Письмо №1961/22 Решение от 21 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Общество с ограниченной ответственностью «СКС» 300057, ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ, ТУЛА ГОРОД, МАЛЫЕ ГОНЧАРЫ КВАРТАЛ, ДОМ 6, ПОМЕЩЕНИЕ 1, 2775403@rambler.ru Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» 300026, Тульская область, г. Тула, проспект Ленина, 125 tspu.tender@mail.ru

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 071/10/104-1463/2022

16 декабря 2022 года

г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

 

 

Заместитель председателя Комиссии:

 

Член Комиссии:

 

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи обращение федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого" (далее – Заказчик, учреждение) от 12.12.2022 о размещении информации об обществе с ограниченной ответственностью «СКС» (ИНН 7105512834; 300057, ОБЛ. ТУЛЬСКАЯ, Г ТУЛА, КВ-Л МАЛЫЕ ГОНЧАРЫ, ДОМ 6, ПОМЕЩЕНИЕ 1) (далее – Общество, ООО «СКС», Подрядчик) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – реестр недобросовестных поставщиков) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 28.06.2022 № ДОЖиКБ/22/61 на выполнение работ по капитальному ремонту систем водоснабжения и водоотведения в учебном корпусе №2 ТГПУ им. Л.Н. Толстого (закупка № 0366100001122000006), ИКЗ 221710703081171070100100110044322243) (далее – Контракт), руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее – Правила ведения реестра), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее – Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), при участии:

– представителей Заказчика на основании доверенности;

 – единственного участника (учредителя), генерального директора Общества в очной форме,

 

        1. УСТАНОВИЛА:

 

В Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об ООО «СКС» в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту систем водоснабжения и водоотведения в учебном корпусе №2 ТГПУ им. Л.Н. Толстого (закупка № 0366100001122000006, далее – Закупка), в связи с существенным нарушением Обществом условий Контракта.

В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в обращении Заказчика, а также на основании проведенной в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении данной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

Извещение и документация о Закупке размещены 03.06.2022 в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система).

Начальная (максимальная) цена Контракта составила 5 417 613,00 рублей.

28.06.2022 по итогам закупки между Заказчиком и ООО «СКС» заключен Контракт на сумму 4 686 235,11 рублей.

 

В соответствии с пунктом 1.1 Контракта Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательство в соответствии с Техническим заданием (Приложение №1 к Контракту) на выполнение работ по капитальному ремонту системы водоснабжения и водоотведения в учебном корпусе № 2 ТГПУ им. Л.Н. Толстого (далее – Работы), расположенного по адресу: г. Тула, проспект Ленина, д. 125, (далее – Объект) своими силами и средствами и/или силами привлеченных субподрядных организаций, с использованием собственных материалов, конструкций, изделий и оборудования выполнить весь комплекс работ по капитальному ремонту, в соответствии с извещением о закупке, техническим заданием, сметной документацией (Приложением №2 к Контракту), Градостроительным кодексом Российской Федерации, техническими регламентами, строительными нормами и правилами.

Разделом 3 Контракта установлены следующие сроки выполнения работ:

«3.1. Подрядчик обязуется выполнить предусмотренные настоящим Контрактом работы в соответствии с установленными в Контракте сроками. Никакие задержки и нарушения в выполнении работ не могут служить основанием для требования Подрядчика о продлении сроков выполнения работ, как в целом, так и по отдельным элементам (системам) здания, включая сроки выполнения этапов работ по отдельным элементам (системам) здания.

3.2. Общий срок выполнения работ: с момента заключения договора до окончания работ до 20 ноября 2022 года».

На основании пункта 4.1 раздела 4 «Права и обязанности Заказчика» Контракта Заказчик обязан, в том числе:

4.1.1. В сроки и в порядке, предусмотренные настоящим Контрактом, принять у Подрядчика выполненные работы по Акту сдачи – приемки выполненных работ (Приложение№ 4 к Контракту), Акту КС-2 и Справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3.

4.1.2. Произвести оплату выполненных объёмов работ Подрядчику в соответствии с условиями настоящего Контракта.

4.1.3. Осуществлять строительный контроль за выполнением работ (объём, сроки, качество выполнения работ) в соответствии со сметной документацией, контроль надлежащего исполнения Подрядчиком взятых на себя обязательств в соответствии с настоящим Контрактом и требований нормативных документов в области капитального строительства.

4.1.4. Строительный контроль может производиться Заказчиком своими силами или к его проведению могут привлекаться сторонние организации.

4.1.5. По письменному сообщению, Подрядчика являться в течение суток на освидетельствование скрытых работ и составление соответствующих актов.

4.1.6. Произвести экспертизу для проверки предоставленных Подрядчиком результатов работ, предусмотренных настоящим Контрактом, в части их соответствия условиям настоящего Контракта. Экспертиза результатов работ, предусмотренных настоящим контрактом, может производиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии и в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.

Пунктом 4.2 раздела 4 «Права и обязанности Заказчика» Контракта к правам Заказчика, среди прочего отнесены:

4.2.1. Требовать от Подрядчика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями настоящего Контракта, а также требовать своевременного устранения выявленных недостатков.

4.2.2. Отказаться от оплаты выполненных Подрядчиком работ в случае неисполнения/ ненадлежащего исполнения последним принятых на себя в соответствии с условиями настоящего Контракта обязательств, до момента устранения Подрядчиком соответствующих нарушений. Отказ от оплаты выполненных работ в соответствии с настоящим пунктом не является основанием для предъявления Подрядчиком требований о продлении сроков выполнения Работ.

4.2.3. Требовать от Подрядчика предоставления надлежащим образом оформленной Исполнительной документации при приемке работ каждого элемента (системы) здания, а также при приемке выполненных работ на Объекте. За неисполнение, ненадлежащее и/или несвоевременное исполнение требований Заказчика Подрядчик несет ответственность в соответствии с условиями настоящего Контракта и действующего гражданского законодательства.

4.2.4. Запрашивать информацию о ходе и состоянии исполнения Подрядчиком принятых на себя обязательств.

4.2.5. Осуществлять контроль за порядком и сроками выполнения Работ. Количество проверок и сроки их проведения определяются представителем Заказчика единолично.

4.2.6. В любое время требовать от Подрядчика приостановки выполнения Работ полностью либо в части (в том числе отдельных видов работ, либо применения отдельных видов материалов, конструкций, оборудования, изделий). Требование о приостановке выполнения Работ по настоящему Контракту должно быть предъявлено в письменной форме (путем составления Акта) с указанием причин приостановки и срока его удовлетворения Подрядчиком, а также занесением соответствующей записи в журнал производства работ.

4.2.7. Приостановка работ по причине некачественного выполнения отдельных видов работ, либо применения некачественных материалов, конструкций, оборудования, изделий, систем должна быть произведена Заказчиком немедленно после выявления вышеуказанных фактов.

4.2.8. Заказчик вправе отказаться от приемки (оплаты) результата работ, в случае обнаружения недостатков, которые исключают возможность использования конечного результата работ для указанной цели, если данные недостатки не могут быть устранены Подрядчиком, а также потребовать от Подрядчика возмещения причиненных убытков.

В соответствии с пунктом 5.1 раздела 5 «Права и обязанности Подрядчика» Контракта Подрядчик обязан, в том числе:

5.1.2. Выполнить и сдать Работы по Объекту качественно, в объеме и в сроки, предусмотренные настоящим Контрактом.

5.1.4. Любые отклонения от условий настоящего Контракта, проектной и сметной документации, требований Заказчика, в том числе не влияющие на технологию и качество работ, Подрядчик обязан согласовать с Заказчиком.

5.1.11. Своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта, а также к установленному Контрактом сроку обязан предоставить Заказчику результаты выполнения работы, предусмотренные Контрактом.

5.1.15. Приступать к выполнению последующих работ только после приёмки Заказчиком скрытых работ и составления актов их освидетельствования. Продолжение работ без согласования скрытых работ с Заказчиком не допускается.

5.1.16. Если продолжение работ выполнено без согласования с Заказчиком в случае, когда он не был информирован об этом или информирован с опозданием, Подрядчик обязан по требованию Заказчика за свой счёт произвести вскрытие отремонтированного объекта, составить акты освидетельствования совместно с Заказчиком, а затем восстановить объект за свой счёт.

5.1.19. Немедленно известить Заказчика и до получения от него указаний приостановить работы при обнаружении:

- возможных неблагоприятных для Заказчика последствий выполнения его указаний;

- иных не зависящих от Подрядчика обстоятельств, угрожающих пригодности или прочности результатов выполняемой работы, либо создающих невозможность её завершения в срок.

5.1.20. В указанных случаях срок исполнения обязательств по Контракту соответственно продлевается на срок, необходимый для выявления, устранения причин (обстоятельств), что подтверждается соответствующим двухсторонним актом.

5.1.29. Передать по окончании выполнения работ Заказчику исполнительную документацию о выполненных строительных и монтажных работах, сметную документацию, акты скрытых работ, журналы производства работ.

На основании пункта 5.2 раздела 5 «Права и обязанности Подрядчика» Контракта Подрядчик вправе:

5.2.1. Привлечь к исполнению обязательств, предусмотренных Контрактом, других лиц (субподрядчиков), при этом ответственность перед Заказчиком за действия (бездействие) данных лиц несет Подрядчик.

5.2.2. Требовать своевременной приемки и оплаты Заказчиком выполненных работ в соответствии с разделом 7 настоящего Контракта.

5.2.3. Запрашивать у Заказчика разъяснения и уточнения относительно проведения работ в рамках настоящего Контракта.

5.2.4. Получать от Заказчика содействие (по предоставлению необходимых документов) при выполнении работ в соответствии с условиями настоящего Контракта.

Разделом 8 «Производство работ» Контракта определены условия выполнения работ по контракту.

Раздел 9 Контракта определяет порядок приемки выполненных работ.

Согласно пункту 14.1 Контракта срок действия Контракта – с даты подписания его Сторонами до «31» декабря 2022 года включительно, за исключением обязательств по оплате, гарантийных обязательств, обязательств по возмещению убытков и выплате неустойки (штрафы, пени). Если к указанному сроку какие-либо обязательства по Контракту окажутся неисполненными, то Контракт будет действовать до полного исполнения обязательств Сторонами.

 

На заседании Комиссии представители Общества и Заказчика, участвующие в рассмотрении настоящего дела, пояснили и из материалов дела установлено следующее.

 

01.07.2022 Подрядчик в письме исх. № 100 просит Заказчика согласовать замену импортного оборудования, так как приобрести в текущих условиях такие товары не представляется возможным.

04.07.2022 Подрядчик письмом исх. № 101 проинформировал Заказчика о ранее направленном письме о необходимости замены оборудования (насосная установка пожаротушения) в связи с длительным сроком поставки. Так как согласование замены оборудования Общество от Заказчика не получило, Подрядчик уведомил Учреждение о приостановке выполнения работ.

04.07.2022 Подрядчик в письме исх. № 104 сообщает Заказчику о необходимости получения разрешения на допуск на территорию Учреждения сотрудников Общества, в связи с чем направляет список сотрудников.

05.07.2022 Заказчик в письме исх. № 1606 согласовывает Подрядчику замену оборудования.

06.07.2022 Подрядчик письмом исх. № 106 сообщает Заказчику о возобновлении работ на объекте.

12.07.2022 Подрядчик в письме исх. № 108 просит Заказчика согласовать чертежи ранее утвержденной замененной насосной установки пожаротушения; информирует о производстве демонтажных работ системы водоотведения (стояков в туалетах).

13.07.2022 Подрядчик в письме исх. № 110 просит Заказчика предоставить допуск на территорию Учреждения сотрудников, а также автомобилей согласно списку.

21.07.2022 Заказчик направляет Подрядчику письмо исх. № 1757, в котором указывает, что работы по демонтажу части труб водоотведения выполнены, однако, с 18.07.2022 работы на объекте не ведутся, в связи с чем просит возобновить проведение работ.

22.07.2022 Подрядчик направляет Заказчику письмо исх. № 118, в котором сообщает о выявленных разночтениях (неточностях) в проектной документации, в связи с чем просит предоставить разъяснения, а также информирует Учреждение о приостановке выполнения работ.

25.07.2022 Заказчик направляет Подрядчику ответ (письмо исх. № 1793), в котором предоставляет разъяснения на заданные Обществом вопросы, а также указывает, что уточнение расположения оборудования, тип используемых материалов и способа прокладки трасс, по мнению Учреждения, нельзя отнести к обстоятельствам, указанным в пункте 1 статьи 716 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

26.07.2022 Подрядчик в письме исх. № 123 просит Заказчика обратиться в проектную организацию для приведения чертежей проекта и спецификации в соответствие с принятыми решениями об изменении.

26.07.2022 Подрядчик в письме исх. № 124 просит Заказчика предоставить схему расстановки оборудования для маломобильных групп населения.

02.08.2022 Подрядчик в письме исх. № 129 информирует Заказчика о том, что ответы на письма исх. № 123, 124 до настоящего времени не получены, а также повторно сообщает, что работы по контакту приостановлены.

02.08.2022 Заказчик письмом исх. № 1859 направляет Подрядчику проект 0005-02-АР, в котором имеется схема расстановки оборудования для маломобильных групп населения.

02.08.2022 Подрядчик в письме исх. № 132 указывает Заказчику, что в ранее направленной схеме проекта отсутствуют размеры (высота размещения поручня около унитаза; отступы от унитаза до поручня, отступы от стен по размещению поручня), а сама схема должна соответствовать СП 59.13330.2020, в связи с чем просит предоставить схему с размерами.

03.08.2022 Подрядчик в письме исх. № 137 сообщает Заказчику, что система водоснабжения на объекте находится под давлением, в связи с чем просит произвести отключение горячего и холодного водоснабжения для дальнейшего производства работ. На основании указанного Подрядчик информирует Заказчика о продлении приостановки работ.

08.09.2022 Подрядчик письмом исх. № 185 направляет Заказчику смету на выполнение демонтажных работ, не предусмотренных в проектно-сметной документации (не соответствующих проектных объемов фактическим).

08.09.2022 Заказчик в письме исх. № 2171 сообщает Подрядчику, что предоставленная Обществом смета принята на рассмотрение, а также информирует Общество о направленных 11.08.2022 ответах на письма ООО «СКС» исх. № 123, 129, 132 с корректировками проектной документации.

16.09.2022 Подрядчик в письме исх. № 201 уведомляет Заказчика о том, что ранее смонтированные Подрядчиком трубы в помещениях № 14, № 30 демонтированы сторонней организацией, в связи с чем Общество сообщает, что в случае протечек в данных помещениях (а также в помещении № 23), ООО «СКС» ответственности нести не будет.

30.09.2022 Подрядчик в письме исх. № 217 повторно просит Заказчика предоставить ответы на ранее направленные письма исх. № 124, 134, в связи с чем повторно указывает, что работы по Контракту приостановлены.

04.10.2022 Подрядчик в письме исх. № 220 сообщает Заказчику, что в следствие отсутствия дополнительных разъяснений от Учреждения Общество произведет расстановку оборудования для маломобильных групп населения без соблюдения отступов и высот.

12.10.2022 Подрядчик в письме исх. № 239 сообщает Заказчику, что предусмотренные в проектной документации писсуары значительно превышают по стоимости такое оборудование, заложенное в сметной документации, в связи с чем просит Учреждение уточнить какие именно писсуары устанавливать и как они будут оплачиваться.

12.10.2022 Подрядчик в письме исх. № 239 предлагает Заказчику заменить пожарные шкафы, так как заложенное в проектной документации оборудование невозможно установить в существующие ниши.

21.10.2022 Подрядчик письмом исх. № 244 уведомляет Заказчика о выполнении работ по Контракту, в связи с чем просит назначить комиссию.

24.10.2022 Заказчик в письме исх. № 2550 согласовывает Подрядчику замену пожарных шкафов.

08.11.2022 Подрядчик письмом исх. № 261 направляет Заказчику исполнительные документы по Контракту, а также смету на дополнительные работы, не предусмотренные проектом.

09.11.2022 Заказчик в письме исх. № 2752 сообщает Подрядчику, что по состоянию на 09.11.2022 работы по Контракту не завершены, а часть работ выполнена не в соответствии с действующими нормами и правилами.

14.11.2022 Заказчик в письме исх. № 2816 просит Подрядчика направить представителей Общества для составления акта о выявленных недостатках.

16.11.2022 Заказчик в письме исх. № 2829 повторно просит Подрядчика направить представителей Общества для составления акта о выявленных недостатках.

18.11.2022 Заказчик в письме исх. № 2857 просит Подрядчика 21.11.2022 в 11:00 произвести сдачу выполненных работ в связи с окончанием срока выполнения работ по Контракту.

21.11.2022 Подрядчик направляет Заказчику письмо исх. № 284, к которому прикладывает исполнительную документацию, а также смету на дополнительные работы.

21.11.2022 Подрядчик направляет Заказчику письмо исх. № 285, в котором указывает, что дата и время вызова представителя ООО «СКС» по двум текущим контрактам совпадают (21.11.2022 года к 11.00), в связи с чем просит перенести одну из комиссий, так как право подписи в ООО «СКС», согласно Уставу Общества, имеет только генеральный директор.

21.11.2022 Подрядчик направляет письмо исх. № 287, в котором указывает, что по состоянию на 21.11.2022:

- произведен демонтаж установленных ООО «СКС» раковин и унитазов (для выполнения облицовочных работ);

- производится зашивка стояков (собрана система под ГКЛ);

- сломаны (повреждены) трассы канализации. Данные повреждения нанесены работам ООО «СКС» представителями сторонних организаций, работающих на объекте, требует в кратчайшие сроки разобраться в данном вопросе.

В качестве приложений к письму Подрядчик направляет Заказчику фотофиксацию отсутствия приемочной комиссии (по этажам), фотофиксацию демонтированных раковин и унитазов для облицовки, фотофиксацию зашивки стояков, фотофиксацию повреждения трассы.

21.11.2022 Заказчик направляет Подрядчику письмо исх. № 2868, в котором указывает, что работы по Контракту выполнены не в полном объеме, а именно:

- не установлен электропривод ГЗ-А.70 на задвижку клиновую;

- не установлены унитаз и раковина для инвалидов, поручень напольный и откидной для инвалидов;

- не установлен поддон стальной в помещении уборочного инвентаря.

Также Заказчик указывает, что для объективной оценки фактического объема, качества и стоимости выполненных по Контракту работ привлек стороннюю организацию ООО «Эксперт Центр».

По результатам строительно-технической экспертизы (инструментально-визуального обследования) и полного выполнения объема работ по данному Контракту Подрядчиком, Заказчиком будет принято решение о фактической стоимости выполненных работ.

В ответ на письмо Заказчика исх. № 2868 от 21.11.2022 по приемке выполненных работ по Контракту, в котором Учреждение указывает, что работы будут приняты после установки электропривода ГЗ-70А, унитаза для МГН и поручней к нему, раковины и поручня к нему для МГН, Подрядчик 21.11.2022 направляет письмо исх. № 288, в котором уведомляет, что работы по Контракту ООО «СКС» были выполнены в таком объеме по состоянию на 21.10.2022 (письмо исх. № 244 от 21.10.2022 о приемке работ и назначении комиссии), но замечания по отсутствию установки данного оборудования в течении месяца отсутствовали.

На основании вышеизложенного ООО «СКС» не сможет выполнить требование Заказчика по устранению названных замечаний, так как указанные Учреждением позиции заказные:

- срок поставки электропривода (после оплаты) 10 рабочих дней;

- срок изготовления поручней 20-25 рабочих дней.

При этом, ООО «СКС» просит назначить комиссию для приемки фактически выполненных работ.

23.11.2022 Заказчик направил Подрядчику письмо исх. № 2883, в котором указал, что Обществом в полном объеме работы по Контакту не выполнены. В качестве приложения к письму Заказчик направил Обществу Акт сдачи-приемки выполненных работ для ознакомления и подписания.

23.11.2022 Подрядчик направил ответ (письмо исх. № 292), в котором выразил несогласие с указанными в Акте сдачи-приемки выполненных работ недостатками.

25.11.2022 Заказчик направил Подрядчику письмо исх. № 2921 с указанием на нарушения положений Контракта в части обязанностей Общества.

28.11.2022 Заказчик письмом исх. № 2954 просит Подрядчика направить представителя 30.11.2022 для повторной сдачи выполненных работ и опрессовки системы водоснабжения.

28.11.2022 Подрядчик в письме исх. № 298 сообщает Заказчику, что все работы по Контракту проводились в соответствии с СП 30.13330.2022, а также информирует, что опрессовка системы будет выполнена 30.11.2022 при приемке выполненных работ.

28.11.2022 Подрядчик в письме исх. № 295 просит Заказчика разрешить допуск сотрудников Общества на объект для устранения выявленных недостатков.

09.12.2022 Подрядчик в ответ на претензии Заказчика в письме исх. № 323 сообщает Учреждению, что раковины, а также 2 смесителя были установлены ООО «СКС» (приложены фотографии), однако, данное сантехническое оборудование было демонтировано сторонними организациями (приложены фотографии), о чем Заказчику сообщалось ранее.

 

Частью 8 статьи 95 Закона установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В силу пункта 1 и пункта 3 статьи ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается расторгнутым или измененным.

На основании пункта 3 статьи 723 ГК РФ если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.

В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Разделом 12 Контракта предусмотрено следующее.

12.1. Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

12.2. Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в соответствии с положениями статьи 95 Закона о контрактной системе.

В связи с тем, что по состоянию на 21.11.2022, по мнению Учреждения, Подрядчиком выявленные Заказчиком недостатки не устранены, работы по Контракту в полном объеме не выполнены, руководствуясь пунктом 3 статьи 723 ГК РФ, Заказчиком 21.11.2022 принято и оформлено на бумажном носителе Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта № ДОЖиКБ/22/61 от 27.06.2022 на выполнение работ по капитальному ремонту системы водоснабжения и водоотведения в учебном корпусе № 2 ТГПУ им. Л. Н. Толстого (далее – Решение).

В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 N 60 «О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление N 60) утверждены, среди прочего Положение о единой информационной системе в сфере закупок; Положение о порядке формирования и размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, о требованиях к их формам.

Пунктом 2 раздела II «Формирование и размещение информации и документов в единой информационной системе» Постановления N 60 определено, что формирование информации и документов с использованием единой информационной системы осуществляется путем заполнения экранных форм веб-интерфейса единой информационной системы или путем представления в единую информационную систему электронного документа, содержащего сформированную информацию, посредством информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами, используемыми субъектами единой информационной системы.

На основании пункта 3 указанного раздела Постановления N 60 документы, сформированные без использования единой информационной системы, размещаются в единой информационной системе в форме электронного документа или образа бумажного документа.

Подпунктами «п», «с» пункта 5 раздела II «Формирование и размещение информации и документов в единой информационной системе» Постановления N 60 предусмотрено, что в единой информационной системе, в том числе во взаимодействии с иными информационными системами, осуществляются формирование и размещение документов, предусмотренных Федеральным законом, в том числе решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта; извещения об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Таким образом, учитывая требования части 12.1 статьи 95 Закона, легитимность решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта возможна лишь при условии его формирования и направления поставщику (подрядчику, исполнителю) посредством единой информационной системы в сфере закупок.

Вместе с этим Решение с использованием единой информационной системы сформировано Заказчиком и подписано электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Учреждения, и, соответственно, размещено в единой информационной системе 28.11.2022. Одновременно с этим в соответствующем разделе единой информационной системы в сфере закупок размещен сканированный образ бумажного документа «Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта № ДОЖиКБ/22/61 от 27.06.2022 на выполнение работ по капитальному ремонту системы водоснабжения и водоотведения в учебном корпусе № 2 ТГПУ им. Л. Н. Толстого» от 21.11.2022).

Посредством единой информационной системы в сфере закупок Решение получено Обществом 28.11.2022. Следовательно, юридический статус и правовое значение Решение приобрело лишь 28.11.2022.

Соответственно, датой вступления в силу Решения, с учетом положений статьи 95 Закона, является 09.12.2022.

Посчитав решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, вступившим в законную силу и Контракт расторгнутым, Заказчик направил в Тульское УФАС России настоящее обращение.

 

Обществом в материалы дела представлены пояснения, в которых оно указывает на несогласие с Решением по основаниям, приведенным выше; просит информацию об ООО «СКС» не включать в реестр недобросовестных поставщиков.

Изучив обстоятельства, на основании которых принято Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, оценив действия сторон Контракта при его исполнении, Комиссия установила следующее.

Обязательства в силу статей 309, 310 ГК РФ должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

Частью 1 статьи 2 Закона предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Положениями статей 309, 310 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Нормами ГК РФ предусмотрено несколько оснований прекращения обязательства, в частности, в статье 407 ГК РФ указано, что обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором; при этом прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором.

Таким образом, прекращение обязательства по требованию одной из сторон закон указывает как отдельный способ прекращения обязательства и ограничивает возможность его применения случаями, предусмотренными законом или договором.

Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1. при существенном нарушении договора другой стороной;

2. в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Пунктами 1 и 2 статьи 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении", при осуществлении стороной права на одностороннее изменение условий обязательства или односторонний отказ от его исполнения она должна действовать разумно и добросовестно, учитывая права и законные интересы другой стороны (пункт 3 статьи 307, пункт 4 статьи 450.1 ГК РФ). На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

Приведенные разъяснения направлены на формирование у участников гражданского оборота правил разумного и добросовестного поведения при установлении, исполнении и прекращении обязательств, в том числе в случае реализации предусмотренного договором права на его досрочное расторжение в одностороннем порядке.

В свою очередь, пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 № 54 "О некоторых вопросах применения общих положений ГК РФ" разъяснено, что в случае, если односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий совершены тогда, когда это не предусмотрено законом, иным правовым актом или соглашением сторон или не соблюдены требования к их совершению, то по общему правилу такой односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий не влекут юридических последствий, на которые они были направлены.

Таким образом, установленный законом принцип добросовестности участников гражданского оборота должен быть ими соблюден.

При этом из представленных в материалы дела документов и сведений Комиссией установлено следующее.

Подрядчик своевременно приступил к выполнению работ.

В целях реализации исполнения Контракта между его сторонами осуществлялась многочисленная переписка, согласно которой Общество отвечало на письма Учреждения, запрашивало у него информацию и соответствующие согласования, необходимые для исполнения Контракта, просило внести корректировки в проектно-сметную документацию, сообщало о приостановлении и возобновлении работ по Контракту, уведомляло Заказчика о фактах действия третьих лиц, повлекших причинение вреда работам, проведенным Обществом (при этом, указанные факты Заказчиком не опровергаются). В свою очередь, Заказчик в своих письмах подтверждал факт осуществления Обществом деятельности по исполнению Контракта.

 

В силу статьи 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:

непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;

возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;

иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.

Подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 статьи 716 ГК РФ, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.

Если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 статьи 716 ГК РФ, в разумный срок не заменит непригодные или недоброкачественные материал, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки (обработки) вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков.

Аналогичное положение предусмотрено частью 2 статьи 94 Закона, согласно которой поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей.

Согласно пункту 1 статьи 719 ГК РФ подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок.

Как следует из материалов рассматриваемого ООО «СКС» неоднократно приостанавливало выполнение работ по Контракту ввиду возникновения обстоятельств, не зависящих о его воли.

В соответствии со статьей 718 ГК РФ заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы. В случаях, когда исполнение работы по договору подряда стало невозможным вследствие действий или упущений заказчика, подрядчик сохранят право на уплату ему указанной в договоре цены с учетом выполненной части работ.

Подрядчик не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора в соответствии с пунктом 3 статьи 405, пунктом 1 статьи 406 ГК РФ и пунктом 9 статьи 34 Закона (пункт 10 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).

Защита интересов другой стороны договора, не имеющей возможности контролировать обстоятельство, от которого зависит срок исполнения обязанности его контрагента, осуществляется иным образом, а именно через механизм фикции наступления или ненаступления определенного обстоятельства, чему намеренно способствовала сторона, которой это выгодно (пункт 1 статьи 6, пункт 3 статьи 157 ГК РФ, пункт 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении", пункт 52 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", далее - Постановление N 25).

В такой ситуации, если одна из сторон обязательства в обоснование отсутствия своей обязанности недобросовестно ссылается на выгодное для нее ненаступление обстоятельства, находящегося в сфере ее контроля, при истечении разумного и обычного для наступления такого рода обстоятельств срока суд вправе в соответствии с пунктом 4 статьи 1 ГК РФ счесть такую обязанность наступившей. Аналогичным образом суд вправе считать обязанность стороны непрекращенной при наступлении такого обстоятельства, если такая сторона этому недобросовестно содействовала.

Следовательно, в данном случае, когда исполнение обязательств подрядчиком поставлено в зависимость от действий заказчика, то именно заказчик обязан предпринимать для наступления этого обстоятельства разумные меры, ожидаемые от любого добросовестного участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации (пункт 3 статьи 307 ГК РФ, пункт 1 Постановления N 25).

По смыслу положений статей 716, 719 ГК РФ получение заказчиком уведомления о невозможности выполнения работ влечет определенные данным нормами, в зависимости от активного или пассивного характера, реакции заказчика па данное уведомление (пункт 3 статьи 716, пункт 2 статьи 719 ГК РФ).

В свою очередь, анализ поведения Общества при исполнении Контракта позволяет прийти к выводу о том, что в ходе исполнения Контракта ООО «СКС» периодически сталкивалось со сложностями, возникающими при выполнении работ, в связи с чем обращалось к Заказчику с вопросами, разрешение которых зависит только от последнего.

Учреждение оказывало содействие в разрешении возникающих у Общества сложностей, но, как следует из материалов дела, не всегда своевременно.

Данный факт Заказчиком не оспорен.

В свою очередь, в материалы дела доказательств того, что неисполнение Контракта было вызвано именно недобросовестным поведением Общества, совершением им умышленных действий (бездействия), приведших к невозможности надлежащего исполнения Контракта, в антимонопольный орган не представлено. Напротив, из материалов дела следует, что Обществом принимались меры по надлежащему исполнению Контракта.

Частью 16 статьи 95 Закона установлено, что Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Согласно пункту 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 13 Правил ведения реестра орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.

Подпунктом «б» пункта 13 Правил ведения реестра установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).

Пунктом 15 Правил ведения реестра установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:

а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:

- выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;

б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.

Следовательно, размещение информации об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется лишь в случае, если Комиссия в результате проведенной проверки установит существенные обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки уклоняться от исполнения контракта, либо направленности его действий на несоблюдение условий контракта.

По общему правилу, при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении Закона.

Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

В то же время Комиссия приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае, в действиях Подрядчика отсутствуют признаки виновного поведения в виде бездействия, связанного с игнорированием взятых на себя обязательств по Контракту, а обстоятельства рассматриваемого дела в совокупности с представленными документами и сведениями не дают возможности прийти к однозначному выводу о нарушении условий Контракта, допущенных исключительно по вине Общества.

Напротив, представленные в материалы дела информация и сведения свидетельствуют о направленности действий Подрядчика на соблюдение условий Контракта, что не позволяет сделать вывод о наличии в действиях Общества недобросовестного поведения или злонамеренного уклонения от исполнения Контракта или несоблюдения его условий.

Более того, материалами дела подтверждено повреждение некоторых работ, выполненных Подрядчиком, третьими лицами (иными организациями, проводящими ремонтные работы на объекте), что также повлекло за собой ряд претензий со стороны Заказчика.

Исходя из вышеизложенных обстоятельств, вины Подрядчика, выразившейся в намеренном неисполнении условий Контракта, Комиссией не установлено.

Возникшие в ходе исполнения Контракта разногласия сторон не могут свидетельствовать о недобросовестном поведении Подрядчика, направленном на намеренный срыв исполнения Контракта. Бесспорных доказательств, подтверждающих обратное, Заказчиком в материалы рассматриваемого дела не представлено.

Более того, наличие подобных разногласий свидетельствует о наличии гражданско-правового спора у сторон Контракта, возникшего при его исполнении.

При этом с момента заключения контракта между его сторонами возникают гражданско-правовые отношения, оценку которым антимонопольный орган в рамках рассмотрения одностороннего отказа заказчика либо подрядчика от исполнения контракта в качестве основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков давать не вправе.

Обоснованность и правомерность тех или иных действий сторон, связанных с исполнением рассматриваемого контракта, может быть оценена в рамках конкретного гражданско-правового спора по итогам рассмотрения которого могут быть сделаны выводы о необходимости применения соответствующих гражданско-правовых последствий.

При таких обстоятельствах, применительно к положениям пункта 15 Правил ведения реестра, у Комиссии отсутствуют правовые основания для внесения информации об ООО «СКС» в реестр недобросовестных поставщиков.

 

Кроме этого, в качестве доказательства недобросовестности поведения Общества при исполнении Контракта Учреждением в материалы дела представлено заключение эксперта № 307/1 (без даты) по результатам строительно-технической экспертизы (инструментально-визуального обследования) выполненных работ по капитальному ремонту системы водоснабжения и водоотведения в учебном корпусе №2 ТГПУ им. Л. Н. Толстого по адресу: г. Тула, ул. пр-кт Ленина, 125, проведенной ООО «Эксперт Центр».

Из указанного заключения следует, что в период с 21 ноября по 05 декабря 2022 года ООО «Эксперт Центр» проведена строительно-техническая экспертиза (инструментально-визуальное обследование) выполненных работ по капитальному ремонту системы водоснабжения и водоотведения в учебном корпусе №2 ТГПУ им. Л.Н. Толстого, расположенного по адресу: г. Тула, пр-кт Ленина, 125. Обследование выполнено с целью определения соответствия выполненных работ по капитальному ремонту системы водоснабжения и водоотведения в учебном корпусе №2 ТГПУ им. Л.Н. Толстого, расположенного по адресу: г. Тула, пр-кт Ленина, 125 условиям Контракта, а также строительным нормам и правилам, ГОСТам и иным нормативным документам.

В соответствии с частью 3 статьи 94 Закона для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

На основании части 10 статьи 95 Закона заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 8 настоящей статьи. При этом в силу части 11 статьи 95 Закона если заказчиком проведена экспертиза поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

При таких обстоятельствах, Комиссия констатирует факт, что выводы, содержащиеся в заключении эксперта № 307/1 (без даты) по результатам строительно-технической экспертизы (инструментально-визуального обследования) выполненных работ по капитальному ремонту системы водоснабжения и водоотведения в учебном корпусе №2 ТГПУ им. Л. Н. Толстого по адресу: г. Тула, ул. пр-кт Ленина, 125, не были положены Заказчиком в основу для принятия Решения (учитывая, в том числе, период проведения такой экспертизы с 21 ноября по 05 декабря 2022 года) и не указаны в таком решении в качестве обоснования его принятия, следовательно, с учетом положений частей 10, 11 статьи 95 Закона такое заключение не может являться безусловным подтверждением нарушения Обществом условий Контракта, послужившим основанием для его расторжения Заказчиком.

Более того, Комиссия считает необходимым отметить, что на основании части 2 статьи 41 Закона к проведению экспертизы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, не могут быть допущены:

1) физические лица:

а) являющиеся либо в течение менее чем двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшиеся должностными лицами или работниками заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика (подрядчика, исполнителя);

б) имеющие имущественные интересы в заключении контракта, в отношении которого проводится экспертиза;

в) являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными с руководителем заказчика, членами комиссии по осуществлению закупок, руководителем контрактной службы, контрактным управляющим, должностными лицами или работниками поставщика (подрядчика, исполнителя) либо состоящие с ними в браке;

2) юридические лица, в которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) имеет право распоряжаться более чем двадцатью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, либо более чем двадцатью процентами вкладов, долей, составляющих уставный или складочный капитал юридических лиц;

3) физические лица или юридические лица в случае, если заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) прямо и (или) косвенно (через третье лицо) может оказывать влияние на результат проводимой такими лицом или лицами экспертизы.

В соответствии с частью 4 статьи 41 Закона эксперт, экспертная организация обязаны уведомить в письменной форме заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) о допустимости своего участия в проведении экспертизы (в том числе об отсутствии оснований для недопуска к проведению экспертизы в соответствии с частью 2 настоящей статьи).

За невыполнение экспертом, экспертным учреждением требования части 3 статьи 41 Закона декларирована ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 7 статьи 41 Закона).

Вместе с тем, в материалы настоящего дела не представлены доказательства направления экспертной организацией ООО «Эксперт Центр» в адрес Общества и Учреждения уведомлений в письменной форме об отсутствии оснований для недопуска к проведению экспертизы, что является обязательным условием для допуска эксперта, экспертной организации к проведению экспертизы в рамках Закона.

В свою очередь, представитель Общества категорически отрицал получение такого уведомления от экспертной организации (эксперта).

При этом представитель Подрядчика акцентировал внимание на том факте, что экспертиза сторонней организацией была проведена с грубыми нарушениями Закона, по итогам которой было составлено заключение специалиста, относимость и допустимость которого при оценке результата выполненных работ по Контракту вызывает сомнения.

Пунктом 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.1995 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" (далее - постановление от 31.10.1995 N 8) обращено внимание судов на необходимость выполнения конституционного положения о том, что при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона; разъяснено, что доказательства должны признаваться полученными с нарушением закона, если при их собирании и закреплении были нарушены гарантированные Конституцией Российской Федерации права человека и гражданина или установленный уголовно-процессуальным законодательством порядок их собирания и закрепления, а также, если собирание и закрепление доказательств осуществлено ненадлежащим лицом или органом либо в результате действий, не предусмотренных процессуальными нормами.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации доказательства, полученные с нарушением закона, являются недопустимыми.

Учитывая, что доказательств соблюдения ООО «Эксперт Центр» (экспертом) процедуры уведомления о проведении экспертизы, предусмотренной частью 3 статьи 41 Закона, сторонами в материалы дела не представлено, Комиссия считает возможным констатировать факт нарушения порядка проведения экспертизы, установленного частью 3 статьи 41 Закона.

Кроме того, в соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 103 Закона в реестр контрактов включаются, в том числе следующие документы и информация:

заключение по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (отдельного этапа исполнения контракта) (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций).

Однако, при проведении анализа информации, размещенной в единой информационной системе в сфере закупок, установлено, что в реестре контрактов представленного в материалы дела заключения эксперта № 307/1 (без даты) по результатам строительно-технической экспертизы (инструментально-визуального обследования) выполненных работ по капитальному ремонту системы водоснабжения и водоотведения в учебном корпусе №2 ТГПУ им. Л. Н. Толстого по адресу: г. Тула, ул. пр-кт Ленина, 125, проведенной ООО «Эксперт Центр», не содержится.

Равно как в материалы дела не представлены доказательства направления указанного экспертного заключения в адрес ООО «СКС».

При таких обстоятельствах, заключение эксперта № 307/1 (без даты) не может служить надлежащим доказательством нарушения Обществом условий Контракта.

 

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

Информацию, представленную федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» в отношении общества с ограниченной ответственностью «СКС» (ИНН 7105512834; квартал Малые Гончары, д.6, пом.1, г. Тула, 300057), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии:

Заместитель председателя Комиссии:

 

 

 

Член Комиссии:

 

 

 

 

 

2022-2097

 

 

Связанные организации

ООО «СКС»
ИНН 7105512834, ОГРН 1117154016781
ТГПУ им. Л.Н. Толстого
ИНН 7107030811, ОГРН 1027100979674