Предупреждение №2 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 02 О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КО... от 19 ноября 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDF06.11.2020 г. Тула
По итогам рассмотрения заявления прокуратуры города Тулы исх. № 1366-р от 10.08.2020 (вх. № 5206 от 10.08.2020), содержащего информацию о необоснованном отказе предпринимателям во включении мест размещения объектов, приближенных к ранее занимаемым местам на придомовых территориях для осуществления деятельности по реализации «питьевой воды» через нестационарные торговые объекты – автоматы, Тульским УФАС России установлены признаки нарушения управлением экономического развития администрации города Тулы (далее – Управление) пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в следующем.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Пунктом 3 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ установлено, что схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч.12. ст. 25 Устава муниципального образования город Тула размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся на территории муниципального образования город Тула (за исключением розничных рынков), осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территории муниципального образования город Тула и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов (далее – Схема размещения) разрабатывается и утверждается администрацией города Тулы в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти Тульской области.
В соответствии с пунктом 2.2. Положения «Об управлении экономического развития администрации города Тулы», утвержденного решением Тульской городской Думы от 27 ноября 2013 г. N 67/1537 "О Положении "Об управлении экономического развития администрации города Тулы", Управление осуществляет следующие функции:
- обеспечение формирования и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Тула;
- отбор хозяйствующих субъектов и размещение нестационарных торговых
объектов на территории муниципального образования город Тула;
- осуществление прав и обязанностей арендодателя земельных участков,
предназначенных для размещения и эксплуатации нестационарных торговых объектов, включая право на взыскание задолженности по арендной плате, взыскание
штрафов, пеней и возмещение сумм неосновательного обогащения за пользование указанными земельными участками.
Согласно статье 2 Федерального закона N 381-ФЗ порядок включения в схему размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее - Правила N772).
Включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества (пункт 2 Правил N772).
Включение объектов в схему размещения осуществляется в целях достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; размещения нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли; повышения доступности товаров для населения (пункт 3 Правил N 772).
Для включения объектов в схему размещения орган местного самоуправления направляет в органы, осуществляющие полномочия собственника имущества, заявление о включении объектов в схему размещения (пункт 4 Правил N 772).
В соответствии с пунктом 6 Правил N 772 для включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов орган, осуществляющий полномочия собственника имущества, рассматривает поступившее заявление в течение 30 рабочих дней и принимает решение о согласовании включения объектов в схему размещения или об отказе в таком согласовании.
Согласно пункту 8 Правил N772 основанием для отказа в согласовании включения объектов в Схему размещения является отсутствие неиспользуемых земельных участков, зданий, строений и сооружений, находящихся в государственной собственности, а также установленные законодательством Российской Федерации ограничения в их обороте.
Указанный пункт Правил N772 расширительному толкованию не подлежит и содержит исчерпывающий перечень оснований, которые могут служить причиной отказа во включении нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов.
В силу абзаца 7 п. 2.9.1 Правил благоустройства муниципального образования город Тула, утвержденных решением Тульской городской Думы от 31.01.2018 № 47/1156 (в ред. Решения ТГД от 28.05.2019 N 68/1589) запрещено размещение нестационарных торговых объектов на придомовых территориях многоквартирных домов, за исключением случаев, установленных действующим законодательством.
На основании решения Тульской городской Думы от 28.05.2019 № 68/1589 запрет на размещение нестационарных торговых объектов на придомовой территории многоквартирных домов вступил в силу с 01.01.2020.
Из материалов заявления прокуратуры г. Тулы следует, что субъектам предпринимательства, осуществляющим деятельность на придомовой территории, в том числе по реализации питьевой воды, в связи установленным запретом, предложено подать заявления на включение мест размещения НТО на территории МО г. Тула, приближенных к ранее занимаемым местам в схему размещения нестационарных торговых объектов.
Установлено, что в управление экономического развития администрации города Тулы поступили заявления о включении в схему размещения НТО киосков-автоматов по специализации «питьевая вода» с приложенными к ним схемами размещения НТО:
1. ООО «Ключ здоровья» от 22.03.2019 по 42 адресам;
2. ООО «Пятый элемент» от 18.06.2019 по 1 адресу;
3. ООО «Пятый элемент» от 27.06.2019 по 1 адресу;
4. ИП Архипова Ю.М. от 27.08.2019 по 1 адресу;
5. ИП Курина А.А. от 25.10.2019 по 1 адресу;
6. ИП Курина А.А. от 25.10.2019 по 8-ми адресам;
7. ИП Курина А.А. от 25.10.2019 по 1 адресу;
8. ООО «Ключ здоровья» от 29.10.2019 по 58-ми адресам;
9. ООО «Ключ здоровья» от 16.12.2019 по 3-м адресам;
10. ИП Курина А.А. от 19.12.2019 по 1 адресу;
11. ИП Курина A.A. от 24.12.2019 по 1 адресу;
12. ООО «Чистый ключ» от 30.12.2019 по 38-ми адресам;
13. ИП Курина А.А. от 21.01.2020 по 1 адресу;
14. ООО «Ключ здоровья» от 13.01.2020 по 2-м адресам.
Приказом комитета по предпринимательству и потребительскому рынку Тульской области от 17 февраля 2012 г. N 6 "О порядке разработки и утверждения органом местного самоуправления муниципального образования Тульской области схемы размещения нестационарных торговых объектов" утвержден порядок разработки и утверждения органом местного самоуправления муниципального образования Тульской области схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее – Порядок разработки и утверждения Схемы размещения).
В соответствии с пунктами 4, 5 Порядка разработки и утверждения Схемы размещения орган местного самоуправления муниципального образования Тульской области, определенный в соответствии с уставом муниципального образования, разрабатывает и формирует схему размещения нестационарных торговых объектов с учетом: необходимости обеспечения устойчивого развития территорий; достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; существующего расположения нестационарных торговых объектов; заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих намерения разместить нестационарные торговые объекты на территории муниципального образования.
Включение нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктами 13, 14, 16, 17, 18 Порядка разработки и утверждения Схемы размещения установлено, что изменения в схему размещения нестационарных торговых объектов вносятся на основании решения комиссии по рассмотрению заявлений о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования Тульской области не более одного раза в три месяца.
Комиссия по рассмотрению заявлений о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее – Комиссия) создается при органе местного самоуправления муниципального образования Тульской области, определенном в соответствии с уставом муниципального образования.
Для рассмотрения вопроса о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов заинтересованное лицо обращается в орган местного самоуправления муниципального образования Тульской области с заявлением.
В течение 5 (пяти) рабочих дней после поступления заявления от заинтересованного лица орган местного самоуправления муниципального образования Тульской области направляет его для рассмотрения на заседании комиссии по рассмотрению заявлений о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов.
Решения комиссии по рассмотрению заявлений о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов оформляются протоколом.
В течение 7 (семи) рабочих дней с момента принятия решения на заседании комиссии по рассмотрению заявлений о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов о нем должно быть письменно уведомлено заинтересованное лицо.
В течение 3 (трех) рабочих дней с даты проведения заседания комиссии по рассмотрению заявлений о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов орган местного самоуправления муниципального образования Тульской области разрабатывает проект муниципального правового акта о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов, который утверждается в установленном порядке.
Постановлением администрации города Тулы от 21 июня 2016 г. N 2730 «О создании комиссии по рассмотрению заявлений о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Тула» (в редакции постановлений администрации г. Тулы от 29.08.2017 N 2759, от 12.03.2019 N 747) создана Комиссия по рассмотрению заявлений о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Тула, утвержден ее состав и порядок работы (далее по тексту - Порядок работы Комиссии).
Согласно пункту 1.3. Порядка работы Комиссии Комиссия является совещательным органом, который в своей деятельности руководствуется Градостроительным кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, Федеральными законами от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 "Об утверждении правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов", Постановлением правительства Тульской области от 18.01.2017 N 10 "Об установлении нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Тульской области", Уставом муниципального образования город Тула, Постановлением администрации города Тулы от 26.03.2012 N 758 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Тула", решением Тульской городской Думы от 31.01.2018 N 47/1156 "О правилах благоустройства территории муниципального образования город Тула" и настоящим Порядком.
В соответствии с Порядком работы Комиссии организатором работы по внесению изменений в Схему размещения является управление экономического развития администрации города Тулы.
Для рассмотрения вопроса о внесении изменений в Схему размещения заинтересованное лицо обращается в Управление с заявлением.
После поступления заявления секретарь Комиссии в течение 5 (пяти) рабочих дней направляет данное обращение:
- Начальнику Управления - для подготовки заключения о целесообразности размещения НТО с учетом обеспеченности населения рассматриваемого микрорайона аналогичными видами товаров.
- Начальнику управления градостроительства и архитектуры администрации
города Тулы - для подготовки заключения о возможности размещения НТО с учетом
норм действующего законодательства, относящихся к компетенции управления градостроительства и архитектуры администрации города Тулы, и указания перечня организаций жизнеобеспечения города, с которыми необходимо согласовать размещение данного объекта.
- Начальнику управления по административно-техническому надзору администрации города Тулы - для подготовки заключения о наличии (отсутствии) нарушений Правил благоустройства территории муниципального образования город Тула при размещении НТО.
- Начальнику главного управления администрации города Тулы по соответствующему территориальному округу - для подготовки заключения о целесообразности размещения НТО с учетом мнений жителей и перспектив благоустройства округа.
- Руководителю специализированной организации, осуществляющей изготовление паспортов размещения НТО на основании действующего контракта -для подготовки заключения о возможности изготовления паспорта размещения НТО с учетом норм действующего законодательства.
- В министерство имущественных и земельных отношений Тульской области -
для рассмотрения возможности размещения НТО с учетом перспектив дальнейшего использования земельного участка.
Заключения от вышеуказанных лиц передаются в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней в Управление, которое направляет их секретарю Комиссии для подготовки повестки дня очередного заседания комиссии.
Заявления заинтересованных лиц и заключения указанных органов, рассматриваются на заседании Комиссии, которая принимает решения о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых: объектов на территории муниципального образования город Тула.
По результатам рассмотрения указанных материалов Комиссия принимает одно из следующих решений:
- о возможности включения объекта в Схему размещения;
- о невозможности включения объекта в Схему размещения.
Как установлено в ходе проведенной проверки с августа 2019 по июль 2020 года предпринимателями в Управление было поданы заявления о включении в схему размещения 191 места под размещение НТО по специализации «питьевая вода» на муниципальных земельных участках и неразграниченных территориях, из которых согласование на размещение и включение в схему НТО получено только в отношении 80 адресов размещения, при этом паспорта размещения НТО изготовлены Управлением только в отношении 29 объектов, в отношении 111 мест под размещение НТО комиссией принято решение о нецелесообразности их включения в схему размещения НТО.
Вместе с тем данные решения Комиссии об отказе внесения в схему указанных НТО являются необоснованными по следующим основаниям:
В протоколе Комиссии и ответах Управления (от 08.05.2019 № УЭР-2285, от l1'01'2020 № УЭР-62, от 28-04.2020 № УЭР-1193, от 28.04.2020 № УЭР-1195, от 28.04.020 № УЭР -1194, от 29.04.2020 № УЭР-1202, от 06.05.2020 № УЭР-1258, от 06.05.2020 № УЭР-1258, от 19.05.2020 № УЭР-1412) на заявления предпринимателей сообщается о нецелесообразности внесения в Схему размещения объектов, не содержится сведений о причинах отказа во включении указанных объектов в схему размещения НТО.
В протоколе отсутствуют сведения, документы, свидетельствующие о невозможности включения объектов в Схему размещения НТО.
Заключений от начальника Управления экономического развития о целесообразности размещения НТО с учетом обеспеченности населения рассматриваемого микрорайона аналогичными видами товаров; начальника управления градостроительства и архитектуры администрации города Тулы о возможности размещения НТО с учетом норм действующего законодательства, относящихся к компетенции управления градостроительства и архитектуры администрации города Тулы, и указания перечня организаций жизнеобеспечения города, с которыми необходимо согласовать размещение данного объекта; начальника управления по административно-техническому надзору администрации города Тулы о наличии (отсутствии) нарушений Правил благоустройства территории муниципального образования город Тула при размещении НТО; начальника главного управления администрации города Тулы по соответствующему территориальному округу о целесообразности размещения НТО с учетом мнений жителей и перспектив благоустройства округа; руководителя специализированной организации, осуществляющей изготовление паспортов размещения НТО на основании действующего контракта, о возможности изготовления паспорта размещения НТО с учетом норм действующего законодательства; министерства имущественных и земельных отношений Тульской области о возможности размещения НТО с учетом перспектив дальнейшего использования земельного участка - не имеется.
Комиссией, Управлением не указаны нормативные правовые акты федерального и местного уровня, подтверждающие обоснованность не включения спорных мест размещения нестационарных торговых объектов по реализации «питьевой воды» в схему размещения НТО.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что членами комиссии, Управлением экономического развития решение о возможности или невозможности включения требуемых предпринимателями объектов принимается на основании своего личного, субъективного мнения, которое не подтверждается правовыми основаниями.
При этом исчерпывающим перечнем оснований для отказа в согласовании включения объектов в Схему размещения, установленным Постановлением Правительства РФ от 29 сентября 2010 г. N 772, является отсутствие неиспользуемых земельных участков, зданий, строений и сооружений, находящихся в государственной собственности, а также установленные законодательством Российской Федерации ограничения в их обороте.
Кроме того администрацией города Тулы по запросу Тульского УФАС России (от 03.09.2020 исх. № 3/4826) представлены сведения о количестве и наименовании хозяйствующих субъектов, разместивших в настоящее время нестационарные торговые объекты по специализации «питьевая вода» на территории муниципального образования город Тула (вх.№ 6190 от 24.09.2020, исх. № 16109-к/1), из которых следует, что из 76 мест под размещение нестационарных торговых объектов 74 места предоставлены ООО "Ключ здоровья" (ИНН 7106068315), что может свидетельствовать об отсутствии объективности принятия Комиссией решений в согласовании включения объектов в Схему размещения и наличии необоснованного препятствования осуществлению деятельности иными хозяйствующими субъектами на данном товарном рынке.
В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о конкуренции сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке является самостоятельным признаком ограничения конкуренции.
Таким образом, необоснованные отказы управления экономического развития администрации города Тулы предпринимателям во включении мест размещения объектов, приближенных к ранее занимаемым местам на придомовых территориях для осуществления деятельности по реализации «питьевой воды» через нестационарные торговые объекты - автоматы, которые в силу введенного с 01.01.2020 запрета не могут размещаться на придомовых территориях, могут привести к сокращению числа хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность с использованием нестационарных торговых объектов, создают необоснованные преимущества в осуществлении деятельности ООО "Ключ здоровья" (ИНН 7106068315), недопущению конкуренции, необоснованным препятствиям к осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами на данном товарном рынке.
Пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Тульское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает о необходимости совершения действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, устранение последствий такого нарушения путем повторного рассмотрения (с учетом положений Федерального закона N 381-ФЗ, Федерального закона от 26.07.2006 № 135 «О защите конкуренции», Постановления Правительства РФ от 29 сентября 2010 г. N 772, а также с учетом положений настоящего предупреждения) заявлений предпринимателей о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Тула:
1. ООО «Ключ здоровья» от 22.03.2019 по 42 адресам;
2. ООО «Пятый элемент» от 18.06.2019 по 1 адресу;
3. ООО «Пятый элемент» от 27.06.2019 по 1 адресу;
4. ИП Архипова Ю.М. от 27.08.2019 по 1 адресу;
5. ИП Курина А.А. от 25.10.2019 по 1 адресу;
6. ИП Курина А.А. от 25.10.2019 по 8-ми адресам;
7. ИП Курина А.А. от 25.10.2019 по 1 адресу;
8. ООО «Ключ здоровья» от 29.10.2019 по 58-ми адресам;
9. ООО «Ключ здоровья» от 16.12.2019 по 3-м адресам;
10. ИП Курина А.А. от 19.12.2019 по 1 адресу;
11. ИП Курина A.A. от 24.12.2019 по 1 адресу;
12. ООО «Чистый ключ» от 30.12.2019 по 38-ми адресам;
13. ИП Курина А.А. от 21.01.2020 по 1 адресу;
14. ООО «Ключ здоровья» от 13.01.2020 по 2-м адресам.
Действия в соответствии с настоящим предупреждением необходимо совершить в срок до 15 декабря 2020 года
О выполнении предупреждения сообщить в Тульское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, представив подтверждающие документы.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с частью 7 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.
В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.