Решение б/н Решение от 4 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 071/06/105-624/2021

30.07.2021                                                                                                                г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

 

 

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью «Джули» (далее – Заявитель) вх. № 4206 от 23.07.2021) на действия администрации муниципального образования Ясногорский район при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту МУК "ЯЦКиД", расположенного по адресу: Тульская область, Ясногорский район, г.Ясногорск, ул.Горького, д.3 в рамках национального проекта "Культура" (закупка № 0366200035621003836) (далее – Конкурс), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576 (далее – Правила), при участии посредством видеоконференцсвязи:

-

-

-

 

УСТАНОВИЛА:

В Тульское УФАС России поступила жалоба  Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.

Из жалобы следует, что установленные в документации об открытом конкурсе в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту МУК "ЯЦКиД", расположенного по адресу: Тульская область, Ясногорский район, г.Ясногорск, ул.Горького, д.3 в рамках национального проекта «Культура» (закупка № 0366200035621003836)  (далее – конкурсная документация) критерии оценки заявок на участие в конкурсе влекут нарушение норм Закона, а также ущемление прав и законных интересов участников закупки.

1. В своей жалобе Заявитель указывает, что возможность подтверждения опыта участника закупки исполненными контрактами с ценой  исполненных обязательств по каждому контракту (договору) не менее 50% начальной (максимальной) цены контракта не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников закупки. Как указывает Заявитель, представленные потенциальными участниками закупки в подтверждение опыта контракты с ценой  исполненных обязательств по каждому контракту (договору) меньше от установленного требования будут оценены в 0 баллов, что препятствует выявлению участника закупки, предлагающего лучшие условия.

2. В своей жалобе Заявитель указывает, что ни нормами Закона, ни Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Правила № 1085) не закреплено право Заказчика ограничивать виды контрактов (договоров), которыми участник закупки может подтвердить свой опыт.

Заявитель полагает, что установление в конкурсной документации показателя оценки опыта работы, связанного с предметом контракта, выраженного в наличии у потенциального участника исполненных контрактов (договоров), заключенных в соответствии с Законом или Федеральным законом от 18.07.2011 №223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) влечет нарушение прав и законных интересов Заявителя.

При таких обстоятельствах Заявитель полагает, что Конкурсная документация содержит нарушение норм Закона, а также Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ.

Заказчик, Уполномоченное учреждение не согласились с доводами жалобы, представили в материалы дела письменные возражения, в которых пояснили, что установленные в Конкурсной документации критерии обоснованы и разумны.

Предусмотренные в Конкурсной документации критерии и порядок их оценки не препятствуют участию в Конкурсе, не предрешают исход закупки, не создают преимущества конкретному лицу, и направлены, прежде всего, на определение в качестве победителя конкурса лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика при выполнении работ по капитальному ремонту объекта.

В ходе заседания Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного учреждения поддержали позицию, изложенную в возражениях на жалобу.

Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правилами внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении Конкурса, Комиссия пришла к следующим выводам.

Извещение и конкурсная документация 02.07.2021 размещены в единой информационной системе в сфере закупок.

Начальная (максимальная) цена Контракта - 50 731 551,56 рублей.

Контракт по итогам Конкурса Заказчиком не заключен.

В соответствии со статьей 6 Закона контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Согласно части 1 статьи 32 Закона для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать, в том числе критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.

Согласно части 8 статьи 32 Закона порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

Согласно пункту 3 Правил № 1085, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Критерии оценки заявок на участие в конкурсе и величины их значимости, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, установлены в ЧАСТИ II  конкурсной документации, а именно:

№ п/п

 

Критерии оценки заявок на участие в конкурсе

Значимость критериев оценки, (%)

Значимость показателей, (%)

1.

Стоимостной критерий оценки

Цена контракта

60

 

2.

Нестоимостной критерий оценки

Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации

40

 

2.1.

Показатель по нестоимостному критерию оценки

Общее количество исполненных контрактов (договоров)

 

100

 

Сумма величин значимости критериев оценки

100

 

 

В соответствии с пунктом 27 Правил № 1085 показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

Согласно пункту 10 Правил  № 1085 в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

В соответствии с пунктом 13 Правил № 1085 не допускается использование заказчиком не предусмотренных указанными Правилами критериев оценки (показателей) или их величин значимости, за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 Правил.

Пунктом 28 Правил № 1085 установлено, что оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 Правил.

Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.

Заказчиком в конкурсной документации, как было указано выше, установлен нестоимостной критерий оценки заявки участника - «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» (далее «Квалификация участников» (НЦБi)). Значимость – 40%. Коэффициент значимости критерия – 0,4.

Часть II конкурсной документации также содержит условие: «Предложение участника закупки подтверждается следующими документами и информацией:

- копия (копии) исполненного (исполненных) за последние  5 лет в качестве генерального подрядчика/субподрядчика, предшествующих дате окончания подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, контракта(ов), договора(ов), в качестве генерального подрядчика/субподрядчика, соответствующих виду контракта, заключаемого по результатам закупки, к которому относится: контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта), с ценой исполненных обязательств по  каждому контракту (договору) не менее 50% от начальной (максимальной) цены контракта (далее – Контракты, подтверждающие квалификацию).

- копия (копии) документов, подтверждающих факт приемки выполненных работ по Контрактам, подтверждающим квалификацию;

- реестровый номер Контрактов, подтверждающих квалификацию, на сайте Единой информационной системы в сфере закупок «zakupki.gov.ru».

- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Копии Контрактов, подтверждающих квалификацию, должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью.

Представленные участником закупки Контракты, подтверждающие квалификацию, исполнение которых не подтверждено документально, не учитываются при оценке.

По выполнению работ участник закупки декларирует в заявке исполнение им Контрактов, подтверждающих квалификацию, представленного(-ых) по показателю критерия оценки».

Данный критерий, исходя из Части II конкурсной документации, состоит из одного подкритерия: «Общее количество исполненных контрактов (договоров)». Значимость – 100 %. Коэффициент значимости –1.

Также в рассматриваемом разделе указано, что непредставление в составе заявки на участие в конкурсе документов по критерию оценки квалификация участников закупки не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что участником закупки в качестве подтверждения опыта участника конкурса по успешному выполнению работ связанного с предметом контракта  могут быть представлены:

- контракты со стоимостью не менее 50% начальной максимальной цены контракта;

- контракты (договоры), заключенные в соответствии c Законом и (или) Федеральным законом №223-ФЗ.

При этом, Конкурсная документация не содержит такого основания для отказа претендентам в допуске к участию в проводимом конкурсе, как отсутствие опыта выполнения работ,  связанного с предметом контракта. Отсутствие опыта работы не является основанием для отстранения участника закупки от участия в определении поставщика. В рассматриваемом случае закупка проводится способом открытый конкурс в электронной форме, при котором победителем объявляется участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта, что определяется на стадии оценки, а не при подаче заявок. Возможность проиграть в конкурсе, не набрав нужное количество баллов, не может расцениваться как ограничение доступа к хозяйственной деятельности, иное документально не доказано.

1) Заказчик в ходе формирования Конкурсной документации посчитал для себя приемлемым тот факт, что в качестве подтверждения опыта участниками должна представляться копия (копии) исполненного (исполненных) за последние  5 лет, предшествующих дате окончания подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, контракта(ов), договора(ов),  сопоставимого характера и объема, с ценой исполненных обязательств по  каждому контракту (договору) не менее 50% от начальной (максимальной) цены контракта.

Тот факт, что подобное условие оказывает влияние на сужение количества потенциальных участников, Заявителем не доказан. С учетом изложенного данный довод жалобы Комиссия признает необоснованным.

2) Комиссия находит обоснованным вывод Заказчика о том, что требование к участнику конкурса о наличии у него опыта в выполнении именно государственных и муниципальных контрактов, заключенных в соответствии с Законом и Законом № 223-ФЗ является правомерным, поскольку информация о таких контрактах (включая сведения об исполнении таких контрактов, о начислении и об оплате штрафов в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по таким контрактам и др.), заключенных в соответствии с Законом и Законом № 223-ФЗ, размещена в единой информационной системе в сфере закупок и позволяет Заказчику своевременно в ходе рассмотрения заявок на участие в конкурсе, удостовериться в достоверности таких сведений.

Установление оценочного критерия, связанного с наличием у участника опыта работ по исполнению государственных и муниципальных контрактов, а также договоров (контрактов), заключенных в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ, не направлено на ограничение количества участников закупки, а является способом реализации потребности в выборе наиболее квалифицированного и опытного исполнителя работ.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.12.2010 № 11017/10 по делу № А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников аукциона, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции. Законодатель наделил заказчика правом самостоятельно устанавливать требования к претендентам, к составу их заявок и определять перечень документов, представляемых претендентами для подтверждения их соответствия установленным в документации требованиям, руководствуясь собственными потребностями. Исходя из приведенных положений Закона и Правил №1085, заказчик вправе самостоятельно определить в конкурсной документации используемые для оценки нестоимостные критерии оценки и предусмотреть формулу расчета количества баллов или шкалу оценки.

Опыт работы претендента позволяет судить о его квалификации и способности выполнить объем работ, предусмотренный закупочной документацией, в связи с чем использование названного критерия оценки, по мнению Комиссии,  является обоснованным.

Таким образом, требование Заказчика к участнику конкурса о наличии у него опыта в выполнении именно государственных и муниципальных контрактов является законным, поскольку опыта работы по контрактам, заключенным по правилам общих норм Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре на выполнение работ, по мнению Заказчика, недостаточно для подтверждения высокой квалификации участников объявленного конкурса.

Ввиду изложенного, указанный критерий и показатели (подкритерии) для его оценки соответствуют требованиям Закона и Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085.

Между тем, организации с иным опытом работы также могут участвовать в закупке, так как значения показателя нестоимостного критерия не препятствуют такому участию, не предрешают исход закупки, не создают преимущества конкретному лицу, поскольку предусматривают возможность участникам Конкурса конкурировать по всем критериям, установленным Заказчиком, а в данной ситуации направлены, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика при оказании услуг по объекту закупки.

Комиссия считает необходимым отметить, что требование о непринятии к оценке (с присвоением 0 баллов) контрактов (договоров) со стоимостью менее 50% начальной (максимальной) цены контракта не ограничивает круг потенциальных участников закупки, поскольку на дату окончания подачи заявок на участие в Конкурсе подано 4 заявки, все подавшие заявки участники допущены конкурсной комиссией к участию в Конкурсе.

Таким образом, доводы Заявителя о том, что нестоимостные критерии (показатели) ущемляют права потенциальных участников и создают неравные условия для разных категорий участников рынка несостоятельны, поскольку согласно Закону Заказчик самостоятельно определяет необходимость в установлении критериев (показателей) для размещаемых им закупок в целях выявления лучших условий исполнения контракта, что соответствует требованиям Правил и не противоречит требованиям Закона.

Следует отметить, что на момент рассмотрения жалобы у Комиссии отсутствуют доказательства, подтверждающие, что оспариваемые нестоимостные критерии ограничили конкуренцию, либо не позволили кому-либо из хозяйствующих субъектов, в частности Заявителю, подать заявку на участие в Конкурсе.

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Правилами, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Джули» вх. № 4206 от 23.07.2021) на действия администрации муниципального образования Ясногорский район при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту МУК "ЯЦКиД", расположенного по адресу: Тульская область, Ясногорский район, г.Ясногорск, ул.Горького, д.3 в рамках национального проекта "Культура" (закупка № 0366200035621003836)  не обоснованной.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.

 

Председатель Комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны