Решение (комиссия) №2641/24 решение от 17 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

решение

 

Общество с ограниченной ответственностью "РТС-ТЕНДЕР"
Тараса Шевченко набережная, д. 23А, Москва г., 121151
ko@rts-tender.ru

Государственное учреждение здравоохранения "Тульская городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. Д.Я. Ваныкина"
300034, Тульская область, город Тула, Первомайская ул., д. 13
zakaz@bsmp-tula.ru, trubicinaev@bsmp-tula.ru

Государственное казенное учреждение Тульской области "Центр организации закупок"
Ленина пр-кт, д.2, г. Тула, 300041
coz@tularegion.ru

Общество с ограниченной ответственностью "СПИРОНИКА"
108824, г. Москва, пос. Рязановское, д. Никульское, мкр Петровская Слобода, д. 29, кв. 9

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 071/06/106-473/2024

11.06.2024

г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью «СПИРОНИКА» (далее – Заявитель, ООО «СПИРОНИКА») (вх. № 3498/24 от 06.06.2024) на действия государственного учреждения здравоохранения «Тульская городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. Д.Я. Ваныкина» (далее – Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку расходных материалов для ГУЗ «ТГКБСМП им. Д.Я.Ваныкина» (закупка № 0366200035624003827) (далее – Закупка), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576 (далее – Правила), при участии посредством видеоконференцсвязи:

- представителя Заказчика на основании доверенности,

- представителя государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок» (далее – Уполномоченное учреждение) на основании доверенности;

в отсутствие представителей Общества, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения данного дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, Извещение о Закупке сформировано с нарушением положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В частности Описание объекта Закупки Извещения о Закупке (далее – Описание объекта Закупки) содержит требования к параметрам товара, которые не соответствуют ГОСТ.

Так, в отношении товара «Контур дыхательный анестезиологический, одноразового использования» в подпункте 3.7 пункта 7 Описания объекта Закупки установлен показатель «Прямой адаптер» с требуемым значением «22М-22М/15F»; данное обозначение не соответствует ГОСТ 31518.1-2012 (ISO 5356-1:2004) «Межгосударственный стандарт. Аппараты ингаляционной анестезии и искусственной вентиляции легких. Соединения конические. Часть 1. Конические патрубки и гнезда».

В отношении товара «Контур дыхательный анестезиологический, одноразового использования» в подпунктах 3.9, 4.9 пункта 7 Описания объекта Закупки установлен показатель «Объем дыхательного мешка, Кубический сантиметр;^миллилитр» с требуемым значением «≥ 2000»; указанная единица измерения «Кубический сантиметр;^миллилитр» не соответствует ГОСТ ISO 5362-2022 «Межгосударственный стандарт. Мешки дыхательные, применяемые при анестезии».

Представители Заказчика, Уполномоченного учреждения не согласились с доводами жалобы Заявителя по основаниям, изложенным в письменных и устных возражениях на рассматриваемую жалобу; просили оставить жалобу без удовлетворения.

Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правилами внеплановой проверки по вопросу соблюдения субъектами контроля требований Закона при проведении Закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

Извещение о Закупке со всеми электронными документами (приложениями) 28.05.2024 размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 802 300,00 рублей.

Контракт по итогам Закупки Заказчиком не заключен.

Относительно доводов жалобы Комиссией установлено следующее.

1. На основании части 1 статьи 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.

Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться правилами, установленными в указанной статье, в том числе, заказчику необходимо использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно части 2 статьи 33 Закона описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Таким образом, описание объекта закупки должно носить объективный характер, то есть быть продиктовано истинными (а не мнимыми) потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки установлением в закупочной документации заведомо неисполнимых требований либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц (при отсутствии доказательств действительной необходимости в установлении таких требований).

С другой стороны, описание объекта закупки - это фиксация заказчиком в документации о закупке качественных и количественных характеристик, признаков товара, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Такая фиксация требований заказчика позволяет идентифицировать объект закупки, установить результат, достижение которого признается со стороны заказчика должным исполнением контракта.

Согласно извещению и иной документации о Закупке в рамках рассматриваемой Закупки предусмотрена поставка расходных материалов для ГУЗ «ТГКБСМП им. Д.Я.Ваныкина» - контуры дыхательные анестезиологические, одноразового использования (КТРУ 32.50.13.190-00044).

В пункте 7 Описания объекта установлены, в том числе следующие характеристики поставляемого товара «Контур дыхательный анестезиологический, одноразового использования»:

 

п/п

Наименование показателя

Требуемое значение показателя

Обоснование использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии (значения, указанные в данном столбце носят информативный характер, не оцениваются при рассмотрении заявок, не включаются в проект контракта)

3.

Контур дыхательный анестезиологический, одноразового использования

 

Позиция КТРУ 32.50.13.190-00044

3.7

Прямой адаптер

22М-22М/15F

*

3.9

Объем дыхательного мешка, Кубический сантиметр;^миллилитр

2000

*

4.

Контур дыхательный анестезиологический, одноразового использования

 

Позиция КТРУ 32.50.13.190-00044

4.9

Объем дыхательного мешка, Кубический сантиметр;^миллилитр

2000

*

* В соответствии с положениями статьи 33 ФЗ-44 от 05.04.2013 г. показатель установлен в целях обеспечения потребности Заказчика и соответствует характеристикам товара нескольких производителей, присутствующих на рынке.

 

Представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком на этапе сбора информации и подготовки документов к электронному аукциону были отправлены запросы 5-ти потенциальным поставщикам данного товара и были получены ответы (ценовые предложения) от 3-х потенциальных поставщиков, подтверждающие возможность поставки товара в соответствии с требованиями Описания объекта Закупки.

Кроме того Заказчиком был проанализирован рынок соответствующих товаров, проведено сравнение характеристик и установлено, что товары с параметрами, удовлетворяющими закупочной документации, имеются более чем у одного производителя.

Кроме того, Заказчиком приведено обоснование использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии, отсутствующих в позиции данного КТРУ:

«* В соответствии с положениями статьи 33 ФЗ-44 от 05.04.2013 г. показатель установлен в целях обеспечения потребности Заказчика и соответствует характеристикам товара нескольких производителей, присутствующих на рынке».

Заказчик также пояснил, что на использованные при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки отсутствуют технические регламенты и документы, разработанные и применяемые в национальной системе стандартизации.

В отношении товара «Контур дыхательный анестезиологический, одноразового использования» в подпункте 3.7 пункта 7 Описания объекта Закупки Заказчиком установлен показатель «Прямой адаптер» с требуемым значением «22М-22М/15F», так как данное обозначение используется повсеместно производителями указанного товара.

В отношении товара «Контур дыхательный анестезиологический, одноразового использования» в подпунктах 3.9, 4.9 пункта 7 Описания объекта Закупки Заказчиком установлен показатель «Объем дыхательного мешка, Кубический сантиметр;^миллилитр» с требуемым значением «≥ 2000»; указанная единица измерения «Кубический сантиметр;^миллилитр» установлена Заказчиком исходя из кода КТРУ 32.50.21.129-00000160 «Мешок для дыхательного контура, одноразового использования», где все объемы указаны в «Кубических сантиметрах;^миллилитрах».

Вместе с тем Комиссией установлено следующее.

ГОСТ 31518.1-2012 «Межгосударственный стандарт. Аппараты ингаляционной анестезии и искусственной вентиляции легких. Соединения конические. Часть 1. Конические патрубки и гнезда» (далее - ГОСТ 31518.1-2012), действующих на момент размещения Извещения о Закупке, устанавливает основные требования к размерам конических патрубков и гнезд, предназначенных для соединения частей оборудования для анестезии и интенсивной терапии, например, дыхательных контуров, испарителей, систем удаления загрязненных газов, а также к конструкции калибров для проверки этих частей.

В отношении требований к размерам конических коннекторов в ГОСТ 31518.1-2012 имеется указание на условные обозначения деталей конических коннекторов.

Для соединений в соответствии с таблицей G.2 ГОСТ 31518.1-2012 предусмотрен закрытый перечень вариантов обозначения: 22MR (с проточкой), 22MS (с фланцем), 22MP (бесступенчатая конструкция), 22MK (укороченная), 22MSC (коаксиальная), при этом Заказчиком в нарушении правил описания объекта закупки указывается иное обозначение - 22M-22M/15F.

Варианта обозначения размера адаптера в виде «22M-22M/15F» на момент размещения Извещения о Закупке ГОСТ 31518.1-2012 предусмотрено не было.

Кроме того, обоснование применения условного обозначения, не установленного в указанном ГОСТ, в Описании объекта закупки имеет формальный характер.

Комиссией также установлено, что согласно пункту 4.2 ГОСТ ISO 5362-2022 «Межгосударственный стандарт. Мешки дыхательные, применяемые при анестезии» размер мешка должен быть обозначен по номинальному объему, выраженному в литрах.

Согласно пункту 4.4 указанного стандарта объем мешка при испытании в соответствии с приложением B должен соответствовать значению, указанному на маркировке. Объем мешка, измеренный с использованием метода, описанного в приложении B, должен находиться в пределах +/- 15% от номинального объема.

Следовательно, объем дыхательного мешка, согласно 2 ГОСТ ISO 5362-2022 «Межгосударственный стандарт. Мешки дыхательные, применяемые при анестезии» должен указываться в литрах.

В противоречие данному ГОСТ Заказчиком в подпунктах 3.9, 4.9 объем дыхательного мешка указан в Кубических сантиметрах;^миллилитр без надлежащего обоснования применения характеристик, не предусмотренных ГОСТ.

Указанное свидетельствует о нарушении Заказчиком пункта 2 части 1 статьи 33 Закона, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона.

 

2. Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе следующую информацию: наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Частью 6 статьи 23 Закона установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования и ведения каталога), Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога).

Правилами использования каталога предусмотрено, в том числе следующее:

Каталог используется заказчиками в целях:

а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в извещении об осуществлении закупки;

б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки (пункт 2);

Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции) (пункт 4).

В свою очередь согласно пункту 10 Правил формирования и ведения каталога в позицию каталога включается, в том числе наименование товара, работы, услуги и информация, содержащая описание товара, работы, услуги.

Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением, в частности, случая осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 № 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 № 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (пункт 5 Правил использования каталога).

В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога) (пункт 6 Правил использования каталога).

Комиссия отмечает, что Описание объекта Закупки содержит обоснование необходимости использования дополнительных характеристик, не предусмотренных КТРУ, по ряду подпунктов пункта 7 Описания объекта Закупки, следующего содержания:

«* В соответствии с положениями статьи 33 ФЗ-44 от 05.04.2013 г. показатель установлен в целях обеспечения потребности Заказчика и соответствует характеристикам товара нескольких производителей, присутствующих на рынке».

Объем и содержание обоснования дополнительных потребительских свойств требуемых к поставке товаров, которые не предусмотрены в позиции каталога, на настоящий момент не регламентируется нормами Закона либо Правилами использования каталога.

Вместе с этим, такое обоснование должно позволять определить необходимость использования вышеуказанных дополнительных информации и свойств, поскольку подлежит составлению именно для этого.

В данном случае обоснование дополнительных характеристик носит формальный, поверхностный характер, оно не раскрывает потребность Заказчика и не свидетельствует о реальной необходимости в приобретении товара с установленными характеристиками, не является надлежащим, соответствующим положениям Правил использования каталога и требованиям Закона.

Следовательно, Описание объекта закупки извещения о Закупке в части определения технических, качественных характеристик товара составлялось Заказчиком не с соблюдением требований пунктов 5, 6 Правил использования каталога и является нарушением части 6 статьи 23, пункта 5 части 1 статьи 42 Закона.

Комиссия особо отмечает, что не умаляет права Заказчика на самостоятельное описание собственных потребностей в части определения наилучших для него характеристик (их значений) закупаемого оборудования.

При этом при обосновании своей потребности заказчики обязаны руководствоваться принципами действующего законодательства. Обоснование потребности заказчика должно быть исчерпывающим, носить объективный характер.

Вместе с тем, какого-либо обоснования установления спорных характеристик, подтверждающего объективную потребность Заказчика, не содержится как в Извещении о Закупке, так и не представлено на заседание Комиссии.

В соответствии с пунктом 1 постановления правительства Тульской области от 23.12.2013 N 788 (ред. от 28.12.2021) «О централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Тульской области» (далее – Постановление N 788) на государственное казенное учреждение Тульской области «Центр организации закупок» возложены полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для:

1) государственных заказчиков, государственных бюджетных учреждений, государственных унитарных предприятий;

2) муниципальных заказчиков, муниципальных бюджетных учреждений, муниципальных унитарных предприятий и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, действующих от имени муниципальных заказчиков, соответствующих бюджетных учреждений, муниципальных унитарных предприятий и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, полномочия которых определены решениями органов местного самоуправления, при условии предоставления из бюджета Тульской области межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет указанных межбюджетных трансфертов;

3) автономных учреждений, осуществляющих закупки за счет субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности Тульской области (в том числе приобретение недвижимого имущества в государственную собственность Тульской области);

4) бюджетных, автономных учреждений, унитарных предприятий, осуществляющих закупки в пределах, переданных им государственными заказчиками полномочий в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 15 Закона.

Приложением к Постановлению N 788 утверждено Положение о порядке взаимодействия заказчиков, а также уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, полномочия которых определены решениями органов местного самоуправления, с государственным казенным учреждением Тульской области "Центр организации закупок" (далее – Положение).

В соответствии пунктом 6 Положения заказчики, в том числе исполняют следующие функции: осуществляют описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона.

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 6 статьи 23, пункт 2 части 1 статьи 33 Закона, пункт 5 части 1 статьи 42, пункт 1 части 2 статьи 42 Закона.

Следовательно, в действиях должностного лица Заказчика, определившего содержание извещения Закупки с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Соответственно, рассмотренные доводы жалобы являются обоснованными.

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Правилами, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «СПИРОНИКА» (вх. № 3498/24 от 06.06.2024) на действия государственного учреждения здравоохранения «Тульская городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. Д.Я. Ваныкина» при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку расходных материалов для ГУЗ «ТГКБСМП им. Д.Я.Ваныкина» (закупка № 0366200035624003827) обоснованной.

2. Признать Заказчика нарушившим часть 6 статьи 23, пункт 2 части 1 статьи 33 Закона, пункт 5 части 1 статьи 42, пункт 1 части 2 статьи 42 Закона.

3. Выдать Заказчику, Уполномоченному учреждению, Аукционной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

4. Передать материалы данного дела соответствующему должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения в рамках административного производства.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2024-2961

 

 

Связанные организации

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СПИРОНИКА"
ИНН 7730202718, ОГРН 1167746440047
ГУЗ "ТГКБСМП им. Д.Я. Ваныкина"
ИНН 7106019660, ОГРН 1027100750852
ООО «РТС-ТЕНДЕР»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ГКУ ТО "ЦОЗ"
ИНН 7107541446, ОГРН 1137154005746