Решение б/н РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы № 3/08-2018 ООО ... от 7 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

05.03.2018г.                                                                                                                               г. Тула

 

Комиссия Тульского УФАС России в

в присутствии:

- представителя ООО «РГК-Арсеньево» (доверенность от 08.02.2018г. № 1);

- представителей администрации муниципального образования Арсеньевский (доверенность от 20.02.2018г. № б/н), (доверенность от 20.02.2018г. № б/н),

рассмотрев 05.03.2018г. в 14 часов 00 минут после перерыва, объявленного 27.02.2018г. и продления срока принятия решения по жалобе ООО «РГК-Арсеньево» (301600, Тульская область, г. Узловая, пл. Советская, д. 5, этаж 2, пом. 12; далее - Заявитель)   в соответствии с частью 14.1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006   № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссией Тульского УФАС России на 7 рабочих дней (до 06.03.2018г.), жалобу № 3/08-2018, в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

13.02.2018г. в Тульское УФАС России поступила жалоба ООО «РГК-Арсеньево» на действия Организатора конкурса – администрации муниципального образования Арсеньевский район (301510, Тульская обл., п. Арсеньево, ул. Папанина, д. 6; ИНН 7121001065; ОГРН 1027103272954; далее – Организатор конкурса, Концедент) при организации и проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры (объекты теплоснабжения, тепловые сети, отдельные объекты таких систем), находящейся в собственности муниципального образования Арсеньевский район Тульской области (далее - Конкурс).

22.12.2017г сообщение № 221217/0002386/01 о проведении Конкурса было опубликовано на официальном сайте торгов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет - www.torgi.gov.ru (а именно: https://torgi.gov.ru/allLotsSearch/notificationView.html?notificationId=25500905&lotId=25501352&prevPageN=0).

Дата и время начала подачи заявок: 22.12.2017 09:00.

Дата и время окончания подачи заявок: 12.02.2018 16:00.

Дата и время начала представления конкурсных предложений: 21.02.2018 09:00.

Дата и время окончания представления конкурсных предложений: 25.05.2018 16:00.

Дата и время вскрытия конвертов с конкурсными предложениями: 29.05.2018 10:00.

Срок подписания протокола о результатах конкурса: 01.06.2018.

Конкурсная документация и Конкурсная комиссия утверждены постановлением администрации муниципального образования Арсеньевский район Тульской области от 19.12.2017 № 495.

Информация о поступлении жалобы размещена на официальном сайте Тульского УФАС России – http://tula.fas.gov.ru. Сканированный текст жалобы размещен во вложении к уведомлению о поступлении жалобы и приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу от 15.02.2018г.

Жалоба ООО «РГК-Арсеньево» была принята к рассмотрению Тульским УФАС России.

 

Краткое содержание жалобы.

Заявитель полагает, что Организатором конкурса были допущены следующие нарушения при организации и проведении Конкурса:

1. В нарушение п.2 ч.1 ст.23 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее – Закон № 115-ФЗ),  принимая во внимание позицию Минстроя России, изложенную в п. 3  Письма от 10.04.2015  № 10371-АЧ/04 (далее – Письмо), в Приложении № 1 к Конкурсной документации «Сведения о составе и описании имущества, входящего в состав Объекта Соглашения» ненадлежащим образом описано имущество, входящее в состав объекта Концессионного соглашения:

- в отношении всех объектов имущества отсутствуют описание типа системы, сведения о потерях ресурсов на объектах, сведения об износе, балансовой стоимости, о проведенных мероприятиях по ремонту;

- в отношении объектов движимого имущества также отсутствуют  сведения о сроке эксплуатации;

- в отношении объектов тепловых сетей также при указании протяженности отсутствуют  сведения о способе ее исчисления – в двухтрубном или однотрубном исчислении.

Кроме того, Приложение № 1 к проекту Концессионного соглашения (Приложение № 2 к Конкурсной документации) «Сведения о составе и описании имущества, входящего в состав Объекта Соглашения» отсутствует в полном объеме в размещенном комплекте конкурсной документации.

2. В нарушение п. 2 ч.1 ст.42 Закона №115-ФЗ, принимая во внимание позицию Минстроя России, изложенную в п. 2  Письма, Приложение № 3  к Конкурсной документации «Задание на создание и реконструкцию имущества, входящего в состав объекта Соглашения, минимально допустимые плановые значения показателей деятельности Концессионера с описанием основных характеристик  мероприятий по реконструкции» не содержит в полном объеме в отношении каждого объекта задания и основных мероприятий по созданию и (или) реконструкции объектов, их основных характеристик, подтвержденных результатами технического обследования передаваемых объектов, сроки работ, сроки ввода в эксплуатацию объектов.

В вышеуказанном Приложении № 3 содержится лишь ссылка на нижеследующие документы, содержание которых не раскрыто в тексте Конкурсной документации, а также отсутствует ссылка на какой-либо официальный источник их публичного размещения:

- схему теплоснабжения муниципального образования Астаповское Арсеньевского района Тульской области до 2028г.;

- схему теплоснабжения муниципального образования Манаенское Арсеньевского района Тульской области до 202г.8;

- схему теплоснабжения муниципального образования р.п. Арсеньево Арсеньевского района Тульской области до 2028г..

На предполагаемом, с точки зрения ООО «РГК-Арсеньево»,  источнике размещения информации – официальном сайте муниципального образования www.arsenyevo.tularegion.ru размещены схемы теплоснабжения с последней датой изменений указанных документов – 29.12.2016г. В разделах 4 «Предложения по новому строительству, реконструкции и техническому перевооружению источников тепловой энергии», разделах 5 «Предложения по строительству и реконструкции тепловых сетей», разделах 7 «Инвестиции в новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение»  всех 3 схем теплоснабжения отсутствуют строго определенно описанные характеристики работ по строительству и(или) реконструкции в отношении каждого объекта, подтвержденные результатами технического обследования, сроки работ, сроки ввода в эксплуатацию объектов. Кроме того, большинство указанных сроков выполнения работ уже истекли на момент размещения Концедентом сообщения о проведении Конкурса.

Приложение № 6 к проекту Концессионного соглашения (Приложение № 2 к Конкурсной документации) «Задание на создание и реконструкцию имущества, входящего в состав объекта Соглашения, минимально допустимые плановые значения показателей деятельности Концессионера с описанием основных характеристик мероприятий по реконструкции» отсутствует в полном объеме в размещенном комплекте конкурсной документации.

3. В нарушение ст.47 Закона №115-ФЗ в п.п.14,18 п.1.1. Раздела 1 Конкурсной документации указано, что основные мероприятия определяются на основании Конкурсного предложения Победителя. Однако, указанный параметр не является критерием Конкурса, а, следовательно, не может быть определен с учетом конкурсных предложений участников.

4. В нарушение п.12 ч.1 ст.46 Закона №115-ФЗ в Приложении № 4 к Конкурсной документации представлены отчеты о техническом обследовании передаваемого имущества, подготовленные с нарушением установленных требований, в частности, п.п.15,16,17  Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 21.08.2015 N 606/пр "Об утверждении Методики комплексного определения показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения (за исключением теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии, теплоносителя, а также источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе показателей физического износа и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, и Порядка осуществления мониторинга таких показателей".

5. В нарушение п.14 ч.1 ст.46 Закона № 115-ФЗ в Приложении № 10 к Конкурсной документации отсутствуют в полном объеме размещаемые на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" копии предложений об установлении цен (тарифов), поданных в органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, осуществляющие регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов), за три последних периода регулирования деятельности организации, осуществлявшей эксплуатацию передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.

6. В нарушение п.13 ч.1 ст.46 Закона № 115-ФЗ в Приложении № 9 к Конкурсной документации отсутствуют копии годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за три последних отчетных периода организаций, осуществлявших эксплуатацию передаваемого Концедентом имущества - ООО «Теплоэнергетик». По мнению Заявителя, размещенный «бухгалтерский баланс» ООО «Теплоэнергосервис» копией годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности не является.

7. В нарушение п.5 ч.1 ст.42 Закона № 115-ФЗ, принимая во внимание позицию Минстроя России, изложенную в п. 6  Письма, проект Концессионного соглашения (Приложение № 2 к Конкурсной документации) не содержит одного из существенных условий  - не регламентирует порядок, методологию определения размера и сроки возмещения фактически понесенных расходов при прекращении Концессионного соглашения, в т.ч. досрочно (п. 5.20, раздел 19 проекта Концессионного соглашения).

8. В нарушение п.2 ч.1 ст.23, п.п.2,4 ч.1 ст.42 Закона № 115-ФЗ в проекте Концессионного соглашения (Приложение № 2 к Конкурсной документации) в полном объеме отсутствуют Приложения №№ 1, 5, 6, 8, являющиеся существенными условиями Концессионного соглашения.

 

В ходе рассмотрения жалобы было установлено следующее.

На участие в Конкурсе было подано 2 заявки: ООО «Компания Коммунальной сферы» и ООО «Городской коммунальный сервис».

15.02.2018г. Конкурсной комиссией по проведению Конкурса, утвержденной постановлением администрации муниципального образования Арсеньевский район Тульской области от 19.12.2017  № 495, был составлен протокол вскрытия вышеуказанных заявок № 1.

Согласно информации, представленной в Тульское УФАС России администрацией МО Арсеньевский район, в настоящее время выставленные на конкурс объекты эксплуатируются ООО «РГК-Тула» на основании договора аренды от 26.09.2016 г. № 3 недвижимого муниципального имущества с администрацией муниципального образования Арсеньевский район, срок действия которого истек 30.10.2016г.

По мнению Организатора конкурса, ООО «РГК-Арсеньево» и ООО «РГК-Тула» являются взаимозависимыми лицами, в связи с чем «путем инициации данной жалобы ООО «РГК-Арсеньево» (ООО «РГК-Тула») пытается помешать проведению открытого конкурса с целью продолжения эксплуатации имущества теплосетевого назначения, что может поставить под угрозу начало отопительного периода 2018-2019 годов». Организатор конкурса, полагает, что так как ООО «РГК-Тула» и ООО «РГК-Арсеньево» заявок на участие в Конкурсе не подавали, за  разъяснениями положений Конкурсной документации к Организатору конкурса не обращались, данная жалоба является необоснованной. Кроме того, Организатор конкурса в письменных пояснениях от 19.02.2018г. исх. № 02-446  и в ходе рассмотрения настоящей жалобы указывал на то, что у ООО «РГК-Тула» имеются все необходимые сведения о выставленных на Конкурс объектах теплоснабжения.

Данный довод  Организатора конкурса отклоняется, так как жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а полномочия на обжалование и поводы обжалования указаны в ч.2 ст.18.1 указанного закона.

По существу доводов ООО «РГК-Арсеньево», указанных в настоящей жалобе Комиссия Тульского УФАС России установила следующее.

  1. Федеральным законом от 03.07.2016 N 275-ФЗ внесены изменения в Закон N 115-ФЗ, в соответствии с которыми указанный нормативный правовой акт был дополнен новой главой «Особенности регулирования отношений, возникающих в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем». Статья 46 указанного закона определяет особенности конкурсной документации, необходимой для проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения. Данные изменения вступили в силу с 01.01.2017г., тогда как письмо Минстроя России от 10.04.2015 № 10371-АЧ/04, на которое ссылается Заявитель в подтверждение своих доводов, издано в 2015 году.

Организатор конкурса в письменных пояснениях от 19.02.2018г. исх. № 02-446 указывает, что в связи с вышеизложенным «данное письмо не может разъяснять положения закона, в который внесены изменения после издания письма». С учетом изложенного, конкретный перечень сведений об объектах, выставленных на Конкурс, который должен быть указан Организатором конкурса, в действующем законодательстве Российской Федерации отсутствует, однако данных сведений должно быть достаточно для того, чтобы потенциальный участник Конкурса смог предоставить конкурсное предложение исходя из этой информации.

  Организатор конкурса полагает, что «описание объектов концессионного соглашения в конкурсной документации содержит все сведения, позволяющие однозначно идентифицировать указанные объекты».

Представитель Организатора конкурса на рассмотрении настоящей жалобы  20.02.2018г. устно пояснил, что в случае, если потенциальным участникам Конкурса не достаточно сведений об объектах в Конкурсной документации, они вправе лично осмотреть их.

Вместе с тем, Комиссия Тульского УФАС России полагает, что на основе визуального осмотра объектов (в том случае, когда неизвестна информация о дате установки оборудования, последнего ремонта объектов и т.д.) невозможно  оценить объем будущих работ исходя из технического состояния объектов. При этом ограниченные сведения, содержащиеся в Конкурсной документации, не позволяют потенциальным участникам Конкурса в полной мере оценить его состояние, объем необходимых работ и соответственно - подготовить конкурсное предложение.

С учетом изложенного, Комиссия Тульского УФАС признает данный довод обоснованным.

 

  1. Организатор конкурса в письменных пояснениях от 19.02.2018г. исх. № 02-446 ссылается на то, что согласно Постановлению Правительства РФ от 22.02.2012 N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения" схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализации не позднее 15 апреля года, предшествующего году, на который актуализируется схема. Предложения от теплоснабжающих и теплосетевых организаций и иных лиц по актуализации схемы теплоснабжения принимаются до 1 марта.

На официальном сайте муниципального образования по адресу: https://arsenyevo.tularegion.ru/upload/iblock/c3e/c3e0a7a671fdd22f33ecd02f20f6dacf.pdf администрация муниципального образования Арсеньевский район информирует о начале актуализации схем теплоснабжения муниципальных образований: р.п. Арсеньево Арсеньевского района; Манаенское Арсеньевского района; Астаповское Арсеньевского района. Предложения от теплоснабжающих, теплосетевых организаций и иных лиц по актуализации схем теплоснабжения принимаются в срок до 1 марта 2018 года.

В вышеуказанных письменных пояснениях Организатор конкурса указал: «учитывая, что согласно конкурсной документации срок подписания концессионного соглашения не может быть ранее 01.06.2018г., актуализированные схемы теплоснабжения р.п. Арсеньево, Манаенское, Астаповское Арсеньевского района будут приняты до его подписания».

В дополнительных письменных пояснениях от 21.02.2018г. исх. № 02-465 Организатор Конкурса указал, что Конкурс был объявлен до утверждения изменений в схемы теплоснабжения «с целью недопущения срыва отопительного периода 2018-2019 г., который начнется в октябре 2018 года. <…> до момента окончания конкурса, схемы теплоснабжения будут актуализированы».

В соответствии с п.2 ч.1 ст.46 Закона № 115-ФЗ в конкурсную документацию помимо условий, установленных ст. 23 указанного закона, также включается формируемое в соответствии с ч.2 ст.45 данного закона задание.

Согласно  ч.2 ст.45 Закона № 115-ФЗ задание формируется на основании утвержденных схем теплоснабжения, в части выполнения задач и достижения целевых показателей развития систем теплоснабжения, границ планируемых зон размещения объектов теплоснабжения и (или) объектов централизованных систем горячего водоснабжения, а также на основании данных прогноза потребления тепловой энергии, теплоносителя и (или) горячей воды. Задание должно содержать величины необходимой тепловой мощности, необходимой мощности (нагрузки) водопроводных сетей и сооружений на них в определенных точках поставки, точках подключения (технологического присоединения), точках приема, точках подачи, точках отведения, сроки ввода мощностей в эксплуатацию и вывода их из эксплуатации.

В отзыве от 01.03.2018г. исх. № 143 на вышеуказанные дополнительные письменные пояснения Организатора конкурса, ООО «РГК-Арсеньево» указывает, что «в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения" актуализации впоследствии схемы теплоснабжения на условиях уже заключенного концессионного соглашения является правом, а не обязанностью публичного образования – концедента. Условия конкурсной документации, в т.ч. проект концессионного соглашения, не содержат и не могут содержать обязанности концедента внести соответствующие изменения в схемы теплоснабжения, поскольку процедура актуализации схем теплоснабжения проходит обязательную процедуру публичных слушаний, обязать принять какое-либо решение неопределенному кругу лиц на которых не представляется возможным».

Комиссия Тульского УФАС России отмечает, что Закон N 115-ФЗ не предусматривает какого-либо «переходного периода», допускающего размещение конкурсной документации с нарушением требований п.2 ч.1 ст.46, ч.2 ст.45, п.2 ч.1 ст.42 Закона № 115-ФЗ по причине длительности конкурсной процедуры, в связи с чем размещение конкурсной документации с нарушениями вышеуказанных положений закона недопустимо.

С учетом изложенного, Комиссия Тульского УФАС признает данный довод обоснованным.

 

  1. В п.п.14,18 п.1.1. Раздела 1 Конкурсной документации указано, что основные мероприятия определяются на основании Конкурсного предложения Победителя.

Организатор конкурса в письменных пояснениях от 19.02.2018г. исх. № 02-446 указал, что данный параметр «не может являться критерием Конкурса, так как согласно п. 5.2 конкурсной документации Конкурсное предложение должно содержать обязательное приложение описания предлагаемых Участником конкурса мероприятий по созданию и Реконструкции Объекта Концессионного соглашения, обеспечивающих достижение предусмотренных заданием целей и минимально допустимых плановых значений показателей деятельности Концессионера, с описанием основных характеристик этих мероприятий, календарных графиков проведения соответствующих мероприятий, необходимых технико-экономических расчетов, обоснований, при этом обоснования и расчеты должны подтверждать техническую и экономическую реализуемость мероприятий».

В дополнительных письменных пояснениях от 21.02.2018г. исх. № 02-465 Организатор конкурса указал, что «применительно к оспариваемому конкурсу критериями являются:

1) предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществить концессионером, без учета расходов, источником финансирования которых является плата за подключение (технологическое присоединение);

2) долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера, к которым относятся:

а) базовый уровень операционных расходов, который устанавливается на первый год действия концессионного соглашения (расчет базового уровня операционных расходов в последующие годы действия концессионного соглашения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере государственного регулирования цен (тарифов);

б) показатели энергосбережения и энергетической эффективности;

3) плановые значения показателей деятельности концессионера.

Использование иных критериев конкурса не допускается».

В соответствии с п.1 ст.49 Закона № 115-ФЗ предусмотрено, что в конкурсном предложении для каждого критерия конкурса указывается значение предлагаемого участником конкурса условия в виде числового значения на каждый год срока действия концессионного соглашения. В дополнительных письменных пояснениях от 21.02.2018г. исх. № 02-465 Организатор конкурса также указал, что предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществить концессионером, указанный в конкурсном предложении, рассчитывается участником конкурса исходя из предложенных им мероприятий.

Вместе с тем, в соответствии с п.1 ч. 1 ст.47 Закона № 115-ФЗ одним из критериев Конкурса должен быть предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществить концессионером, без учета расходов, источником финансирования которых является плата за подключение (технологическое присоединение).

С учетом требований, предусмотренных Законом № 115-ФЗ  (в том числе п.2 ч.1 ст.46, ч.2 ст.45, п.2 ч.1 ст.42 Закона № 115-ФЗ), Комиссия Тульского УФАС России отмечает, что конкурсная документация должна  содержать соответствующее схеме теплоснабжения задание с описанием основных мероприятий и сроков их выполнения в отношении каждого объекта, а также предложение концедента о возможном предельном размере расходов, который должен будет понести концессионер при выполнении задания и который будет учтен при формировании тарифов потенциальному победителю Конкурса.

Таким образом, участник Конкурса в своем конкурсом предложении должен указать предлагаемое числовое значение (в т.ч. критерия Конкурса - предельного размера расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения), тогда как  самостоятельное указание участником Конкурса в конкурсом предложении предлагаемых мероприятий по созданию и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения может привести к противоречию его обязательному заданию, соответствующему схеме теплоснабжения и являющемуся неотъемлемой частью Конкурсной документации.

С учетом изложенного, Комиссия Тульского УФАС признает данный довод обоснованным.

  1. В соответствии с пунктом п.12 ч.1 ст.46 Закона № 115-ФЗ в конкурсную документацию включается, в том числе, копия подготовленного в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения отчета о техническом обследовании передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.

 Согласно п.п.15 Методики комплексного определения показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения (за исключением теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии, теплоносителя, а также источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе показателей физического износа и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, утвержденной Приказом Минстроя России от 21.08.2015 N 606/пр (далее – Методика) по итогам завершения технического обследования составляется отчет о результатах технического обследования (далее - отчет), содержащий результаты проведенного технического обследования, подписываемый уполномоченным лицом организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения.

Указанный отчет согласно пп.16  Методики должен содержать:

а) перечень объектов, в отношении которых было проведено техническое обследование;

б) перечень параметров, технических характеристик, фактических показателей деятельности организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, или иных показателей объектов теплоснабжения, выявленных в процессе проведения технического обследования;

в) описание выявленных дефектов и нарушений с привязкой к конкретному объекту с приложением фотоматериалов, результатов инструментальных исследований (испытаний, измерений);

г) заключение о техническом состоянии объектов системы теплоснабжения;

д) оценку технического состояния объектов системы теплоснабжения в момент проведения обследования;

е) заключение о возможности, условиях (режимах) и сроках дальнейшей эксплуатации объектов системы теплоснабжения;

ж) ссылки на строительные нормы, правила, технические регламенты, иную техническую документацию;

з) рекомендации, в том числе предложения по плановым значениям показателей надежности и энергетической эффективности, по режимам эксплуатации обследованных объектов, по мероприятиям с указанием предельных сроков их проведения (включая проведение капитального ремонта и реализацию инвестиционных проектов), необходимых для достижения предложенных плановых значений показателей надежности, и энергетической эффективности, рекомендации по способам приведения объектов системы теплоснабжения в состояние, необходимое для дальнейшей эксплуатации, и возможные проектные решения.

Согласно п.п.17 Методики в Предложения о проведении мероприятий (ремонт, восстановление, модернизация, замена) на объектах системы теплоснабжения формулируются с учетом:

а) количества аварийных ситуаций в течение срока эксплуатации;

б) технических характеристик объектов теплоснабжения, в том числе уровня потерь и энергетической эффективности;

в) расчетных остаточных сроков эксплуатации объектов теплоснабжения;

г) технико-экономической эффективности существующих технических решений в сравнении с лучшими отраслевыми аналогами и целесообразности проведения модернизации и внедрения наилучших существующих (доступных) технологий.

В нарушение вышеуказанных требований в Приложении № 4 к Конкурсной документации отчеты о техническом обследовании передаваемого имущества отсутствуют:

- перечень параметров, технических характеристик, фактических показателей деятельности организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения;

- фотоматериалы, результаты инструментальных исследований (испытаний, измерений);

- оценка технического состояния в момент проведения обследования;

- ссылки на строительные нормы, правила, технические регламенты, иную техническую документацию;

- заключение о возможности, условиях (режимах) и сроках дальнейшей эксплуатации объектов;

- рекомендации, в том числе предложения по плановым значениям показателей надежности и энергетической эффективности, по режимам эксплуатации обследованных объектов, по мероприятиям с указанием предельных сроков их проведения (включая проведение капитального ремонта и реализацию инвестиционных проектов), необходимых для достижения предложенных плановых значений показателей надежности, и энергетической эффективности, рекомендации по способам приведения объектов в состояние, необходимое для дальнейшей эксплуатации, и возможные проектные решения, сформированные с учетом: а) количества аварийных ситуаций в течение срока эксплуатации; б) технических характеристик объектов, в том числе уровня потерь и энергетической эффективности; в) расчетных остаточных сроков эксплуатации объектов; г) технико-экономической эффективности существующих технических решений в сравнении с лучшими отраслевыми аналогами и целесообразности проведения модернизации и внедрения наилучших существующих (доступных) технологий.

Организатор конкурса не представил в материалы жалобы каких-либо доказательств того, что ООО «РГК-Тула» препятствовало проведению Конкурса отказываясь предоставлять акты технического обследования администрации МО Арсеньевский район, что затруднило работу по подготовке отчетов о техническом состоянии передаваемого имущества.

Комиссия Тульского УФАС России также отмечает, что возможность  заинтересованных лиц ознакомиться с состоянием объектов не исключает обязанности Организатора конкурса по подготовке предусмотренной законодательством документации и проведению всех необходимых процедур.

С учетом изложенного, Комиссия Тульского УФАС России признает данный довод обоснованным.

 

  1. В соответствии с пунктом п.14 ч.1 ст.46 Закона № 115-ФЗ в конкурсную документацию включаются, в том числе, размещаемые на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" копии предложений об установлении цен (тарифов), поданных в органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, осуществляющие регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов), за три последних периода регулирования деятельности организации, осуществлявшей эксплуатацию передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, в случае наличия таких предложений.

В Приложении № 10 Конкурсной документации вышеуказанные копии отсутствуют, однако содержится ссылка на официальный Интернет-ресурс - Единый Портал ЕИАС (https://regportal-tariff.ru/).

Организатор конкурса в письменных пояснениях от 19.02.2018г. исх. № 02-446 указывает, что согласно Постановлению Правительства РФ от 05.07.2013 N 570 "О стандартах раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования" указанные сведения раскрываются ресурсоснабжающими организациями на официальный Интернет-ресурс (Едином Портале ЕИАС https://regportal-tariff.ru/).

Однако данное обстоятельство не лишает Организатора конкурса обязанности указания предложения об установлении цен (тарифов) организаций, осуществлявших деятельность по теплоснабжению с использованием комплекса объектов теплоснабжения, входящих состав в объекта Концессионного соглашения, в течение трех последних периодов регулирования.

Кроме того, Комиссией Тульского УФАС России установлено, что на момент рассмотрения настоящей жалобы на вышеуказанном портале (в разделе «Предложения об установлении тарифов» сферы «Теплоснабжение» по годам «2015», «2016», «2017») требуемая информация (в отношении регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения на территории Арсеньевского района)  фактически отсутствует.

С учетом изложенного, Комиссия Тульского УФАС России признает данный довод обоснованным.

 

6. В соответствии с пунктом п.13 ч.1 ст.46 Закона № 115-ФЗ в конкурсную документацию включаются, в том числе, копии годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за три последних отчетных периода организации, осуществлявшей эксплуатацию передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, в случае, если данная организация осуществляла эксплуатацию этого имущества в какой-либо момент в течение указанных периодов и была обязана вести бухгалтерский учет в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Организатор конкурса в письменных пояснениях от 19.02.2018г. исх. № 02-446 указал, что «в связи с технической ошибкой в Приложении № 9 размещен бухгалтерский баланс ООО «Теплоэнергосервис».

В соответствии с вышеизложенным Тульское УФАС России признает данный довод обоснованным.

 

7. В соответствии с пунктом п.5 ч.1 ст.42 Закона № 115-ФЗ Концессионное соглашение должно содержать, в том числе, порядок возмещения фактически понесенных расходов концессионера, подлежащих возмещению в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения и не возмещенных ему на момент окончания срока действия концессионного соглашения, в случае, если реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам).

Организатор конкурса в письменных пояснениях от 19.02.2018г. исх. № 02-446  указал, что «раздел 19 проекта Концессионного соглашения содержит порядок возмещения фактически понесенных расходов концессионера, подлежащих возмещению в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения и не возмещенных ему на момент окончания срока действия концессионного соглашения, предусмотренный п.5 ч.1 ст.46 115-ФЗ».

Согласно пункту 5.20. проекта Концессионного соглашения порядок, основания и сроки возмещения расходов Концессионера, подлежащих возмещению в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в иных случаях, в том числе при досрочном прекращении Соглашения, приведены в Разделе 19 Соглашения.

Вместе с тем, Комиссией Тульского УФАС России установлено, что проект Концессионного соглашения (Приложение № 2 к Конкурсной документации) и Конкурсная документация (в том числе, раздел 19 Конкурсной документации) не регламентируют порядок, методологию определения размера и сроки возмещения фактически понесенных расходов при прекращении Концессионного соглашения.

С учетом изложенного, Комиссия Тульского УФАС России признает данный довод обоснованным.

 

  1. Согласно п.2 ч.1 ст.23 Закона № 115-ФЗ Конкурсная документация должна содержать, состав и описание, в том числе, технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения и иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.

В соответствии с  п.п. 2, 4 ч.1 ст.42 Закона № 115-ФЗ Концессионное соглашение, в том числе, должно содержать следующие существенные условия:

- задание и основные мероприятия, определенные в соответствии со статьей 22 данного закона, с описанием основных характеристик таких мероприятий (пункт 2 данной нормы);

- плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плановые значения показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, плановые значения иных предусмотренных конкурсной документацией технико-экономических показателей данных систем и (или) (пункт 4 вышеуказанной нормы).

Комиссией Тульского УФАС России установлено, что в тексте проекта Концессионного соглашения (Приложение № 2 к Конкурсной документации) имеются ссылки на Приложения №№ 1, 5, 6,8 которые фактически отсутствуют в проекте Концессионного соглашения.

Организатор конкурса в письменных пояснениях от 19.02.2018г. исх. № 02-446  указал, что в проекте Концессионного соглашения (Приложение № 2 к Конкурсной документации):

«Приложение № 1. Сведения о составе и описание имущества, входящего в состав объекта Соглашения – аналогично Приложению № 1 к Конкурсной документации.

Приложение №5. Согласно Конкурсной документации плановые значения показателей деятельности Концессионера являются Критериями конкурса и определяются на основании Конкурсного предложения Победителя конкурса в соответствии со значениями, предусмотренными Приложением № 5 к Конкурсной документации.

Приложение №6. Задание на создание и реконструкцию имущества, входящего в состав объекта Соглашения, минимально допустимые плановые значения показателей деятельности Концессионера с описанием основных характеристик мероприятий по реконструкции – аналогично Приложению № 3 к Конкурсной документации

Приложение №8. Согласно Конкурсной документации объем валовой выручки Концессионера, получаемой в ходе реализации Концессионного соглашения, на каждый год срока действия Концессионного соглашения определяется по итогам рассмотрения и оценки Конкурсного предложения Победителя конкурса.

Таким образом, Приложения 5 и 8 не могут быть представлены в проекте концессионного соглашения до окончания конкурсных процедур, так как их состав определяется конкурсным предложением победителя».

В дополнительных письменных пояснениях Организатор конкурса от 21.02.2018г. исх. № 02-465 указал, что  «конкурсная документация содержит существенные условия Концессионного соглашения», представив следующую таблицу:

«Раздел 1 Конкурсной документации п. 1.1 носит наименование: Условия Конкурса (существенные условия Концессионного соглашения):

Наименование условия

Содержание условия

1

2

3

4.

Описание, в том числе технико-экономические показатели, Объекта Концессионного соглашения, Иного имущества

Имущество указано в приложении № 1 к конкурсной документации.

14.

Задание и основные мероприятия

Задание представлено в Приложении № 3 к Конкурсной документации.

Основные мероприятия определяются на основании Конкурсного предложения Победителя конкурса.

В вышеуказанных дополнительных письменных пояснениях Организатор конкурса также указал, что «установление в проекте Концессионного соглашения плановых значений показателей деятельности Концессионера (Приложение №5 к проекту концессионного соглашения), которое является критерием конкурса, считаем недопустимым» в связи с тем, что статьей 36 Закона № 115-ФЗ предусмотрено, что Концедент в течение пяти рабочих дней со дня подписания членами конкурсной комиссии протокола о результатах проведения конкурса направляет победителю конкурса экземпляр указанного протокола, проект концессионного соглашения, включающий в себя условия этого соглашения, определенные решением о заключении концессионного соглашения, конкурсной документацией и представленным победителем конкурса конкурсным предложением, а также иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами условия.

Кроме того, Организатор конкурса в дополнительных письменных пояснениях от 21.02.2018г. исх. № 02-465 указал, что  «до определения победителя конкурса, содержащиеся в его конкурсном предложении параметры концессионного соглашения (Приложение 5 и 8) заполнены быть не могут», ссылаясь на п.7 ст.49 Закона № 115-ФЗ, согласно которому при расчете валовой выручки на каждый год реализации Соглашения, получаемой Концессионером. (Приложение №8 к проекту концессионного соглашения) используются цены, величины, значения, параметры, содержащиеся в конкурсном предложении и установленные конкурсной документацией.

В соответствии с ч. 2 ст. 13 Закона № 115-ФЗ концессионные соглашения заключаются в соответствии с примерными соглашениями, предусмотренными частью 4 статьи 10 указанного закона, должны включать в себя существенные условия, установленные федеральным законодательством законами, и могут включать в себя не урегулированные этими примерными соглашениями и не противоречащие законодательству Российской Федерации и конкурсной документации условия.

В соответствии с п.6 Примерного концессионного соглашения в отношении систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.12.2006г. N 748, в сведения  об имуществе должны включаться, в том числе,  сведения о технико-экономических показателях,  техническом  состоянии, сроке  службы,  начальной,  остаточной  и   восстановительной   стоимости передаваемых объектов.
Комиссия Тульского УФАС России установила, что указанные характеристики в описании имущества в конкурсной документации (в т.ч. в проекте  концессионного соглашения) отсутствуют.
В отзыве от 01.03.2018г. исх. № 143 на вышеуказанные дополнительные письменные пояснения Организатора конкурса ООО «РГК-Арсеньево» сообщает, что в жалобе указывало «на отсутствие Приложений № 1 (описание имущества) и №  6  (задание) к проекту концессионного соглашения, а равно на отсутствие в тексте конкурсной документации ссылки об аналогичности содержания указанных приложений условиям и приложениям конкурсной документации, а в отношении Приложения № 5 (плановые значения показателей деятельности) и № 8 (объем валовой выручки) – на отсутствие даже незаполненной формы указанных приложений». 

В соответствии с вышеизложенным, Тульское УФАС России признает данный довод обоснованным.

 

С учетом вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия признает жалобу ООО «РГК-Арсеньево» обоснованной.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия принимает решение:

- о необходимости выдачи Конкурсной комиссии, утвержденной постановлением администрации муниципального образования Арсеньевский район Тульской области от 19.12.2017 г. № 495, обязательного для исполнения предписания об отмене протокола № 1 от 15.02.2018г. вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе;

- о необходимости выдачи Организатору конкурса обязательного для исполнения предписания о внесении изменений в Конкурсную документацию.

Оценив доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в рассмотрении жалобы и руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу № 3/08-2018 ООО «РГК-Арсеньево» обоснованной.
  2. Выдать Конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры (объекты теплоснабжения, тепловые сети, отдельные объекты таких систем), находящейся в собственности МО Арсеньевский район Тульской области, утвержденной постановлением администрации муниципального образования Арсеньевский район Тульской области от 19.12.2017  № 495, обязательное для исполнения предписание об отмене протокола № 1 от 15.02.2018г. вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе.
  3. Выдать Организатору торгов - администрации муниципального образования Арсеньевский район (301510, Тульская область, Арсеньевский район, п. Арсеньево, ул. Папанина, д. 6; ИНН 7121001065; ОГРН 1027103272954), обязательное для исполнения предписание о внесении изменений в Конкурсную документацию.

                                                

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 08

 

05.03.2018г.                                                                                                                              г. Тула

 

Комиссия Тульского УФАС России, руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 05.03.2018г. о признании жалобы № 3/08-2018 на действия Организатора конкурса – администрации муниципального образования Арсеньевский район (301510, Тульская обл., п. Арсеньево, ул. Папанина, д. 6; ИНН 7121001065; ОГРН 1027103272954; далее – Организатор конкурса) по проведению открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры (объекты теплоснабжения, тепловые сети, отдельные объекты таких систем), находящейся в собственности муниципального образования Арсеньевский район Тульской области, рассмотренной в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", обоснованной и в соответствии с частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Организатору торгов - администрации муниципального образования Арсеньевский район (301510, Тульская обл., п. Арсеньево, ул. Папанина, д. 6; ИНН 7121001065; ОГРН 1027103272954) в срок до 25.05.2018 года совершить действия, направленные на устранение нарушений требований порядка организации и проведения торгов - открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры (объекты теплоснабжения, тепловые сети, отдельные объекты таких систем), находящейся в собственности муниципального образования Арсеньевский район Тульской области, а именно:

- внести изменения в конкурсную документацию о проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры (объекты теплоснабжения, тепловые сети, отдельные объекты таких систем), находящейся в собственности муниципального образования Арсеньевский район Тульской области, путем приведения ее в соответствие с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".

 

О выполнении настоящего предписания сообщить в Тульское УФАС России не позднее пяти дней со дня его получения.

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

 

Примечание:

1. В соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" выданное организатору торгов предписание обязательно для исполнения.

2. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 09

 

05.03.2018г.                                                                                                                                  г. Тула

 

Комиссия Тульского УФАС России, руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 05.03.2018г. о признании жалобы № 3/08-2018 на действия Организатора конкурса – администрации муниципального образования Арсеньевский район (301510, Тульская обл., п. Арсеньево, ул. Папанина, д. 6; ИНН 7121001065; ОГРН 1027103272954; далее – Организатор конкурса) по проведению открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры (объекты теплоснабжения, тепловые сети, отдельные объекты таких систем), находящейся в собственности муниципального образования Арсеньевский район Тульской области (далее - Конкурс), рассмотренной в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", обоснованной и в соответствии с частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Конкурсной комиссии, по проведению открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры (объекты теплоснабжения, тепловые сети, отдельные объекты таких систем), находящейся в собственности МО Арсеньевский район Тульской области утвержденной постановлением администрации муниципального образования Арсеньевский район Тульской области от 19.12.2017 г. № 495 от 25.10.2017 № 205, совершить действия, направленные на устранение нарушения порядка организации и проведения торгов, а именно:

-отменить протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе на право заключения концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры (объекты теплоснабжения, тепловые сети, отдельные объекты таких систем), находящейся в собственности муниципального образования Арсеньевский район Тульской области № 1 от 15.02.2018г., составленный в ходе организации и проведения торгов.

 

 

О выполнении настоящего предписания сообщить в Тульское УФАС России не позднее пяти дней со дня его получения.

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:

1. В соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" выданное организатору торгов предписание обязательно для исполнения.

2. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны