Решение б/н 1. Признать жалобу «Технологии интеллектуальных транспортных... от 11 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 071/06/105-873/2021

06 октября 2021 года

г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

 

 

 

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобы общества с ограниченной ответственностью «Технологии интеллектуальных транспортных систем» (вх. № 5572 от 29.09.2021),  общества с ограниченной ответственностью «Евро Инвест» (вх. № 5568 от 29.09.2021) на действия государственного учреждения Тульской области «Тулаупрадор» при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением (закупка № 0366200035621005545) (далее – Электронный аукцион), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576 (далее – Правила), при участии:

-

-

-

,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тульское УФАС России поступили жалобы Заявителей на действия Заказчика, Уполномоченного учреждения при проведении Электронного аукциона.

В связи с тем, что Заявители обжалуют действия Заказчика, Уполномоченного учреждения в рамках одной закупки № 0366200035621005545, Комиссией принято решение объединить дела № 071/06/105-873/2021, № 071/06/105-874/2021 в одно производство, с присвоением делу № 071/06/105-873/2021. От участвующих в рассмотрении данного дела лиц возражений не поступило.

Жалоба ООО «ТИТС» содержит следующие доводы.

1. Заказчиком не установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств и не размещено обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации", "Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд") (далее – Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236).

В подтверждение своего довода податель жалобы указывает на то, что Техническим заданием и проектом контракта документации об Электронном аукционе устанавливаются требования к поставке оборудования с предустановленным программным обеспечением.

Отмечает также, что в реестре российского программного обеспечения содержатся сведения о российском программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке.

2. Подпункт 1.15 части II Техническое задание документации об электронном аукционе содержит следующее наименование показателя: «Максимальное предельное значение в меньшую и большую сторону допустимой абсолютной погрешности привязки текущего времени измерителя к шкале времени UTC (SU)» и требуемое значение – «соответствие».

Заявитель полагает, что при этом отсутствует ясность, чему именно должен соответствовать данный показатель.

Из инструкции по заполнению заявки следует, что в случае, если заказчиком установлено требование о полном соответствии параметру (в разделе значение показателя указано «наличие», «соответствие», «да» и т.п.), участник может указать только информацию о соответствии, при этом изменение наименования самого показателя не допускается.

Согласно пункту 5.5 ГОСТа Р 57144-2016 «Национальный стандарт Российской Федерации. Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Общие технические требования» (далее - ГОСТ Р 57144-2016), пределы допустимой абсолютной погрешности привязки текущего времени измерителя к шкале времени UTC (SU) не должны превышать ±3 с.

Однако из указанного подпункта части II Техническое задание прямо не следует, что данный показатель должен соответствовать ГОСТ Р 57144-2016, поскольку Заказчиком внесены данные в графу «Обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии, которые используются не в соответствии с ГОСТ Р 57144-2016».

По мнению ООО «ТИТС», установленные подобным образом в части II Техническое задание документации об электронном аукционе требования к техническим и функциональным характеристикам комплекса фотовидеофиксации не позволяют определить потребность заказчика на этапе формирования заявки.

3. В части II Техническое задание документации об электронном аукционе установлены также следующие требования:

 

Тип 1 (фиксация 4 (четырех) направлений движения на перекрестке)

Наименование Оборудования - Техническое средство автоматической фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения

№ п/п

Показатель,

ед. изм.

Значение показателя

Обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии, которые используются не в соответствии с ГОСТ Р 57144-2016

 

 

 

1.13.

Предел допустимой абсолютной погрешности измеряемой скорости движения ТС (до 100 км/ч), км/ч

± 1

ГОСТ Р 57144-2016, п. 5.4

Показатель улучшен в связи с тем, чтобы увеличить продуктивность работы комплекса и в целях наиболее полной реализации принципа административного законодательства, заключающегося в обеспечении неотвратимости наказания за совершенные правонарушения

1.14.

Предел допустимой абсолютной погрешности вычисления измеряемой скорости движения ТС (свыше 100 км/ч), %

± 1

ГОСТ Р 57144-2016, п. 5.4

Показатель улучшен в связи с тем, чтобы увеличить продуктивность работы комплекса и в целях наиболее полной реализации принципа административного законодательства, заключающегося в обеспечении неотвратимости наказания за совершенные правонарушения

 

 

 

 

Как указывает в жалобе Заявитель, указать единицу измерения названного параметра в заявке в абсолютных величинах не представляется возможным.

Абсолютная погрешность должна быть установлена в тех единицах измерения, в которых измеряется сам показатель. В рассматриваемом случае это км\ч. В процентах может быть установлена относительная погрешность, при этом устанавливается величина показателя, при котором действует это относительная погрешность.

Кроме того, Заявитель указывает, что ГОСТ Р 57144-2016  не предусматривает такого показателя характеристики закупаемого товара, как «Предел допустимой абсолютной погрешности измерений скорости движения транспортных средств».

4. Из жалобы ООО «ТИТС» следует, что согласно подпункту 6.1 части II Техническое задание документации об электронном аукционе «Поставка, монтаж и пуско-наладка Оборудования осуществляется с момента заключения Контракта в течение 45 календарных дней».

Однако, согласно  пункту 9 части I Сведения о проводимом аукционе в электронной форме документации об электронном аукционе сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг - с момента заключения Контракта в течение 60 календарных дней.

По мнению Заявителя, из указанного не представляется возможным сделать вывод о потребности Заказчика в сроках выполнения работ и оценить возможности участника для участия в закупке и расчете сроков поставки.

Кроме того, согласно подпункту 7.21 части II Техническое задание документации об электронном аукционе, с момента подписания акта ввода Оборудования в эксплуатацию и до 22.12.2021 Заказчиком проводится проверка соответствия технических и функциональных характеристик поставленного Оборудования требованиям Контракта и Технического задания.

Однако в пункте 4.20 проекта контракта Заказчиком указано следующее: с момента подписания акта ввода Оборудования в эксплуатацию и до 20.12.2021 Заказчиком проводится проверка соответствия технических и функциональных характеристик поставленного Оборудования требованиям Контракта и Технического задания.

ООО «ТИТС» полагает, что разночтения в аукционной документации не позволяют определить потребность Заказчика и должным образом сформировать предложение.

5. Из жалобы также следует, что согласно пункту 7.24 части II Техническое задание: «Исполнитель ежедневно (до 12 часов 00 минут по Московскому времени) предоставляет на электронную почту Заказчика (fvf@tularegion.org) отчет о количестве выявленных административных правонарушениях и проездов транспортных средств за предыдущий день по форме, определяемой Заказчиком (форма отчета в Приложении № 5 к Контракту). В ходе исполнения контракта сторонами может быть детализирована форма и содержание отчета».

Заявитель полагает, что из указанного требования заказчика не представляется возможным сделать вывод о периоде времени, в течение которого необходимо предоставлять Заказчику отчет, что также ведет к неоднозначному пониманию требований Заказчика.

6. Согласно пункту 6.1.13 Проекта контракта Исполнитель обязан предоставить в адрес Заказчика в срок не позднее 5 рабочих дней со дня заключения настоящего Контракта надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих функционал и технические характеристики поставляемого оборудования (свидетельство об утверждении типа средств измерений, описание типа средств измерений, технические условия, руководство по эксплуатации), а также свидетельства о метрологической поверке в случае их наличия на момент заключения Контракта.

Однако, Заявитель указывает, что в соответствии с частью 3 статьи 21 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» технические условия разрабатываются изготовителем и (или) исполнителем и применяются в соответствии с условиями, установленными в договорах (контрактах).

 Согласно части 4 вышеуказанной статьи порядок разработки, утверждения, учета, изменения, отмены и применения стандартов организаций и технических условий устанавливается организациями самостоятельно, следовательно, технические условия разрабатываются изготовителем на конкретную продукцию.

Как полагает Заявитель, нормативно-техническая документация производителя является составляющим коммерческой тайны производителей, из чего следует, что на официальных информационных порталах в открытом доступе технические условия отсутствуют.

Доводы жалобы ООО «Евро Инвест» сводятся к тому, что установленное Заказчиком в подпункте 2.46 части II Техническое задание документации об электронном аукционе требование, согласно которому «Оборудование, установленное на расстоянии между ними от 300 метров и более должны иметь возможность объединения, в систему вычисляющую среднюю скорость ТС», не имеет, по мнению Заявителя, практического смысла, поскольку действующим законодательством не предусмотрено такое понятие, как  нарушение средней скорости движения.

Заявитель полагает, что установление подобного требования является необоснованным, и не позволяет предложить Заказчику в рамках данной закупки ряд оборудования, имеющегося на рынке комплексов фотовидеофиксации, однако не обладающего подобной функцией.

Участвующие в рассмотрении дела представители Заявителей поддержали доводы своих жалоб в полном объеме.

Представители Заказчика, Уполномоченного учреждения, Аукционной комиссии не согласились с доводами жалобы Заявителей по основаниям, изложенным в письменных возражениях на рассматриваемую жалобу.

Представитель ООО «НПП Горизонт» также не согласился с доводами жалобы Заявителей, заявил устные возражения.

 

Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения настоящего дела, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правилами внеплановой проверки по вопросу соблюдения Уполномоченным учреждением, Заказчиком требований Закона при проведении Электронного аукциона, Комиссия пришла к следующим выводам.

Извещение и документация об электронном аукционе на право заключения контракта на поставку специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением (закупка № 0366200035621005545) (далее – извещение и документация об электронном аукционе) размещены 20.09.2021 в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 35 000 000,00 рублей.

Контракт по итогам проведения Электронного аукциона Заказчиком не заключен.

 

1. Относительно довода жалобы ООО «ТИТС» о неправомерном неустановлении в извещении и документации об электронном аукционе запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств и отсутствия обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236  Комиссия установила следующее.

Согласно пункту 10 статьи 42 Закона в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

Согласно части 5 статьи 63 Закона в извещении о проведении электронного аукциона указывается, в том числе, информация в соответствии со статьей 42 Закона.

В силу части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе информацию, указанную в извещении о проведении аукциона.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В целях реализации положений части 3 статьи 14 Закона издано Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 (вместе с Правилами формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее – Правила), Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Порядок обоснования)).

 

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236  установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:

а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

Согласно пункту 2(1) Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236   для целей применения пункта 2 указанного постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:

а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);

б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;

в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;

г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.

Согласно пункту 2 Правил под понятием «программное обеспечение» понимается программа для электронных вычислительных машин и баз данных; под понятием «класс программного обеспечения» – группа, которая объединяет программное обеспечение, имеющее аналогичные функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики, и которая определяется в соответствии с классификатором программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - классификатор) и правилами его применения, утверждаемыми Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Согласно документации об электронном аукционе предметом закупки является поставка специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением.

В части II «Техническое задание» документации об электронном аукционе для поставляемого товара Заказчиком предусмотрены следующие требования:

«Наименование Оборудования - специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средства фото- и киносъемки, видеозаписи для обеспечения контроля за дорожным движением.

Исполнитель обязуется в установленный срок поставить специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением осуществить монтаж, пуско-наладку, ввод оборудования в эксплуатацию в соответствии с требованиями Контракта и Технического задания)».

Требование к функциональным характеристикам программного обеспечения установлены в пункте 10 части II «Техническое задание» документации об электронном аукционе.

Комиссией установлено, что документация об электронном аукционе, в том числе часть II Техническое задание, не предусматривает поставку программного обеспечения на материальном носителе и (или) на электронном виде по каналам связи, или предоставление программного обеспечения в аренду или в пользование; программное обеспечение не подлежит установке в результате исполнения контракта; не выполняются работы, связанные с модификацией или модернизацией программного обеспечения; не предусмотрено оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу, что в рамках рассматриваемой закупки (закупка № 0366200035621005545) отсутствовали основания для установления запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранного государства, поскольку в данной закупке программное обеспечение не является объектом закупки и не подлежит установке в результате исполнения контракта, то есть не подпадает под признаки программного обеспечения, указанные в пункте 2(1) в целях применения пункта 2 Постановления Правительства РФ N 1236.

Таким образом, данный довод жалобы ООО «ТИТС» является необоснованным.

 

2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона предусмотрено, что заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В силу части 2 статьи 33 Закона документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Из толкования частей 1, 2 статьи 33 Закона следует, что документация об электронном аукционе должна обеспечивать адекватное и четкое восприятие существа (предмета) закупки (потребности заказчика), не может содержать противоречивой или непонятной информации и должна полностью информировать потенциальных участников аукциона о требованиях, которым должны соответствовать подаваемые ими заявки.

Содержание соответствующих позиций должно быть ясным, точным, непротиворечивым, исключать возможность неоднозначного их толкования и быть реально исполнимым. Неопределенность, противоречивость, неполнота либо неисполнимость положений документации об электронном аукционе создают препятствия для потенциальных участников аукциона на стадии решения об участии в закупке, а также допуска к участию в торгах.

В этой связи, условия документации об электронном аукционе должны содержать ясные и четкие требования, не допускающие неоднозначного толкования, с тем, чтобы любой участник экономических правоотношений при решении вопроса об участии в аукционе имел представление о фактической потребности заказчика, а также о том, какие документы он должен представить для участия в аукционе и каким требованиям он должен соответствовать.

В пункте 10 «Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам Оборудования» части II «Техническое задание» документации об Электронном аукционе установлены, в том числе следующие спорные требования к товару, являющемуся объектом закупки:

 

Тип 1 (фиксация 4 (четырех) направлений движения на перекрестке)

Наименование Оборудования - Техническое средство автоматической фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения

№ п/п

Показатель,

ед. изм.

Значение показателя

Обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии, которые используются не в соответствии с ГОСТ Р 57144-2016

 

 

 

1.15.

Максимальное предельное значение в меньшую и большую сторону допустимой абсолютной погрешности привязки текущего времени измерителя к шкале времени UTC (SU)

Соответствие

ГОСТ Р 57144-2016, п. 5.5

 

 

 

 

Пунктом 5.5 ГОСТа Р 57144-2016 установлено, что «пределы допустимой абсолютной погрешности привязки текущего времени измерителя к шкале времени UTC (SU) не должны превышать +/- 3 с».

В своих устных и письменных пояснениях Заказчик указывает, что установленный им в подпункте 1.15 Технического задания показатель не противоречит пункту 5.5 ГОСТа Р 57144-2016, а напротив устанавливает требование о соответствии максимальным предельным значениям допустимой абсолютной погрешности, установленным данным ГОСТом.

Однако Комиссия считает необходимым отметить, что Заказчиком в столбце «Обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии, которые используются не в соответствии с ГОСТ Р 57144-2016» установлено требование о соответствии показателю, содержащемуся именно в этом ГОСТе Р 57144-2016.

При этом в рассматриваемом пункте отсутствует конкретное значение показателя. В наименовании показателя также отсутствует какое-либо конкретное числовое выражение требуемого Заказчику показателя.

Изложенное позволяет Комиссии прийти к выводу о том, что подобным образом сформулированное требование не позволяет в полной мере определить потребность Заказчика и влечет нарушение пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона.

 

3. Относительно третьего довода жалобы ООО «ТИТС» установлено следующее. Пункт 10 части II Техническое задание документации об электронном аукционе содержит следующие требования:

Тип 1 (фиксация 4 (четырех) направлений движения на перекрестке)

Наименование Оборудования - Техническое средство автоматической фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения

№ п/п

Показатель,

ед. изм.

Значение показателя

Обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии, которые используются не в соответствии с ГОСТ Р 57144-2016

 

 

 

1.13.

Предел допустимой абсолютной погрешности измеряемой скорости движения ТС (до 100 км/ч), км/ч

± 1

ГОСТ Р 57144-2016, п. 5.4

Показатель улучшен в связи с тем, чтобы увеличить продуктивность работы комплекса и в целях наиболее полной реализации принципа административного законодательства, заключающегося в обеспечении неотвратимости наказания за совершенные правонарушения

1.14.

Предел допустимой абсолютной погрешности вычисления измеряемой скорости движения ТС (свыше 100 км/ч), %

± 1

ГОСТ Р 57144-2016, п. 5.4

Показатель улучшен в связи с тем, чтобы увеличить продуктивность работы комплекса и в целях наиболее полной реализации принципа административного законодательства, заключающегося в обеспечении неотвратимости наказания за совершенные правонарушения

 

 

 

 

Пунктом 5.4 ГОСТ Р 57144-2016 установлены следующие требования:

«Пределы допустимой погрешности измерений скорости движения транспортных средств не должны превышать:

- +/- 2 км/ч в диапазоне скоростей движения до 100 км/ч, +/- 2% в диапазоне скоростей движения свыше 100 км/ч - для технических средств автоматической фотовидеофиксации с алгоритмом трекинга транспортных средств».

Из устных и письменных пояснений Заказчика следует, что указанное в подпунктах 1.14, 1.15 требование приведено Заказчиком из первоначальной редакции ГОСТ Р 57144-2016, которая до внесения 01.10.2018 поправок содержала слово «абсолютной». Тем не менее полагает, что установленные показатели не противоречат требованиям ГОСТа Р 57144-2016.

Как было указано выше, согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона, если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Тем не менее, в рассматриваемых подпунктах части II Техническое задание документации об электронном аукционе наименование показателей по обоим подпунктам не соответствует наименованиям, содержащимся в ГОСТе Р 57144-2016 (при том, что поправки, согласно которым слово «абсолютный» исключено из рассматриваемого показателя, в указанный ГОСТ внесены в 2018 году), что влечет нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона. Исходя из вышеизложенного, данный довод ООО «ТИТС» признается обоснованным.

 

4. Относительно довода ООО «ТИТС» относительно разночтения по срокам, установленным в документации об электронном аукционе, Комиссией установлено следующее.

Согласно частям 1-2 статьи 7 Закона в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.  Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.

Частью 3 статьи 7 Закона установлено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Согласно подпункту 6.1 части II Техническое задание «Поставка, монтаж и пуско-наладка Оборудования осуществляется с момента заключения Контракта в течение 45 календарных дней».

Однако, согласно  пункту 9 части I Сведения о проводимом аукционе в электронной форме сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг - с момента заключения Контракта в течение 60 календарных дней.

Кроме того, согласно подпункту 7.21 части II Техническое задание документации об электронном аукционе, с момента подписания акта ввода Оборудования в эксплуатацию и до 22.12.2021 Заказчиком проводится проверка соответствия технических и функциональных характеристик поставленного Оборудования требованиям Контракта и Технического задания.

Однако в пункте 4.20 Проекта Контракта документации об электронном аукционе Заказчиком указано следующее: с момента подписания акта ввода Оборудования в эксплуатацию и до 20.12.2021 Заказчиком проводится проверка соответствия технических и функциональных характеристик поставленного Оборудования требованиям Контракта и Технического задания.

Согласно письменным и устным пояснениям представителя Заказчика в пункте 9 части I Сведения о проводимом аукционе в электронной форме документации об электронном аукционе была допущена техническая ошибка, и потенциальному исполнителю необходимо выполнить работы в срок, установленный в подпункте 6.1 части II Техническое задание - в течение 45 календарных дней.

Разночтения, имеющиеся между подпунктом 7.21 части II Техническое задание и пунктом 4.20 Проекта Контракта, по мнению Заказчика, не влияют на возможность подачи заявок участниками, так как установленный срок нарантийных обязательств на поставленное оборудование составляет 24 месяца.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о том, что размещенная в единой информационной системе документация об электронном аукционе содержит противоречивую информацию, которая может привести к разночтению со стороны потенциальных участников закупки, что свидетельствует о наличии в действиях Заказчика нарушения части 3 статьи 7 Закона.

Таким образом, в указанной части довод Заявителя нашел свое подтверждение

 

5. Как следует из жалобы ООО «ТИТС», согласно пункту 7.24 части II Техническое задание документации об электронном аукционе: «Исполнитель ежедневно (до 12 часов 00 минут по Московскому времени) предоставляет на электронную почту Заказчика (fvf@tularegion.org) отчет о количестве выявленных административных правонарушениях и проездов транспортных средств за предыдущий день по форме, определяемой Заказчиком (форма отчета в Приложении № 5 к Контракту). В ходе исполнения контракта сторонами может быть детализирована форма и содержание отчета».

Из пояснений Заказчика следует, что сроки и порядок указанной информации определены в Проекте контракта, а именно: в пункте 4.20 проекта Контракта документации об электронном аукционе.

Однако Комиссия не может признать надлежащей отсылку Заказчика на пункт 4.20 Проекта Контракта документации об электронном аукционе, поскольку ранее установлено нарушение, выраженное в наличии противоречивой информации между пунктом 4.20 Проекта Контракта и подпунктом 7.21 части II Техническое задание в части установления Заказчиком  сроков проведения проверки соответствия технических и функциональных характеристик оборудования требованиям контракта и Технического задания.

Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком не раскрыты в полной мере сроки предоставления такой информации, ввиду чего довод жалобы признается обоснованным, в действиях Заказчика выявлено нарушение части 3 статьи 7 Закона.

 

6. Согласно пункту 6.1.13 Проекта контракта документации об электронном аукционе Исполнитель обязан предоставить в адрес Заказчика в срок не позднее 5 рабочих дней со дня заключения настоящего Контракта надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих функционал и технические характеристики поставляемого оборудования (свидетельство об утверждении типа средств измерений, описание типа средств измерений, технические условия, руководство по эксплуатации), а также свидетельства о метрологической поверке в случае их наличия на момент заключения Контракта.

Между тем Комиссией установлено, что пунктом 4.13 Проекта контракта документации об электронном аукционе установлено следующее: «Ввод Оборудования в эксплуатацию осуществляется путем подписания Акта ввода Оборудования в эксплуатацию (Приложение № 4 к Контракту), который подписывается представителями Исполнителя и Заказчика. Исполнитель заблаговременно не позднее истечения срока, указанного в пункте 3.1. Контракта письменно уведомляет Заказчика о готовности к вводу Оборудования в эксплуатацию и необходимости создания Комиссии по вводу Оборудования в эксплуатацию (далее – Комиссия). Комиссия создается Заказчиком в количестве 5 (пяти) человек, состоящая из 3 (трех) представителей Заказчика и 2 (двух) представителей Исполнителя».

В пункте 7.15 части II Техническое задание документации об электронном аукционе, а также в пункте 4.14 Проекта контракта документации об электронном аукционе содержится требование о представлении следующих документов:

«В течение 1 (одного) рабочего дня после направления уведомления, указанного в пункте 4.13 Контракта, Исполнитель передает Заказчику комплект документов на бумажном носителе и в электронном виде в формате *.pdf, *dwg., которые комплектуются в папки, книги или альбомы по признаку принадлежности к одному структурному элементу.

Список предоставляемой документации:

- заполненный акт ввода Оборудования в эксплуатацию (Приложение № 4 к Контракту);

- схема размещения Оборудования;

- схемы (таблицы) соединений и подключений внешних проводок;

- схема внесения изменений в проект организации дорожного движения в части обозначения места размещения Оборудования, зоны фиксации, дорожных знаков и т.п.;

- формуляры, паспорта, руководство по эксплуатации, руководство пользователя (при наличии), руководство администратора (при наличии), технические описания и свидетельства о поверке на все Оборудование;

- копии свидетельств об утверждении типа средств измерений с приложением описания типа средств измерения;

- формуляры, паспорта, свидетельства о поверке на приборы учета потребления электрической энергии».

Комиссией установлено, что ряд документов, таких как свидетельство об утверждении типа средств измерений, описание типа средств измерения, руководство по эксплуатации, требуется предоставить Заказчику как не позднее 5 рабочих дней со дня заключения Контракта, так и при вводе оборудования в эксплуатацию, то есть дважды.

Неопределенность, противоречивость, неполнота либо неисполнимость положений документации об электронном аукционе создают препятствия для потенциальных участников аукциона на стадии допуска к участию в нем, а также в ходе исполнения контракта.

Следовательно, требование о повторном представлении ряда документов и(или) их копий как при заключении контракта, так и на стадии ввода в эксплуатацию, документация об электронном аукционе в указанной части не соответствует требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и влечет нарушение части 3 статьи 7 Закона.

При таких обстоятельствах жалоба ООО «ТИТС» является частично обоснованной.

 

Относительно довода жалобы ООО «Евро Инвест» установлено следующее.

Подпункт 2.46 части II Техническое задание содержит следующее требование к закупаемому товару:

Тип 2

Наименование Оборудования - Техническое средство автоматической фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения

№ п/п

Показатель, ед. изм.

Значение показателя

Обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии, которые используются не в соответствии с ГОСТ Р 57144-2016

 

 

 

2.46.

Оборудование, установленное на расстоянии между ними от 300 метров и более должны иметь возможность объединения, в систему вычисляющую среднюю скорость ТС

Соответствие

Показатель установлен в целях повышения эффективности работы

 

 

 

 

Из письменных и устных пояснений Заказчика следует, что в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» на территории Тульской области внедрена Интеллектуальная транспортная система (далее - ИТС). Данная система включает в себя такой функционал, как мониторинг параметров транспортных потоков, к которому, в том числе, относится аналитика средней скорости движения транспортных средств. Учитывая, что информация с комплексов автоматической фотовидеофиксации впоследствии передается в ИТС, Заказчиком установлен данный показатель в целях реализации данного функционала, а также развития самой системы.

Ввиду того, что данное требование не регламентируется ГОСТ Р 57144-2016, Комиссия не видит препятствий для установления Заказчиком данного требования в документации об электронном аукционе, и признает жалобу ООО «Евро Инвест» необоснованной.

 

Постановлением правительства Тульской области от 23 декабря 2013 № 788 на государственное казенное учреждение Тульской области «Центр организации закупок» возложены полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для:

1. Возложить на государственное казенное учреждение Тульской области "Центр организации закупок" полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для:

1) государственных заказчиков, государственных бюджетных учреждений, государственных унитарных предприятий;

2) муниципальных заказчиков, муниципальных бюджетных учреждений, муниципальных унитарных предприятий и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, действующих от имени муниципальных заказчиков, соответствующих бюджетных учреждений, муниципальных унитарных предприятий и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, полномочия которых определены решениями органов местного самоуправления, при условии предоставления из бюджета Тульской области межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет указанных межбюджетных трансфертов;

3) автономных учреждений, осуществляющих закупки за счет субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности Тульской области (в том числе приобретение недвижимого имущества в государственную собственность Тульской области);

4) бюджетных, автономных учреждений, унитарных предприятий, осуществляющих закупки в пределах переданных им государственными заказчиками полномочий в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 15 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Указанным постановлением правительства Тульской области утверждено Положение о порядке взаимодействия заказчиков, а также уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, полномочия которых определены решениями органов местного самоуправления, с государственным казенным учреждением Тульской области «Центр организации закупок» (далее – Положение).

Согласно пункту 4 Положения Уполномоченное учреждение в целях исполнения полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, в том числе принимает и рассматривает заявки заказчиков на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) направленные в соответствии с разделом 4 настоящего Положения; на основе заявок формирует и утверждает в пределах своих полномочий необходимые для проведения процедур по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) документы.

Из пункта 6 Положения следует, что заказчики, в том числе осуществляют следующие функции:

несут ответственность, установленную действующим законодательством, за выбор способа определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за определение (обоснование) начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов), начальных цен единиц товара, работы, услуги, начальных сумм цен единиц товара, работы, услуги, максимальных значений цен контрактов (в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить), описание объекта закупки (функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики), требования к участникам закупки.

При этом, в соответствии с пунктом 9 Положения заказчик посредством РИС ТО формирует и направляет в уполномоченное учреждение заявку, к которой прилагает в электронной форме следующие документы, утвержденные руководителем заказчика или уполномоченным должностным лицом заказчика:

обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, максимального значения цены контракта (в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить);

описание объекта закупки (функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (техническая часть));

проект контракта.

 

Следовательно, в действиях должностного лица Заказчика, утвердившего (определившего содержание) документацию об электронном аукционе, содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Правилами, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу «Технологии интеллектуальных транспортных систем» (вх. № 5572 от 29.09.2021) на действия государственного учреждения Тульской области «Тулаупрадор» при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением (закупка № 0366200035621005545) обоснованной в части ненадлежащего описания объекта закупки, а также нарушения принципа открытости и прозрачности размещенной в единой информационной системе в сфере закупок информации, в остальной части жалоба признана необоснованной.

2. Признать жалобу «Евро Инвест» (вх. № 5568 от 29.09.2021) на действия государственного учреждения Тульской области «Тулаупрадор» при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением (закупка № 0366200035621005545)  необоснованной.

3. Признать государственное учреждение Тульской области «Тулаупрадор» нарушившим часть 3 статьи 7, пункты 1,2 части 1, часть 2  статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона.

4. Выдать государственному учреждению Тульской области «Тулаупрадор», государственному казенному учреждению Тульской области «Центр организации закупок», аукционной комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственного казенного  учреждения Тульской области «Центр организации закупок» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Закона.

5. Передать материалы внеплановой проверки соответствующему должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения в рамках административного производства.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.

 

Председатель Комиссии:

 

 

Члены Комиссии:

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны