Решение б/н Решение от 14 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 071/06/105-253/2021

 

09 апреля 2021 года

г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью Торговый дом «РусМед» (далее – Общество, ООО ТД «РусМед», Заявитель) исх. № 46 от 02.04.2021  (вх. № 1695 от 02.04.2021) на действия аукционной комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нужд государственного учреждения здравоохранения Тульской области "Бюро судебно-медицинской экспертизы" (далее - Аукционная комиссия) при проведении электронного аукциона среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций на право заключения контракта на  поставку медицинского инструментария для ГУЗ ТО «БСМЭ» (закупка № 0366200015721000006) (далее – Электронный аукцион), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576 (далее – Правила), при участии посредством видеоконференцсвязи:

– представителя Аукционной комиссии, государственного учреждения здравоохранения Тульской области "Бюро судебно-медицинской экспертизы" (далее – Заказчик) на основании доверенности;

в отсутствие Заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и способе рассмотрения настоящего дела,

УСТАНОВИЛА:

В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Электронного аукциона.

Из жалобы Заявителя следует, что Аукционной комиссией при рассмотрении вторых частей заявок неправомерно были применены положения Постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 № 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - постановление Правительства РФ № 102).

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 30.03.2021 Аукционной комиссией принято решение о признании соответствующими  требованиям документации об Электронном аукционе только 2 заявки: общества с ограниченной ответственностью "ОМЕГАМЕДИКАЛ" и общества с ограниченной ответственностью "АВАНТА-ТРЕЙД".

По мнению подателя жалобы, приобретаемый Заказчиком товар - «Молоток анатомический с крючком», с учетом установленных в пункте 11 Технического задания документации об электронном аукционе требований к техническим характеристикам такого товара, производится только одним производителем, а именно ОАО «Можайский медико-инструментальный завод».

Заявитель предполагает, что в составе заявки ООО "ОМЕГАМЕДИКАЛ" предложило к поставке товар производства ООО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ЗАВОД СЛОЖНОГО МЕДИЦИНСКОГО ИНСТРУМЕНТА "ПАРАЦЕЛЬС», а ООО "АВАНТА-ТРЕЙД" продукцию производства ОАО "МИЗ-ВОРСМА" или ОАО «МИЗ им. Горького». При этом ОАО «МИЗ-ВОРСМА» и ОАО «ОАО «МИЗ им. Горького» не является производителем данного товара.

Указанное, с точки зрения Общества, противоречит требованиям Закона и положениям постановления Правительства РФ № 102.

Представитель Заказчика, Аукционной комиссии участвующий в заседании Комиссии, не согласился с доводами жалобы Заявителя, считая действия Аукционной комиссии соответствующими требованиям Закона, представил письменные возражения на рассматриваемую жалобу.

Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правилами внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком, Аукционной комиссией требований Закона при проведении Электронного аукциона, Комиссия пришла к следующим выводам.

Извещение и документация о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на  поставку медицинского инструментария для ГУЗ ТО «БСМЭ» (закупка № 0366200015721000006) (далее – извещение и документация об электронном аукционе) размещены 16.03.2021 в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 96 787,00 рублей.

На дату рассмотрения настоящего дела контракт по итогам Электронного аукциона Заказчиком не заключен.

В ходе рассмотрения настоящего дела Комиссия установила следующее.

Согласно части 5 статьи 63 Закона извещение о проведении электронного аукциона должно содержать информацию, указанную в статье 42 настоящего Федерального закона.

Частью 1 статьи 64 Закона определено, что в документации об электронном аукционе среди прочего должна содержаться информация, указанная в извещении о проведении электронного аукциона.

В соответствии с пунктом 10 статьи 42 Закона заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

Согласно частям 1, 3 статьи 14 Закона при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В развитие статьи 14 Закона Правительством Российской Федерации издано постановление Правительства РФ № 102.

С учетом положений статьи 14 Закона, в извещении и в пункте 37 раздела I «СВЕДЕНИЯ О ПРОВОДИМОМ АУКЦИОНЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ» документации об электронном аукционе установлены условия и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых и оказываемых иностранными лицами, где, помимо прочего, установлено ограничение в соответствии с постановлением Правительства РФ № 102.

Постановлением Правительства РФ № 102 утверждены следующие перечни товаров, на которые распространяются установленные ограничения:

- перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 1);

- перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 2).

Согласно извещению и пункту 7 Технического задания документации об электронном аукционе объект закупки соответствует кодам позиций КТРУ 32.50.13.190-00007558 – «Щипцы хирургические для мягких тканей, в форме пинцета, многоразового использования  (является медицинским изделием)»,  32.50.13.190-00008048 – «Скальпель, многоразового использования  (является медицинским изделием)», а так же коду ОКПД 2 в соответствии с ОК 034-2014 (КПЕС 2008) «Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности» 034-2007: 32.50.13.190 - инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки;

Таким образом, объект закупки соответствует видам медицинских изделий, включенным в перечень № 1 Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 № 102.

Пунктом 2 постановления Правительства № 102 установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень № 1, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов указанных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, которые одновременно:

а) для заявок (окончательных предложений), содержащих предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1:

- содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;

- не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).

Таким образом, ограничение, установленное постановлением Правительства РФ № 102, применяется только при наличии всех условий, установленных подпунктом «а» пункта 2 в совокупности.

В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона, документация об электронном аукционе, в том числе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно пункту 3 части 5 статьи 66 Закона вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.

Согласно пункту 3 постановления Правительства № 102 подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень N 1, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (далее - Правила), и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами.

Комиссией установлено, что в пункте 23 «Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе» раздела I «СВЕДЕНИЯ О ПРОВОДИМОМ АУКЦИОНЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ» документации об электронном аукционе отсутствует требование о необходимости наличия во второй части заявки на участие в аукционе сертификата о происхождении товара, выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами, и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами (в случае если участником предлагается к поставке товар (товары), страной происхождения которого(ых) является государство - член Евразийского экономического союза) (требование применяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 № 102).

Таким образом, наряду с установленными в соответствии с постановлением Правительства РФ № 102 в извещении и документации об электронном аукционе ограничениями и условиями допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в документации об электронном аукционе отсутствует требование о представлении в заявке на участие в аукционе документов, подтверждающих соответствие медицинских изделий таким требованиям, включение которого в документацию о закупке предусмотрено пунктом 3 части 5 статьи 66, пунктом 2 частью 1 статьи 64 Закона.

Отсутствие в документации о закупке указанной информации не позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о необходимом для предоставления перечня документов, подтверждающих соответствие медицинских изделий требованиям, установленным в соответствии с положениями постановления Правительства № 102, что в свою очередь, может создать участникам закупки препятствия в понимании того, какие именно документы и сведения им необходимо представить в рамках данного Электронного аукциона, в целях подтверждения соответствия предполагаемого медицинского изделия требованиям положений постановления Правительства № 102.

Тем самым, не реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в сфере закупок в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Документация об электронном аукционе является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика.

Таким образом, в действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона, а документация об электронном аукционе в указанной части не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Кроме того, в ходе проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правилами внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении Электронного аукциона, Комиссия установила следующие нарушения.

 Статьей 6 Закона определено, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Частью 1 статьи 7 Закона установлено, что в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Закона открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.

В силу части 3 статьи 7 Закона информация, предусмотренная настоящим Законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Согласно пункту 6 статьи 42 Закона заказчик обязан разместить в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, в котором должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом, в том числе следующая информация: срок, место и порядок подачи заявок участников закупки.

На основании пунктов 3, 4, 5 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:

- дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;

- дату окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Федерального закона;

- дату проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 настоящего Федерального закона.

В извещении о проведении Электронного аукциона установлены следующие сроки окончания подачи заявок и проведения Электронного аукциона:

дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе – 24.03.2021;

дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников -25.03.2021;

дата проведения аукциона в электронной форме - 26.03.2021.

Вместе с этим, в пунктах 20, 21, 22 раздела I «СВЕДЕНИЯ О ПРОВОДИМОМ АУКЦИОНЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ» документации об электронном аукционе предусмотрены следующие сроки:

дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 17.02.2021г. 09 час. 00 мин. по московскому времени;

дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе - 18.02.2021г.;

дата проведения электронного аукциона - 19.02.2021г.

В тоже время, положения извещения и документации об электронном аукционе должны содержать ясные и четкие положения относительно сроков подачи заявок на участие в электронном аукционе участником закупки, сроков рассмотрения таких заявок и сроков проведения электронного аукциона; не допускать неоднозначного их толкования, с тем, чтобы любой участник экономических правоотношений при решении вопроса об участии в аукционе имел представление о том, в какие сроки он может подать заявку и реализовать свое право на участие в аукционе.

Неопределенность, противоречивость, неполнота либо неисполнимость положений извещения и документации об электронном аукционе, регламентирующих сроки подачи заявок, их рассмотрения и проведения электронного аукциона, создают препятствия для потенциальных участников аукциона на стадии принятия решения об участии в аукционе и как результат возможности подачи заявки и допуску к участию в нём.

Таким образом, несоответствие сведений, размещенных в единой информационной системе, в том числе содержащихся в извещении о проведении электронного аукциона, и информации, содержащейся в документации об электронном аукционе, в отношении сроков подачи заявок на участие в электронном аукционе, сроков рассмотрения таких заявок и проведения электронного аукциона, нарушает принцип полноты и достоверности информации, закрепленный  в Законе и свидетельствует о нарушении Заказчиком части 3 статьи 7 Закона.

Согласно части 1 статьи 23 Закона идентификационный код закупки указывается в плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. При этом в информации и документах, подлежащих в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, идентификационный код закупки указывается с использованием единой информационной системы.

Изучив положения  документации об электронном аукционе на право заключения контракта на  поставку медицинского инструментария для ГУЗ ТО «БСМЭ», размещенной в единой информационной системе, Комиссией установлено, что в данной документации отсутствует необходимый к указанию идентификационный код закупки, что свидетельствует о нарушении Заказчиком части 1 статьи 23 Закона.

При таких обстоятельствах, учитывая выявленные нарушения положений Закона,  в действиях соответствующего должностного лица государственного учреждения здравоохранения Тульской области "Бюро судебно-медицинской экспертизы", утвердившего документацию об электронном аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

В силу части 1 статьи 69 Закона аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.

Вместе с этим, отсутствие в документации об электронном аукционе предусмотренных Законом и постановлением Правительства № 102 требований к составу второй части заявки (перечня документов, подтверждающих соответствие медицинских изделий требованиям, установленным в соответствии с положениями постановления Правительства № 102), препятствует участникам закупки  надлежащим образом оформить свою заявку на участие в электронном аукционе, а Аукционной комиссии, в свою очередь, не позволяет рассмотреть заявки участков данной закупки на предмет их соответствия требованиям документации об электронном аукционе в целях принятия обоснованного и правомерного решения о признании второй части заявки соответствующей (несоответствующей) требованиям документации об электронном аукционе, и реализовать механизм, предусмотренный постановлением Правительства № 102.

В связи с чем, Комиссия не может признать допустимыми итоги рассмотрения Аукционной комиссией вторых частей заявок, поданных на участие в данном электронном аукционе, дать правовую оценку действиям Аукционной комиссии при рассмотрении заявок участников закупки, в том числе, документов, подтверждающих соответствие предполагаемых к поставке медицинских изделий требованиям, установленным постановлением Правительства № 102.

Вследствие чего, доводы Заявителя о нарушении Аукционной комиссией требований Закона являются необоснованными.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Правилами Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью Торговый дом «РусМед» исх. № 46 от 02.04.2021  (вх. № 1695 от 02.04.2021) на действия аукционной комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нужд государственного учреждения здравоохранения Тульской области "Бюро судебно-медицинской экспертизы" при проведении электронного аукциона среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций на право заключения контракта на  поставку медицинского инструментария для ГУЗ ТО «БСМЭ» (закупка № 0366200015721000006) не обоснованной.
  2.  Признать государственное учреждение здравоохранения Тульской области "Бюро судебно-медицинской экспертизы" нарушившим часть 3 статьи 7, часть 1 статьи 23, пункт 2 части 1 статьи 64 Закона.
  3. Выдать государственному учреждению здравоохранения Тульской области "Бюро судебно-медицинской экспертизы"  обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений части 3 статьи 7, части 1 статьи 23, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона путем аннулирования определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме Электронного аукциона (закупка № 0366200015721000006).

4. Выдать аукционной комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нужд государственного учреждения здравоохранения Тульской области "Бюро судебно-медицинской экспертизы" обязательное для исполнения предписание об отмене протоколов, составленных в ходе проведения закупки № 0366200015721000006.

5.  Передать материалы данного дела соответствующему должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения в рамках административного производства.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны