Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 05-04/01-2016 по признакам нарушения Фед... от 26 июля 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDF26 июля 2016 года г. Тула
Резолютивная часть решения оглашена 15 июля 2016 г.
В полном объеме решение изготовлено 26 июля 2016 г.
Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства
при участии лиц:
- Представитель ООО "Уютный Дом", уведомленный надлежащим образом, на заседание не явился, заявив письменное ходатайство от 14.07.2016 года исх. 6-Ф (вх. № 3154 от 14.07.2016 г.) о рассмотрении дела без его участия;
- Представитель Индивидуального предпринимателя Александрова Никиты Евгеньевича, уведомленный надлежащим образом, на заседание не явился, заявив письменное ходатайство от 14.07.2016 года б/н (вх. № 3155 от 14.07.2016 г.) о рассмотрении дела без его участия, рассмотрев дело № 05-04/01-2016 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью "Уютный Дом" (ИНН 7104053673, ОГРН 1067104034436, 300026, Тульская обл., г. Тула, пр. Ленина, д.102, корпус 3, оф. 430) и Индивидуальным предпринимателем Александровым пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135 – ФЗ « О защите конкуренции » (далее – Закон о защите конкуренции).
УСТАНОВИЛА:
При анализе материалов, поступивших в Тульское УФАС России от ГКУ ТО «Центр организации закупок» и ЗАО «Сбербанк-АСТ», были выявлены признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), согласно которой, признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
Указанные признаки нарушения были усмотрены в действиях участников электронного аукциона на право заключения договора на поставку мобильного компьютерного класса для нужд Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 1" (далее - МБОУ "СОШ № 1") (извещение № 0366200035615005376).
Подача заявок участников ИП Александрова и ООО "Уютный Дом" (признанный победителем электронного аукциона) производилась с одного IP-адреса IP=95.139.223.185, при минимальном снижении начальной максимальной цены, составляющей 1% от начальной максимальной цены, с предоставлением идентичной контактной информации (одного контактного номера телефона и единого адреса электронной почты).
Согласно пунктам 2, 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции обнаружение признаков нарушения антимонопольного законодательства является основанием для возбуждения и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
ООО «Уютный дом», ИП Александров не входят в состав одной группы лиц и в соответствии с выпиской ЕГРЮЛ зарегистрированы по разным адресам:
ООО "Уютный Дом"
- юридический адрес: 300026, г. Тула, пр. Ленина, д.102, корпус 3, оф. 430;
- фактический адрес: 300044, г. Тула, ул.Максима Горького, д.22, кв. 2.
Индивидуальный предприниматель Александров
Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 13.05.2016 № 65 в отношении ООО «Уютный дом» и ИП Александров возбуждено дело по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
В ходе рассмотрения дела хозяйствующими субъектами, привлеченными в качестве ответчиков по делу, были представлены объяснения.
ООО «Уютный дом» направило в адрес Тульского УФАС России пояснения от 08.06.2016 исх. № 3-Ф, от 15.06.2016 исх. № 4-Ф (вх. № 2684 от 16.06.2016), от 23.06.2016 исх. № 5-Ф (вх. № 2866 от 27.06.2016), от 14.07.2016 исх. № 6-Ф (вх. № 3154 от 14.07.2016) из которых следует, что причиной подачи заявки на участие в электронном аукционе с одного IP адреса, является, то, что для участия в аукционах организация обращается к лицам, оказывающим услуги по участию в торгах. Для этих целей ключ ЭЦП передается лицу, которое осуществляет процедуры на площадке. В случае с данным аукционом ключи от ЭЦП двух организацией, для участия в одном аукционе (извещение № 0366200035615005376) были переданы одному лицу. ООО «Уютный дом» указало, что в процессе подготовки заявки на участие в аукционе на поставку мобильного компьютерного класса экономическая целесообразность поставки мобильного класса, соответствующего функциональным, техническим и качественным характеристикам, указанным в документации о проведении электронного аукциона в рамках данного товарного рынка для ООО «Уютный дом», была при сумме контракта не ниже 552 000,00 рублей.
Индивидуальный предприниматель Александров представил пояснения от 06.06.2016 б/н (вх. № 2529 от 06.06.2016), от 15.06.2016 б/н (вх. № 2685 от 16.06.2016), б/н б/д (вх. № 2834 от 24.06.2016), от 27.06.2016 б/н (вх. № 2877 от 27.06.2016), от 14.07.2016 б/н (вх. № 3155 от 14.07.2016) из которых следует, что для участия в аукционах производится передача ЭЦП – ключа исполнителю. В соответствии с чем, вполне возможно предположить, что он оказывает услуги подобного характера еще нескольким организациям. Индивидуальный предприниматель Александров сообщил, что единственной возможной с точки зрения целесообразности для него, ценой контракта является 555 210,00 рублей.
Изучив материалы, содержащиеся в деле, и заслушав доводы ответчиков, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком 29.09.2015 г. на официальном сайте ЕИС www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение № 0366200035615005376 о проведении электронного аукциона на право заключения договора на поставку мобильного компьютерного класса для нужд Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 1" (далее - МБОУ "СОШ № 1") (извещение № 0366200035615005376).
Документация о проведении электронного аукциона среди субъектов малого предпринимательства, социально-ориентированных некоммерческих организаций на право заключения контракта на поставку мобильного компьютерного класса от 28.09.2015 г. утверждена директором Государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок», реестровый номер закупки ЭА-М-0911-15.
Заказчик: МБОУ "СОШ № 1" (область, г. Новомосковск, ул. Трудовые резервы, д. 21).
Уполномоченный орган: Государственное казенное учреждение Тульской области «Центр организации закупок».
Начальная (максимальная) цена контракта составила 558 000.00 рублей.
Аукцион проводился на электронной торговой площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ» - Автоматизированная Система Торгов» (http://www.sberbank-ast.ru).
В процессе электронного аукциона было подано две заявки:
- заявка № 1 Общество с ограниченной ответственностью «Уютный Дом » (далее – ООО «Уютный дом ») (юр. адрес Тульская обл., г. Тула, пр. Ленина, д.102/3, оф. 430, 300026, физ. адрес: Тульская обл., г. Тула, ул.Максима Горького, д.22, оф. 2, 300044, ИНН 7104053673), зарегистрирована 06.10.2015 в 20:00;
- заявка № 2 Индивидуальный предприниматель Александров (далее – ИП Александров), зарегистрирована 08.10.2015 г. в 00:51.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей ЭФ-М-0911-15, обе заявки были приняты и допущены. В соответствии с протоколом № 0366200035615005376-2 был минимальный процент снижения цены, участник с заявкой № 1 предложил снизить цену контракта до 552 420.00, т.е. на 1,00%, а участник с заявкой № 2 снизил цену до 555 210.00, т.е. на 0,50%. Заключительным протоколом о подведении итогов электронного аукциона № 0366200035615005376-3 был выявлен победитель, которым стал участник электронного аукциона № 1 Общество с ограниченной ответственностью «Уютный Дом», снизивший стоимость контракта до 552420.00, т.е. на 1,00%, с которым в последующем 02.11.2015 был заключен контракт на поставку мобильного компьютерного класса.
В ходе изучения материалов были выявлены следующие условия, указывающие на нарушение норм статьи 11 Закона, а, именно:
- заявки двух участников ИП Александрова и ООО "Уютный Дом" (признанный победителем электронного аукциона), зарегистрированных по разным адресам, были поданы с одного IP-адреса IP=95.139.223.185;
- в процессе электронного аукциона произошло минимальное снижение начальной максимальной цены, которое составило 1% от начальной максимальной цены;
- оба участника электронного аукциона при предоставлении контактной информации, оставили один контактный номер телефона и единый адрес электронной почты.
В ходе рассмотрения дела Комиссия изучила объяснения, представленные ответчиками, по вопросу передачи ООО «Уютный дом » и ИП Александровым ЭЦП одному лицу. Однако доказательств подтверждения указанного факта на заседании Комиссии представлено не было.
В силу статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция определяется как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается, или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке поставки товара.
В силу пункта 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарным рынком признается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Товарным рынком, на котором ООО «Уютный дом » и ИП Александров предоставляют услуги, является рынок поставок мобильного компьютерного класса для нужд Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 1" в 2015 г. Согласно документации электронного аукциона, размещенного на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, место поставки товара Тульская область, г. Новомосковск, ул. Трудовые резервы, д. 21, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа № 1 », следовательно, географическими границами исследуемого товарного рынка являются вышеуказанное место поставки товара.
Комиссия пришла к выводу, что объективные обстоятельства, препятствующие самостоятельному участию ООО «Уютный дом » и ИП Александрову в электронном аукционе на право заключения договора на поставку мобильного компьютерного класса для нужд МБОУ "СОШ № 1", отсутствуют, а в вышеуказанных признаках усматривается нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в заключении соглашения между ООО «Уютный дом» и ИП Александров для участия в электронном аукционе на право заключения договора на поставку мобильного компьютерного класса для нужд МБОУ "СОШ № 1" (извещение № 0366200035615005376).
Пункт 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), согласно которой, признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение – договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
В силу пункта 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, признаками ограничения конкуренции являются такие случаи, как сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке. В свою очередь конкуренция определяется как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Отказ указанных хозяйствующих субъектов от самостоятельных действий на данном товарном рынке, отсутствие соперничества между ними и определение ими общих условий обращения товара на этом товарном рынке привело к ограничению конкуренции и отсутствию возможности у Заказчика заключить договор (контракт) на более выгодных условиях на рынке поставки мобильного компьютерного класса для нужд МБОУ "СОШ № 1".
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Тульского УФАС России пришла к выводу о том, что действия, выразившееся в заключении независимыми хозяйствующими субъектами ООО «Уютный дом» и ИП Александров устного соглашения, реализуемого путем совместного участия в электронном аукционе на право заключения договора на поставку мобильного компьютерного класса для нужд МБОУ "СОШ № 1" (извещение № 0366200035615005376), соответствуют интересам каждого из них, и не обусловлены обстоятельствами, в равной мере влияющими на данных хозяйствующих субъектов на рассматриваемом товарном рынке, результатом которых явилось заключение с заказчиком контракта на наиболее приемлемых для участников условиях, были произведены в нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. №135-ФЗ, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ООО «Уютный Дом», ИП Александрова нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» в части осуществления устного соглашения на товарном рынке поставки мобильного компьютерного класса для нужд МБОУ «СОШ № 1», результатом которого явилось поддержание цены на торгах при проведении электронного аукциона на право заключения договора на поставку мобильного компьютерного класса для нужд МБОУ «СОШ № 1» (извещение № 0366200035615005376).
2. Выдать ООО «Уютный дом» обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции при участии в торгах.
3. Выдать ИП Александрову обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции при участии в торгах.
4. Передать материалы дела № 05-04/01-2016 уполномоченному должностному лицу Тульского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ
26 июля 2016 года г. Тула
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 26 июля 2016 года по делу № 05-04/01-2016 о нарушении Индивидуальным предпринимателем Александровым Никитой Евгеньевичем пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ИП Александрову в случае участия в торгах осуществлять действия, направленные на обеспечение конкуренции, путем осуществления самостоятельной, конкурсной борьбы за заключение контрактов при наличии двух и более участников торгов.
2. В течение трех месяцев с момента получения настоящего предписания представлять в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области информацию об участии ИП Александрова на торгах (с указанием номера, присвоенного на официальном сайте для размещения заказов) и результатов такого участия в срок не позднее 10 дней с даты проведения торгов.
3. В случае неучастия в торгах по истечению трех месяцев с момента получения настоящего предписания представить соответствующую информацию в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области
Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Тульской области в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
За непредставление или несвоевременное предоставление сведений по требованию антимонопольного органа, а равно предоставление заведомо недостоверных сведений, предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 5 статьи 19.8 Кодекса об административных правонарушениях.
ПРЕДПИСАНИЕ
26 июля 2016 года г. Тула
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 26 июля 2016 года по делу № 05-04/01-2016 о нарушении ООО "Уютный Дом" пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО "Уютный Дом" в случае участия в торгах осуществлять действия, направленные на обеспечение конкуренции, путем осуществления самостоятельной, конкурсной борьбы за заключение контрактов при наличии двух и более участников торгов.
2. В течение трех месяцев с момента получения настоящего предписания представлять в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области информацию об участии ООО "Уютный Дом" на торгах (с указанием номера, присвоенного на официальном сайте для размещения заказов) и результатов такого участия в срок не позднее 10 дней с даты проведения торгов.
3. В случае неучастия в торгах по истечению трех месяцев с момента получения настоящего предписания представить соответствующую информацию в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области.
Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Тульской области в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
За непредставление или несвоевременное предоставление сведений по требованию антимонопольного органа, а равно предоставление заведомо недостоверных сведений, предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 5 статьи 19.8 Кодекса об административных правонарушениях.