Решение (комиссия) №2439/24 решение от 3 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

решение

 

Общество с ограниченной ответственностью "РТС-ТЕНДЕР"
Тараса Шевченко набережная, д. 23А, Москва г., 121151
ko@rts-tender.ru

Государственное учреждение здравоохранения «Тульский областной клинический онкологический диспансер»
ул. Плеханова, д. 201 А, г. Тула, 300040
guz.ood.tula@tularegion.ru, tood.zakaz@mail.ru

Государственное казенное учреждение Тульской области "Центр организации закупок"
Ленина пр-кт, д.2, г. Тула, 300041
coz@tularegion.ru

Индивидуальный предприниматель Р. Т. И.

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 071/06/106-434/2024

29 мая 2024 года

г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу индивидуального предпринимателя Р.Т.И. (далее – Заявитель, ИП Р.Т.И., Индивидуальный предприниматель) (вх. № 3162/24 от 22.05.2024) на действия государственного учреждения здравоохранения «Тульский областной клинический онкологический диспансер» (далее – Заказчик, Учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку расходных материалов для гистологических исследований для ГУЗ "ТОКОД" (закупка № 0366200035624003407) (далее – Закупка), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576 (далее – Правила), при участии посредством видеоконференцсвязи:

- представителя Заказчика на основании доверенности,

- представителя государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок» (далее – Уполномоченное учреждение) на основании доверенности;

- представителя Индивидуального предпринимателя на основании доверенности;

УСТАНОВИЛА:

В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

30.05.2024 в Тульское УФАС России поступили дополнительные пояснения Индивидуального предпринимателя.

По мнению Заявителя, Извещение о Закупке сформировано с нарушением положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В частности Описание объекта Закупки Извещения о Закупке (далее – Описание объекта Закупки) содержит повышенные, необоснованные требования к параметрам товара, которые не могут быть проверены ни в момент составления участником закупки приложений, так как не отражены ни в одной инструкции и официальных источниках на товар, ни в момент рассмотрения комиссией при рассмотрении заявок, ни Заказчиком, в момент приемки товара, а именно:

п/п

Наименование показателя

Требуемое значение показателя

    1.  

Трехгранный тип заточки лезвия

Наличие

    1.  

Специальное платиново-эпоксидное покрытие

Наличие

    1.  

Имеется направляющая для безопасной равномерной вставки лезвия в держатель.

Наличие

    1.  

Специальное отверстие для крепления рукоятки повторного использования лезвия для безопасной вырезки с двух сторон лезвия на расстоянии не более 1,8 см с боков и не ниже 2,5 мм с тупого края.

Наличие

Заявитель отметил, что любой товар соответствующего качества будет сохранять свои свойства, вне зависимости от наличия или отсутствия указанного в подпункте 1.7 пункта 6 Описания объекта Закупки покрытия, так как все производители лезвий выпускают их с учетом того, что они будут использоваться для установки в оборудование, с целью получения тонких срезов и каждый использует для этого свои методы и технологии.

Заявитель считает, что указывая избыточные требования в части наличия показателя «Специальное платиново-эпоксидное покрытие» для удлинения срока годности, Заказчик ограничил число участников Закупки.

Требование к типу заточки, указанное в подпункте 1.6 пункта 6 Описания объекта Закупки: «Трехгранный тип заточки лезвия» также является избыточным и не может быть отнесено в целом к потребительским свойствам товара, так как этот параметр относится в большей степени к способу производства товара (т.е технологическое решение конкретного производителя), что не может быть применимо в качестве параметра товара.

Требование к расположению отверстий, установленное в подпункте 1.9 пункта 6 Описания объекта Закупки «Специальное отверстие для крепления рукоятки повторного использования лезвия для безопасной вырезки с двух сторон лезвия на расстоянии не более 1,8 см с боков и не ниже 2,5 мм с тупого края» соответствует размерам одного производителя на рынке - Лезвия для микротомов Feather с принадлежностями (ФСЗ 2009/03903).

Кроме того в подпунктах 1.6-1.11 пункта 6 Описания объекта Закупки Заказчик применил дополнительные характеристики, указав в столбце обоснование использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии следующего содержания «в соответствии с положением статьи 33 ФЗ-44 от 05.04.2013г. показатель установлен в целях обеспечения потребности заказчика и соответствует характеристикам товара нескольких производителей, присутствующих на рынке».

Заявитель указывает, что данная формулировка не раскрывает с какой целью понадобилось включение дополнительных характеристик.

Кроме того, дополнительные характеристики должны быть измеримыми, проверяемыми на этапе приема заявок, заключения контракта, а также на этапе приемки товара. При приемке товара Заказчику необходимо сверить фактические характеристики товара, указанные в сопроводительных документах, с требованиями, изложенными в контракте и описании объекта закупки. Параметры товара (характеристики) должны быть отражены в сертификате соответствия (декларации о соответствии), регистрационном удостоверении, инструкции производителя.

Заявитель указывает, что не ясно каким образом Заказчик сможет проверить наличие специального платиново-эпоксидного покрытия, трехгранного типа заточки лезвия без проведения дополнительных экспертиз и испытаний.

Общество направило Заказчику запрос на разъяснение положений Извещения о Закупки.

В ответе на запрос Заказчик указал: «Специальное платиново-эпоксидное покрытие имеет большую плотность, чем покрытие на основе политетрафторэтилена, а это, в свою очередь, напрямую влияет на износостойкость лезвия. Трехгранный тип заточки необходим для уменьшения площади соприкосновения лезвия с образцом и для обеспечения лучшего скольжения и сохранности кромки лезвия».

Заявитель отмечает, что в ответе Заказчика указаны конкретные технологии изготовления лезвий одного производителя.

Также в ответе на запрос о необходимости совместимости с ручкой указано, что «повторно использовать лезвия после использования их на микротоме для получения срезов можно с рукояткой F80 mini, имеющейся у заказчика».

Заявитель отмечает, что в инструкции к рукоятке для лезвий Feather F-80 Mini (РУ ФСЗ 2009/03904) не указано как, на каких расстояниях должны быть расположены отверстия на лезвиях.

В связи с изложенным, Общество считает, что Заказчик необоснованно ограничил конкуренцию, установив избыточные требования к поставляемому товару.

Представители Заказчика, Уполномоченного учреждения не согласились с доводами жалобы Заявителя по основаниям, изложенным в письменных и устных возражениях на рассматриваемую жалобу; просили оставить жалобу без удовлетворения.

Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правилами внеплановой проверки по вопросу соблюдения субъектами контроля требований Закона при проведении Закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

Извещение о Закупке со всеми электронными документами (приложениями) 15.05.2024 размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 866 244,05 рублей.

Контракт по итогам Закупки Заказчиком не заключен.

Относительно доводов жалобы Комиссией установлено следующее.

Согласно части 5 статьи 42 Закона любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.

Согласно информации, содержащейся в единой информационной системе, Заказчику направлен запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении Закупки. Заказчиком 20.05.2024 в единой информационной системе в сфере закупок опубликованы разъяснения положений Извещения об осуществлении Закупки.

Анализ вышеприведенного разъяснения положений извещения о Закупке показал, что такие разъяснения даны в таком объеме, в котором Заказчик, Уполномоченное учреждение посчитали для себя возможным. Степень удовлетворенности участника закупки полученными разъяснениями - это субъективный фактор, который выходит за рамки правовых оценок и зависит, в том числе, от компетентности участника.

При изложенных обстоятельствах Комиссия не усматривает в действиях Заказчика, Уполномоченного учреждения нарушений Закона относительно порядка разъяснения положений извещения о Закупке.

Вместе с тем Комиссией установлено следующее.

На основании части 1 статьи 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.

Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Согласно части 2 статьи 33 Закона описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

На основании части 3 статьи 33 Закона не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Таким образом, описание объекта закупки должно носить объективный характер, то есть быть продиктовано истинными (а не мнимыми) потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки установлением в закупочной документации заведомо неисполнимых требований либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц (при отсутствии доказательств действительной необходимости в установлении таких требований).

С другой стороны, описание объекта закупки - это фиксация заказчиком в документации о закупке качественных и количественных характеристик, признаков товара, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Такая фиксация требований заказчика позволяет идентифицировать объект закупки, установить результат, достижение которого признается со стороны заказчика должным исполнением контракта.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе следующую информацию: наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Частью 6 статьи 23 Закона установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования и ведения каталога), Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога).

Правилами использования каталога предусмотрено, в том числе следующее:

Каталог используется заказчиками в целях:

а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в извещении об осуществлении закупки;

б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки (пункт 2);

Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции) (пункт 4).

В свою очередь согласно пункту 10 Правил формирования и ведения каталога в позицию каталога включается, в том числе наименование товара, работы, услуги и информация, содержащая описание товара, работы, услуги.

Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением, в частности, случая осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 № 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 № 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (пункт 5 Правил использования каталога).

В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога) (пункт 6 Правил использования каталога).

Согласно извещению и иной документации о Закупке в рамках рассматриваемой Закупки предусмотрена поставка расходных материалов для гистологических исследований, в том числе лезвие микротома, одноразового использования. (Идентификатор: 150987044. КТРУ 32.50.13.190-00006972).

В пункте 6 Описания объекта установлены, в том числе следующие характеристики поставляемого товара «Лезвие микротома, одноразового использования» с обоснованием использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии:

 

п/п

Наименование показателя

Требуемое значение показателя

Обоснование использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии

  1.  

Лезвие микротома, одноразового использования

 

Код КТРУ: 32.50.13.190-00006972

    1.  

Длина, Миллиметр

80

Характеристика КТРУ

    1.  

Назначение

Для ленточных срезов

Характеристика КТРУ

    1.  

Толщина, миллиметр

0.23 и ≤ 0.27

Характеристика КТРУ

    1.  

Угол заточки, град.

35

Характеристика КТРУ

    1.  

Ширина, Миллиметр

8

Характеристика КТРУ

    1.  

Трехгранный тип заточки лезвия

Наличие

В соответствии с положением статьи 33 ФЗ-44 от 05.04.2013г. показатель установлен в целях обеспечения потребности заказчика и соответствует характеристикам товара нескольких производителей, присутствующих на рынке

    1.  

Специальное платиново-эпоксидное покрытие

Наличие

    1.  

Имеется направляющая для безопасной равномерной вставки лезвия в держатель.

Наличие

    1.  

Специальное отверстие для крепления рукоятки повторного использования лезвия для безопасной вырезки с двух сторон лезвия на расстоянии не более 1,8 см с боков и не ниже 2,5 мм с тупого края.

Наличие

    1.  

Встроенный в диспенсер лоток для отработанных лезвий.

Наличие

    1.  

Упаковка в полуавтоматическом диспенсере с салазковым механизмом передачи лезвия из диспенсера в держатель.

Наличие

 

Заказчик пояснил, что формирование Описания объекта Закупки, в отношении товара «Лезвие микротома, одноразового использования» осуществлялось в соответствии с нормами Закона и принятыми в рамках его реализации нормативно-правовыми актами.

Заказчиком использована позиция КТРУ 32.50.13.190-00006972, в Описании объекта Закупки содержатся требования к характеристикам товара, соответствующие потребностям Заказчика и не противоречащие статье 33 Закона, а также обоснование необходимости установления таких характеристик.

При формировании показателей и их значений Заказчик основывался на информации, полученной от производителей товара, соответствующего потребности Заказчика. Требованиям, установленным в описании объекта закупки, удовлетворяют товары производства, как минимум, трех производителей.

п/п

Наименование показателя

Производитель 1

Производитель 2

Производитель 3

Требуемое значение показателя

  1.  

Лезвие микротома, одноразового использования

Feather Safety Razor Co., Ltd, ЯПОНИЯ

Сакура (Sakura Accu-Edge), Япония

MUTO PURE CHEMICALS CO.,LTD, Япония

Код КТРУ: 32.50.13.190-00006972

Относительно конкретных требований к объекту Закупки, обжалуемых Заявителем, Заказчик пояснил:

- подпункт 1.6. пункта 6 Описания объекта закупки «Трехгранный тип заточки лезвия».

Трехгранный тип заточки лезвия является способом укрепления режущей грани лезвия с выполнением требований гистологической лаборатории по уменьшению нагрева образца от трения, возникающего при резке, и сохранению максимального количества диагностического материала от сокращения полученных подготовительных срезов. Определяется Заказчиком при визуальном осмотре.

- подпункт 1.7. пункта 6 Описания объекта закупки «Специальное платиново-эпоксидное покрытие». Наличие специального платиново-эпоксидного покрытия может быть проверено Заказчиком методом микроскопического исследования режущей кромки лезвия под микроскопом.

- подпункт 1.8. пункта 6 Описания объекта закупки «Имеется направляющая для безопасной равномерной вставки лезвия в держатель». Наличие направляющей для безопасной равномерной вставки лезвия в держатель легко может быть проверено, так как это конструктивная деталь корпуса диспенсера для лезвий. Данная характеристика важна для безопасности использования и хранения лезвий.

- подпункт 1.9. пункта 6 Описания объекта закупки «Специальное отверстие для крепления рукоятки повторного использования лезвия для безопасной вырезки с двух сторон лезвия на расстоянии не более 1,8 см с боков и не ниже 2,5 мм с тупого края».

Возможность дополнительного повторного использования лезвия на этапе вырезки гистологического материала в комплекте со специальной ручкой позволяет удлинить срок использования лезвия и повысить его полезность. Специальные отверстия позволяют надежно крепить лезвия в рукоятке, и избежать случайного выпадения, травмирования медицинского персонала.

Заказчик указал, что закупаемый товар не является эксклюзивным изделием медицинского назначения.

Комиссия отмечает, что Описание объекта Закупки содержит обоснование необходимости использования дополнительных характеристик, не предусмотренных КТРУ, касающихся подпунктов 1.6-1.11 пункта 6 Описания объекта Закупки.

Объем и содержание обоснования дополнительных потребительских свойств требуемых к поставке товаров, которые не предусмотрены в позиции каталога, на настоящий момент не регламентируется нормами Закона либо Правилами использования каталога.

Вместе с этим, такое обоснование должно позволять определить необходимость использования вышеуказанных дополнительных информации и свойств, поскольку подлежит составлению именно для этого.

В данном случае обоснование дополнительных характеристик носит формальный, поверхностный характер, оно не раскрывает потребность Заказчика и не свидетельствует о реальной необходимости в приобретении товара с установленными характеристиками, не является надлежащим, соответствующим положениям Правил использования каталога и требованиям Закона.

Следовательно, Описание объекта закупки извещения о Закупке в части определения технических, качественных характеристик товара составлялось Заказчиком не с соблюдением требований пунктов 5, 6 Правил использования каталога и является нарушением части 6 статьи 23, пункта 5 части 1 статьи 42 Закона.

Комиссия особо отмечает, что не умаляет права Заказчика на самостоятельное описание собственных потребностей в части определения наилучших для него характеристик (их значений) закупаемого оборудования.

При этом при обосновании своей потребности заказчики обязаны руководствоваться принципами действующего законодательства. Обоснование потребности заказчика должно быть исчерпывающим, носить объективный характер.

Вместе с тем, какого-либо обоснования установления спорных характеристик, подтверждающего объективную потребность Заказчика, не содержится как в Извещении о Закупке, так и не представлено на заседание Комиссии.

Таким образом, Заказчиком на заседании Комиссии УФАС не представлено документов и сведений (документально подтвержденных - паспорт товара, официальное письмо производителя, инструкция по эксплуатации и прочее), позволяющих Комиссии прийти к однозначному выводу о том, что совокупности установленных в Описании объекта Закупки требований к характеристикам приобретаемого товара (Лезвие микротома, одноразового использования) соответствуют товары каких-либо производителей.

Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям; при этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона).

Таким образом, из положений частей 1, 2 статьи 33 Закона следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы с одной стороны, повысить шансы на приобретение соответствующих товара, работы, услуги с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны не ограничить количество участников закупки.

Указанная позиция согласуется с пунктом 1 «Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017.

С учетом изложенного, в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об электронном аукционе должен установить такие требования к объекту закупки, которые бы учитывали специфику его деятельности, обеспечивали эффективное использование бюджетных средств, при соблюдении им установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение конкурентной среды при проведении закупок для государственных и муниципальных нужд. При этом установленные заказчиком требования к объекту закупки не должны соответствовать продукции одного производителя, поскольку это ведет к ограничению числа потенциальных участников закупки.

Частью 1 статьи 1 Закона определено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

В соответствии с частью 2 статьи 19 Закона, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из совокупности вышеуказанных норм следует, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей.

Следовательно, требования Описания объекта Закупки к приобретаемым товарам, с учетом целей и принципов контрактной системы, должны быть направленными на обеспечение обоснованной потребности Заказчика, не выходить за рамки стандартных требований для таких товаров, не допускать ограничения круга участников закупки.

В соответствии со статьей 8 Закона контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Частью 2 статьи 8 Закона установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

При таких обстоятельствах описание Заказчиком подобным образом объекта закупки повлекло к созданию необоснованных препятствий для неограниченного круга участников электронного аукциона, повлекших сокращение их количества ввиду исключения возможности участия в рассматриваемой закупке хозяйствующих субъектов, готовых поставить товар, отвечающий потребности Заказчика.

Учитывая вышеприведенные нормы Закона, законодательно не предусмотренное ограничение количества участников аукциона, которое может выражаться, в том числе в установлении в Извещении о Закупке вышеуказанных требований к товару, под которые подпадает лишь незначительная доля взаимозаменяемых товаров из числа присутствующих на рынке, исключает из числа потенциальных поставщиков, лиц, имеющих интерес добросовестного участника хозяйственного оборота, противоречит целям Закона.

Более того, учитывая, что ни Заказчиком, ни Заявителем не представлено доказательств того, что установленные в Описании объекта Закупки требования к товару «Лезвие микротома, одноразового использования» соответствуют товару хотя бы одного из существующих на рынке производителей, Комиссия не может прийти к выводу о том, что Описании объекта Закупки составлено в соответствии с положениями Закона.

В соответствии с пунктом 1 постановления правительства Тульской области от 23.12.2013 N 788 (ред. от 28.12.2021) «О централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Тульской области» (далее – Постановление N 788) на государственное казенное учреждение Тульской области «Центр организации закупок» возложены полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для:

1) государственных заказчиков, государственных бюджетных учреждений, государственных унитарных предприятий;

2) муниципальных заказчиков, муниципальных бюджетных учреждений, муниципальных унитарных предприятий и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, действующих от имени муниципальных заказчиков, соответствующих бюджетных учреждений, муниципальных унитарных предприятий и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, полномочия которых определены решениями органов местного самоуправления, при условии предоставления из бюджета Тульской области межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет указанных межбюджетных трансфертов;

3) автономных учреждений, осуществляющих закупки за счет субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности Тульской области (в том числе приобретение недвижимого имущества в государственную собственность Тульской области);

4) бюджетных, автономных учреждений, унитарных предприятий, осуществляющих закупки в пределах, переданных им государственными заказчиками полномочий в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 15 Закона.

Приложением к Постановлению N 788 утверждено Положение о порядке взаимодействия заказчиков, а также уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, полномочия которых определены решениями органов местного самоуправления, с государственным казенным учреждением Тульской области "Центр организации закупок" (далее – Положение).

В соответствии пунктом 6 Положения заказчики, в том числе исполняют следующие функции: осуществляют описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона.

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 6 статьи 23, пункт 5 части 1 статьи 42, пункт 1 части 2 статьи 42, часть 2 статьи 33 Закона.

Следовательно, в действиях должностного лица Заказчика, определившего содержание извещения Закупки с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Соответственно, рассмотренный довода жалобы, являются обоснованными.

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Р.Т.И. (вх. № 3162/24 от 22.05.2024) на действия государственного учреждения здравоохранения «Тульский областной клинический онкологический диспансер» при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку расходных материалов для гистологических исследований для ГУЗ "ТОКОД" (закупка № 0366200035624003407) обоснованной.

2. Признать Заказчика нарушившим часть 6 статьи 23, пункт 5 части 1 статьи 42, пункт 1 части 2 статьи 42, часть 2 статьи 33 Закона.

3. Выдать Заказчику, Уполномоченному учреждению, Аукционной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

4. Передать материалы данного дела соответствующему должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения в рамках административного производства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.

 

 

 

 

2024-2739

 

 

Связанные организации

ООО «РТС-ТЕНДЕР»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ГКУ ТО "ЦОЗ"
ИНН 7107541446, ОГРН 1137154005746
Государственное учреждение здравоохранения «Тульский областной клинический онкологический диспансер»
ИНН 7105015293, ОГРН 1027100685930