Решение б/н Решение от 9 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 071/06/105-147/2021

04.03.2021                                                                                                         г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:

председатель Комиссии:

 

заместитель председателя Комиссии:

 

члены Комиссии:

 

 

рассмотрев посредством  видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью «Аортис» (далее – Общество, Заявитель, ООО «Аортис») (вх. № 849 от 25.02.2021) на действия государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» (далее – Заказчик, ГУ ТО «УСЗН Тульской области») при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций на право заключения контракта на  поставку технических средств реабилитации для инвалидов в 2021 году (закупка № 0366200035621000408)  (далее – Электронный аукцион), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576 (далее – Правила), при участии:

-

-

-

 

УСТАНОВИЛА:

В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Электронного аукциона.

Заявитель в своей жалобе поясняет, что в документации Электронного аукциона отсутствует требование о предоставлении регистрационного удостоверения на закупаемое медицинское изделие.

Общество указывает в своей жалобе, что согласно статье 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее – Закон об основах охраны здоровья граждан), все технические средства реабилитации являются медицинскими изделиями.

На все изделия медицинского назначения Росздравнадзором в обязательном порядке выдается регистрационное удостоверение, которое удостоверяет, что медицинское изделие (техническое средство реабилитации) успешно прошло все предусмотренные для него испытания, зарегистрировано и допущено к применению на территории РФ.

С учетом изложенного, Заявитель полагает, что отсутствие в документации об электронном аукционе требования о предоставлении регистрационного удостоверения на закупаемый товар является незаконным.

Заказчиком, Уполномоченным учреждением представлены письменные возражения на рассматриваемую жалобу Общества.

Как указано в пояснениях Заказчика, ГУ ТО «УСЗН Тульской области» не является медицинским учреждением. Закупаемые в рамках рассматриваемой закупки технические средства реабилитации предназначены для социально-бытовой реабилитации и социально-средовой адаптации инвалидов, в целях облегчения приема гигиенических процедур, и не относятся к средствам медицинской реабилитации.

Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации за счет средств бюджета Тульской области является дополнительной мерой социальной поддержки инвалидов, установленной постановлением правительства Тульской области от 19.04.2018 № 151 «Об установлении дополнительной меры социальной поддержки по обеспечению техническими средствами реабилитации инвалидов (детей-инвалидов)», реализация которой возложена на министерство труда и социальной защиты Тульской области.

В федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347-р, закупаемый товар – «Подъемное устройство для ванной комнаты (складное малогабаритное)» не включен.

Также, как следует из пояснений Заказчика и Уполномоченного учреждения,  указанный товар «Подъемное устройство для ванной комнаты (складное малогабаритное)» отсутствует в государственном реестре медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий.

Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правил, внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении электронного аукциона, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

Извещение и документация об электронном аукционе размещены в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система) 17.02.2021.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 526 577,89 рублей.

Контракт на поставку технических средств реабилитации для инвалидов в 2021 году по результатам электронного аукциона не заключен.

Согласно извещению и документации об электронном аукционе предметом закупки является поставка технических средств реабилитации для инвалидов в 2021 году.

В частности в  соответствии с пунктом 1. «Наименование и количество поставляемого товара» Технического задания на поставку технических средств реабилитации для инвалидов в 2021 году документации об электронном аукционе предметом заключенного контракта будет являться следующий товар:

 

п/п

Наименование поставляемого товара

Единица измерения

Количество поставляемого товара

1.

Подъемное устройство для ванной комнаты (складное малогабаритное)

шт.

17

 

В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.

Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р утвержден Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Сведения вышеуказанного перечня о видах и наименованиях указанной продукции конкретизированы Приказом Минтруда России от 13.02.2018 N 86н «Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р».

Комиссий установлено, что «Подъемное устройство для ванной комнаты (складное малогабаритное)» не включено в перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Кроме того, Комиссией установлено, что рассматриваемая закупка осуществляется в целях реализации возложенных на Заказчика полномочий по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации.

Согласно статье 9 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» основные направления реабилитации и абилитации инвалидов включают в себя:

- медицинскую реабилитацию, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;

- профессиональную ориентацию, общее и профессиональное образование, профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве (в том числе на специальных рабочих местах), производственную адаптацию;

- социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;

- физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

Кроме того, согласно разделу 3 "ГОСТ Р 52877-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги по медицинской реабилитации инвалидов. Основные положения" услуги по медицинской реабилитации - это действия медицинских организаций по проведению медицинских мероприятий с целью компенсации или снятия ограничений жизнедеятельности инвалида, не связанные с необходимостью лечения возникающих заболеваний, не обусловленных инвалидностью.

В то же время к социально-средовой реабилитации относится организация жилища, среды обитания инвалида соответствующими приспособлениями, которые обеспечат ему относительно самостоятельное выполнение бытовых функций, осуществление санитарно-гигиенических мероприятий с одной стороны, и обучение инвалида пользованию этими приспособлениями - с другой стороны.

При этом Комиссия приходит к выводу, что поскольку ГУ ТО «УСЗН Тульской области» не является медицинским учреждением, закупаемые в рамках рассматриваемой закупки технические средства реабилитации не относятся к средствам медицинской реабилитации, и предназначены для социально-бытовой реабилитации и социально-средовой адаптации инвалидов, в целях облегчения приема гигиенических процедур.

Помимо вышеизложенного, исследовав документы и сведения, представленные в материалы данного дела, Комиссия также отмечает, что Закон предусматривает право заказчика определить в документации о закупке такие требования к объекту закупки, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств. В данном случае в рамках формирования объекта закупки в указанной части Заказчик руководствовался существующей потребностью, возникшей в связи с осуществлением им основной деятельности.

Ввиду того, что подача жалобы Заявителем на положения документации о закупке предполагает, что положениями указанной документации ущемляются права и законные интересы конкретного участника закупки, положение части 9 статьи 105 Закона указывает на то, что заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок и вместе с тем, нарушены права и законные интересы заявителя.

Из приведенных положений Закона следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.

Вместе с этим, Заявителем в Тульское УФАС России не представлено достаточных доказательств того, что отсутствие в документации об электронном аукционе требования о предоставлении участниками закупки регистрационного удостоверения на товар «Подъемное устройство для ванной комнаты (складное малогабаритное)» ограничивает число потенциальных участников данной закупки, создает одним участникам закупки преимущество перед другими или неисполнимо вовсе, либо указывает на товар определенного (единственного) производителя.

Более того, документов, подтверждающих, что товар «Подъемное устройство для ванной комнаты (складное малогабаритное)» является медицинским изделием, Заявителем в материалы дела также не представлено.

Следует отметить, что ООО «Аортис» воспользовалось предоставленным Законом правом о направлении запроса на разъяснение положений документации об электронном аукционе с вопросом к Заказчику, аналогичным доводу, содержащемуся в рассматриваемой жалобе. Заказчиком своевременно были размещены в единой информационной системе в сфере закупок разъяснения, из которых также следует, что закупаемое техническое средство реабилитации  «Подъемное устройство для ванной комнаты (складное малогабаритное)» предназначено для социально-средовой, а не медицинской реабилитации, в связи с чем нормы Закона об основах охраны здоровья граждан в данном случае не применяются.

В силу части 1 статьи 1 Закона настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные, в том числе на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг.

Таким образом, одной из целей Закона, является удовлетворение потребностей заказчиков в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления ими своих функций, при соблюдении определенных, установленных Законом ограничений. Следовательно, принцип повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг должен пониматься как право заказчика на приобретение именно тех товаров (работ, услуг), которые наиболее полно соответствуют потребностям заказчика по своим качественным (функциональным)  характеристикам. 

Статьей 6 Закона определено, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Согласно части 1 статьи 8 Закона контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.

Ввиду изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что отсутствие в документации об электронном аукционе требования о предоставлении участниками закупки регистрационного удостоверения на товар «Подъемное устройство для ванной комнаты (складное малогабаритное)» не противоречит Закону и не нарушает прав и законных интересов потенциальных участников данной закупки, в том числе Заявителя.

Следовательно, доводы жалобы не нашли подтверждения в ходе рассмотрения дела.

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Правилами, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Аортис» (вх. № 849 от 25.02.2021) на действия государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций на право заключения контракта на  поставку технических средств реабилитации для инвалидов в 2021 году (закупка № 0366200035621000408)  необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.

 

Председатель Комиссии:

 

Заместитель председателя Комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны