Решение б/н Решение от 30 мая 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
|
Заявитель – общество с ограниченной ответственностью «Промкомплект»
<…>
Заказчик, организатор торгов – публичное акционерное общество «Квадра – Генерирующая компания»»
<…> Оператор электронной площадки – акционерное общество «Сбербанк-Автоматизированная система торгов»
<…> |
РЕШЕНИЕ
по делу № 071/07/3-417/2022
25 мая 2022 год |
г. Тула |
Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон N 223-ФЗ) (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
<…> |
|
|
Члены Комиссии: |
<…> |
|
|
|
<…> |
|
|
рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), посредством системы видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью «Промкомплект» (далее – ООО «Промкомплект», Заявитель) исх. № 1305/22 от 13 мая 2022 года (вх. № 2883 от 16 мая 2022 года) на действия (бездействие) заказчика, организатора торгов – публичного акционерного общества «Квадра – Генерирующая компания» (далее – ПАО «Квадра», Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку электроламп для нужд филиала ПАО «Квадра»-«Центральная генерация» (далее – запрос предложений) (извещение № 32211344116),
в присутствии на заседании:
представителя ООО «Промкомплект»: – <…>,
представителей ПАО «Квадра»:
– <…>; – <…>; – <…>; – <…>,
|
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области поступила жалоба ООО «Промкомплект» исх. № 1305/22 от 13 мая 2022 года (вх. № 2883 от 16 мая 2022 года) на действия (бездействие) заказчика, организатора торгов – ПАО «Квадра» при проведении запроса предложений (извещение № 32211344116).
Согласно жалобе ООО «Промкомплект» исх. № 1305/22 от 13 мая 2022 года (вх. № 2883 от 16 мая 2022 года) нарушение прав и законных интересов Заявителя выразилось в нарушении Заказчиком части 6.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, а именно в том, что некоторые параметры по ряду позиций технического задания указаны как неизменяемые, что, по мнению ООО «Промкомплект», не позволяет поставить аналогичную (эквивалентную) продукцию. Заявитель рассматривает возможность участия в данном запросе предложений с эквивалентной продукцией, превосходящей по ряду характеристик продукцию, требуемую Заказчиком.
Уведомлением о поступлении жалобы Тульского УФАС России от 17 мая 2022 года исх. № 5/3057 запрос предложений (извещение № 32211344116) был приостановлен до рассмотрения жалобы по существу.
Согласно уведомлению от 17 мая 2022 года исх. № 5/3057, ПАО «Квадра» в адрес Тульского УФАС России представлены письменные пояснения по доводам жалобы ООО «Промкомплект».
Рассмотрев представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы представителей по доверенности ПАО «Квадра», ООО «Промкомплект», Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с положениями статьи 1 Закона № 223-ФЗ целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом № 223-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом части 3 статьи 2 Закона № 223-ФЗ правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ положение о закупке является документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика и содержащим требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупке для нужд ПАО «Квадра», утвержденное советом директоров ПАО «Квадра» (далее – Положение) в порядке, установленном Законом № 223-ФЗ, является согласно части 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ документом, регламентирующим закупочную деятельность Заказчика.
Извещение о закупке (извещение № 32211344116) и документация о закупке по запросу предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку электроламп для нужд филиала ПАО «Квадра»-«Центральная генерация» (далее – Документация) размещены на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) 26 апреля 2022 года.
Начальная (максимальная) цена договора составляет 980 364,02 руб. (девятьсот восемьдесят тысяч триста шестьдесят четыре рубля две копейки) без учета НДС, 1 176 436,82 руб. (один миллион сто семьдесят шесть тысяч четыреста тридцать шесть рублей восемьдесят две копейки) с учетом НДС.
Предметом договора является поставка электроламп для нужд филиала ПАО «Квадра»-«Центральная генерация».
Дата и время окончания срока подачи заявок: 16 мая 2022 года в 14 часов 00 минут.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно пункту 2 части 6.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующим правилом: в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.
В соответствии с подпунктом 5.1.2 пункта 5.1 раздела 5 Документации участник запроса предложений должен принять во внимание, что ссылки в техническом задании на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование изготовителя (при наличии таких ссылок), носят лишь рекомендательный, а не обязательный характер. Участник может представить в составе своей заявки иные товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, места происхождения товара или товар иных производителей при условии что предложенные замены совместимы между собой и по существу равноценны (эквивалентны).
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 13 октября 2017 года № 305-КГ17-8138 по делу № А40-93344/2016, в отличие от закупок, осуществляемых в рамках контрактной системы для обеспечения государственных и муниципальных нужд, первоочередной целью Закона № 223-ФЗ является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (часть 1 статьи 1 Закона № 223-ФЗ), что предполагает относительную свободу заказчиков в определении условий закупок, недопустимость вмешательства кого-либо в процесс закупки по мотивам, связанным с оценкой целесообразности ее условий и порядка проведения.
Таким образом, основной задачей Закона № 223-ФЗ является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате запроса предложений лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.
Частью 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Таким образом, в документации о закупке заказчик обязан указать требования к качеству, техническим характеристикам товара, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.
Изучив Документацию, Комиссией установлено, что в Техническом задании, являющемся неотъемлемой частью Документации, Заказчиком требуются 29 позиций электроламп с определенными техническими характеристиками (мощность, световой поток, цветовая температура, световая отдача и другие).
Включение в документацию закупки требований к качеству, техническим характеристикам товара, соответствующим потребностям заказчика, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в запросе предложений и не является нарушением Закона № 223-ФЗ. Заявителем не указано никаких конкретных документов, ограничивающих заказчика в установлении требований к техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, в частности, в установлении требований к мощности, световому потоку, цветовой температуре, световой отдаче и иным характеристикам товара, закупаемого ПАО «Квадра» (извещение № 32211344116).
Как следует из информации, представленной в адрес Тульского УФАС России электронной торговой площадкой, на участие в запросе предложений (извещение № 32211344116) было подано 9 заявок, в составе которых предлагаются к поставке товары различных производителей. ООО «Промкомплект» заявку на участие в запросе предложений (извещение № 32211344116) не подавало.
В силу статьи 3 Закона № 223-ФЗ именно заказчик определяет требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам предмета закупки. Участник закупки не наделен правом определять, какие характеристики товара необходимы и достаточны для удовлетворения потребностей заказчика.
У ПАО «Квадра» имелась потребность в поставке электроламп с конкретными показателями мощности, светового потока, цветовой температуры, световой отдачи. Подтверждения тому, что, устанавливая технические характеристики объекта закупки, ПАО «Квадра» злоупотребило правом в целях ограничения количества участников запроса предложений (извещение № 32211344116), не имеется.
Таким образом, Комиссия Тульского УФАС России приходит к выводу о том, что в действиях ПАО «Квадра», установившего требования к техническим характеристикам товара в техническом задании Документации, отсутствуют нарушения требований части 6.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.
На основании изложенного, руководствуясь Законом № 223-ФЗ, в соответствии с частью 20 статьи 18.1, Комиссия Тульского УФАС России,
РЕШИЛА:
- Признать жалобу ООО «Промкомплект» исх. № 1305/22 от 13 мая 2022 года (вх. № 2883 от 16 мая 2022 года) на действия (бездействие) заказчика, организатора торгов – ПАО «Квадра» при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку электроламп для нужд филиала ПАО «Квадра»-«Центральная генерация» (извещение № 32211344116) необоснованной.
- Снять ограничения, указанные в уведомлении Тульского УФАС России о поступлении жалобы от 17 мая 2022 года исх. № 5/3057.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии: |
<…> |
Члены Комиссии: |
<…> |
<…> |