Письмо №1241/22 Решение от 11 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ДОРСТРОЙГРУПП" 300024, Тульская область, г Тула, Иншинский проезд, д. 1, офис 205, этаж 2 harvest-71@mail.ru Муниципальное казенное учреждение "Центр организации дорожно-транспортной деятельности города Тулы" ул. Фрунзе, д. 17, г. Тула, 300034 mku@cityadm.tula.ru

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 071/10/104-1277/2022

«08» ноября 2022 года

г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

 

Заместитель председателя Комиссии:

 

Член Комиссии:

 

рассмотрев посредством видеоконференции обращение муниципального казенного учреждения "Центр организации дорожно-транспортной деятельности города Тулы" (далее – Заказчик, Учреждение) (вх. № 1992/22 от 27.10.2022) о размещении информации об обществе с ограниченной ответственностью «ДОРСТРОЙГРУПП» (далее – Общество, ООО «ДОРСТРОЙГРУПП», Подрядчик) (ИНН 7107116057; Иншинский проезд, д. 1, офис 205, этаж 2, г Тула, 300024) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – реестр недобросовестных поставщиков) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 30.08.2022 № 2022/198 на выполнение работ по ремонту дорог общего пользования в муниципальном образовании г. Тула (закупка № 0166300024722000495 (далее также – Закупка), ИКЗ 223710608544871060100100290144211244) (далее – Контракт), руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее – Правила ведения реестра), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее – Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), при участии:

 – директора ООО «ДОРСТРОЙГРУПП»;

в отсутствие представителей Заказчика, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и способе рассмотрения дела, ходатайствующего о рассмотрении дела без его участия,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об ООО «ДОРСТРОЙГРУПП» в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта, заключенного по итогам электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту дорог общего пользования в муниципальном образовании г. Тула (закупка № 0166300024722000495).

В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в обращении Заказчика, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении данной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

30.08.2022 между Заказчиком и Обществом заключен Контракт на сумму 12 540 628,50 рублей.

Согласно пункту 1.1 Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы по ремонту дорог общего пользования в муниципальном образовании г. Тула (далее – Работы), в соответствии с условиями Контракта, сметными расчетами стоимости работ (Приложение №1), описанием объекта закупки (Приложение №2) и графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение №7), являющимися неотъемлемой частью Контракта, а Заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их в установленном Контрактом порядке.

В силу пункта 1.2 Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы, указанные в пункте 1.1 Контракта, своими силами или с привлечением субподрядных организаций.

Разделом 4 Контракта установлены следующие сроки и место выполнения работ:

«4.1. Сроки выполнения работ:

1) Этап 1 – с даты заключения контракта в течение 15 (пятнадцати) календарных дней;

2) Этап 2 – с даты заключения контракта в течение 15 (пятнадцати) календарных дней.

4.2. На момент подписания настоящего Контракта дата окончания работ является исходной для имущественных санкций, предусмотренных п.8.5.1 Контракта в случаях нарушения сроков выполнения работ, установленных п.4.1 настоящего Контракта. Фактическое выполнение работ Подрядчик подтверждает в соответствии с п.6.1 Контракта.

4.3. Место выполнения работ: территория муниципального образования города Тула:

- от п. Шатск до д. Марьино;

- ул. Пугачева (от ул. Буденного до ул. Макса Смирнова)».

В соответствии с пунктом 5.1 Контракта Заказчик обязан:

«5.1.8. Проводить проверку предоставленных Подрядчиком результатов работ, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта.

В случаях, предусмотренных Контрактом, Заказчик проводит экспертизу результатов работ самостоятельно или с привлечением экспертов, экспертных организаций на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом».

Согласно пункту 5.2 Контракта Заказчик вправе:

«5.2.2. Привлекать в качестве эксперта ГУ ТО «Тулаупрадор» или иного эксперта, экспертную организацию для проведения экспертизы выполненных работ по объекту в целом в соответствии с положениями Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

5.2.3. Привлекать иные организации для осуществления контроля за соблюдением технологии и качества выполненных работ, освидетельствования выполненных скрытых работ и участия в работе комиссии при приемке законченных работ по Объекту в целом.

5.2.4. Производить любые измерения, испытания, отборы образцов и взвешивания для контроля качества работ, материалов и конструкций, выполненных, произведенных или поставленных по Контракту.

5.2.5. Контролировать выполнение работ с проведением соответствующих обследований, фото (видео) съемки, при необходимости с привлечением лабораторий и других организаций, осуществляющих оценку качества.

Принимать участие в ходе проведения комплекса контрольных лабораторных испытаний силами лаборатории подрядной организации или организации, имеющей контрактные обязательства на выполнение лабораторных испытаний с подрядной организацией для подтверждения качества используемых на объектах строительных материалов и выполненных работ.

5.2.6. Полностью или частично приостанавливать работы на такие периоды времени, которые считает необходимым по причине неблагоприятных (не допустимых по требованию технических условий) погодных условий, при наступлении форс-мажорных обстоятельств, при отступлении от сметных расчетов стоимости работ, низком их качестве и нарушении обязательных требований СНиП и других нормативных документов.

5.2.7. Давать в письменном виде указания Подрядчику с указанием даты его вынесения и срока исполнения замечаний, отраженных в указаниях, либо записывать в общий журнал работ замечания о запрещении применения технологий, материалов, конструкций, не обеспечивающих установленный сметными расчетами стоимости работ уровень качества выполняемых по настоящему Контракту работ.

5.2.9. За существенное нарушение Контракта предъявлять Подрядчику претензии и штрафные санкции.

5.2.10. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего контракта в соответствии с гражданским законодательством».

В соответствии с пунктом 5.5 Контракта Подрядчик обязан:

«5.5.3. Предоставить Заказчику материалы фото (видео) съемки объектов до начала проведения работ, в процессе проведения каждого вида работ и по завершению работ по объектам в целом.

Формат и качество фото (видео) материалов согласовывается с Заказчиком.

5.5.4. Обеспечить:

- производство работ в полном соответствии со сметными расчетами стоимости работ, описанием объекта закупки (Приложение №2), графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение №7) и строительными нормами и правилами;

- качество выполнения всех работ в соответствии со сметными расчетами стоимости работ, нормативной документацией, требованиями пожарной безопасности, техническими условиями;

- своевременное устранение недостатков и дефектов, выявленных при приемке работ и в течение гарантийного срока эксплуатации;

- сохранность имущества третьих лиц, инженерных коммуникаций и сетей, принадлежащих третьим лицам. В случае причинения ущерба имуществу и (или) инженерным коммуникациям третьих лиц, а также вреда здоровью третьих лиц, самостоятельно в полном объеме возместить причиненный ущерб;

-выполнение работ на объектах в соответствии со сметными расчетами стоимости работ в муниципальном образовании г. Тула;

- выполнение на объектах мероприятий по технике безопасности, безопасности дорожного движения, экологической безопасности, пожарной безопасности, рациональному использованию территории, охране окружающей среды, зеленых насаждений и земли в соответствии со сметными расчетами стоимости работ и нормативной документациями, а также иным действующим законодательством;

- ежедневную очистку территории объекта от строительного мусора и восстановление нарушенного благоустройства в полном объеме, после выполнения каждого вида работ;

- освобождение объекта от принадлежащего Подрядчику имущества в течение 3 (трех) рабочих дней с даты выполнения всех обязательств по Контракту.

- с момента начала выполнения работ до подписания акта приемки законченного ремонтом объекта (Приложение №5) за свой счет осуществить охрану объекта, материалов, оборудования, стоянки строительной техники и другого имущества.

5.5.5. Поставить на объект необходимые материалы, изделия, конструкции, комплектующие изделия, согласно описанию объекта закупки (приложение № 2), а также строительную технику, инструмент, соответствующие сертификаты, технические паспорта и другие документы, удостоверяющие их качество (при наличии, а также в случаях, предусмотренных действующим законодательством).

5.5.6. Вести с момента начала работ и до их завершения оформленные и заверенные в установленном порядке общий журнал работ, журналы, входного, операционного и лабораторного контроля, своевременно оформлять исполнительную документацию согласно ГОСТ Р 58397-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Правила производства работ. Оценка соответствия»; ГОСТ 32756-2014 «Межгосударственный стандарт». Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению промежуточной приемки выполненных работ»; ГОСТ 32755-2014 «Межгосударственный стандарт». Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению приемки в эксплуатацию выполненных работ».

Осуществлять своими силами операционный контроль выполняемых им работ, отчитываясь о результатах перед Заказчиком по его требованию.

5.5.12. Немедленно известить Заказчика и до получения соответствующих указаний приостановить работы при обнаружении:

- возможных неблагоприятных для Заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;

- иных, независящих от Подрядчика обстоятельств, угрожающих годности или прочности результатов выполняемой работы, либо создающих невозможность ее завершения в срок.

5.5.13. В случае наступления любых неблагоприятных последствий у третьих лиц, в связи с выполнением работ Подрядчиком в период их проведения, и в течение срока исковой давности самостоятельно нести ответственность перед третьими лицами.

5.5.19. Контроль, проводимый Заказчиком за выполнением ремонтных работ, не освобождает Подрядчика от ответственности за правильность их исполнения.

5.5.21. Своевременно предоставлять Заказчику и ответственным представителям, осуществляющим контроль за соблюдением технологии и качества выполненных работ, информацию о ходе выполнения дорожных работ. Адреса электронной почты, на которые необходимо направлять отчеты о выполненной работе, необходимо получить у Заказчика. Форму отчета и адреса электронных почт необходимо получить у Заказчика не позднее 2-х дней с даты заключения контракта.

Заполнять и вести базу(серверную) данных автоматизированной информационной системы АИС71 в отношении выполняемых работ. Логин и пароль для входа получить у Заказчика работ в течение 5 дней с даты подписания контракта.

5.5.23. Привлекать персонал, включая специалистов, в соответствии с объемом и характером выполнения работ;

5.5.24. Выполнять работы в соответствии с требованиями и условиями, государственными стандартами, строительными нормами и правилами».

Разделом 12 Контракта установлен следующий срок действия Контракта и особые условия:

«15.1. Срок действия контракта: со дня заключения контракта и по «31» декабря 2022 г. (срок действия контракта включает срок выполнения работ, период приемки выполненных работ, в том числе экспертизы выполнения работ подрядчиком по контракту, оплаты за выполненные работы) в части возмещения убытков, выплаты неустойки, исполнения гарантийных обязательств до полного исполнения Сторонами своих обязательств по контракту.

Окончание срока действия контракта не влечет прекращение обязательств сторон по контракту.

15.2. Подрядчик представляет по запросу Заказчика в сроки, указанные в таком запросе, информацию о ходе исполнения обязательств по настоящему контракту.

15.3. Любое уведомление, которое одна сторона направляет другой стороне в соответствии с контрактом, направляется в письменной форме почтой или факсимильной связью или любым другим доступным способом, позволяющим зафиксировать факт его направления, с последующим представлением оригинала. Уведомление вступает в силу в день получения его лицом, которому оно адресовано, если иное не установлено законом или контрактом.

При невозможности получения подтверждения либо информации о получении уведомления, датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении 5 (пяти) рабочих дней с даты направления уведомления.

В случае обмена документами при применении мер ответственности и совершении иных действий в связи с нарушением подрядчиком или заказчиком условий контракта, такой обмен осуществляется с использованием единой информационной системы путем направления электронных уведомлений. Такие уведомления формируются с использованием единой информационной системы, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, подрядчика, и размещаются в единой информационной системе без размещения на официальном сайте».

 

Из письменных пояснений представителя Подрядчика и Заказчика, представленной в материалы дела переписки, осуществляемой между сторонами, заключившими Контракт, установлено следующее.

 

Частью 8 статьи 95 Закона установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В силу пункта 1 и пункта 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается расторгнутым или измененным.

На основании части 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Согласно пункту 5.2.10 Контракта Заказчик имеет право принять решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с пунктом 10.1 Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок принятия сторонами решения об одностороннем отказе от исполнения контракта определяется сторонами самостоятельно с учетом положений Закона.

В связи с тем, что Общество в установленный срок не приступило к выполнению работ по Контракту, 07.09.2022 Заказчиком в соответствии с условиями Контракта, а также нормами статьи 715 ГК РФ принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта исх. № 1196 (далее – Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта № 1, Решение № 1).

В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Комиссией установлено, что Заказчиком Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта № 1 сформировано с использованием единой информационной системы 07.09.2022.

Следовательно, датой поступления Подрядчику Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта № 1, согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона, считается дата размещения такого решения в единой информационной системе – 07.09.2022.

08.09.2022 Подрядчик направил Заказчику письмо исх. № б/н, в котором указал, что на объектах ведутся подготовительные работы (по объекту «Ремонт подъездной дороги п. Шатск» завозятся необходимые материалы, ведется планировка площадей грейдерами, устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований из щебня; по объекту «Ремонт дорожного покрытия и обустройство тротуара по ул. Пугачева» проводится разборка грунта и вывоз строительного мусора, а также завоз материалов).

На основании изложенного Подрядчик просит Заказчика отменить Решение № 1.

В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Согласно части 14.1 статьи 95 Закона в случае отмены заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом не вступившего в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, размещенного в единой информационной системе в соответствии с частью 12.1 настоящей статьи, заказчик не позднее одного дня, следующего за днем такой отмены, формирует с использованием единой информационной системы извещение об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое извещение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое извещение не размещается на официальном сайте.

08.09.2022, учитывая положения частей 14, 14.1 статьи 95 Закона, Заказчик отменил принятое Решение № 1; разместил соответствующую информацию в единой информационной системе.

09.09.2022 Подрядчик письмом б/н сообщил Заказчику о необходимости вызова представителя Учреждения для уточнения схемы дорожных работ, при этом проинформировал Учреждение о приостановке выполнения работ.

Вместе с тем, Подрядчик в дальнейшем продолжал выполнение работ, о чем свидетельствует переписка, приведенная ниже.

13.09.2022 Подрядчик письмом б/н сообщил Заказчику о выполнении части работ на объектах, а также указал на невозможность выполнения работ по устройству асфальтобетонного покрытия в связи с неблагоприятными погодными условиями.

15.09.2022 Заказчик направил Подрядчику претензию (письмо исх. № 1243 от 15.09.2022), в которой указал о невыполнении ряда требований Контракта, в связи с чем рассчитал неустойку в виде штрафа.

16.09.2022 Подрядчик в письме б/н повторно сообщил Заказчику о невозможности выполнения работ по Контракту в связи с неблагоприятными погодными условиями.

16.09.2022 Подрядчик в письме б/н гарантировал Заказчику завершение работ по устройству подстилающих и выравнивающих слоев оснований из щебня 17.09.2022 к 12-00, в связи с чем вызвал представителя Учреждения для освидетельствования таких работ для последующего выполнения работ по укладке асфальтобетонного покрытия.

20.09.2022 стороны Контракта подписали акты освидетельствования ответственных конструкций №1, № 1, № 2, № 2 (на различные виды работ).

21.09.2022 Заказчик направил Подрядчику разрешение на производство последующих работ (письмо исх. № 1261/1), а также указал на выпадение 21.09.2022 значительного количества осадков, в связи с чем предостерег Общество от выполнения работ, не соответствующих нормативной документации.

26.09.2022 Подрядчик в письме б/н сообщил Заказчику о завершении работ на объекте «Ремонт дорожного покрытия и обустройство тротуара по ул. Пугачева (от ул. Буденного до ул. Макса Смирнова) в муниципальном образовании г. Тула».

29.09.2022 в рамках заключенного между Заказчиком и обществом с ограниченной ответственностью «Магма+» (далее – ООО «Магма+») договора на оказание услуг по техническому надзору с выдачей экспертного заключения на выполнение работ на объекте «Ремонт дорожного покрытия и обустройство тротуара по ул. Пугачева (от ул. Буденного до ул. Макса Смирнова) в муниципальном образовании г. Тула» были проведены отборы проб устроенного асфальтобетонного покрытия и лабораторные испытания этих образцов, в результате которых ООО «Магма+» установило, что асфальтобетонное покрытие не соответствует требованиям ГОСТ 9128-2013, СП 78.13330.2012 и ранее согласованному рецепту на асфальтобетонные смеси по зерновому составу и содержанию битума, соответственно не может быть принято приемочной комиссией до их полного устранения.

30.09.2022 Подрядчик в письме б/н сообщил Заказчику, что работы на объекте «Ремонт подъездной дороги п. Шатск до д. Марьино» по устройству асфальтобетонного покрытия не могут производится в связи с неблагоприятными погодными условиями и будут продолжены при наступлении благоприятных.

07.10.2022 Подрядчик в письме б/н просит Заказчика направить представителя для освидетельствования скрытых работ по розливу вяжущих материалов на объекте «Ремонт подъездной дороги п. Шатск до д. Марьино».

07.10.2022 Заказчик направил Подрядчику претензию (письмо исх. № 1347 от 07.10.2022), в которой указал о просрочке исполнения Обществом обязательств по Контракту, в связи с чем рассчитал неустойку в виде пени.

17.10.2022 Подрядчик в письме б/н просит Учреждение принять исполнительную документацию по Контракту.

18.10.2022 Заказчик направил Подрядчику письмо исх. № 1416, в котором указал, что, рассмотрев представленную исполнительную документацию по объекту «Ремонт дорожного покрытия и обустройство тротуара по ул. Пугачева (от ул. Буденного до ул. Макса Смирнова) в муниципальном образовании г. Тула», отказывает в приемке работ по объекту по ряду причин, связанных с оформлением документов (их комплектностью, противоречиями, несоответствию фактическим обстоятельствам исполнения Контракта, отсутствием фотофиксации производства работ и прочего).

В связи с тем, что Общество в установленный срок не выполнило свои обязательства по Контракту, 19.10.2022 Заказчиком в соответствии с условиями Контракта, а также нормами статьи 715 ГК РФ принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта исх. № 1419 (далее – Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта № 2, Решение № 2).

Комиссией установлено, что Заказчиком Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта № 2 сформировано с использованием единой информационной системы 19.10.2022.

Следовательно, датой поступления Подрядчику Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта № 2, согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона, считается дата размещения такого решения в единой информационной системе – 19.10.2022.

Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

25.10.2022 Подрядчик письмом б/н сообщил Заказчику об устранении всех замечаний, в связи с чем просит повторно принять исполнительную документацию по объекту «Ремонт дорожного покрытия и обустройство тротуара по ул. Пугачева (от ул. Буденного до ул. Макса Смирнова) в муниципальном образовании г. Тула».

27.10.2022 Заказчик в письме Подрядчику исх. № 1462 указал на невозможность отмены Решения № 2, при этом сослался на часть 14 статьи 95 Закона, согласно которой отмена не вступившего в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

27.10.2022 Подрядчик запросил у Тульского ЦГМС – филиала ФГБУ «Центральное УГМС» информацию о погодных условиях за период с 30.08.2022 по 26.10.2022.

31.10.2022 Подрядчик направил Заказчику письмо б/н, в котором выразил свое несогласие с принятым Учреждением Решением № 2, при этом указал, что работы на двух объектах выполнены на 100 процентов.

31.10.2022 Подрядчик также направил Заказчику письмо б/н, в котором просит приостановить Решение № 2 в связи с тем, что ремонт подъездной дороги от п. Шатск до д. Марьино выполнен на 100 %; ремонт дорожного покрытия и обустройство тротуара по ул. Пугачева (от ул. Буденного до ул. Макса Смирнова) в муниципальном образовании г. Тула выполнен на 100 %, исполнительная документация была направлена в Учреждение для проверки.

Кроме того, 31.10.2022 Подрядчик направил Заказчику письмо б/н с просьбой приступить к приемке по объекту «Ремонт дорожного покрытия и обустройство тротуара по ул. Пугачева (от ул. Буденного до ул. Макса Смирнова) в муниципальном образовании г. Тула», а также сообщил о готовности к проведению комиссионного обследования и замеров выполненных объемов работ по объекту «Ремонт подъездной дороги от п. Шатск до д. Марьино».

02.11.2022 Тульский ЦГМС – филиал ФГБУ «Центральное УГМС» представил Подрядчику информацию об атмосферных явлениях в п. Шатск за запрашиваемый период, в котором указан критерий неблагоприятного метеорологического явления «Сильный дождь» в количественном выражении осадков 15 мм и более за период не более 12 часов.

Согласно представленной информации, только один день соответствовал данному критерию – 24.09.2022.

Исходя из положений части 14 статьи 95 Закона, отмена принятого Заказчиком Решения № 2 при условии повторного нарушением Подрядчиком, являющимся основанием для одностороннего отказа в соответствии со статьей 715 ГК РФ, не предусмотрена.

Следовательно, на момент рассмотрения Комиссией обращения Заказчика о размещении информации об ООО «ДОРСТРОЙГРУПП» в реестре недобросовестных поставщиков, Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта № 2 вступило в законную силу и Контракт является расторгнутым.

 

В материалы дела ООО «ДОРСТРОЙГРУПП» представило письменную позицию следующего содержания.

В соответствии с пунктом 5.2.6 Контракта Заказчик вправе полностью или частично приостанавливать работы на такие периоды времени, которые считает необходимым по причине неблагоприятных (не допустимых по требованию технических условий) погодных условий, при наступлении форс-мажорных обстоятельств, при отступлении от сметных расчетов стоимости работ, низком их качестве и нарушении обязательных требований СНиП и других нормативных документов.

Согласно пункту 5.5.12. Подрядчик обязан немедленно известить Заказчика и до получения соответствующих указаний приостановить работы при обнаружении:

- возможных неблагоприятных для Заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;

- иных, независящих от Подрядчика обстоятельств, угрожающих годности или прочности результатов выполняемой работы, либо создающих невозможность ее завершения в срок.

09.09.2022 Подрядчик в письме с исх. № б/н сообщил о приостановке работы на объекте, так как бетонные порожки дома 90 б и тротуарная плитка заходят на дорогу. В своем письме Подрядчик попросил оперативно пригласить представителя Заказчика для уточнения схемы дорожных работ.

13.09.2022 Подрядчик направил письмо с исх. № б/н, в котором указал, что работы по планировке площадей бульдозером и устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований из щебня на объекте «Ремонт подъездной дороги от п. Шатск до д. Марьино» выполнены. Работы по устройству асфальтобетонного покрытия не могут выполняться из-за погодных условий.

Заказчик письмом от 14.09.2022 исх. № 1231 сообщил, что работы по укладке асфальтобетонного покрытия на данном объекте не могут быть произведены, пока не будут подписаны акты освидетельствования скрытых работ, при этом Заказчик сообщил о размере штрафных санкций, то есть, по мнению Общества, Заказчик был согласен на продолжение исполнения Контракта.

Заказчик письмом от 14.09.2022 исх. № 1232 сообщил, что отказывает в согласовании рецепта на асфальтобетонную смесь тип Б марки II. В то же время, сторонами Контракта были согласованы составы асфальтобетонных смесей для устройства покрытия как по адресу г. Тула, улица Пугачева, так и г. Тула от поселка Шатск до деревни Марьино, о чем имеются соответствующие документы.

16.09.2022 Подрядчик направил Заказчику на исх. № 1231 от 14.09.2022 письмо с исх. № б/н, в котором указал, что выполнить работы в срок, определенный условиями Контракта, не представляется возможным из-за наступления обстоятельств непреодолимой силы (обильные атмосферные осадки).

Для документального подтверждения указанных обстоятельств Подрядчик обратился в Тульское ЦГМС - филиал ФГБУ «Центральное УГМС» о предоставлении информации о погодных условиях и наличии осадков в периоды с 30.08.2022 по 26.10.2022.

По объекту «Ремонт подъездной дороги ул. Пугачева (от ул. Буденного до ул. Макса Смирнова)» выполнены работы по разборке грунта с перемещением до 10 м бульдозерами.

Заказчиком, согласно акту №1 от 20.09.2022 по объекту «Ремонт подъездной дороги ул. Пугачева (от ул. Буденного до ул. Макса Смирнова)», произведена приемка работ по разборке грунта с перемещением до 10 метров бульдозерами, о чем составлен комиссионный акт освидетельствования ответственных конструкций, содержащий решение комиссии о том, что работы выполнены в соответствии с проектно-сметной документацией. Согласно пункту 4 данного акта, при выполнении работ отклонения от проектно-сметной документации отсутствуют.

Заказчиком, согласно акту №2 от 20.09.2022 по объект «Ремонт подъездной дороги ул. Пугачева (от ул. Буденного до ул. Макса Смирнова)», произведена приемка работ по устройству подстилающих и выравнивающих слоев основания щебня, о чем составлен комиссионный акт освидетельствования ответственных конструкций, содержащий решение комиссии о том, что работы выполнены в соответствии с проектно-сметной документацией. Согласно пункту 4 данного акта, при выполнении работ отклонения от проектно-сметной документации отсутствуют.

На письмо Заказчика исх. №1245 от 16.09.2022 Подрядчик сообщил, что на объекте «Ремонт подъездной дороги от п. Шатск до д. Марьино» ведется завоз щебня для устройства подстилающих и выравнивающих слоев оснований, а также о завершении работ 17.09.2022. Одновременно Подрядчик просил направить ответственного представителя для освидетельствования скрытых работ по устройству основания щебня.

Заказчиком, согласно акту №1 от 20.09.2022 по объекту «Ремонт подъездной дороги от п. Шатск до д. Марьино», произведена приемка работ планировка площадей бульдозерами, о чем составлен комиссионный акт освидетельствования ответственных конструкций, содержащий решение комиссии о том, что работы выполнены в соответствии с проектно-сметной документацией. Согласно пункту 4 данного акта, при выполнении работ отклонения от проектно-сметной документации отсутствуют.

Заказчиком, согласно акту №2 от 20.09.2022 по объекту «Ремонт подъездной дороги от п. Шатск до д. Марьино», произведена приемка работ устройства подстилающих и выравнивающих слоев основания щебня толщиной 10 см., о чем составлен комиссионный акт освидетельствования ответственных конструкций, содержащий решение комиссии о том, что работы выполнены в соответствии с проектно-сметной документацией. Согласно пункту 4 данного акта, при выполнении работ отклонения от проектно-сметной документации отсутствуют.

16.09.2022 Подрядчик направил в адрес Заказчика письмо с исх. № б/н, в котором сообщил, что выполнение работ приостановлено из-за погодных условий. Выполнять работы не представляется возможным в текущий момент.

На письмо Заказчика исх. №1244 от 16.09.2022 ООО «ДОРСТРОЙГРУПП» направило в адрес Заказчика письмо исх. № б/н, в котором просило Заказчика прислать ответственного представителя для освидетельствования скрытых работ по устройству бордюрного камня и работ по устройству основания из щебня на объекте «Ремонт дорожного покрытия и обустройства тротуара по ул. Пугачева». Одновременно Подрядчик просил направить ответственного представителя для освидетельствования скрытых работ.

21.09.2022 Заказчик уведомил Подрядчика письмом исх. № 1261/1 от 21.09.2022 о приостановке выполнения работ в связи с погодными условиями, а также сообщил, что освидетельствование скрытых работ по устройству основания из щебня завершены и разрешается приступить к работам по очистке основания от пыли, мусора, грязи с последующим разливом вяжущего материала.

Вместе с тем, Комиссия считает необходимым отметить, что в указанном письме не содержится информации о приостановке выполнения работ Заказчиком.

26.09.2022 Подрядчик направил в адрес Заказчика письмо с исх. № б/н, в котором сообщил о завершении работ на объекте ул. Пугачева (от ул. Буденного до ул. Макса Смирнова). Одновременно Подрядчик просил направить ответственного представителя для проведения замеров выполненных работ.

При предварительной приемке названных работ Заказчиком были указаны незначительные недочеты, которые были Подрядчиком устранены, а также были учтены пожелания жителей, которые в дальнейшем были Подрядчиком исполнены.

30.09.2022 Подрядчик направил в адрес Заказчика письмо исх. № б/н, в котором сообщил, что работы невозможно выполнять в настоящее время из-за погодных условий.

07.10.2022 Подрядчик направил в адрес Заказчика письмо исх. № б/н, в котором попросил Заказчика освидетельствовать скрытые работы по разливу вяжущего материала перед укладкой асфальтобетонного покрытия.

10.10.2022 Подрядчик направил в адрес Заказчика письмо исх. № б/н, в котором сообщил, что работы по укладке асфальтобетонного покрытия невозможно выполнить вследствие погодных условий.

17.10.2022 Подрядчик направил нарочно в адрес Заказчика письмо исх. № б/н с просьбой принять исполнительную документацию по Контракту, о чем имеется отметка на втором экземпляре письма.

18.10.2022 поступило письмо Заказчика исх. № 1466 о необходимости устранения замечаний по представленной исполнительной документации.

На письмо Заказчика исх. №1466 от 18.10.2022 ООО «ДОРСТРОЙГРУПП» направило в адрес Заказчика письмо исх. № б/н от 25.10.2022, в котором сообщило об устранении всех замечаний. Одновременно Подрядчик просил повторно принять исполнительную документацию.

18.10.2022 Заказчик письмом с исх. № 1416 направил ряд замечаний, которые необходимо устранить.

19.10.2022 Заказчик разместил в единой информационной системе Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта № 2.

25.10.2022 ООО «ДОРСТРОЙГРУПП» направило в адрес Заказчика ответное письмо, в котором указало, что все замечания были устранены, и попросило повторно принять исполнительную документацию (документ зарегистрирован Заказчиком вх. № 198 от 25.10.2022).

Подрядчик сообщает, что, по его мнению, в настоящий момент все работы по двум объектам выполнены на 100 %.

Подрядчик указывает, что с Решением № 2 категорически не согласен, так как считает, что ООО «ДОРСТРОЙГРУПП» надлежащим образом выполняло все работы по всем этапам и скрытым работам, надлежащим образом приглашало Заказчика на освидетельствование работ. Неисполнение своих обязательств в срок произошло исключительно по причине форс-мажорных обстоятельств, а именно плохих погодных условий, не позволяющих выполнять предусмотренные Контрактом работы.

С учетом вышеизложенного, Общество просит сведения в отношении ООО «ДОРСТРОЙГРУПП» в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

 

Изучив обстоятельства, на основании которых принято Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта № 2, оценив действия сторон Контракта при его исполнении, Комиссия установила следующее.

Частью 16 статьи 95 Закона установлено, что Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Согласно части 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

В силу части 7 статьи 104 Закона в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.

Согласно подпункту «а» пункта 13 Правил ведения реестра орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона.

Пунктом 15 Правил ведения реестра установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр недобросовестных поставщиков, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:

а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлению его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещению в единой информационной системе;

б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

Частью 1 статьи 2 Закона определено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Нормами ГК РФ предусмотрено несколько оснований прекращения обязательства, в частности, в статье 407 ГК РФ указано, что обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором; при этом прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором.

Таким образом, прекращение обязательства по требованию одной из сторон закон указывает как отдельный способ прекращения обязательства и ограничивает возможность его применения случаями, предусмотренными законом или договором.

В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1. при существенном нарушении договора другой стороной;

2. в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Пунктом 1 статьи 702 ГК РФ установлено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров (пункт 2 статьи 702 ГК РФ).

В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.

Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (пункт 2 статьи 715 ГК РФ).

Таким образом, условие о сроках выполнения работы является существенным для договора подряда.

Стоит отметить, что Заказчик предоставлял возможность Обществу надлежащим образом исполнить условия Контракта вплоть до 19.10.2022 (с учетом срока окончания работ по Контракту 13.09.2022).

Таким образом, у Общества с момента заключения Контракта имелось достаточно времени на выполнение работ в полном объеме.

Причем, Контрактом предусмотрено одновременное выполнение работ на двух объектах (пункт 4.1 Контракта); для исполнимости данного условия предусмотрена обязанность Подрядчика привлекать персонал, включая специалистов, в соответствии с объемом и характером выполнения работ (пункт 5.5.23 Контракта).

Однако, на момент принятия Решения № 2, результаты работ, предусмотренные Контрактом, Заказчику Подрядчиком переданы не были.

