Решение (комиссия) №4475/23 решение от 21 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

решение

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ "ТУЛЬСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ № 4" 300045, Тульская область, город Тула, ул. Некрасова, д. 8 gou.tshoovz4@tularegion.ru ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ФЕНИКС" 300001, г. Тула, ул. К. Маркса, д.5, эт.2, оф. 201 ooophoenix71@gmail.com

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 071/10/104-800/2023

19.07.2023 г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной

Председатель Комиссии:

 

 

Члены Комиссии:

 

 

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи обращение государственного общеобразовательного учреждения Тульской области "ТУЛЬСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ № 4" (далее – Заказчик, Учреждение) (вх. №5758/23 от 12.07.2023) о размещении информации об обществе с ограниченной ответственностью «Феникс» (далее – Общество, ООО «Феникс», Подрядчик) (ИНН 7105012905; 300001, г. Тула, ул. К. Маркса, д.5, эт.2, оф. 201) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – реестр недобросовестных поставщиков) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 06.04.2023 № 25/2023 на выполнение работ по ремонту узла ввода водоснабжения и водораспределения на пожаротушение (далее - Контракт), руководствуясь положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее – Правила ведения реестра), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576 (далее – Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), при участии:

- П. - представителя Общества на основании приказа;

в отсутствие представителей Заказчика, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела посредством видеоконференцсвязи,

 

УСТАНОВИЛА:

В Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об ООО «ФЕНИКС» в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта.

В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в обращении Заказчика, а также на основании проведенной в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении данной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

06.04.2023 между Заказчиком и Обществом заключен Контракт на сумму 478 000,00 рублей.

Согласно разделу 1 Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы по ремонту узла ввода водоснабжения и водораспределения на пожаротушение по адресу: г. Тула, ул. Некрасова, д. 8, в соответствии со сметной документацией (Приложение №1 к Контракту), Описанием объекта закупки (Приложение № 3 к Контракту), в сроки, установленные настоящим Контрактом, а Заказчик - принять и оплатить работы, выполненные подрядчиком в соответствии с требованиями контракта.

Подрядчик обязуется выполнить на свой риск собственными и/или привлеченными силами и средствами весь комплекс работ в соответствии с условиями контракта и передать его Заказчику.

Приложением № 2 к Контракту утвержден график выполнения работ по ремонту узла ввода водоснабжения и водораспределения на пожаротушение.

 

Порядковый номер этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ

Наименование этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ

Сроки исполнения этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ

Сметная стоимость этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ, руб.

Сумма к оплате, руб.*

1

2

3

4

5

1

Работы по ремонту узла ввода водоснабжения и водораспределения на пожаротушение

с «01» июня 2023 года по «01» августа 2023 года.

599 999,83

478 000,00

 

Разделом 3 Контракта установлены сроки выполнения работ. Установлено, что Подрядчик обязуется выполнить работы в сроки, установленные контрактом и графиком выполнения работ (Приложение №2 к настоящему Контракту).

Дата начала работ - «01» июня 2023 года.

Дата окончания работ - «01» августа 2023 года.

Сроки отдельных этапов выполнения работ определяются графиком выполнения работ.

Подрядчик вправе досрочно выполнить работы, предусмотренные Контрактом, при этом Подрядчик не вправе требовать увеличения цены Контракта, а также изменения сроков оплаты, предусмотренных настоящим Контрактом и графиком оплаты выполненных работ (Приложение № 2), при досрочно выполненных работах.

Пунктом 4 Описания объекта закупки (Приложение № 3 к Контракту) также установлен срок завершения работы: «01» августа 2023 года.

Разделом 4 Контракта закреплены права и обязанности сторон, в частности определены следующие обязанности Подрядчика:

«4.3.1. Выполнить работы профессиональным образом, максимально безопасно, экономически эффективно и в соответствии с требованиями положений (в том числе рекомендуемых) действующих в Российской Федерации нормативных документов и правил, с требованиями, установленными настоящим контрактом.

4.3.2. Выполнить работы и сдать законченный Объект в сроки, предусмотренные в графике выполнения работ (Приложение № 2).

4.3.3. Выполнить все работы по настоящему контракту собственными силами и/или силами привлеченных субподрядчиков, соисполнителей.

Нести ответственность перед заказчиком за ненадлежащее выполнение поставок и работ по настоящему контракту привлеченными субподрядчиками, соисполнителями, за координацию их деятельности, а также за соблюдение привлеченными субподрядчиками, соисполнителями требований положений (в том числе рекомендуемых) действующих в Российской Федерации нормативных документов и правил, требований, установленных настоящим контрактом.

4.3.4. Предоставлять заказчику отчет о любых происшествиях (авариях, травмах, несчастных случаях), возникших при выполнении работ по настоящему контракту, в течение 1 (одного) дня с даты происшествия.

4.3.5. Обеспечить выполнение работ необходимыми материально-техническими ресурсами и техникой.

4.3.6. Все поставляемые подрядчиком для выполнения работ оборудование, материалы, изделия и конструкции должны иметь соответствующие сертификаты, технические паспорта и другие документы, удостоверяющие их качество. В случае отсутствия вышеуказанных документов, заказчик вправе отказаться от подписания актов о приемке выполненных работ (форма КС-2), акта сдачи-приемки этапа выполненных работ, в которых указаны работы, выполненные с применением таких оборудования, материалов, изделий и конструкций.

4.3.7. Немедленно известить заказчика и до получения от него указаний приостановить работы при обнаружении:

- возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе производства работ;

- иных, не зависящих от подрядчика обстоятельств, угрожающих качеству результатов выполняемых работ, либо создающих невозможность их завершения в срок.

4.3.8. Обеспечить своевременное устранение недостатков (дефектов), выявленных при приемке работ и в течение гарантийного срока..».

В соответствии с пунктами 12.1, 12.2 Контракта настоящий Контракт вступает в силу с момента его заключения и действует по 30 августа 2023 г. (срок действия контракта включает срок выполнения работ, период приёмки результатов выполненных работ, в том числе, экспертизы результатов исполнения обязательств по контракту, и оплаты за выполненные работы). Окончание срока действия контракта не влечет прекращение обязательств сторон по контракту.

Частью 8 статьи 95 Закона установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В силу пункта 1 и пункта 3 статьи Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается расторгнутым или измененным.

На основании части 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Пунктам 13.1. Контракта установлено, что расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения обязательств, в том числе в случаях (но не ограничиваясь указанными):

- задержки Подрядчиком начала выполнения работ более чем на 30 дней по причинам, не зависящим от Заказчика;

- систематического нарушения Подрядчиком сроков (два и более раз) выполнения работ, влекущего увеличение срока окончания выполнения работ более чем на 30 дней (несоблюдение подрядчиком установленных графиком выполнения работ сроков выполнения работ);

- несоблюдения Подрядчиком требований по качеству работ, если исправление соответствующих некачественно выполненных работ влечет задержку выполнения работ более чем на 30 дней;

- отступление Подрядчика в работе от условий Контракта или иные недостатки результата работы, которые не были устранены в установленный Заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми;

- существенное нарушение Подрядчиком требований к качеству оборудования, материалов, используемых при выполнении работ, а именно обнаружение Заказчиком неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков.

14.06.2023 Заказчик в адрес Общества направил письмо, в котором просил незамедлительно организовать работы по ремонту узла ввода водоснабжения и водораспределения на пожаротушение.

Ввиду того, что, по мнению Заказчика, Общество не приступило к выполнению работ, задержало начало выполнения работ более чем на 30 дней по причинам, не зависящим от Заказчика, Учреждением 30.06.2023 направлено в адрес Общества требование (претензия) об уплате неустойки (штрафа, пени), а также принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на выполнение работ по ремонту узла ввода водоснабжения и водораспределения на пожаротушение (уведомление об одностороннем отказе от исполнения Контракта на выполнение работ по ремонту узла ввода водоснабжения и водораспределения на пожаротушение от 30.06.2023 № 321-исх.) (далее - Решение).

В соответствии с частью 12.2 статьи 95 Закона, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:

1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);

2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).

Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В силу части 14 статьи 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 названной статьи.

Анализ положений частей 12.2, 13, 14 статьи 95 Закона позволяет сделать вывод о том, что целью соблюдения указанных требований Закона является надлежащее уведомление лица (поставщика, подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта для обеспечения права такого лица на устранение нарушения условий контракта, послужившего основанием для принятия указанного решения.

Комиссией установлено, что Обществом Решение получено 30.06.2023 посредством электронной почты.

Документов, свидетельствующих о направлении Заказчиком Решения ООО «Феникс» по адресу Общества, указанному в Контракте, Комиссии не представлено, равно как и не представлено сведений о передаче Решения лицу, имеющему право действовать от имени Исполнителя, лично под расписку, что свидетельствует о нарушении Заказчиком части 12.2 статьи 95 Закона.

Поскольку Обществом в срок, предусмотренный частью 14 статьи 95 Закона, с точки зрения Заказчика, не были устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, Заказчик посчитал, что Решение вступило в силу и Контракт расторгнут, в связи с чем обратился в Тульское УФАС России с рассматриваемым обращением.

Представители Общества, участвующие в заседании Комиссии, пояснили, что работы по Контракту выполнялись Обществом надлежащим образом.

В течение периода времени с 01.06.2023 по 29.06.2023 ООО «Феникс» осуществляло закупку необходимых для выполнения работ материалов и оборудования, в том числе тех, которых в наличии на момент заключения Контракта не было, ввиду чего поставка необходимых для выполнения работ материалов была совершена позднее запланированного времени.

Во исполнение пункта 4.3.1 Контракта ООО «Феникс» осуществило подготовку необходимых конструкций на своей базе для дальнейшего их монтажа в помещении Заказчика по адресу: г. Тула, ул. Некрасова, д. 8.

30.06.2023 ООО «Феникс» направило работников в помещение Заказчика для проведения монтажных работ, однако работниками ООО «Феникс» было установлено, что электроэнергия в здании Заказчика по адресу: г. Тула, ул. Некрасова, д. 8 отсутствует, в связи с чем выполнение сварочных работ невозможно.

ООО «Феникс» складировало в помещении Заказчика необходимые для проведения на следующий день работ материалы в соответствии с условиями Контракта. О невозможности выполнения работ 30.06.2023 в связи с отсутствием в здании Заказчика электроэнергии Заказчик не сообщил ООО «Феникс». Более того, дата выполнения сварочных работ узла ввода водораспределения в здании Заказчика (30.06.2023) была согласована ООО «Феникс» с работником Заказчика — заместителем по административно-хозяйственной части. Таким образом, не выполнение работ по Контракту ООО «Феникс» 30.06.2023 не является виной ООО «Феникс».

30.06.2023 в 14 ч. 41 мин. посредством электронной почты ООО «Феникс» получено Решение, в котором Заказчик указал, что ООО «Феникс» не приступило в выполнение работ в течение более 30 дней с момента установленной Контрактом даты начала выполнения работ.

ООО «Феникс» полагает данное Решение незаконным и необоснованным, поскольку согласно пункту 3.2. Контракта дата начала работ определена 01.06.2023. Следовательно, задержка выполнения начала работ более чем на 30 дней по причинам, не зависящим от Заказчика, может наступить не ранее, чем 01.07.2023.

Более того, как указано выше, 30.06.2023 ООО «Феникс» планировало начать монтаж подготовленных узлов водораспределения в соответствии с условиями Контракта, для чего завезло на объект, расположенный по адресу: г. Тула, ул. Некрасова, д. 8, необходимые для выполнения начального этапа работ оборудование и материалы. Невозможность ООО «Феникс» приступить к полноценному выполнению работ 30.06.2023 обусловлена отсутствием электроэнергии в здании по адресу: г. Тула, ул. Некрасова, д. 8. В настоящее время оборудование и материалы ООО «Феникс», необходимые для выполнения работ по Контракту, находятся у Заказчика по адресу: г. Тула, ул, Некрасова, д, 8.

Вместе с тем, как пояснил представитель Подрядчика, с 01.07.2023 по 07.07.2023 работники ООО «Феникс» не были допущены Заказчиком для выполнения работ в здании, расположенном по адресу: г. Тула, ул. Некрасова, д. 8, без объяснения причин, что подтверждается актами о недопуске на объект.

ООО «Феникс» в адрес Заказчика направлены письма №134 от 03.07.2023, №1007 от 10.07.2023 с требованием предоставить объяснения о причинах недопуска ООО «Феникс» для выполнения работ в здание Заказчика. Ответы на указанные письма от Заказчика на сегодняшний день не поступили.

Таким образом, вины ООО «Феникс» о задержке выполнения работ по Контракту не имеется. ООО «Феникс» является добросовестным контрагентом, выполняющим работы в строгом соответствии с условиями контрактов/договоров с максимальным соблюдением интересов Заказчиков.

В связи с изложенным, Общество просило информацию об ООО «ФЕНИКС» в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

Изучив обстоятельства, на основании которых принято Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, оценив действия сторон Контракта при его исполнении, Комиссия приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 2 Закона предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Обязательства в силу статей 309, 310 ГК РФ должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

Нормами ГК РФ предусмотрено несколько оснований прекращения обязательства, в частности, в статье 407 ГК РФ указано, что обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором; при этом прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором.

Таким образом, прекращение обязательства по требованию одной из сторон закон указывает как отдельный способ прекращения обязательства и ограничивает возможность его применения случаями, предусмотренными законом или договором.

Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1. при существенном нарушении договора другой стороной;

2. в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Как прямо следует из текста Решения оно принято Заказчиком на основании статьи 450.1 ГК РФ, частью 9 статьи 95 Закона и пункта 13.1 Контракта.

Пунктами 1 и 2 статьи 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении", при осуществлении стороной права на одностороннее изменение условий обязательства или односторонний отказ от его исполнения она должна действовать разумно и добросовестно, учитывая права и законные интересы другой стороны (пункт 3 статьи 307, пункт 4 статьи 450.1 ГК РФ). На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

Приведенные разъяснения направлены на формирование у участников гражданского оборота правил разумного и добросовестного поведения при установлении, исполнении и прекращении обязательств, в том числе в случае реализации предусмотренного договором права на его досрочное расторжение в одностороннем порядке.

В свою очередь, пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 № 54 "О некоторых вопросах применения общих положений ГК РФ" разъяснено, что в случае, если односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий совершены тогда, когда это не предусмотрено законом, иным правовым актом или соглашением сторон или не соблюдены требования к их совершению, то по общему правилу такой односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий не влекут юридических последствий, на которые они были направлены.

Таким образом, установленный законом принцип добросовестности участников гражданского оборота должен быть ими соблюден.

При этом из представленных в материалы дела документов и сведений Комиссией установлено следующее.

Согласно статье 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

Статьей 191 ГК РФ установлено, что начало срока, определенного периодом времени. Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Статьей 194 ГК РФ определено, что если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.

Согласно данным положениям ГК РФ, раздела 3 Контракта задержка выполнения начала работ более чем на 30 дней по причинам, не зависящим от Заказчика, может наступить не ранее, чем 01.07.2023.

Следовательно, Решение принято Заказчиком преждевременно.

Статьей 1 ГК РФ предусмотрено, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (пункт 1).

Статьей 10 ГК РФ установлено, что добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (пункт 5).

Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По общему правилу части 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, с 01.07.2023 по 07.07.2023, согласно актам о непопуске на объект, Заказчиком не предоставлен допуск в помещение для проведения работ ООО «Феникс» без объяснения причин.

ООО «Феникс» в адрес Заказчика направлены письма №134 от 03.07.2023, №1007 от 10.07.2023 с требованием предоставить объяснения о причинах недопуска ООО «Феникс» для выполнения работ в здание Заказчика.

В материалы дела не представлены ответы на данные письма, направленные в адрес Общества Заказчиком. Получение таких ответов Общество также отрицало.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит у выводу, что Заказчик фактически лишил Подрядчика права на выполнение условий Контракта, предусмотренного частью 14 статьи 95 Закона.

Доказательств обратного в материалы дела Заказчиком не представлено.

Частью 16 статьи 95 Закона установлено, что Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Согласно пункту 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 13 Правил ведения реестра орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.

Подпунктом «б» пункта 13 Правил ведения реестра установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).

Пунктом 15 Правил ведения реестра установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:

а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:

- выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;

б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.

Следовательно, размещение информации об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется лишь в случае, если Комиссия в результате проведенной проверки установит существенные обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки уклоняться от исполнения контракта, либо направленности его действий на несоблюдение условий контракта, а также в случае отсутствия нарушений заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе.

По общему правилу, при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении Закона.

В то же время Комиссия приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае, в действиях Подрядчика отсутствуют признаки виновного поведения в виде бездействия, связанного с игнорированием взятых на себя обязательств по Контракту, а обстоятельства рассматриваемого дела в совокупности с представленными документами и сведениями не дают возможности прийти к однозначному выводу о нарушении условий Контракта, допущенных исключительно по вине Общества.

Напротив, представленные в материалы дела информация и сведения свидетельствуют о направленности действий Подрядчика на соблюдение условий Контракта, что не позволяет сделать вывод о наличии в действиях Общества недобросовестного поведения или злонамеренного уклонения от исполнения Контракта или несоблюдения его условий.

Исходя из вышеизложенных обстоятельств, учитывая допущенные Заказчиком нарушения части 12.2 статьи 95, части 14 статьи 95 Закона, вины Подрядчика, выразившейся в намеренном неисполнении условий Контракта, Комиссией не установлено.

Проанализировав документы и сведения, представленные в материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

Заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения Обществом условий Контракта; Исполнителем представлены доказательства, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий Контракта.

При таких обстоятельствах, применительно к положениям пункта 15 Правил ведения реестра, у Комиссии отсутствуют правовые основания для внесения информации об ООО «Феникс» в реестр недобросовестных поставщиков.

 

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия,

 

 

 

РЕШИЛА:

 

Информацию, представленную Заказчиком в отношении общества с ограниченной ответственностью «Феникс» (ИНН 7105012905; 300001, г. Тула, ул. К. Маркса, д.5, эт.2, оф. 201), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

 

Члены Комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023-4836

 

 

Связанные организации

ГОУ ТО «Тульская школа для обучающихся с ОВЗ №4»
ИНН 7105012905, ОГРН 1027100689032
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ФЕНИКС"
ИНН 7104084985, ОГРН 1207100011315