Решение (комиссия) №1189/24 решение от 20 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

решение

 

Общество с ограниченной ответственностью "РТС-ТЕНДЕР" Тараса Шевченко набережная, д. 23А, Москва г., 121151 ko@rts-tender.ru ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "НПО ПРОМЕТ" 301602, ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ, м.р-н. УЗЛОВСКИЙ, ГОРОД УЗЛОВАЯ, Г УЗЛОВАЯ, УЛ ДУБОВСКАЯ, Д. 2А tender@promet.ru Министерство здравоохранения Тульской области Оборонная ул., д.114г, город Тула, Тульская область, 300045 minzdrav@tularegion.ru Государственное казенное учреждение Тульской области "Центр организации закупок" Ленина пр-кт, д.2, г. Тула, 300041 coz@tularegion.ru

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 071/06/106-216/2024

18 марта 2024 года

г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью «НПО ПРОМЕТ» (далее – Заявитель, Общество) (вх. № 911/24 от 13.02.2024) на действия министерства здравоохранения Тульской области (далее – Заказчик, Министерство) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинских изделий (кровать больничная), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (закупка № 0366200035624001295) (далее – Закупка), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576 (далее – Правила), при участии посредством видеоконференцсвязи:

-  представителя государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок» (далее - Уполномоченное учреждение), комиссии по осуществлению закупок государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок» (далее – Аукционная комиссия) на основании доверенности,

-  представителя Министерства на основании доверенности,

-  представителя Общества на основании доверенности,

УСТАНОВИЛА:

В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, документация о Закупке сформирована с нарушением положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, поскольку Заказчик сформировал техническое задание Закупки с нарушением правил описания объекта закупки, предусмотренных Законом.

1. Общество указывает, что в сформированном описании объекта Закупки Министерством установлены избыточные требования к приобретаемым товарам, которые, с точки зрения подателя жалобы, не влияют на эксплуатационные свойства кровати и её использование медицинскими сотрудниками Заказчика.

К подобным характеристикам Заявитель относит следующие, содержащиеся в электронном документе «ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ на поставку медицинских изделий (кровать больничная), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия» извещения о Закупке (далее – Описание объекта закупки):

 

Наименование показателя

Требуемое значение показателя

Обоснование 

Данные параметры являются ограничивающими характеристиками для производителей и поставщиков кроватей.

Проводя анализ рынка кровати, которая бы подходила по всем параметрам в техническом задании на рынке не существует.

Материал фиксаторов матраца

«Нержавеющая сталь» или «сталь с хромированным покрытием»

Для прочности фиксаторов и высокой степени защиты от коррозии

Торцы кровати

Торцы кровати

Торцы кровати

«Быстросъемные с системой блокировки»

«Быстросъемные с системой блокировки»

«Быстросъемные с системой блокировки»

Механизмы фиксации торцов должны быть обращены внутрь рамы кровати для снижения риска травмирования персонала и пациента

Наличие

Для снижения риска травмирования персонала и пациента

Количество фиксаторов каждого торца, шт.

2

Для надёжности фиксации

Материал изготовления боковых поручней

«Травмобезопасный анодированный алюминий» или «Cталь с хромированным покрытием»

Для предотвращения падения и травмирования пациента, защиты от коррозии

Пульт оснащен LED-дисплеем

Наличие

Для отображения функций и угла наклона секций

 

На дисплее пульта отображается реализуемая функция и угол наклона соответствующей секции

Наличие

Для отображения функций и угла наклона секций

Опоры кровати выполнены из стальной трубы, сечением, мм

50х50

Для прочности конструкции

 

Также Общество отмечает, что в обосновании установления подобных характеристик Заказчик не указал, для чего конкретно ему необходимы вышеуказанные параметры, в связи с чем заключает, что указанное обоснование является формальным.

2. Общество отмечает, что Заказчиком при данной закупке применена позиция КТРУ – 32.50.50.190-00002324 (Кровать больничная).

Согласно позиции КТРУ 32.50.50.190-00002324 (Кровать больничная), данная позиция должна применяться заказчиком, в том числе при закупке товара с кодом ОКПД2 32.50.30.110.

В Перечень № 1 к Постановлению Правительства РФ от 05.02.2015 № 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Постановление №м 102) включено наименование вида медицинского изделия – «Кровати медицинские функциональные» с указанием кода ОКПД2 – 32.50.30.110.

Однако в нарушение части 3 статьи 14 Закона Заказчиком в извещении о Закупке не установлено ограничение, предусмотренное Постановлением № 102.

3. В пункте 5.3. электронного документа «Государственный контракт № ____

на поставку медицинских изделий (кровать больничная), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия» извещения о Закупке (далее – Проект контракта) предусмотрено, что при поставке Оборудования Поставщик представляет следующую документацию:

в) товарную накладную, оформленную в установленном порядке.

На основании пунктов 9.3.- 9.5. Проекта контракта оплата по Контракту за поставленное Оборудование и оказанные Услуги осуществляется Заказчиком после представления Поставщиком в срок 3 (трех) дней следующих документов или копий документов:

Универсальный передаточный документ или

а) счета;

б) счета-фактуры;

в) товарной накладной (товарных накладных, подписанных Получателями);

г) Актов приема-передачи Оборудования (приложение № 4 к Контракту), подписанных Поставщиком и Получателем;

д) Актов ввода Оборудования в эксплуатацию, оказания Услуг по обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов (приложение № 5 к Контракту), подписанных Поставщиком и Получателем;

е) копий регистрационных удостоверений на Оборудование;

ж) гарантии производителя (изготовителя) на Оборудование (копии);

з) гарантии Поставщика на Оборудование (копии);

и) копии документа о соответствии Оборудования, выданного уполномоченными органами (организациями);

к) Сводного реестра товарных накладных на поставку Оборудования (приложение № 6 к Контракту);

л) Акта об исполнении обязательств по Контракту (приложение № 8 к Контракту), подписанного Сторонами в порядке, определенном пунктом 16.3 Контракта.

На документах, перечисленных в подпунктах «а», «б», «в», «к», «л» пункта 9.3 Контракта обязательно должны быть указаны наименование Заказчика, Получателя, Поставщика, номер и дата Контракта, даты оформления и подписания документов.

9.5. Оплата по Контракту осуществляется по факту поставки Оборудования, предусмотренного Спецификацией (приложение № 1 к Контракту), и оказания Услуг в течение 7 рабочих дней с даты подписания Заказчиком документа о приемке, после предоставления Заказчику документов, предусмотренных пунктом 9.3 Контракта.

Оплата по Контракту осуществляется по факту поставки Оборудования, предусмотренного Спецификацией (приложение № 1 к Контракту), и оказания Услуг в течение 7 рабочих дней с даты подписания Заказчиком документа о приемке, после предоставления Заказчику документов, предусмотренных пунктом 9.3 Контракта.

Заявитель указывает, что документ о приемке, размещенный в единой информационной системе в сфере закупок, уже с функцией счета-фактуры; сформированный в единой информационной системе в сфере закупок документ о приемке является первичным учетным документом, который будет приоритетным по отношению к документам в бумажной форме или отсканированным и прикрепленным в единой информационной системе в сфере закупок.

По мнению подателя жалобы, счет на оплату - это специальный документ, не обязательный к применению, который содержит в себе лишь банковские реквизиты получателя платежа, сумму и назначение оплаты. То есть, по сути, счет не является первичным учетным документом, а фиксирует лишь намерение, но не сам факт хозяйственной операции.

Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации в книгу покупок и продаж документ должен попадать с датой формирования УПД. Дата бумажного УПД не равна дате УПД, сформированного в единой информационной системе в сфере закупок, так как Заказчик требует предоставить бумажный документ при приемке товара, а его размещение в единой информационной системе в сфере закупок осуществляется после приемки и подписания бумажного документа Заказчиком. Предоставление бумажного УПД приводит к задвоению документооборота разными датами, что не допустимо для налогового и бухгалтерского учета. На основании изложенного, Заявитель приходит к выводу, что в данном случае приемка должна осуществляться по акту приема-передачи, с последующим формированием первичной УПД в единой информационной системе в сфере закупок.

Принимающий участие в рассмотрении жалобы представитель Заявителя поддержал доводы жалобы в полном объеме.

Представитель Заказчика не согласился с доводами жалобы Заявителя по основаниям, изложенным в письменных и устных возражениях на рассматриваемую жалобу; просил оставить жалобу без удовлетворения.

Представить Уполномоченного учреждения поддержал позицию Заказчика за исключением возражений относительно необходимости применения в рамках данной Закупки ограничений, предусмотренных Постановлением № 102.

 

Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правилами внеплановой проверки по вопросу соблюдения субъектами контроля требований Закона при проведении Закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

Извещение о Закупке со всеми электронными документами (приложениями) 04.03.2024 размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 9 936 000,00 рублей.

Контракт по итогам Закупки Заказчиком не заключен.

Относительно доводов жалобы Комиссией установлено следующее.

1. На основании части 1 статьи 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.

Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Согласно части 2 статьи 33 Закона описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

На основании части 3 статьи 33 Закона не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Таким образом, описание объекта закупки должно носить объективный характер, то есть быть продиктовано истинными (а не мнимыми) потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки установлением в закупочной документации заведомо неисполнимых требований либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц (при отсутствии доказательств действительной необходимости в установлении таких требований).

С другой стороны, описание объекта закупки - это фиксация заказчиком в документации о закупке качественных и количественных характеристик, признаков товара, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Такая фиксация требований заказчика позволяет идентифицировать объект закупки, установить результат, достижение которого признается со стороны заказчика должным исполнением контракта.

При этом специфика каждой закупки определяет необходимые требования к товару, работам, услугам, в связи с чем, правомочие на их установление законодательством Российской Федерации о контрактной системе предоставлено заказчику.

По общему правилу указание заказчиком в документации о закупке особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

На основании пункта 5 части 1 статьи 42 Закона извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Частью 6 статьи 23 Закона установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Так Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования и ведения каталога), Правила использования каталога утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145.

Правилами использования каталога предусмотрено, в том числе следующее:

Каталог используется заказчиками в целях:

а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в извещении об осуществлении закупки;

б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки (пункт 2).

Заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 года № 145 (пункт 3).

Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции) (пункт 4).

Согласно пункту 10 Правил формирования и ведения каталога в позицию каталога включается, в том числе наименование товара, работы, услуги и информация, содержащая описание товара, работы, услуги.

На основании пункта 5 Правил использования каталога заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:

а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25 (1) - 25 (7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 года № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства», при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 года № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 года № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;

б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.

В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога) (пункт 6 Правил использования каталога).

В случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.

В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (пункт 7 Правил использования каталога).

Согласно извещению и иной документации о Закупке предусмотрена поставка товара, включенного в позицию КТРУ 32.50.50.190-00002324 «Кровать больничная».

Комиссией установлено, что в пункте 7 Описания объекта закупки извещения о Закупке установлены следующие оспариваемые характеристики поставляемого оборудования с обоснованием необходимости использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии, отсутствующих в соответствующих позициях КТРУ:

 

п/п

Наименование показателя

Требуемое значение показателя

Обоснование 

14.

Материал фиксаторов матраца

«Нержавеющая сталь» или «сталь с хромированным покрытием»

Для прочности фиксаторов и высокой степени защиты от коррозии

21.

Торцы кровати

«Быстросъемные с системой блокировки»

Для безопасности пациента

24.

Механизмы фиксации торцов должны быть обращены внутрь рамы кровати для снижения риска травмирования персонала и пациента

Наличие

Для снижения риска травмирования персонала и пациента

25.

Количество фиксаторов каждого торца, шт.

2

Для надёжности фиксации

28.

Материал изготовления боковых поручней

«Травмобезопасный анодированный алюминий» или «Cталь с хромированным покрытием»

Для предотвращения падения и травмирования пациента, защиты от коррозии

34.

Пульт оснащен LED-дисплеем

Наличие

Для отображения функций и угла наклона секций

35.

На дисплее пульта отображается реализуемая функция и угол наклона соответствующей секции

Наличие

Для отображения функций и угла наклона секций

42.

Опоры кровати выполнены из стальной трубы, сечением, мм

50х50

Для прочности конструкции

 

Из устных и письменных пояснений представителя Заказчика Комиссией установлено следующее.

Указанные Министерством технические характеристики товара позволяют любому лицу (юридическому или физическому) принять участие в аукционе, если это лицо обладает товаром с названными функциональными свойствами и желает принять участие в аукционе.

Требования Заказчика, указанные в извещении о проведении Закупки, требования к качеству, техническим характеристикам и свойствам товара, которые ему необходимы для осуществления деятельности в силу своих потребностей, не противоречат положениям Закона, так как при формировании требований к техническим и функциональным характеристикам товара Заказчик учитывал необходимость конечного результата - обеспечение медицинских учреждений необходимыми товарами для оказания качественной и своевременной медицинской помощи гражданам.

Заказчику, как никому другому, известно, какой товар ему необходим при проведении медицинского ухода за пациентами. При описании товара Заказчик вправе указывать качественные параметры к объекту закупок, которые являются определяющими для него, он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.

Относительно оспариваемых Заявителем характеристик поставляемых товаров, Министерство сообщило следующее.

Для показателя «Материал фиксаторов матраца» установлено требуемое значение «Нержавеющая сталь» или «сталь с хромированным покрытием» поскольку в отличие от множества других материалов нержавеющая сталь и сталь с хромированным покрытием не утрачивают своих свойств со временем, сохраняя высокие показатели прочности. Они устойчивы к механическому воздействию и истиранию, появлению вмятин и царапин, не меняют свойств и характеристик под действием ламп и солнечных лучей. Исключение данного требования повлечет за собой ухудшение характеристик кровати и является нецелесообразным.

Для показателя «Торцы кровати» установлено требуемое значение «Быстросъемные с системой блокировки». Исключение данного пункта требований позволит поставщикам поставлять кровати с торцами без фиксации. Такие торцы могут при различных манипуляциях или перемещении кровати внезапно отделиться от каркаса, что неизбежно повлечет за собой травмы персонала и/или пациента. Таким образом, отмена блокировки торцов кровати ухудшит характеристики кровати и является нецелесообразной.

Для показателя «Механизмы фиксации торцов должны быть обращены внутрь рамы кровати для снижения риска травмирования персонала и пациента» установлено требуемое значение «Наличие», так как размещение механизмов фиксации торцов внутри рамы кровати обеспечивает снижение риска травмирования персонала и пациента во время стандартных манипуляций с кроватью в повседневном режиме. Размещение фиксаторов торцов снаружи кровати может привести к непроизвольной и несвоевременной расфиксации торцов в режиме обычной эксплуатации кровати, что, в свою очередь, может повлечь травмы как персонала, так и пациента. Исключение данного требования повлечет за собой ухудшение характеристик кровати и является нецелесообразным.

Для показателя «Количество фиксаторов каждого торца, шт.» установлено требуемое значение «≥ 2» в целях надежной фиксации торцов на каркасе кровати. В таком случае даже при выходе одного из них из строя, второй продолжит выполнять свои функции. Таким образом обеспечивается более высокий уровень надежности крепления торцов. Уменьшение количества фиксаторов до одного может снизить надежность крепления торцов при функционировании кровати, влечет за собой ухудшение характеристик кровати и является нецелесообразным.

Для показателя «Материал изготовления боковых поручней» установлено требуемое значение «Травмобезопасный анодированный алюминий» или «Cталь с хромированным покрытием» ввиду того, что кровати приобретаются для нужд отделений, где, с учетом специфики деятельности подразделения, требуется, чтобы все оборудование и мебель были подвержены многократной обработке агрессивными дезинфицирующими средствами. Согласно п 11.1 СанПиН 2.1.3.2630 – 10 влажная уборка всех помещений, оборудования, медицинского и другого инвентаря осуществляется не менее 2 раз в сутки с использованием моющих и дезинфицирующих средств, разрешаемых к использованию в установленном порядке. Сложившаяся практика и имеющийся опыт эксплуатации, показывает, что использование поручней с контактной верхней частью, выполненной из стальной трубы с пластиковыми накладками или анодированного алюминиевого профиля, обеспечивает надежную многолетнюю эксплуатацию. При исключении данного требования поставщик будет иметь возможность поставлять кровать с поручнями из материалов, непригодных для требуемых условий эксплуатации. Исключение данного требования повлечет за собой ухудшение характеристик кровати и является нецелесообразным.

Для показателей «Пульт оснащен LED-дисплеем», «На дисплее пульта отображается реализуемая функция и угол наклона соответствующей секции» установлено требуемое значение «Наличие», поскольку наличие LED-дисплея на пульте управления кроватью повышает функциональность кровати, т.к. позволяет контролировать не только используемую в текущий момент функцию, но и степень её изменения: при регулировке наклона секций кровати – значение угла наклона в текущий момент. Таким образом упрощается и ускоряется приведение пациента в необходимое положение при проведении различных медицинских манипуляций. Исключение данных требований повлечет за собой ухудшение функциональности кровати и является нецелесообразным.

Для показателя «Опоры кровати выполнены из стальной трубы, сечением, мм» установлено требуемое значение «50х50», так как размер профиля опор кровати обеспечивает устойчивость и прочность конструкции при возможных воздействиях при проведении лечебного процесса. Для гарантированного обеспечения бесперебойной работы кровати в течение всего срока службы необходима высокая прочность, устойчивость к нагрузкам как вертикальным, так и боковым, в том числе при перемещении кровати. Исключение данного пункта требований позволит поставить менее надежные кровати, что недопустимо и нецелесообразно.

При выборе соответствующей позиции КТРУ Заказчик, проанализировав характеристики, содержащиеся в каталоге, сделал выбор в пользу параметров товара, максимально удовлетворяющих его потребность.

В связи с отсутствием в позиции КТРУ необходимого описания товара, работ, услуг Заказчиком в силу пункта 5 Правил использования КТРУ указаны потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона, которые не предусмотрены в позиции каталога. Данный набор характеристик позволяет удовлетворить потребности Заказника с учетом специфики деятельности и обеспечивает эффективное использование бюджетных средств.

Министерством проводился предварительный запрос ценовой информации, коммерческие предложения получены от различных поставщиков кроватей, сравнительный анализ характеристик которых представлен в отчете по определению и обоснованию начальной (максимальной) цены контракта на поставку медицинских изделий (кровать больничная), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия; указанным в Описании объекта закупки характеристикам соответствует товар как минимум двух производителей.

При изложенных обстоятельствах, с точки зрения Заказчика, при описании объекта закупки им в полной мере соблюдены требования законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Изучив документы и сведения, представленные Заказчиком в материалы рассматриваемого дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

Как было отражено ранее, в случае использования дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога) (пункт 6).

Одной из целей контрактной системы, в силу части 1 статьи 1 Закона, является удовлетворение потребностей заказчиков в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления ими своих функций, при соблюдении определенных, установленных Законом ограничений. Следовательно, принцип повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг должен пониматься как право заказчика на приобретение именно тех товаров (работ, услуг), которые наиболее полно соответствуют потребностям заказчика по своим качественным (функциональным) характеристикам.

Комиссия отмечает, что описание объекта закупки должно носить объективный характер, то есть быть продиктовано истинными (а не мнимыми и недоказанными) потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки установлением в закупочной документации заведомо неисполнимых требований либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц (при отсутствии доказательств действительной необходимости в установлении таких требований).

В рассматриваемом случае, Описание объекта закупки содержит обоснование необходимости использования дополнительных характеристик, не предусмотренных КТРУ, раскрывает потребность Заказчика и свидетельствует о реальной необходимости в приобретении товаров, обладающих спорными характеристиками.

Следует отметить, что объем и содержание обоснования дополнительных потребительских свойств требуемых к поставке товаров, которые не предусмотрены в позиции каталога, на настоящий момент не регламентируется нормами Закона либо Правилами использования каталога.

Следовательно, позиции Описания объекта закупки извещения о Закупке в части определения технических, качественных характеристик товара составлялись Заказчиком с соблюдением требований пунктов 5, 6 Правил использования каталога.

Комиссия соглашается с позицией Заказчика, что необходимость закупки продукции с дополнительными характеристиками обусловлена требованиями статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ), в которой предусмотрено, что в качестве основополагающих принципов охраны здоровья провозглашены приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, доступность и качество медицинской помощи.

Под качеством медицинской помощи Закон № 323-ФЗ определяет совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона № 323-ФЗ в случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы Закона № 323-ФЗ.

Таким образом, в рассматриваемом случае Заказчик, формируя данные требования к характеристикам товара, описание объекта закупки, руководствовался существующей потребностью с учетом специфики своей деятельности и имеющейся необходимости закупки медицинского оборудования, исходил их объективных нужд лечебного учреждения и собственного опыта работы, руководствуясь необходимостью обеспечить эффективное расходование бюджетных средств.

При этом Заявитель в жалобе не указывает, какой именно товар и с какими характеристиками он планировал поставить и в чем заключается нарушение его прав, как участника закупки; какие именно технико-функциональные характеристики товара, установленные Заказчиком, создают ему непреодолимое препятствие для участия в данной закупке.

В свою очередь, Закон не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в извещении о закупке устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара. Кроме того участники закупки не наделены правом определять потребность заказчика, так как в силу Закона правомочия установления требований к товарам (работам, услугам) предоставлено заказчику.

Ограничивает усмотрение заказчика только требование о недопустимости ограничения конкуренции. Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона в сфере закупок конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Сам по себе факт установления определенных характеристик к товару не свидетельствует об ограничении количества участников размещения заказа. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключение контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует об ограничении числа участников торгов.

Также следует отметить, что участником закупки может выступать любое лицо, в том числе, не являющееся производителем закупаемых медицинских изделий, в связи с чем, закупаемый товар мог быть поставлен неограниченным кругом хозяйствующих субъектов – потенциальных участников закупки.

Закон не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения контракта. Иное противоречило бы принципам ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок, направленным на целевое и экономически эффективное расходование бюджетных денежных средств, сокращения издержек заказчика и предполагающим наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Невозможность отдельных участников закупок по каким-либо причинам конкурировать с иными участниками рынка не является поводом учитывать данные обстоятельства заказчиком при формировании описания объекта закупки.

Комиссия в ходе рассмотрения дела приходит к выводу, что содержащиеся в оспариваемых пунктах Описания объекта закупки требования к характеристикам показателей не носят ограничительный характер и установлены не в противоречие с требованиями Закона; объект закупки описан исходя из имеющихся потребностей Заказчика; указанные Заказчиком требования не носят персонифицированный характер, распространяют свое действие на неопределенный круг лиц - возможных участников торгов.

При этом в случае исключения из Описания объекта Закупки или изменения спорных характеристик, к поставке будет возможен товар с характеристиками худшими, чем требуемые в рамках рассматриваемой Закупки.

Необходимо отметить, что установленный статьей 8 Закона принцип обеспечения конкуренции (создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок), равно как и корреспондирующие этому принципу специальные положения Закона, устанавливающие запрет на ограничение количества участников закупочных процедур (доступа к участию в этих процедурах), должны применяться таким образом, чтобы контрактная система способствовала удовлетворению государственных (муниципальных) нужд, обеспечивала экономность и результативность соответствующих бюджетных ассигнований и не приводила к созданию условий для длительного неудовлетворения государственных (муниципальных) нужд, ущемлению прав и законных интересов граждан, в интересах которых осуществляются расходы бюджетов.

Согласно части 4 статьи 106 Закона участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.

Следовательно, при рассмотрении жалобы в антимонопольном органе бремя доказывания Законом возлагается на лицо, подавшее жалобу.

Ввиду того, что подача жалобы заявителем на положения документации о закупке предполагает, что положениями указанной документации ущемляются права и законные интересы конкретного участника закупки, положение части 4 статьи 106 указывает на то, что заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок и вместе с тем, нарушены права и законные интересы заявителя.

Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушения Закона, помимо субъективной оценки Заявителем таких действий, не представлено.

Довод подателя жалобы, связанный с описанием объекта закупки и установлением требований к товарам (например, уникальных характеристик и т.д.), не может быть признан обоснованным без предоставления документальных доказательств, подтверждающих невозможность приобретения и поставки товара, соответствующего потребностям заказчика.

Доказательств того, что Заявитель не может приобрести и поставить товар, соответствующий Описанию объекта Закупки, Комиссии не представлено.

При вышеуказанных обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о необоснованности рассмотренного довода жалобы Заявителя.

 

2. Относительно довода Общества о нарушении Заказчиком требований части 3 статьи 14 Закона, Комиссия считает необходимым отметить следующее.

Представитель Министерства отметил, что в перечне, утвержденном Постановлением № 102, указан код ОКПД2 32.50.30.110 (мебель медицинская, включая хирургическую, стоматологическую или ветеринарную, и ее части) и наименование вида медицинского изделия – Кровати медицинские функциональные.

В свою очередь, объектом закупки является товар «Кровать больничная» (код ОКПД2 32.50.50.190: изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки), наименование и код которого не соответствуют изделиям из перечня, утвержденного Постановлением № 102.

В связи с чем ограничение, предусмотренное Постановлением № 102, в рамках данной Закупки Заказчиком не устанавливалось.

Комиссия не может согласиться с подобной позицией Заказчика по следующим основаниям.

В силу подпункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона.

Частью 3 статьи 14 Закона определено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с названной статьей Закона Постановлением № 102 установлены ограничения и условия допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также среди прочего утвержден перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 1).

На основании пункта 2 Постановления № 102 для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1 или перечень N 2, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов указанных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок, соответствующих требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке), которые одновременно:

а) для заявок, содержащих предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1:

- содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;

- не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок.

Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст утвержден "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (далее - ОКПД 2).

В ОКПД 2 использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код состоит из 2 - 9 цифровых знаков, и его структура может быть представлена в следующем виде:

XX класс

XX.X подкласс

XX.XX группа

XX.XX.X подгруппа

XX.XX.XX вид

XX.XX.XX.XX категория

XX.XX.XX.XXX подкатегория.

В извещении о Закупке Заказчиком установлен следующий код ОКПД2: 32.50.50.190, 32.50.50.190-00002324 «Кровать больничная», который не входит в Перечень Постановления N 102.

Вместе с тем, согласно позиции КТРУ 32.50.50.190, 32.50.50.190-00002324 (Кровать больничная), данная позиция должна применяться заказчиком, в том числе при закупке товара с кодом ОКПД2 32.50.30.110: Мебель медицинская, включая хирургическую, стоматологическую или ветеринарную, и ее части.

В Перечень N 1 к Постановлению N 102 включено наименование вида медицинского изделия – "Кровати медицинские функциональные", с указанием кода ОКПД2 - 32.50.30.110.

При этом, как особо отмечено Обществом в жалобе, объектом осуществляемой закупки является поставка «Кровати больничной», которая по описанию является функциональной (отличительной особенностью функциональной кровати является наличие секций, которые меняют угол наклона. Как правило, функциональная кровать также оснащена боковыми ограждениями (съёмными или складными), колесами и устройством для подтягивания), что, в свою очередь, соответствует наименованию группы Перечня N 1 - 32.50.30.110 «Кровати медицинские функциональные».

При этом Министерством доказательств того, что закупаемые им кровати больничные не являются кроватями медицинскими функциональными, в материалы рассматриваемого дела не представлено.

Более того единственная заявка, поданная на участие в Закупке и признанная соответствующей требованиям извещения о Закупке, содержит предложение о поставке товара - Кровать функциональная DHC с принадлежностями, Производитель: Шандонг Юда Медикал Эквипмент Ко., Лтд».

Соответственно, в данном случае Заказчик должен был применить ограничения допуска, предусмотренные Постановлением № 102, в связи с тем, что объектом осуществляемой закупки является поставка "Кровати больничной" по описанию функциональной, что в свою очередь соответствует наименованию группы Перечня N 1 - 32.50.30.110 "Кровати медицинские функциональные".

Вместе с этим, анализ извещения о Закупке показал, что ограничение, предусмотренное Постановлением № 102, Заказчиком в нарушение части 3 статьи 14, пункта 15 части 1 статьи 42 Закона не установлено.

При изложенных обстоятельствах, рассмотренный довод Общества является обоснованным.

 

3. Относительно третьего довода жалобы Заказчик поясняет, что согласно части 13 статьи 94 Закона, при исполнении контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, поставщик (подрядчик, исполнитель) в установленный срок, формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает в единой информационной системе документ о приемке, который должен содержать:

а) включенные в контракт в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 настоящего Федерального закона идентификационный код закупки, наименование, место нахождения заказчика, наименование объекта закупки, место поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, информацию о поставщике (подрядчике, исполнителе), предусмотренную подпунктами "а", "г" и "е" части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, единицу измерения поставленного товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), выполненной работы, оказанной услуги;

б) наименование поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;

в) наименование страны происхождения поставленного товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг);

г) информацию о количестве поставленного товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг);

д) информацию об объеме выполненной работы, оказанной услуги;

е) стоимость исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, с указанием цены за единицу поставленного товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), выполненной работы, оказанной услуги;

ж) иную информацию с учетом требований, установленных в соответствии с частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона;

В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона при формировании и размещении информации и документов в единой информационной системе, на электронной площадке, специализированной электронной площадке, а также при составлении документов в соответствии с Законом о контрактной системе применяются единые формы документов. Требования к указанным формам, порядок формирования и размещения информации и документов в единой информационной системе, на электронной площадке, специализированной электронной площадке устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 4 Положения о порядке формирования и размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, о требованиях к их формам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 № 60 «О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» документы, сформированные без использования единой информационной системы, размещаются в единой информационной системе в форме электронного документа или образа бумажного документа, объем каждого из которых не должен превышать 50 мегабайт.

Согласно пункту 2 части 13 статьи 94 Закона к документу о приемке, предусмотренному пунктом 1 части 13 статьи 94 Закона, могут прилагаться документы, которые считаются его неотъемлемой частью. При этом в случае, если информация, содержащаяся в прилагаемых документах, не соответствует информации, содержащейся в документе о приемке, приоритет имеет предусмотренная пунктом 1 части 13 статьи 94 Закона информация, содержащаяся в документе о приемке.

Бухгалтерским учетом бюджетного учреждения предусмотрено наличие первичных учетных документов таких как: счета на оплату поставленного Товара; счет-фактуры (если применимо согласно налогообложению); товарных накладных, оформленных в установленном порядке; Акта приема-передачи Оборудования.

Перечисленные документы являются подтверждающими, для оформления движения товароматериальных ценностей, на основании которых осуществляется постановка на балансовый учет полученного и введенного в эксплуатацию оборудования. Указанные документы так же являются основанием для оплаты поставленного товара. (пункт 9.3 Проекта контракта).

В силу части 11 статьи 34 Закона Правительство Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок.

В соответствии с частью 12 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 №360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», условия типовых контрактов и типовые условия контрактов, утвержденные до дня вступления в силу Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», применяются в части, не противоречащей Закону, до утверждения Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 11 статьи 34 Закона типовых условий контрактов.

Пунктом 1 Приказа Минздрава России от 15.10.2015 № 724н «Об утверждении типового контракта на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий» утверждён типовой контракт на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (далее - Типовой контракт).

Подпунктом «в» п 5.3 Типового контракта предусмотрено оспариваемое Заявителем положение.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 94 Закона исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом о контрактной системе, в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о контрактной системе экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что при направлении документа о приемке поставщику, в том числе представляется возможным приложить к электронному документу о приемке электронные образы иных документов, в том числе электронные образы документов, перечисленных в пункте 5.3 Проекта контракта.

Вместе с этим в пункте 8 Описания объекта Закупки Заказчиком указаны требования по передаче заказчику технических и иных документов при поставке товара:

Поставляемый товар должен сопровождаться документами, подтверждающими факт получения оборудования Заказчиком от Поставщика (товарная накладная, счет, счет-фактура, акт приема-передачи Оборудования, акт ввода Оборудования в эксплуатацию и оказанию Услуг по обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов).

Поставщик обязан передать Заказчику заверенные копии документов, подтверждающих качество и безопасность товара (регистрационные удостоверения), гарантийный талон, технический паспорт медицинского изделия, руководство по эксплуатации на русском языке.

В пункте 5.3 Проекта контракта предусмотрено, что при поставке Оборудования Поставщик представляет следующую документацию:

а) копию регистрационного удостоверения на Оборудование, выданного Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения;

б) техническую и (или) эксплуатационную документацию производителя (изготовителя) Оборудования на русском языке;

в) товарную накладную, оформленную в установленном порядке;

г) Акт приема-передачи Оборудования (приложение № 4 к Контракту) сформированный с использованием единой информационной системы, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Поставщика, и размещенный в единой информационной системе;

д) гарантию производителя на Оборудование, срок действия которой составляет 12 месяцев, оформленную в виде отдельного документа;

е) гарантию Поставщика на Оборудование, срок действия которой должен составлять не менее срока действия гарантии производителя на Оборудование, оформленную в виде отдельного документа;

ж) сведения, необходимые для работы с Оборудованием, включая предоставление ключей, паролей доступа, программ и иных сведений, необходимых для монтажа, наладки, применения, эксплуатации, технического обслуживания данного вида Оборудования.

В свою очередь, на основании пункта 9.3 Контракта оплата по Контракту за поставленное Оборудование и оказанные Услуги осуществляется Заказчиком после представления Поставщиком в срок 3 (трех) дней следующих документов или копий документов:

Универсальный передаточный документ или

а) счета;

б) счета-фактуры;

в) товарной накладной (товарных накладных, подписанных Получателями);

г) Актов приема-передачи Оборудования (приложение № 4 к Контракту), подписанных Поставщиком и Получателем;

д) Актов ввода Оборудования в эксплуатацию, оказания Услуг по обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов (приложение № 5 к Контракту), подписанных Поставщиком и Получателем;

е) копий регистрационных удостоверений на Оборудование;

ж) гарантии производителя (изготовителя) на Оборудование (копии);

з) гарантии Поставщика на Оборудование (копии);

и) копии документа о соответствии Оборудования, выданного уполномоченными органами (организациями);

к) Сводного реестра товарных накладных на поставку Оборудования (приложение № 6 к Контракту);

л) Акта об исполнении обязательств по Контракту (приложение № 8 к Контракту), подписанного Сторонами в порядке, определенном пунктом 16.3 Контракта.

При этом пунктом 9.5 Проекта контракта предусмотрено, что оплата по Контракту осуществляется по факту поставки Оборудования, предусмотренного Спецификацией (приложение № 1 к Контракту), и оказания Услуг в течение 7 рабочих дней с даты подписания Заказчиком документа о приемке, после предоставления Заказчику документов, предусмотренных пунктом 9.3 Контракта.

Статьей 6 Закона определено, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Частью 1 статьи 7 Закона установлено, что в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Закона открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.

Согласно части 3 статьи 7 Закона информация, предусмотренная настоящим Законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В тоже время, положения извещения о Закупке и электронные документы к нему должны содержать ясные и четкие положения, в том числе относительно требований к порядку приемки и оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, не допускать неоднозначного их толкования, с той целью, чтобы любой участник экономических правоотношений при решении вопроса об участии в закупке имел представление о том, в каком порядке будет осуществляться приемка и оплата поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.

Неопределенность, противоречивость, неполнота либо неисполнимость положений извещения об осуществлении закупки и иной документации о закупке в совокупности создают препятствия для потенциальных участников аукциона на стадии принятия решения об участии в электронной процедуре. При этом даже в случае подачи заявки подобные обстоятельства могут повлечь за собой негативные последствия в виде злоупотреблений со стороны Заказчика при приемке и оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.

Таким образом, несоответствие сведений, размещенных в единой информационной системе, содержащихся в извещении о Закупке и электронных документах к нему, касающихся состава документов, подлежащих передаче Заказчику при поставке товара для его последующей приемки и оплате, нарушает принцип полноты и достоверности информации, закрепленный в Законе и свидетельствует о нарушении части 3 статьи 7 Закона.

В соответствии с пунктом 1 постановления правительства Тульской области от 23.12.2013 N 788 (ред. от 28.12.2021) «О централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Тульской области» (далее – Постановление N 788) на государственное казенное учреждение Тульской области «Центр организации закупок» возложены полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для:

1) государственных заказчиков, государственных бюджетных учреждений, государственных унитарных предприятий;

2) муниципальных заказчиков, муниципальных бюджетных учреждений, муниципальных унитарных предприятий и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, действующих от имени муниципальных заказчиков, соответствующих бюджетных учреждений, муниципальных унитарных предприятий и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, полномочия которых определены решениями органов местного самоуправления, при условии предоставления из бюджета Тульской области межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет указанных межбюджетных трансфертов;

3) автономных учреждений, осуществляющих закупки за счет субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности Тульской области (в том числе приобретение недвижимого имущества в государственную собственность Тульской области);

4) бюджетных, автономных учреждений, унитарных предприятий, осуществляющих закупки в пределах, переданных им государственными заказчиками полномочий в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 15 Закона.

Приложением к Постановлению N 788 утверждено Положение о порядке взаимодействия заказчиков, а также уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, полномочия которых определены решениями органов местного самоуправления, с государственным казенным учреждением Тульской области "Центр организации закупок" (далее – Положение).

В соответствии пунктом 6 Положения заказчики, в том числе исполняют следующие функции:

- в соответствии с планом-графиком направляют в уполномоченное учреждение заявку, соответствующую требованиям раздела 4 настоящего Положения;

- выбирают способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

- осуществляют описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Федерального закона N 44-ФЗ;

- устанавливают требования к обеспечению заявок на участие в закупке, требования об обеспечении исполнения контракта, а также требования об обеспечении гарантийных обязательств (при необходимости);

- устанавливают требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, а также устанавливают (при необходимости) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ;

- устанавливают критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ;

- устанавливают требования к участникам закупки;

- обосновывают начальную (максимальную) цену контракта, начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен единиц товара, работы, услуги, максимальное значение цены контракта (в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить) с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;

- формируют проект контракта;

- направляют в уполномоченное учреждение предложения о необходимости внесения изменений в извещение об осуществлении закупки;

- направляют в уполномоченное учреждение по его запросу разъяснения положений извещения об осуществлении закупки;

- направляют в уполномоченное учреждение предложение об отмене закупки в установленные действующим законодательством сроки;

- заключают контракты по итогам определения поставщика (исполнителя, подрядчика) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

- несут ответственность, установленную действующим законодательством, за информацию, указанную в заявке и документах, направленных в уполномоченное учреждение в соответствии с пунктами 9 и 9.1 настоящего Положения;

- выполняют иные функции в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тульской области.

Учитывая указанные нарушения, Комиссия приходит к выводу, что в действиях соответствующего должностного лица Заказчика содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Правилами, Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «НПО ПРОМЕТ» (вх. № 911/24 от 13.02.2024) на действия министерства здравоохранения Тульской области при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинских изделий (кровать больничная), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (закупка № 0366200035624001295) обоснованной в части довода о нарушении Заказчиком части 3 статьи 14, пункта 15 части 1 статьи 42 Закона.

2. Признать министерство здравоохранения Тульской области нарушившим часть 3 статьи 7, часть 3 статьи 14, пункт 15 части 1 статьи 42 Закона.

3. Выдать Заказчику, Уполномоченному учреждению, Аукционной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона.

4. Передать материалы внеплановой проверки соответствующему должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения в рамках административного производства.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2024-1334

 

 

Связанные организации

ГКУ ТО "ЦОЗ"
ИНН 7107541446, ОГРН 1137154005746
ООО «РТС-ТЕНДЕР»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
Министерство здравоохранения Тульской области
ИНН 7107006311, ОГРН 1027100971083
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "НПО ПРОМЕТ"
ИНН 7751009218, ОГРН 1155003003121