Решение б/н Решение по делу от 30 сентября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена 24 сентября 2019 г.

В полном объеме решение изготовлено 30 сентября  2019 г.                               г. Тула

                                                                                                      

Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия), рассмотрев дело № 071/01/16-208/2019, возбужденное  по признакам нарушения муниципальным   бюджетным образовательным учреждением «Центр образования   № 12» (далее –  ЦО № 12) (ИНН 7103045920), индивидуальным предпринимателем С. (далее ИП С.) пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции),

в присутствии  на заседании Комиссии 24.07.2019   представителя ЦО № 12 - директора Б.., представителя УМВД России по Тульской области М. (по доверенности), в отсутствие ИП С., извещенного надлежащим образом;

после перерыва на заседании Комиссии 23.08.2019 в отсутствие  представителей УМВД России по Тульской области, ЦО № 12, ИП С.,, извещённых надлежащим образом;

 после перерыва на заседании Комиссии 24.09.2019 в присутствии  представителя ЦО № 12 - директора Б., в отсутствие  представителей УМВД России по Тульской области,  ИП С.,, извещённых надлежащим образом,

УСТАНОВИЛА:

21.05.2019  в Тульское УФАС России из УМВД России по Тульской области поступило заявление от 13.05.2019 № 2/2-1174  (вх. № 2259),  содержащее  информацию о признаках нарушения ЦО № 12 и  ИП С., антимонопольного законодательства, выразившегося в заключении контрактов между  ЦО № 12 и  ИП С.,   на выполнение работ по ремонту кровли в отсутствие конкурентных процедур.

Из данного заявления  следует, что между  ЦО № 12, в лице директора  Б., и ИП С. заключены без проведения торгов следующие контракты на выполнение работ по ремонту кровли и соглашения о расторжении контрактов:

  1. № 1 от 10.08.2018 на сумму 393 016,11 руб.,  срок выполнения работ с 01.10.2018 по 01.11.2018;
  2. № 2 от 10.08.2018 на сумму 335 915,99 руб., срок выполнения работ с 01.09.2018 по 01.10.2018.  02.10.2018 заключено соглашение о расторжении контракта № 2 от 10.08.2019 по соглашению сторон, стоимость работ составила 208 400,90 руб.;
  3. № 3 от 10.08.2018 на сумму 397 450,24 руб., срок выполнения работ с 01.10.2018 по 01.11.2018.  15.11.2018 заключено соглашение о расторжении контракта № 3 от 10.08.2018 по соглашению сторон, стоимость работ составила 385 990,74 руб.
  4. № 4 от 10.08.2018 на сумму 397 450,24 руб., срок выполнения работ с 01.10.2018 по 01.11.2018. 15.11.2018 заключено соглашение о расторжении контракта № 4 от 10.08.2018 по соглашению сторон, стоимость работ составила 385 990,74 руб.
  5. № 5 от 10.08.2018 на сумму 397 450,24 руб., срок выполнения работ с 01.10.2018 по 01.11.2018. 15.11.2018 заключено соглашение о расторжении контракта № 5 от 10.08.2018 по соглашению сторон, стоимость работ составила 385 990,74 руб.
  6. № 6 от 10.08.2018 на сумму 397 450,24 руб., срок выполнения работ с 01.10.2018 по 01.11.2018. 15.11.2018 заключено соглашение о расторжении контракта № 6 от 10.08.2018 по соглашению сторон, стоимость работ составила 385 990,74 руб.
  7. № 7 от 10.08.2018 на сумму 397 450,24 руб., срок выполнения работ с 01.10.2018 по 01.11.2018. 15.11.2018 заключено соглашение о расторжении контракта № 7 от 10.08.2018 по соглашению сторон, стоимость работ составила 388 855,56 руб.
  8. № 8 от 10.10.2018 на сумму 169 535,22 руб.  Срок выполнения работ с момента заключения контракта (10.10.2018) по 31.12.2018.

Общая сумма контрактов составила  2 703 770,75 руб. Согласно актам о приемке выполненных работ работы приняты, денежные средства в размере 2 703 770,75 руб. получены  ИП С.

С целью проверки поступившего заявления  Тульским УФАС издан приказ от 17.06.2019 № 108 о возбуждении дела № 071/01/16-208/2019 по признакам нарушения муниципальным бюджетным образовательным учреждением «Центр образования № 12», ИП С. пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Из пояснений директора ЦО № 12 следует, что в целях выделения бюджетных средств на ремонт второй части кровли с устройством скатной кровли и сливов ЦО № 12 своевременно подана вся проектно-сметная документация на сумму 6552726,77 руб. в управление образования администрации г. Тулы. В связи с выделением денежных средств в меньшем объеме, чем требовалось по смете, разместить документацию об электронном аукционе не удалось. Новая проектно-сметная документация подготовлена  в августе 2018 года, в связи с чем время для проведения аукциона было упущено и было принято решение заключить договоры с единственным поставщиком ИП С.

На основании запроса Тульского УФАС администрацией города Тулы представлены пояснения (вх. № 3736 от 16.08.2019) из которых следует, что при осуществлении закупок заказчики – муниципальные бюджетные учреждения руководствуются требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и самостоятельно определяют объект и способ закупки. Уставом ЦО № 12 определено, что все имущество учреждения является собственностью муниципального образования город Тула, отражается на самостоятельном балансе и закрепляется за ним на праве оперативного управления. Таким образом, заключение контрактов по содержанию имущества, находящегося в оперативном управлении ЦО № 12, осуществляется от имени образовательного учреждения. Передача функций и полномочий заказчика на выполнение работ по ремонту кровли в здании ЦО № 12 администрацией города Тулы не осуществлялось.

В ходе анализа представленных в материалы дела пояснений и документов установлено следующее.

В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции  целями данного закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Согласно статье 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов.

В соответствии со статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Таким образом,  статья 16 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на антиконкурентные соглашения исключительно между  субъектами, указанными в данной статье.  

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта и государственного органа как несоответствующих статье 16 Закона о защите конкуренции необходимо установить наличие противоречащих закону соглашения между указанными лицами или их согласованных действий и наступление (возможность наступления) в результате этих действий (соглашения) последствий, связанных с недопущением, ограничением, устранением конкуренции.

В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции соглашением является любая договоренность в письменной форме, содержащая в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме; под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке; признаками ограничения конкуренции, являются, в том числе обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

Согласно Федеральному закону N 131-ФЗ органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Образование органов местного самоуправления регулируется положениями статьи 34 Федерального закона N 131-ФЗ.

Как следует из пункта 1 статьи 15 Устава муниципального образования город Тула структуру органов местного самоуправления муниципального образования составляют:

1) представительный орган муниципального образования - Тульская городская Дума;

2) глава муниципального образования;

3) местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования город Тула) - администрация города Тулы;

4) контрольно-счетный орган муниципального образования - контрольная комиссия муниципального образования город Тула (контрольная комиссия города Тулы).

Таким образом, ЦО № 12 к органам местного самоуправления не относится.

В силу части 4 статьи 51 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.

Вопросы местного значения городского округа определены в статье 16 Федерального закона N 131-ФЗ.

Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях.

В данном случае муниципальное образование город Тула создало муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 12», целью деятельности которого,  в силу пункта 2.1. Устава ЦО № 12, является осуществление образовательной  деятельности.

Из материалов дела следует, что полномочия органа местного самоуправления по проведению закупок для нужд самого ЦО № 12 не передавались, поскольку оно является заказчиком в силу пункта 7 части 1 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

В соответствии со статьей 16 Закона N 131-ФЗ самостоятельное осуществление муниципальными учреждениями закупок не относится к вопросам местного значения.

Таким образом, ЦО № 12 не является  органом местного самоуправления,  организацией, осуществляющей функции органа местного самоуправления при осуществлении закупок, хозяйствующим субъектом, действия которого в рассматриваемом случае могут привести к ограничению конкуренции, что свидетельствует о том, что ЦО № 12  не является субъектом ответственности по статье 16 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 2 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела N 071/01/16-208/2019 в отношении МБОУ «Центр образования № 12, ИП С по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", в связи с отсутствием в действиях МБОУ «Центр образования № 12, ИП С нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны