Решение №2534/24 решение от 7 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Муниципальное учреждение "Центр гражданской защиты и спасательных работ города Тулы" Демидовская ул., д. 56 к. 1, город Тула, Тульская область, 300002 centergz-tula@cityadm.tula.ru, babayanag@cityadm.tula.ru Индивидуальный предприниматель Н.А.Ю.

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 071/10/104-450/2024

04.06.2024 г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее – Комиссия) в составе:

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи обращение муниципального учреждения «Центр гражданской защиты и спасательных работ города Тулы» (далее – Заказчик) (вх. № 3283/24 от 28.05.2024) о размещении информации об индивидуальном предпринимателе Н.А.Ю.(далее – Индивидуальный предприниматель, ИП Н.А.Ю., Поставщик)  в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – реестр недобросовестных поставщиков) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения муниципального контракта от 28.02.2024 № 2024.015238 на поставку бензопил (закупка № 0166300024724000062) (далее – Контракт), руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее – Правила ведения реестра), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее – Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), при участии:

-  начальника муниципального учреждения «Центр гражданской защиты и спасательных работ города Тулы» на основании приказа;

в отсутствие представителей Индивидуального предпринимателя,

 

УСТАНОВИЛА:

В Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об ИП Н.А.Ю. в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта, заключенного по итогам запроса котировок в электронной форме на право заключения муниципального контракта на поставку бензопил (закупка № 0166300024724000062) (далее – Закупка, Запрос котировок в электронной форме).

В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в обращении Заказчика, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении данной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

Извещение о Закупке со всеми электронными документами (приложениями), предусмотренными Законом (далее – Извещение о Закупке), 13.02.2024 размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система).

Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 215 840,00 рублей.

28.02.2024 между Заказчиком и Поставщиком заключен муниципальный Контракт на сумму 240 000,00 рублей.

Согласно пунктам 1.1 – 1.3 Контракта Поставщик обязуется поставить Заказчику в срок, предусмотренный настоящим Контрактом, бензопилы (далее – товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить товар на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.

Товар, поставляемый в рамках предмета настоящего Контракта, его наименование, цена, комплектация и количество определяются в спецификации на товар (приложение № 1 к Контракту), являющейся неотъемлемой частью настоящего Контракта.

Требования, предъявляемые к товару, определяются в описании объекта закупки на поставку товара (приложение № 2 к Контракту), являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта.

Разделом 4 Контракта определены сроки и место поставки товара:

«4.1. Срок поставки товара по Контракту: в течение 20 календарных дней с даты заключения Контракта.

4.2. Место доставки товара: город Тула, ул. Веневское шоссе, д.4 корп.17а».

В соответствии с разделом 3 «Качество товара» Контракта установлено:

«3.1. Поставщик гарантирует качество и безопасность товара в соответствии с действующими стандартами, техническими условиями и требованиями, указанными в нормативно-технической и иной документации, утвержденными на данный вид товара, и наличием сертификатов (при наличии, а также в случаях, установленных действующим законодательством), обязательных для данного вида товара, оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Качество товара, поставляемого Заказчику в соответствии с описанием объекта закупки, должно соответствовать законодательству Российской Федерации и настоящему Контракту.

3.2. Качество товара, поставляемого Заказчику в соответствии с описанием объекта закупки, должно соответствовать законодательству Российской Федерации и настоящему Контракту.

Соответствие качества товара должно быть подтверждено следующими документами в соответствии с законодательством Российской Федерации:

- сертификатом соответствия (или декларацией), оформленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, (при наличии, а также в случаях, установленных действующим законодательством);

- сертификатом (паспортом) качества производителя, другими документами по качеству, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

Все документы должны быть заверены надлежащим образом.

Поставщик гарантирует своевременно устранить дефекты, выявленные при приемке товара и в течение всего гарантийного срока. Объем гарантий качества – 100%.

Гарантийный срок на товар должен составлять не менее 12 месяцев со дня поставки. Если для товара стандартные гарантийные сроки, установленные производителем данного товара, превышают запрашиваемый гарантийный срок, то гарантийный срок на данный товар устанавливается продолжительностью не менее гарантийного срока, установленного производителем данного товара. Срок гарантии начинает исчисляться со дня подписания Заказчиком документа о приемке.

3.3. Поставщик гарантирует, что:

3.3.1. Поставляемый товар должен быть новым (не бывшим в употреблении), не является предметом иных договорных (контрактных) обязательств и свободен от прав и притязаний третьих лиц.

3.3.2. Исполнение обязательств по настоящему Контракту не нарушит имущественных и неимущественных прав Заказчика и третьих лиц.

3.3.3. Товар будет поставлен Заказчику в надлежащей упаковке (таре), отвечающей требованиям ГОСТов, ТУ и обеспечивающий сохранность товара при перевозке и хранении.

3.4. Поставщик гарантирует качество и надежность поставляемого товара в соответствии с описанием объекта закупки и муниципальным Контрактом».

В соответствии с пунктом 10 приложения № 2 к Контракту «Описание объекта закупки на поставку бензопил» определены требования по передаче Заказчику технических и иных документов при поставке товара:

«в день поставки Поставщик одновременно с товаром должен передать Заказчику сопроводительные документы, относящиеся к товару, паспорт качества (паспорт производителя), сертификат соответствия (декларация) (при наличии, а также в случаях предусмотренных действующим законодательством РФ) и другие документы на русском языке, надлежащим образом подтверждающие качество товара».

Разделом 5 Контракта согласован порядок приемки товара:

«5.1. Товар Заказчику поставляется в соответствии с условиями настоящего Контракта.

5.2. Поставщик в день поставки одновременно с товаром направляет Заказчику сопроводительные документы, относящиеся к товару, сформированный с использованием единой информационной системы, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Поставщика, и размещенный Поставщиком в единой информационной системе документ о приемке, а также документы, подтверждающие качество товара, оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, счет/счет-фактуру товарную(ые) накладную(ые) либо УПД.

5.3. По факту приемки товара Заказчиком подписывается документ о приемке, сформированный и подписанный Поставщиком с использованием единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС).

5.4. Приемка товара в соответствии с Контрактом осуществляется Заказчиком в течение 5 (пяти) рабочих дней, включая проведение экспертизы (в течение 3 (три) рабочих дней), со дня поставки товара и поступления с использованием единой информационной системы в сфере закупок Заказчику документов, предусмотренных пунктом 5.2 настоящего Контракта.

При приемке товара Заказчик обязан провести экспертизу в части соответствия поставленного товара условиям Контракта. Экспертиза может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ.

Результаты экспертизы, проведенной с привлечением экспертов, экспертных организаций оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации.

5.5. При наличии надлежащим образом оформленных документов, указанных в п. 5.2 Контракта, и при отсутствии претензий относительно качества, количества, комплектности и других характеристик товара, Заказчик не позднее 5 (пяти) рабочих дней с даты проведения экспертизы (даты получения заключения эксперта, экспертной организации) осуществляет приемку поставленного товара, по результатам которой подписывает (в случае создания приемочной комиссии члены приемочной комиссии подписывают и Заказчик утверждает) усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, документ о приемке, предусмотренный частью 7 статьи 94 Федерального закона №44-ФЗ и размещает его в единой информационной системе.

5.6. При выявлении недостатков поставленного товара Заказчик не позднее 5 (пяти) рабочих дней с даты проведения экспертизы (даты получения заключения эксперта, экспертной организации) направляет Поставщику, сформированный с использованием единой информационной системы, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещенный в единой информационной системе, мотивированный отказ от подписания документа о приемке, содержащий перечень несоответствий поставленного товара условиям Контракта с указанием срока их устранения, а также даты повторной приемки товара.

5.7. В случае выявления недостатков поставленного товара Поставщик обязан безвозмездно устранить недостатки в срок, указанный в мотивированном отказе, и направить Заказчику отчет об устранении выявленных недостатков поставленного товара, а также подписанный Поставщиком документ о приемке для принятия Заказчиком поставленного товара в порядке, предусмотренном настоящим Контрактом.

5.8. В случае если по результатам рассмотрения отчета об устранении выявленных недостатков поставленного товара Заказчиком принято решение о фактическом устранении Поставщиком недостатков в надлежащем порядке, Заказчик в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты получения отчета об устранении выявленных недостатков поставленного товара, а также документа о приемке, принимает поставленный товар, подписывает документ о приемке усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в единой информационной системе.

5.9. Обязательство Поставщика по поставке товара считается исполненным с момента надлежащей поставки товара в соответствии с условиями настоящего Контракта, а именно с даты (дня) подписания сторонами документа о приемке в ЕИС».

Согласно пункту 6.2 раздела «Права и обязанности сторон» Контракта к обязанностям Поставщика отнесены, в том числе следующие:

6.2.1. Осуществить поставку товара в соответствии с принятыми на себя обязательствами.

6.2.2. В срок, установленный в письменном запросе Заказчика, предоставлять информацию о ходе исполнения принятых на себя обязательств.

6.2.3. В целях организации экспертизы товара и его приемки, уведомить Заказчика о готовности к передаче товара не позднее, чем за 1 (один) день до момента его доставки к месту поставки.

6.2.4. Предоставить надлежаще оформленные документы, предусмотренные пунктом 5.2. раздела 5 настоящего Контракта.

6.2.5. Устранить за свой счет все выявленные недостатки, в том числе скрытые, поставленного товара.

6.2.6. Компенсировать Заказчику все возникшие в связи с проведением экспертизы, в соответствии с пунктом 5.6. раздела 5 настоящего Контракта, расходы, по предъявлении Заказчиком письменного требования и копии соответствующего заключения, других документов, подтверждающих затраты Заказчика, в случае установления по результатам экспертизы факта поставки товара ненадлежащего качества.

Пунктом 12.1 Контракта предусмотрен срок его действия: с момента заключения до «30» сентября 2024 г. (срок действия Контракта включает срок поставки товара, период приемки результатов поставки, в том числе экспертизы результатов исполнения обязательств Поставщика по Контракту, оплаты за поставленные товары). Окончание срока действия Контракта не влечет прекращение обязательств сторон по Контракту. Настоящий Контракт вступает в силу со дня его подписания и действует до полного исполнения Сторонами обязательств по Контракту.

Из представленных Заказчиком и Поставщиком в материалы дела пояснений, а также переписки, осуществляемой между сторонами, заключившими Контракт, установлено следующее.

В установленный Контрактом срок до 19.03.2024 Индивидуальным предпринимателем поставка товара не осуществлена.

Учитывая, что по состоянию на 19.03.2024 товар не был поставлен, 19.03.2024 Заказчик в адрес Поставщика направил претензию с просьбой осуществить поставку товара и ответить по существу на данную претензию в течение 3 календарных дней со дня ее получения.

В ответ 21.03.2024 Индивидуальный предприниматель направил письмо, подтверждающее готовность исполнить Контракт в полном объеме и оплатить неустойку, в котором также сообщил о планируемой дате отгрузки товара – до 05.04.2024.

17.04.2024 в единой информационной системе Поставщиком размещен документ о приемке № 180, счет на оплату № 86 от 17.04.2024.

18.04.2024 Заказчик в адрес Поставщика направил претензию с просьбой уплатить неустойку за просрочку исполнения обязательств по Контракту и ответить по существу на данную претензию в течение 3 дней.

 

19.04.2024 Индивидуальным предпринимателем оплачена неустойка в размере 3 840,00 рублей, что подтверждается платежным поручением № 476447.

22.04.2024 Заказчиком в единой информационной системе размещен мотивированный отказ от подписания документа о приемке № 180 с указанием следующей причины: «в результате проведенной внутренней экспертизы поставленного оборудования заказчиком установлено, что на данную продукцию отсутствуют обязательные сопроводительные документы, а именно отсутствует паспорт на изделие, напечатанное заводом изготовителя с указанием адреса производства, телефона тех. поддержки, телефона горячей линии, электронного сайта, что не позволяет уточнение у производителя соответствия технических характеристик согласно контракта, отсутствие обязательного сертификата ТР ТС 010/2011 с указанием данных моделей бензопил. При внешнем осмотре данных бензопил было выявлено отсутствие индивидуальных серийных номеров изделия, что является нарушением по охране труда при расследовании возможных несчастных случаев, так кат бензопила является инструментом повышенной опасности.

В коробках с бензопилами имелись инструкции, отпечатанные самим поставщиком, не соответствующие поставленным моделям бензопил, а также модель изделия Taling 365 не соответствует поставленной – вместо данной модели в коробке изделие с названием Hnsavrgua, а так же в заявке участника, к модели пилы №1, был показатель длинны шины 510,0 сантиметров, по факту такой шины не предоставлено. При визуальном осмотре бензопилы модели Chainsaw 5800 отсутствует декомпрессор для облегчения пуска пилы, на рукояти пилы имеется предупреждение о разведении присадочного масла с топливом в соотношении 25:1 что также является противоречием указанным в техническом задании заказчика».

Также Заказчик потребовал устранить вышеуказанные недостатки в течение 5 рабочих дней с момента его получения и осуществить повторную приемку оборудования в срок не позднее 02.05.2024.

26.04.2024 Поставщиком в ответ на мотивированный отказ направлено письмо о несогласии с результатами проведенной внутренней экспертизы, поскольку замечание Заказчика относительно паспорта на изделие является произвольным и необоснованным (форма паспорта на изделие не установлена); отсутствие индивидуальных серийных номеров на изделии не может свидетельствовать о нарушении условий качества товара (требования к маркировке электроинструмента Контрактом или иными документами федерального (регионального) уровня не установлены); в приложении № 2 к Контракту показатель бензопилы № 1 «Длина режущей шины» равный 510 сантиметров отражен ошибочно (в заявке ИП Н.А.Ю. данный показатель равен 51 сантиметр или 510 миллиметров); декомпрессор для облегчения пуска пилы не предусмотрен в облегченных моделях бензопил и не указан в заявке Индивидуального предпринимателя; наличие на рукояти пилы предупреждения о разведении присадочного масла с топливом в соотношении 25:1 не свидетельствует о несоответствии товара требованиям Контракта (данное предупреждение предназначено для проведения обкатки, а показатель пропорции смешивания моторного масла с бензином в соотношении 1:50 является стандартным для всех типов бензопил). Также, Поставщик в указанном письме сообщает, что в целях подтверждения соответствия качества поставленного товара направил сертификат соответствия и на основании изложенного убедительно просил принять товар и произвести его оплату в установленные Контрактом сроки.

27.04.2024 Заказчик в адрес Поставщика направил мотивированный отказ от подписания документа о приемке, в котором сообщил о том, что «в ответе поставщика так и не получено разъяснения об отсутствии в сопроводительных документах обязательного сертификата ТР ТС 010/2011 с указанием данных моделей бензопил, отсутствие разъяснения о бензопиле Taling 365, заявленное поставщиком, не соответствует поставленной - вместо данной модели в коробке изделие с названием Hnsavrgua. Для идентификации бензопил как профессиональный класс, указанных моделей Chainsaw 5800, Taling 365, отсутствует паспорт на изделия с указанием адреса производства, телефона тех. поддержки, телефона горячей линии, электронного сайта, что не позволяет уточнить у производителя соответствие технических характеристик согласно контракта, не опираясь на сведения поставщика», в котором также потребовал устранить вышеуказанные недостатки в течение 5 рабочих дней с момента его получения и осуществить повторную приемку оборудования в срок не позднее 08.05.2024.

06.05.2024 в единой информационной системе Поставщиком размещен исправленный документ о приемке № 180, счет на оплату № 86 от 17.04.2024 и декларация о соответствии.

07.05.2024 в ответ на мотивированный отказ от 27.04.2024 Поставщик дополнительно разъяснил Заказчику о том, что в адрес Учреждения направлен сертификат ТР ТС 010/2011 с указанием моделей поставленных бензопил, паспорт качества (паспорт производителя) на русском языке; требование предоставления паспорта на изделие напечатанного заводом изготовителем необоснованно, поскольку данное требование противоречит условию Контракта о предоставлении документов на русском языке; а также просил предоставить материалы фото- и видео фиксации, подтверждающие поставку бензопил с названием Hnsavrgua вместо изделий Taling 365.

Частью 8 статьи 95 Закона установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В силу пункта 1 и пункта 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается расторгнутым или измененным.

В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

На основании пункта 12.2 Контракта его расторжение допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения обязательств, в том числе в случаях (но не ограничиваясь указанными):

- отказа поставщика передать заказчику товар или принадлежности к нему;

- существенного нарушения поставщиком требований к качеству товара, а именно обнаружение заказчиком неустранимых недостатков; недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков;

- невыполнения поставщиком в разумный срок требования заказчика о доукомплектовании товара;

 

- неоднократного (от двух и более раз) нарушения поставщиком сроков поставки товаров;

- осуществления поставок некомплектных товаров, если поставщик, получивший уведомление, в установленный срок не выполнил требование о доукомплектовании товаров или не заменил их комплектными товарами;

- если в ходе исполнения контракта установлено, что:

а) поставщик и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ) и (или) поставляемому товару;

б) при определении поставщика поставщик представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, указанным в подпункте «а» настоящего пункта, что позволило ему стать победителем определения поставщика.

Вследствие того, что Поставщик не устранил недостатки, указанные в мотивированном отказе от подписания документа о приемке, не осуществил, с точки зрения Заказчика, поставку товара, соответствующего условия Контракта, Заказчик 14.05.2024 принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.

Комиссией установлено, что с соблюдением требований части 12.1 статьи 95 Закона Заказчиком, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта сформировано с использованием единой информационной системы 15.05.2024 11:25 (МСК) и поступило в адрес Поставщика 15.05.2024 11:26 (МСК).

В связи с тем, что Поставщик в сроки, предусмотренные Законом, не устранил нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, Заказчик посчитал, что решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в силу и Контракт расторгнут, в связи с чем обратился в Тульское УФАС России с рассматриваемым обращением.

Из письменных пояснений представителя Индивидуального предпринимателя следует, что Поставщик принятое Заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта считает неправомерным ввиду того, что существенных нарушений условий Контракта им не допущено.

Имеющаяся в материалах дела переписка между сторонами Контракта свидетельствуют о том, что Заказчик необоснованно отказался от приемки товара, который полностью соответствовал условиям Контракта.

24.05.2024 Поставщик подал исковое заявление в Арбитражный суд Тульской области об обязании Заказчика принять поставленный товар и о признании недействительным одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта (дело А68-6066/2024).

На основании изложенного, представитель Индивидуального предпринимателя просит не включать информацию об ИП Н.А.Ю. в реестр недобросовестных поставщиков.

Изучив обстоятельства, на основании которых принято Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, оценив действия сторон Контракта при его исполнении, Комиссия пришла к следующим выводам.

Частью 16 статьи 95 Закона установлено, что Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Согласно части 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

В силу части 7 статьи 104 Закона в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.

Согласно подпункту «а» пункта 13 Правил ведения реестра орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона.

Подпунктом "б" пункта 13 Правил ведения реестра установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).

 

 

Пунктом 15 Правил ведения реестра установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:

а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:

выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

Из мотивированного отказа от подписания документа о приемке от 27.04.2024 следует, что Заказчик отказался от приемки товара ввиду следующих обстоятельств: отсутствие в сопроводительных документах обязательного сертификата ТР ТС 010/2011 с указанием данных моделей бензопил; вместо заявленной Поставщиком бензопилы Taling 365 фактически в коробке находилось изделие с названием Hnsavrgua; отсутствие паспорта на изделия с указанием адреса производства, телефона тех. поддержки, телефона горячей линии, электронного сайта, что не позволяет уточнить у производителя соответствие технических характеристик условиям контракта.

Как было отражено выше, в соответствии с пунктом 3.2 Контракта соответствие качества товара должно быть подтверждено следующими документами в соответствии с законодательством Российской Федерации:

- сертификатом соответствия (или декларацией), оформленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, (при наличии, а также в случаях, установленных действующим законодательством);

- сертификатом (паспортом) качества производителя, другими документами по качеству, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

На основании пункта 10 приложения № 2 к Контракту «Описание объекта закупки на поставку бензопил» в день поставки Поставщик одновременно с товаром должен передать Заказчику сопроводительные документы, относящиеся к товару, паспорт качества (паспорт производителя), сертификат соответствия (декларация) (при наличии, а также в случаях предусмотренных действующим законодательством РФ) и другие документы на русском языке, надлежащим образом подтверждающие качество товара.

 

 

Из материалов рассматриваемого дела следует, что Поставщиком Заказчику были, в том числе переданы паспорт качества (паспорт производителя) на русском языке; декларация о соответствии требованиям ТР ТС 010/2011 с указанием моделей бензопил.

При этом, Комиссия отмечает, что требования о передаче совместно с товаром обязательного сертификата ТР ТС 010/2011 как пункт 3.2 Контракта и пункт 10 «Описания объекта закупки на поставку бензопил» Контракта, так и Контракт в целом не содержит.

Равно как положениями Контракта не предусмотрено условие о том, что паспорт на изделие, напечатанный заводом изготовителем, должен содержать адрес производства, телефон технической поддержки, телефон горячей линии, электронного сайта.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о том, что требование Заказчика о предоставлении обязательного сертификата ТР ТС 010/2011 с указанием поставленных моделей бензопил и паспорта на изделия с указанием адреса производства, телефона тех. поддержки, телефона горячей линии, электронного сайта является необоснованным.

Довод Заказчика о том, что бензопила Hnsavrgua поставлена вразрез с документами, предоставленными Учреждению, подлежит отклонению, поскольку данный факт невозможно установить путем визуального сопоставления.

Комиссия отмечает, что приобщенные к материалам дела фотографии являются ненадлежащим доказательством, поскольку невозможно установить их относимость, так как отсутствует привязка к дате, времени, месту принятия и осмотра спорного товара на предмет его соответствия, в том числе, кем они сделаны.

Также Комиссией принято во внимание, что факт несоответствия поставленного товара с данными в сопроводительных документах при приемке товара документально (например, путем составления соответствующего комиссионного акта) не зафиксирован.

Заключение экспертизы результатов исполнения Контракта, проведенной своими силами Заказчиком в материалы дела не предоставлено.

Вследствие изложенного, Комиссия приходит к выводу, что факт поставки товара с существенными нарушениями требований к его качеству, либо комплектности Заказчиком не обоснован, документально не подтвержден и не основан на фактических обстоятельствах, в связи с чем Комиссия не может прийти к заключению, что у Заказчика имелись достаточные основания для принятия Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Проанализировав документы и сведения, представленные в материалы дела, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения Поставщиком условий контракта.

При этом, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта само по себе ни к чему не обязывает антимонопольный орган, в исключительной компетенции которого находится оценка всех фактических обстоятельств дела и всех элементов поведения участника закупки в ходе исполнения контракта.

В контексте части 2 статьи 104 Закона включению в реестр недобросовестных поставщиков подлежит информация, в том числе о лицах, с которыми государственные контракты расторгнуты вследствие их недобросовестного поведения в ходе их исполнения.

При этом, учитывая то обстоятельство, что реестр недобросовестных поставщиков является мерой публично-правового характера, антимонопольный орган в каждом конкретном случае обязан выяснить причины неисполнения контракта и оценить действия хозяйствующего субъекта в процессе его исполнения.

 

 

Антимонопольный орган, являясь уполномоченным органом, который, не разрешая по существу гражданско-правовой спор между сторонами, решает вопрос о целесообразности такого ограничения прав конкретного лица, как включение сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.

Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Вместе с тем, присутствие разногласий относительно полноты исполненных обязательств Поставщиком, а также соответствия их условиям Контракта, свидетельствует о наличии гражданско-правового спора у сторон Контракта, возникшего при его исполнении.

C момента заключения контракта между его сторонами возникают гражданско-правовые отношения, оценку которым антимонопольный орган в рамках рассмотрения одностороннего отказа заказчика либо поставщика от исполнения контракта в качестве основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков давать не вправе.

При осуществлении проверки одностороннего отказа от исполнения контракта антимонопольный орган оценивает не правомерность расторжения контракта с позиции гражданского законодательства, а соблюдение сторонами контракта процедуры одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренной законом во избежание нарушения прав каждой из сторон контракта, установленных Законом.

Исходя из вышеизложенного, обстоятельства, послужившие основанием для одностороннего отказа от исполнения Контракта, находятся в сфере гражданско-правовых отношений сторон, а их исследование со стороны антимонопольного органа подменяло бы компетенцию суда.

Обоснованность и правомерность тех или иных действий сторон, связанных с исполнением рассматриваемого Контракта, может быть оценена в рамках конкретного гражданско-правового спора, по итогам рассмотрения которого могут быть сделаны выводы о необходимости применения соответствующих гражданско-правовых последствий.

Указанное подтверждается позицией судов.

В частности, определением Верховного Суда РФ от 07.03.2017 N 301-КГ17-341 по делу N А79-2181/2016 установлено, что антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов.

В свою очередь, в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 1812/06 указано, что антимонопольный орган не вправе вмешиваться в отношения сторон, если они носят гражданско-правовой характер и могут быть разрешены по требованию одной из сторон в судебном порядке.

Необходимо отметить, что с целью защиты своих прав и законных интересов Индивидуальный предприниматель обратился в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением об обязании Заказчика принять поставленный товар и о признании недействительным одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта (дело А68-6066/2024).

При этом согласно части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, до разрешения арбитражным судом спора, возникшего между сторонами Контракта в части правомерности их действий по исполнению Контракта, антимонопольный орган не вправе констатировать факт того, что нарушение условий Контракта произошло исключительно ввиду виновного поведения Индивидуального предпринимателя.

Кроме того, рассматривая обращения заказчиков о включении сведений о лицах в реестр недобросовестных поставщиков, антимонопольный орган при наличии малейшего сомнения в виновности лица (поставщика, подрядчика, исполнителя) и отсутствии неопровержимых доказательств виновности такого лица со стороны Заказчика, не вправе ограничить права такого лица, в том числе на участие в государственных закупках, поскольку размещение информации в реестре недобросовестных поставщиков является мерой наказания для недобросовестных участников хозяйственной деятельности.

Ввиду того, что антимонопольный орган, рассматривающий вопрос о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта решения Заказчика о расторжении Контракта в одностороннем порядке, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства, в том числе наличие или отсутствие вины данного субъекта, Комиссия приходит к выводу о том, что основания для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, представленных Заказчиком в отношении Индивидуального предпринимателя, в настоящее время отсутствуют.

При таких обстоятельствах, исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Информацию, представленную муниципальным учреждением «Центр гражданской защиты и спасательных работ города Тулы» в отношении индивидуального предпринимателя Н.А.Ю., в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

 

 

 

 

2024-2853

 

 

Связанные организации

МУ "ЦГЗСР Г. Тулы"
ИНН 7106030872, ОГРН 1027100755703