Решение (комиссия) №6605/23 решение от 27 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Общество с ограниченной ответственностью "Эстегра" 300013, Тульская область, город Тула, ул. Болдина, д. 79, помещ. 1-5,7 1эт; 1-5 2, литер а Государственное учреждение Тульской области "Управление спортивными сооружениями" с. Осиновая Гора, стр.2А, г.Тула, Тульская обл., 300045 ups.sport@tularegion.ru, ups.sport@tularegion.org

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 071/10/104-1167/2023

22 ноября 2023 года

г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:

рассмотрев посредством видеоконференции обращение государственного учреждения Тульской области «Управление спортивными сооружениями» (далее – Заказчик, заказчик, Учреждение) (вх. №_8859/23 от 17.11.2023) о размещении информации об обществе с ограниченной ответственностью «ЭСТЕГРА» (ИНН 7104076127; 300013, Тульская область, город Тула, ул. Болдина, д. 79, помещ. 1-5,7 1эт; 1-5 2, литер а) (далее – Общество, Исполнитель, исполнитель, ООО «ЭСТЕГРА») в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – реестр недобросовестных поставщиков) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 06.02.2023 № 0366200035622007877 на оказание клининговых услуг (закупка № 0366200035622007877, ИКЗ 222710713424071070100100580010000244) (далее – Контракт, контракт), руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее – Правила ведения реестра), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее – Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), в отсутствие представителей Заказчика, Исполнителя, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и возможном способе рассмотрения настоящего дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об ООО «ЭСТЕГРА» в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на оказание клининговых услуг (закупка № 0366200035622007877) (далее – Закупка, электронный аукцион), в связи с существенным нарушением Исполнителем условий Контракта.

В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в обращении Заказчика, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении данной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

Извещение о Закупке и электронные документы к нему размещены 29.12.2022 в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система, ЕИС).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 4 783 795,16 рублей.

06.02.2023 по итогам электронного аукциона между Заказчиком и ООО «ЭСТЕГРА» заключен Контракт на сумму 4 735 957,20 рублей.

Раздел 1 «Предмет Контракта» Контракта содержит следующие положения:

«1.1. Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства на оказание клининговых услуг (далее – услуги) в соответствии с условиями настоящего контракта, Спецификацией (приложение № 1 к контракту) и Описанием объекта закупки (приложение № 2 к контракту), являющихся неотъемлемой частью настоящего контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить указанные услуги в установленном настоящим контрактом порядке.

1.2. Перечень, объем и описание услуги, а также иная необходимая информация определены в Описании объекта закупки.

1.3. Место оказания услуг: Тульская обл., г. Тула, Калужское шоссе, д. 18 (МСЦ «Тула-Арена»).

1.4. Сроки оказания услуг: ежедневно, с 01 февраля 2023 г. по 31 декабря 2023 г.».

Приложение № 2 «Описание объекта закупки» к Контракту содержит следующие положения:

«…

  1. Наименование и объем оказываемых услуг:

    п/п

    Наименование услуг

    Единица измерения

    (по ОКЕИ)

    Количество услуг

    1

    Уборка прилегающей территории

    шт

    334

    2

    Уборка внутренних помещений

    шт

    334

  2. Место оказания услуг: Тульская обл., г. Тула, Калужское шоссе, д. 18 (МСЦ «Тула-Арена»).

  3. Цели оказываемой услуги: поддержание чистоты в здании и на прилегающей территории.

  4. Условия оказания услуги: услуги оказываются Исполнителем в строгом соответствии с требованиями пожарной безопасности, техническими условиями, требованиями по технике безопасности, правилами электробезопасности и охране окружающей среды, условиями контракта, а также Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда», ГОСТ Р 51870-2014 Услуги профессиональной уборки - клининговые услуги. Общие технические условия».

  5. Срок оказания услуг: ежедневно, с 01 февраля 2023г. по 31 декабря 2023г.

  6. Перечень оказываемых услуг по уборке прилегающей территории:

Общая площадь прилегающей территории – 26213 м² в том числе:

Твердое покрытие (плитка, асфальт) – 15854 м²,

Газоны, цветники, клумбы – 10359 м².

Часы уборки с 07:00 до 22:00.

Уборка площади прилегающей территории от мусора, удаление пыли, грязи с применением ручного инвентаря (ежедневно).

Мойка дорожных покрытий (пешеходная зона и проезжая часть) прилегающей территории от пыли и грязи специальными насадками высокого давления с использованием системы полива (осуществляется при необходимости в день поступления заявки заказчика (уполномоченного представителя заказчика)).

Осуществление влажной уборки элементов благоустройства: лавочки, металлические ограждения, перила, поручни и другие элементы, имеющиеся на территории заказчика (2 раза в неделю).

Осуществление влажной уборки информационных световых стендов (1 раз в неделю).

Поддержание чистоты мусорных урн, пепельниц (верхней части мусорных урн) и контейнеров с применением протирочного материала и хлорсодержащих химических средств (ежедневно).

Влажная уборка шлагбаумов, находящихся на прилегающей территории (1 раз в 2 недели).

Влажная протирка остекления/фасадов КПП в количестве 2-х единиц, расположенных на прилегающей территории (1 (один) раз в месяц).

Поддержание в чистоте пожарных выходов снаружи: лестниц, площадок, фасадов. В тёплое время года – сухая и влажная уборка фасадов и напольной плитки от мусора, пыли и воды. В зимний период - очистка от наледи и снега для обеспечения беспрепятственного выхода наружу.

Виды работ и требования к работам по содержанию и уходу за элементами озеленения:

- уборка газона, удаление с поверхности газона мусора, отмерших побегов путем прочесывания металлическими граблями и удаление сорняков, удаление опадающей с деревьев листвы с последующим сбором и вывозом, удаление суши и стволовой поросли у деревьев и кустарников (осуществляется при необходимости в день поступления заявки заказчика (уполномоченного представителя заказчика)).

Уборка дорожек от снега и наледи осуществляется при необходимости в день поступления заявки заказчика (уполномоченного представителя заказчика), в том числе входной группы центрального входа и зон ожидания. Расчистка территории верхнего уровня производится от стеклянных поверхностей здания Контура 1 до ограждений, от КПП1 и КПП2 до центральной входной группы и до лавочек. Чистка снега в зоне КПП1 производится по периметру здания (брусчатка), при этом ширина пешеходной зоны должна быть не менее 1,5 метров. Обеспечивать уборку снежного покрова до свободного открывания ворот и калиток. Лестницы и пешеходные дорожки на территории так же должны быть полностью освобождены от снега, по ширине границ тротуара.

Отсыпку реагентом производить на стоянках, проезжих частях, пешеходных дорожках, в зоне периметра блока 1 (до ограждений), в зоне КПП1 и КПП2 до центральной входной группы и лавочек. Доступ к складу с реагентами обеспечивает Заказчик.

9. Требования к Исполнителю на оказание услуг:

9.1. Требования к количеству персонала в смене:

Обеспечить наличие работников в смене – не менее 6 человек (без учёта сотрудника, обеспечивающего уборку внешнего периметра) в дни, когда не проводятся массовые спортивные и иные мероприятия, включённые в календарный план МСЦ «Тула-Арена» и не менее 8 человек (без учёта сотрудника, обеспечивающего уборку внешнего периметра) в дни проведения указанных выше мероприятий. Услуги по уборке помещений в дни соревнований оказываются до 22-00 всеми работниками в смене в соответствии с технологической картой уборки помещений, согласованной сторонами. Актуальный график массовых, спортивных и иных мероприятий, включённых в план МСЦ «Тула-Арена», предоставляется заказчиком ежемесячно.

9.2. Требования к персоналу Исполнителя:

- Работники Исполнителя должны быть обеспечены специальным инвентарем, специальными материалами, необходимым оборудованием, средствами индивидуальной защиты за счет средств Исполнителя, иметь опрятный и аккуратный внешний вид, иметь документ, удостоверяющий личность, в рамках исполнения возложенных обязанностей, вести культурное и вежливое общение с сотрудниками Заказчика и пользователями помещений здания или посетителями.

Исполнителем должно соблюдаться трудовое и миграционное законодательство РФ.

Находиться на рабочем месте в форменной одежде и обуви, предоставленных Исполнителем. Работники Исполнителя должны знать технологическую карту уборки помещений.

10. Требования к организации работ Исполнителем:

Обеспечить соблюдение персоналом в период обслуживания (клининг) надлежащего порядка в используемых ими помещениях Заказчика, норм охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии;

Обеспечить оказание услуг с соблюдением предоставляемым персоналом следующих требований:

- обеспечивать уборку всех помещений, расположенных в МСЦ «Тула-Арена», без исключений;

- обеспечить наличие у сотрудников документов, подтверждающих профессиональную подготовку для уборки помещений специального назначения (точек общественного питания, медицинских кабинетов, кабинета допинг-контроля);

- выполнять распоряжения заказчика (уполномоченных представителей заказчика), касающиеся исполнения функций, предусмотренных настоящим Заданием и Заявками Заказчика;

- своевременно прибывать на Объект Заказчика;

- бережно обращаться с имуществом Заказчика.

- после уборки помещения незамедлительно возвращать ключи заказчику (уполномоченному представителю заказчика).

Не допускать персоналом нарушений правил внутреннего распорядка, в том числе:

- совершения персоналом хищений;

- несоблюдения правил и требований, установленных в помещениях Заказчика;

- невыполнение распоряжений заказчика (уполномоченных представителей заказчика), связанных с исполнением функций, предусмотренных настоящим Заданием и Заявкой Заказчика;

- грубости по отношению к гостям и сотрудникам;

- употребления алкоголя и наркотиков на рабочем месте или приход на работу в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;

- халатного обращения с оборудованием.

Не разглашать информацию о деятельности Заказчика, его работниках.

Обеспечивать замену работников Исполнителя в случае нарушений правил внутреннего распорядка Учреждения.

Сообщать Заказчику обо всех выявленных недостатках и нарушениях, а также обо всех обстоятельствах, которые могут отрицательно повлиять на имущественные интересы Заказчика и (или) на исполнение Контракта Исполнителем.

При оказании услуг гарантировать сохранность имущества Заказчика. В случае порчи или утраты имущества Заказчика по вине Исполнителя, Исполнитель обязан возместить материальный ущерб Заказчику в полном объеме.

Предоставить Заказчику ежемесячно Акт сдачи-приемки оказания услуг по форме приложения №3 к контракту».

Раздел 3 Контракта устанавливает порядок сдачи и приемки услуг.

Согласно пункту 4.1 Контракта Заказчик вправе:

4.1.1. Требовать от исполнителя надлежащего исполнения обязательств в соответствии с контрактом, а также требовать своевременного устранения выявленных недостатков.

4.1.2. Требовать от исполнителя представления надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих исполнение обязательств в соответствии Контрактом.

4.1.3. Запрашивать у исполнителя информацию о ходе оказываемых услуг.

4.1.4. Осуществлять контроль за качеством, порядком и сроками оказания услуг.

4.1.5. Отказаться от приемки результата услуг в случаях, предусмотренных контрактом и законодательством Российской Федерации, в том числе в случае обнаружения неустранимых недостатков.

4.1.6. Отказаться от исполнения контракта и потребовать возмещения ущерба, если исполнитель не приступает своевременно к исполнению контракта или оказывает услуги настолько медленно, что окончание их к сроку, указанному в контракте, становится явно невозможным.

4.1.7. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

4.1.9. Удержать сумму неисполненных исполнителем требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ, из суммы, подлежащей оплате исполнителю.

При неисполнении или ненадлежащем исполнении исполнителем обязательства, предусмотренного контрактом, осуществить оплату по контракту за вычетом соответствующего размера неустоек (штрафов, пеней), которые предусмотрены разделом 6 настоящего контракта.

Согласно пункту 4.2 Контракта Заказчик обязан:

4.2.1. Своевременно принять и оплатить надлежащим образом оказанные услуги в соответствии с контрактом.

4.2.2. Сообщать исполнителю о недостатках, обнаруженных в ходе оказания услуг, в течение 2 (двух) рабочих дней после обнаружения таких недостатков.

4.2.3. Оказывать исполнителю содействие в оказании услуг в порядке, предусмотренном контрактом, в частности обеспечить доступ сотрудников исполнителя к месту оказания услуг.

Согласно пункту 4.4 Контракта Исполнитель обязан:

4.4.1. Своевременно и надлежащим образом оказать услуги и представить заказчику отчетную документацию.

4.4.2. Предоставить по письменному запросу заказчика в сроки, указанные в таком запросе, достоверную информацию о ходе исполнения обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта.

4.4.3. Обеспечить соответствие оказываемых Услуг требованиям качества и безопасности, предусмотренным техническими регламентами, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, действующими в отношении данного вида услуг, условиям Контракта.

4.4.4. Обеспечить устранение недостатков и дефектов, выявленных при приемке результатов оказанных услуг и в течение гарантийного срока, за свой счет.

4.4.5. Приостановить оказание услуг в случае обнаружения не зависящих от исполнителя обстоятельств, которые могут оказать негативное влияние на результат оказываемых услуг или создать невозможность их завершения в установленный контрактом срок, и сообщить об этом Заказчику в течение 2 (двух) рабочих дней после приостановления оказания Услуг.

Согласно пункту 10.1 Контракта срок его действия: с момента заключения контракта по 31 января 2024 года (включительно) (срок действия контракта включает срок оказания услуг, период приемки услуг, в том числе экспертизы результатов исполнения обязательств исполнителем по контракту, оплаты за оказанные услуги). Окончание срока действия контракта не влечет прекращение обязательств сторон по контракту.

 

Из материалов настоящего дела, а также сведений, размещенных в ЕИС, установлено следующее.

Согласно информации, размещенной в разделе ЕИС «Реестр контрактов», стоимость исполненных Обществом обязательств по Контракту (принятых и оплаченных Заказчиком) составляет 3 686 672,60 рублей.

27.10.2023 Заказчик направил Обществу претензию (письмо исх. № 01-14/941), в которой указал на несоблюдение Исполнителем условий Контракта, в частности следующих:

«…

1. 19.10.2023 на смену вышли 4 сотрудника клининга, что не соответствует условиям контракта (акт от 19.10.2023).

2. 20.10.2023 на смену вышли 4 сотрудника клининга, что не соответствует условиям контракта (акт от 20.10.2023).

3. 21.10.2023 на смену вышли 4 сотрудника клининга, что не соответствует условиям контракта (акт от 21.10.2023).

4. 22.10.2023 на смену вышли 3 сотрудника клининга, что не соответствует условиям контракта (акт от 22.10.2023).

5. 23.10.2023 на смену вышли 3 сотрудника клининга, что не соответствует условиям контракта, на время составления акта дворник на объекте не появлялся (акт от 23.10.2023).

6. 24.10.2023 на смену вышли 2 сотрудника клининга, что не соответствует условиям контракта, дворник на объекте не появлялся, игровой зал арены и 2 этаж не убраны (акт от 24.10.2023)».

В связи с выявлением указанных нарушений со стороны Исполнителя Заказчик рассчитал неустойку в виде штрафа, а также сообщил о праве Учреждения рассмотреть вопрос об одностороннем расторжении контракта.

01.11.2023 Заказчик направил Обществу претензию (письмо исх. № 01-14/955), в которой указал следующее:

«С 19.10.2023 по 24.10.2023 на смену выходили от 2 до 4 сотрудников клининга, что не соответствует условиям контракта и не обеспечивало надлежащую, установленную контрактом уборку помещений.

С 25.10.2023 по настоящее время сотрудники клининга не выходят на объект, таким образом, клининговые услуги Исполнителем не оказываются, обязательства по контракту не исполняются.

27.10.2023 в адрес ООО «ЭСТЕГРА» направлена претензия № 01-14/941 с уведомлением о вычете штрафа за период с 19.10.2023 по 24.10.2023 в размере 30 000,00 рублей.

Указанная претензия Заказчика оставлена ООО «ЭСТЕГРА» без исполнения, до настоящего времени оказание клининговых услуг не осуществляется».

В связи с изложенным, Заказчик рассчитал неустойку в виде штрафа на дату направленной претензии, которую предполагал удержать из суммы, подлежащей оплате за оказанные в октябре 2023 года услуги.

 

Частью 8 статьи 95 Закона установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Частью 1 статьи 2 Закона предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Нормами Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено несколько оснований прекращения обязательства, в частности, в статье 407 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) указано, что обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором; при этом прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором.

Таким образом, прекращение обязательства по требованию одной из сторон закон указывает как отдельный способ прекращения обязательства и ограничивает возможность его применения случаями, предусмотренными законом или договором.

В соответствии со статьей 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.

В силу пункта 1 и пункта 3 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается расторгнутым или измененным.

На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1. при существенном нарушении договора другой стороной;

2. в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Положениями статей 309, 310 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Статьями 779, 781 ГК РФ предусмотрено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре.

Согласно статье 783 ГК РФ общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.

В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.

Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (пункт 2 статьи 715 ГК РФ).

Таким образом, условие о сроках выполнения услуг является существенным для договора возмездного оказания услуг.

В соответствии с пунктом 3 статьи 723 ГК РФ, применяемой к отношениям оказания услуг на основании статьи 783 ГК РФ, если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.

На основании статьи 721 ГК РФ качество выполненной подрядчиком работы (оказанной исполнителем услуги) должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам (услугам) соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода.

При изложенных выше обстоятельствах, следует признать, что не оказание предусмотренных Контрактом услуг в установленный срок является нарушением существенных условий Контракта, и нарушение данных условий Контракта фактически не позволило Заказчику получить требуемый результат в установленные сроки.

В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Согласно пункту 10.2 Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения обязательств, в том числе в случаях (но не ограничиваясь указанными):

- если в ходе исполнения контракта установлено, что:

а) исполнитель и (или) оказанные услуги перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ) и (или) оказанным услугам;

б) при определении исполнителя исполнитель представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии оказываемых услуг требованиям, указанным в подпункте «а» настоящего пункта, что позволило ему стать победителем определения исполнителя.

В связи с ненадлежащим исполнением Контракта ООО «ЭСТЕГРА» 01.11.2023 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта исх. № 01-14/957 (далее – Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, Решение).

В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В силу части 14 статьи 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 названной статьи.

Анализ положений частей 12.1, 13, 14 статьи 95 Закона позволяет сделать вывод и о том, что целью соблюдения указанных требований Закона является надлежащее уведомление лица (поставщика, подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта для обеспечения права такого лица на устранение нарушения условий контракта, послужившего основанием для принятия указанного решения.

Комиссией установлено, что Заказчиком Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта сформировано с использованием единой информационной системы 01.11.2023.

Следовательно, датой поступления Исполнителю решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона считается дата размещения в единой информационной системе такого Решения – 01.11.2023.

Из представленных в материалы дела документов и сведений Комиссией установлено, что с момента принятия Заказчиком Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в том числе с момента надлежащего уведомления Исполнителя о принятии Заказчиком такового и до момента вступления указанного решения в силу, Обществом не были предприняты все возможные меры, направленные на добросовестное исполнение условий Контракта, устранение нарушений условий Контракта, послуживших основанием для принятия Заказчиком указанного решения.

Таким образом, на момент рассмотрения Комиссией обращения Заказчика о размещении информации об ООО «ЭСТЕГРА» в реестре недобросовестных поставщиков, Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу и Контракт является расторгнутым.

Необходимо отметить, что Обществом в материалы дела каких-либо пояснений не представлено.

При этом 14.11.2023 Заказчик направил Обществу претензию (письмо исх. № 01-14/998), в которой указал, что Исполнитель никак не отреагировал на ранее направленные претензии; сотрудники клининга не выходят на объект с 25.10.2023 по настоящее время.

 

Частью 16 статьи 95 Закона установлено, что Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Согласно части 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

В силу части 7 статьи 104 Закона в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.

Согласно подпункту «а» пункта 13 Правил ведения реестра орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона.

Пунктом 15 Правил ведения реестра установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр недобросовестных поставщиков, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:

а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлению его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещению в единой информационной системе;

б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

 

Анализ представленных в материалы дела доказательств и сведений позволил Комиссии прийти к следующим выводам.

Указанные выше факты свидетельствуют о систематическом нарушении требований Контракта, целью которого является оказание комплекса услуг по уборке помещений и территории объекта, находящегося в ведомстве Учреждения.

Более того, необходимо отметить, что каждое лицо, участвующее в рассмотрении дела антимонопольным органом, должно раскрыть все доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле. При этом основополагающим фактом является то, раскрыл ли тот или иной участник все доказательства, имеющие существенное значение для принятия комиссией антимонопольного органа законного и обоснованного решения.

При этом добросовестность сторон при представлении соответствующих доказательств презюмируется.

Антимонопольный орган изначально исходит из полноты и достоверности доказательств, представленных сторонами рассматриваемого дела, пока иное не подтверждено документально.

В материалы настоящего дела Обществом не представлены какие-либо доказательства или документы, опровергающие позицию Заказчика, в том числе не представлены письма, которые содержали бы несогласие Исполнителя с направленными ему претензиями.

Таким образом, ООО «ЭСТЕГРА» в октябре 2023 года не оказало услуги в установленные Контрактом сроки и не предоставило результат оказанных услуг, соответствующий условиям Контракта; не совершило реальных действий по устранению недостатков, что свидетельствует о недобросовестном поведении Исполнителя.

Согласно пунктам 1-3 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Между тем, недобросовестность юридического лица определяется не его виной, то есть субъективным отношением к содеянному, а исключительно той степенью заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обстоятельства и условиям оборота.

Абзацем 2 пункта 1 статьи 401 ГК РФ установлено, что лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 указанной статьи).

Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).

Разъяснениями, изложенным в абзаце 4 пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 7 от 24.03.2016 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", установлено, что не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.

Доказательств возникновения у Общества вследствие непреодолимой силы каких-либо обстоятельств, не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства и условия Контракта, в Тульское УФАС России не представлено.

Проанализировав документы и сведения, представленные в материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

1. Заказчиком нарушений, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и размещению в единой информационной системе, не допущено.

2. В материалы дела Заказчиком представлены документы и информация, подтверждающие факты существенного нарушения Исполнителем условий Контракта.

Обществом не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности надлежащим образом исполнить обязанность по выполнению условий Контракта.

3. Согласно положениям действующего гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность.

Принимая решение об участии в процедуре публичных закупок и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом, в случае совершения им действий (бездействия), приведших к невозможности надлежащего исполнения принятых на себя обязательств.

В рассматриваемом случае недобросовестность Исполнителя выразилась в непредусмотрительном, ненадлежащем (при отсутствии объективных препятствий) исполнении своих обязанностей, возникающих из требований Закона к процедуре исполнения Контракта.

Так как Обществом не были предприняты все необходимые и разумные меры для надлежащего исполнения Контракта, то включение информации в отношении ООО «ЭСТЕГРА» в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения заказчиков от недобросовестных поставщиков.

Своими действиями Общество не обеспечило соблюдение прав Заказчика относительно условий и срока исполнения Контракта, в рамках которого предусматривается эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению контракта, в свою очередь, влечет наложение на Общество санкции за недобросовестное исполнение Контракта.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.05.2012 N ВАС-5621/12 об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, включение Исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу Общества, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности общества.

Таким образом, в соответствии с вышеуказанными нормами Закона информация об ООО «ЭСТЕГРА» подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков.

 

При таких обстоятельствах, исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков информацию об обществе с ограниченной ответственностью «ЭСТЕГРА» (ИНН 7104076127; 300013, ГОРОД ТУЛА, БОЛДИНА УЛИЦА, ДОМ 79, ПОМЕЩЕНИЕ 1-5,7 1ЭТ; 1-5 2, ЛИТЕР А) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта.

2. Датой включения информации в отношении общества с ограниченной ответственностью «ЭСТЕГРА» в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Правил в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля (согласно Приложению № 1).

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

 

 

 

 

 

Приложение № 1

 

 

Дата события*

I раздел

Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика

II раздел

III раздел

Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы)

Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган

Фактическая дата направления заказчиком сведений

Итого просрочка

в днях по I разделу

Регламентированная дата принятия решения

Фактическая дата принятия решения

Итого просрочка в днях по II разделу

Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС

Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС

Итого просрочка в днях по III разделу

13.11.2023

15.11.2023

16.11.2023

 

1

17.11.2023

24.11.2023

22.11.2023

0

29.11.2023

27.11.2023

0

1

 

*Дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта.

 

 

 

 

 

2023-7158

 

 

Связанные организации

ООО "Эстегра"
ИНН 7104076127, ОГРН 1177154018250
ГУ ТО "Управление спортивными сооружениями"
ИНН 7107134240, ОГРН 1197154016322