Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 04-07/57-2018 о рассмотрении жалобы АО «Со... от 13 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

11.04.2018                                                                                                             г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу акционерного общества «Современные Диагностические Системы» (далее – АО «СДС», Общество, Заявитель) б/н  б/д (вх. № 1498 от 05.04.2018) на действия государственного учреждения здравоохранения "Алексинская районная больница №1 имени профессора В.Ф. Снегирева (далее – ГУЗ «АРБ № 1 им. проф. В.Ф. Снегирева», Заказчик), государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок» (далее - Уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку расходных материалов для гематологического анализатора (закупка № 0366200035618000910) (далее – Электронный аукцион), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент), в присутствии:

-– представителя Уполномоченного учреждения по доверенности,

-– представителей Заказчика по доверенности,

- - представителя Заявителя по доверенности

УСТАНОВИЛА:

В Тульское УФАС России поступила жалоба АО «СДС» на действия Заказчика, Уполномоченного учреждения при проведении Электронного аукциона.

В жалобе Общество, ссылаясь на нарушение пункта 1 части 1 и части 2 статьи 33 Закона,  указывает, что при описании объекта закупки Заказчиком в подпункте 3.6 «Емкость раствора, мл» для товара 3 «Депротеинизатор» пункта 3 «Описание объекта закупки (требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара)» части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе на поставку расходных материалов для гематологического анализатора (далее - документация об электронном аукционе) необоснованно не установлены минимальные и (или) максимальные  значения фасовки, поскольку депротеинизатор используется исключительно для процедур очистки и технического обслуживания.

Заявитель считает, что депротеинизатор с конкретным объёмом фасовки 50 мл выпускается одним производителем, но на рынке есть и другие производители, выпускающие депротеинизатор в различной фасовке от 50 мл до 1 л, в том числе совместимый с анализатором Sysmex XP-300. По мнению Общества, данное условие приводит к ограничению конкуренции и ущемлению прав и законных интересов Заявителя.

АО «СДС», в том числе просит провести проверку данной закупки на предмет соответствия документации об электронном аукционе нормам Закона.

Представитель Заявителя на заседании Комиссии поддержал в полном объеме доводы, изложенные в жалобе, предоставил регистрационное удостоверение на расходные материалы к анализаторам производства компании "Диагон Кфт", которые, по мнению Общества, совместимы с имеющимся у Заказчика анализатором Sysmex XP-300, что подтверждается гарантийным письмом компании "Диагон Кфт". Представитель Заявителя также представил информационное письмо компании "Диагон Кфт", в котором  компания "Диагон Кфт" приводит сравнение наименований реагентов производства компании "Диагон Кфт", Венгрия и «Симекс», Япония.

Представители Заказчика, Уполномоченного учреждения, присутствующие на заседании Комиссии, не согласились с доводами жалобы Общества, считая, что документация об электронном аукционе полностью соответствует требованиям Закона.

Представители Заказчика пояснили, что требования к техническим характеристикам поставляемого товара были сформулированы в соответствии с положениями статьи 33 Закона, с учетом потребностей Заказчика, исходя из необходимости соблюдения совместимости реагентов и растворов с гематологическим анализатором Sysmexs XP-300, имеющимся у Заказчика.

Заказчик, Уполномоченное учреждение представили письменные возражения на рассматриваемую жалобу. В материалы дела Заказчиком, в том числе представлены: копия договора пожертвования N 04/10/2016 от 31.10.2016, руководство по эксплуатации на гематологический анализатор Sysmex XP-300, письма ООО «Сисмекс Рус».

Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком, Уполномоченным учреждением требований Закона при проведении вышеуказанного электронного аукциона, Комиссия пришла к следующим выводам.

Приказом государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок» от 28.03.2018 № 1032 объявлен аукцион в электронной форме на поставку расходных материалов для гематологического анализатора.

Извещение и документация об электронном аукционе размещены 29.03.2018 в единой информационной системе в сфере закупок.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2464659, 13 рублей.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Согласно части 2 статьи 33 Закона документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Таким образом,  из положений частей 1, 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона в их взаимосвязи следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы с одной стороны, повысить шансы на приобретение соответствующих товара, работы, услуги с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны не ограничить количество участников закупки.

В силу императивных требований Закона заказчик при объявлении закупки обязан определить характеристики товара и показатели, позволяющие установить соответствие предлагаемых участниками аукциона товаров, работ, услуг требованиям, установленным заказчиком.

При этом, исходя из буквального толкования вышеприведенных положений статьи 33 Закона, при формировании технического задания заказчику в рамках Закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности и необходимых для выполнения соответствующих функций, но с учетом недопустимости ограничения конкуренции.

Предметом закупки является поставка расходных материалов для гематологического анализатора, характеристики которых отражены в пункте 3 части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе. В отношении товара по позиции №3 указаны следующие функциональные требования к закупаемому товару:

№ п/п

Наименование показателя

Требуемые значения

3

Депротеинизатор

 

3.1

Назначение – является сильным щелочным детергентом, который служит для удаления лизирующего реагента, клеточного остатка и белков крови, остающихся в гидравлической системе автоматических гематологических анализаторов.

Наличие

3.2

Совместим с анализатором Sysmexs XP-300

Соответствие

3.3

Использование:

детергент для очистки аппарата, удаления остатков лизирующих реагентов, клеточных остатков и протеинов крови из гидравлических систем, датчика-преобразователя измерительных сигналов, клапана ротора образцов, трубки для аспирации цельной крови

Наличие

3.4

Состав: гипохлорид натрия 5% в водном растворе, стабилизирующие компоненты.

Наличие

3.5

Пластиковая тара

Наличие

3.6

Емкость раствора, мл

50

3.7

Инструкция на русском языке

Наличие

Положения статьи 33 Закона, как это было указано выше, допускают возможность при описании объекта закупки в аукционной документации указывать не только максимальные или минимальные значения показателей, позволяющих определить соответствие закупаемых товаров требованиям заказчика, но и такие значения показателей, которые не могут изменяться.

При этом по смыслу Закона решающее значение при установлении признаков ограничения конкуренции имеет не тот факт, один или несколько производителей производят соответствующий товар, а факт возможности участников торгов осуществить его поставку.

В своей совокупности и взаимосвязи положения Закона не предусматривают ограничений по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и обязанности заказчика устанавливать в этой документации вопреки его потребностям такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг. Выбор показателей и характеристики объекта закупки в любом случае остается за заказчиком. При этом заказчик не обязан ограничивать свои объективные потребности в зависимости от количества производителей, выпускающих товар, отвечающий потребности заказчика.

Из смысла статьи 33 Закона следует, что если указанные в аукционной документации требования к товару не нарушают прямых запретов, установленных в указанной норме, и направлены на определение потребностей заказчика, такие положения документации не могут быть признаны нарушающими требования законодательства.

В соответствии с позицией Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор), изложенной в письме от 22.06.2017 № 04-31270/17, совместная эксплуатация отдельно зарегистрированных медицинских изделий одного производителя и принадлежностей (в том числе реагентов и расходных материалов) другого возможна при условии указания в документации производителя возможности совместного использования и подтверждения результатами экспертиз качества, эффективности и безопасности медицинских изделий, в том числе в комплекте регистрационной документации.

Согласно договору пожертвования N 04/10/2016 от 31.10.2016 Заказчику передан и введен в эксплуатацию гематологический анализатор Sysmex XP-300. Из представленного Заказчиком руководства по эксплуатации гематологического анализатора Sysmex XP-300 (далее – Руководство) следует, что данный прибор необходимо использовать только с реагентами и очищающими растворами, указанными в Руководстве (пункты 1.1, 2.5 Руководства).

В пункте 4.7 раздела 4 Руководства содержится следующая информация о характеристиках реагентов: Cellpack, Stromatolyser-wh, Cellclean, которые необходимо применять при использовании гематологического анализатора Sysmex XP 300:

Указанные обстоятельства также подтверждаются письмами ООО «Сисмекс Рус» - официального представителя компании "Sysmex Corporation", Япония: № 3778 от 04.07.2016, № 7995 от 28.12.2017 и № 683 от 09.04.2018, в которых неоднократно указывается на необходимость применения на анализаторах Sysmex XP-300 реагентов  и очищающих растворов производства компании "Sysmex Corporation", Япония.

Из совокупности сведений и документов, предоставленных Заказчиком, в том числе руководства по эксплуатации на гематологический анализатор Sysmex XP-300, следует, что применение расходных материалов других производителей, не соответствует технической документации на гематологический анализатор Sysmex XP-300, установленный у Заказчика.

Таким образом, установление спорных характеристик расходного  материала к оборудованию, в том числе требование к емкости раствора в объеме 50 мл (подпункт 3.6 пункта 3 части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе) обусловлено потребностями Заказчика и является правом последнего.

В письме Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 05.02.2016 № 09-С-571-1414 отмечено, что возможность эксплуатации медицинского оборудования одного производителя совместно с принадлежностями другого производителя определяется производителем медицинского оборудования. Совместное применение таких изделий без проведенных экспертиз на совместимость может привести к причинению вреда жизни, здоровью граждан и медицинских работников.

Следовательно, документы, представленные Заявителем, в частности письма производителя реагентов "Диагон Кфт" не могут свидетельствовать о совместимости реагентов и расходных материалов как компании "Диагон Кфт", так и иных производителей с гематологическим анализатором Sysmex XP-300.

Комиссия отмечает, что Закон предусматривает право заказчика определить в документации об аукционе такие требования к объекту закупки, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.

Исходя из изложенного, Комиссия полагает, что описание объекта закупки подобным образом в любом случае не является безусловным основанием для вывода об ограничении конкуренции. Объектом закупки является поставка товара, а не его изготовление, поэтому участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе и не являющийся производителем требуемого к поставке товара, готовый поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям Заказчика.

Доказательств наличия объективных оснований, препятствующих поставщикам, участвующим в закупке, осуществить закупку товаров с указанным в аукционной документации описанием объекта закупки в материалы дела не представлено. Предполагаемое отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении Заказчиком числа участников закупки.

В данном случае в рамках формирования объекта закупки Заказчик руководствовался существующей потребностью, возникшей в связи с осуществлением им основной деятельности.

В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Поскольку подача жалобы Заявителем на положения документации об электронном аукционе предполагает, что положениями указанной документации ущемляются права и законные интересы конкретного участника закупки, положение части 9 статьи 105 Закона указывает, что заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок и вместе с тем, нарушены права и законные интересы заявителя.

Общество в жалобе не указывает в чем, по его мнению, выразилось нарушение Заказчиком правил описания объекта закупки, повлекшее ущемление его прав и законных интересов как участника закупки и не прикладывает к своей жалобе документальных подтверждений обоснованности вышеприведенного довода.

Заявителем в Тульское УФАС России не было представлено с точки зрения достаточности и достоверности доказательств, свидетельствующих о невозможности закупки определенного в документации об электронном аукционе товара, или факта существования ограничений, налагаемых производителями данных товаров на их свободную продажу третьим лицам, которые позволили бы Комиссии сделать вывод о наличии признаков ограничения конкуренции.

Ввиду изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеперечисленные положения документации об электронном аукционе отражают потребность Заказчика, выраженную в установлении характеристик товара с учетом пункта 1 части 1 статьи 64, статьи 33 Закона, ввиду необходимости соблюдения совместимости реагентов и растворов с гематологическим анализатором Sysmexs XP-300, имеющимся у Заказчика, не нарушают прав и законных интересов потенциальных участников данной закупки.

При таких обстоятельствах Комиссия считает доводы Заявителя необоснованными.

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу акционерного общества «Современные Диагностические Системы» б/н  б/д (вх. № 1498 от 05.04.2018) на действия государственного учреждения здравоохранения "Алексинская районная больница №1 имени профессора В.Ф. Снегирева, государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок» при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку расходных материалов для гематологического анализатора (закупка № 0366200035618000910) необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны