Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 04-07/265-2016 о рассмотрении жалобы н... от 8 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

06.12.2016                                                                                                            г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия)

рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Игнатьевой (далее – ИП Игнатьева, Заявитель) от 28.11.2016 исх. № 90 (вх. № 5189 от 29.11.2016) на действия государственного учреждения здравоохранения «Алексинская районная больница №1 имени профессора В.Ф. Снегирева» (далее – Заказчик), государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок» (далее – Уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку расходных материалов для лабораторных исследований (закупка № 0366200035616007421) (далее – Электронный аукцион), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент), в присутствии:

- представителя Заказчика по доверенности;

-представителя Заказчика по доверенности (до объявления перерыва в заседании Комиссии);

- представителя Заказчика по доверенности (до объявления перерыва в заседании Комиссии);

- представителя Заказчика по доверенности;

- представителя Уполномоченного учреждения по доверенности;

- представителя Заявителя по доверенности,

 

УСТАНОВИЛА:

В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного учреждения при проведении Электронного аукциона.

В заседании Комиссии по рассмотрению дела № 04-07/265-2016, назначенном на 02.12.2016 в 13 часов 30 минут московского времени, объявлен перерыв.

   Заседание Комиссии по рассмотрению указанного дела продолжилось 06.12.2016.

Из жалобы следует, что Заявитель считает документацию об аукционе в электронной форме (закупка № 0366200035616007421) несоответствующей требованиям Закона,  части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006         № 135 - ФЗ «О защите конкуренции» в виду установления Заказчиком в документации об электронном аукционе требований к товарам, ограничивающих круг участников закупки. При этом свои доводы Заявитель обосновывает следующим.

В подпунктах 1.5, 2.6, 3.5, 4.5, 6.8 пункта 2 части II «Техническое задание» документации об электронном аукционе Заказчиком установлено требование о наличии двойного цветового кодирования крышки закупаемого товара.

В подпунктах 1.6, 2,7, 3.6, 6.9 пункта 2 части II «Техническое задание» документации об электронном аукционе Заказчиком установлено требование о приобретении вакуумных систем забора крови с наличием полнозаходной резьбы на крышке и пробирке.

Заявитель, ссылаясь на письмо ФАС России № ИА/29987/15 от 17.06.2015, указывает в жалобе, что Федеральная антимонопольная служба, исследовав практику закупок вакуумных систем забора крови, пришла к выводу о том, что наличие двойного цветового кодирования крышки (представляет собой непосредственно цвет самой крышки и идентификационного цветного кольца), наличие или отсутствие резьбового соединения крышки с пробиркой не влияют на качество, эффективность и безопасность применения вакуумных систем забора крови.

Следовательно, вакуумные системы забора крови, зарегистрированные на территории Российской Федерации, имеющие общее назначение, являются взаимозаменяемыми и формируют один товарный рынок.

Таким образом, основываясь на позиции ФАС России, Заявитель указывает на недопустимость при осуществлении закупок вакуумных систем забора крови  установления заказчиками в документации об электронном аукционе требований к наличию или отсутствию резьбового соединения пробирки и крышки, к двойной цветовой кодировке крышки пробирки.

Кроме вышеизложенного, по мнению Заявителя, характеристикам, установленным Заказчиком в подпунктах 1, 2, 3, 4, 6, 7 пункта 2 части II «Техническое задание» документации об электронном аукционе, соответствует товар конкретного производителя, что ведет к необоснованному ограничению количества участников данной закупки.

Представитель Заявителя на заседании Комиссии поддержал в полном объеме доводы, изложенные в жалобе.

Представители Заказчика, Уполномоченного учреждения, присутствующие на заседании Комиссии, не согласились с доводами жалобы Заявителя, считая доводы жалобы необоснованными, а документацию об электронном аукционе соответствующей требованиям Закона, представили письменные пояснения на рассматриваемую жалобу.

При этом представитель Уполномоченного учреждения  пояснил следующее.

Требования к техническим, функциональным, качественным характеристикам поставляемых товаров были сформулированы Заказчиком в соответствии с положениями статьи 33 Закона, с учетом потребностей Заказчика исходя из специфики деятельности Заказчика.

Возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом Заказчика, а потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.

Заказчик не имеет возможности устанавливать требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки. В свою очередь, положения Закона не обязывают Заказчика при определении характеристик поставляемого товара в документации об электронном аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим на рынке типам, видам и моделям товара. Требованиям к объекту закупки, установленным Заказчиком в документации об аукционе по каждой из позиций, соответствуют как минимум два изделия различных производителей.

Представители Заказчика, в обоснование своей потребности в приобретаемом товаре, привели следующие доводы.

Требования к конструктивным особенностям товара, предполагаемого к поставке по результатам проведения аукциона, в частности о наличии идентификационного кольца на крышке пробирки, является дополнительным вспомогательным средством быстрого и правильного выбора пробирки при взятии крови для процедурной сестры, что немаловажно при работе лабораторий на базе крупных ГБУЗ, при большом потоке пациентов и большом выборе пробирок, когда процесс взятия крови на различные анализы является одним из основных моментов ошибок на преаналитическом этапе.

Представители Заказчика указали, что в структурных подразделениях Заказчика (процедурные кабинеты, клинические отделения, клинико-лабораторная служба и т.п.) устоялся общий для всей структуры многостадийный преаналитический процесс. На всех этапах преаналитического процесса предъявляются определенные требования к однозначности идентификации, безопасности хранения и транспортировки всех типов и образцов биоматериала, а также надежности защиты персонала от профессионального риска инфицирования.

Функционально значимыми, принципиальными характеристиками вакуумных пробирок, с точки зрения Заказчика, независимо от производителя, являются: тип пробирки, содержащиеся в ней реактив и/или добавки и объем получаемой пробы, то есть, по мнению Заказчика, понятие эквивалентности к вакуумным пробиркам должно применяться в первую очередь по функциональному признаку.

Основной цветовой код реализован окраской защитной крышки пробирки и соответствует международному стандарту ISO 6710:1995 «Single-use containers for venosus blood specimen collection» и Стандарту РФ ГОСТ Р ИСО 6710-2009 «КОНТЕЙНЕРЫ ДЛЯ СБОРА ОБРАЗЦОВ ВЕНОЗНОЙ КРОВИ ОДНОРАЗОВЫЕ. Технические требования и методы испытаний».

Дополнительный цветовой код может быть реализован окраской идентификационного кольца на крышке пробирки, и обозначает подтипы пробирок внутри типов, обозначенных в соответствии с вышеприведенными стандартами. Такой способ обозначения - «двойное цветовое кодирование с помощью идентификационного кольца» значительно облегчает идентификацию пробирок на всех стадиях их применения – при взятии образцов венозной крови, преаналитической подготовке и на стадии аппаратных или ручных лабораторных исследований образцов.

Представители Заказчика отмечают, что обозначение подтипов пробирок возможно и иными способами. Наиболее распространенный – кодировка подтипов оттенками основного цвета или комбинацией нескольких цветов на крышке пробирки. Однако такой способ вынуждает персонал запоминать большее число цветовых кодов, чем запрошенное в Техническом задании двойное цветовое кодирование с помощью идентификационного кольца. Так же такой способ несет потенциальный риск неверной идентификации пробирки в зависимости от условий освещения на местах работы персонала и/или при индивидуальных особенностях световосприятия персонала.

«Полнозаходная винтовая резьба» желательная характеристика, так как позволяет максимально обеспечить безопасность работы медицинского персонала. Завинчивающая крышка практически полностью исключает образование аэрозольного эффекта, что полностью снижает риск инфекционного заражения сотрудников от потенциально опасного биологического материала. Использование невинтовых крышек практически исключает возможность надежного повторного закрытия и, следовательно, безопасной транспортировки биообразцов в первичных пробирках, если технико-аналитический регламент исследования требует вскрытия первичных пробирок для дополнительной пробоподготовки, внесения стабилизаторов и консервантов или аликвотирования части пробы для иного режима хранения.

Требование о наличии у закупаемых товаров «полнозаходной винтовой резьбы», по мнению Заказчика, не ставит целью ограничение конкуренции, а направлено на обеспечение оптимального уровня медицинской помощи, в соответствии с выбранной Заказчиком технологией, где важна каждая деталь.

При этом, как указали представители Заказчика, применение 2-х цветов на крышке пробирки для обозначения её назначения и содержащихся добавок применяется компанией Becton, Dickinson and Company, США. Для пробирок типа “ BD Vacutainer® Tubes with Conventional Stopper” для получения проб венозной крови используются сочетания цветов “красный + серый”, “зеленый + серый”, “красный + светло-серый”, “голубой + черный” и т.п., для некоторых пробирок для получения проб мочи также применяется двуцветное обозначение, например, “желтый + красный".

Двойное цветовое кодирование также применяется компанией Weihai Hongyu Medical Devices Co., Ltd.

Так же представители Заказчика указали, что как минимум еще один производитель, зарегистрированный на территории Российской Федерации -  "Guangzhou Improve Medical Instruments Co. Ltd", Китай, предлагает вакуумные пробирки, имеющие 3-компонентную конструкцию крышки с уплотнительным кольцом на крышке пробирок.

Кроме этого, представители Заказчика, ссылаясь на положения пункта 3 статьи 105 Закона, отметили, что, по их мнению, жалоба индивидуального предпринимателя Игнатьевой Ольги Александровны от 28.11.2016 исх. № 90 (вх. № 5189 от 29.11.2016) на положения документации об электронном аукционе, направленная в антимонопольный орган после окончания срока подачи заявок на участие в данном электронном аукционе, может быть рассмотрена только в судебном порядке.

 

Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком, Уполномоченным учреждением требований Закона при проведении вышеуказанного электронного аукциона, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

Приказом Уполномоченного учреждения от 18.11.2016 № 8586 объявлен аукцион в электронной форме на право заключения контракта на поставку расходных материалов для лабораторных исследований с реестровым номером торгов ЭА-Г-5217-16; создана Аукционная комиссия по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственного казенного  учреждения Тульской области «Центр организации закупок», определен ее состав.

Извещение и документация о проведении электронного аукциона среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций на право заключения контракта на поставку расходных материалов для лабораторных исследований (закупка № 0366200035616007421) (далее соответственно – извещение, документация об электронном аукционе) размещены 21.11.2016 в единой информационной системе в сфере закупок.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 993 762,20 рублей.

Извещением и пунктом 20 части I «Сведения о проводимом аукционе в электронной форме» документации об электронном аукционе определен срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе - 29.11.2016 г. в 09 час. 00 мин. по московскому времени.

 

Относительно довода представителей Заказчика о том, что жалоба Заявителя, направленная в антимонопольный орган после окончания срока подачи заявок на участие в данном электронном аукционе, «на основании пункта 3 статьи 105 Закона» подлежит рассмотрению только в судебном порядке, Комиссия считает необходимыми отметить следующее.

Часть 3 статьи 105 Закона не регламентирует порядок и сроки обжалования действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона.

Вместе с этим, в силу части 4 статьи 105 Закона жалоба на положения документации об электронном аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Комиссия отмечает, что жалоба Заявителя была подана с соблюдением срока, предусмотренного частью 4 статьи 105 Закона (28.11.2016), в связи с чем, у Управления отсутствовали правовые основания для возращения указанной жалобы без рассмотрения по существу.

 

Относительно доводов, изложенных в жалобе Заявителя, Комиссией установлено следующее.

Комиссия не рассматривает довод индивидуального предпринимателя Игнатьевой Ольги Александровны о нарушении Заказчиком положений Федерального закона от 26 июля 2006 № 135 - ФЗ «О защите конкуренции», поскольку рассмотрение указанного вопроса не входит в полномочия Комиссии.

Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Закона заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: 

1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Частью 2 статьи 33 Закона предписано, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Данные правила предполагают описание объекта закупки путем указания тех требований к товарам, которые изложены в стандартах на данный товар. Кроме того, такие требования должны носить объективный характер. Одновременно установлен запрет требования информации, обязанность представления которой ведет к ограничению количества участников закупки.

Управление считает, что требования положений статьи 33 Закона направлены на достижение целей законодательства о контрактной системе, а именно: повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, а также соблюдение принципов на которых основывается контрактная система (открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок).

При этом объективный характер описания закупки означает, что характеристики объекта закупки имеют диапазон, который позволяет принять участие в процедуре не одному производителю, и не ограниченному кругу поставщиков, а ряду участников, поставляющих товары, которые являются равнозначными по качеству и потребительским свойствам описываемому в документации. Таким образом, будут соблюдены принципы обеспечения конкуренции и ответственности за эффективность закупок.

Следовательно, требования документации об аукционе к приобретаемым товарам, с учетом целей и принципов контрактной системы, должны носить объективный характер, быть направленными на обеспечение обоснованной потребности заказчика, не выходить за рамки стандартных требований для таких товаров, не допускать ограничения круга участников закупки.

Пунктом 2 части II «Техническое задание» документации об электронном аукционе предусмотрено, что к поставке необходим, в том числе товар, обладающий следующими характеристиками:

п.1.5.

1.5.

Крышка пробирки 3-х-компонентная: пластиковый колпачок из полиэтилена красного цвета, внутренняя пробка из несмачиваемого кровью бромбутилкаучука, идентификационное кольцо черного цвета

Наличие

*

 

п.2.6.

2.6.

Крышка пробирки 3-х-компонентная: пластиковый колпачок из полиэтилена голубого цвета, внутренняя пробка из несмачиваемого кровью бромбутилкаучука, идентификационное кольцо черного цвета

Наличие

*

 

п.3.5.

3.5.

Крышка пробирки 3-х-компонентная: пластиковый колпачок из полиэтилена красного цвета, внутренняя пробка из несмачиваемого кровью бромбутилкаучука, идентификационное кольцо жёлтого цвета

Наличие

*

 

п.4.5.

4.5.

Крышка пробирки 3-х-компонентная: пластиковый колпачок желтого цвета из полиэтилена, внутренняя пробка из несмачиваемого кровью бромбутилкаучука, идентификационное кольцо желтого цвета из полипропилена

Наличие

*

 

п.6.8.

 

6.8.

Крышка пробирки 3-х-компонентная: пластиковый колпачок из полиэтилена серого цвета, внутренняя пробка из несмачиваемого кровью бромбутилкаучука, идентификационное кольцо красного цвета

Наличие

*

 

п.1.6, 2.7, 3.6, 6.9

п.1.6, 2.7, 3.6, 6.9

 

Полнозаходная резьба на крышке и пробирке

Наличие

*

 

Обосновывая свою потребность в приобретении товара с характеристиками, установленными в подпунктах 1.5, 2.6, 3.5, 4.5, 6.8 пункта 2 части II «Техническое задание» документации об электронном аукционе, Заказчик указывает, что «наличие идентификационного кольца на крышке пробирки, значительно облегчает идентификацию пробирок на всех стадиях их применения и является дополнительным вспомогательным средством быстрого и правильного выбора пробирки при взятии крови для процедурной сестры»; указанная характеристика важна для Заказчика в силу устоявшегося в структурных подразделениях Заказчика (процедурные кабинеты, клинические отделения, клинико-лабораторная служба и т.п.) общего для всей структуры многостадийного преаналитического процесса.

Приобретение пробирок с характеристикой «Полнозаходная винтовая резьба», является «желательной», так как, с точки зрения Заказчика, «завинчивающая крышка практически полностью исключает образование аэрозольного эффекта, что полностью снижает риск инфекционного заражения сотрудников от потенциально опасного биологического материала. Использование невинтовых крышек практически исключает возможность надежного повторного закрытия и, следовательно, безопасной транспортировки биообразцов в первичных пробирках, если технико-аналитический регламент исследования требует вскрытия первичных пробирок для дополнительной пробоподготовки, внесения стабилизаторов и консервантов или аликвотирования части пробы для иного режима хранения».

При этом Заказчик указывает, что требуемые характеристики товара установлены им в соответствии с положениями ГОСТ Р ИСО 6710-2009 «Национальный стандарт Российской Федерации. КОНТЕЙНЕРЫ ДЛЯ СБОРА ОБРАЗЦОВ ВЕНОЗНОЙ КРОВИ ОДНОРАЗОВЫЕ».

Комиссией установлено, что в настоящее время ГОСТ Р ИСО 6710-2009 «Национальный стандарт Российской Федерации. КОНТЕЙНЕРЫ ДЛЯ СБОРА ОБРАЗЦОВ ВЕНОЗНОЙ КРОВИ ОДНОРАЗОВЫЕ» утратил силу с 1 января 2013 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 13.12.2011 № 1379-ст, вводящего в действие новый национальный стандарт.

В соответствии с Приказом Росстандарта от 13.12.2011 № 1379-ст с 1 января 2013 г. введен в действие для добровольного применения в Российской Федерации в качестве национального стандарта Российской Федерации ГОСТ ISO 6710-2011 "Контейнеры для сбора образцов венозной крови одноразовые. Технические требования и методы испытаний", идентичный международному стандарту ISO 6710:1995 "Контейнеры одноразовые для сбора образцов венозной крови".

Вместе с этим, положениями указанного ГОСТ ISO 6710-2011 не предусматривается обязательное наличие у пробирок вакуумных таких характеристик, как наличие двойного цветового кодирования крышки, полнозаходной резьбы на крышке и пробирке, тем более с указанием конкретного цвета идентификационного кольца, с учетом того, что каждый отдельный производитель выпускает пробирки с различными цветами идентификационных колец. Равно как в указанном ГОСТе отсутствует обязательное требование об оснащении  пробирок вакуумных полнозаходной винтовой резьбой.

При этом представители Заказчика, Уполномоченного учреждения не смогли пояснить исходя из каких иных документов (с учётом требований пункта 2 части 1 статьи 33) установлены требования к поставляемым товарам, перечисленные в подпунктах 1.5, 2.6, 3.5, 4.5, 6.8; подпунктах 1.6, 2,7, 3.6, 6.9  пункта 2 части II «Техническое задание» документации об электронном аукционе.

Кроме этого, в документации об электронном аукционе отсутствует обоснование необходимости использования при составлении Заказчиком описания объекта закупки других показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика.

Заказчик не указал, каким именно образом вышеуказанные характеристики оказывают существенное клиническое влияние при применении данных пробирок вакуумных, и  каким образом они определяют качество проводимых исследований.

 

При этом Управление, в том числе исходит из позиции ФАС России, изложенной в письме № ИА/29987/15 от 17.06.2015, согласно которой в соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об охране здоровья граждан) на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 1416 "Об утверждении правил государственной регистрации медицинский изделий" в процессе государственной регистрации медицинского изделия подтверждается его качество, эффективность и безопасность. Зарегистрированное медицинское изделие отвечает установленным требованиям качества, эффективности, безопасности и может применяться по назначению.

Вследствие чего, наличие двойного цветового кодирования крышки (представляет собой непосредственно цвет самой крышки и идентификационного цветного кольца), наличие или отсутствие резьбового соединения крышки с пробиркой не влияют на качество, эффективность и безопасность применения вакуумных систем забора крови.

В отсутствии решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти (Росздравнадзора) об ограничении обращения вакуумных систем забора крови заказчики не могут ограничивать их обращение путем создания неконкурентных условий.

В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции:

- взаимозаменяемые товары - товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях);

- товарный рынок - это сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Антимонопольное определение взаимозаменяемости корреспондируется с частью 1 статьи 38 Закона об охране здоровья граждан, согласно которой медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.

Таким образом, вакуумные системы забора крови, зарегистрированные на территории Российской Федерации, имеющие общее назначение, являются взаимозаменяемыми и формируют один товарный рынок.

Следовательно, по мнению Управления, установление требования о наличии вышеуказанных характеристик закупаемого Заказчиком товара не является существенным параметром такого товара и не оказывает существенного клинического влияния на использование данных товаров по их назначению  - а именно – на взятие с помощью данных медицинских изделий забора венозной крови, и установлены Заказчиком в документации об электронном аукционе в нарушение положений статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона.

При таких обстоятельствах, довод Заявителя о необъективности описания ряда позиций необходимого к поставке товара нашел свое подтверждение в ходе заседания Комиссии.

 

В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.

Из приведенных положений Закона следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.

Заявителем на заседание Комиссии не представлено объективных доказательств и документально не подтвержден факт установления Заказчиком в подпунктах 1, 2, 3, 4, 6, 7 пункта 2 части II «Техническое задание» документации об электронном аукционе таких характеристик, которым соответствует товар одного конкретного производителя, что ведет, с точки зрения подателя данной жалобы, к необоснованному ограничению количества участников данной закупки. Равно как Заявителем не представлено документального подтверждения того, что отсутствуют другие медицинские изделия, соответствующие установленным в подпунктах 1, 2, 3, 4, 6, 7 пункта 2 части II «Техническое задание» документации об электронном аукционе техническим и функциональным характеристикам необходимого к поставке товара.

Вследствие изложенного, Комиссия приходит к выводу о необоснованности данного довода подателя жалобы.

 

Вместе с этим, в ходе проведения внеплановой проверки Электронного аукциона (закупка № 0366200035616007421) установлено следующее.

Частью 4 статьи 64 Закона предусмотрено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе должна содержать среди прочего условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В силу части 2 статьи 33 Закона документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Комиссией установлено, что в пункте 1 части II «Техническое задание» документации об электронном аукционе Заказчиком указано требование к установленному им количеству поставляемого товара  по соответствующим 11 позициям закупаемого товара.

Условиями пункта 1.2 раздела 1 «Предмет контракта» части III «Проект контракта» документации об электронном аукционе определено, что товар, поставляемый в рамках предмета настоящего контракта, его наименование, товарный знак (при наличии), конкретные показатели, качество, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара или наименование производителя товара, цена за единицу товара, комплектация и количество (объем) согласованы сторонами в Спецификации на товар (Приложение № 1 к контракту) и в Техническом задании (Приложение № 2 к контракту), являющихся неотъемлемыми частями настоящего контракта.

  Вместе с этим, как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела,  как в Приложении № 1 «Спецификация», так и в Приложении № 2 «Техническое задание» части III «Проект контракта» документации об электронном аукционе Заказчиком не указана информация о количестве товара, необходимого к поставке в рамках рассматриваемой закупки.

Необходимо учитывать, что согласно статье 465 Гражданского кодекса Российской Федерации количество товара, подлежащего передаче покупателю, предусматривается договором купли-продажи в соответствующих единицах измерения или в денежном выражении. Условие о количестве товара может быть согласовано путем установления в договоре порядка его определения. Если договор купли-продажи не позволяет определить количество подлежащего передаче товара, договор не считается заключенным.

Таким образом, условие контракта о количестве поставляемого товара является его существенным условием.

В рассматриваемом случае, исходя из положений документации об электронном аукционе, количество необходимого к поставке товара является неизменным показателем, характеризующим потребность Заказчика в приобретаемом расходном материале, в отношении которого участниками закупки не может быть сделано иное предложение.

Согласно части 1 статьи 34 Закона контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.

Статья 70 Закона регулирует порядок заключения контракта по результатам электронного аукциона.

В соответствии с частью 2 статьи 70 Закона заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.

В силу с части 10 статьи 70 Закона контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.

Исходя из положений части 1 статьи 34, частей 2, 10 статьи 70 Закона в их взаимосвязи, в проект контракта, направляемый заказчиком в адрес победителя аукциона, заказчиком могут быть включены сведения, строго обозначенные в указанных положениях Закона, а именно - информация о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанная в заявке участника закупки, а также предложенная им цена контракта. Исходя из вышеуказанного, иные положения проекта контракта не подлежат изменению при  заключении контракта.

Таким образом, проект контракта, являющийся неотъемлемой частью документации о закупке, должен содержать исчерпывающую информацию, установленную документацией о закупке, которая при заключении контракта изменяться не может. Следовательно, все существенные условия заключаемого контракта и иная необходимая информация должны быть внесены в проект контракта на стадии формирования документации об электронном аукционе, либо при внесении в нее изменений, но не на стадии заключения контракта.

В рассматриваемом случае, отсутствие в Приложении № 1 «Спецификация», в Приложении № 2 «Техническое задание» части III «Проект контракта» документации об электронном аукционе существенного условия о количестве поставляемого товара, определяющего предмет контракта, может привести к заключению Заказчиком в нарушение части 2 статьи 70 Закона контракта не на условиях документации об электронном аукционе.

Таким образом, не указав в части III «Проект контракта» документации об электронном аукционе сведения о количестве поставляемого товара, Заказчик, Уполномоченное учреждение нарушили положения статьи 33,  пункта 1 части 1 статьи 64 Закона.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Игнатьевой от 28.11.2016 исх. № 90 (вх. № 5189 от 29.11.2016) на действия государственного учреждения здравоохранения «Алексинская районная больница №1 имени профессора В.Ф. Снегирева», государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок» при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку расходных материалов для лабораторных исследований (закупка № 0366200035616007421) частично обоснованной.

2.   В результате проведенной на основании части 15 статьи 99 Закона внеплановой проверки Электронного аукциона (закупка № 0366200035616007421) признать государственное учреждение здравоохранения «Алексинская районная больница №1 имени профессора В.Ф. Снегирева» нарушившим статью 33,  пункт 1 части 1 статьи 64 Закона.

3. На основании части 22 статьи 99 Закона выдать государственному учреждению здравоохранения «Алексинская районная больница №1 имени профессора В.Ф. Снегирева», государственному казенному учреждению Тульской области «Центр организации закупок» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона путем аннулирования электронного аукциона на право заключения контракта на поставку расходных материалов для лабораторных исследований (закупка № 0366200035616007421).

4. На основании части 22 статьи 99 Закона выдать Аукционной комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок» обязательное для исполнения предписание об отмене протоколов, составленных в ходе данной закупки (закупка № 0366200035616007421).

 

   Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 04-07/265-2015

06.12.2016 года                                                                                                          г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия)  на основании решения от 06.12.2016 года по жалобе индивидуального предпринимателя Игнатьевой от 28.11.2016 исх. № 90 (вх. № 5189 от 29.11.2016) на действия государственного учреждения здравоохранения «Алексинская районная больница №1 имени профессора В.Ф. Снегирева», государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок» определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку расходных материалов для лабораторных исследований (закупка № 0366200035616007421), и в соответствии с требованиями части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,  

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Государственному учреждению здравоохранения «Алексинская районная больница №1 имени профессора В.Ф. Снегирева», государственному казенному учреждению Тульской области «Центр организации закупок» устранить нарушение статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона путем аннулирования электронного аукциона на право заключения контракта на поставку расходных материалов для лабораторных исследований (закупка № 0366200035616007421).

2. Аукционной комиссии  по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок» отменить протоколы, составленные в ходе данной закупки (закупка № 0366200035616007421).

3. Срок исполнения предписания - не позднее 20.12.2016 года.

4. Государственному казенному учреждению Тульской области «Центр организации закупок», аукционной комиссии  по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок», государственному учреждению здравоохранения «Алексинская районная больница №1 имени профессора В.Ф. Снегирева» уведомить Тульское УФАС России об исполнении пунктов 1 и 2 предписания не позднее 20.12.2016 года (с приложением копий документов, подтверждающих исполнение пунктов 1 и 2 предписания).

  В соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны