Решение б/н Решение от 16 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

11.11.2020                                                                                          г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

 

Заместитель председателя Комиссии:

 

Член Комиссии:

 

 

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу индивидуального предпринимателя Сидоровой Л.Н. (далее – Заявитель, Индивидуальный предприниматель) исх. № 03-11/2020 от 03.11.2020 (вх. № 6864 от 05.11.2020) на действия федерального казенного учреждения здравоохранения  «Медико-санитарная часть №71 Федеральной службы исполнения наказаний» при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку анализатора биохимического многоканального ивд, лабораторного, автоматического для нужд ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России (закупка № 0866100000320000069)    (далее – Электронный аукцион), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576 (далее – Правила), при участии:

 

-

-

-

 

УСТАНОВИЛА:

В Тульское УФАС России поступила жалоба Индивидуального предпринимателя на действия Заказчика при проведении Электронного аукциона.

В своей жалобе Заявитель указывает, что предметом закупки является поставка медицинского оборудования - Анализатор биохимический многоканальный ИВД, лабораторный, автоматический   КТРУ - 26.60.12.119-00000327, со следующими требуемыми параметрами:

 

№ п/п

Наименование параметра/функциональной характеристики

Требования к техническим и функциональным характеристикам товара, (потребительским свойствам) товара, размерам товара.

Предлагаемые параметры/функциональные характеристики

  1. Общая характеристика

 

1.1

Анализатор биохимический многоканальный ИВД, лабораторный, автоматический 

Предназначен для клинико-биохимических исследований крови, мочи, и других биологических жидкостей на активность и содержание различных аналитов.

 

1.2

Регистрационное удостоверение

Наличие

 

1.2.1

Свидетельство об утверждении типа средств измерений, свидетельство о поверке

Наличие

 

  1. Функциональные характеристики

 

2.1

Тип системы

Система идентификации реагентов по штрих-коду

Экономичность расхода реагентов

(одновременное расходование Реагента 1 и Реагента 2)

Отсутствие загрязнений флаконов в результате их повторного заполнения

 

2.2

Методы измерения

Фотоэлектрическая колориметрия

 

2.3

Выполняемые измерения:

- колориметрия (конечная точка,  кинетика),

- турбидиметрия

Наличие

 

2.4

Порядок работы с образцами

Произвольный доступ «пациент за пациентом»

 

2.5

Производительность, тест/час

не менее 240

 

2.6

Типы образцов:

сыворотка крови, плазма крови, моча

Наличие

 

2.7

Минимальный реакционный объем, мкл,

не менее 150

 

2.8

Минимальный объем  дозируемого образца, мкл,

не менее 3

 

2.9

Минимальный объем  дозируемого реагента, мкл,

не менее 10

 

2.10

Минимальный шаг дозирования реагента, мкл

не менее 1

 

2.11

Минимальный шаг дозирования образца, мкл

не менее 0,1

 

2.12

Возможность загрузки срочных образцов

Наличие

 

2.13

Защита манипулятора от механических повреждений

Наличие

 

2.14

Поддержание рабочей температуры в реакционном роторе 37 ± 0,1оС

Наличие

 

2.15

Регулярная промывка дозатора

Автоматическая

Двойная (внутренняя и наружная)

 

2.16

Тип используемой воды

Деионизированная

 

2.17

Расход воды, л/час, 

не более 5

 

2.18

Реакционные кюветы

Многоразовые

 

2.19

Промывка реакционных кювет

Автоматическая

 

2.20

Автоматическое разведение образцов при выходе результатов за пределы выбранного диапазона

Наличие

 

2.21

Встроенная программа контроля качества

Наличие

 

2.22

Система автоматического контроля технического состояния анализатора

Наличие

 

2.23

Обеспечение водой

Магистральное 

 

  1. Управление анализатором биохимическим

 

3.1

Система управления анализатором (ввод и вывод данных):

- компьютер;

- LCD монитор (размер диагонали, дюймы);

- клавиатура;

- мышь;

- принтер;

- источник бесперебойного питания

 

 

Наличие

не менее 19

Наличие

Наличие

Наличие

Наличие

 

3.2

Операционная система совместимая с продуктами Microsoft

Наличие, Windows 7

 

3.3

Язык программного обеспечения

Русский

 

3.4

Подключение к информационной системе LIS

Наличие

 

  1. Комплект поставки

 

4.1

Автоматический биохимический анализатор

1 шт

 

4.2

Персональный компьютер

1 шт

 

4.3

Монитор

1 шт

 

4.4

Принтер (для внешнего исполнения)

1 шт

 

4.5

Источник бесперебойного питания

1 шт

 

4.6

Кабель питания, кабель заземления, кабель присоединения анализатора к компьютеру

не менее  чем по 1 шт

 

4.7

Стартовый комплект реагентов

Наличие

 

4.8

Реакционные кюветы, чашечки для образцов, флаконы для реагентов, емкости для воды с крышкой и трубопроводом, емкость для слива с крышкой и трубопроводом

Наличие

 

4.9

Наборы расходных материалов:

- химический контроль тип «норма»;

- химический контроль тип «патология»;

- химический мультикалибратор.

- промывочный раствор, л

 

Наличие

Наличие

Наличие

Наличие, не менее 0,5

 

4.10

Установка для получения деионизированной воды

Наличие

 

4.11

Комплект эксплуатационной документации на русском языке

Наличие

 

4.12

Ввод в эксплуатацию

Наличие

 

 

Заявитель указывает, что на территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 55991.1-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Медицинские изделия для диагностики ин витро. Часть 1. Автоматические анализаторы для биохимических исследований. Технические требования для государственных закупок (далее - ГОСТ Р 55991.1-2014), содержащий требования, включаемые в техническое задание на автоматические анализаторы для биохимических исследований для целей государственных закупок.

В жалобе Заявитель указывает, что содержащиеся в Техническом задании документации об электронном аукционе (закупка № 0866100000320000069) требования к техническим и функциональным характеристикам закупаемого товара установлены Заказчиком не в соответствии с требованиями ГОСТ Р 55991.1-2014.

В частности, Индивидуальный предприниматель полагает, что пункты 2.1 («одновременное расходование Реагента 1 и Реагента 2») и 2.3 (виды выполняемых измерений) Технического задания документации об электронном аукционе не имеют клинической значимости и являются избыточными и  не соответствуют пунктам 5.1, 5.2 ГОСТ Р 55991.1-2014.

Пункты 2.17, 2.2, 2.5, 2.1, 2.5.7, 2.5.8, 2.16, 2.23, 4.7, 4.8, 4.10 Технического задания документации об электронном аукционе не соответствуют ряду положений ГОСТ Р 55991.1-2014.

Заявитель также считает неправомерным указание в п. 3.2 Технического задания документации об электронном аукционе на наличие конкретной операционной системы - Windows 7.

В связи с чем Заявитель полагает, что составленная в таком виде документация об электронном аукционе влечет нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок, в частности статьи 33 Закона.

В свою очередь, из письменных пояснений Заказчика следует, что требования к характеристикам товара сформированы в соответствии с положениями Закона, ГОСТ Р 55991.1-2014 и потребностью Заказчика.

Относительно довода Заявителя о том, что спорные пункты технического задания не имеют клинической значимости, являются избыточными, либо не соответствующими требованиям ГОСТ Р 55991.1-2014, Заказчик пояснил следующее:

«п. 2.1. «экономичность расхода реагентов (одновременное расходование Реагента 1 и Реагента 2)» - модуль работы с реагентами позволяет использовать методики с двумя реагентами, что значительно расширяет меню тестов анализатора. Одновременное расходование реагентов экономит трудозатраты по замене реагентов и повышает производительность лаборатории.

п. 2.1. «отсутствие загрязнения флаконов в результате их повторного заполнения» влияет на быстроту обработки проб, скорость получения итогов анализа, способствует ускорению диагностического процесса.

п. 2.2. «методы измерения: фотоэлектрическая фотометрия».

Метод измерения влияет на чувствительность, специфичность и воспроизводимость исследований. В клинической биохимии доминирующими являются фотометрические методы, основанные на измерении оптической плотности реакционной смеси. Использование метода фотоэлектрической колориметрии позволяет значительно улучшить качество результатов исследований, повысить производительность лаборатории, снижает вероятность ошибок при субъективной оценки результатов.

п. 2.3. выполняемые измерения - является клинически значимым показателем, обеспечивает необходимую гибкость в работе анализатора, возможность использования разных режимов исследования: по конечной точке, кинетике, с привлечением технологии турбидиметрии. Указанные методы являются опробованными и протестированными, гарантируют достоверность результатов лабораторных исследований.

п. 2.5. производительность, не менее 240 тест/час. Производительность является существенной характеристикой анализатора. Высокая производительность, быстрота в обработке проб и результатов анализов обеспечивает удовлетворение потребности Заказчика в лабораторных исследованиях. В п. 5.2,8. ГОСТ понятие общая и максимальная производительность указаны через «/», т.е. рассматриваются как идентичные. Кроме того, Заказчиком предусмотрена возможность поставки товара с лучшими показателями данной характеристики, так как в Техническом задании указано «не менее».

п. 2.7. минимальный реакционный объем, мкл. - не менее 150; п. 2.8. минимальный объем дозируемого образца, мкл - не менее 3; п. 2.9. минимальный объем   дозируемого   реагента,   мкл.   -  не   менее   10;    п.   2.10.   минимальный   шаг дозирования реагента, мкл. - не менее 1; п. 2.11. минимальный шаг дозирования образца, мкл. - не менее 0,1. Высококачественная система дозирования обеспечивает точность и стабильность результатов в условиях большого потока исследований. Применение минимального объема реагента/образца для выполнения исследований позволяет существенно снизить эксплуатационные расходы (затраты на реагенты).

п. 2.16. тип используемой воды - деионизированная. Качество воды влияет на точность и воспроизводимость результатов анализа. В биохимических анализаторах используется деионизированная вода.

включение в Техническое задание п. 2.17. расход воды, не более 5 л/час обусловлено необходимостью экономичного использования ресурсов учреждения. Требования, установленные Заказчиком в аукционной документации к уровню потребления воды, не является ограничением для потенциальных участников закупки.

п. 2.23 обеспечение водой - магистральное. Учреждение оборудовано центральным водопроводом. Для использования в биохимическом анализаторе водопроводная вода проходит необходимую очистку - деоинизацию.

п. 4.7. наличие стартового набора реагентов. Стартовый набор реагентов необходим для проведения работ по пуско-наладке анализатора.

п. 4.8. наличие реакционных кювет, чашечек для образцов, флаконов для реагентов, емкости для воды с крышкой и трубопроводом, емкости для слива с крышкой и трубопроводом. Принадлежности необходимы для работы анализатора и в обязательном порядке входят в комплект поставки. Данный пункт Технического задания не ограничивает количество участников закупки, так как не содержит индивидуальных характеристик принадлежностей, предусмотренных для конкретной модели анализатора и указанных в регистрационном удостоверении на медицинское изделие.

п. 4.10. установка для получения деионизированной воды - наличие. Работа биохимических анализаторов требует постоянного снабжения их очищенной водой. Установка предназначена для получения деионизированной воды из водопроводной. При отсутствии системы водоподготовки работа биохимического анализатора невозможна».

 

При этом Заказчиком использовались максимальные или минимальные показатели характеристик, что, по мнению Заказчика, позволяет участникам закупки при подаче заявки предложить товар с лучшими показателями, чем установлено в техническом задании.

Также из письменных пояснений Заказчика следует, что установленное в пункте 3.2 Технического задания документации об электронном аукционе требование о наличии операционной системы, совместимой с продуктами Microsoft, а именно:  Windows 7, не влечет за собой ограничение количества участников закупки и установлено в связи с тем, что программное обеспечение Windows обеспечивает управление прибором, обработку и вывод на печать результатов анализов, передачу данных в общелабораторную компьютерную сеть. Кроме того, прекращение производителем поддержки операционной системы не свидетельствует о невозможности ее эксплуатации.

Заказчиком в материалы дела представлены коммерческие предложения потенциальных участников закупки, что свидетельствует, по его мнению, о наличии конкуренции на данном рынке, и подтверждает, что в документации об электронном аукционе не  содержатся требования, влекущие за собой ограничение количества участников.

Ввиду изложенного, Заказчик считает, что установленные в документации об электронном аукционе требования не противоречат нормам действующего законодательства, соответствуют также документам в области стандартизации, в частности ГОСТ Р 53022.2-2008 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технологии лабораторные клинические. Требования к качеству клинических лабораторных исследований. Часть 2. Оценка аналитической надежности методов исследования (точность, чувствительность, специфичность)».

Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении вышеуказанного электронного аукциона, Комиссия пришла к следующим выводам.

Извещение и документация о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку анализатора биохимического многоканального ивд, лабораторного, автоматического для нужд ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России (закупка № 0866100000320000069)  (далее - документация об электронном аукционе) 27.10.2020 размещены в единой информационной системе в сфере закупок.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 152 833,33 рублей.

Контракт на поставку биохимического анализатора  по итогам Электронного аукциона Заказчиком не заключен.

Относительно доводов, изложенных в жалобе Индивидуального предпринимателя, Комиссией установлено следующее.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Согласно части 2 статьи 33 Закона документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Таким образом,  из положений частей 1, 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона в их взаимосвязи следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы с одной стороны, повысить шансы на приобретение соответствующих товара, работы, услуги с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны не ограничить количество участников закупки.

Требования к функциональным и техническим характеристикам закупаемого оборудования содержатся в ТЕХНИЧЕСКОМ ЗАДАНИИ (Приложение № 1 к  Документации об аукционе).

По общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Заказчик при описании объекта закупки в документации о закупке должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона).

Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

Комиссия в ходе рассмотрения дела приходит к выводу о том, что содержащиеся в техническом задании документации об электронном аукционе характеристики не носят ограничительный характер и установлены не в  противоречие с  требованиями действующих ГОСТов.

Кроме того, объектом данного электронного аукциона является поставка товара, а не его изготовление. Товар может быть предложен заказчику различными поставщиками товара, круг которых неограничен, о чем свидетельствуют представленные в материалы дела коммерческие предложения потенциальных участников закупки.

Комиссия при рассмотрении дела приходит к выводу о том, что объект закупки описан Заказчиком исходя из имеющихся потребностей, с учетом положений Закона; доказательств того, что указанное описание объекта закупки привело или могло привести к ограничению конкуренции или уменьшению количества потенциальных участников, Заявителем не представлено.

Закон не обязывает заказчика при определении характеристик р поставляемого для государственных нужд товара в документации об электронном аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.

Сам по себе факт установления определенных характеристик к товару не свидетельствует об ограничении количества участников размещения заказа. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключение контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует об ограничении числа участников торгов.

Следует отметить, что в силу статьи 6 Закона к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.

Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований законодательства.

Наряду с этим заказчик вправе определить параметры необходимого к поставке товара исходя из своих потребностей, что следует из пункта 1 части 1 статьи 33 Закона, и вытекает из общих положений Закона (статьи 6), в силу которых обеспечение максимального числа участников размещения заказа не может быть названо приоритетной целью закупок перед другой целью - наиболее полном удовлетворении потребностей заказчика, т.е. эффективностью и результативностью закупок, поскольку все названные приоритеты равноценны.

Также следует отметить, что участником закупки может выступать любое лицо, в том числе, не являющееся производителем анализатора, в связи с чем, закупаемый анализатор мог быть поставлен неограниченным кругом хозяйствующих субъектов – потенциальных участников закупки.

Комиссией не выявлено, а Заявителем не представлено объективных доказательств того, что обращение спорного товара на соответствующем рынке невозможно или затруднено, а формирование объекта данной закупки подобным образом фактически ограничивает число потенциальных участников данной закупки, создает одним участникам закупки преимущество перед другими.

Доказательств того, что Заявитель не может приобрести и поставить спорный товар, Комиссии не представлено.

Необходимо отметить, что Заказчик не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки.

До рассмотрения посредством видеоконференцсвязи жалобы Индивидуального предпринимателя в соответствии с частью 2 статьи 106 Закона в Тульское УФАС России поступили возражения на жалобу от лица, права и законные интересы которого непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, – общества с ограниченной ответственностью «Дельта Трейд» (далее – ООО «Дельта Трейд»).

Представитель ООО «Дельта Трейд», участвующий в заседании Комиссии посредством видеоконференцсвязи, также не согласился с доводами жалобы Заявителя по основаниям, изложенным в устных и  письменных возражениях на рассматриваемую жалобу.

В частности, представитель ООО «Дельта Трейд» пояснил, что в случае исключения из Технического задания документации об электронном аукционе спорных пунктов (2.1, 2.2, 2.3, 2.7-2.11, 2.16, 2.17, 2.23, 4.7, 4.8, 4.10) к поставке возможен будет товар с характеристиками худшими, чем требуемые в рамках рассматриваемой документации об электронном аукционе.

Более того, характер рынка поставки медицинских анализаторов предполагает определенный профессионализм его участников. При этом Закон не обязывает заказчиков изменять свои потребности относительно закупаемого оборудования, и при этом ставить в приоритет оборудование с худшими характеристиками.

Комиссия также считает необходимым отметить, что Заявитель в своей жалобе не представил информацию о том, анализатор с какими техническими и функциональными характеристиками он готов бы был поставить в целях удовлетворения потребности Заказчика.

Равно как Заявителем не представлена информация, содержащая анализ рынка биохимических анализаторов, которые могли бы быть поставлены Заказчику для удовлетворения потребности в приобретении такого медицинского оборудования.

При таких обстоятельствах, с учетом изложенных участвующими в деле лицами пояснений, Комиссия приходит к выводу о том, что доводы Заявителя о нарушении ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России требований Закона при осуществлении  заявки в ходе заседания Комиссии своего подтверждения не нашли.

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу индивидуального предпринимателя Сидоровой Л.Н. исх. № 03-11/2020 от 03.11.2020 (вх. № 6864 от 05.11.2020) на действия федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть №71 Федеральной службы исполнения наказаний» при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку анализатора биохимического многоканального ивд, лабораторного, автоматического для нужд ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России (закупка № 0866100000320000069)  необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.

Председатель Комиссии:

 

Заместитель председателя Комиссии:

 

Член Комиссии:

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны