Решение №560 РЕШЕНИЕ по делу № 04-07/27-2019 о рассмотрении жалобы ООО «Т... от 13 февраля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия),  рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Траст» (далее ООО «Траст», Заявитель, Общество) (вх. № 560 от 13.02.2019), а также дополнения к жалобе на действия государственного учреждения Тульской области «ТУЛААВТОДОР» (далее – ГУ ТО «ТУЛААВТОДОР», Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку нефтепродуктов (закупка № 0366200035619000131) (далее – Электронный аукцион), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент), в присутствии:

-     представителя ГУ ТО «ТУЛААВТОДОР» по доверенности;

-     представителя государственного казенного  учреждения Тульской области «Центр организации закупок» (далее - Уполномоченное учреждение), Аукционной комиссии государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок» (далее – Аукционная комиссия) по доверенности;

-     представителя ООО «Траст» по доверенности,

УСТАНОВИЛА:

В Тульское УФАС России поступила жалоба Общества на действия Заказчика при проведении Электронного аукциона.

Из жалобы и дополнений к ней следует, что документация об электронном аукционе на поставку нефтепродуктов (далее – документация об электронном аукционе) не соответствует требованиям Закона в связи со следующим.

1. В пункте 8 части I «СВЕДЕНИЯ О ПРОВОДИМОМ АУКЦИОНЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ» документации об электронном аукционе Заказчиком установлено требование, согласно которому «Место доставки товара, выполнения работ, оказания услуг - налив Товара Заказчику осуществляется на нефтебазе (нефтескладе) Поставщика, расположенной на территории Тульской области (далее – пункт налива)». Аналогичные требования установлены в пункте 3 части II «ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ» и пункте 1.3 части III «Проект контракта» документации об электронном аукционе.

С точки зрения подателя жалобы, указанные положения документации об электронном аукционе свидетельствуют об установлении Заказчиком требования о наличии у поставщика нефтебазы на территории Тульской области, что необоснованно сужает круг потенциальных участников закупки до организаций, владеющих нефтебазой (нефтескладом) на территории Тульской области, и ущемляет права Общества на участие в Электронном аукционе, имеющего нефтебазу на территории г. Серпухов Московской области. Единственной организаций, осуществляющей оптовую торговлю, способной поставить товар Заказчику на условиях документации об электронном аукционе, по мнению Заявителя, является ПАО РН «Туланефтепродукт».

2. Заявитель указывает, что в пункте 5.3.1 раздела 5 «Правила приемки товара» части III «Проект контракта» документации об электронном аукционе в нарушение части 3 статьи 33 Закона Заказчиком необоснованно установлено требование о наличии у участника закупки производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых ресурсов.

Общество просит провести проверку данной закупки, признать в действиях Заказчика нарушение требований Закона, выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в документацию об электронном аукционе.

Представитель Заявителя на заседании Комиссии поддержал доводы жалобы и дополнений к ней в полном объеме.

Представители Заказчика, Уполномоченного учреждения, присутствующие на заседании Комиссии, не согласились с доводами жалобы Заявителя, считая, что документация об электронном аукционе полностью соответствует требованиям Закона.

Согласно письменным и устным пояснениям, представленным Заказчиком, Уполномоченным учреждением, при составлении документации об электронном аукционе и описании объекта закупки Заказчиком полностью были соблюдены требования Закона, не было совершено каких-либо его нарушений.

Из пояснений Заказчика следует, что документацией об электронном аукционе предусмотрена поставка топлива на условиях самовывоза автомобильными транспортными средствами (далее - АТС) Заказчика или привлеченных Заказчиком лиц.

В целях минимизации затрат Заказчика на доставку топлива до места нахождения подразделений Заказчика, где указанное топливо будет непосредственно использоваться, в документацию об электронном аукционе включено соответствующее условие о наличии нефтебазы (нефтесклада) Поставщика, расположенной на территории Тульской области.

Указанное выше требование связано с тем, что объекты Заказчика, на которые будет осуществляться транспортировка топлива, расположены также на территории Тульской области. При этом АТС будет осуществлять перевозку по маршрутам, определённым Заказчиком.

Кроме этого, условие о наличии нефтебазы (нефтесклада) Поставщика установлено в целях исполнения требований части 3 статьи 94 Закона для обеспечения возможности Заказчика по проведению экспертизы поставленного товара, в том числе с привлечением экспертов, экспертных организаций на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом, непосредственно перед наливом топлива в АТС.

При описании объекта закупки использовалась информация от двух производителей - ООО «Славнефть-ЯНОС», АО «Роснефть», имеющих возможность отпуска дизельного топлива на условиях документации об электронном аукционе.

По результатам исследования рынка Заказчиком было выявлено не менее трех потенциальных поставщиков, готовых осуществить поставки топлива на условиях, указанных в  документации об электронном аукционе, которыми по результатам запросов ценовой информации были предоставлены ценовые предложения, что свидетельствует о наличии функционирующего рынка.

Относительно положений пункта 5.3.1 раздела 5 «Правила приемки товара» части III «Проект контракта» документации об электронном аукционе представитель Заказчика пояснил, что любой хозяйствующий субъект, осуществляющий свою деятельность в сфере хранения, отпуска нефтепродуктов, должен соответствовать требованиям, предъявляемым к нему, в том числе техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иными документами.

Положения  пункта 5.3.1 раздела 5 «Правила приемки товара» части III «Проект контракта» документации об электронном аукционе распространяются на всех потенциальных участников закупки в равной мере, основаны на требованиях «ГОСТ 12.1.018-93. Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывобезопасность статического электричества. Общие требования", ГОСТ 1510-84 «Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение», Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390 «О противопожарном режиме», Приказа Минэнерго России от 19.06.2003 №232 «Об утверждении Правил технической эксплуатации нефтебаз», и установлены Заказчиком в целях получения качественных и безопасных услуг, связанных с отпуском нефтепродуктов.

При этом указанные требования не обращены к участнику закупки и не обязывают к предоставлению в составе заявки на участие в Электронном аукционе иных документов и сведений, кроме предусмотренных Законом.

Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком, Уполномоченным учреждением требований Закона при проведении вышеуказанного Электронного аукциона, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

Приказом государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок» № 167 от 31.01.2019  объявлен аукцион в электронной форме на поставку нефтепродуктов; создана Аукционная комиссия, определен ее состав.

Извещение и документация об электронном аукционе размещены 01.02.2019 в единой информационной системе в сфере закупок.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 17 704 820,00 рублей.

 

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона.

В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

 Исходя из смысла пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, условия его поставки, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара при оказании Заказчиком соответствующей государственной функции.

Комиссия отмечает, что наряду с необходимостью соблюдения требований Закона в части объективного описания объекта закупки, в том числе условий поставки товара, точное определение объекта закупки является объективной потребностью заказчика, исключающее поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, не соответствующих нуждам заказчика и целям, для достижения которых осуществляется закупка.

Таким образом, Законом не предусмотрены ограничения по включению в документацию об электронном аукционе требований к объекту закупки, которые являются значимыми для заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к объекту закупки, тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.

В пункте 8 части I «СВЕДЕНИЯ О ПРОВОДИМОМ АУКЦИОНЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ» документации об электронном аукционе Заказчиком определено место доставки товара, выполнения работ, оказания услуг - налив Товара Заказчику осуществляется на нефтебазе (нефтескладе) Поставщика, расположенной на территории Тульской области (далее – пункт налива). Аналогичное требование установлено в пункте 3 части II «ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ» и пункте 1.3 части III «Проект контракта» документации об электронном аукционе.

При этом положениями документации об электронном аукционе предусмотрена поставка топлива на условиях самовывоза автомобильными транспортными средствами Заказчика или привлеченных Заказчиком лиц.

Согласно «Отчету по определению и обоснованию начальной (максимальной) цены контракта на поставку дизельного топлива» определением потребности и основания в закупке конкретного товара явилось выполнение государственного задания. Назначение товара и цели его использования: используется для обеспечения бесперебойной работ автомобильной и дорожно-строительной техники, задействованной при выполнении работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог Тульской области.

Принимая во внимание пояснения представителей Заказчика, Комиссия приходит к выводу о том, что сформулированное подобным образом условие поставки товара установлено исходя из специфики осуществляемого Заказчиком вида деятельности, его обоснованной потребности, что не противоречит требованиям действующего законодательства. Доказательства обратного Комиссии не представлены.

На основании вышесказанного, Заказчиком в документации об электронном аукционе были правомерно установлены требования к условиям поставки товара, являющегося объектом рассматриваемой закупки.

Комиссия принимает во внимание тот факт, что установление Заказчиком определенных требований к условиям поставки товара (налив Товара Заказчику осуществляется на нефтебазе (нефтескладе) Поставщика, расположенной на территории Тульской области) может повлечь невозможность принятия участия того или иного потенциального участника в определении поставщика, ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики имеют возможность поставить товар на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе.

Однако отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключение контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, в том числе условиям поставки товара, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников закупки.

Положения статьи 6 Закона устанавливают, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных Законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, принципы обеспечения конкуренции и ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок являются равнозначными и подлежащими соблюдению в равной степени во всех случаях.

Более того, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов в целях удовлетворения государственных и муниципальных нужд, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. В торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. При этом для достижения указанной цели заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к объекту закупки (его характеристикам), а в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Таким образом, включение в документацию об электронном аукционе условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах. Аналогичная правовая позиция нашла свое отражение в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009.

В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. Из приведенных положений Закона следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.

Заявителем, несмотря на представленную Комиссией возможность предоставить необходимые доказательства для подтверждения довода жалобы об ограничении количества участников Электронного аукциона ввиду установления в документации об электронном аукционе требований к условиям поставки товара, не представлено каких-либо доказательств того, что указанное условие документации об электронном аукционе ограничивает конкуренцию и может быть исполнено только одним хозяйствующим субъектом.

Равно как не представлено доказательств, что вышеназванное условие фактически ограничивает число потенциальных участников данной закупки, создает одним участникам закупки преимущество перед другими.

Ввиду изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеперечисленные положения документации об электронном аукционе при конкретных обстоятельствах, изложенных выше, не противоречат Закону и не нарушают прав и законных интересов потенциальных участников данной закупки.

 

Довод Заявителя о том, что в пункте 5.3.1 раздела 5 «Правила приемки товара» части III «Проект контракта» документации об электронном аукционе в нарушение части 3 статьи 33 Закона Заказчиком необоснованно установлены требования о наличии у участника закупки производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых ресурсов Комиссия считает ошибочным по следующим основаниям.

В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

В пункте 5.3.1 раздела 5 «Правила приемки товара» части III «Проект контракта» документации об электронном аукционе Заказчиком предусмотрены следующие положения:

 «Емкости и трубопроводы Поставщика, предназначенные для хранения и транспортирования топлива, должны быть защищены от статического электричества в соответствии с ГОСТ 12.1.018-93.

В соответствии с пунктом 3.10 ГОСТ 1510-84 «Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение» не допускается налив нефтепродуктов свободнопадающей струей.

Нефтепродукты каждой марки должны храниться в отдельных резервуарах, исключающих попадание в них атмосферных осадков и пыли (4.5 ГОСТ 1510-84).

Работающие с нефтепродуктами должны быть обучены безопасности труда в соответствии с ГОСТ 12.0.004-2015 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» (п.5.1. ГОСТ 1510-84).

Режим слива и налива нефтепродуктов, конструкция и условия эксплуатации средств хранения и транспортирования должны удовлетворять требованиям электростатической искробезопасности по ГОСТ 12.1.018-93 (п.5.6 ГОСТ 1510-84).

Металлические части эстакад, трубопроводы, подвижные средства перекачки, резервуары, телескопические трубы, рукава и наконечники во время слива и налива нефтепродуктов должны быть заземлены (п.5.6 ГОСТ 1510-84).

Виды хранилищ топлива дизельного должны соответствовать приложению №1 к ГОСТ 1510-84.

В соответствии с пунктом 310 раздела XII Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390 «О противопожарном режиме», при проведении технологических операций, связанных с наполнением и сливом легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, должны соблюдаться следующие требования:

- люки и крышки следует открывать плавно, без рывков и ударов, с применением искробезопасных инструментов. Запрещается производить погрузочно-разгрузочные работы с емкостями, облитыми легковоспламеняющимися и горючими жидкостями;

- арматура, шланги, разъемные соединения, устройства защиты от статического электричества должны быть в исправном техническом состоянии.

Эксплуатация нефтебазы должна осуществляться в соответствии с Приказом Минэнерго России от 19.06.2003 №232 «Об утверждении Правил технической эксплуатации нефтебаз».

Прием и отпуск нефтепродуктов нефтебазой осуществляются через специальные сливоналивные устройства: в автомобильные цистерны - на станциях налива, автомобильных эстакадах, через отдельные стояки.

Работники, проводящие технологические операции по отпуску нефтепродуктов, должны:

- знать размещение, устройство и порядок обслуживания оборудования, сооружений и трубопроводов;

- знать технологические схемы трубопроводных коммуникаций и руководствоваться данными, приведенными в утвержденных руководством предприятия технологических картах резервуаров;

- проводить измерение и определение массы отпускаемых нефтепродуктов;

- обеспечивать сохранность качества и количества нефтепродуктов при операциях их отпуска.

Для налива нефтепродуктов в АТС должны применяться устройства верхнего налива.

Для предотвращения гидравлических ударов и проявлений статического электричества наливное устройство должно быть оснащено оборудованием, обеспечивающим подачу нефтепродукта с пониженной производительностью в начальной и завершающей стадиях налива.

Налив нефтепродуктов в АТС необходимо производить без разбрызгивания под слой жидкости, что достигается опусканием наливных труб до дна цистерны.

Количество отпускаемого в АТС нефтепродукта должно определяться взвешиванием на автомобильных весах или при помощи счетчиков жидкости или по номинальной вместимости цистерн (по планку). Используемые счетчики и фильтры должны соответствовать условиям их применения по давлению, вязкости нефтепродуктов, производительности и другим данным.

АТС, в которые осуществлён налив Товара, подлежат опломбированию представителем Заказчика с использованием пломб Заказчика. Места опломбирования устанавливаются Заказчиком в зависимости от конструкции цистерны.».

Изучив вышеуказанные положения документации об электронном аукционе, Комиссия приходит к выводу о том, что такие положения документации об электронном аукционе содержат требования, предъявляемые различными нормативными правовыми актами ко всем хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность, в том числе в сфере хранения, отпуска нефтепродуктов. Указанные требования направлены на обеспечение безопасности  приема, хранения и отпуска нефтепродуктов, сохранения их качества, экологической и пожарной безопасности, охране труда, то есть определяют, в том числе качество и безопасность оказываемой услуги по отпуску нефтепродуктов, и относятся к условиям исполнения контракта.

При этом указанные требования не обращены к участнику закупки и не обязывают к предоставлению в составе заявки на участие в Электронном аукционе иных документов и сведений, кроме предусмотренных Законом, не создают препятствий участнику закупки на стадии подачи заявки.

Соответственно, вышеуказанное положение части III «Проект контракта» документации об электронном аукционе не может быть расценено как неправомерное требование к участнику закупки о наличии у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта.

Ввиду изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеперечисленные положения документации об электронном аукционе установлены исходя из потребности Заказчика и не противоречат  Закону, не нарушают прав и законных интересов потенциальных участников данной закупки, в том числе Общества, не влекут ограничение числа участников закупки.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу общества с  ограниченной ответственностью «Траст»  (вх. № 560 от 13.02.2019) на действия государственного учреждения Тульской области «ТУЛААВТОДОР» при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку нефтепродуктов (закупка № 0366200035619000131)  необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны