Решение (комиссия) №5825/23 решение от 5 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

решение

 

Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области Тургеневская ул, д. 66, город Тула, Тульская область, 300041 ufns71@yandex.ru Индивидуальный предприниматель З. Московская обл.

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 071/10/104-1019/2023

02.10.2023 г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи обращение Управления федеральной налоговой службы по Тульской области (далее – Заказчик, УФНС России по Тульской области) (вх. № 7643/23 от 25.09.2023) о размещении информации об индивидуальном предпринимателе З. (далее – Индивидуальный предприниматель, ИП З., Поставщик) (Московская обл., <....>) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – реестр недобросовестных поставщиков) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 20.06.2023 № 01661000007230000090001 на поставку картриджей для оргтехники (в сфере ИКТ) (закупка № 0166100000723000009) (далее – Контракт), руководствуясь положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее – Правила ведения реестра), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576 (далее – Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), в отсутствие представителей Индивидуального предпринимателя, Заказчика, уведомленных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела посредством видеоконференцсвязи,

 

УСТАНОВИЛА:

В Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об ИП З. в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона (закупка № 0166100000723000009) на поставку картриджей для оргтехники (в сфере ИКТ) (далее – Закупка, электронный аукцион), в связи с существенным нарушением Поставщиком условий Контракта.

В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в обращении Заказчика, а также на основании проведенной в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении данной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

Извещение и документация о Закупке размещены 31.05.2023 в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система, ЕИС).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 369 339,30 рублей.

20.06.2023 по итогам электронного аукциона между Заказчиком и Индивидуальным предпринимателем заключен Контракт на сумму 1 369 336,45 рублей.

Согласно пунктам 1.1, 1.2 Контракта Поставщик обязуется осуществить поставку картриджей для оргтехники (в сфере ИКТ) (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.

Наименование, количество и иные характеристики поставляемого Товара указаны в спецификации (приложение к Контракту), являющейся неотъемлемой частью Контракта.

Пунктом 2.4 раздела 2 Спецификации на поставку картриджей для оргтехники (в сфере ИКТ) (приложение к Контракту) установлено, что к поставке необходим следующий товар:

п/п

Наименование Товара

Качественные и функциональные характеристики (потребительские свойства) товара, в том числе его параметры, описание и размеры

Ед. изм.

Кол-во

1

Драм-картридж

101R00555

Вид расходного материала – драм-картридж; вид оргтехники – принтер; цвет(а) порошка/чернил - черный; технология печати - лазерная; ресурс картриджа – 30 000 стандартных страниц.

шт.

190

2

Драм-картридж

44574302

Вид расходного материала – драм-картридж; вид оргтехники – принтер; цвет(а) порошка/чернил - черный; технология печати - лазерная; ресурс картриджа – 25 000 стандартных страниц.

шт.

100

3

Картридж

106R02306

Вид расходного материала - картридж; вид оргтехники – принтер; цвет(а) порошка/чернил - черный; технология печати - лазерная; ресурс картриджа – 11 000 стандартных страниц.

шт.

192

4

Тонер-картридж

106R03623

Вид расходного материала – картридж; вид оргтехники – принтер; цвет(а) порошка/чернил - черный; технология печати - лазерная; ресурс картриджа – 15 000 стандартных страниц.

шт.

447

5

Тонер-картридж

45807121

Вид расходного материала – картридж; вид оргтехники – принтер; цвет(а) порошка/чернил - черный; технология печати - лазерная; ресурс картриджа – 12 000 стандартных страниц.

шт.

100

6

Картридж CF325X

Вид расходного материала - картридж; вид оргтехники – принтер; цвет(а) порошка/чернил - черный; технология печати - лазерная; ресурс картриджа – 40 000 стандартных страниц.

шт.

58

7

Картридж TK-5150Bk черный

Вид расходного материала – цветной картридж; вид оргтехники – МФУ; цвет(а) порошка/чернил - черный; технология печати - лазерная; ресурс картриджа – 12 000 стандартных страниц.

шт.

5

8

Картридж TK-5150С голубой

Вид расходного материала – цветной картридж; вид оргтехники – МФУ; цвет(а) порошка/чернил - голубой; технология печати - лазерная; ресурс картриджа – 10 000 стандартных страниц.

шт.

5

9

Картридж TK-5150M пурпурный

Вид расходного материала – цветной картридж; вид оргтехники – МФУ; цвет(а) порошка/чернил - пурпурный; технология печати - лазерная; ресурс картриджа – 10 000 стандартных страниц.

шт.

5

10

Картридж TK-5150Y желтый

Вид расходного материала – цветной картридж; вид оргтехники – МФУ; цвет(а) порошка/чернил - желтый; технология печати - лазерная; ресурс картриджа – 10 000 стандартных страниц.

шт.

5

11

Картридж CF226X

Вид расходного материала - картридж; вид оргтехники – принтер; цвет(а) порошка/чернил - черный; технология печати - лазерная; ресурс картриджа – 9 000 стандартных страниц.

шт.

34

12

Красящая лента

363526

Вид расходного материала – красящая лента; вид оргтехники – термотрансферный принтер; тип красящей ленты -wax; длина красящей ленты – 300 м.

шт.

40

13

Картридж C8543X

Вид расходного материала - картридж; вид оргтехники – принтер; цвет(а) порошка/чернил - черный; технология печати - лазерная; ресурс картриджа – 30 000 стандартных страниц.

шт.

13

14

Картридж

MLT-D203E

Вид расходного материала – драм-картридж; вид оргтехники – МФУ; цвет(а) порошка/чернил - черный; технология печати - лазерная; ресурс картриджа – 10 000 стандартных страниц.

шт.

35

15

Тонер-картридж

52D0XA0

Вид расходного материала – картридж; вид оргтехники – принтер; цвет(а) порошка/чернил - черный; технология печати - лазерная; ресурс картриджа – 45 000 стандартных страниц.

шт.

2

16

Драм-картридж 013R00589

Вид расходного материала – драм-картридж; вид оргтехники – МФУ; цвет(а) порошка/чернил - черный; технология печати - лазерная; ресурс картриджа – 60 000 стандартных страниц.

шт.

2

17

Картридж

SCX-D4200A

Вид расходного материала – картридж; вид оргтехники – МФУ; цвет(а) порошка/чернил - черный; технология печати - лазерная; ресурс картриджа – 3 000 стандартных страниц.

шт.

4

18

Тонер-картридж 006R01551

Вид расходного материала - картридж; вид оргтехники – МФУ; цвет(а) порошка/чернил - черный; технология печати - лазерная; ресурс картриджа – 38 000 стандартных страниц.

шт.

2

19

Драм-картридж 113R00673

Вид расходного материала – драм-картридж; вид оргтехники – МФУ; цвет(а) порошка/чернил - черный; технология печати - лазерная; ресурс картриджа – 400 000 стандартных страниц.

шт.

2

20

Картридж 106R02773

Вид расходного материала - картридж; вид оргтехники – МФУ; цвет(а) порошка/чернил - черный; технология печати - лазерная; ресурс картриджа – 1 500 стандартных страниц.

шт.

100

21

Тонер-картридж TL-420X

Вид расходного материала - картридж; вид оргтехники – МФУ; цвет(а) порошка/чернил - черный; технология печати - лазерная; ресурс картриджа – 6 000 стандартных страниц.

шт.

30

22

Картридж 842451

желтый

Вид расходного материала – цветной картридж; вид оргтехники – МФУ; цвет(а) порошка/чернил - желтый; технология печати - лазерная; ресурс картриджа – 15 000 стандартных страниц.

шт.

2

23

Картридж 842452

пурпурный

Вид расходного материала – цветной картридж; вид оргтехники – МФУ; цвет(а) порошка/чернил - пурпурный; технология печати - лазерная; ресурс картриджа – 15 000 стандартных страниц.

шт.

2

24

Картридж 842453

голубой

Вид расходного материала – цветной картридж; вид оргтехники – МФУ; цвет(а) порошка/чернил - голубой; технология печати - лазерная; ресурс картриджа – 15 000 стандартных страниц.

шт.

2

25

Картридж 842454

черный

Вид расходного материала – цветной картридж; вид оргтехники – МФУ; цвет(а) порошка/чернил - черный; технология печати - лазерная; ресурс картриджа – 18 000 стандартных страниц.

шт.

4

26

Красящая лента 2300 Wax

Вид расходного материала – красящая лента; вид оргтехники – термотрансферный принтер; тип красящей ленты -wax; длина красящей ленты – 74 м.

шт.

12

27

Картридж TK-475

Вид расходного материала - картридж; вид оргтехники – принтер; цвет(а) порошка/чернил - черный; технология печати - лазерная; ресурс картриджа – 15 000 стандартных страниц.

шт.

5

28

Картридж TK-710

Вид расходного материала - картридж; вид оргтехники – принтер; цвет(а) порошка/чернил - черный; технология печати - лазерная; ресурс картриджа – 40 000 стандартных страниц.

шт.

5

29

Драм-картридж DL-420X

Вид расходного материала – драм-картридж; вид оргтехники – МФУ; цвет(а) порошка/чернил - черный; технология печати - лазерная; ресурс картриджа – 9 000 стандартных страниц.

шт.

20

30

Термотрансферная лента

(2 шт. в комплекте)

Вид расходного материала – красящая лента; вид оргтехники – портативный термотрансферный принтер; технология печати – твердочернильная; тип чернил ленты – ПЭТ, воск, чернила; длина красящей ленты – 215 мм.; ресурс – 50 стр.

шт.

30

Итого:

1453

Согласно пункту 3 раздела 1 Спецификации на поставку картриджей для оргтехники (в сфере ИКТ) (приложение к Контракту) место поставки Товара: «Передача картриджей Заказчика производится в зданиях Управления через представителей (материально-ответственных лиц) Заказчика:

1. Управление по адресу: 300000, г. Тула, ул. Тургеневская, д.66. Начальник отдела контроля выполнения технологических процессов и информационных технологий, главный специалист-эксперт отдела контроля выполнения технологических процессов и информационных технологий.

2. Управление по адресу: 301246, Тульская область, г. Щекино, ул. Мира, д. 4. Главный специалист-эксперт отдела контроля выполнения технологических процессов и информационных технологий.

3. Управление по адресу: 301130, Тульская область, поселок Ленинский, ул. Терешковой, д. 4. Главный специалист-эксперт отдела контроля выполнения технологических процессов и информационных технологий.

4. Управление по адресу: 301650, Тульская область, г. Новомосковск, ул. Кирова, д. 14. Заместитель начальника отдела контроля выполнения технологических процессов и информационных технологий.

5. Управление по адресу: 300041, г. Тула, Красноармейский пр., д. 48, корп. 2. Ведущий специалист-эксперт отдела контроля выполнения технологических процессов и информационных технологий.

6. Управление по адресу: 300040, г. Тула, ул. Калинина, д.3. Заместитель начальника отдела контроля выполнения технологических процессов и информационных технологий».

Пунктом 4 раздела 1 Спецификации на поставку картриджей для оргтехники (в сфере ИКТ) (приложение к Контракту) определено, что срок поставки Товара: 15 (пятнадцать) рабочих дней со дня, следующего за днем подписания Контракта.

Согласно подпункту 12.1 Контракта Контракт вступает в силу с момента его подписания обеими Сторонами и действует по 31 декабря 2023 г. Окончание срока действия Контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по Контракту, в том числе гарантийных обязательств Поставщика.

Разделом III Контракта установлен порядок, сроки и условия поставки и приемки Товара.

В частности установлено следующее:

«3.1. Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресам указанным в спецификации (далее - место доставки) в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня, следующего за днем заключения Контракта.

Поставщик не менее чем за 2 (два) рабочих дня до осуществления поставки Товара направляет в адрес Заказчика уведомление о времени и дате доставки Товара в место доставки.

3.2. Приемка Товара осуществляется путем передачи Поставщиком Товара и документов об оценке соответствия, предусмотренных правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации, обязательных для данного вида Товара, а также иных документов, подтверждающих качество Товара.

3.3. Заказчик проводит проверку соответствия наименования, количества и иных характеристик поставляемого Товара, сведениям, содержащимся в сопроводительных документах Поставщика и в документе о приемке, указанном в пункте 3.6 Контракта.

3.4. Для проверки предоставленных Поставщиком результатов, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта Заказчик проводит экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных Контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3.5. Факт передачи товара оформляется путем подписания уполномоченными лицами Поставщика и Заказчика товарной накладной (универсального передаточного документа).

3.6. Не позднее одного рабочего дня, следующего за днем фактической передачи в полном объеме Поставщиком товара Заказчику, Поставщик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Поставщика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке. При этом такой документ о приемке формируется с использованием единой информационной системы Поставщиком не ранее даты фактической передачи товара Заказчику.

Датой поступления Заказчику документа о приемке, подписанного Поставщиком, считается дата размещения такого документа в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен Заказчик.

3.7. Документ о приемке, формируемый Поставщиком, должен содержать информацию, предусмотренную пунктом 1 части 13 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3.8. Без размещения Поставщиком в единой информационной системе документа о приемке, предусмотренного пунктом 3.6 настоящего Контракта, товар приемке и оплате не подлежит.

3.9. Заказчик в срок не позднее 20 (двадцати) рабочих дней, следующих за днем поступления Заказчику документа о приемке, предусмотренного пунктом 3.6 настоящего Контракта, осуществляет экспертизу поставленного товара на соответствие условиям настоящего Контракта. Результаты экспертизы отражаются в экспертном заключении Заказчика. В установленный настоящим пунктом срок Заказчик подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке, либо в этот же срок формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в единой информационной системе мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа.

Поставщик вправе устранить причины, указанные в таком мотивированном отказе, и направить Заказчику документ о приемке в порядке, предусмотренном настоящей частью Контракта.

3.10. Внесение исправлений в документ о приемке осуществляется путем формирования, подписания усиленными электронными подписями лиц, имеющих право действовать от имени Поставщика, Заказчика, и размещения в единой информационной системе исправленного документа о приемке.

3.11. Датой приемки поставленного товара считается дата размещения в единой информационной системе документа о приемке, подписанного Заказчиком. Подписанный Сторонами документ о приемке является основанием для проведения взаиморасчетов Сторон в соответствии с пунктами 2.6, 2.7 настоящего Контракта.

3.12. Во всех случаях, влекущих возврат Товара Поставщику, Заказчик обязан обеспечить сохранность этого Товара до момента фактического его возврата. Возврат (замена) Товара осуществляется силами и за счет средств Поставщика. Расходы, понесенные Заказчиком в связи с принятием Товара на ответственное хранение и (или) его возвратом (заменой), подлежат возмещению Поставщиком.

3.13. Право собственности и риск случайной гибели или порчи Товара переходит от Поставщика к Заказчику с момента приемки Товара Заказчиком и подписания Сторонами документа, указанного в пункте 3.6 Контракта.

3.14. Заказчик вправе не отказывать в приемке поставленного Товара в случае выявления несоответствия Товара условиям Контракта, если выявленное несоответствие не препятствует приемке этого Товара и устранено Поставщиком».

Разделом IV определено взаимодействие Сторон, в том числе закреплены следующие обязанности Поставщика:

«4.1. Поставщик обязан:

4.1.1. поставить Товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом и спецификацией;

4.1.2. обеспечить соответствие поставляемого Товара требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам), сертификации, лицензирования, установленным законодательством Российской Федерации и Контрактом;

4.1.3. обеспечить за свой счет устранение выявленных недостатков Товара или осуществить его соответствующую замену в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом;

4.1.4. предоставлять Заказчику по его требованию документы, относящиеся к предмету Контракта, а также своевременно предоставлять Заказчику достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта».

Из письменных пояснений, представленной Заказчиком в материалы дела переписки, осуществляемой между сторонами, заключившими Контракт, установлено следующее.

В связи с тем, что по состоянию на 07.08.2023 Поставщик не осуществил поставку товара, Заказчик направил в адрес Индивидуального предпринимателя претензию, в которой потребовал осуществить поставку товара в полном объеме и в соответствии с требованиями Контракта до 11.08.2023, указал, что если в срок до 30.08.2023 товар не будет поставлен, Заказчиком будет инициирована процедура расторжения Контракта в одностороннем порядке.

15.08.2023 Поставщик разместил в ЕИС документ о приемке № 174/175/177/178/179/14/08/23 от 15.08.2023.

23.08.2023 Заказчик в адрес Поставщика направил уведомление, в котором сообщил, что по состоянию на 23.08.2023 товар поставлен частично.

Заказчик потребовал осуществить поставку товара в полном объеме и в соответствии с требованиями Контракта до 01.09.2023, указал, что если в срок до 01.09.2023 товар не будет поставлен, Заказчиком будет инициирована процедура расторжения Контракта в одностороннем порядке.

08.09.2023 Заказчик составил экспертное заключение, в котором, в том числе указал, что товар поставлен не в полном объеме, с нарушением сроков.

Поставленный товар Заказчиком принят 08.09.2023 и оплачен на сумму 758 672,24 рублей.

08.09.2023 Заказчик в адрес Поставщика направил требование (претензию) об уплате (начислении) неустойки (штрафа, пени), в котором среди прочего указал, что по состоянию на 08.09.2023 поставка товара осуществлена с нарушением сроков, не в полном объеме.

Ответа на указанное письмо от Поставщика не последовало; товар в полном объеме поставлен не был.

Как следует из пояснений Заказчика, о проблемах, возникших в ходе исполнения Контракта, Индивидуальный предприниматель УФНС России по Тульской области не извещал.

В силу части 8 статьи 95 Закона расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

На основании пункта 1 и пункта 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается расторгнутым или измененным.

В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

В силу пункта 12.2. Контракта его расторжение допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Вследствие того, что Поставщик не выполнил свои обязательства по поставке товара (не осуществил поставку товара в полном объеме), Заказчик 11.09.2023 принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.

Согласно решению об одностороннем отказе от исполнения Контракта по состоянию на 11.09.2023 Индивидуальным предпринимателем не поставлен товар на сумму 610 664,21 рублей.

В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В силу части 14 статьи 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 названной статьи.

Анализ положений частей 12.1, 13, 14 статьи 95 Закона позволяет сделать вывод о том, что целью соблюдения указанных требований Закона является надлежащее уведомление лица (поставщика, подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта для обеспечения права такого лица на устранение нарушения условий контракта, послужившего основанием для принятия указанного решения.

Комиссией установлено, что Заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее – Решение Заказчика) сформировано с использованием единой информационной системы в сфере закупок 11.09.2023 и получено Индивидуальным предпринимателем 11.09.2023.

Из представленных в материалы дела документов и сведений Комиссией установлено, что с момента принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в том числе с момента надлежащего уведомления Поставщика о принятии Заказчиком такого решения, и до момента вступления указанного решения в силу, Индивидуальным предпринимателем не были предприняты меры, направленные на добросовестное исполнение условий Контракта, устранение нарушений условий Контракта, послуживших основанием для принятия Заказчиком указанного решения - товар в полном объеме не поставлен.

Посчитав, что решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в законную силу и Контракт является расторгнутым, Заказчик обратился в Тульское УФАС России с соответствующим обращением.

В материалы дела Индивидуальным предпринимателем не представлены какие-либо письменные пояснения относительно сложившейся ситуации, в том числе направленные Заказчику в ходе исполнения Контракта.

Изучив обстоятельства, на основании которых принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, оценив действия сторон Контракта при его исполнении, Комиссия установила следующее.

Согласно части 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

В силу части 7 статьи 104 Закона в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 13 Правил ведения реестра не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.

Подпунктом «б» пункта 13 Правил ведения реестра установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).

Пунктом 15 Правил ведения реестра установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:

а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:

выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;

б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.

Частью 1 статьи 2 Закона предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.

В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1. при существенном нарушении договора другой стороной;

2. в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Заключенный сторонами Контракт по своей правовой природе является договором поставки, отношения по которому регулируются главой 30 ГК РФ и Законом.

Пунктом 1 статьи 525 ГК РФ предусмотрено, что поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.

В силу статьи 526 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

На основании пункта 2 статьи 525 ГК РФ к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускается в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 ГК РФ). Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товара ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товара.

Таким образом, в силу вышеприведенных положений ГК РФ, условие о сроках поставки товара является существенным для договора поставки.

Договор поставки считается измененным или расторгнутым с момента получения одной стороной уведомления другой стороны об одностороннем отказе от исполнения договора полностью или частично, если иной срок расторжения или изменения договора не предусмотрен в уведомлении либо не определен соглашением сторон (пункт 4 статьи 523 ГК РФ).

При таких обстоятельствах, следует признать, что не поставка предусмотренного Контрактом товара в установленный срок является нарушением существенных условий Контракта, и нарушение данных условий Контракта фактически не позволило Заказчику получить требуемый результат в установленные сроки.

Комиссия отмечает, что в материалы дела не представлено доказательств (писем, уведомлений), свидетельствующих о том, что предприниматель уведомлял Заказчика о каких-либо возникающих трудностях с поставками товара, а также о возможных проблемах с контрагентами.

Своим бездействием Поставщик не обеспечил соблюдение прав Заказчика относительно условий исполнения Контракта, в рамках которого предусматривалось эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению Контракта, в свою очередь, по мнению Заказчика, это должно повлечь наложение на ИП З. санкции за недобросовестное исполнение Контракта.

Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.

Ввиду данных фактов Комиссия приходит к выводу о том, что решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта не противоречит Закону и является обоснованным.

При этом доказательств обратного в материалы дела Поставщиком не представлено.

Допущенное Индивидуальным предпринимателем нарушение, выразившееся в не поставке товара в согласованные сроки, признаются Комиссией существенными. Своим бездействием Поставщик нарушил условия Контракта и лишил Заказчика необходимых для осуществления его деятельности товаров.

Согласно пунктам 1-2 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 определено, что для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.

Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.

Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.

Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.

Доказательств возникновения у Индивидуального предпринимателя вследствие непреодолимой силы каких-либо обстоятельств, не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства и условия Контракта, в Тульское УФАС России не представлено.

Проанализировав документы и сведения, представленные в материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

1. Заказчиком нарушений установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его Поставщику и размещению в единой информационной системе не допущено.

2. В материалы дела Заказчиком представлены документы и информация, подтверждающие факты существенного нарушения Индивидуальным предпринимателем условий Контракта.

3. По состоянию на момент вступления в законную силу Решения Заказчика товар в полном объеме Индивидуальным предпринимателем поставлен не был.

4. Поставщиком не представлено доказательств и информации, подтверждающих, что Индивидуальным предпринимателем были приняты меры, направленные на добросовестное исполнение условий Контракта, устранение нарушений условий Контракта, послуживших основанием для принятия Заказчиком указанного решения.

Согласно положениям действующего гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность.

Принимая решение об участии в процедуре публичных закупок и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом, в случае совершения им действий (бездействия), приведших к невозможности надлежащего исполнения принятых на себя обязательств.

Участие ИП З. в Закупке является добровольным и на стадии заключения Контракта Индивидуальному предпринимателю были известны абсолютно все условия такого Контракта. При этом Подрядчик должен был оценить все риски исполнения Контракта на стадии принятия решения об участии в конкурентной процедуре. Следовательно, подавая заявку на участие в Закупке, Индивидуальный предприниматель оценил свои возможности по исполнению Контракта и согласился со всеми его условиями.

В случае несогласия с какими-либо условиями электронного аукциона и подлежащего впоследствии заключению Контракта Индивидуальный предприниматель вправе было не принимать участие в аукционе.

Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.

В рассматриваемом случае недобросовестность Поставщика выразилась в непредусмотрительном, ненадлежащем (при отсутствии объективных препятствий) исполнении своих обязанностей, возникающих из требований Закона к процедуре исполнения контракта.

Из материалов дела следует, что при участии в аукционе Индивидуальный предприниматель снизил начальную максимальную цену контракта на 40,5 %, чем с большой долей вероятности обеспечил себе победу в аукционе, не убедившись, в свою очередь, в своих возможностях исполнить надлежащим образом условия Контракта.

Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение Индивидуальным предпринимателем условий Контракта произошло по вине Заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий Контракта, либо по вине третьих лиц, не предоставлено.

Так как Индивидуальным предпринимателем не были предприняты все необходимые и разумные меры для надлежащего исполнения Контракта, то включение сведений в отношении ИП З. в реестр недобросовестных поставщиков является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения заказчиков от недобросовестных поставщиков.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.05.2012 N ВАС-5621/12 об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, включение Индивидуального предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет его экономическую самостоятельность и инициативу, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности лица.

При таких обстоятельствах, исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков информацию об индивидуальном предпринимателе З. (Московская обл., <....>) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта.

2. Датой включения информации в отношении индивидуального предпринимателя З. в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Правил ведения реестра в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

 

 

Приложение № 1

 

 

 

 

Дата события*

I раздел

Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика

II раздел

III раздел

Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы)

Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган

Фактическая дата направления заказчиком сведений

Итого просрочка

в днях по I разделу

Регламентированная дата принятия решения

Фактическая дата принятия решения

Итого просрочка в днях по II разделу

Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС

Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС

Итого просрочка в днях по III разделу

 

22.09.2023

 

26.09.2023

 

25.09.2023

 

0

 

25.09.2023

 

02.10.2023

 

02.10.2023

 

0

 

05.10.2023

 

05.10.2023

 

0

 

0

 

*Дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта

 

 

 

 

 

 

2023-6274

 

 

Связанные организации

УФНС России по Тульской области
ИНН 7107086130, ОГРН 1047101138105