Необходимо отметить, что в соответствии с разделом 6 «Порядок сдачи и приемки работ» Контракта:

«6.1. Результат работ (отдельного этапа), выполненных подрядчиком, подтверждается и оформляется актом о приемке выполненных работ (форма № КС-2), справкой о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3), актом приемки законченного ремонтом объекта (Приложение №5), документом о приемке выполненных работ, сформированным с использованием единой информационной системы (ЕИС), подписанным усиленной электронной подписью лиц, имеющих право действовать от имени сторон.

6.2. Подрядчик обязан в течение 7 (семи) рабочих дней с даты окончания работ (отдельного этапа) предоставить заказчику сформированный с использованием единой информационной системы, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени подрядчика, и размещенный подрядчиком в единой информационной системе документ о приемке выполненных работ (отдельного этапа). К документу о приемке прикладываются акты о приемке выполненных работ (форма № КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3), акты приемки законченного ремонтом объекта (Приложение №5), счета, счета-фактуры».

Частью 13 статьи 94 Закона установлено, что при исполнении контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур (за исключением закрытых электронных процедур, проводимых федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, в области государственной охраны, государственного управления в области обеспечения безопасности Российской Федерации, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, в случае, предусмотренном пунктом 5 части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона):

1) поставщик (подрядчик, исполнитель) в срок, установленный в контракте в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает в единой информационной системе документ о приемке, который должен содержать:

а) включенные в контракт в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 настоящего Федерального закона идентификационный код закупки, наименование, место нахождения заказчика, наименование объекта закупки, место поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, информацию о поставщике (подрядчике, исполнителе), предусмотренную подпунктами "а", "г" и "е" части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, единицу измерения поставленного товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), выполненной работы, оказанной услуги;

б) наименование поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;

в) наименование страны происхождения поставленного товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг);

г) информацию о количестве поставленного товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг);

д) информацию об объеме выполненной работы, оказанной услуги;

е) стоимость исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, с указанием цены за единицу поставленного товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), выполненной работы, оказанной услуги;

ж) иную информацию с учетом требований, установленных в соответствии с частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона;

2) к документу о приемке, предусмотренному пунктом 1 настоящей части, могут прилагаться документы, которые считаются его неотъемлемой частью. При этом в случае, если информация, содержащаяся в прилагаемых документах, не соответствует информации, содержащейся в документе о приемке, приоритет имеет предусмотренная пунктом 1 настоящей части информация, содержащаяся в документе о приемке;

3) документ о приемке, подписанный поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику документа о приемке, подписанного поставщиком (подрядчиком, исполнителем), считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого документа в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик.

Вместе с тем, Комиссией установлено, что документы, предусмотренные вышеназванными положениями части 13 статьи 94 Закона, размещены в единой информационной системе только 31.10.2022, при этом на указанную дату Решение № 2 уже вступило в законную силу.

Более того, размещенные в единой информационной системе документы о приемке относятся к одному объекту: «Ремонт дорожного покрытия и обустройство тротуара по ул. Пугачева (от ул. Буденного до ул. Макса Смирнова) в муниципальном образовании г. Тула».

Документы о приемке по объекту: «Ремонт подъездной дороги п. Шатск до д. Марьино» в единой информационной системе отсутствуют.

При таких обстоятельствах, следует признать, что невыполнение работы в установленный срок является нарушением существенных условий Контракта и нарушение данных условий Контракта фактически не позволило Заказчику получить требуемый результат в установленные сроки.

Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для принятия Заказчиком Решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта № 2.

Доказательств обратного Подрядчиком в материалы дела не представлено.

Ввиду данного факта Комиссия приходит к выводу о том, что Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта № 2 не противоречит Закону и является обоснованным.

 

В соответствии с частью 2 статьи 94 Закона поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, результаты отдельного этапа исполнения контракта, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей.

В силу пункта 5.5.12 Контракта к обязанности Подрядчика отнесена обязанность немедленно известить Заказчика и до получения соответствующих указаний приостановить работы при обнаружении:

- возможных неблагоприятных для Заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;

- иных, независящих от Подрядчика обстоятельств, угрожающих годности или прочности результатов выполняемой работы, либо создающих невозможность ее завершения в срок.

В соответствии с пунктом 1 статьи 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:

непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;

возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;

иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.

Согласно пункту 2 статьи 716 ГК РФ подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.

При этом, сообщив о приостановке работ в своем письме б/н от 09.09.2022, Подрядчик далее продолжал работы на объекте «Ремонт дорожного покрытия и обустройство тротуара по ул. Пугачева (от ул. Буденного до ул. Макса Смирнова) в муниципальном образовании г. Тула», что свидетельствует о разрешении ситуации с возникшими неблагоприятными обстоятельствами, не позволявшими производить соответствующие работы.

Сведения, представленные 02.11.2022 Тульским ЦГМС – филиалом ФГБУ «Центральное УГМС» Подрядчику, содержащие информацию об атмосферных явлениях в п. Шатск за период с 30.08.2022 по 26.10.2022, были получены после вступления в силу Решения № 2 и не могут являться надлежащим доказательством наличия неблагоприятных метеорологических явлений в каждый из указанных дней, и, как следствие, доказательством наступления не зависящих от Подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.

Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Между тем, недобросовестность юридического лица определяется не его виной, то есть субъективным отношением к содеянному, а исключительно той степенью заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обстоятельства и условиям оборота.

На основании пункта 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 определено, что для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.

Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.

Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.

Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что, например, отсутствие у Общества денежных средств на выполнение работ по Контракту или невыполнение обязательств его контрагентов нельзя признать обстоятельством непреодолимой силы, не позволившим ему исполнить надлежащим образом требования законодательства и условия Контракта.

В рассматриваемом случае, осуществляя предпринимательскую деятельность на свой страх и риск, Подрядчик недобросовестно отнесся к своим обязанностям, предусмотренным Законом, действовал без должной степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась.

Таким образом, доказательств возникновения у Общества вследствие непреодолимой силы каких-либо обстоятельств, не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства и условия Контракта, в Тульское УФАС России не представлено.

Проанализировав документы и сведения, представленные в материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

1. Заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещению в единой информационной системе не допущено.

2. В материалы дела Заказчиком представлены документы и информация, подтверждающие факты существенного нарушения Обществом условий Контракта.

3. Согласно положениям действующего гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность.

Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.

При этом необходимо отметить, что извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе требования к сроку выполнения работ, своевременно было размещено Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок и было доступно для ознакомления в течение срока подачи заявок; в порядке, определенном Законом, указанные положения извещения о Закупке не обжаловались; содержание заключенного Контракта соответствует условиям извещения о Закупке.

Общество, не высказав возражений против положений извещения об осуществлении закупки, в том числе определяющих требования к сроку выполнения работ, подало заявку на участие в электронном аукционе, выразив тем самым согласие со всеми условиями извещения.

Принимая решение об участии в процедуре публичных закупок и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом, в случае совершения им действий (бездействия), приведших к невозможности надлежащего исполнения принятых на себя обязательств.

Участие Общества в электронном аукционе является добровольным и на стадии заключения Контракта ООО «ДОРСТРОЙГРУПП» были известны абсолютно все условия такого Контракта. При этом Общество должно было оценить все риски исполнения Контракта на стадии принятия решения об участии в конкурентной процедуре. Следовательно, подавая заявку на участие в электронном аукционе, ООО «ДОРСТРОЙГРУПП» оценило свои возможности по исполнению Контракта и согласилось со всеми его условиями.

В случае несогласия с какими-либо условиями электронного аукциона и подлежащего впоследствии заключению Контракта Подрядчик вправе был не принимать участие в аукционе либо, а в случае возникновения вопросов, связанных с содержанием извещения об осуществлении закупки, вправе направить Заказчику запрос о разъяснении положений такого извещения.

При этом такой запрос может быть направлен в случаях, если извещение об осуществлении закупки содержит противоречия, неточности, ошибки либо в ней отсутствует информация, необходимая для подготовки заявки на участие в закупке.

В данном случае участник закупки не обращался к Заказчику с запросом о разъяснении положений извещения об осуществлении закупки, из чего следует, что Подрядчику до подведения итогов электронного аукциона были понятны и ясны предъявляемые к предмету работ требования.

Своим бездействием Подрядчик не обеспечил соблюдение прав Заказчика относительно условий и срока исполнения Контракта, в рамках которого предусматривается эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению Контракта.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что Подрядчик не проявил ту степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него при исполнении Контракта, и в силу действующего гражданского законодательства влечет применение к нему мер как частно-правовой, так и публично-правовой ответственности.

Обществом не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения Контракта, и включение ООО «ДОРСТРОЙГРУПП» в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения заказчиков от недобросовестных поставщиков.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.05.2012 № ВАС-5621/12 об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, включение информации в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу ООО «ДОРСТРОЙГРУПП», не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.

В рамках рассмотрения настоящего дела установлено, что основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта послужило неисполнение ООО «ДОРСТРОЙГРУПП» условий Контракта, при этом факт неисполнения условий Контракта установлен Комиссией на основании исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств и подтверждается материалами дела.

Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение ООО «ДОРСТРОЙГРУПП» условий Контракта произошло по вине Заказчика ввиду нарушения последним со своей стороны условий Контракта, либо по вине третьих лиц, Обществом также не предоставлено.

Оценка действий ООО «ДОРСТРОЙГРУПП», совершенных им в ходе исполнения Контракта, в совокупности и взаимосвязи явно свидетельствует о допущенных Обществом существенных нарушениях положений Контракта и необходимости на основании части 2 статьи 104 Закона, Правил ведения реестра включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.

При таких обстоятельствах, исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков информацию об обществе с ограниченной ответственностью «ДОРСТРОЙГРУПП» (ИНН 7107116057; Иншинский проезд, д. 1, офис 205, этаж 2, г Тула, 300024; директор (учредитель (участник)) М.) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта.

2. Датой включения информации в отношении общества с ограниченной ответственностью «ДОРСТРОЙГРУПП» в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Правил в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии:

 

Заместитель председателя Комиссии:

 

Член Комиссии:

 

 

 

Приложение № 1

Дата события*

I раздел

Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика

II раздел

III раздел

Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы)

Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган

Фактическая дата направления заказчиком сведений

Итого просрочка

в днях по I разделу

Регламентированная дата принятия решения

Фактическая дата принятия решения

Итого просрочка в днях по II разделу

Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС

Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС

Итого просрочка в днях по III разделу

31.10.2022

02.11.2022

02.11.2022

0

03.11.2022

11.11.2022

08.11.2022

0

16.11.2022

11.11.2022

0

0

*Дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта

 

 

 

 

 

2022-1338

 

 

Связанные организации

ООО "ДОРСТРОЙГРУПП"
ИНН 7107116057, ОГРН 1167154075241
МКУ "Центр организации дорожно-транспортной деятельности города Тулы"
ИНН 7106085448, ОГРН 1197154004838