Решение б/н Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Юн... от 10 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 071/06/105-1023/2020

05.11.2020                                                                                                                 г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

 

  

Заместитель председателя комиссии:

 

Член Комиссии:

 

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью «Юнивокс» (далее – Заявитель, Общество, ООО «Юнивокс») от 29.10.2020 исх. № 218 (вх. № 6788 от 29.10.2020) на действия  государственного учреждения здравоохранения «Богородицкая центральная районная больница» (далее – Заказчик, ГУЗ «Богородицкая ЦРБ») при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку оборудования для использования маломобильными группами населения в зданиях ГУЗ «Богородицкая ЦРБ» (закупка № 0366200035620005663) (далее – Электронный аукцион), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением  Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее – Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), при участии:

 

УСТАНОВИЛА:                  

В Тульское УФАС России поступила жалоба ООО «Юнивокс» на действия Заказчика при проведении Электронного аукциона.

По мнению Заявителя, документация об электронном аукционе на поставку оборудования для использования маломобильными группами населения в зданиях ГУЗ «Богородицкая ЦРБ» (далее – документация об электронном аукционе) не соответствует требованиям Закона.

Проанализировав документацию об электронном аукционе, Общество пришло к выводу, что технические требования для товара «приемник», установленные аукционной документацией, соответствуют модели единственного производителя – Группы компаний «Исток Аудио».

Данный факт препятствует участию в аукционе поставщиков с другими марками оборудования, которые по своим техническим характеристикам не уступают вышеуказанным.

Заявителем в адрес Заказчика были направлены запросы о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе о предоставлении Заказчиком информации о марках производителей товаров, которые соответствуют описанию, изложенному в описании объекта закупки на поставляемый товар в документации об электронном аукционе.

Из жалобы Заявителя следует, что при ответе на запросы о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе Заказчик не отрицал факт описания объекта закупки, соответствующего товару единственного производителя.

На основании изложенного, Заявитель приходит к выводу, что включение Заказчиком в документацию об электронном аукционе требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона.

Принимающие участие в заседании Комиссии представители Заявителя поддержали доводы  жалобы в полном объеме.

Уполномоченным учреждением, Заказчиком в материалы дела представлены письменные возражения на жалобу, из которых следует, что документация об электронном аукционе сформирована в полном соответствии с требованиями Закона.

Из объяснений Уполномоченного учреждения следует, что требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам поставляемого товара были сформулированы в соответствии с положениями статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона, с учетом потребностей Заказчика, исходя из специфики деятельности Заказчика.

Заказчик в своих письменных пояснениях указывает, что вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара при оказании соответствующих услуг при условии обоснования соответствующей потребности.

Более того, указание в документации об электронном аукционе требований к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам объекта закупки прямо предусмотрено положениями Закона. При этом для удовлетворения указанных потребностей Заказчика закупаемое оборудование должно обладать определенными характеристиками.

При этом Заказчик не имеет возможности устанавливать требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки. В свою очередь, положения Закона не обязывают Заказчика при определении характеристик поставляемого товара в документации об электронном аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.

Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении Электронного аукциона, Комиссия пришла к следующим выводам.

Извещение и документация об электронном аукционе размещены 20.10.2020 в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 191 070,00 рублей.

Контракт на поставку на поставку оборудования для использования маломобильными группами населения в зданиях ГУЗ «Богородицкая ЦРБ» по итогам проведения Электронного  аукциона Заказчиком не заключен.

 

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В силу части 2 статьи 33 Закона документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Исследовав документы и сведения, представленные в материалы данного дела, изучив доводы жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.

В пункте 7 части II «Техническое задание» документации об электронном аукционе Заказчиком установлены требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам (при необходимости) поставляемого товара, в том числе для товара.

 

п/п

Наименование товара,

функциональные, технические и качественные характеристики

Требуемые значения показателей

2.4

Приемник

Наличие

2.4.1

Дисплей ЖК

 

2.4.2

Память индивидуальных адресов кнопок 

Не менее 100

2.4.3

Индикация принятого сигнала (месторасположение кнопки вызова, с которой поступает сигнал) в виде текста на русском языке

Наличие

2.4.4

Привлечение внимания пользователя миганием светодиодной вспышки

Наличие

2.4.5

Зарядка аккумуляторов приемника при питании от сетевого адаптера

Наличие

2.4.6

Возможность использования в качестве элементов питания батареи

Соответствие

2.4.7

Возможность вертикально располагаться на любой поверхности, обеспечивая удобное восприятие графической информации.

Соответствие

2.5

Товар поставляется в виде готового к использованию комплекта оборудования.

Соответствие

 

Необходимо отметить, что Закон предусматривает право заказчика определить в документации об аукционе такие требования к объекту закупки, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.

 Наряду с необходимостью соблюдения требований Закона в части объективного описания объекта закупки, точное определение объекта закупки является объективной потребностью заказчика, исключающее поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, не соответствующих нуждам заказчикам и целям, для достижения которых осуществляется закупка.

Из буквального толкования вышеназванных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на выбор поставщика (подрядчика, исполнителя), обладающего возможностью исполнить условия, соответствующие потребности заказчика, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

При этом, по смыслу Закона, решающее значение при установлении признаков ограничения конкуренции имеет не тот факт, один или несколько производителей производят соответствующий товар, а факт возможности участников торгов осуществить его поставку.

В своей совокупности и взаимосвязи положения Закона не предусматривают ограничений по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и обязанности заказчика устанавливать в этой документации вопреки его потребностям такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг. Выбор показателей и характеристики объекта закупки в любом случае остается за заказчиком. При этом заказчик не обязан ограничивать свои объективные потребности в зависимости от количества производителей, выпускающих товар, отвечающий потребности заказчика.

В соответствии со статьей 8 Закона контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Участником закупки может выступать любое лицо, в том числе, не являющееся производителем спорного товара, в связи с чем, данный товар может быть поставлен неограниченным кругом хозяйствующих субъектов – потенциальных участников закупки.

Из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10 следует, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Из смысла статьи 33 Закона также следует, что если указанные в аукционной документации требования к закупаемым товарам не нарушают прямых запретов, установленных в указанной норме, и направлены на определение потребностей заказчика, такие положения документации не могут быть признаны нарушающими требования законодательства.

Вместе с этим, по смыслу Закона, решающее значение при установлении признаков ограничения конкуренции имеет не тот факт, один или несколько поставщиков могут осуществить поставку товаров, являющихся объектом закупки, а сам факт возможности участников торгов осуществить такую поставку.

Между тем из установленных Заказчиком требований к товару не следует, что фактически конкретному участнику (или нескольким участникам) торгов созданы преимущественные условия или документация об электронном аукционе содержит указания на конкретного производителя товара. Указанные Заказчиком требования не носят персонифицированный характер, распространяют свое действие на неопределенный круг лиц - возможных участников торгов.

Из пояснений Уполномоченного учреждения следует, что технико-функциональные характеристики требуемого  к поставке оборудования для использования маломобильными группами населения в зданиях ГУЗ «Богородицкая ЦРБ» формировались исходя из имеющегося на рынке оборудования и соответствовали двум производителям:

Портативная индукционная система: Исток А2, ООО «Исток Аудио Трейдинг», Volna-1, ООО «Инвацентр»;

Комплект системы вызова помощи: система вызова Пульсар, ООО ГК «Роскоммерц», система вызова антивандальная Гамма,  ООО «Клевер».

Три потенциальных поставщика дали свои ценовые предложения на поставку оборудования с характеристиками, установленными в пункте  7. Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам (при необходимости) товара части  II ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ на поставку оборудования для использования маломобильными группами населения в зданиях ГУЗ «Богородицкая ЦРБ».

Ввиду того, что подача жалобы Заявителем на положения документации об  электронном аукционе предполагает, что положениями указанной документации ущемляются права и законные интересы конкретного участника закупки, положение части 9 статьи 105 Закона указывает на то, что заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок и вместе с тем, нарушены   права и законные интересы заявителя.

Из приведенных положений Закона следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.

При этом Комиссией не выявлено, а Заявителем не представлено объективных доказательств того, что обращение спорного товара на соответствующем рынке невозможно или затруднено; а формирование объекта данной закупки подобным образом фактически ограничивает число потенциальных участников данной закупки, создает одним участникам закупки преимущество перед другими или неисполнимо вовсе.

Как следует из протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 02.11.2020, на участие в Электронном аукционе подано четыре заявки, которые признаны Аукционной комиссией соответствующими требованиям документации об электронном аукционе.

 Из представленных оператором электронной площадки - ООО «РТС-тендер» документов и сведений следует, что ООО «Юнивокс» подало заявку на участие в электронном аукционе (идентификационный номер <...> ).

В ходе проведения Электронного аукциона Обществом сделано соответствующее ценовое предложение.

По итогам проведения Электронного аукциона, снижение начальной (максимальной)  цены контракта составило 26,7 %.

Ввиду изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеперечисленные положения документации об электронном аукционе при конкретных обстоятельствах, изложенных выше, не противоречат Закону и не нарушают прав и законных интересов потенциальных участников данной закупки.

При таких обстоятельствах,  довод Общества о том, что Заказчик, установив в документации об электронном аукционе требования к поставляемому товару (приемнику), соответствующие товару единственного производителя, ограничил своими действиями количество участников закупки, опровергается действиями самого Общества, принявшего участие в рассматриваемой закупке.

Следовательно, характеристики необходимого к поставке товара, установленные Заказчиком в документации об электронном аукционе, не могли создать и, как следует из материалов данного дела, не создали непреодолимых препятствий для участия в данной закупке, в частности Заявителю, в том числе по причине невозможности приобретения спорного товара.

Также необходимо учитывать, что отсутствие у Заявителя возможности поставки товара, отвечающего требованиям документации об электронном аукционе, не может свидетельствовать об ограничении круга потенциальных участников торгов, так как возможности каждого хозяйствующего субъекта различны.

Следовательно, довод о том, что Заказчик установил такие характеристики, которые ограничивают права потенциальных участников закупки, не нашел своего подтверждения.

Комиссией также установлено, что в разъяснениях положений документации об электронном аукционе, опубликованных в единой информационной системе в сфере закупок 23.10.2020 и 28.10.2020, Заказчик указывает, что совокупность технических характеристик, указанных в документации о закупке, составлена таким образом, чтобы товар, который будет представлен участниками размещения закупки для поставки полностью соответствовал текущим потребностями заказчика и нуждам конечных пользователей товара, в соответствии которыми и были определены текущие потребности заказчика. Совокупность технических характеристик не имеет привязки к конкретной модели товара. Заказчик также ссылается на то обстоятельство, что любой участник размещения заказа имеет возможность приобрести товар с необходимыми свойствами у производителя и предложить его к поставке в рамках данного аукциона (поставщик-посредник, дистрибьютор, производитель).

В связи с изложенным, довод Заявителя о том, что при ответе на запросы о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе Заказчик не отрицал факт описания объекта закупки, соответствующего товару единственного производителя, не нашел своего подтверждения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия

РЕШИЛА:                                                        

 Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Юнивокс» от 29.10.2020 исх. № 218 (вх. № 6788 от 29.10.2020) на действия  государственного учреждения здравоохранения «Богородицкая центральная районная больница» при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку оборудования для использования маломобильными группами населения в зданиях ГУЗ «Богородицкая ЦРБ» (закупка № 0366200035620005663) не обоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.  

Председатель  Комиссии:

 

 

Заместитель председателя Комиссии:

 

Член Комиссии:                                               

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны