Решение (комиссия) №6270/23 решение от 2 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

решение

 

Государственное учреждение Тульской области «Центр занятости населения Тульской области» Демонстрации ул., д. 34, город Тула, Тульская область, 300034 gosz.tczn.to@tularegion.ru, tczn.tula@tularegion.ru АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЦЕНТР ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК И ЭКСПЕРТИЗ" 355004, Ставропольский край, Г. СТАВРОПОЛЬ, УЛ. МИРА, Д. 264А 1cgz.expert@mail.ru

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 071/10/104-1102/2023

31.10.2023 г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи обращение государственного учреждения Тульской области «Центр занятости населения Тульской области» (далее – Заказчик. Учреждение) (вх. № 8351/23 от 24.10.2023) о размещении информации об автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования "Центр государственных закупок и экспертиз" (далее – АНО ДПО "Центр государственных закупок и экспертиз", Организация, Исполнитель) (ИНН 2634102366; ул. Мира, д. 264А, г. Ставрополь, Ставропольский край, 355004) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – реестр недобросовестных поставщиков) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 09.12.2021 № ЭА-105104-2022 на оказание услуг по дополнительному профессиональному образованию по специальности «Специалист по управлению персоналом» (закупка № 0366200035621006693) (далее - контракт), руководствуясь положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078) (далее – Правила ведения реестра), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576 (далее – Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг),

в отсутствие представителей Заказчика, Организации, уведомленных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела

        1. УСТАНОВИЛА:

24.10.2023 в Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об АНО ДПО "Центр государственных закупок и экспертиз" в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на оказание услуг по дополнительному профессиональному образованию по специальности «Специалист по управлению персоналом» (закупка № 0366200035621006693).

В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в обращении Заказчика, а также на основании проведенной в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении данной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

09.12.2021 между Заказчиком и Обществом заключен контракт на сумму 129 400,00 рублей.

Согласно разделу I «Предмет контракта» контракта Исполнитель обязуется оказать Услуги по дополнительному профессиональному образованию по специальности «Специалист по управлению персоналом» 19 (девятнадцати) гражданам (далее – слушатели), каждому по не менее 320 (триста двадцать) учебных часов, а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные Услуги в порядке и на условиях, установленных контрактом.

Требования к оказываемым Услугам, являющимся предметом настоящего контракта, определяются Заказчиком в соответствии с Техническим заданием (Приложение №1), являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта.

Сроки оказания услуг: с 10 января 2022 года по 29 ноября 2022 года.

Место оказания услуг: услуги должны быть оказаны в пределах административных границ муниципального образования - города Новомосковска Тульской области.

По окончании обучения слушатели получают документ о квалификации.

Конкретные даты начала и окончания оказания услуг, определяются Заказчиком и Исполнителем по ходу исполнения настоящего контракта с учетом производственной загрузки специалистов.

Права и обязанности сторон регламентированы разделом 3 контракта.

На основании пункта 10.1 контракта срок его действия составляет: с момента заключения контракта по 27 декабря 2022 г. (срок действия контракта включает срок оказания услуг, период приемки результатов оказанных услуг, в том числе экспертизы результатов исполнения обязательств исполнителем по контракту, а также оплаты за оказанные услуги).

Окончание срока действия контракта не влечет прекращение обязательств сторон по контракту.

Из обращения Заказчика Комиссией установлено следующее.

Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Центр государственных закупок и экспертиз» обратилась в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением к государственному учреждению Тульской области «Центр занятости населения Тульской области» об изменении условий контракта № ЭА-105104-2022 от 09.12.2021 в части исключения из контракта, предметом которого являются услуги по дополнительному профессиональному образованию, условий о прохождении обучающимися образовательной программы в оборудованных помещениях исполнителя по месту нахождения слушателей, а также включения в контракт условий о применении дистанционных образовательных технологий.

Решением Арбитражного суда Тульской области от 09.12.2022, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2023, в удовлетворении искового требования отказано.

Не согласившись с указанными судебными актами, АНО ДПО «Центр государственных закупок и экспертиз» обратилось с кассационной жалобой в Арбитражный суд Центрального округа, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить оспариваемые решение и постановление.

27.06.2023 Арбитражным судом Центрального округа в полном объеме отказано в удовлетворении требований Организации.

Срок оказания услуг по контракту истек 27.12.2022.

Исполнитель не исполнил своих обязательств по контракту, а именно - не оказал услуги по дополнительному образованию по специальности «Специалист по управлению персоналом» в связи с несогласием с требованиями, установленными Заказчиком в указанном контракте.

В связи с вышеизложенным Учреждение обратилось в Арбитражный суд Тульской области с иском к АНО ДПО «Центр государственных закупок и экспертиз» о расторжении контракта № ЭА-105104-2022 от 09.12.2021, о взыскании расходов по оплате госпошлины в размере 6 000 руб.

14.09.2023 Арбитражным судом Тульской области вынесено решение по делу № А68-5810/2023, которым в заявленных Учреждением требованиях отказано, так как действие контракта истекло в срок, установленный пунктом 10.1 контракта. При этом Судом учтена позиция Учреждения, согласно которой в настоящее время оказание услуг Организацией нецелесообразно.

В силу части 8 статьи 95 Закона расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

На основании пункта 1 и пункта 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается расторгнутым или измененным.

В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

В силу пункта 10.2. контракта его расторжение допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в том числе по причине:

- если отступления Исполнителя от условий контракта не были устранены в установленный заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми;

- если Исполнитель не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения исполнителя.

В связи с тем, что Исполнитель не исполнил взятые на себя обязательства по контракту, 20.09.2023 Заказчиком в одностороннем порядке принято Решение о расторжении контракта № ЭА-105104-2022 от 09.12.2021 на оказание услуг по дополнительному профессиональному образованию по специальности «Специалист по управлению персоналом» (далее – Решение, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта).

В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В силу части 14 статьи 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 названной статьи.

Анализ положений частей 12.1, 13, 14 статьи 95 Закона позволяет сделать вывод о том, что целью соблюдения указанных требований Закона является надлежащее уведомление лица (поставщика, подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта для обеспечения права такого лица на устранение нарушения условий контракта, послужившего основанием для принятия указанного решения.

Комиссией установлено, что Заказчиком Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта сформировано с использованием единой информационной системы в сфере закупок 20.09.2023 11:56 (МСК) и получено Исполнителем 20.09.2023 11:56 (МСК).

Посчитав, что Решение вступило в силу и контракт является расторгнутым по инициативе Учреждения, Заказчик обратился с соответствующим обращением в Тульское УФАС России.

Изучив обстоятельства, на основании которых принято Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, оценив действия сторон контракта при его исполнении, Комиссия приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 2 Закона предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Обязательства в силу статей 309, 310 ГК РФ должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

Нормами ГК РФ предусмотрено несколько оснований прекращения обязательства, в частности, в статье 407 ГК РФ указано, что обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором; при этом прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором.

Таким образом, прекращение обязательства по требованию одной из сторон закон указывает как отдельный способ прекращения обязательства и ограничивает возможность его применения случаями, предусмотренными законом или договором.

Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1. при существенном нарушении договора другой стороной;

2. в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Частью 16 статьи 95 Закона установлено, что Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Согласно пункту 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Из представленных в материалы дела документов и сведений следует, что в связи с тем, что Исполнитель в установленные сроки не оказал услуги, предусмотренные контрактом, Учреждение обратилось в Арбитражный суд Тульской области с иском к АНО ДПО «Центр государственных закупок и экспертиз» о расторжении контракта.

Из решения Арбитражного суда Тульской области от 14.09.2023 по делу № А68-5810/2023 следует, что рассматривая требования Учреждения, суд установил следующие фактические обстоятельства.

Организация не исполнила своих обязательств по контракту, а именно не оказала услуги по дополнительному образованию по специальности «Специалист по управлению персоналом» в связи с несогласием с требованиями, установленными заказчиком в указанном контракте.

Учреждение считает нецелесообразным оказание услуг Исполнителем на момент рассмотрения Арбитражным судом Тульской области дела № А68-5810/2023.

В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Согласно статье 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

На основании пункта 3 статьи 425 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.

В силу пунктов 1, 4 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).

В настоящем случае пунктом 10.1 контракта установлено, что срок действия контракта: с момента заключения контракта по 27.12.2022 (срок действия контракта включает срок оказания услуг, период приемки результатов оказанных услуг, в том числе экспертизы результатов исполнения обязательств исполнителем по контракту, а также оплаты за оказанные услуги).

Окончание срока действия контракта не влечет прекращение обязательств сторон по контракту.

Принимая во внимание указанные положения контракта в их совокупности и системной взаимосвязи, Суд пришел к заключению, что в контракте установлен срок его действия, истечение которого предусматривает прекращение действия контракта.

Таким образом, действие контракта истекло в срок, установленный пунктом 10.1 контракта, и на момент рассмотрения Арбитражным судом Тульской области гражданско-правового спора контракт не действует, при этом доказательств продления означенного срока в материалы судебного дела не представлено.

С учетом изложенного Суд признал исковые требования Учреждения не подлежащими удовлетворению.

Комиссия считает необходимым отметить, что в силу статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации статья 118 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации устанавливает, что правосудие в России осуществляется только судом в процедурах конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что означает недопустимость преодоления вынесенного судом решения посредством юрисдикционного акта административного органа. Из названных конституционных норм следует, с одной стороны, что никакой иной орган не может принимать на себя функцию отправления правосудия, а с другой - что на суд не может быть возложено выполнение каких бы то ни было функций, не согласующихся с его положением органа правосудия (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2001 года N 297-О). Преодоление же судебного решения путем принятия административным органом юрисдикционного акта, влекущего для участников судебного спора иные последствия, нежели определенные этим судебным решением, означает нарушение конституционных гарантий прав и свобод, не отвечает самой природе правосудия и несовместимо с принципами самостоятельности судебной власти, независимости суда и его подчинения только Конституции Российской Федерации и федеральному закону (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 марта 2009 года N 5-П).

В рассматриваемом случае вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тульской области от 14.09.2023 по делу № А68-5810/2023 установлено, что действие контракта истекло в срок, установленный пунктом 10.1 контракта (27.12.2022), и на момент рассмотрения Арбитражным судом Тульской области гражданско-правового спора контракт не действует, доказательств продления означенного срока в материалы судебного дела не представлено, в связи с чем Судом отказано в удовлетворении требований Заказчика о расторжении контракта.

Изложенные обстоятельства в силу правила преюдиции не требуют дополнительного доказывания в рассматриваемом деле.

Учитывая, что контракт заключен на определенный сторонами срок, то контракт не может действовать после истечения его срока. Следовательно, отказ от исполнения контракта может быть осуществлен Заказчиком до 27.12.2022.

Поскольку Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта принято Заказчиком 20.09.2023 (после истечения срока действия контракта), то подобное действие Заказчика не соответствует пункту 10.1 контракта.

Вышеприведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что у Заказчика в принципе отсутствовали основания для принятия Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

При таких обстоятельствах, оснований для рассмотрения вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации в отношении АНО ДПО «Центр государственных закупок и экспертиз» у Комиссии не имеется.

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Информацию, представленную Заказчиком в отношении автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования "Центр государственных закупок и экспертиз" (ИНН 2634102366; ул. Мира, д. 264А, г. Ставрополь, Ставропольский край, 355004), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

2023-6770

 

 

Связанные организации

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЦЕНТР ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК И ЭКСПЕРТИЗ"
ИНН 2634102366, ОГРН 1182651005976
Государственное учреждение Тульской области «Центр занятости населения Тульской области»
ИНН 7106040180, ОГРН 1027100754691