Решение (комиссия) №1686/24 решение от 12 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

решение

 

Общество с ограниченной ответственностью "РТС-ТЕНДЕР"
Тараса Шевченко набережная, д. 23А, Москва г., 121151
ko@rts-tender.ru

Общество с ограниченной ответственностью " ЭКОПРОМПРОЕКТ "
390013, Рязанская область, г. Рязань, пр-кт Первомайский, д. 31А, пом/каб. Н3/7
tender-ecoprom@ecostandart.ru

Государственное учреждение здравоохранения Тульской области "Тульская областная клиническая больница"
300053, г. Тула, ул. Яблочкова, д.1А
tobzakup7@medic.tula.ru, ogztokb1@medic.tula.ru

Государственное казенное учреждение Тульской области "Центр организации закупок"
Ленина пр-кт, д.2, г. Тула, 300041
coz@tularegion.ru

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 071/06/106-303/2024

11 апреля 2024 года

г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЭКОПРОМПРОЕКТ» (далее – Заявитель, ООО «ЭКОПРОМПРОЕКТ», Общество) (вх. № 2159/24 от 05.04.2024) на действия государственного учреждения здравоохранения Тульской области "Тульская областная клиническая больница" (далее – Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда в ГУЗ ТО «Тульская областная клиническая больница» (закупка № 0366200035624002165) (далее – Закупка, электронный аукцион), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576 (далее – Правила), при участии посредством видеоконференцсвязи:

- представителя государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок» (далее – Уполномоченное учреждение), Аукционной комиссии на основании доверенности;

в отсутствие представителей Общества, Заказчика, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения данного дела,

 

УСТАНОВИЛА:

В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, документация о Закупке сформирована с нарушением положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок по следующим основаниям.

В пункте 9.2 Технического задания Описания объекта закупки Извещения о закупке (далее – Описание объекта закупки) Заказчиком установлены излишние требования к участникам процедуры, а именно:

«9.2. Услуги должны быть оказаны организацией, имеющей:

- необходимые поверенные средства измерения, вспомогательное оборудование».

ООО «ЭКОПРОМПРОЕКТ» обратилось с запросом о даче разъяснений положений Извещения о закупке, в котором обратило внимание Заказчика на наличие излишних требований в Описании объекта закупки и просило их исключить (№ 010424-1НШ от 01.04.2024). Уполномоченное учреждение отказало во внесении изменений в извещение о Закупке.

Со ссылками на положения части 1 статьи 19 Федерального закона № 426-ФЗ «Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" Общество считает неправомерным предъявлять требования к участникам о наличии необходимых поверенных средств измерения, вспомогательного оборудования.

На основании вышеизложенного Заявитель полагает, что Заказчиком в Описании объекта закупки установлены избыточные требования к участникам Закупки, что является нарушением Закона.

Представитель Уполномоченного учреждения, аукционной комиссии не согласился с доводами жалобы Заявителя по основаниям, изложенным в письменных возражениях на рассматриваемую жалобу. Заказчиком также представлены письменные возражения.

Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правилами внеплановой проверки по вопросу соблюдения субъектами контроля требований Закона при проведении Закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

Извещение о закупке со всеми электронными документами (приложениями) 27.03.2024 размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 102 200,00 рублей.

Контракт по итогам Закупки на момент рассмотрения жалобы Заказчиком не заключен.

Относительно доводов жалобы Комиссией установлено следующее.

Одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является, согласно части 2 статьи 24 Закона, электронный аукцион.

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).

Исходя из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона, при применении конкурентных способов в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона, заказчик устанавливает, в том числе следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В разделе «Преимущества и требования к участникам» Извещения о закупке Заказчиком установлено требование к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона:

«Наличие регистрации в Реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда (статья 19, часть 2 статья 21 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", Постановление Правительства РФ от 16.12.2021 №2332 "О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда")».

Согласно электронному документу «Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке» Извещения о закупке, заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами «м» - «п» пункта 1, подпунктами «а» - «в» пункта 2, пунктом 3 или пунктом 4, пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе: не требуются.

Комиссия констатирует тот факт, что вышеприведенные требования к участникам закупки, а также к составу заявки, предусмотренные извещением о Закупке и электронными документами к нему, Заявителем не обжалуются.

Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

На основании части 2 статьи 33 Закона описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно части 3 статьи 33 Закона не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

По смыслу приведенных нормативных положений определение характеристик товара, работ, услуг относится к компетенции заказчика с учетом его конкретных объективных потребностей. Заказчик самостоятельно принимает решение по формированию соответствующих требований в соответствии с его объективными потребностями и спецификой его деятельности при соблюдении ограничений, установленных законодательством.

При этом описание объекта закупки - это фиксация заказчиком в документации о закупке качественных и количественных характеристик, признаков товара, работы, услуги, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Такая фиксация требований заказчика позволяет идентифицировать объект закупки, установить результат, достижение которого признается со стороны заказчика должным исполнением контракта.

Таким образом, описание объекта закупки должно носить объективный характер, то есть быть продиктовано истинными (а не мнимыми и недоказанными) потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки установлением в закупочной документации заведомо неисполнимых требований либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц (при отсутствии доказательств действительной необходимости в установлении таких требований).

Согласно извещению и иной документации о Закупке в рамках рассматриваемого электронного аукциона предусмотрено оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда в ГУЗ ТО «Тульская областная клиническая больница» – ОКПД2 - 71.20.19.190.

Комиссией установлено, что в подпункте 9.2 пункта 9 «Требования к техническим характеристикам услуг» Описания объекта закупки Заказчиком установлено требование к исполнению Контракта:

«9.2. Услуги должны быть оказаны организацией, имеющей:

- необходимые поверенные средства измерения, вспомогательное оборудование».

Согласно письменным пояснения Заказчика на участие в Закупке было подано 3 заявки, сами заявки и подавшие их участники согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.04.2024 признаны соответствующими требованиям Извещения о закупке и требованиям Закона.

ООО «ЭКОПРОМПРОЕКТ» так же подало заявку для участия в аукционе и подтвердило согласие на оказание услуг на условиях, предусмотренных Извещением о закупке. По результатам торгов предложению ООО «ЭКОПРОМПРОЕКТ» присвоен 2 порядковый номер.

Заказчик пояснил, что Описание объекта закупки составлено в соответствии с потребностью Заказчика и требованиями Закона.

Предметом Закупки является оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда, количество рабочих мест - 146.

Заказчику было подано 2 запроса о даче разъяснений положений Извещения о закупке.

Ответы на запросы с указанием соответствующих норм Закона были размещены в единой информационной системе и на площадке ООО «РТС-тендер» в срок, установленный Законом. В ответах Заказчик пояснил, что требования, перечисленные Заказчиком в пункте 9.2 Описания объекта Закупки соответствуют нормам Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и установлены в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 6 «Права и обязанности организации, проводящей специальную оценку условий труда» указанного закона.

Комиссией установлено, что 01.04.2024 в адрес Заказчика поступил запрос от о разъяснении положений Извещения о закупке от участника Закупки следующего содержания:

«Изучив документацию по закупке (0366200035624002165 Оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда в ГУЗ ТО «Тульская областная клиническая больница») просим предоставить ответы на вопросы, возникшие после изучения материалов:

Требование:

1. Просим исключить излишнее требование, изложенное в Техническом задании, а именно в п. 9.2.: «необходимые поверенные средства измерения, вспомогательное оборудование.»

ООО «ЭКОСТАНДАРТ «Технические решения» не согласно с обоснованностью данного требования по следующим основаниям: в Федеральном законе от 28.12.2013 N 426- ФЗ "О специальной оценке условий труда", содержится исчерпывающий перечень требований к организациям, оказывающим специальную оценку условий труда, а именно: 1. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям: 1) указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда; 2) наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования; 3) наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных пунктами 1 - 11 и 15 - 23 части 3 статьи 13 настоящего Федерального закона, с учетом требований, установленных частью 4 статьи 12 настоящего Федерального закона Общество с ограниченной ответственностью «ЭКОСТАНДАРТ «Технические решения»:

2. Просим внести изменение в документацию в соответствии с требованием №1.

02.04.2024 в адрес Заказчика от участника Закупки поступил аналогичный по содержанию запрос о даче разъяснений положений Извещения о Закупке.

02.04.2024 Заказчик в единой информационной системе и на электронной площадке разместил ответы на вышеуказанные запросы следующего содержания: «В ответ на поступивший запрос, заказчик ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ "ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТНАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА" сообщает следующее:

В соответствии с п. 3. ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ (ред. от 24.07.2023) "О специальной оценке условий труда" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023):

«Организация, проводящая специальную оценку условий труда, обязана:

3) применять утвержденные и аттестованные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений, прошедшие поверку и внесенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений, и (или) методики (методы) измерений, предназначенные для выполнения прямых измерений и соответствующие им средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений (далее - поверка)».

Таким образом, требования указанные в ООЗ установлены в соответствии с действующим законодательством РФ, внесении изменений – не требуется».

Согласно статье 19 Федерального закона от 28.12.2013 N 426- ФЗ "О специальной оценке условий труда", организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям:

1) указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда;

2) наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования;

3) наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных пунктами 1 - 11 и 15 - 23 части 3 статьи 13 настоящего Федерального закона, с учетом требований, установленных частью 4 статьи 12 настоящего Федерального закона.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 6 «Права и обязанности организации, проводящей специальную оценку условий труда» Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда": «Организация, проводящая специальную оценку условий труда, обязана:

применять утвержденные и аттестованные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений, прошедшие поверку и внесенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений, и (или) методики (методы) измерений, предназначенные для выполнения прямых измерений и соответствующие им средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений».

Частью 4 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" установлено, что при проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов должны применяться утвержденные и аттестованные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений, прошедшие поверку и внесенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений, и (или) методики (методы) измерений, предназначенные для выполнения прямых измерений, и соответствующие им средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку. Методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений должны позволять проводить исследования (испытания) и измерения уровней вредных и (или) опасных производственных факторов условий труда во всех диапазонах, установленных методикой проведения специальной оценки условий труда.

Исходя из изложенного, Комиссия приходит к заключению, что вышеприведенные требования к оказанию услуг по проведению специальной оценки условий труда в ГУЗ ТО «Тульская областная клиническая больница» относится к сфере исполнения государственного контракта, а не к сфере определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Следовательно, вопросы, относящиеся к условию об оказании услуг, являющихся объектом Закупки, о наличии у организации - необходимых поверенных средств измерения, вспомогательного оборудования, представляют собой условие о способе и порядке исполнения контракта после проведения Закупки, но никак не являются требованием к участникам закупки, установленным в соответствии со статьей 31 Закона; указанное условие не создает препятствий участнику закупки на стадии подачи заявки, не ограничивает конкуренцию и установлено Заказчиком, учитывая положения Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" обоснованно.

Спорные положения являются одинаковыми для всех участников Закупки, не создают преимущества кому-либо из них и не могут ограничивать доступ к участию в закупке. Доказательств, свидетельствующих о том, что сформулированные Заказчиком требования привели к ограничению количества потенциальных участников закупки, к созданию одним участникам закупки преимуществ перед другими, в материалы дела не представлено.

Вышеназванные условия Описания объекта закупки, предъявляющие требования к объекту закупки, его объективным характеристикам, сами по себе не могут быть признаны противоречащими Закону, пока не доказано, что соответствующие условия включены в документацию о Закупке с целью обеспечить победу конкретному хозяйствующего субъекту и фактически исключают возможность участия в торгах какого-либо иного лица.

Данные обстоятельства, вопреки доводам Заявителя, им не доказаны.

При этом, как было отражено выше, указанные требования не обращены к участнику закупки и не обязывают к предоставлению в составе заявки на участие в электронном аукционе иных документов и сведений, кроме предусмотренных Законом, не создают препятствий участнику закупки на стадии подачи заявки.

Проанализировав представленные в материалы дела документы и сведения, исходя из пояснений Заказчика, Комиссия пришла к выводу, что вышеперечисленные положения и условия извещения о Закупке и электронных документов к нему не противоречат Закону, не нарушают прав и законных интересов потенциальных участников данной закупки, в том числе Заявителя, не влекут ограничение числа участников закупки.

Заявитель явку своих представителей на заседание Комиссии по рассмотрению его жалобы не обеспечил; объективных доказательств того, что сформулированные Заказчиком условия исполнения контракта, предусмотренные рассматриваемой документацией о Закупке, создают непреодолимое препятствие Заявителю для участия в данной закупке, Общество не предоставило.

Кроме того Комиссией установлено, что согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 10.04.2024 на участие в Закупке подано 3 заявки, сами заявки и участники Закупки признаны соответствующими Закону и Извещению о закупке.

При этом ООО «ЭКОПРОМПРОЕКТ» подало заявку участие в Закупке, заявка ООО «ЭКОПРОМПРОЕКТ» как и само Общество признаны соответствующими Закону и Извещению о закупке.

С учетом презумпции добросовестности участников рассматриваемых правоотношений следует, что Общество согласно осуществить оказание услуг на условиях, предусмотренных Извещением о закупке, что отвечает потребности Заказчика.

В связи с изложенным, Комиссия не усматривает нарушений либо ущемлений прав или законных интересов Общества при проведении Закупки; в действиях Заказчика, Уполномоченного учреждения нарушений Закона при проведении Закупки, в том числе в порядке дачи разъяснений положений Извещения о закупке, не выявлено.

Таким образом, в результате рассмотрения жалобы Общества по существу, Комиссия приходит к выводу, что доводы Заявителя не нашли своего подтверждения, что дает основание признать жалобу необоснованной.

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Правилами, Комиссия,

РЕШИЛА:

Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЭКОПРОМПРОЕКТ» (вх. № 2159/24 от 05.04.2024) на действия государственного учреждения здравоохранения Тульской области "Тульская областная клиническая больница" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда в ГУЗ ТО «Тульская областная клиническая больница» (закупка № 0366200035624002165) необоснованной.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2024-1872

 

 

Связанные организации

ГКУ ТО "ЦОЗ"
ИНН 7107541446, ОГРН 1137154005746
ООО «РТС-ТЕНДЕР»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ " ЭКОПРОМПРОЕКТ "
ИНН 6231051518, ОГРН 1036208002467
ГУЗ ТО "Тульская областная клиническая больница"
ИНН 7105008306, ОГРН 1027100689989