Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 04-07/347-2017 о рассмотрении жалобы ООО «... от 16 января 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

10.01.2018                                                                                                             г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «МАГ+С» (далее – ООО «МАГ+С», Общество) исх. № 21 от 25.12.2017 (вх. № 6265 от 27.12.2017) на действия министерства природных ресурсов и экологии Тульской области (далее - Заказчик), государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок» (далее - Уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по экспертному сопровождению мероприятий по экологическому надзору (закупка № 0366200035617007529) (далее – Электронный аукцион), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент), в присутствии:

 

 (в отсутствие представителей Общества, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела, и направившего ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тульское УФАС России поступила жалоба Общества на действия Заказчика при проведении Электронного аукциона.

Из жалобы Общества следует, что в единой информационной системе в сфере закупок 19.12.2017 размещено извещение и  документация об аукционе в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по экспертному сопровождению мероприятий по экологическому надзору (закупка №  0366200035617007529)   (далее – Документация об электронном аукционе).

Пунктом 2 ЧАСТИ II Техническое задание Документации об электронном аукционе определен перечень услуг и их объемы, а именно:

2.1. Отбор и исследование проб объектов окружающей и/или производственной среды, расположенных на территории Тульской области, определение их основных характеристик.

2.2. Маркшейдерские работы по пространственно-геометрическим измерениям параметров открытой разработки полезных ископаемых (песка, гравия и т.п.), определение объема извлеченного полезного ископаемого на разрабатываемых участках недр  Тульской области (далее – маркшейдерские работы).

По мнению Общества, объединение в один лот технологически и функционально не связанных между собой услуг, либо исполнителей, специализирующихся на разных видах услуг, приводит к ограничению конкуренции при проведении аукциона и сокращению количества участников, поскольку для выполнения отбора и исследования проб объектов окружающей и/или производственной среды необходимо наличие действующего аттестата аккредитации испытательной лаборатории, в то время, как для выполнения маркшейдерских работ требуется лишь наличие лицензии на осуществление этой деятельности.

Общество ссылается на то, что ранее Заказчиком отбор и исследование проб объектов окружающей и/или производственной среды проводилось в рамках отдельной закупки.

Заявитель просит провести проверку данной закупки на предмет соответствия Документации об электронном аукционе нормам Закона, Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

Представители Заказчика, Уполномоченного учреждения, присутствующие на заседании Комиссии, не согласились с доводами жалобы Заявителя и пояснили следующее.

Предметом контракта по рассматриваемому электронному аукциону является, согласно пункту 6 части I Сведения о проводимом аукционе в электронной форме Документации об электронном аукционе, оказание услуг по экспертному сопровождению мероприятий по экологическому надзору.

В соответствии с частью II ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ Документации об электронном аукционе основанием проведения работ является государственная программа Тульской области «Охрана окружающей среды Тульской области» (подпрограмма  «Экология и природные ресурсы Тульской области на 2014 - 2020 годы»), утвержденная постановлением правительства Тульской области от 18.12.2013 № 760.

Наименование услуги – Экспертное сопровождение мероприятий по экологическому надзору.

Цель использования услуги – инструментально-лабораторное сопровождение мероприятий по экологическому надзору, проводимых Государственным заказчиком в отношении природных и антропогенных объектов, юридических лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей (далее – проверяемые объекты), а также получение объективной информации о степени негативного воздействия объектов хозяйственной и иной деятельности на состояние окружающей среды.

На основании пункта 1 части 1 статьи 1, пункта 9 статьи 4, пункта 1 части 2 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» осуществлять деятельность в соответствующей области оценки (подтверждения) соответствия также имеют право только аккредитованные лица. Испытательная лаборатория, таким образом, обязана проводить работы по исследованию (испытаниям) и измерению продукции исключительно в пределах своей области аккредитации.

Кроме того, при проведении контрольно-надзорных мероприятий, в том числе при осуществлении функции по государственному надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, в целях установления принадлежности добытого полезного ископаемого к общераспространенным полезным ископаемым, либо к полезным ископаемым федерального значения, необходимо осуществление отбора проб данного полезного ископаемого. Одновременно, в целях расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие самовольной добычи полезного ископаемого, необходимо осуществление маркшейдерских работ по пространственно-геометрическим измерениям параметров открытой разработки, определения объема извлеченного полезного ископаемого. Отбор и исследование проб объектов окружающей среды, в том числе общераспространенных полезных ископаемых, осуществляется экспертными организациями, экспертами, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, согласно пунктам 7,9 статьи 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзор и муниципального контроля)». В то время, как проведение  пространственно-геометрических измерений параметров открытой разработки, определения объема извлеченного полезного ископаемого осуществляется в соответствии с Положением о лицензировании производства маркшейдерских работ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 № 257.

В соответствии с подпунктом 2 части 5 статьи 66 Закона вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы и информацию, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона, или копии этих документов.

В связи с этим пункт 23 части I Сведения о проводимом аукционе в электронной форме Документации об электроном аукционе содержит требование о том, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать: копию действующего аттестата аккредитации испытательной лаборатории  (центра) для участников, с прилагаемой областью аккредитации на объекты,  указанные в п. 2.2 технического задания, аккредитованных до вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации"  или наличие аттестата аккредитации с прилагаемой областью аккредитации на объекты,  указанные в п. 2.2 технического задания  в соответствии с законодательством Российской Федерации  об  аккредитации в национальной системе аккредитации в рамках Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации".

Также, согласно пояснениям представителей Заказчика и Уполномоченного учреждения, пунктом 8 части II ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ Документации об электронном аукционе установлено, что исполнитель осуществляет оказание всех услуг своими силами и/или с привлечением соисполнителей, при этом всю ответственность за оказанные услуги несет исполнитель как за свои собственные, что подразумевает возможность привлечения экспертными организациями или экспертами для проведения маркшейдерских работ субподрядчиков (соисполнителей).

Учитывая изложенное, представители Заказчика и Уполномоченного учреждения полагают, что Документация об электронном аукционе не содержит нарушений норм Закона.

Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком, Уполномоченным учреждением требований Закона при проведении вышеуказанного Электронного аукциона, Комиссия пришла к следующим выводам.

Приказом государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок» от 18.12.2017 № 8518 объявлен аукцион в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по экспертному сопровождению мероприятий по экологическому надзору, создана аукционная комиссия по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственного казенного  учреждения Тульской области «Центр организации закупок», определен ее состав.

Извещение и документация об электронном аукционе размещены 19.12.2017 в единой информационной системе в сфере закупок.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 350 000,00 рублей.

В рассматриваемом деле объектом закупки является оказание услуг по экспертному сопровождению мероприятий по экологическому надзору.

Пунктом 2 части II. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ Документации об электронном аукционе установлены перечень услуг и их объемы, в том числе следующие позиции:

«2.1. Отбор и исследование проб объектов окружающей и/или производственной среды, расположенных на территории Тульской области, определение их основных характеристик.

2.2. Маркшейдерские работы по пространственно-геометрическим измерениям параметров открытой разработки полезных ископаемых (песка, гравия и т.п.), определение объема извлеченного полезного ископаемого на разрабатываемых участках недр  Тульской области (далее – маркшейдерские работы).

 

п/п

Наименование оказываемой услуги

Единица измерения

(по ОКЕИ)

Кол-во

Объем оказываемой услуги

1

Экспертное сопровождение мероприятий по экологическому надзору

шт.

1

 

   160 проб;

5*маркшейдерских работ.

 

* Объем оказываемой услуги может быть уменьшен (увеличен) в случае уменьшения (увеличения) количества маркшейдерских работ  в соответствии с их стоимостью.

Количество определяемых характеристик в 1 пробе – не более 16.

2.3. К объектам окружающей среды относятся природные воды, атмосферный воздух, почва, грунты, донные отложения, илы, песок, щебень. 

К объектам производственной среды относятся сточные воды, промышленные выбросы в атмосферу, отходы.».

Комиссией также установлено, что пунктом 6 Части II ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ определены  Общие требования к оказанию услуг, их качеству, в том числе технологии  оказания услуг, методам и методики оказания услуг, в том числе следующие:

«Оказание услуг должно осуществляться с учетом требований, установленных Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Исполнитель, аккредитованный  до вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», должен иметь действующий аттестат аккредитации испытательной лаборатории  (центра). 

Исполнитель, аккредитованный  после  вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» должен быть иметь аттестат аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации  об  аккредитации в национальной системе аккредитации.

Область аккредитации исполнителя должна содержать объекты, указанные в п. 2.3 данного технического задания…».

С учетом пояснений, представленных представителями Заказчика и Уполномоченного учреждения, Комиссия приходит к выводу о том, что первичная  потребность Заказчика состоит в получении объективных и достоверных результатов исследований (измерений) показателей состояния объектов окружающей и производственной среды, которые могут быть проведены аккредитованной испытательной лабораторией (центром). При этом в рамках экспертного сопровождения мероприятий по экологическому надзору работы по отбору и исследованию проб и проведение маркшейдерских работ выполняются в комплексе работ, взаимосвязанных между собой.

Комиссия отмечает, что Закон предусматривает право заказчика определить в документации об аукционе такие требования к объекту закупки, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.

Более того, участники закупки не имеют полномочий по самостоятельному определению характеристик, определенных заказчиком исходя из своей потребности.

В силу части 3 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе требования о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В силу части 6 настоящей статьи заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона. Согласно части 7 статьи 31 Закона указанные в настоящей статье требования предъявляются в равной мере ко всем участникам закупок.

Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Кроме того, частью 6 статьи 66 Закона установлен запрет требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации.

Определив объект закупки подобным образом (с соблюдением положений статьи 33 Закона, устанавливающей требования к формированию объекта закупки), в пункте 15 части I Сведения о проводимом аукционе в электронной форме Документации об электронном аукционе установлено, в том числе, следующее требование к участникам закупки: наличие действующего аттестата аккредитации испытательной лаборатории  (центра) для участников, аккредитованных до вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации"  или наличие аттестата аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации  об  аккредитации в национальной системе аккредитации в рамках Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации".

Комиссией установлено, что пунктом 23 Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе части I Сведения о проводимом аукционе в электронной форме Документации об электронном аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, помимо прочих документов и сведений, копию действующего аттестата аккредитации испытательной лаборатории  (центра) для участников, с прилагаемой областью аккредитации на объекты,  указанные в п. 2.2 технического задания, аккредитованных до вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации"  или наличие аттестата аккредитации с прилагаемой областью аккредитации на объекты,  указанные в п. 2.2 технического задания  в соответствии с законодательством Российской Федерации  об  аккредитации в национальной системе аккредитации в рамках Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации".

Указанные требования установлены в соответствии с вышеприведенными положениями Закона, определяющими требования к участникам закупки и документам, подтверждающим соответствие участников закупки таким требованиям и представляемым ими в составе заявки на участие в аукционе. Комиссия пришла к выводу, что установление требований о наличии у участника закупки действующего аттестата аккредитации испытательной лаборатории  (центра), а также о предоставлении его копии не противоречит нормам Закона.

Довод Заявителя о том, что ранее при проведении закупок Заказчик проводил отдельные закупки на услугу по отбору и исследованию проб объектов окружающей и/или производственной среды, Комиссия считает несостоятельным, поскольку исполнение функции осуществления государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр возложено на департамент контроля и надзора в сфере экологии и природопользования министерства природных ресурсов и экологии Тульской области с начала 2017.

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Комиссия

РЕШИЛА:

1.Комиссия не рассматривает доводы жалобы о нарушении положений Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ при проведении Электронного аукциона, так как рассмотрение подобных вопросов не входит в полномочия Комиссии.

2.Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «МАГ+С» исх. № 21 от 25.12.2017 (вх. № 6265 от 27.12.2017) на действия министерства природных ресурсов и экологии Тульской области, государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок» при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по экспертному сопровождению мероприятий по экологическому надзору (закупка № 0366200035617007529)   необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны