Решение (комиссия) №2302/24 решение от 23 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

решение

 

Общество с ограниченной ответственностью "РТС-ТЕНДЕР" Тараса Шевченко набережная, д. 23А, Москва г., 121151 ko@rts-tender.ru Государственное учреждение Тульской области «Центр занятости населения Тульской области» Демонстрации ул., д. 34, город Тула, Тульская область, 300034 gosz.tczn.to@tularegion.ru, tczn.tula@tularegion.ru Общество с ограниченной ответственностью частная охранная организация "Щит-Гарант" ул. Кутузова, д. 37, г. Тула, 300004 to.schit-garant@yandex.ru Государственное казенное учреждение Тульской области "Центр организации закупок" Ленина пр-кт, д.2, г. Тула, 300041 coz@tularegion.ru

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 071/06/105-400/2024

20.05.2024 г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью частная охранная организация «Щит-Гарант» (далее – Заявитель, Общество, ООО ЧОО «Щит-Гарант») (вх. № 2962/24 от 14.05.2024) на действия государственного учреждения Тульской области «Центр занятости населения Тульской области» (далее – Заказчик), государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок» (далее – Уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по охране объекта с помощью технических средств охраны (закупка № 0366200035624003244) (далее – Закупка, электронный аукцион), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576 (далее – Правила), при участии посредством видеоконференцсвязи:

-  представителя Заказчика на основании доверенности;

-  представителя государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок» (далее – Уполномоченное учреждение) на основании доверенности;

-  представителя Общества на основании доверенности,

УСТАНОВИЛА:

В Тульское УФАС России поступила жалоба Общества на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, извещение о Закупке сформировано с нарушением положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок по следующим основаниям.

1. В нарушение Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Заказчик установил в Извещении о Закупке такие условия, при которых субъекты малого и среднего бизнеса, чем являются частные охранные предприятия с численным количеством сотрудников до 100 человек, участвовать в указанном аукционе фактически не могут.

Заявитель пояснил, что согласно информации о Закупке преимущества, требования к участникам Заказчиком не установлены.

Вместе с тем, из Описания объекта закупки извещения о Закупке (далее – Описание объекта Закупки) следует, что местом оказания услуг являются 20-ть адресов Тульской области. Все адреса находятся в разных муниципальных округах.

Условием исполнения Контракта является обязательное наличие у исполнителя собственных мобильных групп автотранспорта. Не менее двух исправных автомобилей должно действовать в рамках административного/ муниципального округа, где находится объекты. Исходя из буквального толкования Описания объекта Закупки Исполнитель должен иметь в собственности 40 транспортных средств.

ГБР должна состоять из не менее двух квалифицированных сотрудников охраны с правовым статусом не ниже 6-го разряда, то есть на 20-ти адресах должно быть задействовано 40 сотрудников охраны, а при двух исправных автомобилях в рамках одного округа количество сотрудников при заступлении на охрану составляет 80 человек. При этом необходимо учитывать, что охрана объекта осуществляется круглосуточно, то с режимом работы 1/3 количество сотрудников ГБР в организации должно составлять не менее 240 человек.

2. Заявитель полагает, что вопреки статье 421 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) «Свобода договора» описание объекта закупки содержит понуждение к заключению договора.

Описание объекта Закупки содержит следующее требование: «При невозможности обеспечения охраны объектов с помощью комплекса ТСО по причине неисправности такового (отсутствие возможности постановки на охрану и т.п.) исполнитель обязан организовать автомобильное патрулирование.

Расходы на организованное автомобильное патрулирования компенсирует исполнитель услуг по техническому обслуживанию и планово-предупредительный ремонт комплекса технических средств охранной сигнализации, системы автоматической пожарной сигнализации, систем управления эвакуацией, оповещения людей о пожаре и обеспечение передачи сигнала о срабатывании АУПС в пожарную охрану, систем охранного телевидения.

Для получения выплат по компенсации затрат на организацию автомобильного патрулирования, связанных с отказом оборудования/неисправностью комплекса ТСО, исполнитель обязан заключить соответствующий договор с организацией оказывающий услуги заказчику по техническому обслуживанию и планово-предупредительный ремонт комплекса технических средств охранной сигнализации, системы автоматической пожарной сигнализации, систем управления эвакуацией, оповещения людей о пожаре и обеспечение передачи сигнала о срабатывании АУПС в пожарную охрану, систем охранного телевидения».

Заявитель указывает, что подобное требование является прямым указанием на то, что исполнитель обязан заключить договор с организацией, которая оказывает услуги Заказчику по техническому обслуживанию ОС, АПС и т.д. по другому договору.

Кроме того в Описании объекта Закупки указано:

«В рамках заключенного Заказчиком контракта по техническому обслуживанию и планово-предупредительный ремонт комплекса технических средств охранной сигнализации, системы автоматической пожарной сигнализации, систем управления эвакуацией, оповещения людей о пожаре и обеспечение передачи сигнала о срабатывании АУПС в пожарную охрану, систем охранного телевидения Исполнитель обязан участвовать в проведением комиссионных обследований (технические осмотры) объектов, с составлением актов, не реже 1 раза в полугодие. По результатам осмотров исполнитель обязан вносить предложения по соблюдению установленного режима охраны, внедрению и содержанию технических средств охраны (ТСО), инженерно-технической укрепленности в соответствии с документами, являющимися обязательными для заказчика».

По мнению Заявителя, отношения Заказчика с иным контрагентом в рамках иного контракта по техническому обслуживанию ограничивают права исполнителя в рамках настоящего спорного контракта, что свидетельствует о кабальности условий исполнения контракта по данной Закупке.

3. Заявитель также отмечает, что Описание объекта Закупки содержит задание только на переподключение системы охранной сигнализации, при этом в абз.4 Описания объекта Закупки имеется неправомерное указание на обнаружение на охраняемом объекте пожара или срабатывания пожарной сигнализации.

Указанные нарушения, по мнению Заявителя, ведут к ограничению количества участников Закупки.

Участвующий в заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы в полном объеме.

Представители Заказчика, Уполномоченного учреждения не согласились с доводами жалобы Заявителя, считая действия Заказчика соответствующими Закону, представили письменные возражения на рассматриваемую жалобу.

В своих пояснениях Заказчик указал на следующее.

1. Требования, установленные в Описании объекта Закупки, относятся к условиям исполнения контракта и в полной мере соответствуют статьям 6, 31 Закона.

Требования к составу мобильных групп и их оснащению, а также их численности соответствуют Закону РФ от 11.03.1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» и подзаконным актам, а их расположение на территории населенных пунктов связано с выездом по сигналу «Тревога» в соответствии нормативным временем прибытия.

Данные требования имеют существенное значение для обеспечения охраны объекта и своевременного реагирования на сигнальную информацию и устранение потенциальных угроз.

2. Ссылки на кабальность сделки и на нарушение принципа свободы договора не имеют подтверждения. В соответствии с пунктом 3 статьи 179 ГК РФ кабальная сделка – это сделка на крайне невыгодных условиях, которую лицо было вынуждено совершить вследствие стечения тяжелых обстоятельств, чем другая сторона воспользовалась. Данная норма не имеет отношения к проведению закупки в соответствии с Законом, так как право участвовать в закупочных процедурах остается исключительно за участником закупки, в том числе и право не принимать участие в процедуре закупки, условия которой не являются для потенциального исполнителя приемлемыми.

Так же нет нарушения статьи 421 ГК РФ, так как условия выплаты компенсации, установленные в пункте 4 Описания объекта Закупки, действуют только в том случае, когда исполнитель рассчитывает получить выплаты по компенсации затрат на организацию автомобильного патрулирования, связанные с отказом оборудования/неисправностью комплекса ТСО. Вместе с тем указанные мероприятия исполнитель может осуществить своими силами.

3. Заказчик отметил, что указание на обнаружение на охраняемом объекте пожара или срабатывания пожарной сигнализации не является неправомерным, так как к системам охранной сигнализации относятся как тревожная, так и охранно-пожарная сигнализация, что вытекает из буквального прочтения объекта Закупки.

В связи с вышеизложенным, участвующий в заседании Комиссии представитель Заказчика, просил признать доводы подателя жалобы необоснованными.

Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком, Уполномоченным учреждением требований Закона при проведении Электронного аукциона, Комиссия пришла к следующим выводам.

Извещение о Закупке размещено 06.05.2024 в единой информационной системе в сфере закупок.

Изменения в извещение о Закупке не вносились.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 200 000,0 рублей.

По итогам рассматриваемой Закупки контракт Заказчиком не заключен.

Комиссия считает необходимым также отметить, что доводы Общества о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом порядке.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции Общество имеет право обратиться в Тульское УФАС России с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства.

При этом такое заявление должно содержать сведения, предусмотренные Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, также к заявлению должны быть приложены документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства.

Относительно иных доводов, изложенных в жалобе Заявителя, Комиссией установлено следующее.

На основании части 1 статьи 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.

Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Согласно части 2 статьи 33 Закона описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

На основании части 3 статьи 33 Закона не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Таким образом, описание объекта закупки должно носить объективный характер, то есть быть продиктовано истинными (а не мнимыми и недоказанными) потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки установлением в закупочной документации заведомо неисполнимых требований либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц (при отсутствии доказательств действительной необходимости в установлении таких требований).

Из совокупности вышеуказанных норм следует, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме, необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей.

 

Характеристики услуг, являющихся предметом закупки, отражены в Описании объекта Закупки.

Так, в частности, в пункте 1 Описания объекта Закупки определено следующее наименование и объем оказываемых услуг:

№№ п/п

Наименование оказываемых услуг

Единица измерения

(по ОКЕИ)

Объем оказываемой услуги

1

Обеспечение экстренного реагирования мобильного наряда по сигналу о срабатывании средств тревожной сигнализации

месяц

12

 

В пункте 2 Описания объекта Закупки определено место оказания услуги:

1. г. Алексин, ул. 50 лет Советской Армии, д. 9;

2. п. Арсеньево, ул. Бандикова, д. 75а;

3. г. Богородицк, ул. Гончарная, д. 20;

4. п. Волово, ул. Ленина, д. 59;

5. г. Донской, мкр. Центральный, ул. Новая, д.27;

6. п. Дубна, ул. Красноармейская, д.1– адм. здание с гаражом – 136 м2;

7. г. Белев, ул. Рабочая, д.18;

8. п. Заокский, ул. Поленова, д.17;

9. Каменский р-н, с. Архангельское, ул. Октябрьская, д. 6А;

10. г. Кимовск, ул. Толстого, д.38а;

11. г. Киреевск, ул. Чехова, д. 6б;

12. п. Куркино, ул. Октябрьская, д.141;

13. г. Новомосковск, ул. Садовского, д.16;

14. п. Одоев, ул. Л. Толстого, д.1;

15. г. Суворов, ул. Пушкина, д.29;

16. п. Чернь, ул. Коммунаров, д.28а;

17. г. Щекино, ул. Советская, д.36;

18. г. Ясногорск, ул. Пролетарская, д.10;

19. Г. Венев, мкр. Южный, д.69;

20. Тепло-Огаревский р-н, п. Теплое, ул. Советская, д.6А.

Согласно пункту 3 Описания объекта Закупки сроки оказания услуги: с 01.07.2024 г. по 30.06.2025 г.

Пунктом 4. Описания объекта Закупки установлены условия оказания услуги:

«Всего требуется - переподключение на пульт средств охранной сигнализации 20 (двадцать).

Услуги оказываются ежедневно, в режиме:

понедельник с 18.00 до 9-00 вторника,

вторник с 18.00 до 9-00 среды,

среда с 18.00 до 9-00 четверга,

четверг с18.00 до 9-00 пятницы,

предпраздничные дни, пятница с 17.00 до 9-00 понедельника.

Выходные/праздничные дни, суббота, воскресенье – круглосуточно

Исполнитель должен иметь ресурсные возможности в полном объеме, в том числе штатную численность частных охранников, подтверждённых удостоверением частного охранника и личной карточкой охранника. Исполнитель обязан закрепить ответственного (старшего охранника) сотрудника охранного предприятия за каждый объект. Денежное содержание (расходы, связанные с оплатой труда, материальным обеспечением и т.д.) указанных сотрудников (старших охранников) исполнитель берет на себя.

С момента заключения контракта и до начала его действия исполнитель берет на себя обязательства по подключению (переподключению) оборудования (установка или замена приборов, прокладка линий, пусконаладочные работы, программирование или перепрограммирование установленного оборудования) на всех объектах, обеспечивая бесперебойную передачу и вывод сообщений с объектов заказчика на свой (свои) пункт централизованного наблюдения (ПЦН), а также связанные с этими мероприятиями материально-денежные расходы. В случае замены приборов заказчика, для передачи сигнала на ПЦН, на приборы исполнителя ответственность за исправную работу указанного оборудования несет исполнитель. При неисправности указанных приборов замену вышедшего из строя оборудования производит исполнитель из своего резервного фонда.

При возникновении признаков противоправных действий посторонних лиц против персонала (сотрудников) и/или имущества учреждения необходимо немедленно организовать задержание лиц, совершающих таковые действия, сообщить о случившемся в территориальное подразделение органов внутренних дел, вызвать следственно-оперативную группу и/или оперативную группу МЧС (при необходимости), обеспечить охрану (неприкосновенность) места происшествия или подозрительных предметов, обеспечить задержание правонарушителей до прибытия оперативно-следственной группы либо дежурного наряда полиции.

При обнаружении на охраняемом объекте пожара или срабатывания пожарной сигнализации немедленно сообщить в МЧС и обеспечить вызов других специальных служб при необходимости. Также, по возможности, принять эффективные меры по пресечению противоправных действий посторонних лиц в отношении охраняемых материальных ценностей заказчика, предотвращению нарушений общественного порядка, преступлений, тушению пожара, террористических актов на территории и внутри объектов обеспечивая охрану места происшествия.

Обязательное наличие у исполнителя собственных мобильных групп быстрого реагирования (далее ГБР) на автотранспорте. Не менее двух исправных мобильных групп должно действовать в рамках административного/муниципального округа, где находится объект(ы) охраны. Прибытие группы быстрого реагирования (ГБР) осуществлять в течение 5-7 минут с момента поступления сигнала «Тревога» на ПЦН исполнителя. ГБР должна состоять из не менее двух квалифицированных (аттестованных) сотрудников охранной структуры с правовым статусом не ниже 6-го разряда, которые обязаны иметь при себе: действующие документы, установленные в соответствии с нормами закона от 11.03.1992г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (для частных охранных организаций); свидетельство установленной формы о сдаче квалификационного экзамена с присвоением квалификационного разряда не ниже шестого, в соответствии с требованиями законодательства РФ; разрешение на хранение и ношение служебного оружия и патронов к нему (для членов экипажа мобильной группы, вооруженных служебным оружием). Исполнитель за свой счет обеспечивает сотрудников ГБР оказывающих услуги заказчику следующим:

- собственным исправным автотранспортом с нанесенными на корпус светографическими изображениями логотипа исполнителя, согласованную с правоохранительными органами, радиофицированным и оснащенным системой курсовой видеорегистрации с GPS модулем, а также снабженным навигационной системой мониторинга подвижных объектов;

При срабатывании комплекса ТСО исполнитель и заказчик обязаны принять меры к пересдаче (перезакрытию) объекта (помещения) под охрану и установлению причин срабатывания средств сигнализации, о чем составляется двусторонний акт за подписью уполномоченных представителей заказчика и исполнителя. Ответственный за объект охраны сотрудник заказчика, при необходимости его присутствия (например: для закрытия, вскрытия объекта), доставляется при срабатывании комплекса ТСО на подотчетный объект транспортом исполнителя и за счет средств исполнителя.

В рамках заключенного заказчиком контракта по техническому обслуживанию и планово-предупредительный ремонт комплекса технических средств охранной сигнализации, системы автоматической пожарной сигнализации, систем управления эвакуацией, оповещения людей о пожаре и обеспечение передачи сигнала о срабатывании АУПС в пожарную охрану, систем охранного телевидения исполнитель обязан участвовать в проведением комиссионных обследований (технические осмотры) объектов, с составлением актов, не реже 1 раза в полугодие. По результатам осмотров исполнитель обязан вносить предложения по соблюдению установленного режима охраны, внедрению и содержанию технических средств охраны (ТСО), инженерно-технической укрепленности в соответствии с документами, являющимися обязательными для заказчика.

При невозможности обеспечения охраны объектов с помощью комплекса ТСО, связанной с неисправностью сетей электропитания, систем телефонной связи, радиопомех в каналах используемой аппаратуры, коммуникационных аварий, повреждений системы технических средств охраны, в том числе вследствие проведения ремонтных работ и других факторов, непосредственно повлиявших на выполнение исполнителем своих обязательств, исполнитель незамедлительно уведомляет об этом заказчика в письменной форме для принятия мер по исполнению сторонами возложенных на себя обязательств в рамках контракта.

При невозможности обеспечения охраны объектов с помощью комплекса ТСО по причине неисправности такового (отсутствие возможности постановки на охрану и т.п.) исполнитель обязан организовать автомобильное патрулирование. Расходы на организованное автомобильное патрулирования компенсирует исполнитель услуг по техническому обслуживанию и планово-предупредительный ремонт комплекса технических средств охранной сигнализации, системы автоматической пожарной сигнализации, систем управления эвакуацией, оповещения людей о пожаре и обеспечение передачи сигнала о срабатывании АУПС в пожарную охрану, систем охранного телевидения. Для получения выплат по компенсации затрат на организацию автомобильного патрулирования связанных с отказом оборудования/неисправностью комплекса ТСО исполнитель обязан заключить соответствующий договор с организацией оказывающий услуги заказчику по техническому обслуживанию и планово-предупредительный ремонт комплекса технических средств охранной сигнализации, системы автоматической пожарной сигнализации, систем управления эвакуацией, оповещения людей о пожаре и обеспечение передачи сигнала о срабатывании АУПС в пожарную охрану, систем охранного телевидения».

Представитель Уполномоченного учреждения пояснил, что оспариваемое количество транспортных средств обусловлено характером деятельности Заказчика и вызвано необходимостью немедленного принятия мер реагирования для устранения чрезвычайных ситуаций при проведении мероприятий по осуществлению государственной политике занятости населения, в том числе

1) содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

2) осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

3) поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами;

4) поддержка предпринимательской инициативы граждан;

5) содействие гражданам в профессиональном развитии, включая профессиональную ориентацию, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование;

6) содействие мобильности трудовых ресурсов;

7) предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

8) защита национального рынка труда.

Комиссией проанализировано Описание объекта Закупки и его анализ показал следующее.

Действительно, в объект рассматриваемой закупки включено 20 адресов места оказания услуги по охране объекта с помощью технических средств охраны. При этом не менее двух исправных мобильных групп должно действовать в рамках административного/муниципального округа, где находится объект(ы) охраны.

Комиссия считает довод жалобы Общества о незаконном объединении Заказчиком в один лот 20 адресов оказания услуг необоснованным по следующим основаниям.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулирует Закон.

Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (части 1 и 2 статьи 8 Закона).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться в том числе правилом, что в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Вместе с этим заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки (п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 г. (далее - Обзор судебной практики от 28 июня 2017 г.).

В зависимости от своих потребностей заказчик в документации о закупке должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), услуг, порядку их оказания с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение конкурентной среды при проведении торгов.

Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции запрещается ограничение конкуренции путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

В пункте 3 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017 указано, что при проведении государственных (муниципальных) закупок допускается включение в один лот технологически и функционально взаимосвязанных между собой товаров, работ и услуг.

В пункте 3 Обзора судебной практики от 28 июня 2017 г. разъяснено, что при проведении государственных (муниципальных) закупок допускается включение в один лот технологически и функционально взаимосвязанных между собой товаров, работ, услуг.

Под технологически и функционально не связанными между собой товарами, работами, услугами следует понимать товары, работы, услуги, которые отличаются друг от друга значительными особенностями (деталями), влияющими на качество и основные потребительские свойства товаров, результат работ, услуг, являются неоднородными (различными) по своему потребительскому назначению и не могут быть взаимозаменяемыми.

Верховный Суд Российской Федерации указал, что объединение в один лот однородных услуг на ряде объектов для их выполнения единым субъектом, обладающим необходимыми и достаточными ресурсами, не может являться нарушением действующего законодательства (Определение ВС РФ от 29 января 2019 г. N 305-КП8-24303).

Так, в зависимости от своих потребностей, заказчик извещении о Закупке должен установить требования, в частности, к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам объекта закупки исходя из специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение конкурентной среды при проведении торгов.

Соответственно, заказчик вправе включить в извещение о Закупке такие характеристики и требования к услугам, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций.

Кроме того, Законом не предусмотрено ограничений по включению в извещение о Закупке требований к услугам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к услугам. Более того, указание в извещении о Закупке конкретных характеристик оказываемых услуг предусмотрено законодательством о закупках. Ограничивает усмотрение заказчика только требование о недопустимости ограничения конкуренции.

Таким образом, законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа исходя из потребностей последнего.

В рассмотренном случае предметом электронного аукциона является на оказание услуг по охране объекта с помощью технических средств охраны, что соответствует положениям части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

В рассматриваемом случае, в соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.05.2024 на участие в Закупке подано 2 Заявки, что подтверждает отсутствие препятствий у участников Закупки для участия в рассматриваемом электронном аукционе.

Комиссия принимает во внимание, что условия извещения о Закупке обеспечивают равные возможности для потенциальных участников Закупки, имевших намерение участвовать в электронном аукционе на оказание услуг по охране объекта с помощью технических средств охраны, не препятствуют участию в закупке, не предрешают ее исход, не создают преимущества конкретному лицу, а, в данной ситуации, направлены прежде всего на определение победителя электронного аукциона - лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика при оказании услуг.

Из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10 следует, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

При формировании условий конкурса (аукциона) заказчик не должен игнорировать предмет и цели регулирования размещения заказов, направленные на эффективность использования бюджетных средств и развитие добросовестной конкуренции, а также обязан соблюдать требования статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", запрещающей совершение любых действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.

Из смысла статьи 33 Закона также следует, что если указанные в извещении о закупке требования к услугам не нарушают прямых запретов, установленных в указанной норме, и направлены на определение потребностей заказчика, такие положения извещения о закупке не могут быть признаны нарушающими требования законодательства.

Комиссия отмечает, что Закон не содержит ограничений по объединению в один объект закупки (лот) товаров, работ, услуг и, соответственно, не регулирует порядок формирования такого объекта закупки (лота).

Помимо изложенного, Комиссия считает необходимым отметить, что действующим законодательством о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрена обязанность Заказчика включения в документацию о закупке экономического обоснования или целесообразности формирования объекта закупки.

Исходя из изложенного, Комиссия полагает, что описание объекта закупки (формирование лота) подобным образом в любом случае не является безусловным основанием для вывода об ограничении конкуренции.

В связи с чем, Комиссия приходит к выводу, что в данном случае в рамках формирования объекта закупки Заказчик руководствовался существующей потребностью, возникшей в связи с осуществлением им основной деятельности.

Следовательно, проведение Закупки в целях заключения контракта на оказание услуг по охране объекта с помощью технических средств охраны с вышеприведенным формированием объекта Закупки не может рассматриваться как ограничение количества участников электронного аукциона.

Относительно довода Заявителя об установлении Заказчиком условий об обязательном заключении договора с организацией, которая оказывает услуги Заказчику по техническому обслуживанию ОС, АПС и т.д. по другому договору, Комиссия отмечает следующее.

Согласно Описанию объекта закупки:

«В рамках заключенного заказчиком контракта по техническому обслуживанию и планово-предупредительный ремонт комплекса технических средств охранной сигнализации, системы автоматической пожарной сигнализации, систем управления эвакуацией, оповещения людей о пожаре и обеспечение передачи сигнала о срабатывании АУПС в пожарную охрану, систем охранного телевидения исполнитель обязан участвовать в проведением комиссионных обследований (технические осмотры) объектов, с составлением актов, не реже 1 раза в полугодие. По результатам осмотров исполнитель обязан вносить предложения по соблюдению установленного режима охраны, внедрению и содержанию технических средств охраны (ТСО), инженерно-технической укрепленности в соответствии с документами, являющимися обязательными для заказчика.

При невозможности обеспечения охраны объектов с помощью комплекса ТСО по причине неисправности такового (отсутствие возможности постановки на охрану и т.п.) исполнитель обязан организовать автомобильное патрулирование. Расходы на организованное автомобильное патрулирования компенсирует исполнитель услуг по техническому обслуживанию и планово-предупредительный ремонт комплекса технических средств охранной сигнализации, системы автоматической пожарной сигнализации, систем управления эвакуацией, оповещения людей о пожаре и обеспечение передачи сигнала о срабатывании АУПС в пожарную охрану, систем охранного телевидения. Для получения выплат по компенсации затрат на организацию автомобильного патрулирования связанных с отказом оборудования/неисправностью комплекса ТСО исполнитель обязан заключить соответствующий договор с организацией оказывающий услуги заказчику по техническому обслуживанию и планово-предупредительный ремонт комплекса технических средств охранной сигнализации, системы автоматической пожарной сигнализации, систем управления эвакуацией, оповещения людей о пожаре и обеспечение передачи сигнала о срабатывании АУПС в пожарную охрану, систем охранного телевидения».

Таким образом, обязанность заключения договора исполнителя контракта с организацией, которая оказывает услуги Заказчику по техническому обслуживанию ОС, АПС и т.д. по другому договору возникает лишь в случае, если исполнитель рассчитывает получить расходы на организованное автомобильное патрулирование, так как их компенсирует исполнитель услуг по техническому обслуживанию и планово-предупредительный ремонт комплекса технических средств охранной сигнализации, системы автоматической пожарной сигнализации, систем управления эвакуацией, оповещения людей о пожаре и обеспечение передачи сигнала о срабатывании АУПС в пожарную охрану, систем охранного телевидения.

Данное положение Описания объекта Закупки не свидетельствует о безоговорочной необходимости исполнителя заключать какие-либо иные контракты, а служит лишь мерой защиты исполнителя от расходов, которые могут возникнуть в случае неисправности оборудования, за надлежащее техническое состояние которого несет ответственность именно исполнитель услуг по техническому обслуживанию и планово-предупредительный ремонт комплекса технических средств охранной сигнализации, системы автоматической пожарной сигнализации, систем управления эвакуацией, оповещения людей о пожаре и обеспечение передачи сигнала о срабатывании АУПС в пожарную охрану, систем охранного телевидения.

Относительного указанного в Описании объекта Закупки условия о том, что исполнитель обязан участвовать в проведении комиссионных обследований (технические осмотры) объектов, с составлением актов, не реже 1 раза в полугодие в рамках заключенного заказчиком контракта по техническому обслуживанию и планово-предупредительный ремонт комплекса технических средств охранной сигнализации, системы автоматической пожарной сигнализации, систем управления эвакуацией, оповещения людей о пожаре и обеспечение передачи сигнала о срабатывании АУПС в пожарную охрану, систем охранного телевидения, Комиссия отмечает следующее.

Необходимо принять во внимание, что техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт комплекса технических средств охранной сигнализации, системы автоматической пожарной сигнализации, систем управления эвакуацией, оповещения людей о пожаре и обеспечение передачи сигнала о срабатывании АУПС в пожарную охрану, систем охранного телевидения прямо влияют на их надлежащее функционирование, и, следовательно, на надлежащее исполнение обязанностей по оказанию услуг по охране объектов, а также своевременное реагирование исполнителя по контракту, заключенному по итогу Закупки.

Кроме того, комиссионное обследование (технические осмотры) объектов позволяет ознакомиться исполнителю с оборудованием, внести предложения по соблюдению установленного режима охраны, внедрению и содержанию технических средств охраны (ТСО), инженерно-технической укрепленности в соответствии с документами, являющимися обязательными для Заказчика, что в дальнейшем позволит надлежащим образом оказывать услуги по заключенному между исполнителем и Заказчиком контракту.

Условие, установленное в Описание объекта Закупки следующего содержания: «При обнаружении на охраняемом объекте пожара или срабатывания пожарной сигнализации немедленно сообщить в МЧС и обеспечить вызов других специальных служб при необходимости» является условием исполнения Контракта и регламентирует действия мобильных групп охраны при обнаружении на охраняемом объекте пожара или срабатывания пожарной сигнализации.

Указанное условие не противоречит предмету контракта, установлено Заказчиком как сопутствующая услуга, которая связана с обеспечением безопасности объекта. Обратного Заявителем не доказано.

При этом Общество свободно распорядилось своим правом и подало заявку участие в Закупке, заявка ООО ЧОО «Щит-Гарант» как и само Общество признаны соответствующими Закону и Извещению о Закупке.

С учетом презумпции добросовестности участников рассматриваемых правоотношений следует, что Общество согласилось на оказание услуг на условиях, отраженных в извещении о Закупке. Указанное свидетельствует об отсутствии непреодолимых препятствий для участия Заявителя в оспариваемой Закупке.

В связи с изложенным, Комиссия не усматривает нарушений либо ущемлений прав или законных интересов Общества при проведении Закупки.

Вместе с тем Комиссией установлено следующее.

Заказчиком в Описание объекта Закупки включено требование о наличии у исполнителя собственного исправного автотранспорта для оказания услуги и количестве сотрудников групп быстрого реагирования.

В частности, в Описании объекта Закупки указано: «Исполнитель за свой счет обеспечивает сотрудников ГБР оказывающих услуги заказчику следующим:

- собственным исправным автотранспортом с нанесенными на корпус светографическими изображениями логотипа исполнителя, согласованную с правоохранительными органами, радиофицированным и оснащенным системой курсовой видеорегистрации с GPS модулем, а также снабженным навигационной системой мониторинга подвижных объектов».

Пунктом 4.2 ГОСТ Р 59044-2020 "Национальный стандарт Российской Федерации. Охранная деятельность. Оказание охранных услуг, связанных с принятием соответствующих мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны. Общие требования" в том числе установлено:

"Транспортные средства, предназначенные для передвижения мобильных групп охраны (групп быстрого реагирования), должны состоять на балансе соответствующей частной охранной организации и должны быть зарегистрированы за ней в органах внутренних дел, а также иметь специальную раскраску, информационные надписи и знаки, согласованные с органами внутренних дел в установленном Правительством Российской Федерации порядке, которые должны включать в себя следующую информацию, изложенную на русском языке:

- аббревиатуру МГО или ГБР либо полное наименование "Мобильная группа охраны" или "Группа быстрого реагирования" соответственно;

- наименование частной охранной организации;

- название города (населенного пункта), в котором зарегистрирована охранная организация;

- телефон дежурного подразделения частной охранной организации с круглосуточным режимом работы, по которому имеется возможность незамедлительно связаться с оперативным дежурным, осуществляющим руководство работой мобильной группы охраны (группы быстрого реагирования)".

Комиссия считает ненадлежащим установленное требование о наличии у исполнителя автомобилей, находящихся в собственности, так как оно может привести к ограничению числа участников аукциона, поскольку наличие автомобилей исключительно в собственности исключает возможность использования автомобилей на иных законных основаниях.

То обстоятельство, что исполнитель имеет или не имеет в собственности автомобили само по себе не может свидетельствовать об отсутствии возможности юридическим лицом надлежащим образом исполнить услуги в соответствии с контрактом. Действующее законодательство также не содержит запрета на использование автомобилей, находящихся у исполнителя в пользовании либо владении на иных основаниях.

Таким образом, установление требования Заказчиком к наличию «собственных» транспортных средств, предназначенных для передвижения мобильных групп охраны, составлено не в соответствии с пунктом 4.2 вышеуказанного ГОСТа, и по сути является требованием к наличию у участника Закупки производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для оказания услуг, являющихся предметом контракта, что не допускается частью 3 статьи 33 Закона.

При изложенных обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о несоответствии извещения о Закупке части 3 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона.

В соответствии с пунктом 1 постановления правительства Тульской области от 23.12.2013 N 788 (ред. от 28.12.2021) «О централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Тульской области» (далее – Постановление N 788) на государственное казенное учреждение Тульской области «Центр организации закупок» возложены полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для:

1) государственных заказчиков, государственных бюджетных учреждений, государственных унитарных предприятий;

2) муниципальных заказчиков, муниципальных бюджетных учреждений, муниципальных унитарных предприятий и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, действующих от имени муниципальных заказчиков, соответствующих бюджетных учреждений, муниципальных унитарных предприятий и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, полномочия которых определены решениями органов местного самоуправления, при условии предоставления из бюджета Тульской области межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет указанных межбюджетных трансфертов;

3) автономных учреждений, осуществляющих закупки за счет субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности Тульской области (в том числе приобретение недвижимого имущества в государственную собственность Тульской области);

4) бюджетных, автономных учреждений, унитарных предприятий, осуществляющих закупки в пределах, переданных им государственными заказчиками полномочий в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 15 Закона.

Приложением к Постановлению N 788 утверждено Положение о порядке взаимодействия заказчиков, а также уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, полномочия которых определены решениями органов местного самоуправления, с государственным казенным учреждением Тульской области "Центр организации закупок" (далее – Положение).

В соответствии пунктом 6 Положения заказчики, в том числе исполняют следующие функции: осуществляют описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона.

Следовательно, в действиях должностного лица Заказчика, определившего содержание извещения Закупки с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Соответственно, рассмотренный довод жалобы, в части наличия у исполнителя производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для оказания услуг, являющихся предметом контракта является обоснованным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области не рассматривает довод общества с ограниченной ответственностью частная охранная организация «Щит-Гарант» о нарушении Заказчиком положений Федерального закона от 26 июля 2006 года  № 135 - ФЗ «О защите конкуренции», поскольку рассмотрение указанного вопроса не входит в полномочия Комиссии.

2. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной в части доводов о нарушении Заказчиком части 3 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона.

3. Признать Заказчика нарушившим часть 3 статьи 33, пункт 1 части 2 статьи 42 Закона.

4. Выдать Заказчику, Уполномоченному учреждению, Аукционной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

5. Передать материалы данного дела соответствующему должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения в рамках административного производства.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2024-2578

 

 

Связанные организации

ООО «РТС-ТЕНДЕР»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ООО ЧОО "Щит-Гарант"
ИНН 4027135193, ОГРН 1174027017042
ГКУ ТО "ЦОЗ"
ИНН 7107541446, ОГРН 1137154005746
Государственное учреждение Тульской области «Центр занятости населения Тульской области»
ИНН 7106040180, ОГРН 1027100754691