.007-75.  

При этом, как отмечают представители Заказчика, Уполномоченного учреждения, указание на вышеназванные нормы стандартизации, были использованы Заказчиком в наименовании соответствующих показателей требуемого к поставке оборудования, а не в требуемых значениях показателей, которые должны указать в своих заявках потенциальные участники данной закупки.

Комиссией установлено, что исходя из положений ГОСТ 14254-96 «Степени защиты, обеспечиваемыми оболочками (код IP)», которым был заменен ГОСТ 14254-80, требуемые значения показателей, содержащиеся в подпунктах  4.1.8., 4.1.9. пункта 6 части II «Техническое задание» документации об электронном аукционе, установлены Заказчиком в рамках требований ГОСТ 14254-96.

Равно как ссылка в наименовании показателя «Класс электробезопасности  по ГОСТ 12.2.007-80», содержащаяся в подпункте 4.1.7 пункта 6 части II «Техническое задание» документации об электронном аукционе, с учетом указания Заказчиком требуемых значений указанного показателя, соответствующих действующему стандарту, не может свидетельствовать о невозможности определения потенциальными поставщиками потребности Заказчика в характеристиках закупаемого оборудования, содержащихся в рассматриваемой документации об электронном аукционе.

По мнению Комиссии, требования к техническим, функциональным и качественным характеристикам поставляемого оборудования - «Установка ультрафиолетового обеззараживания», содержащиеся в подпункте 4 пункта 6 части II «Техническое задание» документации об электронном аукционе, являются общепринятыми, не допускают их неоднозначного толкования и позволяют участникам закупки определить какое оборудование и с какими характеристиками требуется поставить в рамках данной закупки.

Комиссия считает необходимым отметить, что податели рассматриваемых жалоб не поясняют, каким образом подобное описание Заказчиком объекта закупки (в части указания в подпунктах  4.1.7., 4.1.8., 4.1.9. пункта 6 части II «Техническое задание» документации об электронном аукционе наименований показателей поставляемого товара) нарушает их права и законные интересы, либо создает  непреодолимое препятствие для подачи ими заявки на участие в рассматриваемой закупке, либо иным другим образом вводит в заблуждение данных хозяйствующих субъектов относительно  потребности Заказчика в приобретаемом оборудовании и его  характеристик.

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Юридическое агентство «Глобал»  от 29.08.2016 года исх. № 153 (вх. № 3869 от 30.08.2016 года) на действия администрации муниципального образования город Донской, государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок» при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "Канализационный коллектор и канализационные очистные сооружения производительностью 1400 куб.м/сут"  (закупка № 0366200035616004372) необоснованной.

2. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «СТРОЙИНВЕСТ» (вх. № 3872  от 30.08.2016 года) на действия администрации муниципального образования город Донской, государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок» при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "Канализационный коллектор и канализационные очистные сооружения производительностью 1400 куб.м/сут"  (закупка № 0366200035616004372) необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.

Связанные организации

Связанные организации не указаны