Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 04-07/320-2017 о рассмотрении жалобы ООО «... от 27 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

23.11.2017                                                                                                                  г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее – Комиссия,  рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Бриз» (далее - Общество, Заявитель) от 16.11.2017 исх. № 072 (вх. № 5499 от 17.11.2017) на действия государственного учреждения Тульской области «Управление противопожарной службы» (далее – Заказчик), государственного казенного  учреждения Тульской области «Центр организации закупок» (далее – Уполномоченное учреждение, ГКУ ТО «ЦОЗ») при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку противогазов (закупка № 0366200035617006474)  (далее – Электронный аукцион), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент), в присутствии:

-  - представителя ГКУ ТО «ЦОЗ» по доверенности;

- - представителей Заказчика по доверенности;

-– представителя АО «Тамбовмаш» по доверенности;

в отсутствие представителя Заявителя, уведомленного надлежащим образом о  дате, времени и месте рассмотрения данного дела,

УСТАНОВИЛА:

В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного учреждения при проведении Электронного аукциона.

По мнению Общества, описание объекта закупки содержит ряд нестандартных показателей, которые являются индивидуальными идентифицирующими признаками продукции, производимой и реализуемой лишь определенными организациями.

Заявитель считает, что требования к маркировке поставляемого товара, установленное Заказчиком в пункте 3 части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе на поставку противогазов (закупка № 0366200035617006474) (далее – документация об электронном аукционе), является нестандартным, не содержит обоснования, которое предусмотрено частью 2 статьи 33 Закона, не влияет на защитные характеристики противогаза.

Общество указывает, что методика маркировки противогазов определяется техническими условиями конкретного предприятия – изготовителя. Таким образом, Заказчик, указав данное требование к маркировке, установил косвенное требование к конкретному предприятию - изготовителю, что не соответствует Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».       

Заявитель также считает, что требование к материалу  корпуса коробки фильтра комбинированного является нестандартным и не содержит обоснования Заказчика. Материал корпуса коробки фильтрующе-поглощающей не влияет на потребительские свойства конечного изделия и не является показателем, характеризующим свойства противогаза как фильтрующего средства индивидуальной защиты органов дыхания. Общество указывает, что основные заводы-изготовители средств индивидуальной защиты органов дыхания Российской Федерации в настоящее время осуществляют выпуск «ФПК как из металла, так и из композитных материалов».

Заявитель просит внести изменения в описание объекта закупки.

Представители Заказчика, ГКУ ТО «ЦОЗ», присутствующие на заседании Комиссии, не согласились с доводами жалобы Заявителя по основаниям, изложенным в письменных возражениях на рассматриваемую жалобу. Представитель АО «Тамбовмаш» поддержал позицию Заказчика, ГКУ ТО «ЦОЗ».

Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком, Уполномоченным учреждением требований Закона при проведении вышеуказанного электронного аукциона, Комиссия пришла к следующим выводам.

Приказом ГКУ ТО «ЦОЗ» от 08.11.2017 № 7393 объявлен аукцион в электронной форме на поставку противогазов.

Извещение и документация об электронном аукционе (закупка № 0366200035617006474) 09.11.2017 размещены в единой информационной системе в сфере закупок.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 499956, 56 рублей.

Относительно доводов, изложенных в жалобе Заявителя, Комиссией установлено следующее.

Доводы жалобы о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном им порядке. Кроме того рассмотрение указанного вопроса не входит в полномочия Комиссии. Обжалование указанных действий Заказчика при осуществлении данной закупки возможно путем подачи Обществом отдельного заявления, которое будет рассмотрено в рамках антимонопольного законодательства.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

 В силу части 2 статьи 33 Закона документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Таким образом, точное определение объекта закупки является объективной потребностью заказчика, исключающее поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, не соответствующих нуждам заказчика и целям, для достижения которых осуществляется закупка.

Закон предусматривает право заказчика определить в документации об аукционе такие требования к объекту закупки, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.

Более того, участники закупки не имеют полномочий по самостоятельному определению характеристик спорного товара, определенных заказчиком исходя из своей потребности.

Из буквального толкования вышеназванных положений Закона следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на выбор поставщика (подрядчика, исполнителя), обладающего возможностью исполнить условия, соответствующие потребности заказчика, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

При этом действующее законодательство не накладывает на заказчика при проведении закупок обязанность учитывать интересы всех поставщиков (подрядчиков, исполнителей), поставляющих товар (выполняющих работы, оказывающих услуги), являющейся объектом закупки.  Даже отсутствие на момент закупки у отдельных хозяйствующих субъектов возможности исполнить условия документации такой закупки, не может являться нарушением прав и законных интересов таких лиц, а так же не является ограничением конкуренции.

Исходя из положения части 1 статьи 1 Закона,  в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение количества участников закупки и квалифицироваться как нарушение статьи 33 Закона.

Предметом рассматриваемой закупки является поставка противогазов.

В пункте 3 части II «ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ» документации об электронном аукционе установлены общие требования к поставляемому товару, требования к его качеству, потребительским свойствам, в том числе следующие.

Противогаз фильтрующий предназначен для защиты органов дыхания, лица и глаз взрослого человека, из числа гражданского населения, в том числе личного состава невоенизированных формирований гражданской обороны (НФГО) от отравляющих веществ вероятного противника (ОВ ВП), радиоактивной пыли (РП), биологических аэрозолей (БА), аварийно химических опасных веществ (АХОВ) и аварийно химических опасных веществ ингаляционного действия (АХОВИД).

В целях исключения поставки контрафактной продукции, противогазы должны иметь дополнительную (отличительную) маркировку. На защитном экране (под пробкой) должны содержаться условное обозначение предприятия изготовителя и две последние цифры года изготовления. Дополнительно на конусной части фильтра в ячейках должны содержаться наименование предприятия-изготовителя и две последние цифры года изготовления.

Из объяснений Заказчика следует, что требования к маркировке установлены с целью определения подлинности товара и исключения возможности поставки фальсифицированных, контрафактных противогазов, в связи с высоким обращением на соответствующем рынке противогазов с цельнометаллическим корпусом ФПК с истекшим сроком хранения.

Установлено, что предъявляемые к маркировке требования не указывают на маркировку конкретного производителя, более того соответствующую данным требованиям маркировку на свои изделия наносят как минимум три предприятия-изготовителя в Российской Федерации: ОАО "ЭХМЗ им. Н.Д. Зелинского", АО «Тамбовмаш», АО «Сорбент».

В пункте 8 части II «ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ» документации об электронном аукционе установлены, в том числе следующие требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам (при необходимости) товара:

п/п

Наименование показателя

Требуемое значение

Технические характеристики

8.

Состав противогаза, комплект поставки:

8.1

фильтр комбинированный специальный металлический, шт.

1

Из пояснений представителей Заказчика, ГКУ ТО «ЦОЗ» следует, что при описании объекта закупки Заказчик руководствовался следующим.

Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2000 года № 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств» предусмотрено, что номенклатура и объемы запасов (в т.ч. гражданских противогазов) определяются создающими их органами и организациями с учетом методических рекомендаций МЧС России, исходя из возможного характера военных действий на территории Российской Федерации, величины  возможного ущерба объектам экономики и инфраструктуры, природных, экономических и иных особенностей территорий, условий размещения организаций, а также норм минимально необходимой достаточности запасов в военное время.

Методическими рекомендациями, утвержденными МЧС России, предусмотрено, что выбор конкретной марки (модели) средств индивидуальной защиты (в т.ч. гражданских противогазов) осуществляется по результатам прогнозирования поражающих факторов, возникающих при ведении военных действий, или вследствие этих действий и чрезвычайных ситуациях радиационного, химического и биологического характера, развивающихся по наиболее опасным сценариям, а так же с учетом особенностей их использования для разных категорий населения и медицинских противопоказаний. При этом средства индивидуальной защиты должны гарантированно исключать риск поражения человека в течение времени, необходимого для проведения первоочередных (эвакуационных) мероприятий, и по возможности быть универсальными по назначению и защитным свойствам (время защитного действия при различных концентрациях радиоактивных и опасных химических веществ и биологических средств, эргономических свойств, массогабаритных характеристик, показателей надёжности и т.д.).

Таким образом, при подготовке Заказчика к осуществлению данной закупки принимались во внимание все факторы и особенности развития возможных чрезвычайных ситуаций, характерных для Тульской области.

Из документов, представленных в материалы данного дела, следует, что в ходе анализа рынка гражданских противогазов Заказчиком было установлено, что большинство производителей гражданских противогазов комплектуют свои изделия цельнометаллическими фильтрующе-поглощающими коробками (далее – ФПК), на которые наносится лакокрасочное покрытие, также было установлено, что противогазы с цельнометаллическими ФПК обладают существенными преимуществами по сравнению с гражданскими противогазами, которые оснащены ФПК из других материалов.

С целью опровержения доводов Заявителя Заказчиком у производителей (ОАО "ЭХМЗ им. Н.Д. Зелинского", АО "Сорбент", ОАО "Арти-Завод") была запрошена информация о соответствии выпускаемой ими продукции установленным Заказчиком в Техническом задании требованиям к фильтру комбинированному специальному металлическому противогаза, а также требованиям к маркировке.

В материалах данного дела имеются представленные Заказчиком ответы указанных производителей, согласно которым выпускаемые данными производителями средства индивидуальной защиты органов дыхания,  в том числе гражданские противогазы различных модификаций соответствуют вышеуказанным спорным требованиям части II «ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ» документации об электронном аукционе.

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме от 22.11.2017 на участие в рассматриваемой закупке поступили первые части заявок пяти участников, четыре участника допущены к участию в электронном аукционе.

Необходимо отметить, что рынок поставки средств индивидуальной защиты органов дыхания является открытым и высококонкурентным, с большим количеством участников. Данный рынок состоит не только из хозяйствующих субъектов - производителей различных средств индивидуальной защиты органов дыхания, в том числе противогазов, но и их поставщиков.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия считает, что установленные Заказчиком в спорных пунктах части II. «ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ» документации об электронном аукционе значения показателей являются оправданными, необходимыми и значимыми для учреждения.

В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. Из приведенных положений Закона следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.

Обществом документального подтверждения доводов жалобы, с точки зрения достаточности представленных доказательств, которые бы позволяли сделать вывод о том, что участнику закупки (потенциальному участнику) создаются какие-либо препятствия для подачи заявки, а также для исполнения поставщиком своих обязанностей по контракту также представлено не было.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика при установлении требований к объекту закупки нарушений Закона. Заказчик, Уполномоченное учреждение, воспользовавшись своим правом, предоставленным им статьей 33 Закона, установили в документации об электронном аукционе такие требования к товарам, которые соответствуют потребностям Заказчика и будут иметь существенное значение для последующего его использования.

Ввиду изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеперечисленные положения документации об электронном аукционе не противоречат  Закону и не нарушают прав и законных интересов потенциальных участников данной закупки.

Следовательно, доводы Заявителя не нашли своего подтверждения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области не рассматривает довод общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Бриз» о нарушении государственным учреждением Тульской области «Управление противопожарной службы» положений Федерального закона от 26 июля 2006 № 135 - ФЗ «О защите конкуренции», поскольку рассмотрение указанного вопроса не входит в полномочия Комиссии.
  2. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Бриз» от 16.11.2017 исх. № 072 (вх. № 5499 от 17.11.2017) на действия государственного учреждения Тульской области «Управление противопожарной службы», государственного казенного  учреждения Тульской области «Центр организации закупок» при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку противогазов (закупка № 0366200035617006474)  необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.  

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны