Решение (комиссия) №5322/23 решение от 5 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

АДМИНИСТРАЦИЯ МО УЗЛОВСКИЙ РАЙОН amo.uzlovaya@tularegion.ru amo.uzlovaya@tularegion.ru ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЛИДЕР" 119330, Г. МОСКВА, ВН.ТЕР.Г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ РАМЕНКИ, ДРУЖБЫ УЛ., Д. 4, К. 1, ОФИС 17 dadalsa@mail.ru ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВАЯ ПЛОЩАДКА ГПБ" Миклухо-Маклая ул., д. 40, подв. помещение I ком 25, город Москва, 117342 info@etpgpb.ru; regulator@etpgpb.ru ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ "ЦЕНТР ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКУПОК" Ленина пр-кт, д.2, г. Тула, 300041 coz@tularegion.ru

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 071/06/106-941/2023

31 августа 2023 года

г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее – Комиссия) в составе:

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью «Лидер» (далее – Заявитель, Общество) (вх. № 6811/23 от 25.08.2023) на действия государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок» (далее – Уполномоченное учреждение), администрации муниципального образования Узловский район (далее – Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по объекту: «Строительство путепровода через железную дорогу в районе улиц Заводская и Магистральная в городе Узловая Узловского района Тульской области» (закупка № 0366200035623004990) (далее – Закупка, Конкурс), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576 (далее – Правила), при участии посредством видеоконференцсвязи:

– директора Уполномоченного учреждения, действующего на основании приказа министерства финансов Тульской области от 05.07.2021 № 92;

–  заместителя директора Уполномоченного учреждения, действующего на основании доверенности;

 представителя Уполномоченного учреждения, комиссии по осуществлению закупок государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок» (далее – Конкурсная комиссия) на основании доверенности;

– представителей Заказчика на основании доверенности;

в отсутствие представителя Заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и способе рассмотрения настоящего дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного учреждения при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, извещение о Закупке не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок по следующим обстоятельствам.

1. Электронный документ «Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе» извещения о Закупке (далее – Порядок рассмотрения и оценки заявок) по критерию оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» содержит следующий порядок оценки:

Показатели критерия оценки:

Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта (значимость показателя 100.00 %).

Порядок оценки по показателю:

1. Детализирующий показатель «Общая цена исполненных участником закупки договоров» (значимость детализирующего показателя 50.00 %) (далее также – Детализирующий показатель № 1).

Порядок оценки по детализирующему показателю:

Лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки, при этом установлено предельное минимальное и предельное максимальное значение характеристики объекта закупки:

- предельное минимальное значение общей цены исполненных участником закупки договоров (300 000 000 рублей);

- предельная максимальная общая цена исполненных договоров (2 500 000 000 рублей).

2. Детализирующий показатель «Общее количество исполненных участником закупки договоров» (значимость детализирующего показателя 50.00%) (далее также – Детализирующий показатель № 2).

Порядок оценки по детализирующему показателю:

Лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки, при этом установлено предельное максимальное количество договоров – 10.

Согласно пункту 28 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 (далее – Положение), в случае применения показателя «Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта» применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:

общая цена исполненных участником закупки договоров;

общее количество исполненных участником закупки договоров;

наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.

Вместе с тем, согласно позиции Заявителя, Положение содержит только требование к сопоставимому характеру исполненного контракта, но не к сопоставимому объему. Положение не предусматривает установление ограничения по цене принимаемых к оценке заявок контрактов.

Таким образом, установление подобных излишних требований, по мнению Заявителя, ограничивает конкуренцию, что влечет за собой необоснованное ограничение числа участников закупки.

2. Раздел III Порядка рассмотрения и оценки заявок содержит отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, согласно которому по Детализирующим показателям № 1 и № 2 оцениваются только договоры, предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на объекте – автомобильная дорога, с учетом положений предусмотренных пунктом 1 раздела III Порядка рассмотрения и оценки заявок.

Учитывая вышеизложенное, Заявитель приходит к выводу, что Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по Детализирующим показателям № 1 и № 2, поскольку к оценке принимаются контракты (договоры) на выполнение работ на объекте «автомобильная дорога», а указание на объект «линейный объект» отсутствует, что не предусмотрено абзацем 2 подпункта «в» пункта 28 Положения.

3. Совместно с извещением о Закупке в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система) размещен архив «Узловая.zip», в котором содержится файл «Узловая.ifc», что, по мнению Заявителя, не соответствует принципам открытости и прозрачности, в соответствии с которым в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок, закрепленным статьей 7 Закона.

С учетом изложенного, Заявитель приходит к выводу, что неразмещение в единой информационной системе документации в полном объеме нарушает пункт 1 части 2 статьи 42 Закона.

4. В соответствии с частью 6 статьи 110.2 Закона объем, содержание работ по контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, определяются проектной документацией объектов капитального строительства, а также иной технической документацией, предусмотренной такими контрактами. При этом выполнение работ по таким контрактам осуществляется в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, являющимся обязательным приложением к таким контрактам.

Пунктом 2.9 приказа Минстроя России от 05.06.2018 № 336/пр «Об утверждении Методики составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ» (далее – Методика) установлено, что в графике выполнения работ дополнительно должны быть отражены даты, не позднее которых должны состоятся следующие события: подписание сторонами акта о соответствии состояния земельного участка (объекта капитального строительства, подлежащего реконструкции) условиям контракта; передача подрядчику копии разрешения на строительство, реконструкцию объекта; копии решения собственника имущества о его сносе (при необходимости); копии разрешения на вырубку зеленых и лесных насаждений; копии технических условий и разрешений на временное присоединение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с проектом организации строительства; передача подрядчику копий документов, подтверждающих согласование производства отдельных работ, если необходимость такого согласования установлена законодательством Российской Федерации; подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями, предусмотренными проектной документацией; подписание акта о соответствии состояния земельного участка условиям контракта при завершении строительства, реконструкции объекта.

Согласно электронному документу «Проект контракта» извещения о Закупке (далее – Проект контракта) обязательным приложением к нему является График выполнения строительно-монтажных работ по объекту: «Строительство путепровода через железную дорогу в районе улиц Заводская и Магистральная в городе Узловая Узловского района Тульской области» (приложение № 4 к Проекту контракта).

При этом Заявителем установлено, что Заказчиком в приложении № 4 к Проекту контракта не отражены события, предусмотренные пунктом 2.9 Методики.

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 6 статьи 110.2 Закона.

 

Представители Уполномоченного учреждения, Конкурсной комиссии, Заказчика, принимающие участие в заседании Комиссии, не согласились с доводами жалобы Заявителя, представили устные и письменные возражения на рассматриваемую жалобу.

Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правилами внеплановой проверки по вопросу соблюдения субъектами контроля требований Закона при проведении Закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

Извещение о Закупке и электронные документы к нему 28.07.2023 размещены в единой информационной системе. 07.08.2023 в извещение о Закупке внесены изменения, которые размещены в единой информационной системе.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 963 759 032,81 рублей.

Контракт по итогам Закупки Заказчиком не заключен.

 

В отношении довода № 4 жалобы Комиссией установлено следующее.

В соответствии с пунктом 1.1 Методики данная методика составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ, разработана в целях установления единых правил составления заказчиками графика выполнения строительно-монтажных работ, графика оплаты выполненных по контракту работ при закупке соответствующих работ в соответствии с Законом.

Согласно пункту 2.9 Методики дополнительно под табличной частью графика выполнения работ до полей для подписания его сторонами контракта в графике выполнения работ должны быть отражены даты, не позднее которых должны состояться следующие события:

2.9.1. подписание сторонами акта о соответствии состояния земельного участка (объекта капитального строительства, подлежащего реконструкции) условиям контракта;

2.9.2. передача подрядчику копии разрешения на строительство, реконструкцию объекта; копии решения собственника имущества о его сносе (при необходимости); копии разрешения на вырубку зеленых и лесных насаждений; копии технических условий и разрешений на временное присоединение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с проектом организации строительства;

2.9.3. передача подрядчику копий документов, подтверждающих согласование производства отдельных работ, если необходимость такого согласования установлена законодательством Российской Федерации;

2.9.4. подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями, предусмотренными проектной документацией;

2.9.5. подписание акта о соответствии состояния земельного участка условиям контракта при завершении строительства, реконструкции объекта.

Приложение № 4 к Проекту контракта под табличной частью графика выполнения работ до полей для подписания его сторонами контракта содержит следующие положения:

«1) Срок подписания сторонами акта о соответствии состояния земельного участка (объекта капитального строительства, подлежащего реконструкции) условиям Контракта – в течение 10 рабочих дней с даты заключения контракта;

2) Срок передачи Подрядчику следующей документации:

-копии разрешения на строительство объекта – в течение 5 рабочих дней с даты заключения контракта;

-копию решения собственника имущества о его сносе (при необходимости) – не требуется;

-копию разрешения на вырубку зеленых и лесных насаждений – не требуется;

-копии технических условий и разрешений на временное присоединение Объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с проектом организации строительства – не требуется;

3) Срок передачи Подрядчику копии документов, подтверждающих согласование производства отдельных работ, если необходимость такого согласования установлена законодательством Российской Федерации – не требуется;

4) Срок (сроки) подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями, предусмотренными проектной документацией – не позднее даты завершения работ по контракту;

5) Подписание акта о соответствии состояния земельного участка условиям контракта при завершении реконструкции объекта – не позднее 10 рабочих дней с даты подписания акта приемки законченного строительством объекта (форма КС-11)».

Таким образом, указанное в пункте 2.9 Методики требование в полной мере соблюдено при формировании Проекта контракта, поскольку в пунктах 1-5 приложения № 4 к Проекту контракта отражены даты, не позднее которых должны состояться события, перечисленные в подпунктах 2.9.1 – 2.9.5 пункта 2.9 Методики.

При этом указание таких дат подобным образом не противоречит Методике.

Таким образом, указанный довод жалобы признается Комиссией необоснованным.

 

В отношении довода № 3 жалобы Комиссией установлено следующее.

Исходя из положений части 4 статьи 4 Закона и Положения о порядке формирования и размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, о требованиях к их формам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 № 60 «О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации», следует, что заказчики обязаны разместить информацию о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.

Согласно пункта 8 части 1 статьи 33 Закона описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.

В рассматриваемом случае описание выполнение работ по объекту: «Строительство путепровода через железную дорогу в районе улиц Заводская и Магистральная в городе Узловая Узловского района Тульской области» размещено на официальном сайте в единой информационной системе отдельными файлами формата «pdf», «docx» - стандартном межплатформенном формате файлов, которые, согласно пояснениям Заказчика, Уполномоченного учреждения, содержат исчерпывающую информацию по объемам строительства, технологическим решениям и используемым материалам по данному объекту.

Размещенные Уполномоченным учреждением, Заказчиком документы обеспечивают возможность поиска и копирования фрагментов текста.

Доказательств, безусловно опровергающие данные обстоятельства, Заявителем в материалы дела не представлено.

Постановлением Правительства РФ от 05.03.2021 № 331 установлено, что с 1 января 2022 года создание информационной модели объекта строительства становится обязательным для строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно пункту 7.1 «СП 328.1325800.2020. Свод правил. Информационное моделирование в строительстве. Правила описания компонентов информационной модели» компоненты библиотек информационной модели должны быть представлены в IFC или ином формате данных с открытой спецификацией.

Согласно пояснениям Уполномоченного учреждения, указанное в жалобе расширение файла «IFC» не несет ограничений для участников закупки, так как является информационной моделью объекта строительства.

IFC - это открытый и нейтральный формат файлов для поддержки взаимодействия между отдельными приложениями, работающими в строительной отрасли и зарегистрированными в качестве официального международного стандарта ISO 16739:2013.

Вместе с тем, для просмотра документа можно воспользоваться общедоступным программным обеспечением: пройти по ссылке для открытия данного формата с помощью бесплатного сервиса Autodesk Viewer. Для использования Autodesk Viewer пользователям не требуется иметь или понимать специальное программное обеспечение для проектирования, обладать компьютерной техникой со специфической конфигурацией, достаточно бесплатно зарегистрироваться для возможности открытия файлов с расширением «ifc».

Заявителем также не представлено доказательств того, что размещенный в единой информационной системе формат файла влечет за собой невозможность участия в Конкурсе, а также свидетельствующих об ограничении количества участников закупки, в связи с чем данный довод жалобы не находит своего подтверждения.

 

Относительно иных доводов, изложенных в жалобе Общества, Комиссией установлено следующее.

Согласно части 1 статьи 24 Закона заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Конкурентными способами, в том числе являются конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (пункт 1 части 2 статьи 24 Закона).

В рассматриваемом случае выбран конкурентный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – электронный конкурс.

Согласно части 4 статьи 24 Закона победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта, и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы с указанием порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Частью 1 статьи 32 Закона предусмотрено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Частью 9 статьи 32 Закона установлено, что не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.

В силу части 8 статьи 32 Закона порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

В развитие данной нормы издано Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604, которым утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.

В соответствии с пунктом 8 Положения в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным, в том числе, подпунктом "г" пункта 3 Положения:

а) применяются детализирующие показатели;

б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;

в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.

Пунктом 24 Положения определено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:

а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;

б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;

в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;

г) наличие у участников закупки деловой репутации;

д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

На основании пункта 25 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.

В соответствии с пунктом 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:

а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:

общая цена исполненных участником закупки договоров;

общее количество исполненных участником закупки договоров;

наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;

б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 настоящего Положения, применение шкалы оценки не допускается;

в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:

устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);

может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);

г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;

д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;

е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.

 

Согласно информации, содержащейся в единой информационной системе, одновременно с извещением о Закупке размещен электронный документ – Порядок рассмотрения и оценки заявок.

Воспользовавшись своим правом, Заказчик в порядке оценки заявок установил следующие критерии оценки заявок участников Закупки:

"Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" - величина значимости 60 %;

"Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее – Квалификация участников закупки) - величина значимости 40%.

Так в разделе II «Критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке» Порядка рассмотрения и оценки заявок для критерия оценки Квалификация участников закупки предусмотрен показатель оценки «наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта», а также показатели оценки, детализирующие показатель оценки:

- характеристика квалификации участников закупки № 1 (общая цена исполненных участником закупки договоров) - значимость показателя, детализирующего показатель оценки, процентов – 50%;

- характеристика квалификации участников закупки № 2 (общее количество исполненных участником закупки договоров) - значимость показателя, детализирующего показатель оценки, процентов – 50% (далее по отдельности и вместе – Детализирующие показатели № 1, № 2 соответственно).

 

Согласно пункту 31 Положения при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт, предусмотренный частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), частью 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Федерального закона, а также контракт, предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации:

в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ на одном из следующих объектов, соответствующих объекту закупки:

объект капитального строительства (за исключением линейного объекта);

линейный объект, за исключением автомобильной дороги;

автомобильная дорога;

особо опасный, технически сложный и уникальный объект капитального строительства;

объект культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации;

г) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), относящегося к одному или нескольким из следующих договоров (контрактов):

контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Федерального закона (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства);

контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Федерального закона;

контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Федерального закона;

договор, не относящийся к контрактам, указанным в абзацах втором - четвертом настоящего подпункта, и предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В разделе III Порядка рассмотрения и оценки заявок содержится информация, согласно которой по критерию оценки Квалификация участников закупки по Детализирующему показателю № 1 оценивается общая цена исполненных участником закупки договоров, предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на объекте – автомобильная дорога; по Детализирующему показателю № 2 оценивается общее количество исполненных участником закупки договоров, предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на объекте – автомобильная дорога.

Вместе с тем, рассматривая 2 довод жалобы, Комиссия считает необходимым отметить, что при формировании Порядка рассмотрения и оценки заявок в отношении показателя оценки, его детализирующих показателей установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненных договоров, предусматривающее выполнение работ на одном из объектов, соответствующего объекту закупки – «автомобильная дорога», что в полной мере соответствует требованиям подпункта «в» пункта 31 Положения, согласно которому выбор нескольких объектов не допустим.

Соответственно, указанный довод жалобы Комиссией признается необоснованным.

 

В разделе II Порядка рассмотрения и оценки заявок по Детализирующему показателю № 1 установлено предельное минимальное значение характеристики ( предельное минимальное значение общей цены исполненных участником закупки договоров, которое составляет 300 000 000 рублей), а также предельное максимальное значение характеристики ( – предельная максимальная общая цена исполненных договоров, которая составляет 2 500 000 000 рублей).

Таким образом, все договоры, предоставленные к оценке по Детализирующему показателю № 1, общая цена которых превышает 2 500 000 000 рублей, будут оценены равнозначно максимальному количеству баллов.

С учетом изложенного, участник Закупки, предоставивший к оценке договоры на общую сумму, например, 10 000 000 000 рублей, по результатам оценки по Детализирующему показателю № 1 получит максимальное количество баллов, равно как и участник закупки, предоставивший в составе заявки договоры на общую сумму 2 500 000 000 рублей.

В то время как опыт выполнения работ по договорам на сумму 10 000 000 000 рублей не является сопоставимым опыту выполнения работ по договорам на сумму 2 500 000 000 рублей, поскольку объем выполненных работ в первом случае больше, и, соответственно, значение оценки их опыта не может равняться одинаковому количеству баллов.

Более того, рассматривая совокупность Детализирующих показателей № 1, № 2 в принципе неясно как объективно оценить опыт участников Закупки.

Так, например, для того, чтобы получить максимальное количество баллов по Детализирующему показателю № 2 (предельное максимальное количество исполненных договоров, которое составляет 10 договоров), необходимо представить к оценке 10 договоров, удовлетворяющих требованиям Порядка рассмотрения и оценки заявок.

Исходя из изложенного, для получения максимального количества баллов по критерию «Квалификация участников закупки» участнику необходимо как минимум представить, например, 10 договоров на общую сумму 2 500 000 000 рублей, соответствующие требованиям Порядка рассмотрения и оценки заявок.

При этом неясно, почему, например опыт участника, предложившего 5 договоров по 2 000 000 000 рублей каждый, будет оценен меньшим количеством баллов по сравнению с примером, указанным выше.

Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что использование в Порядке рассмотрения и оценки заявок предельных значений по Детализирующим показателям № 1 и № 2 не противоречит требованиями Положения, Закона.

Вместе с тем, согласно пункту 18 Положения если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, определяется количественным значением, в документе, предусмотренном приложением N 1 к настоящему Положению, указываются единица ее измерения в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения ОК 015-94 (при наличии), предельное минимальное или предельное максимальное значение такой характеристики (в случае необходимости установления таких предельных значений), в рамках которых будет осуществляться оценка заявок.

Однако Заказчиком в материалы дела не было представлено обоснование необходимости использования спорных предельных значений в Порядке рассмотрения и оценки заявок по Детализирующим показателям № 1 и № 2, а также установления их размера.

Таким образом, действия Заказчика, установившего предельные значения по Детализирующим показателям № 1 и № 2 в их совокупности, не соответствуют пункту 18 Положения, поскольку необходимость использования спорных предельных максимальных значений не была подтверждена, следовательно, является необоснованной.

Исходя из изложенного, подобный порядок оценки делает невозможным выявление наиболее опытного участника Закупки, не позволяет оценить сопоставимый опыт выполнения работ, что вступает в противоречие с целями и принципами, заложенными в Положении, при этом также нивелирует принципы обеспечения конкуренции, эффективности осуществления закупок, на которых основан Закон, поскольку неоправданно ставит в равные условия участников закупки, объемы приобретенного опыта которых отличаются в большую сторону.

Таким образом, Комиссия соглашается с доводом Заявителя относительно незаконности установления предельных значений для Детализирующих показателей № 1 и № 2 в Порядке рассмотрения и оценки заявок и признает его обоснованным.

 

В соответствии с пунктом 1 постановления правительства Тульской области от 23.12.2013 N 788 (ред. от 28.12.2021) «О централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Тульской области» (далее – Постановление N 788) на государственное казенное учреждение Тульской области «Центр организации закупок» возложены полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для:

1) государственных заказчиков, государственных бюджетных учреждений, государственных унитарных предприятий;

2) муниципальных заказчиков, муниципальных бюджетных учреждений, муниципальных унитарных предприятий и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, действующих от имени муниципальных заказчиков, соответствующих бюджетных учреждений, муниципальных унитарных предприятий и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, полномочия которых определены решениями органов местного самоуправления, при условии предоставления из бюджета Тульской области межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет указанных межбюджетных трансфертов;

3) автономных учреждений, осуществляющих закупки за счет субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности Тульской области (в том числе приобретение недвижимого имущества в государственную собственность Тульской области);

4) бюджетных, автономных учреждений, унитарных предприятий, осуществляющих закупки в пределах, переданных им государственными заказчиками полномочий в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 15 Закона.

Приложением к Постановлению N 788 утверждено Положение о порядке взаимодействия заказчиков, а также уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, полномочия которых определены решениями органов местного самоуправления, с государственным казенным учреждением Тульской области "Центр организации закупок" (далее – Положение).

В соответствии пунктом 6 Положения заказчики, в том числе исполняют следующие функции:

устанавливают критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с Законом;

несут ответственность, установленную действующим законодательством, за информацию, указанную в заявке и документах, направленных в уполномоченное учреждение в соответствии с пунктами 9 и 9.1 настоящего Положения.

Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Вместе с тем, Комиссия считает необходимым отметить следующее.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.08.2023 на участие в Конкурсе было подано 2 заявки; заявка с идентификационным номером 63 была отклонена Конкурсной комиссией на основании пункта 2 части 12 статьи 48 Закона в связи со следующим:

«несоответствие документов и информации, предусмотренных пунктом 3 части 6 статьи 43 и подпунктом «н» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона в их взаимосвязи, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.

Участником закупки в целях подтверждения наличия у него опыта исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги, представлен договор №724-997/РХ от 24.01.2020, предметом которого является «Строительство транспортной развязки на пересечении автомобильной дороги М-10 «Россия» и улицы Репина в городе Химки Московской области» (1 этап)». Данный договор является договором субподряда, в связи с чем не может служить подтверждением наличия у участника заявленного опыта выполнения работ».

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 52 Закона Конкурс признан несостоявшимся, в связи с тем, что по результатам рассмотрения заявки на участие в закупке, Конкурсная комиссия приняла решение о соответствии требованиям, установленным извещением о Закупке, только одной заявки с идентификационным номером 62, при таких обстоятельствах Порядок рассмотрения и оценки заявок в данном случае Конкурсной комиссией не применялся.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия считает возможным не выдавать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений пункта 11 части 1 статьи 42 Закона ввиду того, что такое нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Лидер» (вх. № 6811/23 от 25.08.2023) на действия государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок», администрации муниципального образования Узловский район при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по объекту: «Строительство путепровода через железную дорогу в районе улиц Заводская и Магистральная в городе Узловая Узловского района Тульской области» (закупка № 0366200035623004990) обоснованной в части доводов об установлении Заказчиком ненадлежащих требований в Порядке рассмотрения и оценки заявок по Детализирующим показателям № 1, № 2.

2. Признать администрацию муниципального образования Узловский район нарушившей пункт 11 части 1 статьи 42 Закона.

3. В связи с тем, что выявленное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), обязательное для исполнения предписание об устранении таких нарушений не выдавать.

4. Передать материалы внеплановой проверки соответствующему должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения в рамках административного производства.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.

 

 

 

 

 

 

2023-5751

 

 

Связанные организации

Администрация МО Узловский район
ИНН 7117006857, ОГРН 1027101484772
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЛИДЕР"
ИНН 9729270347, ОГРН 1187746396782
ООО ЭТП ГПБ
ИНН 7724514910, ОГРН 1047796450118
ГКУ ТО "ЦОЗ"
ИНН 7107541446, ОГРН 1137154005746