Решение (комиссия) №751/24 решение от 21 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

решение

 

По списку рассылки

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 071/06/106-119/2024

20 февраля 2024 года

г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью «Нейрософт» (далее – Заявитель, Общество) (вх. № 911/24 от 13.02.2024) на действия государственного учреждения здравоохранения "Городская больница № 10 г. Тулы" (далее – Заказчик, Учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта yf поставку медицинских изделий (система магнитной нейростимуляции, передвижная), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (закупка № 0366200035624000453) (далее – Закупка), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576 (далее – Правила), при участии посредством видеоконференцсвязи:

-  представителя государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок» (далее - Уполномоченное учреждение), комиссии по осуществлению закупок государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок» (далее – Аукционная комиссия) на основании доверенности,

-  представителей Заказчика на основании доверенности,

- представителя Общества на основании доверенности,

УСТАНОВИЛА:

В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, документация о Закупке сформирована с нарушением положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, поскольку Заказчик сформировал техническое задание Закупки с нарушением правил описания объекта закупки, предусмотренных Законом.

Общество указывает, что в сформированном описании объекта закупки Учреждением установлены избыточные требования к приобретаемым товарам, которые, с точки зрения подателя жалобы, не влияют на повышение качества медицинского изделия, не являются клинически значимыми, не оказывают влияние на проведение соответствующих медицинских манипуляций и в своей совокупности соответствуют товару единственного производителя – Стимулятор электромагнитный транскраниальный TAMAS c принадлежностями (РУ от 13.11.2019 № РЗН 2013/152).

К таким характеристикам Общество относит следующие, содержащиеся в электронном документе «ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ на поставку медицинских изделий (система магнитной нейростимуляции, передвижная), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия» извещения о Закупке (далее – Описание объекта закупки):

8-образный стимулирующий индуктор с охлаждением совместимый с прибором, Тесла, с требуемым значением ≥ 2,8 и обоснованием использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии - 8-образный индуктор состоит из 2 катушек. Магнитное поле формируется не в центре катушки, а на ее периферии, и когда мы совмещаем 2 катушки вместе - магнитная индукция (интенсивность магнитного поля) суммируется в центре, что позволяет более точечно воздействовать на головной и спинной мозг. Охлаждаемый индуктор необходим так как при подаче высокого напряжения на катушки - происходит их нагрев, жидкостное охлаждение позволяет в реальном времени проводить охлаждение и таким образом проводить лечебные процедуры без перерыва в условиях потока пациентов (пункт 1.10 Описания объекта закупки);

- Длина кабеля индуктора, Метр, с требуемым значением ≥ 2,0 и обоснованием использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии - данная длина кабеля позволяет перемещать индуктор к пациенту со всех сторон, как правило в ограниченных по габаритах помещениях(палатах) и является необходимым параметром для оказания лечебного воздействия на тяжелобольных лежачих пациентов. Длина кабеля не менее 1,9 м является значимым параметром, при меньшей длине будет снижаться качество проводимого лечения (пункт 1.17 Описания объекта закупки);

- Расположение всех модулей в одном мобильном приборе с 4-мя колесами с требуемым значением наличие и обоснованием использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии - прибор в едином корпусе позволяет обеспечивать мобильность, для работы, в том числе тяжелыми лежачими пациентами, и облегчает транспортировку оборудования между отделениями (пункт 1.24 Описания объекта закупки).

Заявитель сообщает, что им был подан запрос на разъяснение положений извещения о Закупке, в котором он, среди прочего, просил изменить или исключить указанные характеристики поставляемого медицинского изделия.

Однако Заказчиком не были исключены или изменены указанные параметры; в разъяснении положений извещения об осуществлении Закупки, опубликованном в единой информационной системе в сфере закупок, Учреждением не приведены ссылки на клинические исследования, подтверждающие обоснование необходимости использования вышеуказанных характеристик.

В связи с изложенным, податель жалобы приходит к выводу, что приведенное в Описании объекта закупки обоснование применения дополнительных характеристик носит формальный и не объективный характер, а также не отражает значимых потребительских свойств требуемого к поставке товара.

Принимающий участие в рассмотрении жалобы представитель Заявителя поддержал доводы жалобы в полном объеме.

Представители Заказчика, Уполномоченного учреждения не согласились с доводами жалобы Заявителя по основаниям, изложенным в письменных и устных возражениях на рассматриваемую жалобу; просили оставить жалобу без удовлетворения.

Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правилами внеплановой проверки по вопросу соблюдения субъектами контроля требований Закона при проведении Закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

Извещение о Закупке со всеми электронными документами (приложениями) 07.02.2024 размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 6 900 000,00 рублей.

Контракт по итогам Закупки Заказчиком не заключен.

Относительно доводов жалобы Комиссией установлено следующее.

На основании части 1 статьи 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.

Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Согласно части 2 статьи 33 Закона описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

На основании части 3 статьи 33 Закона не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Таким образом, описание объекта закупки должно носить объективный характер, то есть быть продиктовано истинными (а не мнимыми) потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки установлением в закупочной документации заведомо неисполнимых требований либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц (при отсутствии доказательств действительной необходимости в установлении таких требований).

С другой стороны, описание объекта закупки - это фиксация заказчиком в документации о закупке качественных и количественных характеристик, признаков товара, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Такая фиксация требований заказчика позволяет идентифицировать объект закупки, установить результат, достижение которого признается со стороны заказчика должным исполнением контракта.

При этом специфика каждой закупки определяет необходимые требования к товару, работам, услугам, в связи с чем, правомочие на их установление законодательством Российской Федерации о контрактной системе предоставлено заказчику.

По общему правилу указание заказчиком в документации о закупке особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

На основании пункта 5 части 1 статьи 42 Закона извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Частью 6 статьи 23 Закона установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Так Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования и ведения каталога), Правила использования каталога утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145.

Правилами использования каталога предусмотрено, в том числе следующее:

Каталог используется заказчиками в целях:

а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в извещении об осуществлении закупки;

б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки (пункт 2).

Заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 года № 145 (пункт 3).

Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции) (пункт 4).

Согласно пункту 10 Правил формирования и ведения каталога в позицию каталога включается, в том числе наименование товара, работы, услуги и информация, содержащая описание товара, работы, услуги.

На основании пункта 5 Правил использования каталога заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:

а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25 (1) - 25 (7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 года № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства», при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 года № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 года № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;

б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.

В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога) (пункт 6 Правил использования каталога).

В случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.

В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (пункт 7 Правил использования каталога).

Согласно извещению и иной документации о Закупке предусмотрена поставка товара, включенного в позицию КТРУ 26.60.13.160-00000017 «Система магнитной нейростимуляции».

Комиссией установлено, что в пункте 2 Описания объекта закупки извещения о Закупке установлены следующие оспариваемые характеристики поставляемого оборудования с обоснованием необходимости использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии, отсутствующих в соответствующих позициях КТРУ:

п/п

Наименование показателей

Требуемое значение (диапазон значений) показателей

Обоснование использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии

I

Код вида Номенклатурной классификации медицинского изделия

325490

 

1.

Система магнитной нейростимуляции

 

КТРУ 26.60.13.160-00000017

 

1.2

Максимальная амплитуда магнитной индукции, Тесла

> 1,2

Позиция КТРУ

1.10

8-образный стимулирующий индуктор с охлаждением совместимый с прибором, Тесла

2,8

8-образный индуктор состоит из 2 катушек. Магнитное поле формируется не в центре катушки, а на ее периферии, и когда мы совмещаем 2 катушки вместе - магнитная индукция (интенсивность магнитного поля) суммируется в центре, что позволяет более точечно воздействовать на головной и спинной мозг. Охлаждаемый индуктор необходим так как при подаче высокого напряжения на катушки - происходит их нагрев, жидкостное охлаждение позволяет в реальном времени проводить охлаждение и таким образом проводить лечебные процедуры без перерыва в условиях потока пациентов.

1.17

Длина кабеля индуктора, Метр

 

2,0

Данная длина кабеля позволяет перемещать индуктор к пациенту со всех сторон, как правило в ограниченных по габаритах помещениях(палатах) и является необходимым параметром для оказания лечебного воздействия на тяжелобольных лежачих пациентов. Длина кабеля не менее 1,9 м является значимым параметром, при меньшей длине будет снижаться качество проводимого лечения.

1.24

Расположение всех модулей в одном мобильном приборе с 4-мя колесами

 

 

Наличие

Прибор в едином корпусе позволяет обеспечивать мобильность, для работы с в том числе тяжелыми лежачими пациентами, и облегчает транспортировку оборудования между отделениями.

 

Как было отражено ранее, в случае использования дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога) (пункт 6).

Из устных и письменных пояснений представителя Заказчика Комиссией установлено следующее.

Во исполнение Постановления Правительства РФ N 145 Описание объекта закупки составлено в соответствии с позицией КТРУ 26.60.13.160-00000017 Система магнитной нейростимуляции.

Все установленные в позиции КТРУ обязательные для применения характеристики Заказчиком применены. Содержащихся в позиции КТРУ характеристик товара недостаточно для описания потребности Заказчика, поэтому в Описание объекта закупки были включены дополнительные требования и обоснована необходимость использования каждой дополнительной характеристики. Из приведенных обоснований однозначно понятно, для чего нужна та или иная характеристика.

В пункте 1.2. Описания объекта закупки Заказчиком в соответствии с КТРУ 26.60.13.160-00000017 установлена характеристика: Максимальная амплитуда магнитной индукции «> 1,2 Тесла», так как указанная характеристика является обязательной для применения. Таким образом, данное требование установлено Заказчиком в полном соответствии с требованиями Закона.

В свою очередь, в пункте 1.10 Описания объекта закупки Учреждением предусмотрено дополнительное (имеющие существенное клиническое значение) требование к медицинскому изделию, которое необходимо лечебному учреждению для оказания медицинской помощи, а именно: 8-образный стимулирующий индуктор с охлаждением совместимый с прибором, с амплитудой ≥ 2,8 Тесла.

Представители Учреждения указали, что сила индукции магнитного поля прямо влияет на глубину проникновения магнитного поля в различные материалы. Чем выше сила индукции, тем глубже магнитное поле проникает в материал. Это связано с тем, что магнитное поле вызывает намагничивание атомов и молекул, и сила индукции определяет интенсивность этого процесса.

Глубина проникновения магнитного поля отражает расстояние, на котором влияние магнитного поля на материал становится незначительным. Если сила индукции высока, магнитное поле может проникать глубоко в материал и оказывать значительное воздействие на его свойства.

Магнитное поле — это векторное поле вблизи магнита, электрический ток или изменяющееся электрическое поле, в котором наблюдаются магнитные силы. Возникает всякий раз, когда заряд находится в движении. Чем больше заряда приводится в большее движение, тем больше увеличивается сила магнитного поля (Фейнман, Ричард П.; Лейтон, Роберт Б.; Сэндс, Мэтью (1963). Лекции Фейнмана по физике. Том. 2. Калифорнийский технологический институт. ISBN 9780465040858).

Принцип действия стимулятора основан на разряде конденсатора высокого напряжения и большой силы тока на стимуляционную катушку из медного провода (т. н. «индуктор», или «койл») в момент замыкания высоковольтного ключа. В этот момент в индукторе возникает импульсное магнитное поле (до 4 Тесла) (Из описания магнитного стимулятора «Нейро-МС/Д» от 04 марта 2016 на Wayback Machine neurosoft.com).

Над определенным участком головного мозга устанавливается электромагнитная катушка, в которой после короткого разряда мощного магнитного стимулятора (конденсатора) возникает ток силой несколько тысяч ампер. Этот ток генерирует магнитное поле, перпендикулярное направлению тока в катушке, интенсивность которого достигает 1,5–2 Тесла (Т), а длительность – 100 мс. Динамично изменяющееся магнитное поле беспрепятственно проникает внутрь черепа на глубину до 1,5–3 см (Elahi B., Elahi B., Chen R. Effect of transcranial magnetic stimulation on Parkinson motor function – systematic review of controlled clinical trials. Mov Disord 2009; 24(3): 357–363).

Чем сильнее прилагаемое магнитное поле, тем глубже оно способно проникать в мозговую ткань и тем ощутимее будут возникающие при этом изменения (Обухова А. С. Транскраниальная магнитная стимуляция. Суть метода; РОЗ).

Таким образом, глубина проникновения магнитного поля зависит от силы индукции: чем больше сила индукции, тем глубже проникает магнитное поле в материал. Знание этой зависимости позволяет контролировать воздействие магнитного поля на различные материалы и объекты, а также прогнозировать результаты магнитных воздействий в разных условиях.

Целью закупки является система магнитной нейростимуляции для стационарного отделения медицинской реабилитации взрослых с нарушением функции центральной нервной системы, чем и мотивирована позиция Заказчика на закупку изделия для оказания медицинской помощи с характеристиками ≥ 2,8 Тл.

В отношении довода жалобы об избыточности параметра закупаемого оборудования 8-образный стимулирующий индуктор с охлаждением совместимый с прибором, с амплитудой ≥ 2,8 Тесла, представители Учреждения отметили следующее.

В Протоколе N 064 от 17 ноября 2022 г., рег. номер 19-94 ЭКУ от 17 ноября 2022 г. Первый МГМУ имени И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет). — М. : Издательство Сеченовского Университета, 2022 отражено, что:

«БАР отличается большей резистентностью к лечению, чем униполярные депрессии [Li C., 2012], в связи с чем целесообразным является присоединение ТМС к медикаментозному лечению. Так, по данным двойного слепого плацебо-контролируемого исследования, аугментация психофармакотерапии при помощи глубокой ТМС повысила вдвое ответ на лечение (48% пациентов в активной группе продемонстрировали положительную динамику в ответ на лечение против 24% пациентов в группе плацебо-контроля) [Tavares D., 2017]. Степень ответа на ТМС у пациентов с БАР обуславливается наличием коморбидных заболеваний, давностью заболевания, принимаемыми препаратами и генетическими особенностями [Malaguti A., 2011]».

При этом можно отметить, что эффективнее те протоколы, где большее количество стимулов и сеансов, то есть стимуляция более интенсивна, по крайней мере, в отношении высокочастотной стимуляции левой ДЛПК. Gershon et al., [2003] приводят данные об увеличении числа резонеров при удлинении курса терапии ТМС более чем в 10 сеансов при количестве стимулов за сеанс не менее 1000, а мощность стимуляции превышает 100% от порога моторного ответа. Аналогичные выводы получены при низкочастотной стимуляции правой ДЛПК при 1200 стимулах за сеанс [Berlim et al., 2013c].

Таким образом, от силы индукции зависит:

1. Глубина проникновения стимула;

2. Интенсивность проведения процедуры (является важным аспектом);

3. Область применения (от поверхностной стимуляции (к прим. коры г/м до ГЛУБОКОГО воздействия (спинной мозг, глубина залегания от 8 до 12 см.).

На основании изложенного, Заказчик считает предложение Заявителя об изменении Описания объекта закупки в части требования: «8-образный стимулирующий индуктор c охлаждением совместимый с прибором; Тесла», без указания силы индукции противоречащим потребности Учреждения.

Учреждение отмечает, что в пункте 1.17 Описания объекта закупки им установлено требование к длине кабеля индуктора - ≥ 2,0, метр.

Установленное требование продиктовано потребностью медицинского учреждения в использовании изделия по его прямому назначению, обеспечения мобильности изделия, перемещения по территории больницы, между палатами и непосредственно между койками пациентов, с учетом стесненных условий.

Кроме того, длина кабеля обеспечит работу изделия вне зависимости от перемещения изделия между койками со всех сторон и дальности расположения точек электропитания (удаленность лежачего пациента; доступ к пациенту со всех сторон на усмотрение и для удобства лечащего врача).

Поставщики вправе предложить для нужд медицинского учреждения приборы с улучшенными характеристиками, в том числе с большей длиной электрического кабеля, что не ограничено Описанием объекта закупки.

В пункте в пункте 1.24 Описания объекта закупки Заказчиком для поставляемого оборудования предусмотрено требование «Расположение всех модулей в одном мобильном приборе с 4-мя колесами».

Данное требование Учреждение не считает избыточным, поскольку в рассматриваемом случае вопрос мобильности закупаемого изделия является для Заказчика существенным. Данное обстоятельство связано с тем, что реабилитационное отделение располагается сразу на 3-х этажах медицинского учреждения. При этом аппарат приобретается один. Как следствие, Заказчику необходимо передвигать аппарат по всем 3 этажам, а так же между палатами пациентов. Следовательно, «блочная конфигурация» (по описанию Заявителя) может свидетельствовать о необходимости перемещения отдельных частей аппарата, что приводит к трудозатратам, увеличению временных издержек, возможным повреждениям оборудования. Заказчик не имеет возможности закупить изделие для каждого этажа в отдельности для минимизации рисков повреждения оборудования при его перемещении. В этой связи Заказчиком формируются требования таким образом, что бы, во-первых, такие требования не привели к ограничению числа участников (обеспечение соответствия Описания объекта закупки товарам нескольких производителей), во-вторых, с учетом необходимости обеспечить свою потребность в получении удобного в использовании оборудования.

Представители Учреждения дополнительно обратили внимание на то, что Учреждением был дан ответ на поступивший запрос на разъяснение положений извещения о Закупке, в котором Заказчик прямо указал на возможность поставки медицинских изделий, как на собственной колесной базе (интегрированной), так и на тележке.

Таким образом, Заказчик исключил из Описания объекта закупки смысловые искажения.

Заказчиком проведен анализ соответствующего рынка медицинских изделий, который показал, что имеется как минимум 2 различных производителя, выпускающих товар, в полной мере соответствующий потребности Заказчика:

- Стимулятор электромагнитный транскраниальный TAMAS c принадлежностями (Максимальная индукция магнитного импульса До 3,0 Тл; Длина кабеля индуктора: Не менее 2,0 м., на колесной базе);

- Магнитный стимулятор MagPro с принадлежностями (Максимальная индукция магнитного импульса До 2,8 Тл; Длина кабеля индуктора: Не менее 2,0 м., стол-тележка).

Заказчик отмечает, что возможность подачи жалобы на положения извещения о проведении закупки не означает возможность участников закупки вмешиваться в лечебный процесс и оценивать потребность заказчика на предмет целесообразности или нецелесообразности.

Лечебное учреждение осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии и несет полную ответственность за качество оказываемой медицинской помощи; все характеристики, установленные в Описании объекта закупки, являются значимыми для медицинского учреждения; требования к медицинским изделиям составлены с учетом потребностей медицинских специалистов при оказании помощи пациентам с неврологическими, психиатрическими и/или когнитивными заболеваниями.

При изложенных обстоятельствах, с точки зрения Заказчика, при описании объекта закупки им в полной мере соблюдены требования законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

 

Изучив документы и сведения, представленные Заказчиком в материалы рассматриваемого дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

Одной из целей контрактной системы, в силу части 1 статьи 1 Закона, является удовлетворение потребностей заказчиков в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления ими своих функций, при соблюдении определенных, установленных Законом ограничений. Следовательно, принцип повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг должен пониматься как право заказчика на приобретение именно тех товаров (работ, услуг), которые наиболее полно соответствуют потребностям заказчика по своим качественным (функциональным) характеристикам.

Комиссия отмечает, что описание объекта закупки должно носить объективный характер, то есть быть продиктовано истинными (а не мнимыми и недоказанными) потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки установлением в закупочной документации заведомо неисполнимых требований либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц (при отсутствии доказательств действительной необходимости в установлении таких требований).

В рассматриваемом случае, Описание объекта закупки содержит обоснование необходимости использования дополнительных характеристик, не предусмотренных КТРУ, раскрывает потребность Заказчика и свидетельствует о реальной необходимости в приобретении товаров, обладающих спорными характеристиками.

Следует отметить, что объем и содержание обоснования дополнительных потребительских свойств требуемых к поставке товаров, которые не предусмотрены в позиции каталога, на настоящий момент не регламентируется нормами Закона либо Правилами использования каталога.

Следовательно, позиции Описания объекта закупки извещения о Закупке в части определения технических, качественных характеристик товара составлялись Заказчиком с соблюдением требований пунктов 5, 6 Правил использования каталога.

Комиссия соглашается с позицией Заказчика, что необходимость закупки продукции с дополнительными характеристиками обусловлена требованиями статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ), в которой предусмотрено, что в качестве основополагающих принципов охраны здоровья провозглашены приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, доступность и качество медицинской помощи.

Под качеством медицинской помощи Закон № 323-ФЗ определяет совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона № 323-ФЗ в случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы Закона № 323-ФЗ.

Таким образом, в рассматриваемом случае Заказчик, формируя данные требования к характеристикам товара, описание объекта закупки, руководствовался существующей потребностью с учетом специфики своей деятельности и имеющейся необходимости закупки медицинского оборудования, исходил их объективных нужд лечебного учреждения и собственного опыта работы, руководствуясь необходимостью обеспечить эффективное расходование бюджетных средств.

В связи с чем Комиссия расценивает довод Общества о нарушении Заказчиком положений статьи 33 Закона в части необъективного описания объекта закупки, как необоснованный.

Кроме того, в жалобе Заявитель указывает, что совокупности установленных Заказчиком требований к товару соответствует продукция единственного производителя.

На заседании Комиссии представители Уполномоченного учреждения, Заказчика пояснили, что совокупности требований извещения о Закупке соответствуют изделия нескольких различных производителей, а именно:

- Стимулятор электромагнитный транскраниальный TAMAS с принадлежностями производства "РЕМЕД Ко., Лтд." Корея;

- Магнитный стимулятор MagPro с принадлежностями вариант исполнения MagPro X100 производства "Тоника Электроник А/С", Дания.

В материалы дела Заказчиком представлены соответствующие доказательства.

Данный факт также подтверждается подачей двух заявок с указанием разных производителей товара, а именно был предложен магнитный стимулятор MagPro с принадлежностями вариант исполнения MagPro X100, а также стимулятор электромагнитный транскраниальный TAMAS.

В свою очередь, на заседание Комиссии Заявителем не представлено каких-либо сведений, указывающих на несоответствие вышеуказанных изделий производства "РЕМЕД Ко., Лтд." "Тоника Электроник А/С", Дания требованиям извещения о Закупке.

При этом Заявитель в жалобе не указывает, какой именно товар и с какими характеристиками он планировал поставить и в чем заключается нарушение его прав, как участника закупки; какие именно технико-функциональные характеристики товара, установленные Заказчиком, создают ему непреодолимое препятствие для участия в данной закупке.

В свою очередь, Закон не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в извещении о закупке устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара. Кроме того участники закупки не наделены правом определять потребность заказчика, так как в силу Закона правомочия установления требований к товарам (работам, услугам) предоставлено заказчику.

Ограничивает усмотрение заказчика только требование о недопустимости ограничения конкуренции. Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона в сфере закупок конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Сам по себе факт установления определенных характеристик к товару не свидетельствует об ограничении количества участников размещения заказа. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключение контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует об ограничении числа участников торгов.

Также следует отметить, что участником закупки может выступать любое лицо, в том числе, не являющееся производителем закупаемых медицинских изделий, в связи с чем, закупаемый товар мог быть поставлен неограниченным кругом хозяйствующих субъектов – потенциальных участников закупки.

Закон не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения контракта. Иное противоречило бы принципам ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок, направленным на целевое и экономически эффективное расходование бюджетных денежных средств, сокращения издержек заказчика и предполагающим наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Невозможность отдельных участников закупок по каким-либо причинам конкурировать с иными участниками рынка не является поводом учитывать данные обстоятельства заказчиком при формировании описания объекта закупки.

Комиссия в ходе рассмотрения дела приходит к выводу, что содержащиеся в оспариваемых пунктах Описания объекта закупки требования к характеристикам показателей не носят ограничительный характер и установлены не в противоречие с требованиями Закона; объект закупки описан исходя из имеющихся потребностей Заказчика; указанные Заказчиком требования не носят персонифицированный характер, распространяют свое действие на неопределенный круг лиц - возможных участников торгов.

При этом в случае исключения из Описания объекта Закупки или изменения спорных характеристик, к поставке будет возможен товар с характеристиками худшими, чем требуемые в рамках рассматриваемой Закупки.

Заказчиком был проведен мониторинг товаров, присутствующих на рынке и отвечающих потребностям Заказчика, направлены коммерческие предложения потенциальным участникам Закупки и получены ответы от трех поставщиков о готовности поставить необходимый Заказчику товар.

Необходимо отметить, что установленный статьей 8 Закона принцип обеспечения конкуренции (создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок), равно как и корреспондирующие этому принципу специальные положения Закона, устанавливающие запрет на ограничение количества участников закупочных процедур (доступа к участию в этих процедурах), должны применяться таким образом, чтобы контрактная система способствовала удовлетворению государственных (муниципальных) нужд, обеспечивала экономность и результативность соответствующих бюджетных ассигнований и не приводила к созданию условий для длительного неудовлетворения государственных (муниципальных) нужд, ущемлению прав и законных интересов граждан, в интересах которых осуществляются расходы бюджетов.

Согласно части 4 статьи 106 Закона участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.

Следовательно, при рассмотрении жалобы в антимонопольном органе бремя доказывания Законом возлагается на лицо, подавшее жалобу.

Ввиду того, что подача жалобы заявителем на положения документации о закупке предполагает, что положениями указанной документации ущемляются права и законные интересы конкретного участника закупки, положение части 4 статьи 106 указывает на то, что заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок и вместе с тем, нарушены права и законные интересы заявителя.

Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушения Закона, помимо субъективной оценки Заявителем таких действий, не представлено.

Механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Закона, в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения вышеуказанных публичных интересов (пункт 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 10.06.2020).

Кроме того Тульское УФАС России считает необходимым отметить, что Заявитель, как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушения Закона, помимо субъективной оценки Заявителем таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время "баланс" означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статьи 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации).

Доводы подателей жалоб, связанные с описанием объекта закупки и установлением требований к товарам (например, уникальных характеристик и т.д.), не могут быть признаны обоснованными без предоставления документальных доказательств, подтверждающих невозможность приобретения и поставки товара, соответствующего потребностям заказчика.

Доказательств того, что Заявитель не может приобрести и поставить товар, соответствующий Описанию объекта Закупки, Комиссии не представлено.

При вышеуказанных обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о необоснованности рассмотренного довода жалобы Заявителя.

На основании части 5 статьи 42 Закона любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.

Согласно информации, содержащейся в единой информационной системе, в адрес Заказчика поступил запрос о даче разъяснений положений извещения о Закупке.

Уполномоченным учреждением 12.02.2024 в единой информационной системе в сфере закупок опубликованы разъяснения положений извещения об осуществлении Закупки.

Анализ указанного разъяснения положений извещения о Закупке показал, что такие разъяснения даны в таком объеме, в котором Заказчик, Уполномоченное учреждение посчитали для себя возможным. Степень удовлетворенности участника закупки полученными разъяснениями - это субъективный фактор, который выходит за рамки правовых оценок и зависит, в том числе, от компетентности участника. При этом объем содержания ответа на поступивший от участника закупки запрос о разъяснении положений извещения об осуществлении закупки не регламентируется положениями статьи 42 Закона.

При изложенных обстоятельствах Комиссия не усматривает в действиях Заказчика, Уполномоченного учреждения нарушений Закона относительно порядка разъяснения положений извещения о Закупке.

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Правилами, Комиссия,

РЕШИЛА:

Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Нейрософт» (вх. № 911/24 от 13.02.2024) на действия государственного учреждения здравоохранения "Городская больница № 10 г. Тулы" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта yf поставку медицинских изделий (система магнитной нейростимуляции, передвижная), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (закупка № 0366200035624000453) необоснованной.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.

 

 

 

 

2024-836

 

 

Связанные организации

ГКУ ТО "ЦОЗ"
ИНН 7107541446, ОГРН 1137154005746
Комиссия ГКУ ТО "ЦОЗ"
ИНН 7107541446, ОГРН 1137154005746
ООО «РТС-ТЕНДЕР»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "НЕЙРОСОФТ"
ИНН 3729002450, ОГРН 1033700080721
Государственное учреждение здравоохранения "Городская больница №10 г. Тулы"
ИНН 7104013825, ОГРН 1037100325283