Решение (комиссия) №6349/23 решение от 9 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

решение

 

Министерство здравоохранения Тульской области Оборонная ул., д.114г, город Тула, Тульская область, 300045 minzdrav@tularegion.ru ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "КОНТИНЕНТ" пл. КОМСОМОЛЬСКАЯ, д. 6, оф/пом/эт. 05/I/1, вн.тер.г. МО КРАСНОСЕЛЬСКИЙ, г.Москва, 107140 info@kontinent.org.ru

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 071/10/104-1118/2023

07.11.2023

г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:

рассмотрев посредством видеоконференции обращение министерства здравоохранения Тульской области (далее – Заказчик, Министерство) (вх. № 8533/23 от 01.11.2023) о размещении информации об обществе с ограниченной ответственностью «Континент» (далее – Поставщик, Общество, ООО «Континент») (ИНН 7708359960; пл. Комсомольская, д. 6, оф/пом/эт. 05/I/1, вн.тер.г. МО Красносельский, г. Москва, 107140) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – реестр недобросовестных поставщиков) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 26.04.2023 № 2023.00321 на поставку медицинских изделий (кровать больничная), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (закупка № 0366200035623001579) (далее – Контракт), руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее – Правила ведения реестра), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее – Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), при участии: представителя Заказчика по доверенности; в отсутствие представителей Общества, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела;

        1. УСТАНОВИЛА:

В Тульское УФАС России поступило обращение Министерства о размещении информации об ООО «Континент» в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий (кровать больничная), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (закупка № 0366200035623001579) (далее – электронный аукцион), в связи с существенным нарушением Поставщиком условий Контракта.

В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в обращении Заказчика, а также на основании проведенной в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении данной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

26.04.2023 по итогам электронного аукциона между Заказчиком и Поставщиком заключен Контракт на сумму 6 406 699,78 рублей.

Согласно пунктам 1.1-1.3 Контракта Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку медицинских изделий – кровать больничная (код ОКПД2 - 32.50.50.190) (далее - Оборудование) в соответствии со Спецификацией (приложение № 1 к Контракту) и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке, сборке, установке, монтажу, вводу в эксплуатацию Оборудования, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов Заказчика, эксплуатирующих Оборудование и специалистов Заказчика, осуществляющих техническое обслуживание Оборудования, правилам эксплуатации и технического обслуживания в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) Оборудования (далее - Услуги), а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленное Оборудование и надлежащим образом оказанные Услуги.

Номенклатура Оборудования и его количество определяются Спецификацией (приложение № 1 к Контракту), технические показатели - Описанием объекта закупки (приложение № 2 к Контракту).

Поставка Оборудования осуществляется Поставщиком с разгрузкой с транспортного средства в соответствии с Отгрузочной разнарядкой (Планом распределения) (приложение № 3 к Контракту) (далее - Место доставки). Оказание Услуг осуществляется Поставщиком в Месте доставки в соответствии с Отгрузочной разнарядкой (Планом распределения) (приложение № 3 к Контракту).

 

 

В соответствии со Спецификацией (приложение № 1 к Контракту) к поставке необходим следующий товар:

 

п/п

Наименование Оборудования (марка, модель, год выпуска и другое)

Наименование Оборудования (в соответствии с регистрационным удостоверением)

Дата регистрации Оборудования и его регистрационный номер

Код позиции каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (при наличии)

Наименование

страны происхождения Оборудования

Ед. измерения

Количество, в ед.

1.

Кровать больничная


 


 

Производитель: Общество с ограниченной ответственностью «Реабилитик» (ООО «Реабилитик»), Россия

Кровать медицинская электрическая с регулировкой спинной, тазобедренной, икроножной секций и неподвижной промежуточной секцией Rebq4el с принадлежностями по ТУ 32.50.30-005-27127705-219

РЗН 2020/9724 от 05 марта 2020 года

32.50.50.190-00002314

Россия

Шт.

35

2.

Кровать больничная


 


 

Производитель: Общество с ограниченной ответственностью «Реабилитик» (ООО «Реабилитик»), Россия

Кровать медицинская электрическая с регулировкой спинной, тазобедренной, икроножной секций и неподвижной промежуточной секцией Rebq4el с принадлежностями по ТУ 32.50.30-005-27127705-219

РЗН 2020/9724 от 05 марта 2020 года

32.50.50.190-00002314

Россия

Шт.

1

 

ИТОГО

36

 

Пунктами 5.1, 5.2 Контракта среди прочего установлены следующие условия поставки товара:

Поставка Оборудования осуществляется Поставщиком в Место доставки в соответствии с Отгрузочной разнарядкой (Планом распределения) (приложение № 3 к Контракту) на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта, в течение 90 календарных дней с даты заключения Контракта.

Поставщик за 5 (пять) дней до осуществления поставки Оборудования в соответствии с Отгрузочной разнарядкой (Планом распределения) (приложение № 3 к Контракту) направляет в адрес Получателей уведомление о времени доставки Оборудования в Место доставки.

Фактической датой поставки считается дата, указанная в Акте приема-передачи Оборудования (приложение № 4 к Контракту).

Разделом 3 Контракта определены права и обязанности его сторон.

Положениями раздела 6 Контракта согласован порядок приемки товара.

Пунктом 12.1 Контракта предусмотрено, что Контракт вступает в силу с даты заключения и действует до 25 декабря 2023 г. (включительно).

Из представленных в материалы дела документов и сведений следует, что в установленный Контрактом срок Поставщик обязательства по Контракту не исполнил.

Представленная Заказчиком и Обществом в материалы дела переписка, осуществляемая между сторонами, заключившими Контракт, свидетельствует о следующем.

В соответствии с условиями Контракта ООО «Континент» обязалось в течение 90 календарных дней с даты заключения Контракта поставить Заказчику Оборудование, а именно - до 25.07.2023.

Письмом от 20.07.2023 Общество уведомило Заказчика о переносе сроков поставки товара. Указанное Поставщик обосновал тем, что в связи со сложившейся макроэкономической ситуацией и беспрецедентным санкционным давлением в адрес Российской Федерации, были нарушены действующие логистические цепочки и прекращено сотрудничество с рядом производителей из стран, входящих в список недружественных стран России.

При этом Общество заверило Заказчика, что поставка товара в его адрес будет осуществлена в кратчайшие сроки, но не позднее 20 ноября 2023 года.

В свою очередь, представитель Министерства отметил, что данный срок поставки не удовлетворяет потребность Заказчика, а также может привести к срыву региональной программы «Развитие системы оказания паллиативной медицинской помощи».

Ввиду того, что в согласованные сроки товар поставлен Обществом не был, 03.08.2023 Министерством в адрес ООО «Континент» направлено письмо № 15-02-01-32/14319 о необходимости выполнения условий Контракта.

По состоянию на «19» октября 2023 года ООО «Континент» не выполнило свои обязательства по Контракту.

Частью 8 статьи 95 Закона установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В силу пункта 1 и пункта 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается расторгнутым или измененным.

В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

На основании пунктов 12.3., 12.4. Контракта его расторжение допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и сроки, определенные статьей 95 Федерального закона о контрактной системе.

Вследствие того, что Поставщик не выполнил в полном объеме свои обязательства по поставке товара, Заказчик 19.10.2023 принял решение о расторжении контракта в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от «26» апреля 2023 г. № 2023.00321 (далее - Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта).

В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В силу части 14 статьи 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 названной статьи.

Анализ положений частей 12.1, 13, 14 статьи 95 Закона позволяет сделать вывод и о том, что целью соблюдения указанных требований Закона является надлежащее уведомление лица (поставщика, подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта для обеспечения права такого лица на устранение нарушения условий контракта, послужившего основанием для принятия указанного решения.

Заказчиком Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта сформировано с использованием единой информационной системы в сфере закупок 19.10.2023 16:44 (МСК) и поступило в адрес Поставщика 19.10.2023 16:44 (МСК).

Из представленных в материалы дела документов и сведений Комиссией следует, что с момента принятия Министерством Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в том числе с момента надлежащего уведомления Поставщика о принятии Заказчиком такого решения, и до момента вступления указанного решения в силу, Обществом не были предприняты меры, направленные на добросовестное исполнение условий Контракта, устранение нарушений условий Контракта, послуживших основанием для принятия Заказчиком указанного решения.

Посчитав, что Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу и Контракт является расторгнутым, Заказчик обратился в Тульское УФАС России с соответствующим обращением.

В свою очередь, ООО «Континент» в материалы дела представлены письменные пояснения относительно обращения Заказчика.

В указанных пояснениях Общество сообщает, что задержка в поставке больничных кроватей была вызвана объективными причинами.

Осознавая необходимость поставки качественного товара, Общество в рамках данного электронного аукциона предложило к поставке кровати производства ООО «Реабилитик», поскольку данный производитель отлично себя зарекомендовал на рынке медицинских кроватей, его изделия долговечны в использовании, имеют ряд преимуществ перед аналогами.

ООО «Реабилитик» не имеет возможности производить все комплектующие для своих кроватей, в связи с этим часть комплектующих данная организация заказывает у третьих лиц. Ряд производств комплектующих закрылись на территории Российской Федерации, часть производств, которые имели иностранный капитал, ушли с российского рынка.

В начале 2023 года ООО «Реабилитик» заключило договор поставки № 18/01-2023/1 от «18» января 2023 г. с ООО «Альфа Трейдинг», которое обязалось поставить комплектующие производства Сербии (страны, которая является дружественной к политике проводимой правительством Российской Федерации). Срок поставки - до 15 мая 2023 года.

В свою очередь, компания БЕАРКО ТРЕЙДИНГ ЛИМИТЕД, являющаяся поставщиком ООО «Альфа Трейдинг» по контракту № 1056 от 20 января 2023 года, обязалась поставить продукцию в адрес ООО «Альфа Трейдинг» до 10 мая 2023 года. Однако, несколькими письмами от 08 мая 2023 года, от 20 мая 2023 года, от 30 мая 2023 года компания БЕАРКО ТРЕЙДИНГ ЛИМИТЕД переносила сроки поставки, а письмом от 10 июня 2023 года заявила о том, что поставка не будет осуществлена и контракт расторгается в одностороннем порядке в связи с проблемами поставки товара на территорию Российской Федерации.

Письмом от 11 июня 2023 года ООО «Альфа Трейдинг» сообщило ООО «Реабилитик» о расторжении договора поставки. В этих условиях ООО «Реабилитик» было вынуждено искать новых поставщиков комплектующих.

01 июля 2023 г. ООО «Реабилитик» заключило контракт № BJ2023 с компанией BEIJING ZHONGHAIMINGDA INTERNATIONAL MEDICAL TECHNOLOGY CO., LTD (Китай), в соответствии с которым поставка комплектующих будет осуществлена в срок до 10 октября 2023 года.

Поставка осуществлена с задержкой. Груз из Китая ООО «Реабилитик» получило только в конце октября 2023 года.

Как сообщает ООО «Континент», на данный момент поставка комплектующих осуществлена и ООО «Реабилитик» приступило к сборке кроватей.

По утверждению ООО «Континент», ООО «Реабилитик» пыталось всеми силами получить комплектующие из иных источников (Турция, Казахстан), в связи с чем давало ООО «Континент» более ранние сроки исполнения обязательств. Однако, все комплектующие после тестирования были признаны не качественными.

Таким образом, ООО «Континент» приходит к выводу, что ООО «Реабилитик» всеми силами пыталось осуществить поставку требуемого товара, однако, по не зависящим от него обстоятельствам, возникли сложности с такой поставкой.

Поставщик отмечает, что он письмом от 20.07.2023 известил Министерство о переносе сроков поставки товара; заверил, что поставка товара в адрес Заказчика будет осуществлена в кратчайшие сроки, но не позднее 20 ноября 2023 года; просил оказать содействие в согласовании и подписании всех необходимых соглашений в рамках действующего Контракта.

Письмом от 13 октября 2023 года ООО «Континент» предложило Заказчику рассмотреть возможность по установке торцевых спинок на медицинские кровати в варианте более конструктивном и комфортном для использования как пациентом, так и персоналом, указав, что в данном случае оно предлагает к поставке товар с улучшенными характеристиками.

Кроме этого Общество отметило, что в настоящий момент кровати медицинские готовы к поставке.

На основании изложенного Общество просило информацию об ООО «Континент» в реестр недобросовестных поставщиков не включать, так как действия Поставщика не были направлены на несоблюдение условий Контракта.

Изучив обстоятельства, на основании которых принято Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, оценив действия сторон Контракта при его исполнении, Комиссия пришла к следующим выводам.

Частью 16 статьи 95 Закона установлено, что Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Согласно пункту 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

В силу части 7 статьи 104 Закона в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 13 Правил ведения реестра орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.

Пунктом 15 Правил ведения реестра установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр недобросовестных поставщиков, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:

а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлению его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещению в единой информационной системе;

б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

Частью 1 статьи 2 Закона определено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1. при существенном нарушении договора другой стороной;

2. в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

На основании пункта 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Заключенный сторонами Контракт по своей правовой природе является договором поставки, отношения по которому регулируются главой 30 ГК РФ и Законом.

Пунктом 1 статьи 525 ГК РФ предусмотрено, что поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.

В силу статьи 526 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

На основании пункта 2 статьи 525 ГК РФ к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Пунктами 1, 2 статьи 523 ГК РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускается в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 ГК РФ). Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товара ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товара.

Таким образом, в силу вышеприведенных положений ГК РФ, условие о сроках поставки товара является существенным для договора поставки.

При таких обстоятельствах, следует признать, что не поставка предусмотренного Контрактом товара в установленный Контрактом срок является нарушением его существенных условий, и нарушение данных условий Контракта фактически не позволило Заказчику получить требуемый результат в установленные сроки.

Факт неисполнения Обществом обязательств по Контракту в части своевременной поставки товара подтвержден Заказчиком и не опровергается доказательствами, представленными в материалы дела.

Допущенное Обществом нарушение, выразившееся в не поставке товара в согласованные сроки, признаются Комиссией существенными. Своим бездействием Общество нарушило условия Контракта и лишило Заказчика необходимых для осуществления его деятельности товаров.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не противоречит Закону и является обоснованным.

В обоснование своей позиции о направленности действий Общества на надлежащее исполнение условий Контракта ООО «Континент» ссылается не предвиденные обстоятельства, возникшие у его контрагента, ввиду сложившейся макроэкономической ситуацией и беспрецедентным санкционным давлением в адрес Российской Федерации, и не позволившим его контрагенту осуществить в адрес ООО «Континент» требуемых медицинских кроватей.

Между тем, указанное обстоятельство невозможно признать в качестве исключающего применение мер публичной ответственности к ООО «Континент» в связи со следующим.

В силу положений статьи 401 ГК РФ лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Таким образом, освобождение от ответственности наступает при доказанности того обстоятельства, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, которые характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределенностью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.

Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях, в свою очередь обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.

Также, по мнению Верховного суда Российской Федерации, под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы "нормального", обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах. Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, ее отличие от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2015 года N 306-ЭС14-7853 по делу N А65-29455/2013).

Соответственно, не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства.

Таким образом, для признания каких-либо обстоятельств непреодолимой силой необходимо доказать факт невозможности со стороны участника гражданского оборота повлиять на избежание данных обстоятельств.

В данном случае наличие такого факта материалами дела не подтверждается.

Действительно, с 22.02.2022 в Российской Федерации были введены внешнеэкономические санкции, что привело к изменению экономической ситуации, в частности нарушены действующие логистические цепочки и прекращено сотрудничество с рядом производителей из стран, входящих в список недружественных стран России, то есть произошли экономические процессы, возникновение которых нельзя было предвидеть.

Вместе с тем, Извещение о Закупке размещено в единой информационной системе 27.03.2023, то есть на момент подачи заявки Поставщику была известна сложившаяся экономическая ситуация, и при решении вопроса о своем участии в торгах, он должен был ее учитывать.

В соответствии со статьей 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.

Комиссия принимает во внимание тот факт, Общество, исходя из своей гражданско-правовой формы деятельности, является хозяйствующим субъектом и несет коммерческие риски при осуществлении предпринимательской деятельности, направленной на систематическое получение прибыли.

Поставщик, будучи профессиональным участником отношений по поставке медицинских изделий, мог и должен был разумно и добросовестно оценить условия поставки таких товаров, предусмотренные Контрактом, и реальность надлежащего исполнения обязательства в указанной части. Соответственно, приступив к исполнению договорных обязательств, Общество приняло на себя риски предпринимательской деятельности, установленные положениями статьи 401 ГК РФ.

Вместе с этим, недобросовестность юридического лица определяется не его виной, то есть субъективным отношением к содеянному, а исключительно той степенью заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обстоятельства и условиям оборота.

Те обстоятельства, на которые ссылается Общество (возникновение трудностей у его контрагента - ООО «Реабилитик» при поставке ООО «Континент» требуемых товаров), не отнесены к обстоятельствам непреодолимой силы; при принятии решения об участии в электронной конкурентной процедуре Общество, как профессиональный участник рынка, должно было осознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае в случае совершения, либо не совершения юридически значимых действий, приведших к неисполнению им условий Контракта.

Надлежащих доказательств отсутствия на рынке требуемых к поставке кроватей медицинских производства государств - членов Евразийского экономического союза ООО «Континент» в материалы дела не представлено. Равно как по информации самого Общества, к иным хозяйствующим субъектам (производителям, поставщикам), помимо ООО «Реабилитик», в официальном порядке с запросом на поставку требуемого товара производства государств - членов Евразийского экономического союза Общество не обращалось.

В свою очередь, Заказчик, инициировав закупку на поставку медицинских изделий (кровать больничная), вправе рассчитывать на получение указанного товара в полном объеме. Отсутствие товара у контрагента Общества не влияет на отношения сторон Контракта и по общему правилу не освобождает Поставщика от ответственности за нарушение обязательства перед Заказчиком.

При этом Заказчиком была предоставлена возможность ООО «Континент» исполнить взятые на себя обязательства по Контракту и поставить товар в полном объеме далеко за пределами срока поставки товара, предусмотренного Контрактом (до 25.07.2023); Заказчик настаивал на осуществлении поставки товара согласно условиям Контракта, однако на дату вступления Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (31.10.2023) Обществом обязательства по Контракту в полном объеме так и не были исполнены.

На основании изложенного, Комиссия пришла к заключению, что доказательств возникновения у Общества вследствие непреодолимой силы каких-либо обстоятельств, не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства и условия Контракта, в Тульское УФАС России не представлено.

Проанализировав документы и сведения, представленные в материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

1. Заказчиком нарушений установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещению в единой информационной системе не допущено.

2. В материалы дела Заказчиком представлены документы и информация, подтверждающие факты существенного нарушения Поставщиком условий Контракта.

3. По состоянию на момент вступления в законную силу решения Заказчика товар, отвечающий условиям Контракта, ООО «Континент» поставлен не был.

4. Поставщиком не представлены информация и документы, подтверждающие

принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; равно как не представлено доказательств того, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера.

Из положений Закона следует, что реестр недобросовестных поставщиков формируется в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков), следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Статьей 6 Закона к принципам контрактной системы отнесены в числе прочих результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок.

Как указано в пункте 42 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, по смыслу части 1 статьи 12 Закона заказчики, реализуя принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Одним из таких средств, обеспечивающих заказчикам возможность достижения требуемых результатов, является ведение реестра недобросовестных поставщиков участников (подрядчиков, исполнителей), в который включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Необоснованный отказ антимонопольного органа во включении указанных участников закупок в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) прямым образом затрагивает права заказчика, поскольку участие таких лиц в последующих закупках не позволит заказчику с оптимальными издержками добиться "заданных результатов", приведет к неэффективному использованию бюджетных средств и нарушению конкуренции.

Следовательно, решение вопроса о включении (отказе во включении) сведений в реестр недобросовестных поставщиков не является предметом усмотрения уполномоченного органа, а ведение данного реестра должно обеспечивать реализацию вышеуказанного публичного интереса.

Противоположный подход к толкованию положений Закона противоречит публично-правовым целям ведения реестра недобросовестных поставщиков, позволяя поставщикам, сорвавшим выполнение государственного (муниципального) контракта, сохранять право на участие в закупочных процедурах, ставя под угрозу удовлетворение государственных (муниципальных) нужд в будущем, затрудняя формирование должной конкурентной среды.

Так как ООО «Континент» не обеспечило соблюдение прав Заказчика относительно условий и срока исполнения Контракта, в рамках которого предусматривается эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению Контракта, то указанное, в свою очередь, влечет наложение на Общество санкции за недобросовестное исполнение Контракта.

При этом гражданским законодательством Российской Федерации установлен повышенный стандарт поведения субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, в гражданских правоотношениях (пункт 3 статьи 401 ГК РФ), предполагающий необходимость особой осмотрительности при приобретении и осуществлении ими гражданских прав, несоблюдение которого предполагает отнесение на субъекта предпринимательской деятельности соответствующих негативных последствий (определение Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2016 N 308-ЭС14-1400).

Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, являясь коммерческой организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность на свой риск (статья 2 Гражданского кодекса Российской Федерации), Заявитель, заключая с Заказчиком Контракт на соответствующих условиях и согласовывая срок поставки товара, мог и должен был оценить вероятность наступления негативных последствий в случае просрочки исполнения обязательств.

Как было отражено выше, в соответствии с пунктом 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Следовательно, неисполнение условий Контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействий, так и в их совершении по неосторожности, когда исполнитель по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению соответствующих норм и правил при исполнении Контракта.

В рассматриваемом случае недобросовестность Общества выразилась в непредусмотрительном, ненадлежащем (при отсутствии объективных препятствий) исполнении своих обязанностей, возникающих из требований Закона к процедуре исполнения Контракта.

Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение Поставщиком условий Контракта произошло по вине Заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий Контракта, либо по вине третьих лиц, не предоставлено.

Таким образом, наличие факта расторжения Контракта в связи с односторонним отказом Министерства по причине нарушения ООО «Континент» существенных условий Контракта является основанием для применения к нему меры государственного принуждения в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков. Оснований для освобождения Общества от публично-правовой ответственности за ненадлежащее исполнение Контракта Комиссией не установлено.

Оценка действий ООО «Континент», совершенных им в ходе исполнения Контракта, в совокупности и взаимосвязи явно свидетельствует о допущенных Обществом существенных нарушениях положений Контракта и необходимости на основании части 16 статьи 95, части 2 статьи 104 Закона, Правил ведения реестра включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.

При таких обстоятельствах, исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков информацию об обществе с ограниченной ответственностью «Континент» (ИНН 7708359960; пл. Комсомольская, д. 6, оф/пом/эт. 05/I/1, вн.тер.г. МО Красносельский, г. Москва, 107140) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта.

2. Датой включения информации в отношении общества с ограниченной ответственностью «Континент» в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Правил в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля (согласно Приложению № 1).

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

Дата события*

I раздел

Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика

II раздел

III раздел

Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы)

Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган

Фактическая дата направления заказчиком сведений

Итого просрочка

в днях по I разделу

Регламентированная дата принятия решения

Фактическая дата принятия решения

Итого просрочка в днях по II разделу

Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС

Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС

Итого просрочка в днях по III разделу

31.10.2023

02.11.2023

31.10.2023

0

01.11.2023

08.11.2023

07.11.2023

0

10.11.2023

09.11.2023

0

0

 

 

*Дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта.

 

 

 

2023-6870

 

 

Связанные организации

Министерство здравоохранения Тульской области
ИНН 7107006311, ОГРН 1027100971083
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "КОНТИНЕНТ"
ИНН 7708359960, ОГРН 1197746571769