Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 04-07/247-2018 о рассмотрении жалобы ООО... от 15 ноября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

12.11.2018                                                                                                             г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Городская сантехническая служба» (далее – ООО «ГСС», Заявитель, Общество) от 02.11.2018 исх. № 407 (вх. № 5504 от 02.11.2018) на действия государственного учреждения здравоохранения "Щёкинская районная больница" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по поверке средств измерений для ГУЗ "Щекинская районная больница" (закупка № 0366200035618006154) (далее – Электронный аукцион), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент), в присутствии:

 

УСТАНОВИЛА:

 

02.11.2018 в Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Электронного аукциона.

В жалобе Заявитель указывает, что в документации об аукционе в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по поверке средств измерений для ГУЗ "Щекинская районная больница" (закупка № 0366200035618006154)   (далее – Документация об электронном аукционе) в пункте 15. «Требования к участникам закупки, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе» части I СВЕДЕНИЯ О ПРОВОДИМОМ АУКЦИОНЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ Документации об электронном аукционе среди прочих требований к участникам закупки содержится следующее требование: «наличие действующего аттестата аккредитации в области обеспечения единства измерений с правом выполнения работы по поверке средств измерений в соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерения».

Заявитель в своей жалобе поясняет, что участникам аукциона помимо услуг по поверке средств измерений необходимо также выполнить следующие виды работ:

- демонтаж проверяемого оборудования;

- установка вместо преобразователей расхода монтажных вставок (монтажные вставки Исполнителя);

- доставка до места поверки и обратно;

- монтаж после поверки.

 

Также Заявитель указывает на то, что после снятия приборов учета тепловой энергии и перед установкой их на поливочный стенд для проведения поверки приборов необходимо, исходя из Документации об электронном аукционе, выполнить подготовительные работы, которые тоже не требуют наличие аттестата аккредитации, а именно:

1)   устранение    масла    и    грязи    с    рабочей    поверхности    термопреобразователя сопротивления;

2)  очистка электродов и внутренней поверхности преобразователей расхода от осадка теплоносителя;

3)  обработка     электродов     первичного     преобразователя     расхода     специальным раствором;

4)  удаление прокладок или их частей с фланцев первичного преобразователя расхода;

5)  замена элементов питания в тепловычислителях и преобразователях расхода.

Заявитель полагает, что Заказчиком необоснованно в состав одного лота объединены услуги, функционально и технологически не взаимосвязанные между собой, при этом на часть работ необходим действующий аттестат аккредитации в области обеспечения единства измерений, а на часть работ такой аттестат не выдается.

Указанное обстоятельство, по мнению Заявителя, влечет нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона, а также положений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Заявитель просит провести проверку данной закупки на предмет соответствия Документации об электронном аукционе нормам действующего законодательства.

Представители Заказчика, Уполномоченного учреждения, присутствующие на заседании Комиссии, не согласились с доводами жалобы Заявителя, считая действия Заказчика при формировании Документации об электронном аукционе соответствующими требованиям Закона, представили письменные возражения на рассматриваемую жалобу.

Изучив представленные в Тульское УФАС России документы, заслушав доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона внеплановой проверки по вопросу соблюдения Уполномоченным учреждением, Заказчиком требований Закона при проведении вышеуказанного электронного аукциона, Комиссия пришла к следующим выводам.

Приказом  государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок» от 29.10.2018 № 7163 объявлен аукцион в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по поверке средств измерений для ГУЗ "Щекинская районная больница", создана Аукционная комиссия, определен ее состав.

Извещение и документация об электронном аукционе размещены 30.10.2018 в единой информационной системе в сфере закупок.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 846 762,10 рублей.

Доводы жалобы о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (далее - Закон о защите конкуренции), вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом порядке. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции заявитель имеет право обратится в Тульское УФАС России с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства.

При этом такое заявление должно содержать сведения, предусмотренные Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, также к заявлению должны быть приложены документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства.

Относительно иных доводов, изложенных в жалобе Заявителя, Комиссией установлено следующее.

Предметом контракта по рассматриваемому электронному аукциону является оказание услуг по поверке средств измерений для ГУЗ "Щекинская районная больница".

В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о  соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В то же время согласно части 6 статьи 31 Закона заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Закона.

Комиссией установлено, что согласно части 2 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.

В соответствии с указанной нормой в пункте 15. «Требования к участникам закупки, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе» части I СВЕДЕНИЯ О ПРОВОДИМОМ АУКЦИОНЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ Документации об электронном аукционе установлено, среди прочих, следующее требование: «наличие действующего аттестата аккредитации в области обеспечения единства измерений с правом выполнения работы по поверке средств измерений в соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерения».

Часть II. ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ на оказание услуг по поверке средств измерений для ГУЗ "Щекинская районная больница" Документации об электроном аукционе содержит, в том числе следующую информацию:

 

 

«1.Наименование оказываемых услуг:

№ п/п

Наименование услуг

Ед. изм.

Количество

1

Услуги по поверке средств измерений

шт.

1

3. Условия оказания услуг.        

Оказание услуг должно проводиться согласно Правил ПР 50.2.006-94 «Порядок проведения поверки средств измерений» утвержденных приказом Госстандарта России от 18.07.94г.№ 125.

Исполнитель должен произвести демонтаж поверяемого оборудования, установку вместо преобразователей расхода монтажных вставок (монтажные вставки Исполнителя), доставку до места поверки и обратно, монтаж после поверки.».

Как было указано выше, поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Комиссия также установила, что для выполнения таких работ, как демонтаж поверяемого оборудования, установка вместо преобразователей расхода монтажных вставок, доставка до места поверки и обратно, монтаж после поверки, наличие действующего аттестата аккредитации в области обеспечения единства измерений с правом выполнения работы по поверке средств измерений не требуется нормами действующего законодательства.

Однако, проанализировав имеющиеся в материалах дела документы и информацию, Комиссия приходит к следующим выводам.

Лица, осуществляющие поставку товара, выполнение работы, оказание услуг по государственному (муниципальному) контракту, должны соответствовать обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, что установлено пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона.

В рамках рассматриваемой закупки услуги по поверке средств измерений являются самостоятельным объектом закупки и должны быть выполнены исполнителем наряду с иными сопутствующими работами (в том числе демонтаж средств измерений, транспортировка, монтаж и иное).

Кроме того, установление требования в Документации об электронном аукционе о наличии действующего аттестата аккредитации в области обеспечения единства измерений с правом выполнения работы по поверке средств измерений у участника закупки не является препятствием для дальнейшего привлечения победителем данной закупки в рамках договора субподряда иных лиц для выполнения работ, не требующих вышеуказанного аттестата.

Следовательно, включение Заказчиком в Документацию об электронном аукционе (закупка № 0366200035618006154) требования о наличии у участника закупки действующего аттестата аккредитации в области обеспечения единства измерений с правом выполнения работы по поверке средств измерений для осуществления услуг по поверке средств измерений, являющихся самостоятельным объектом закупки, правомерно.

Данная позиция также подтверждается Обзором судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017.

Довод подателя жалобы о неправомерном включении в объект закупки видов работ, технологически и функционально не связанных между собой, Комиссия считает ошибочным по следующим основаниям.

В ходе заседания Комиссии установлено, что все виды работ, включенные в объект данной закупки по поверке средств измерений, представляют собой единый комплекс работ, который затруднительно или, по крайней мере, экономически нецелесообразно осуществить, в том числе без последовательного выполнения демонтажа поверяемого оборудования, установки вместо преобразователей расхода монтажных вставок (монтажные вставки Исполнителя), доставки до места поверки и обратно, монтажа после поверки.

Изучив представленные в материалы дела документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что работы, указанные в документации об электронном аукционе, связаны между собой как функционально, так и технологически, поскольку предполагают выполнение единого комплекса работ, направленного на достижение единого результата.

Включив все необходимые работы в один лот с указанием максимальной цены контракта, Заказчик, тем самым реализовал свое право на выставление предмета торгов единым лотом и не нарушил при этом требования действующего законодательства.

 В силу пункта 1 части 1 статьи 1 Закона настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок определения поставщика (подрядчика, исполнителя), является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате определения поставщика (подрядчика, исполнителя) лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям результативности, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Включение в аукционную документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе.

Согласно части 1 статьи 105 Закона любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Поскольку подача жалобы Заявителем на положения документации электронного аукциона предполагает, что положениями указанной документации ущемляются права и законные интересы конкретного участника закупки, положение части 9 статьи 105 Закона указывает, что заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими установить, что имеются объективные нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок и вместе с тем, нарушены права и законные интересы заявителя.

Закон предусматривает право заказчика определить в документации об аукционе такие требования к объекту закупки, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.

Из буквального толкования вышеназванных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на выбор поставщика (подрядчика, исполнителя), обладающего возможностью исполнить условия, соответствующие потребности заказчика, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

При этом действующее законодательство не накладывает на заказчика при проведении закупок обязанность учитывать интересы всех поставщиков (подрядчиков, исполнителей), поставляющих товар (выполняющих работы, оказывающих услуги), являющейся объектом закупки.  Даже отсутствие на момент закупки у отдельных хозяйствующих субъектов возможности исполнить условия документации такой закупки, не может являться нарушением прав и законных интересов таких лиц, а так же не является ограничением конкуренции.

Кроме того, Комиссия не усматривает в имеющихся в материалах дела документах и информации нарушений пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона ввиду того, что указанные нормы распространяют свое действие на требования к описанию объекта закупки, а также к содержанию, составу заявки на участие в закупке, а не на требования к потенциальным участникам закупки.

Ввиду изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанные, оспариваемые положения Документации об электронном аукционе не противоречит Закону и не нарушают прав и законных интересов потенциальных участников данной закупки, в том числе Заявителя.

Следовательно, доводы Заявителя не нашли своего подтверждения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области не рассматривает довод общества с ограниченной ответственностью «Городская сантехническая служба» о нарушении государственным учреждением здравоохранения "Щёкинская районная больница" положений Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135 - ФЗ «О защите конкуренции», поскольку рассмотрение указанного вопроса не входит в полномочия Комиссии.

2. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Городская сантехническая служба» от 02.11.2018 исх. № 407 (вх. № 5504 от 02.11.2018) на действия государственного учреждения здравоохранения "Щёкинская районная больница" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по поверке средств измерений для ГУЗ "Щекинская районная больница" (закупка № 0366200035618006154) необоснованной.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны